Международное сотрудничество в борьбе с преступностью кратко

Обновлено: 07.07.2024

42. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью осуществляется в рамках, установленных отдельными странами, на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон. Это составная часть международных отношений. Даже те государства, которые не имеют тесных политических и экономических контактов, как правило, не пренебрегают контактами в области противодействия преступности.

Формы международного взаимодействия в области борьбы с преступностью весьма разнообразны:

1) оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам;

2) заключение и реализация международных договоров и соглашений по борьбе с преступностью, и прежде всего транснациональной преступностью;

3) исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным и гражданским делам;

4) регламентация уголовно-юридических вопросов и прав личности в области обеспечения правопорядка;

5) обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов;

6) проведение совместных научных исследований и разработок в области борьбы с преступностью;

7) обмен опытом правоохранительной работы;

8) оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров;

9) взаимное предоставление материально-технической и консультативной помощи. Стратегические вопросы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью решаются Организацией Объединенных Наций. ООН вырабатывает основные стандарты, принципы, рекомендации, формулирует международные нормы в защиту лиц, обвиняемых в совершении преступлений, и лиц, лишенных свободы.

Форма международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью – регулярно проводимые совещания министров юстиции, полиции и служб безопасности. Совещание этих ведомств готовят рабочие группы экспертов.

В сентябре 1992 г. министры внутренних дел и юстиции государств Европейского сообщества приняли решение о создании Европола – органа полицейского сотрудничества со штаб-квартирой в Страсбурге. Основная задача Европола – организация и координация взаимодействия национальных полицейских систем в борьбе с террори-змом, контроль за внешними границами Европейского сообщества.

Интерпол, созданный 7 сентября 1923 г., – это не только организация уголовной полиции. К ее услугам обращаются и другие правоохранительные органы. Да и под криминальной полицией в настоящее время понимаются функции, а не сама система органов.

Ежегодно в России и в других странах проводятся международные конференции, семинары, совещания экспертов, где российские правовые проблемы рассматриваются не сами по себе, а в контексте общеевропейских проблем укрепления законности и правопорядка.

Понятие и значение международного сотрудничества в противодействии преступности

Преступность как социальное явление имеет во многом межнациональный характер и в равной степени причиняет ущерб различным государствам независимо от их социально-политического устройства. В современном мире преступность все более приобретает международный, транснациональный и организованный характер.

Противодействие международной преступности в настоящее время существенно осложняется в связи с ростом таких преступлений, которые представляют опасность не только для отдельных государств, но и для всего человечества и требуют совместных усилий и повседневного сотрудничества государств. Чем больше взаимопонимания между государствами и осознания существования преступлений, затрагивающих интересы международного сообщества, тем больше усилий должны прилагать все государства вместе и каждое в отдельности для охраны международного правопорядка. Поэтому координация усилий различных государств как в предупреждении общеуголовных преступлений, так и преступлений, наносящих ущерб мирному существованию различных государств, способствует взаимопониманию, укреплению мирных отношений и сотрудничества между государствами и народами.

Необходимость расширения и углубления международного сотрудничества в предупреждении преступности обусловлена еще и качественными и количественными изменениями самой преступности. Следует отметить, что координация усилий государств в противодействии отдельным видам уголовных преступлений издавна преусматривалась в международных соглашениях. Так, еще в период рабовладения и феодализма широкое распространение получили двусторонние соглашения о выдаче преступников. Затем стали заключаться договоры о взаимном исполнении следственных и судебных поручений, взаимном предоставлении сведений о некоторых преступлениях и преступниках, их розыске и задержании. Особенно широкое распространение международное сотрудничество получило в XIX в. Рост преступности вынудил государства искать новые виды сотрудничества, стали возникать специальные межправительственные и неправительственные международные организации, периодически созываться международные конгрессы, конференции и другие форумы.

Международное сотрудничество в противодействии преступности можно определить как объединение усилий государств и других участников международных отношений с целью повышения эффективности предупреждения преступлений и исправления правонарушителей.

Вместе с тем так называемое международное противодействие преступности нельзя воспринимать в буквальном смысле, поскольку преступления совершаются на территории определенного государства и подпадают под его юрисдикцию. С учетом этого в отношении совершенного или подготавливаемого преступления действует принцип (юрисдикция) определенного государства, и. следовательно, под международным противодействием следует понимать сотрудничество государств в противодействии отдельным видам преступности или преступлениям, совершаемым индивидами.

Международная преступность — это негативное социальное явление, причиняющее вред развитию человеческого общества и слагающееся из всей совокупности совершенных в нем преступлений.

Международные преступления:

  • преступления против мира, включающие планирование, подготовку, развязывание или ведение войны в нарушение международных договоров, соглашений;
  • преступления против человечности, включающие убийства и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны;
  • военные преступления, включающие нарушения законов или обычаев ведения войны;
  • иные преступления.

В нашей стране только с 90-х годов стали говорить о международной преступности как о явлении. Однако отечественные юристы не отрицали существования на земном шаре таких преступлений, как преступления против мира, военные (не пугать с воинскими), против человечности (человечества). Понимание этих преступлений было выработано в ходе борьбы против фашизма и получило свое юридическое обоснование в уставах Нюрнбергского и Токийского трибунатов и соответственно приговорах нацистам и японским милитаристам.

После Второй мировой войны международное сообщество определило еще ряд преступных деяний, относящихся к международным, это прежде всего:

В теории сложилось общепризнанное деление преступлений, затрагивающих интересы государств и всего международного сообщества, на несколько групп. Остановимся на них подробнее.

    Преступления, наносящие ущерб мирному сотрудничеству и нормальному осуществлению межгосударственных отношений:

  • террористические акты;
  • угон самолетов;
  • захват заложников;
  • хищение ядерного оружия;
  • незаконное радиовещание;
  • посягательства на дипломатических представителей;
  • незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а также радиоактивных материалов;
  • и иные преступные проявления.
  • преступления в сфере экономики, в том числе легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем;
  • незаконные операции с наркотическими и психотропными средствами;
  • фальшивомонетничество;
  • контрабанда;
  • нелегальная иммиграция;
  • преступные посягательства на окружающую среду;
  • преступные посягательства на национально-культурное наследие;
  • незаконное производство и оборот наркотических средств и психотропных веществ, а также веществ, используемых в процессе изготовления;
  • изготовление и сбыт поддельных денежных знаков, документов, ценных бумаг и средств безналичных платежей;
  • распространение порнографии.
  • насильственные преступления против жизни, здоровья, свободы, достоинства личности, а также против собственности;
  • торговля людьми;
  • пиратство;
  • пытки.
  • разрыв или повреждение подводного кабеля;
  • столкновение морских судов;
  • неоказание помощи на море;
  • загрязнение моря вредными веществами;
  • преступления, совершаемые на борту воздушного судна;
  • нарушение правил морских промыслов;
  • преступления на морском шельфе в исключительной экономической зоне.

Этот список может дополняться в зависимости от изменения обстановки. Но, как правило, устанавливая новые виды преступлений, государства должны договариваться между собой и соответственно находить общий язык в противодействии преступности.

Общепризнанным принципом является обязанность привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений против мира и человечества (в особенности если есть заключенные и ратифицированные конвенции либо иные соглашения; если же их нет, то следует исходить из общих принципов, сложившихся в отношениях между государствами). Но здесь есть ряд препятствий, одним из которых является достижение единообразия понимания составов этих преступлений.

Наконец, нельзя не сказать об одной из острых проблем — ответственности за преступления (имеются в виду общеуголовные), предусмотренные национальным правом, но совершенные или иностранными гражданами, или по отношению к ним.

Следует сказать о той части международной преступности, которую в России сейчас принято называть транснациональной, или интернациональной, т.е. выходящей за рамки национальных границ. Наиболее сложной в этой части, естественно, является ситуация на границах со странами СНГ и Балтии, а также экспансия российских территорий, особенно на Дальнем Востоке, незаконный вывоз за границу рыбы и морепродуктов, леса и пиломатериалов, масштабный вывоз из России сырья и материалов.

Транснациональная преступность — совокупность совершенных за определенный период преступлений (лиц, их совершивших), наносящих ущерб отношениям двух или более государств либо интересам юридических и физических лиц двух или более государств, ответственность за которые предусмотрена в актах международного права или в нормах национального уголовного законодательства.

Транснациональные криминальные корпорации (ТКК) — национальные преступные организации, осуществляющие свою деятельность в международном масштабе.

  • систематически осуществляют преступную деятельность на территории нескольких государств;
  • сосредоточивают под своим контролем значительные финансовые средства. В отдельных странах состояние экономики оказывается в значительной степени зависимым от действующих на их территории ТКК;
  • ТКК создаются для длительного существования в масштабах мирового сообщества;
  • деятельность ТКК — это фактор угрозы безопасности государств в наиболее важных сферах, а также фактор, способный влиять на межгосударственные отношения;
  • масштабное проникновение представителей ТКК в органы власти и управления. В некоторых случаях — заинтересованность государства в функционировании ТКК на его территории.

Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В частности, Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает активное участие в мероприятиях, проводимых по линии Организации Объединенных Наций (ООН), Совета Европы, Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединения Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики (БРИКС), а также международных неправительственных организаций (Международная ассоциация прокуроров).

Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации в составе российских делегаций принимают участие в работе сессий и / или рабочих групп органов и профильных структур:

- ООН (Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, конференция государств - участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и Конвенции ООН против коррупции);

- Совета Европы (Европейский комитет по проблемам преступности и подчиненный ему Комитет экспертов по действию европейских конвенций о сотрудничестве по уголовным делам, Консультативный совет европейских прокуроров);

- БРИКС (антикоррупционная и антитеррористическая рабочие группы).

Успешно осуществляется международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации на многосторонней основе в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ (КСГП).

На базе Университета прокуратуры Российской Федерации (ранее - Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации) с 1995 года функционирует Научно-методический центр КСГП, которым обеспечена подготовка и направление в генеральные прокуратуры государств - участников СНГ методических пособий по борьбе с преступностью на территории СНГ.

Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств осуществляется как в рамках участия в мероприятиях международного характера, так и в формате двустороннего взаимодействия.

В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по вопросам выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам, а также по вопросам принятия и передаче Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера.

Основными международными договорами для Российской Федерации в указанной области являются:

- Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и протоколы, её дополняющие: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё от 15 ноября 2000 г., Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15 ноября 2000 г.;

- Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. и протоколы к ней: Дополнительный протокол от 15 октября 1975 г., Второй дополнительный протокол от 17 марта 1978 г. и Четвертый дополнительный протокол от 20 сентября 2012 г.;

- Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и Дополнительный протокол к ней от 17 марта 1978 г.;

- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. с изменениями, внесенными Протоколом от 28 марта 1997 г.;

- Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г.

Кроме того, российское законодательство предусматривает возможность международного сотрудничества в отсутствие международных договоров - на условиях взаимности.

Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет исключительные полномочия в сфере выдачи.

Не менее значительным является международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам. Важнейшим направлением этой работы сегодня является сотрудничество с зарубежными коллегами в вопросах розыска, ареста, конфискации и возврата из-за рубежа имущества, добытого преступным путем.

Генеральная прокуратура Российской Федерации - субъект международного сотрудничества не только в области уголовного судопроизводства (правовой помощи в широком смысле), но и правоохранительного (полицейского) содействия и является компетентным органом по международным договорам и межправительственным соглашениям о сотрудничестве в борьбе с преступностью.

Кроме того, главой 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Генеральная прокуратура Российской Федерации определена одним из компетентных органов по вопросам оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях.

В настоящее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключено 90 соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве с зарубежными партнерами из 72 государств.

Главное управление международно-
правового сотрудничества, май 2020 г.

Подборка наиболее важных документов по запросу Международное сотрудничество в борьбе с преступностью (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Международно-правовые аспекты противодействия преступности несовершеннолетних
(Смирных С.Е.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 3) В статье рассматриваются актуальные вопросы международно-правового сотрудничества в области противодействия преступности несовершеннолетних. Отмечается, что преступность несовершеннолетних является одной из наиболее важных проблем, которую необходимо решать в современном мире. Причинами преступности несовершеннолетних являются быстрый рост населения, бедность, безработица, снижение авторитета родителей, перенаселенность бедных городских районов, дезинтеграция семьи и неэффективные системы образования.

Нормативные акты: Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ
(ред. от 28.06.2021)
"Об оружии" Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567
(ред. от 31.12.2019)
"О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью"
(вместе с "Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью") обобщение практики выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработку соответствующих предложений;

Тема 19. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

Преступность в современном научном представлении – это сложное социальное явление с признаками системности, являющееся следствием взаимодействия множества отрицательных по своей направленности факторов экономического, общественного, психологического, юридического и иного свойства. Качественные и количественные характеристики преступности раскрывают ее состояние, структуру и динамику, позволяют судить о ее размерах, степени криминализации общества, служат основой для разработки стратегии и тактики предупреждения преступности, выбора средств и методов борьбы с нею. Уровень, темпы роста преступности, особенно наиболее опасных ее видов, могут служить индикаторами устойчивости развития государства и общества.

Сложность борьбы с преступностью определяется рядом обстоятельств. Прежде всего это связано с тем, что ее причины носят как национальный, так и региональный и международный характер. Поэтому разработка стратегических направлений борьбы с таким негативным явлением, как преступность, должна опираться в первую очередь на анализ причин внутреннего свойства. Вместе с тем нельзя не учитывать и причины регионального и международного уровня.

На национальном уровне на состояние преступности, ее динамику оказывает влияние ряд факторов, характеризующих социально-экономическое, политическое, духовное развитие государства и общества (в том числе состояние нравственной и культурной, правовой сфер и др.). В свою очередь, преступность, характер и степень криминализации и виктимизации общества оказывают серьезное влияние на его устойчивое развитие, в том числе в названных сферах. Поэтому стратегия устойчивого развития предполагает разработку комплекса мероприятий, направленных на обеспечение всестороннего контроля за преступностью с целью минимизировать степень ее отрицательного влияния на развитие государства и общества в новых социально-экономических условиях.

По признанию международного сообщества, преступность все больше приобретает транснациональный характер. Это относится прежде всего к таким ее видам, как экономическая и организованная преступность, легализация преступных доходов, незаконный оборот наркотиков, незаконное обращение оружия и ряд других. В целях координации усилий государств международным сообществом разработаны стандарты и нормы, как универсальные (на уровне ООН), так и региональные (на уровне Совета Европы). Кроме того, в рамках ООН разработаны и заключены договоры о борьбе с международными преступлениями (военными, апартеидом, геноцидом и др.).

Названные документы имеют большое значение для разработки и реализации стратегии устойчивого развития Российской Федерации. Поэтому, с одной стороны, они должны стать предметом рассмотрения соответствующих ветвей власти с точки зрения выработки отношения к ним (путем ратификации, присоединения), а с другой – соответствующие положения этих документов должны быть учтены в национальном законодательстве, разрабатываемых концепциях и программах предупреждения преступности.

На международном уровне необходимо активизировать деятельность государства и его органов в области борьбы с преступностью, в том числе нужно решить такие вопросы, как:

• присоединение к основным международным договорам в области борьбы с преступностью и уголовного правосудия;

• включение основных положений международных договоров в действующее национальное законодательство;

• осуществление тесного сотрудничества с соответствующими структурами ООН в области борьбы с преступностью (ЭКОСОС, Программа развития ООН, Программа ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Международная программа ООН по контролю за наркотиками, научно-исследовательские институты ООН по предупреждению преступности и др.), межправительственными и неправительственными организациями с доведением информации о таком сотрудничестве до широкой общественности;

• обеспечение активного сотрудничества в области практики борьбы с преступностью и отдельными наиболее опасными ее видами на межведомственном уровне;

• обеспечение решения вопросов технического сотрудничества, особенно в информационной сфере и в области информационных технологий, используемых в борьбе с преступностью;

• более активное привлечение экспертов ООН, Совета Европы для разработки конкретных программ борьбы с преступностью и отдельными ее видами (в частности, для разработки модели пенитенциарной системы, а также системы исполнения иных наказаний, не связанных с изоляцией преступника от общества, и программ ресоциализации таких лиц);

• организационное и финансовое обеспечение выполнения Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств.

В последние годы в связи с ускорением интеграционных процессов в мире, взаимным упрощением порядка въезда и выезда значительно активизировалось международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Углубление международного сотрудничества в этой сфере объясняется и тем фактом, что проблема международной преступности приобретает все более глобальный характер. Рост преступности отмечается практически во всех развитых государствах. Идет процесс интернационализации преступности, когда возрастает число преступных проявлений, имеющих международный характер (например, совершение преступлений на территории других государств, перевод доходов от преступной деятельности за рубеж). Опасность для международного сообщества представляют и незаконный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, радиоактивных материалов, нелегальная миграция людей. По имеющимся сведениям, из 3 тыс. преступных формирований, действующих на территории Российской Федерации, каждое десятое имеет связи с зарубежной криминальной средой. Борьба с такими видами преступлений может быть эффективной только при единстве действий правоохранительных органов большинства государств, выработке общего правового механизма, позволяющего реально осуществлять принципы международного сотрудничества в противодействии преступности, поддержании правопорядка, охране прав и законных интересов граждан.

В этих условиях МВД России предпринимает энергичные шаги по усилению координации и взаимодействия органов внутренних дел суверенных республик. Еще до распада СССР были заключены соглашения о сотрудничестве с МВД Белоруссии (1990), Армении и Молдовы (1991). В 1992 г. подписаны соглашения с МВД Украины, Киргизской Республики, Туркмении, в 1993 г. – с МВД Казахстана.

Учрежден новый консультативный орган – Совещание министров внутренних дел независимых государств, участие в котором принимают руководители органов внутренних дел практически всех республик, входивших в состав Союза ССР. Именно на таких Совещаниях были приняты многосторонние, принципиально важные документы: соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью, о сотрудничестве в области обеспечения материально-техническими средствами и специальной техникой, об обмене информацией, о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Важнейшим шагом к созданию общего правового пространства стало подписание 22 января 1993 г. в Минске главами государств – членов СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Сегодня подписанные документы необходимо наполнить конкретным практическим содержанием, обеспечить четкую работу созданных правовых механизмов.

Некоторые проблемы требуют решения на межправительственном уровне. Так, в настоящее время разрабатывается совместная программа борьбы с организованной преступностью. Утверждать ее будет совет глав правительств стран Содружества. Совещание министров внутренних дел рассмотрит порядок провоза огнестрельного оружия, конвоирования и этапирования задержанных и осужденных и др.

Развивается международное сотрудничество российских органов внутренних дел с партнерами из дальнего зарубежья по основным направлениям. К ним относятся:

• борьба с организованной, в том числе экономической, преступностью, наркобизнесом, с контрабандой и фальшивомонетничеством;

• подготовка кадров и сотрудничество в научно-технической области.

В настоящее время для интеграции России в мировой процесс борьбы с преступностью сделано уже немало. Активно работает Национальное бюро Интерпола, которое ведет оперативный обмен информацией более чем с 80 государствами. Можно привести немало примеров высокой результативности международного сотрудничества в проведении оперативно-розыскных и других мероприятий.

Вместе с тем сегодня ощущается немало пробелов в деятельности как российских правоохранительных органов, так и наших партнеров за рубежом. В частности, отсутствует оперативность в предоставлении необходимой информации, что зачастую не позволяет предупреждать совершение преступлений.

Активизация международного сотрудничества России в правоохранительной сфере потребует в перспективе и принятия некоторых новых законов (например, по оказанию правовой помощи, экстрадиции, передаче осужденных, продолжению расследования, начатого на территории другого государства).

Читайте также: