Художественные особенности поэмы василий теркин кратко

Обновлено: 04.07.2024

Разговорная лексика – это слова, которые придают речи оттенок неофициальности, непринужденности.

Рифма Твардовского проста и бесхитростна. Обычно такие рифмы считаются невыразительными. Однако в поэме Твардовского они выглядят неожиданно и впечатляюще. В пределах одной главы может использоваться и смежная рифма, и перекрестная.

Смежная рифма – когда рифмуются соседние строки: ААВВ.

Перекрестная рифма – когда рифмуются первая и третья строка, вторая и четвертая: АВАВ.

Готовые работы на аналогичную тему

Смысл четверостишия иногда подкрепляется, усиливается пятой строкой.

  • Ораторская лексика;
  • Литературная речь;
  • Просторечие;
  • Народнопоэтическая речь.

Поэт варьирует размеры строф, часто использует переносы, подчиняет движение стиха разговорным интонациям. В тексте множество живых диалогов.

Выбор художественных средств в произведении обусловливается тем, что в ней изображен народный герой на войне. И отсюда народный, преимущественно разговорный язык поэмы.

В произведении преобладают простые, короткие предложения без связок. Эта структура сохраняется и в диалогах, которые придают произведению живой драматический характер, дают портретные характеристики, рисуют воинский быт.

Для поэтического языка Твардовского характерен лаконизм. Это достигается усечением или перефразировкой фраз, бытующих как устоявшиеся штампы или поговорки.

Василий Теркин – парень из народа, поэтому в его речи Твардовский использует разные группы диалектизмов:

  • Словообразовательные: отрадно, в лежку, спозаранку, дармовой, маета, покамест, запоясан, запропастился и т.д.;
  • Лексические: дельный старик, балагур, желторотый, пенять, кутерьма, ухарь, пособите и т.д.;
  • Семантические: завалящая, никнет головой, вечерка, зарвемся и т.д.

Среди основных функций разговорно-просторечной лексики выделяется функция называния людей, предметов действительности, действий.

Разговорно-просторечная лексика выполняет и экспрессивную функцию. она реализуется при экономии языковых средств.

В поэме встречаются разговорно-просторечные слова, которые выполняют оценочную функцию. Разговорная речь характеризует героя, помогает поэту создать повествование, приближенное к устному рассказу. Многие фразеологические компоненты автор использует для усиления образности, передачи эмоциональной оценки.

Лексические повторы – признак разговорной речи. благодаря использованию разговорно-просторечной лексики А.Т. Твардовский создает собирательный образ народного героя.

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ

(19 10-1971)

. И скажу тебе, не скрою, — В этой книге, там ли, сям, То, что молвить бы герою, Говорю я лично сам. Я за все кругом в ответе, И заметь, коль не заметил, Что и Теркин, мой герой, За меня гласит порой.

Дельный, что и говорить, Был старик тот самый. Что придумал суп варить На колесах прямо.

Эй, славяне, что с Кубани, С Дона, с Волги, с Иртыша, Занимай высоты в бане, Закрепляйся не спеша!

И столбом поставил воду Вдруг снаряд. Понтоны — в ряд. Густо было там народу — Наших стриженых ребят.

И увиделось впервые,

Не забудется оно:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно.

Или — другой пример — столь же беспощад­ ная правда об изнурительных боях за «населен­ ный пункт Борки?, небольшую лесную деревень­ ку, от которой и осталось-то всего «обгорелых три трубы*.>.

Речь идет о том болоте. Где война стелила путь. Где вода была пехоте По колено, грязь — по грудь;

Где в трясине, в ржавой каше, Безответно — в счет, не в счет — Шли, ползли, лежали наши Днем и ночью напролет.

И в глуши, в бою безвестном, В сосняке, в кустах сырых Смертью праведной и честной Пали многие из них.

Что касается жанровых и сюжетно-компози­ционных особенностей поэмы, то поначалу поэт не слишком беспокоился о них: «Я недолго то­ мился сомнениями и опасениями относительно

праздничным дням выстраданной и завоеванной победы.

Пусть читатель вероятный Скажет с книжкою в руке: — Вот стихи, а все понятно, Все на русском языке.

Стих поэмы — в основном 4стопный хорей, который со времен Пушкина и Ершова ассоци­ ируется со сказкой — любимым народным жан­ром, предполагающим речевую легкость, пре­ дельную доступность того, о чем рассказывается, В рифмах нет нарочитой изобретательности, не­ редко они намеренно неточные — это тоже ха­ рактерно для фольклора и усиливает естествен­ность звучания стиха.

Органическая художественная целостность в «Василии Теркине* достигается во всем — от глубоко народных основ содержания до мельчай­ ших деталей внешней формы. И знаменатель­ но, что в высокой оценке этого уникального произведения сошлись не только массы рядо­ вых читателей, но и такие взыскательные мас­ тера словесного искусства, как И. А. Бунин и Б, Л. Пастернак.

Похожие сочинения

Цели: продолжить работу над идейно-художественным содержанием поэмы; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать навыки составления сравнительной характеристики литературных героев; воспитывать чувство патриотизма, мужество, душевную. смотреть целиком

А. Т. Твардовский писал поэму "Василий Теркин" во время Великой Отечественной войны, будучи фронтовым корреспондентом. Поэт сам был частью народа, поднявшегося на борьбу против захватчиков. Этим объясняется и удивительная честность автора. смотреть целиком

разворот книги

От автора

В произведении несколько лирических отступлений, в которых Твардовский:

  • размышляет о важности прибаутки, которая поднимает боевой дух;
  • раздумывает о бесстрашии воинов;
  • вспоминает отчий дом;
  • опровергает слухи о смерти Василия Теркина;
  • прославляет каждого солдата, который стал воплощением его героя.

На привале

В первой роте появился солдат, который ест за двоих и удивляет интересными рассказами. Его шутки помогают замерзшим, в холодных и грязных шинелях, голодным бойцам не терять силу духа.

Перед боем

История Теркина о вине перед родными. Солдаты не могли их защитить и вынуждены были отступать. Герой в составе группы из десяти человек выходил из окружения. Он был политруком и старался подбодрить солдат.

Они остановились на постой в деревне, где жила семья командира. Его жена накормила и обогрела солдат, но порадоваться приходу мужа не смогла: советские войска отступили, оставляя их в немецкой оккупации.

Горькую правду осознавал и командир. Он до утра колол дрова, потому что хотел облегчить быт жене, искупить свой грех. На утро дети провожали отца слезами.

Переправа

Зима. Полк переправляется через реку. Первый взвод добирается до противоположного берега, начинается артобстрел. Переправа сорвана.

Все считали, что первый взвод погиб, но утром дозорные заметили плывущего в сторону бойцов человека. Это Теркин, который сообщил, что солдаты его взвода живы и просят поддержки артиллерии.

Весельчак и жизнелюб Теркин рассуждает о войне:

  • нельзя, чтобы в такое время твоя хата была с краю;
  • война неравная, но победит мужество и благородство, потому что они защищают родную землю.

Василий Теркин спокойно воспринимает вероятность гибели, говорит о том, что их подвиг еще будет воспет последующими поколениями.

Теркин ранен

Протягивая связь, Теркин попадает под артобстрел. Снаряд падает рядом с ним, но не взрывается. Боец, показывая свое бесстрашие, проверяет блиндаж, из которого велся вражеский огонь, и вступает в противостояние с немецким офицером, у которого пистолет. Теркин защищается штыком, побеждает, но его ранят.

Раздается выстрел советской артиллерии. Теркин понимает, что погибнет. На утро его обнаружили танкисты. Башенный стрелок держал его на руках и согревал своим дыханием. Так рождается солдатское побратимство.

О награде

Теркин воюет не ради славы, возможности похвастаться и рассказать о подвигах, а ради жизни.

Гармонь

По дороге из госпиталя Теркин знакомится с танкистами, которые в бою потеряли командира. Они отдают Теркину его гармонь. Осиротевший инструмент в руках героя отогревает души людей — они забывают о страхе и потерях.

Два солдата

О потере

Боец с бородой сокрушается, что потерял кисет, который напоминал ему о родном доме. Теркин говорит о своей потере — шапке. Он размышляет о том, что вещь потерять можно, а вот Родину — нельзя.

Кто стрелял

Весна. Отдых после боя. Гул майского жука сменяет гуд бомбардировщика. Теркин поднимается и со зла стреляет в небо, подбивает самолет.

О герое

Василий вспоминает о госпитальном друге — мальчишке из Тамбова, который получил за свой подвиг орден. Родная Теркину Смоленщина пока что не могла похвалиться героем.

Генерал

Второй год войны, лето. Теркин в обороне. Его вызывают к генералу. Теркина награждают орденом и недельным отпуском домой. От последнего герой отказывается.

Бой в болоте

Идет бой за деревушку Борки. Солдатам кажется бессмысленным погибать за разрушенную деревеньку. Теркин считает, что лучше сидеть в своем болоте, в кругу своих однополчан, поддерживаемыми своими танками и артиллерией, чем как он год назад прятался от немцев один в копне сена под Москвой.

О любви

У каждого защитника дома осталась любимая женщина. Их любовь оберегает и вдохновляет солдат, предостерегает и стоит на страже их совести. Женщины в письмах не жалуются на тяготы военной жизни. Только у главного героя нет суженой. Большая любовь еще ждет его.

Отдых Теркина

В наступлении

Наступление. Молодые бойцы равняются на опытного и, как им кажется, бесстрашного Теркина. Но тому тоже страшно. В атаке убит командир — лейтенант. Главный герой заменяет его и ведет в бой подразделение. Его тяжело ранят.

Смерть и воин

Теркин остался на поле боя: свои сочли его мертвым. К нему приходит Смерть. Она пугает героя увечьем, но он отказывается сдаваться и просит дать ему возможность увидеть победу и погулять среди живых. В санчасть Теркина доставляет похоронная команда. Смерть не отстает до последнего.

Теркин пишет

Герой из госпиталя сообщает в часть, что живой, но ранен в ногу. После выздоровления вернется к своим, чтобы вместе выгнать врага за пределы страны либо погибнуть.

Теркин–Теркин

Вернувшись в часть, Теркин почувствовал себя чужим, потому что у него появился конкурент — Иван Теркин — молодой рыжий парень, герой и балагур, орденоносец, гармонист. Василий сначала отнесся ревностно к нему, но потом уступил лидерство. Проблему решил командир, который сказал, что скоро в каждой роте будет свой Теркин.

Дед и баба

Третья весна войны. Теркин в качестве разведчика приходит в село, где чинил деду и бабе часы. Старики прячутся в погребе, часы унес немец в качестве трофея. Василий обещает, что больше не отступит и привезет им из Германии пару таких часов.

На Днепре

Бабье лето, идет бой на Днепре. Теркин со всей пехотой переправляется вплавь на правый берег. Немцы сдаются в плен.

Про солдата-сироту

Войска освобождают один за другим населенные пункты. В каждом из них солдат встречают их родные. Один боец отпросился, чтобы навестить семью в селе Красный Мост, и узнал, что его жена и сын погибли. Он горько плачет о них. Их смерти требуют расплаты.

По дороге на Берлин

Советские солдаты в Европе. Их приветствуют как освободителей. По дороге Теркин встречает землячку, солдатскую мать, которая возвращается за Днепр. Он дает ей лошадь, корову, домашнюю утварь.

В бане

Баня в чужой стороне — воспоминание о Родине. Солдат раздевается, видны все шрамы от ран. Бойцы радуются завершению войны. Солдата в чистой гимнастерке с орденами сравнивают с Теркиным.

Обратите внимание на такие художественные особенности этого произведения:

  • Кто такой Василий Теркин: замысел и история создания поэмы.

Работа над поэмой о герое финской войны Васе Теркине была завершена к 1940 году. В начале Второй мировой войны А. Твардовский оказался в эпицентре военных действий — выходил из окружения в Киеве.

Сюжетообразующая тема произведения — это восхваление мужества и стойкости солдата, поклонение его героизму и подвигу, утверждение веры в победу. Поэма наполнена жизнеутверждающим пафосом. В контексте темы войны и подвига народа автор поднял такие проблемы, как:

  • любовь к родной земле;
  • ответственность за друзей и соратников на войне;
  • военная дружба;
  • подвиг простого солдата;
  • нелегкая армейская служба;
  • умение сопереживать и прощать, несмотря на вызовы войны;
  • значение для солдат любви и поддержки родных;
  • ценность свободы и взаимовыручки.

Раскрывая эти проблемы, писатель реализовал гуманистический идеал, продемонстрировал уважение к простому человеку, воспел истинного героя войны и победителя — народ.

Центральный персонаж поэмы — Василий Теркин — собирательный образ. Он воплотил лучшие человеческие, моральные качества, жизненные идеалы, черты характера.

Шутками поднимает боевой дух соратников по оружию, в бою демонстрирует отвагу и взаимовыручку, чувствует ответственность перед теми, кого призван защищать, не боится смерти, но хочет увидеть победу. Гармонист и песенник.

Стойкость народного духа Твардовский воплотил в образе деда — героя Первой мировой войны. Он огорчен отступлением советских войск, но верит в то, что они непременно победят немца. С топором в руках защищает от врагов старуху.

Гуманизмом веет от образа старого генерала, который награждает Теркина. Он с уважением, по-отечески говорит с простым солдатом, обещает тому освобождение родного края Василия.

Сюжет поэмы Твардовского изложен в тридцати завершенных частях. Есть пролог и эпилог. В произведении нет указания на конкретные даты, топографию событий, потому что задача писателя — создать масштабный и всеобъемлющий образ фронтовых дорог простого солдата-пехотинца — того, кто победил в войне.

Собранные автором истории объединяет центральный персонаж — Теркин — символ стойкости народного духа. Каждая часть произведения отличается завершенностью. Это обусловлено тем, что произведение печатали частями. Авторские диалоги, которые он ведет с героем, с самим собой, с читателями, делают изложение живым и эмоциональным.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Читайте также: