Мировоззрение человека 19 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Почему именно России? Потому что основы нового мировоззрения родились в России. Но имена его основоположников С.А. Подолинского, В.И. Вернадского и других до сих пор находятся в тени.

Космический масштаб мировоззренческой революции

Накануне 150-летия нашего великого соотечественника академика В.И. Вернадского, автора учения о биосфере и ноосфере (сфере разума), которое состоится 12 марта 2013 года, пора вспомнить, что это он 100 лет назад первым из современников осознал и указал на космический масштаб грядущей мировоззренческой революции.

Я рискну предположить, что именно поэтому календарь индейцев Майя завершается 2012 годом. Это означает не конец света, а завершение космической эры Рыб, после чего необходимо коренным образом изменить мировоззрение и осознать своё новое место в пространстве и времени, а также будущую судьбу всего человечества.

Предсказанием судьбы по расположению звезд на небосклоне занимается астрология. Астрологи отмечают, что под знаком Рыб родились народы, склонные к индивидуалистическому типу общества, поклоняющиеся золотому тельцу и измеряющие счастье материальным благополучием. Поэтому и мировоззрение – антропоцентризм, и идеология, и механизм социального управления, созданные и господствовавшие в эру Рыб, были нацелены на господство человека над природой, на обладание материальной собственностью и на всевластие денег. Россия же, по мнению астрологов, родилась под знаком Водолея. И поэтому в новой эпохе возрастает её роль в формировании нового мировоззрения. В эру Водолея будет господствовать миропонимание соответствующее миропониманию народов России, т.е. космическое миропонимание – антропокосмизм, основанный на гармоничном развитии человека, общества и природы в едином Космосе. Таково мнение астрологов.

С точки зрения научного подхода, ученый Шилин Г.А. отмечает, что в эпоху Рыб закономерно господствовало материалистическое мировоззрение, потому что перед человечеством стояла задача изучения структуры материи окружающего людей мира и строения живых существ. В итоге, за 2150 лет к моменту перехода в эру Водолея человечество в основном изучило материальное строение общей природной среды обитания и накопило такое количество новых знаний, которое требует перехода на качественно новый уровень познания мира. Но при этом мир настолько усложнился, что его уже невозможно осмыслить только с помощью старых философских и научных понятий и категорий. Для познания новой объективной реальности недостаточно знания физико-математических и других точных наук. Обязательно необходимы знания о Космосе, планете Земля, но в начале, надо изучить бинарный, т.е. двойственный, организм человека, как первичного элемента живой биоэлектронной системы Земной цивилизации. Все эти знания находятся в системе естественных наук – астрономии, экологии, биологии и психологии. А для познания законов распределения энергии в биосфере и биосоциальных системах (государствах) создается новая наука – экобиопсихология.

В.И. Вернадский и новое мировоззрение

Вернадский обращал внимание потомков, что в биогенном токе атомов и связанной с ним энергией резко проявляется планетное, космическое значение живого вещества. Ибо биосфера является единственной земной оболочкой, в которую непрерывно проникают космическая энергия, космические излечения и, прежде всего, лучеиспускание Солнца.

Вернадский надеялся, что во второй половине XX века на первый план выдут науки о биосфере и психологии, потеснив физические и математические науки, направленные, прежде всего, не на развитие живого вещества, а на развитие машин и технологий. Он верил, что материалистическое мировоззрение в своем развитии не опустится до механистического мировоззрения, а поднимется до биосферного, или как сейчас называют экологического мировоззрения.

Вернадский предсказал, что в XX века будут созданы условия для развития человечества как единого целого, а это новая стадия в истории планеты, а не только в истории человечества.

Современный мир, как новая реальность

Действительно практика, как критерий истины, показала, что во второй половине XX века произошло глобальное изменение мира, создавшее качественно новую объективную реальность и потребовавшее изменения мировоззрения.

Во-первых, в XX веке человек впервые охватил своей жизнью и культурой всю верхнюю оболочку Земли – биосферу. Благодаря феномену небывалого научного творческого взрыва, человек, вооруженный новыми знаниями, техникой и технологиями, начал крупномасштабно преобразовывать Природу, покорять Пространство и Время. В результате произошел резкий скачок в развитии материальной культуры человечества. Бурно разрослась искусственная среда его окружения. Небывалыми темпами растет скорость передвижения финансов, грузов, людей и информации. Человек впервые реально осознал, что он житель планеты Земля и должен мыслить и действовать в новом планетном масштабе, а не только в масштабе личности, семьи, рода, государств или их союзов.

Во-вторых, в XX веке впервые человек реально оторвался от земли и вышел в Космос. Важно, что в этом прорыве ведущая роль принадлежала России. Мы можем гордиться, что этот выход был во многом подготовлен трудом наших соотечественников Н.И. Лобачевского, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, главного теоретика космонавтики М.В.Келдыша, главного конструктора С.П.Королева и героическим трудом всего советского народа под руководством И.В. Сталина. Символично, что первым космонавтом планеты стал наш соотечественник Ю.А. Гагарин. Этот космический прорыв вызвал необходимость мышления в ещё более крупном масштабе – в космическом.

В-третьих, в конце XX века человек впервые получил в свои руки знания и технические средства для превращения стихийного и неуправляемого исторического процесса в проектируемый и управляемый.

Прогресс в сфере электроники и информационно-интеллектуальной технике предрешил переход от индустриальной к качественно новой технологической эпохе – эпохе информационной. На смену индустриальной экономике, производящей, в основном, материальные ценности, пришла экономика знаний, которая может быть нацелена в большей мере на изменение духовной сферы. Производство и передача информации выходит на первый план. Появилась возможность для мгновенной передачи мысли и её одновременного обсуждения повсюду на планете, а также для массового воздействие на сознание людей с помощью метода нейро-лингвистического программирования.

Таким образом, сбылись предсказания В.И. Вернадского, и к началу XXI века были созданы предпосылки для качественно нового этапа в истории человечества – для организации и развития всего человечества как единого целого, т.е. для управляемой глобализации мира. Это главное достижение эры Рыб.

О глобальных противоречиях эпохи

К сожалению, сбылись и самые тревожные опасения Вернадского. Во второй половине XX века проявились и нарастают глобальные противоречия эпохи, породившие мировоззренческий кризис. Материалистическое мировоззрение под воздействием западного проекта науки все больше стало удаляться от познания законов природы и превращаться в механистическое мировоззрение, чему способствует быстрый рост искусственной техногенной среды, окружающей нынешнего человека и творящей его по своему образу и подобию.

Используя всевластие денег, мировые ростовщики сделали науку подсобным занятием, средством для получения максимальных прибылей и ускорения технического прогресса с целью добывания материальных благ. Научные знания и научно-технический прогресс используются рвущимися к мировому господству финансовыми спекулянтами не для улучшения природной среды и жизни человечества, а для захвата и удержания власти, усиления своей военной мощи, порабощения других народов и государств, экстенсивного использования природных богатств. В результате, планета вошла в состояние запредельной техногенной и антропогенной перегрузки, известив об этом нарастающим валом природных катаклизмов. Природа мстит человечеству за неразумное хозяйствование.

Но самое страшное, что мировые ростовщики вторглись в механизм социальной эволюции человечества. Эволюция стала происходить не стихийно, а управляемо с помощью современных телекоммуникаций и средств манипулирования людьми путем лишения их разума. Сейчас интеллектуальная среда загрязнена, отравлена, изуродована ещё хуже, чем природная. Информационный тоталитаризм стал мощнейшим средством идеологического оболванивания и закабаления миллионов людей. Глобализаторы направляют народы планеты не по пути развития человечества, как живого организма, а по пути превращения их в социальный механизм.

Механистическое мировоззрение как война против разума и человечества

История человечества это не только борьба классов, но и борьба мировоззрений. Мировые ростовщики хотят всячески в своих корыстных интересах продлить жизнь механистическому мировоззрению и не допустить мировоззренческой революции. Их цель – максимально задержать ход истории в прошлом, т.е. в борьбе людей за материальную собственность, или пустить историю человечества по новому кругу. А это значит вернуть человечество в рабовладельческое общество на новой основе – в виде глобального долгового рабства всех и каждого и электронного рабства.

Надо отдать должное, что мировые ростовщики хорошо изучили особенности современной эпохи и соответствующие ей методы управления человечеством. Познав синусоидальный график космического управления земной цивилизацией, закон недопустимости навязывания обществу коллективистского типа миропонимания индивидуалистического общества, характер и методы современной информационной войны, они засекретили их от других народов и использовали для реализации своего зловещего проекта управляемой глобализации.

Задача агрессора в информационной войне – перепрограммировать человека, народ, цивилизацию, т.е. заставить их смотреть на мир чужими глазами. Информационные технологии и новый метод психотерапии – нейролингвистическое программирование позволяют путем раздвоения сознания и подмены понятий лишать силы духа и разума миллионы людей, заставляя их жить не в реальном мире, а в мире иллюзий, созданных мировыми ростовщиками.

Разрушение СССР стало величайшей трагедией для народов и геополитической катастрофой для восходящей истории земной цивилизации. По существу Советский Союз был первым прообразом государства с мировоззрением земной управляемой цивилизации, с плановым научно-управляемым хозяйством и высоким уровнем социального и духовного развития населения, нацеленного на разумную достаточность в потреблении и на познание окружающего мира. Но высокоразвитый интеллект, а тем более грядущее царство разума мировым ростовщикам не нужно. Они остановили восходящую историю, заразив людей отупляющей страстью к безграничному накоплению материальных богатств за счет разрушения Земли и самого человека. Это неизбежно приведет мир к глобальной катастрофе и гибели человечества.

Лидирующая роль России в мировоззренческой революции

Шилин Г.А. утверждает, что будущая мировоззренческая революция это разгерметизация знаний, необходимых для выживания земной цивилизации, спрятанных от людей хозяевами мира. Для формирования нового мировоззрения необходимо познание законов Космоса, т.е. астрономии, а также биологии, генетики, электроники и новой науки – экобиопсихологии. Человек должен научиться осмысленно и целенаправленно управлять своими биологическим функциями в биосфере Земли и стремиться к постоянному развитию своего Разума – Сознания, являющегося самосовершенствующейся космической компьютерной программной, ради которой он создан на земле.

Для освоения миропонимания XXI века необходим перевод сознания народа с одностороннего материалистического на бинарное энерго-материалистическое мировоззрение, основанное на единстве материального и духовного мира. Чисто материалистическое мировоззрение, как борьба за материальную собственность, не соответствует новой объективной реальности. В условиях глобализации человечества материя общей планеты не может быть собственностью коротко живущего человека. Единственной собственностью человека на Земле является время его жизни, а ценность самого Человека в социальных системах определяется коэффициентом полезного действия его физического и умственного труда.

Исходя из вышесказанного, по мнению Шилина Г.А., мировоззренческой целью будущей управляемой земной цивилизации в эру Водолея является развитие Разума – Сознания человека созидающего и борьба всей науки за удлинение времени его жизни.

Конечно, эти разработки не являются истиной в последней инстанции, но основа для формирования нового мировоззрения – мировоззрения эры Водолея, в России заложена. У всех ученых, политических сил и государственных деятелей есть возможность внести свой вклад в разработку проекта управляемой земной цивилизации, устремленной в будущее. Это особенно актуально для формирующегося Евразийского союза, который может стать мировым центром влияния, только обладая собственной моделью развития мира. Важно, чтобы эта модель была основана не на всевластии денег, а на единстве материального и духовного мира, чтобы она нацеливала человечество на разумную достаточность в потреблении и безграничность в познании планеты и космоса, на созидание, а не на разрушение, на сотрудничество, а не на войну цивилизаций.

Девятнадцатый век в истории человечества знаменовался тем, что за сравнительно короткий период человечество совершило гигантский прыжок в развитии технологий. Кроме того произошли заметные изменения и в политической жизни. Все это явилось определяющим фактором, определившим наше с вами бытие в 20 , да и в 21 веках.

Посудите сами: за пятитысячную писаную историю наука и технологии развивались очень медленно. Скажем, об электричестве было известно даже в античные времена (например, если потереть кусочком шерсти по янтарю, получали статический электрический эффект и т.д). Про свойства пара тоже было известно еще с 17 века, тем не менее за двести лет никаких сдвигов в изобретении и постройке паровых машин не произошло. Да и многие другие явления, известные людям издавна , оставались до 19 века неизведанными. А с начала 19 века произошел гигантский скачок в открытиях и технологиях. Это был настоящий прорыв, изменивший жизнь человечества на многие годы в будущем.

Перечислим некоторые из них.

Электричество. В 1800 году итальянец Алессандро Вольта создает первый гальванический элемент, а в 1802 русский ученый Василий Петров создает "вольтову дугу". Эти события предопределили дальнейшие открытия в области электричества. В 1831 году Фарадей создает первый генератор электрического тока. А дальше открытия в этой области пошли по нарастающей К концу 19 века электричество стало обыденностью.

Двигатели внутреннего сгорания и автомобили. Первый примитивный двухтактный ДВС был создан французом Этвеном Ленуаром в 1860 году. А уже в 1862 году был создан усовершенствованный 4-тактный двигатель, который используется нами до сих пор. В 1870 году в Вене (Австрия) изобретатель Зигфрид Маркус поставил на телегу бензиновый двигатель, и что интересно, он поехал. Так было положено начало автомобилестроению. Уже в 1888 году Карл Бенц в Германии поставил производство автомобилей на поток.

Изобретение фотографии. О камере обскура людям было известно давно, но первая фотография была получена французом Джозефом Ньепсом на металлической пластинке в 1825 году. Очень скоро начали использовать стеклянные пластинки со светочувствительным покрытием, и к середине 19 века фотография для людей стала обычным явлением.

Самолеты. Первый непродолжительный полет на самолете на высоте 20 метров произошел в России 1882 году . Изобрел самолет русский морской офицер Александр Можайский. Намного позже американцы братья Райт создали более усовершенствованный летательный аппарат, положив начало самолетостроению.

Создание унитарного патрона и изобретение пулемета. В области вооружений, в частности стрелкового и артиллерийского оружия в течение нескольких веков никаких изменений не происходило. Но в 1812 году был изобретен унитарный патрон с картонной гильзой, а позже и с металлической. Это произвело настоящий переворот в использовании оружия. Теперь не надо было заряжать оружие со ствола, выполняя кучу нудных процедур. Кроме того, появилось нарезное оружие. А в 1884 году Хайрен Максим создает первый пулемет, который используется и в настоящее время. С того времени способы ведения войн кардинально изменились, что особенно проявилось в ходе Первой и Второй мировых войн, когда жертвы стали исчисляться миллионами.

Периодический закон, открытый Менделеевым. Периодический закон в химии - фундаментальное открытие русского ученого Менделеева было совершено в 1869 году, в 1871 году он его доработал, и периодическую таблицу элементов мы используем до сих пор.

Открытие радиоактивности. В 1896 году Беккерель обнаружил , что соли урана способны засвечивать фотопластинки, вызывая их почернение. Стало понятно, что это вещество испускает какое-то невидимое излучение. В 1898 году Мария Склодовская - Кюри делает ввод, что открытое явление обусловлено распадом атомов. Это открытие явилось судьбоносным для всего человечества. Изобретенные позже атомные электростанции позволили получать энергию, не сжигая уголь, нефть и газ. А изобретение ядерного оружия стало играть роль сдерживающего фактора, который не позволяет перерасти локальным войнам в глобальный общемировой конфликт. Люди прекрасно понимают, что случится, если применить этот вид оружия в войне.

А что же произошло в политике?

Крупные военные конфликты. Девятнадцатый век оказался богатым на военный конфликты, причем не только локальные, но и глобальные. В первую очередь - это наполеоновские войны, которые закончились только в 1814 году окончательным поражением Бонапарта.

Крымская и последующие русско-турецкие войны. Борьба Турции, России и Франции с Англией за влияние на Балканах и Ближнем Востоке длилась много лет, забрав сотни тысяч жизней.

Гражданская война между Севером и Югом в США, закончившаяся победой янки и отменой рабства в стране.

Борьба южноамериканских колоний за освобождение от испанской колонизации тоже длилась много лет, и привела к перекройке границ и возникновению новых государств Южной Америке.

Политические события . Главное событие в политике - Венский конгресс (1814-1815). Главы европейских держав собрались в Вене и создали систему договоров, которые определили границы новых государств, возникших после передела в результате завершения наполеоновских войн. Так был проведен 4 раздел Польши , когда она окончательно на 100 с лишним лет потеряла государственность. Появились и другие государства. Главным фактором конгресса явилось то, что впервые в Мире главы государств стали договариваться между собой. То есть, возникла новая дипломатия.

Важное событие в России - отмена крепостного права в 1861 году. Как ни странно, особого улучшения жизни оно крестьянам не принесло, хотя возникли зачатки самоуправления - земство, сыгравшее значительную роль в общественной жизни России.

Образование Общегерманского Союза- предтечи единого германского государства.

Девятнадцатый век - эпоха великих государственных деятелей: Меттерниха, Александра II, Бисмарка, Горчакова, Дизраэли, А.Линкольна, королевы Виктории и многих других. Нынешние государственные деятели, конечно, здорово отстают от упомянутых выше.

Британская империя окончательно восстановила свой контроль над большей частью Мира. "Империя, где никогда не заходит солнце". Викторианская эпоха - период правления королевы Виктории (1837 -1901 г.г.). Пожалуй , так долго не правил ни один монарх. Эпоха знаменовалась стабильностью и значительным развитием Империи, пока в 20 веке США не обломали ей (Империи) рога.

Парижская коммуна. В 1871 впервые в истории была проведена попытка создания народного , социалистического государства. Восставшие рабочие создали свое правительство, однако оно продержалось совсем недолго - всего два с небольшим месяца. Тем не менее , это событие послужило примером для создания такого же строя в России в 1917 году.

Итак, мы видим, что события и открытия 19 века стали переломными для судеб всего человечества. Все, что мы используем в повседневной наше жизни было изобретено именно в 19 столетии. Да, это были громоздкие, пусть примитивные устройства, но они непрерывно совершенствовались и развивались. В результате мы получили то, что сейчас имеем. Попробуйте остаться без электроэнергии. Отключили на несколько часов- все!, катастрофа, жизнь замерла, а если на сутки - то это вселенский крах. Без автомобиля жизнь, конечно же становится скучной, хотя есть автобусы и трамваи с троллейбусами. Да и многое другое. А все это - заслуга наших предков, энтузиастов-изобретателей, живших 120- 200 лет тому назад. Ну, и политические события того века послужили определяющим фактором на 100 с лишним лет.

Правда, нам сейчас вещают со всех трибун о грядущем новом технологическом укладе - то ли пятом то ли шестом. Поживем - посмотрим. А пока еще пользуемся плодами того, что было создано 120-220 лет тому назад. Да, наверное, и еще долго будем пользоваться.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Повседневная жизнь человека в XIX веке.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Повседневная жизнь человека в XIX веке.

Повседневная жизнь человека в XIX веке.

Питание.

Одно из главных изменений в повседневной жизни в том, что люди стали лучше п.

Одно из главных изменений в повседневной жизни в том, что люди стали лучше питаться. Хотя основной пищей оставался хлеб и картофель, но мясо стало доступнее. С 1870 по 1913 гг. потребление мяса увеличилось до 45-50 кг в год.

Широкое применение пастеризации молока позволило снабжать им население больш.

Широкое применение пастеризации молока позволило снабжать им население больших городов. Распространение промышленных холодильников и развитие транспорта сделали рыбу доступной для жителей неприбрежных районов.

Одежда. Во второй половине 19 века моду диктуют вкусы богатой буржуазии. На о.

Техника в доме. Хранить продукты с помощью холода умели жители умеренных и се.

Техника в доме. Хранить продукты с помощью холода умели жители умеренных и северных широт, в южных странах даже не представляли, что лед может быть полезен для бытовых нужд и только богатые южане могли заказать снег с горных вершин. Наши предки делали погреба. Которые не сильно отличаются от нынешних подземных холодильников, которыми до сих пор пользуются наши дедушки и бабушки. Первый искусственный лед получен в 1850 году Джоном Гори, который использовал компрессионный цикл в своем устройстве, похожая конструкция используется и по сей день.

Старинные модели этих машинок высоко ценятся на рынке антиквариата. За опред.

Старинные модели этих машинок высоко ценятся на рынке антиквариата. За определенные модели, которым более ста лет, коллекционеры готовы платить десятки тысяч долларов. Между тем из-за высокого качества этих машин их подделки появились еще в конце 19-го века, а за долгое время существования бренда родились тысячи легенд и домыслов.

Средства транспорта. Настоящим основоположником железнодорожного транспорта с.

Средства транспорта.

Вывод. Происходившие в течении XIX века глубокие и быстрые изменения отражали.

Вывод. Происходившие в течении XIX века глубокие и быстрые изменения отражались не только в политике, экономике и культуре , но и в повседневной жизни обычного человека. Люди стали иначе питаться, носить другую одежду, менялись формы проведения досуга и даже сами взгляды на жизнь.

На философское мировоззрение русских мыслителей первой трети XIX столетия существенно повлияли крупные исторические события: европейская война с Наполеоном, в которой принимала участие и Россия, последовавшая затем Отечественная война 1812 г. и, наконец, восстание декабристов 1825 г. Этот новый опыт, полученный русским дворянством и крестьянством, без сомнения, изменил многие из их прежних ценностных установок, касающихся мира, человека и общественного устройства.


Идеи эти, как видно, предполагали радикальное преобразование общественного устройства и всего существующего порядка вещей, а именно: отмену монархической формы правления, включая отмену крепостного права, ликвидацию аракчеевского режима, рекрутства, военных поселений, сословных привилегий, демократизацию общественных порядков, гласность судов, свободу слова, печати и т. д.



Это наблюдение очень важно для построения иерархии национально-государственного, с одной стороны, и общественно-нравственного и личностно-духовного – с другой. Согласно Чаадаеву, характеристики общественно-нравственного и личностно-духовного свойства выше, глубже, значимее, чем характеристики национально-государственные. То есть жизнь человеческого духа, находящая свое проявление в личности, ее нравственных чертах и отношениях, выше и важнее, чем национально-государственная и уж тем более этническая атрибутика.

Постижение России и ее истории, познание природы населяющих ее народов в сравнении с природой народов других стран – таков пафос философии Петра Чаадаева. Этим пафосом проникнуты дошедшие до нас его сочинения, этот пафос укрепляет нас в необходимости анализа русского мировоззрения на материале отечественной философии и классической литературы.



Констатация Хомяковым раскола внутри нации, невозможности в этой ситуации христианской жизни, неизбежности пороков, порождаемых этим положением, как в среде рабов, так и господ – сближает его позицию с позицией Чаадаева. И в первую очередь это касается мыслей Хомякова о пагубном для России антиевропейском векторе ее развития, о ее недостаточной христианизации, о наличествующем деспотическом способе правления, в том числе – о введении крепостного права при согласии православной церкви.

Во-вторых, малой кровью было завершено воссоединение страны (Россия опередила на несколько веков Германию, Италию и Францию), в том числе были разгромлены две из трех оставшихся малых татарских орд.

То, что эти реформы имели никак не азиатско-деспотический, а, напротив, европейский, ограничивающий монархию характер и пользовались поддержкой населения, свидетельствует надежный тест – вектор национальной миграции. В эпоху Ивана III в Россию активно въезжали переселенцы из европейских стран, в то время как при Иване IV вектор бегства был направлен в противоположную сторону.

С течением времени россияне привыкли к крепостному положению, приспособились и даже начали извлекать из него выгоды. Жизнь за счет крепостных, посредством прямого, откровенно грубого или непрямого, стыдливо-умеренного паразитирования, когда, например, помещик постоянно пребывал в городе, перепоручив исполнение функций угнетения крестьян своему управляющему, была (вплоть до отмены крепостного права, а фактически – до начала XX столетия) одной из самых общих черт русской жизни, принципиальным образом отличавшей ее от жизни европейцев. Эта социальная несправедливость, ставшая национальной традицией, глубоко разделила Россию и Запад.


Утверждение в западном обществе идей права способствовало, по мнению славянофилов, его разобщению и потере высоких жизненных ориентиров. Само право на базе индивидуальной независимости разрослось до гипертрофированных размеров. Отсюда – святость внешних формальных отношений, святость собственности и условных постановлений, которые оказываются важнее личности.

Что касается России, то она, по Киреевскому, благополучно избежала как заблуждений рационализма, так и изысков формального права. Просветительские и правовые функции выполняли православные монастыри, церкви, отшельники, которые, как сетью, накрывали всю Россию и посредством которых «распространялись повсюду одинаковые понятия об отношениях общественных и частных. Понятия эти мало-помалу должны были переходить в общее убеждение, убеждение в обычай, который заменял закон, устраивая по всему пространству земель, подвластных нашей Церкви, одну мысль, один взгляд, одно стремление, один порядок жизни. Это повсеместное однообразие обычая было, вероятно, одною из причин его невероятной крепости, сохранившей его живые остатки даже до нашего времени, сквозь все противодействие разрушительных влияний, в продолжение 200 лет стремившихся ввести на место его новые начала.

Однако согласимся с Киреевским в том, что в России право и правосознание не получили необходимого развития, что всегда приводило, с одной стороны, к вопиющему бесправию неимущего или малоимущего большинства страны, а с другой – к диким формам злоупотребления правом со стороны ничтожного меньшинства, имеющего деньги и власть. Примерами такими переполнена русская классическая литература, да и сегодня мы продолжаем жить не столько по нормам закона, сколько по понятиям, возводимым в ранг закона стремящейся к авторитаризму властью.

Смеем, однако, думать, что в таком состоянии наше общество не пребывало никогда. Впрочем, за аморфную тождественность, за гомогенность приходится платить. И если в старину, в условиях неразвитых форм материальной трудовой деятельности и общественных проявлений индивида, плата была сравнительно невелика, то по мере социально-экономического развития общества она становилась все более ощутимой. Высшая точка гомогенности была достигнута в прошлом веке, когда социалистическая система потерпела коллапс.

Этим, однако, вопрос о собственности не ограничивается. Его следует дополнить другим: насколько общинная форма собственности была эффективной и, следовательно, имела историческую перспективу? И ответ мы получаем тогда, когда в практике хозяйствования появляются новые технологии производства аграрного продукта: противодействие им со стороны общинной системы и крепостного права оборачивается малой эффективностью труда русского земледельца по сравнению с трудом его западного собрата, обладающего землей в форме не общинной собственности, а частной.

Таким образом, если при неразвитых производительных силах различия в системах собственности ощущаются не сильно, то в процессе технологических подвижек та или иная форма собственности приобретает преимущественное значение. В России она начинает тормозить экономический прогресс и потому начиная со второй половины XIX в. медленно эволюционирует в направлении частной земельной собственности. Время ее расцвета в России – 1906–1916 и 1921–1929 гг. – непродолжительно. Однако и оно показало эффективность и историческую неизбежность частной формы собственности[141].


В отличие от трудов Хомякова и Киреевского работы Константина Сергеевича Аксакова (1817–1860) были опубликованы сравнительно позднее: в середине – второй половине XIX столетия, – что позволяет смотреть на них как на произведения, в которых осмысливался опыт, пережитый Россией и Европой за это время. В первую очередь мы имеем в виду приближающиеся (а значит, готовящиеся и обсуждаемые в обществе) российские реформы 60-х гг., включая отмену крепостного права, а также европейские революции 1848 г. в Германии и Франции. С учетом этого выскажем гипотезу, касающуюся сущности славянофильской критики Запада.

Читайте также: