Мировоззрение это в естествознании кратко

Обновлено: 07.07.2024

Современная наука - это исторический и культурный феномен, что означает, что это конкретное отношение к реальности развилось постепенно, под влиянием определенных условий. Также исторична сама установка на то, что научное мировоззрение есть самая совершенная форма сознания.

До классический идеал науки

Прикладное значение науки. Первая наука была тесно связана с практикой и ориентировалась на решение конкретных задач - строительство пирамид, расчет лунных и солнечных затмений, предсказание погоды и т.д. Перед Архимедом стояла задача раскрыть факт подделки золота. Развивались, прежде всего, математика и геометрия, астрономия и астрология, медицина. Наука нацелена на успешный результат в практической деятельности и не распространяет свое суждение на теоретическое истолкование мира.

Синкретизм науки. Доклассическая наука существует наравне с мифом, религией. Пифагор не только открывал математические истины, он также и поклонялся им. Платон выдвигал обязательным требованием зачисления в свою школу знание геометрии, но учил он эзотерическим предметам. В области права, уже начиная с древности, научный метод применялся при раскрытии преступлений, связанных с обвесом покупателей, обнаружении подделок (Архимед). Наряду с этим правосудие в древности прибегало к ордалиям и другим иррациональным способам дознания.

Экология науки. Доклассическая наука не вмешивается в природу Природа была местом, в котором велось рассуждение, она не противопоставлена субъекту. Мир - это целый космос; микрокосмос (мир человека) подобен целому космосу. Теоретические построения древних греков были совершенно оторваны от эксперимента, т.к. вмешиваться в природу было запрещено. Природа - это единое бытие и человек есть часть его, вмешиваться в это бытие он не может, только наблюдать. Например, судебная медицина не прибегала к вскрытию человека в целях установления причины смерти.

В античной Греции происходят сдвиги в научном мировоззрении. Достижения натурфилософов и становятся предпосылками классической науки:

1. Появляются мыслители, сочетающие в себе теоретическое и практическое и мировоззрение (Фалес, Анаксимандр, Аристотель). Практический метод получения знаний основан на измерении, наблюдении, опытах:. Аристотель выскрывал трупы животных, описывал их анатомию, группировал по сходству (кровяные, бескровные).

2. Закладываются рациональные (теоретические) основания новой науки. Одна традиция связана и Платоном (427-347 до н.э.), а другая - с Аристотелем (384—322 до н.э.). Начиная с Сократа, учителя Платона, появляется установка на различение эмпирической действительности и действительности теоретической. Аристотель занимается систематизации знания, утверждает логическую систему доказательств.

Классический идеал науки

Классический идеал науки сформировался в Средние века. В это время под влиянием иудео-христианства понятие природы переосмысляется относительно идеи живого Бога-творца. Разберем наиболее значимые изменения в мировоззрении.




Энергия. Идея природы творящей приводит к тому, что в ней начинают видеть энергию. Бог не только создал, но и стал присутствовать в природе (всё происходит по воле Бога: камень падает вниз, теплый воздух поднимается вверх). Получается, что Бог разлит в природе, присутствует в ней как активный живой организм.

Подобие человека. Эти установки, плюс то, что человек создан по образу и подобию Бога помогает формированию интересного замысла. Т.к. человек создан по образу и подобию Бога, то он может проникнуть в замысел Бога и воспользоваться природной энергией. Если он сообразно Божьему промыслу будет проникать в природу, ему будет дана сила над этой энергией. Расцветает алхимия, сопровождаемая мистическими обрядами. Возникает фигура естественного мага (Пико делла Мирандолла, 1463-1494), который действует, с одной стороны, согласно математическим формулам, а с другой стороны, согласно Божьему замыслу, что позволяет ему делать чудеса (превращать свинец в золото). Общий эзотерический замысел был таков: проникнуть в Божий замысел и на основе этого создавать сообразно божественной воле.

В эпоху позднего Возрождения этот замысел был переосмыслен следующим образом. Часть мыслителей обратилась исключительно к научному знанию и решила отказаться от религии в исследовании природы. Постепенно возникает идея не только описать природу, но и обосновать ее опытно. В античность правильным знанием считалось то, которое получено согласно законам мышления, а в эпоху Возрождения нужно ещё удостовериться, что знание соответствует природе. Так формулируется идея новой науки. Еще Р. Бэкон (около 1214-1292) пропагандируя науку, разграничивал области научного знания и религиозной веры, считая, что религия не должна вмешиваться в дела науки.

В этой ситуации другой человек бы отказался от этой идеи, но Галилей стоял на своем, поскольку он был ещё платоником, а для него это было своего рода идеей. С одной стороны он хотел проверить, что знание соответствует природе, с другой стороны, для него нет ничего выше идей, а природа - она приложится. И тут Галилей, чтобы спасти всё это построение (целую теорию создал!), обращается к Аристотелю, которого он до этого опровергал и вспоминает, что Аристотель говорил про сопротивление среды, что его нужно учитывать при падении тела. Галилей тогда говорит, что когда тело падает, оно раздвигает частицы среды, кроме того, оно само в среде находится, поэтому на тело действуют три силы: сила веса, которая тянет его вниз, сила выталкивающая (если это в газе происходит, то на тело влияет сила равная весу вытесненного газа) и сила трения. Галилей предполагает, что есть некий идеальный случай падения тела, который имеет место в отсутствие среды. Чтобы оно падало равномерно нужно предположить, что среды нет. Так он вводит понятие падения тела в пустоте, что уже представляет из себя теоретическую конструкцию. Это не то, что мы в природе наблюдаем. Вакуума тогда и в понятии не существовало и приборов таких не было. Поэтому он сталкивается с задачей доказать это опытным путем. Тогда Галилей делает следующий шаг: он говорит, что если бы тело медленно падало, то силой трения можно было бы пренебречь. И эту последнюю задачу Г. решает как техник. Он доказывает, что движение тела по наклонной плоскости есть частный случай падения. Для воспроизведения этого явления он отполировал поверхности шара и наклонной доски; принял расстояние 8, за первую секунду, расстояние 82 — за вторую и разделил 8] и 32 и получил Т> 2 на Т2 2 . Это и был первый эксперимент из которого можно сделать важные выводы для классического идеала науки.

Во-первых, совершенно очевидно, что эксперимент совершенно не простое наблюдение за природой. Наблюдение за свободным падением было только первая стадия. Эксперимент уже предполагает априорное наличие научной теории. Во-вторых, в эксперименте проверяется не соответствие теории наблюдаемому явлению, а соответствие теории идеализированному случаю. Теория Галилея описывает не эмпирическое падение, а падение тела в пустоте, которое не реально наблюдается.

После эксперимента стало ясно, что существуют три уровня действительности: 1) идеализированная, которая описывается теорией (падение в пустоте); 2) природные условия, которые рассматриваются как искажающие этот процесс; 3) технические параметры, которые помогают элиминировать эти природные условия.

Мой отвлеченный строгий рассудок, Есть корень из нет-единицы, ~ Точку раздела тая, К тому, что было, И тому, что будет, Кол. (1922;/14:131/)

По мере подмены реальной природы и природой математизированной происходила экспансия этих представлений на все области человеческого познания. Например, в начале XX целое направление отечественной психологии полагало, что человек целиком есть продукт социальной среды, поэтому если поместить его в правильные условия, человека можно как угодно переделать. Основатель этой культурно-исторической психологии Л.С. Выготский (1896-1934) перестроил советскую психологию на основе методологии марксизма. Предел этой методологии заключался в овладении психикой человека и создании нового человека.

Где-то получалось овладевать природой, а где-то это не работало. Не работало в отношении человека, в отношении истории. Там, где экспансия этих естественнонаучных представлений не проходила, считали, что это просто теудачный подход или слишком сложный объект. Параллельно этому ещё появлялись разные люди, которые не хотели разделять платоновско-аристотелевскую парадигму общезначимого порядка, где государство - это идеальный социальный кормчий. Крепло требование автономии и многообразия культур. Оказалось, что все-таки невозможно к целому ряду явлений применить естественнонаучная позицию. Так к 19 в. сформировалась среда для гуманитарного подхода.

Основания Гуманитарные науки Естественные науки
Объект Общественное сознание - идеальный, изменчивый объект Физическая природа - материальный, устойчивый объект
Метод 3 . Логический слой оснований 2. Теоретический слой оснований 1. Логический слой оснований 2. Теоретический слой оснований 3. Эмпирический слой оснований
Признаки Историчность, субъективность Математичность, объективность, однозначность и строгость языка
Функции Истолкование, понимание Объяснение, докозательство
Ценности Существенны Малозаметны
Идеология Нагружены Нейтральны
Примеры Философия, история, социология, политология Физика, химия, биология

Физический идеал научного знания имеет высокую эвристичность, однако также верно, что реализация этого идеала часто тормозит развитие других наук - математики, биологи, гуманитарных наук.

Пришло понимание, что естествознание далеко от вопросов нравственности. Если жизнь - это всего-навсего сложное сочетание случайных химических реакций, и не существует осмысленной иерархии живых систем, то какой смысл следовать моральным ограничениям? Природа принадлежит человеку, её можно эксплуатировать. Еще для античности вмешиваться в дела природы - вещь невозможная. Естественнонаучная революция произошла, когда стали считать, что между естественными процессами и процессами, которые мы сконструировали, нет разницы. Природу, поэтому, нужно пытать (Ф. Бэкон^). Древние считали, что пытать её нельзя, что вмешиваться в её процессы недопустимо. Ценность научного познания в античности была эзотерической, ее называли Благо. Ценность научного познания в Новое время экзотерична, благо то, что помогает преобразовывать человеку внешнюю среду. Мы рассказали о практическиом методе получения знаний, который опирается на эксперимент, наблюдение, измерение. Рациональный (теоретический) метод получения знания был развит в работах Декарта (1596-1650), Лапласа (1749-1827). Он базируется на системе постулатов, аксиом, интуиции, использовании математического аппарата. Теоретические методы - это анализ, синтез, классификация.

Неклассический идеал науки

Галилей выделил два уровня в опыте: видимость и сущность. Тем самым в естествознании был утвержден важнейший принцип: мир не таков, каким мы его непосредственно наблюдаем. Через эксперимент необходимо искать подлинную сущность вещей, скрытую за их внешней видимостью (как будто бы в эксперименте используются иные органы чувств). Однако чем дальше мы углубляемся во вторичную семиотическую реальность, тем дальше мы от субъекта. Галилей нам сообщает о том, что если тело предоставлено самому себе, то оно может двигаться бесконечно. Где мы можем увидеть такое тело?

Сегодня поэтому наблюдается некоторый возврат к аристотелевской физике с ее пониманием предметности материи. Физика Аристотеля больше отвечает нашему опыту, в отличие, скажем, от физики Галилея. За всю историю науки нового времени людей постоянно обнадеживали новейшими открытиями о возможности избежать смерти физического тела, о замедлении времени. Но, реально, в нашем человеческом опыте, все, что рождается, всегда рано или поздно умирает, а время не ускоришь и не повернешь вспять. Какие изменения произошли в науке? Наиболее заметными признаками неклассической науки является её экологизация, информатизация, компьютеризация, усложнение отношений субъекта и объекта познания (В .С. Стёпин). Рассмотрим другие признаки современной нау?ки. Поворот к субъекту. В естественных и гуманитарных науках все больше и больше говорится о человеческом факторе, согласно которому законы природы существуют так, чтобы появилось сознание. Сознание человека в природе качестве цели. Так, антропный принцип в космологии означает, что физические параметры устроены под активного наблюдателя, для того, чтобы создать ему определенное поле деятельности (вспомним Протагора: человек есть мера всех вещей). Реальность приходит в мозг не из наблюдаемого пространства и времени. Протоны и электроны не содержат в себе причины действий. За мирозданием стоит активный наблюдатель.

Нарративы. В индустриальном обществе повествовательность служит границей, отделяющей естественные науки от гуманитарных. Чем больше в поле зрения физических наук попадает сложных объектов, тем больше наука принимает шрративньш характер. Появляется целая плеяда ученых, прибегающих помимо уравнений к нарративу при изложении физических моделей (Эйнштейн, Бор, Гейзенберг). Постиндустриальная культура возвращает нарратив как средство передачи космологии, синергетики, теории множественности вселенных, антропного принципа и др. моделей.

Традиционных позитивистских критериев оценки адекватности знания — истинно — ложно недостаточно при рассмотрении истории познания. Получается парадокс: Аристотель создал свою теорию движения, она подтверждалась практикой и опытом, но сейчас то мы знаем, что она ложная. Г. Галилей развил основы механики и показал, что теория движения Аристотеля ложна. Галилей сформулировал свою механику (свободное падение тела) По его расчётам получалось, что скорость свободного падения равнялась 5 м в секунду. В процессе падения скорость свободно падающего тела возрастает на 5 м в секунду. Следующие изыскания установили что скорость свободного падения тела = 9,8 м в сек. (в 2 раза больше) Значит, Галилеевские принципы и результаты тоже следует признать ложными.

Классическая механика Ньютона была создана в конце XVII века и в течение 200 лет считалась образцом научности. И. Кант даже объявил механику Ньютона априорными, врождёнными истинами. Создание теории относительности, развитие квантовой физике продемонстрировало ограниченность принципов классической механики. В начале девятнадцатого века (1808 г.) Джон Дальтон, развивая свою атомистическую теорию, утверждал, что атомы неделимы. Однако к концу девятнадцатого - началу двадцатого века было доказано, что атомистическая теория Дальтона больше не может считаться верной.

Марксизм принимал понятия абсолютной и относительной истины. Тогда история познания предстаёт не как цепь заблуждений, а как цепь относительных истин. Карл Поппер говорил о степени правдоподобности (в каждом высказывании есть что-то истинное и что-то ложное).

Возникает вопрос, прогрессирует ли человеческое познание, умнее ли мы наших предков, знаем ли мы о мире больше чем они, глубже, точнее, или нет. Обыденному сознанию представляется, что да, конечно, больше. Человеческое познание действительно прогрессирует; более поздние теории дают нам более точную информацию, более адекватную картину реальности, чем предшествующие. В процессе развития человеческого познания мы постепенно освобождаемся от иллюзий, ошибок, искажений и увеличиваем сумму истинного знания. В этом смысле наука более поздняя знает о мире больше, чем предшествующие поколения учёных и людей.

Сейчас истинность не рассматривается как необходимый атрибут всех познавательных результатов, претендующих на

научность. Она сохраняется как центральный регулятив научно-познавательной деятельности.

на который могла бы опираться вся система научных знаний. Однако в современной методологии науки развивается

представление о гипотетическом характере научного знания, когда опыт не является больше фундаментом познания, а

выполняет в основном критическую функцию.

На смену фундаменталистской обоснованности как ведущей ценности в классических представлениях о научном

познании все больше выдвигается такая ценность, как эффективность в решении проблем.

Утверждение активной роли субъекта в познавательном процессе приводит к тому, что гуманитарный идеал научности все чаще рассматривается как переходная ступень к некоторым новым представлениям о науке, выходящим за пределы классических, а иногда даже как образец научного знания.

Наука ограничена рамками культуры. В классической науке выводы должны определяться только самой изучаемой реальностью. Для современной методологии науки характерно принятие и развитие тезиса о социальной обусловленности научного познания. Наука сегодня - это социальный институт и сфера властной деятельности. Она перестала быть олицетворением интеллектуальной безупречности, чистого стремления к истине из-за главенствующего влияния корпоративных интересов на распространение информации, или даже запрет на те знания, которые затрагивают политические и финансовые интересы.

Итог. Мы рассмотрели науку как специфический вид познавательной практики, существующей наряду с мифом, религией и философией. С точки зрения результата, предпочтительнее та практика, которая наиболее приближена к человеку, которая лучше оказывает помощь в решении фундаментальных проблем бытия. Практика имеет смысл настолько, насколько с её помощью решаются глубинные вопросы человека. Таков подход многих традиционных культуры, а также Сократа и Платона. Другая позиция, уже ближе к современной - Галилей (1564-1642), которого интересовала способность решить точно и ясно какую-то определённую научную задачу.

План семинарского занятия по теме № I,

1. Религия, философия, наука как формы познания. Особенность научного мировоззрения.

2. Сущность, время и география доклассического идеала научности.

3. Особенности становления классической науки. Разделение наук на естественные и гуманитарные.

Мировоззрение и естествознание

"Непостижимо, что Бог есть, непостижимо, что его нет; что у нас есть душа, что ее нет; что мир сотворен, что он нерукотворен. "

Главные для человека вопросы о цели и смысле жизни тесно связаны с его мировоззрением. Мировоззрение определяется как система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

В одних и тех же явлениях люди, в зависимости от своего мировоззрения, могут усматривать разные сущности, что касается и трактовки данных науки, например, отношения к научным гипотезам. Различия в решении основных мировоззренческих вопросов (о Боге, Вселенной в целом, планете Земля и жизни на ней) в рамках двух мировоззрений легко увидеть в атеистической и теистической формулировке антропного принципа, на котором стоит остановиться подробнее.

Мы живем на третьей из девяти планет, вращающейся по почти круговой орбите вокруг нашей звезды, Солнца, на расстоянии ~150х10 6 км от него. Из планет Солнечной системы наиболее удален от Солнца Плутон - радиус его орбиты составляет ~ 6х10 9 км. Ближайшая к Солнцу звезда - Альфа Центавра находится на расстоянии 4 световых лет (световой год - расстояние, которое свет проходит за один год, равен 9,5х10 12 км). В радиусе ~ 17 световых лет находятся еще около 50 ближайших звезд. Солнце и другие ~ 1011 звезд образуют Галактику - Млечный Путь. Край наблюдаемой Вселенной приблизительно соответствует расстоянию в 109 световых лет.

Такие цифры поражают воображение, и невольно встает вопрос о нашем месте в этом Мире. Действительно ли Вселенная - наш дом или мы появились здесь благодаря стечению обстоятельств? Когда мы видим, как много случайностей работает на нас, то возникает уверенность, что само человечество не случайно. Наше присутствие предопределено именно здесь, на Земле.

Рассмотрим подробнее, что конкретно вызывает изумление в устройстве Вселенной, Солнечной системы, биосферы Земли, а далее Вам решать случайно ли все это само устроилось и само организовалось, или опирается на разумный замысел Творца.

Диапазоны науки огромны - космология, оперирующая сверхбольшими расстояниями и величинами, и физика элементарных частиц на уровне сверхмалых масс и протяженностей раскрывают поразительное строение Вселенной. Наука говорит, что тот мир, в котором мы живем, то, что мы видим вокруг и что нас окружает - все существующее, определяется тремя видами взаимодействий: гравитационным, электромагнитным, сильным и слабым (последние два определяют законы ядерной физики). Эти взаимодействия определяют законы микро- и макромиров: от ядерных реакций и строения атома до строения звезд и галактик. Интенсивность этих взаимодействий определяется так называемыми константами связи, или константами взаимодействия, иногда применяется термин мировые постоянные. Физики-теоретики проанализировали возможные последствия изменения соотношений между константами связи: оказалось, что практически любые изменения существующего соотношения разрушает наш мир, и жизнь на Земле становится невозможной. Вселенная устроена так хрупко, что малые изменения констант связи влекут за собой катастрофические последствия.

Ядерное взаимодействие определяет устойчивость ядер и процессы в недрах звезд и Солнца. Будь оно на 2% слабее и не станет устойчивых связей нейтронов и протонов, т.е. нет ядер, нет атомов и т. д. Если же оно будет на 0,3% сильнее, то вместо легких элементов водорода и гелия (два основных элемента во Вселенной) будут преобладать тяжелые металлы.

Гравитационное взаимодействие определяет движение планет в Солнечной системе, структуру и, как следствие температуру звезд. Сила тяжести, притягивающая нас к Земле, имеет гравитационную природу.

Электромагнитное взаимодействие осуществляет связь электронов и ядра в атомах и связь между атомами в молекулах и кристаллах. Электромагнитную природу имеют силы трения и упругости.

Слабое взаимодействие - скорость радиоактивного распада, будь она немного меньше - во Вселенной не было бы нейтронов, и она состояла бы исключительно из водорода, т.к. ядра всех остальных элементов содержат нейтроны.

Соотношение между константами ядерного и электромагнитного взаимодействий не может отличаться более чем на одну миллиардную долю - иначе не смогут образоваться звезды.

Не менее точно согласованы между собой константы электромагнитного и гравитационного взаимодействий. Будь их отношение другим и, при отклонении его в одну сторону, существовали бы только малые звезды, а в другую - только большие.

Жизнь на Земле немыслима без воды, и оказывается, что вода – соединение Н2О, обладает рядом уникальных, в том числе и аномальных свойств, обусловленных влиянием водородных связей, без которых жизнь на Земле была бы невозможной. Вода с точки зрения химии – молекулярный гидрид кислорода (элемента VI группы периодической системы). Гидриды других элементов VI группы серы, селена и теллура, Н2S, Н2Se, Н2Te, в отличие от воды ядовиты и их температуры плавления и кипения, лежат в области отрицательных температур, в диапазоне от –10 до -100° С.

Вода - одно из немногих веществ, которое при замерзании расширяется, в результате лёд плавает на воде, предохраняя водоемы от замерзания сверху в зимнее время. Еще одно аномальное свойство, также предохраняющее водоемы от замерзания, состоит в том, что при повышении температуры от 0 до 4° С плотность воды возрастает (обычно плотность с повышением температуры растет). Именно благодаря указанным аномалиям, а также огромной теплоемкости воды в водоемах подо льдом сохраняется жизнь.

Не следует забывать, что вода – универсальный растворитель, благодаря чему в клетках могут идти химические реакции.

Оптические свойства водяного пара приспособлены к пропусканию излучения Солнца, максимум которого лежит в области видимого спектра, и поглощению в земной атмосфере обратного потока излучения Земли (максимум – в области инфракрасного излучения). В результате температурный режим Земли существенно отличается от режима других планет солнечной системы с огромными суточными колебаниями температуры.

Сохранение жизни на Земле немыслимо и без ее аномально большого магнитного поля, ионосферы, озонового слоя.

Этот список, касающейся буквально всех аспектов жизни человека, можно продолжать и продолжать, но главный вывод можно сделать и на основании приведенных данных. Сформулируем его следующим образом: гармония мира и его приспособленность для существования в нем человека прослеживается на всех уровнях: от характеристик элементарных частиц, атомных ядер и атомов до скорости вращения Земли вокруг своей оси, строения Солнечной системы и расширения Вселенной.

Эти мысли нашли отражение в антропном принципе, который гласит: Вселенная такова, потому что в иной невозможна жизнь. А далее, формулировки антропного принципа расходятся в зависимости от мировоззрения, поскольку из антропного принципа следует либо реальность Бога и единственность нашего Мира, либо отрицание Бога и множественность миров; слепой случай, предполагающий мириады миров, или замысел Творца и единственный мир человека - Земля. Именно поэтому и существуют две формулировки антропного принципа, которые гласят:

- Творец Мира определил фундаментальные законы физики так, чтобы на Земле была возможна жизнь человека;

- Имеется множество миров, с хаотическим разбросом параметров и большинство из них необитаемо. На Земле случайно создались условия, совместимые с жизнью.

Ясно, что пропасть разделяет эти формулировки антропного принципа, и заложена она в мировоззрении. Ответы на все важнейшие вопросы человечества также определяются его мировоззрением. Так же и ответы на вопрос: что лежит за наблюдаемой Вселенной, также будут альтернативны.

Христианское мировоззрение утверждает: за материей стоит творческий Разум, Бог, не являющейся составной частью Вселенной, но определяющий ее законы и путь развития.

Атеистическое мировоззрение: не существует ничего, кроме движущейся материи, она слепа и лишена цели, при этом обладает способностью к самоорганизации и развитию, также не подчиненным никакой цели. Разнообразие природы и мира - результат случайных процессов развития материи.

Зададим более конкретный вопрос, каким образом возник наш мир? И снова получим два взаимоисключающих ответа:

Христианское мировоззрение: Вселенная, Солнечная система, Земля созданы такими с целью обеспечения возможностей жизни на Земле.

Атеистическое мировоззрение: материя сама по себе возникла в результате Большого Взрыва и со временем сформировала Солнечную систему с системой планет, на одной из которых, непостижимым образом (научно необъяснимым и не воспроизводимым) в результате самозарождения появилась органическая жизнь; в результате эволюции путем мутаций и естественного отбора (эти механизмы также никем не контролируются и не имеют конечной цели) возникло нынешнее разнообразие форм живой природы.

Наука и мировоззрение

Мировоззрение - это система взглядов человека, мировоззрение гораздо старше науки, оно оказывало и оказывает решающее влияние на возникновение и формирование научного естествознания. Мировоззрение сильно отличается от науки. Если наука изучает природу или человека, то в центре внимания мировоззрения пребывает их связь или отношение в самом общем виде.

Первой формой мировоззрения является миф. Реальный жизненно-практический опыт людей причудливо переплетался с их фантазией. Любые предметы наделялись душой и воспринимались как живые. Шаманы до сих пор используют данную форму.

Вторая форма мировоззрения - теология. Данная форма основывалась на догматах, догматы - бесспорные, не требующие доказательства положения. Но со временем, догматы были подвергнуты критике со стороны все более крепнущих естественнонаучных знаний, это потребовало создать логическую систему доказательств, и это отразилось на религии. Это был первый опыт полезного взаимодействия мировоззрения и науки.

Духовные ценности, они составляют важную часть нематериальной сферы и отражают отношения человек-мир через призму некоторых идеалов. Идеал - это совершенство, образцы. Моральные образы - доброта, зло.

Нижний этаж духовных ценностей, который образуют мировоззренческие чувства. Здесь отношения к человеку и обществу переживается. Это неглубокие представления человека и на этом уровне идет отражение окружающего мира, тем не менее, обыденное мировоззрение выражается в виде житейской мудрости (пословицы, частушки, поговорки, лозунги).

Третья форма - теоретическое мировоззрение. Оно значительно сложнее обыденных чувств и представлений. Его образуют высокоабстрактные образы и категории. Для теоретического мировоззрения необходимы навыки, определенное обучение и категории, такие идеи становятся в чем-то родственны научным понятиям. Для научной системы взглядов важна именно эта форма мировоззрения, т.к. она дает возможность оперировать абстрактными образами, делать определенные умозаключения.

Процесс познания идет следующим образом, во-первых, наблюдение (с получением информации), во-вторых, стадия обобщения информации (на совершенно примитивном уровне), необходимо проверить истинность знаний.

Взаимоотношения между наукой и мировоззрением

Для науки на стадии научного познания, особенно в части разработки теоретико-познавательных тем, важно использование умозаключений, абстракций, именно на этом этапе необходимо теоретическое мировоззрение, которое создаёт широко абстрактные образы и категории, использующиеся в научном познании.

(1) Мифы-религия-теология --- область пересечения между 1 и 2, неким посредником является философия --- (2) естественнонаучное знание.

  • теологический - на этом этапе все определяет религия;
  • метафизический - господствует философия, господствуют метафизические догадки и их критика,
  • позитивный – этап, на котором господствует научное знание.
  1. Научное знание оказывает обратное воздействие через углубление и расширение элементов картины мира.
  2. Подтверждение и обоснование старых идей.
  3. Устранение несостоятельных или ложных принципов.

Уровни 1-2-3 связаны прямой и обратной связью.

Комментарии: формирования научной картины позволяет пересмотреть систему взглядов человека. Сейчас идет научная революция, которая направлена на единую теорию взаимодействия, которая бы объяснила все процессы, которые нас окружают. Эти фундаментальные теории будут использованы для объяснения всех процессов на макро и микро уровне.

Цель естествознания – описать, систематизировать и объяснить совокупность явлений и процессов. Для этого необходимо устанавливать причинно-следственную связь: причина – явление – следствие. Расширение такой связи и образование многомерной структуры, охватывающей множество явлений, служит основой научной теории, характеризующейся четкой логической структурой и состоящей из набора принципов или аксиом и теорем со всеми возможными выводами. По такой схеме строится любая математическая дисциплина. Но принципиальное различие естественнонаучной истины от математической заключается в том, что для естествоиспытателя истинность теоретического вывода доказывается только опытом, экспериментом.

После того, как теория проверена опытом, наступает следующая стадия познания действительности, в которой устанавливаются границы истинности наших знаний ил границы применимости теорий и отдельных научных утверждений. Данная стадия обусловливается объективными (динамизм окружающего мира, несовершенство техники для эксперимента) и субъективными факторами. Но объективные и субъективные факторы не позволяют утверждать, что естественнонаучная истина абсолютна. Любая научная истина относительна, но содержит элементы абсолютного.

Причинность (связь между отдельным состоянием видов и форм материи в процессе ее движения, развития, возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи. Эти основания называют причинами, а вызываемые ими изменения – следствиями; сущность причинности – порождение причиной следствия, с помощью нее организована материально-практическая деятельность человека.

Критерий истины (если научная теория подтверждена практикой, то она истинна)

Относительность научного знания (Научное знание всегда относительно и ограничено, и задача ученого состоит в том, чтобы установить границы соответствия знания действительности – интервал адекватности)

Религия, Философия, Мораль, Искусство.

Наука отличается тем, что она стремится рационально проанализировать все формы и саму себя. В основном, наука руководствуется логикой.

Взгляд на мир

Мировоззрение – это система взглядов, оценок и представлений о мире, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, моральных, нравственных, философских и прочих оценочных суждений.

Это понятие объединяет в себе фактические знания и всевозможные убеждения. При этом можно говорить как о мировоззрении отдельной личности, так и о мировоззрении социальной группы или другой общности. Несмотря на выраженный субъективный характер, оно, как правило, имеет историческую и социальную обусловленность. Мировоззрение личности формируется и развивается на протяжении всей жизни. Изначально оно сильно подвержено влиянию эмоциональных суждений, но с годами становится более осознанным.

Существует два уровня мировоззрения:

  • Обыденный. На этом уровне мировоззрение строится посредством чувственного познания на основе повседневных эмоций и переживаний.
  • Рациональный. Это более осмысленный уровень. В его основе лежит рациональное познание, поэтому он формируется у людей с развитым критическим мышлением.

Пример мировоззрения

Как мы уже обсудили, мировоззрение — это система взглядов и оценок об окружающем мире, людях, самом себе. Конечно, мировоззрение очень многогранно и касается множества аспектов жизни, но для примера пройдемся по наиболее важным аспектам. Итак, пример мировоззрения:

Окружающий мир существует по определённым законам, часть из которых справедлива, другая часть не совсем. С одной стороны, если трудиться и прикладывать усилия, то каждый может добиться успеха. Это справедливо. Однако, не у всех равные возможности. Из-за проблем со здоровьем некоторым людям приходится значительно тяжелее с самого рождения. Это не справедливо. Но изменить это невозможно, поэтому остаётся принять эти правила и постараться делать то, что я могу с тем, что имею. Тем не менее, по возможности, я считаю необходимым помогать людям, которые в этом нуждаются, стараясь делать мир чуточку лучше.

В мире нет ничего сверхъестественного — всё функционирует по правилам, которые объяснимы с точки зрения науки. Многие из того, что происходит вокруг, уже смогла объяснить наука, но многое ещё предстоит изучить. Для меня изучение окружающего мира представляет большой интерес, я люблю постигать тайны космоса и не перестаю удивляться необъятным размерам вселенной.

Люди делятся на плохих и хороших. Понять, кто перед тобой часто бывает непросто, а иногда и вовсе — невозможно. Но всё тайное становится явным — рано или поздно каждый человек раскрывает свою истинную сущность. Из-за этого я не спешу доверять и открываться людям, пока мне не станет понятно наверняка, что человеку можно доверять.

Я — хороший человек, но не идеальный. Такие качества, как честность, добропорядочность, умение держать свои обещания — считаю одними из наиболее важных качеств человека. Стараюсь воспитывать и поддерживать эти качества в себе. Между тем, у меня есть и ряд минусов, к числу которых относится желание критиковать окружающих, поучать без спроса, лезть со своими советами направо и налево. Данное качество усложняет мои отношения с окружающими, поэтому я стараюсь себя сдерживать.

Искать, в чём смысл жизни, считаю нецелесообразным, поскольку единого ответа на данный вопрос не найти, сколько не ищи. Однако, отсутствие смысла не делает жизнь хуже. Важно лишь одно — счастлив я, или же нет. Если да — значит я на правильном пути. Если нет, то надо что-то менять в жизни, пробовать что-то новое. Главное, помнить, что каждый день по своему прекрасен и неповторим. Каждый день заслуживает шанс стать лучшим в жизни.

В этом примере содержится лишь малая часть того, что входит в понятие мировоззрение. Текст можно было продолжать ещё долго, но основную суть Вы уловили. Если говорить простым языком, мировоззрение — это отношение ко всему, что есть вокруг и осознание своего места в этом мире.

Характерные особенности мировоззрения

Как для индивидуального, так и для общественного мировоззрения характерны следующие особенности:

Структура мировоззрения

Чтобы лучше понять, что такое мировоззрение, разберём подробно его внутреннюю структуру и выделим все элементы, из которых оно формируется:

Составляющие мировоззрения

Мировоззрение принято подразделять на три составляющих:

  • Мироощущение. Это эмоциональная составляющая мировоззрения. При взаимодействии с окружающим миром, человек оценивает происходящие события, и у него формируется понимание того, насколько мир справедлив по отношению к нему и вообще. Кто-то радуется удачам и предчувствует успех, а кто-то испытывает обратные чувства. Таким образом, по мироощущению люди делятся на пессимистов, считающих мир несправедливым, и оптимистов, верящих, что мир к ним благосклонен.
  • Мировосприятие. Эта составляющая похожа на предыдущую. Человек может считать мир дружественным или враждебным, и на основании этого строить свою картину мира. Мировосприятие определяет, как человек видит окружающих и как позиционирует себя. Он может считать себя победителем или неудачником, а окружающих – друзьями или врагами.
  • Миропонимание. Эта составляющая характеризует уровень познания окружающего мира и определяется сложностью образов, которыми может оперировать человек. По мере взросления миропонимание расширяется. Сразу после рождения ребёнок воспринимает лишь образ матери, но позже учится воспринимать и других людей. Со временем миропонимание расширяется до города, страны, планеты, Вселенной.

Разновидности и примеры мировоззрения

В зависимости от того, какие вещи являются наиболее значимыми в жизни конкретного человека (или общества), мировоззрение может приобретать разные формы. Обычно выделяют 5 его разновидностей:

  • Обыденное. Это мировоззрение, которое формируется у каждого человека в процессе его повседневной жизни. Оно основывается преимущественно на жизненном опыте и даёт простые ответы на большинство житейских вопросов.
  • Религиозное. Это мировоззрение, связанное с верой и формирующееся у тех людей, для которых эта сфера жизни является наиболее значимой. Как правило, они принимают взгляды и обычаи, свойственные их религии, и придерживаются их, совершая все необходимые культовые действия (молитвы, обряды, жертвоприношения). При этом степень приверженности вере часто отождествляется с нравственностью.
  • Мифологическое. Это мировоззрение основано на мифах – вымышленных историях, объясняющих реальность. Основное отличие мифологии от религии заключается в том, что она не требует от человека веры и совершения каких-либо ритуальных действий, а просто объясняет различные факты и явления.
  • Научное. Люди, у которых сформировалось научное мировоззрение, обычно обладают развитым критическим мышлением. Они склонны перепроверять факты и верят лишь тому, что доказано или достаточно твёрдо аргументировано. Эта форма мировоззрения строится на научном познании и является самой точной. При этом она отвечает не на все вопросы. В связи с этим умение признавать собственное незнание является одной из черт людей, обладающих научным мировоззрением.
  • Философское. Это мировоззрение строится на размышлениях об устройстве мира, на диалоге с собой. Для него характерны доказательность, логическая обоснованность и целостность. Но при этом оно является достаточно труднодоступным для большинства людей.

Конечно же, в каждом человеке в той или иной мере присутствуют все перечисленные виды мировоззрения, но всегда имеется одно основное, максимально точно соответствующее его картине мира и жизненным ценностям.

Как формируется мировоззрение?

Для правильного понимания того, что такое мировоззрение, важно знать, что оно не является врождённой особенностью. Оно формируется и развивается в процессе социализации человека под влиянием общественного мировоззрения, господствующего в конкретном обществе. В некоторых случаях оно может меняться достаточно радикальным образом.

Формирование мировоззрения начинается в раннем детстве. Изначально ребёнок не нуждается в научных доказательствах и философских размышлениях. Ему нужны моментальные ответы на все вопросы. При этом он верит, что взрослые всё знают, всегда говорят ему правду и могут решить все возникающие у него проблемы. Поэтому детское мировоззрение можно считать обыденным с некоторыми признаками религиозного.

По мере взросления ребёнок накапливает опыт, сталкивается с тем, что некоторые его взгляды оказываются ошибочными, в том числе и взгляды, навязанные родителями, воспитателями и прочими взрослыми. Его мировоззрение при этом расширяется, дополняясь научными и философскими взглядами. Значительное влияние на него оказывает образование и выбранная специальность.

Одним из наиболее важных этапов формирования мировоззрения является нахождение своего места в обществе. При этом его развитие не заканчивается никогда. В процессе жизни представления человека об окружающем мире многократно меняются, он пересматривает свои взгляды и убеждения, отказывается от старых ценностей и принимает новые. Важно понимать, что развитие мировоззрения – это постоянный процесс, не прекращающийся в течение всей жизни человека.

Что влияет на формирование мировоззрения?

Как было отмечено выше, мировоззрение формируется у человека в течение жизни под влиянием различных внешних факторов. Наибольшее влияние оказывают такие факторы как:

  • Окружение. Конечно же, в первую очередь это люди, окружающие ребенка при его взрослении. Это родители и остальные родственники, воспитатели и наставники. Для большинства людей окружение является самым важным фактором. К примеру, верующие люди, как правило, придерживаются именно той религии, к которой их приучили родители.
  • Общество. Мировоззрение социума также играет важную роль. По мере взросления ребёнок в значительной мере перенимает его через культуру, традиции и стереотипы. Его представление о своём месте в обществе, о семейной жизни, об успешности и прочих социальных аспектах формируется именно на основе общественного мировоззрения.
  • Религия. Большинство мировых вероисповеданий напрямую указывает, каких взглядов должен придерживаться верующий человек, а также регулирует основные аспекты личной и социальной жизни.
  • Образование и наука. Высокий уровень образования обычно способствует вырабатыванию у человека научного мировоззрения. Он начинает отделять эмоции от фактов, оценивать достоверность новых знаний.
  • Эпоха. Мировоззрение может быть признаком эпохи и временных обстоятельств, в которых растёт и взрослеет человека. Особенно значимым данный фактор стал сейчас, в эпоху доступной информации и стремительного развития технологий. Поэтому мировоззрение большинства людей сейчас так сильно отличается от родительского.
  • Профессия. Основной вид деятельности, профессиональные знания и опыт оказывают существенное влияние на формирование мировоззрения. Лучшим примером здесь являются упомянутые выше психологи, которым их образование и опыт позволяют гораздо лучше понимать не только чужие эмоции, но и свои собственные.

Функции мировоззрения

Можно без преувеличения сказать, что мировоззрение определяет всю жизнь человека, заставляя его выбирать для себя тот или иной путь при принятии судьбоносных решений. При этом у него есть 3 основных функции:

  • Познавательная. Мировоззрение является источником знаний. Эти знания не обязательно являются достоверными, но позволяют быстро находить ответы на возникающие вопросы.
  • Ценностно-ориентационная. В рамках данной функции мировоззрение помогает человеку формировать его собственную систему ценностей.
  • Практическая. Каждый день мы принимаем сотни решений в разных сферах жизни, руководствуясь своим мировоззрением.

Заключение

Мировоззрение – это сложная и хорошо согласованная система знаний, жизненных принципов, взглядов, стереотипов и убеждений. У каждого из нас оно формируется в раннем детстве под влиянием родителей и воспитателей, а потом непрерывно развивается в течение всей жизни. При этом каждый сам выбирает, будет ли его мировоззрение формироваться пассивно, либо он сам будет управлять тем, какие принципы и убеждения ложатся в его основу.

Иногда под впечатлением от определённых событий или новых знаний целостная картина мира может нарушаться или вовсе разрушаться (например, если после каких-то событий человек теряет или, наоборот, обретает веру). Такое состояние называют мировоззренческим кризисом. Обычно спустя некоторое время целостность мировоззрения восстанавливается, но в некоторых случаях наступают нежелательные последствия (например, аддиктивное поведение или вступление в секту).

Мировоззрение присутствует не только на уровне личности, но и на уровне социальной группы или иной общности. В частности, отражением общественного мировоззрения является менталитет – совокупность типичных психических свойств, присутствующая у обширной группы людей (например, у нации или жителей одного города).

Читайте также: