Говорящие детали и символы в повести станционный смотритель кратко

Обновлено: 02.07.2024

История создания

Жанр и направление

Композиция

О чем?

Еще спустя время автор опять оказывается на станции доброго Самсона Вырина. Он узнает, что станцию расформировали, а бедный старик умер. Теперь в его доме живет пивовар и его жена, которая отправляет своего сына показать, где похоронен бывший смотритель. От мальчика рассказчик узнает, что некоторое время назад в город приезжала богатая барыня с детьми. Она также спрашивала про Самсона, а узнав, что тот умер, долго плакала, лежа на его могиле. Дуня раскаялась, но было уже поздно.

Главные герои

Проблематика

Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.

Главная мысль

О чем заставляет задуматься?

Автор как раз и заставляет задуматься над своим поведением. Он говорит, что надо быть внимательнее к другим, не стоит относиться к людям предвзято.

Также Пушкин заставляет нерадивых чад подумать о своих стариках, дает им наставление не забывать родителей, быть им благодарными. Семья – это самое ценное в жизни каждого человека. Именно она готова простить нам все, принять нас любыми, утешить и успокоить в трудный час. Родители – самые преданные люди. Она отдают нам все, и взамен ничего не просят, кроме любви и небольшого количества внимания и заботы с нашей стороны.

Произведение представляет собой одну из частей сборника под названием «Повести Белкина, созданного в период Болдинской осени автора, когда он вынужден оставаться в родовом поместье из-за сильного распространения в России смертельно опасной холеры.

По жанровой направленности произведение является повестью, написанной в сочетании двух стилей сентиментализма и реализма.

Повествование в повести осуществляется от имени постороннего наблюдателя, а композиционная структура выстраивается на основе общепринятых литературных канонов с использованием постепенного развития действия путем кульминации, переходящей в развязку.

Основной темой повести представляется изображение обездоленного человека, являющегося в общественном мнении маленьким представителем. При этом повесть характеризуется многогранностью тематической содержательности, поскольку помимо темы маленького человека раскрывается проблема нравственных взаимоотношений, а также любовная тема.

Основными героями произведения являются отец и дочь Вырины, представленные в образах простых людей Самсона и Дуни.

Самсон Вырин изображается в повести в качестве станционного смотрителя, доброго, общительного пятидесятилетнего мужчины, безмерно любящего собственную дочь, не жаждущего богатства и известности. Образ станционного смотрителя является хрестоматийным примером изображения маленького человека, неспособного противостоять жизненным обстоятельствам.

Дуня Вырина представляется в лице молодой, красивой, милой девушки, отличающейся наивностью, добротой, отзывчивостью, мечтающей о лучшей жизни.

Сюжетная линия произведения разворачивается в момент ухода Дуни из родного дома в связи с возникшим у нее любовным чувством к проезжему гусару, заставляющим ее забыть о собственном отце, которого она очень любит, однако ее влечет большое и светлое чувство.

После отъезда дочери Самсон опускается и становится обрюзгшим стариком, ищущим успокоения собственной души в алкоголе, который становится причиной его скорой смерти. Дуня приезжает в родной дом уже после смерти любимого отца, посетив его могилу и со слезами на глазах вспомнив собственную жизнь с родителем, раскаиваясь в отношении совершенного ею поступка.

Второстепенным персонажем повести представляется гусар Минский, описываемый в образе богатого человека, не привыкшего отказывать себе в удовольствиях, забравшего с собой девушку по причине собственной прихоти.

Отличительной особенностью произведения является использование автором средств художественной выразительности в виде лубочных картинок, передающих человеческую боль, тоску, отчаяние, страдания от потери собственного ребенка.

Своеобразием повести представляется изображение писателем проблемы одиночества, раскрывающейся посредством описания взаимоотношений родителей и детей.

Смысл повести заключается и необходимости проявления человеческой заботы, сострадания, милосердия по отношению к близким и родным людям.

Самсон Вырин

Станционный смотритель не был стариком. Ему было лет 45-50. Что называется, мужчина в расцвете лет. Он любил свою дочку, гордился ею и был счастлив до тех пор, пока на станции не появился гусар Минский, сманивший надежду и опору Самсона Вырина – Дуню. У смотрителя была надежда, что он вернет домой любимую дочь. Он отправился пешком до Петербурга.

В столице он остановился у старого своего приятеля, сослуживца. Это говорит о том, что Самсон Вырин бывал в Петербурге, знал город. С помощью приятеля он быстро нашел и Минского, и Дуню. Но Минский не позволил отцу встретиться с дочерью, фактически вытолкал в шею, когда отец пришел в дом, где Минский снимал для Дуни комнату.

Случившееся надломило смотрителя. Он переживал за свою дочь, начал пить. Вскоре закрыли почтовый тракт, и старый смотритель остался не у дел. Служба еще как-то заставляла смотрителя держать себя в руках, общение с проезжими отвлекало от тяжких мыслей. А оставшись без занятия, старый смотритель совсем сдался, стал пить без меры и вскоре умер.

Популярные сочинения

  • Сочинение Максим Максимыч в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика)
    Максим Максимыч — второстепенный, но очень важный персонаж для раскрытия образа Печорина. Он является его полной противоположностью.
  • Выбор профессии — сочинение 11 класс
    Перед каждым из нас рано или поздно встает вопрос о том, какую выбрать профессию. Это очень важный выбор, ведь от того на сколько грамотно он будет сделан зависит дальнейшая жизнь человека.
  • История России в произведениях Пушкина — сочинение
    Безусловно, чтобы ни писал Александр Сергеевич Пушкин, это так или иначе будет связано с историей России, ведь все его произведения отражают эпоху, в которую творил великий писатель. XIX век с его культурой, традициями и бытом

Дуне в начале рассказа было не более 14 лет. Это была бойкая, энергичная и хозяйственная девушка. Она помогала отцу на станции. Готовила чай, иногда еду, если проезжающие задерживались из-за нехватки лошадей. Она умела находить общий язык с проезжающими, гневливых успокаивала.

Как изменился Вырин…

Минский

Проблематика

Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.

Рассказчик

При изучении этой повести целесообразно обратиться к биографии поэта: какие события в его личной жизни происходили во время создания произведения или предшествовали ему, в каком состоянии духа, с каким настроением принимался он за свой литературный труд.

Жизнь простого, незаметного человека в любой момент может быть сломана, растоптана сильными мира сего. И Пушкин не остаётся равнодушным к этой болезни общества, не в силах забыть о ней даже в такой момент жизни, когда для любого другого человека мрачные стороны общественного бытия отодвинулись бы на второй план. Пушкин в сравнительно небольшом произведении глубоко раскрывает социальные причины конфликта и трагедии в жизни главного героя повести, открывает тем самым новую страницу в истории русской литературы, подготавливая почву для творчества Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и других писателей.

К простым, небогатым людям рассказчик относится сочувственно, понимает их, видит их достоинства. Позиция рассказчика, его психологическая зоркость, чуткость к незаметным явлениям проясняют многие события, поступки героев.

Описание внешности Самсона Вырина даётся в динамике. Сравнивая два портрета одного и того же человека, можно задуматься над тем, о чём могут свидетельствовать перемены, которые произошли во внешности смотрителя всего за три-четыре года, каковы причины таких перемен.

Дуня привлекает не только своей внешностью. Природный ум позволил ей использовать для своего развития общение с образованными людьми, которые останавливались на их станции. Пушкин, принадлежавший к известному древнему дворянскому роду, подчёркивает мысль о том, что и простые люди способны усвоить непривычную для них культуру, сравняться с теми, кто хвалится своим происхождением.

Вот и Минский надеется, что так просто откупится от отца, для которого после смерти жены любимая дочь осталась единственным утешением. Но у простых людей были иные, истинно нравственные представления о взаимоотношениях людей, основанные не на денежных расчётах, а на уважении и доверии. Что касается обещаний Минского, то как может Самсон Вырин верить человеку, так коварно обманувшему его? Да и не было на памяти смотрителя ни одной благополучной судьбы у девушек простого звания, похищенных богатыми повесами.

Минский хочет, чтобы его избранница порвала с прежней жизнью, а значит, и с родным отцом, которого гусар и за человека-то не считает, потому что у того нет ни богатства, ни знатности, и который может бросить тень на него, Минского. В угоду блестящему, но бездушному миру, куда он ввёл Дуню, её похититель навсегда разлучает отца с любимой дочерью.

Как вы думаете, почему отец не получал от Дуни никаких известий? Можно винить Дуню, забывшую отца, можно — Минского, очевидно, запрещавшего ей общаться с близким человеком. Отметим, что для второго вывода в повести есть основания: вспомним, как Минский старается убедить отца Дуни, будто у того теперь нет ничего общего с дочерью. Он хочет, чтобы Дуня забыла отца, человека низшего круга в сравнении с тем обществом, в котором вращается Минский. А предположение о виновности героини будет опровергнуто, когда мы обратимся к финалу произведения и убедимся, что Дуня помнила об отце, она не стала бездушным, безразличным человеком и тяжело переживала смерть отца.

То, что Дуня не отреклась от отца, утешило рассказчика. Вот почему не жалеет он (а сначала, не зная, пожалел) ни о поездке, ни об истраченных на неё деньгах.

С образом Дуни связана проблема отцов и детей, проблема высших нравственных ценностей. Чтобы понять замысел автора, потребуется экскурс в изображаемую эпоху, когда женщина, а тем более совсем юная девушка не была полноправной и могла жить только в семье (с родителями или, после венчания, с мужем). Без такой защищённости общество отторгало её.

Минский, конечно, добивался, чтобы дочь смотрителя ради так называемого приличия забыла об отце. И всё же несколько лет спустя Дуня — Авдотья Самсоновна — теперь богатая барыня, приезжает со своими детьми в родные места, к отцу, которого так любит, и, узнав, что он умер, горько рыдает.

И последняя фраза, которой рассказчик заканчивает своё повествование, позволяет догадываться, как рад он известию о том, что Дуня не забыла отца. Даже в новой среде, роскошной, но равнодушной, она сохранила большое человеческое чувство — привязанность к отцу, который так любил её.

Использованы материалы книги: М.Б. Ганженко, Ж.Н. Критарова, А.Д. Жижина. Литература. 7 класс. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014

Краткое содержание


После рассказчик описывает Вырина, который находится на должности смотрителя. Автор попал на эту станцию по воле случая. Здесь он познакомился непосредственно со смотрителем, а также его дочкой Дуней. Рассказчик отмечает, что юная особа довольно привлекательна.

Дуня присматривала за ним. Гость быстро пошел на поправку и начал собираться домой. На прощание гусар предложил подвести девушку до церкви, однако обратно она не вернулась. Через время Вырин узнал, что юноша не был болен, просто претворялся, чтобы хитростью заманить Дуню и отвезти в Питер.

Пешком Самсон идет в северную столицу и пытается отыскать мужчину. Найдя гусара, он попросил отдать девушку, однако получает отказ. После бедный отец отыскивает дом, где похититель держит Дуню. Он заметил ее, она богато одета, Вырин любуется дочкой. Когда она подняла голову и увидела отца, то испугалась и упала на ковер, после гусар прогнал несчастного старика. Далее смотритель уже никогда не видел дочку.

Еще через какой-то промежуток времени рассказчик опять приезжает к Самсону, где узнал, что станцию распустили, а смотритель скончался. В его доме проживает пивовар с супругой, последняя отправляет сына показать, в каком месте похоронили Вырина. От мальчика автор узнал, что в один из дней в город приехала зажиточная барышня с детьми. Она тоже спрашивала про смотрителя, а когда узнала, что он скончался, долго рыдала на могиле. Дочь раскаялась, однако было уже поздно.

Жанр и композиция

Структура произведения дает возможность читателю посмотреть на окружающий мир глазами автора, в его словах скрыта непосредственно личность Александра Сергеевича:

Что-то наподобие эпилога собой представляет последний визит, когда Вырин уже умер. В нем рассказывается о раскаяниях его дочки.

История написания

В 1830 г. Пушкин приезжает в Болдино, чтобы уладить определенные финансовые вопросы. Он уже хочет возвращаться домой, но в стране в это время начинается эпидемия холеры, и отъезд пришлось задержать на довольно продолжительное время.

Его писатель завершил 15 сентября.

Во время принудительного заключения автор очень сильно тоскует от расставания с очередной дамой сердца, потому муза Пушкина была безрадостна и часто настраивала на грустные мотивы.

Основная тематика

Пушкин Александр Сергеевич

Год написания и публикации — Повесть написана в 1830 году, а опубликована в 1831 году.
История создания — Пушкин написал это произведение в момент изоляции, вследствие распространения эпидемии холеры. Он очутился на карантине в имении Болдино, где провел несколько месяцев. Этот период жизни оказался творчески очень плодотворным.
Жанр — Для Пушкина данное произведение – это повесть. Специалисты считают, что оно больше похоже на маленький роман из-за его психологической направленности и глубины.
Направление — Реализм, сентиментализм.
Основная идея — Автор показывает, как непросто бывает человеку, покинутому близкими людьми. Пушкин изображает трагический финал подобных отношений. История заставляет задуматься каждого человека, поскольку у всех нас есть родители и родные люди.
Тема — Взаимоотношение близких людей – родителей и детей.
Проблема — Не всегда родитель понимает желания ребенка, а ребенок не понимает, какую травму наносит родителю, если относится к нему безразлично, холодно.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Взаимоотношение родителя и ребенка.

Проблема: Конфликт отцов и детей.

Я осуждаю поведение Дуни, которая так обошлась с отцом. Она не думала о своем престарелом родителе, мне не нравятся такие люди, я их не могу понять.

Хотя, кое-что в девушке мне понятно. Нередко, дети рвутся в новое и неизведанное, а родители стопорят их. Дуня понимала, что отец не отпустит ее. Возможно, именно это заставило девушку так жестоко обойтись с отцом. Я думаю, что им стоило обсудить этот вопрос вместе. Отец родной – это не зверь, возможно, он дал бы согласие на ее отъезд. Если даже она и уехала без спроса, то можно было бы наведаться к отцу, спустя время, рассказать о своей благополучной жизни, успокоить его. Их воссоединение произошло, но тогда, когда старика уже не было в живых.

2. Тема: Тема одинокого человека

Проблема: Если человек внутренне одинок, то он зависит от своих близких, друзей, знакомых. Если близких не окажется рядом, и судьба оставит его наедине с самим собой, то такой человек теряет смысл жизни. И возможны разочарование и трагический финал.

Я считаю, что Самсон был слишком зациклен на своей дочери. У него умерла жена, но в те годы он был еще бодрым и крепким мужчиной. Думаю, что ему стоило позаботиться о своей личной жизни, найти себе женщину, хозяйку своего дома.

Читая о том, что Самсон отправился пешком в Петербург, становится не по себе. Он терпит такие лишения ради того, чтобы увидеть дочь. Он находит Дуню в объятиях Минского и может успокоиться – его дочь счастлива. Самсона это не удовлетворяет, он продолжает представлять, что впоследствии гусар выгонит ее. Я думаю, что старик мог успокоиться, когда увидел, что с Дуняшей все хорошо.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

От начала и до конца повесть пропитана пафосом сочувствия и сострадания. В начале повести автор рассказывает о несправедливом отношении к станционным смотрителям. Затем он описывает счастливую семейную жизнь Самсона и его дочери, которая будет контрастировать с дальнейшим описанием самого Самсона и его жилища. Чувствуется, что старик сломан своим горем, что не в таких красках он видел дальнейшую судьбу своей дочери. Рассказчик успокаивается лишь в тот момент, когда узнает о приезде дочери к старику, пусть даже его уже нет в живых. Мы сочувствуем Самсону вместе с Пушкиным, нам жаль старика, его истерзанной жизни.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

В начале повести чувствуется единение образов отца и дочери, а далее образ Самсона, у которого своя правда, противопоставлен образам гусара и Дуняши, у которых правда своя. Их образы приходят к единству только в конце повести, когда Дуня приезжает на могилу отца.

п.4. Литературные приёмы

Важное место в каждом произведении отводится символам, аналогиям, ассоциациям. Читая повесть, мы ощущаем аналогию неблагодарной должности станционного смотрителя, которым понукает каждый из приезжих, и неблагодарности дочери Самсона.

Интересно рассмотреть имя героя повести – Самсон Вырьин. У него библейское имя, которое говорит высоких стремлениях человека. Фамилия же его неинтересна и невыразительна, свидетельствует о его низком социальном статусе. Он именно таким и представляется мне.

Кладбище, где был похоронен Самсон было убого и пустынно, как и его жизнь, весь смысл которой заключался в его Дуне. Не хочется так зависеть от другого человека, иначе можно очутиться в ситуации Самсона.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – конфликт отцов и детей. Самсон считает, что знает, какая жизнь для его дочери будет лучшей. Дуня же другого мнения, поэтому она тайно сбегает с гусаром из родительского дома. Отец и дочь не понимают друг друга – у них обоих разные представления о жизни.

Ход урока

1. Слово учителя. Вы уже записали дату и тему урока. Обратили ли вы внимание на то, что в конце темы урока знак препинания не поставлен?

- Какой знак препинания можно поставить?
- Что означает вопросительный знак?
- Давайте сформулируем цель урока.
- Как вы понимаете слово своеобразие?
- То есть это какой-то инструментарий, которым пользуется автор при создании своего произведения.

2.Учащийся у доски ведет опрос одноклассников по знанию средств выразительности и прикрепляет таблички с названиями на доску.

3.Учитель предлагает детям выбрать форму работы на уроке (индивидуальную, в парах сменного состав, групповую). Учащиеся выбирают работу в парах и групповую.

4. Учитель:

- Какие проблемы, поднимаемые А.С.Пушкиным в повети, мы выявили на прошлом уроке? Подтвердите сказанное примерами.

- О чем заставляет задуматься повесть?

- Как нужно относиться к родителям, чтобы потом горько не сожалеть о том, что вернуть уже невозможно?

- Итак, мы поговорили о проблемах повести, а сейчас давайте обратимся к ее художественному своеобразию, поговорим о мастерстве писателя.

5. Учащиеся выполняют работу по карточкам, затем публично выступают со своими ответами, выводами. Выводы записываются на доске и в тетрадях.

Карточка №1

Портрет литературного героя.

  1. Сравните портрет Самсона Вырина в первую и во вторую встречу с ним рассказчика.
  2. Представьте, каким были глаза у Самсона Вырина во время первой и второй встречи с ним рассказчика. О чем это может говорить?
  3. Какой вывод можно сделать?

Вывод №1. Внешность Самсона Вырина очень изменилась, потому что он переживает за судьбу своей дочери. Пушкин показывает душевные страдания героя через его портрет.

Карточка №2

Цветопись. Своеобразие цветовой гаммы в произведении.

Карточка №3

Интерьер.

  1. Сравните описание интерьера дома, в котором жил Самсон Вырин с Дуней, во время первого и второго посещения его рассказчика.
  2. Какие изменения произошли в интерьере дома? О чем говорят эти изменения?
  3. Что осталось неизменным в интерьере?
  4. Какую роль играет художественная деталь в описании интерьера?
  5. Сделайте вывод.

Карточка №4

Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде.

Карточка №5

Пейзаж в литературном произведении.

Вы придумали музыку к повести, обратили внимание на символику цвета. А сейчас попробуйте создать ассоциативные рисунки по данному произведению.

Учащиеся создают групповые образные рисунки, а затем так же, группами, защищают их.

Итог урока.

Самооценка работы учащихся на уроке.

Читайте также: