Мировоззренческо философские ценности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

— философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

— философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

— философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал — это мечта:

— о совершенном обществе, в котором все честно;

— гармонически развитой личности;

— разумных межличностных отношениях;

— реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

— духовное ядро личности;

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

1.1. Мировоззрение

1.1. Мировоззрение У каждого человека имеется определенный объем знаний. С некоторым упрощением знание можно подразделить на два уровня.Первый – это обыденное (стихийно-эмпирическое) знание. Сюда входят трудовые навыки, бытовые традиции, элементарные взгляды на

1.3. Философское мировоззрение

Диалектика и мировоззрение

Диалектика и мировоззрение В дискуссиях о том, как следует разрабатывать и излагать теорию диалектики, вопрос о соотношении диалектики и мировоззрения всплывает регулярно, хотя, казалось бы, в классической марксистско-ленинской литературе он решен давно,

1. Мировоззрение

1. Мировоззрение В преддверии философииПриступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, а может быть, даже объяснить в первом приближении и что такое

3. Философское мировоззрение

Тема 1 Философия как мировоззрение и обобщённая картина бытия

Тема 1 Философия как мировоззрение и обобщённая картина бытия От мифологических представлений – к абстрактному мышлению. Практика как решающее условие становления теоретического мышления Если для студента философия является одной из изучаемых дисциплин (причём она

26. Мировоззрение дурака

4. Мировоззрение

4. Мировоззрение Необходимо сказать, что трактат Марциана Капеллы производит некоторым образом разочаровывающее впечатление. Обычно Марциана Капеллу зачисляют в западный неоплатонизм конца античности. И так оно, вероятно, и есть, и с этого мы и начнем. Но уже заранее надо

8. То же. Мировоззрение

8. То же. Мировоззрение Переходя от внешнего изложения к анализу внутренней идеи данного трактата, мы прежде всего сталкиваемся, конечно, с мировоззрением Боэция. Оно выражено в трактате чрезвычайно ярко. Сводится оно к общей картине страдающей, безвыходно запутавшейся

2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:— философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это

V. КУЛЬТУРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

V. КУЛЬТУРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ Великая задача духа - создание мировоззрения. В мировоззрении эпохи находят обоснование ее идеи, убеждения и дела. Лишь придя к культуротворческому мировоззрению, мы окажемся способными к идеям, убеждениям и делам, необходимым для расцвета

2. Философия и мировоззрение

2. Философия и мировоззрение Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской

2.1. Религиозное мировоззрение

2.1. Религиозное мировоззрение Как уже известно, любая религиозная система, это прежде всего мировоззренческая система. То есть, духовная религиозность людей, представленная тем или иным культом, ритуалами, церковью, канонами и прочими атрибутами — прежде всего формирует

Взгляд на мир

Мировоззрение – это система взглядов, оценок и представлений о мире, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, моральных, нравственных, философских и прочих оценочных суждений.

Это понятие объединяет в себе фактические знания и всевозможные убеждения. При этом можно говорить как о мировоззрении отдельной личности, так и о мировоззрении социальной группы или другой общности. Несмотря на выраженный субъективный характер, оно, как правило, имеет историческую и социальную обусловленность. Мировоззрение личности формируется и развивается на протяжении всей жизни. Изначально оно сильно подвержено влиянию эмоциональных суждений, но с годами становится более осознанным.

Существует два уровня мировоззрения:

  • Обыденный. На этом уровне мировоззрение строится посредством чувственного познания на основе повседневных эмоций и переживаний.
  • Рациональный. Это более осмысленный уровень. В его основе лежит рациональное познание, поэтому он формируется у людей с развитым критическим мышлением.

Пример мировоззрения

Как мы уже обсудили, мировоззрение — это система взглядов и оценок об окружающем мире, людях, самом себе. Конечно, мировоззрение очень многогранно и касается множества аспектов жизни, но для примера пройдемся по наиболее важным аспектам. Итак, пример мировоззрения:

Окружающий мир существует по определённым законам, часть из которых справедлива, другая часть не совсем. С одной стороны, если трудиться и прикладывать усилия, то каждый может добиться успеха. Это справедливо. Однако, не у всех равные возможности. Из-за проблем со здоровьем некоторым людям приходится значительно тяжелее с самого рождения. Это не справедливо. Но изменить это невозможно, поэтому остаётся принять эти правила и постараться делать то, что я могу с тем, что имею. Тем не менее, по возможности, я считаю необходимым помогать людям, которые в этом нуждаются, стараясь делать мир чуточку лучше.

В мире нет ничего сверхъестественного — всё функционирует по правилам, которые объяснимы с точки зрения науки. Многие из того, что происходит вокруг, уже смогла объяснить наука, но многое ещё предстоит изучить. Для меня изучение окружающего мира представляет большой интерес, я люблю постигать тайны космоса и не перестаю удивляться необъятным размерам вселенной.

Люди делятся на плохих и хороших. Понять, кто перед тобой часто бывает непросто, а иногда и вовсе — невозможно. Но всё тайное становится явным — рано или поздно каждый человек раскрывает свою истинную сущность. Из-за этого я не спешу доверять и открываться людям, пока мне не станет понятно наверняка, что человеку можно доверять.

Я — хороший человек, но не идеальный. Такие качества, как честность, добропорядочность, умение держать свои обещания — считаю одними из наиболее важных качеств человека. Стараюсь воспитывать и поддерживать эти качества в себе. Между тем, у меня есть и ряд минусов, к числу которых относится желание критиковать окружающих, поучать без спроса, лезть со своими советами направо и налево. Данное качество усложняет мои отношения с окружающими, поэтому я стараюсь себя сдерживать.

Искать, в чём смысл жизни, считаю нецелесообразным, поскольку единого ответа на данный вопрос не найти, сколько не ищи. Однако, отсутствие смысла не делает жизнь хуже. Важно лишь одно — счастлив я, или же нет. Если да — значит я на правильном пути. Если нет, то надо что-то менять в жизни, пробовать что-то новое. Главное, помнить, что каждый день по своему прекрасен и неповторим. Каждый день заслуживает шанс стать лучшим в жизни.

В этом примере содержится лишь малая часть того, что входит в понятие мировоззрение. Текст можно было продолжать ещё долго, но основную суть Вы уловили. Если говорить простым языком, мировоззрение — это отношение ко всему, что есть вокруг и осознание своего места в этом мире.

Характерные особенности мировоззрения

Как для индивидуального, так и для общественного мировоззрения характерны следующие особенности:

Структура мировоззрения

Чтобы лучше понять, что такое мировоззрение, разберём подробно его внутреннюю структуру и выделим все элементы, из которых оно формируется:

Составляющие мировоззрения

Мировоззрение принято подразделять на три составляющих:

  • Мироощущение. Это эмоциональная составляющая мировоззрения. При взаимодействии с окружающим миром, человек оценивает происходящие события, и у него формируется понимание того, насколько мир справедлив по отношению к нему и вообще. Кто-то радуется удачам и предчувствует успех, а кто-то испытывает обратные чувства. Таким образом, по мироощущению люди делятся на пессимистов, считающих мир несправедливым, и оптимистов, верящих, что мир к ним благосклонен.
  • Мировосприятие. Эта составляющая похожа на предыдущую. Человек может считать мир дружественным или враждебным, и на основании этого строить свою картину мира. Мировосприятие определяет, как человек видит окружающих и как позиционирует себя. Он может считать себя победителем или неудачником, а окружающих – друзьями или врагами.
  • Миропонимание. Эта составляющая характеризует уровень познания окружающего мира и определяется сложностью образов, которыми может оперировать человек. По мере взросления миропонимание расширяется. Сразу после рождения ребёнок воспринимает лишь образ матери, но позже учится воспринимать и других людей. Со временем миропонимание расширяется до города, страны, планеты, Вселенной.

Разновидности и примеры мировоззрения

В зависимости от того, какие вещи являются наиболее значимыми в жизни конкретного человека (или общества), мировоззрение может приобретать разные формы. Обычно выделяют 5 его разновидностей:

  • Обыденное. Это мировоззрение, которое формируется у каждого человека в процессе его повседневной жизни. Оно основывается преимущественно на жизненном опыте и даёт простые ответы на большинство житейских вопросов.
  • Религиозное. Это мировоззрение, связанное с верой и формирующееся у тех людей, для которых эта сфера жизни является наиболее значимой. Как правило, они принимают взгляды и обычаи, свойственные их религии, и придерживаются их, совершая все необходимые культовые действия (молитвы, обряды, жертвоприношения). При этом степень приверженности вере часто отождествляется с нравственностью.
  • Мифологическое. Это мировоззрение основано на мифах – вымышленных историях, объясняющих реальность. Основное отличие мифологии от религии заключается в том, что она не требует от человека веры и совершения каких-либо ритуальных действий, а просто объясняет различные факты и явления.
  • Научное. Люди, у которых сформировалось научное мировоззрение, обычно обладают развитым критическим мышлением. Они склонны перепроверять факты и верят лишь тому, что доказано или достаточно твёрдо аргументировано. Эта форма мировоззрения строится на научном познании и является самой точной. При этом она отвечает не на все вопросы. В связи с этим умение признавать собственное незнание является одной из черт людей, обладающих научным мировоззрением.
  • Философское. Это мировоззрение строится на размышлениях об устройстве мира, на диалоге с собой. Для него характерны доказательность, логическая обоснованность и целостность. Но при этом оно является достаточно труднодоступным для большинства людей.

Конечно же, в каждом человеке в той или иной мере присутствуют все перечисленные виды мировоззрения, но всегда имеется одно основное, максимально точно соответствующее его картине мира и жизненным ценностям.

Как формируется мировоззрение?

Для правильного понимания того, что такое мировоззрение, важно знать, что оно не является врождённой особенностью. Оно формируется и развивается в процессе социализации человека под влиянием общественного мировоззрения, господствующего в конкретном обществе. В некоторых случаях оно может меняться достаточно радикальным образом.

Формирование мировоззрения начинается в раннем детстве. Изначально ребёнок не нуждается в научных доказательствах и философских размышлениях. Ему нужны моментальные ответы на все вопросы. При этом он верит, что взрослые всё знают, всегда говорят ему правду и могут решить все возникающие у него проблемы. Поэтому детское мировоззрение можно считать обыденным с некоторыми признаками религиозного.

По мере взросления ребёнок накапливает опыт, сталкивается с тем, что некоторые его взгляды оказываются ошибочными, в том числе и взгляды, навязанные родителями, воспитателями и прочими взрослыми. Его мировоззрение при этом расширяется, дополняясь научными и философскими взглядами. Значительное влияние на него оказывает образование и выбранная специальность.

Одним из наиболее важных этапов формирования мировоззрения является нахождение своего места в обществе. При этом его развитие не заканчивается никогда. В процессе жизни представления человека об окружающем мире многократно меняются, он пересматривает свои взгляды и убеждения, отказывается от старых ценностей и принимает новые. Важно понимать, что развитие мировоззрения – это постоянный процесс, не прекращающийся в течение всей жизни человека.

Что влияет на формирование мировоззрения?

Как было отмечено выше, мировоззрение формируется у человека в течение жизни под влиянием различных внешних факторов. Наибольшее влияние оказывают такие факторы как:

  • Окружение. Конечно же, в первую очередь это люди, окружающие ребенка при его взрослении. Это родители и остальные родственники, воспитатели и наставники. Для большинства людей окружение является самым важным фактором. К примеру, верующие люди, как правило, придерживаются именно той религии, к которой их приучили родители.
  • Общество. Мировоззрение социума также играет важную роль. По мере взросления ребёнок в значительной мере перенимает его через культуру, традиции и стереотипы. Его представление о своём месте в обществе, о семейной жизни, об успешности и прочих социальных аспектах формируется именно на основе общественного мировоззрения.
  • Религия. Большинство мировых вероисповеданий напрямую указывает, каких взглядов должен придерживаться верующий человек, а также регулирует основные аспекты личной и социальной жизни.
  • Образование и наука. Высокий уровень образования обычно способствует вырабатыванию у человека научного мировоззрения. Он начинает отделять эмоции от фактов, оценивать достоверность новых знаний.
  • Эпоха. Мировоззрение может быть признаком эпохи и временных обстоятельств, в которых растёт и взрослеет человека. Особенно значимым данный фактор стал сейчас, в эпоху доступной информации и стремительного развития технологий. Поэтому мировоззрение большинства людей сейчас так сильно отличается от родительского.
  • Профессия. Основной вид деятельности, профессиональные знания и опыт оказывают существенное влияние на формирование мировоззрения. Лучшим примером здесь являются упомянутые выше психологи, которым их образование и опыт позволяют гораздо лучше понимать не только чужие эмоции, но и свои собственные.

Функции мировоззрения

Можно без преувеличения сказать, что мировоззрение определяет всю жизнь человека, заставляя его выбирать для себя тот или иной путь при принятии судьбоносных решений. При этом у него есть 3 основных функции:

  • Познавательная. Мировоззрение является источником знаний. Эти знания не обязательно являются достоверными, но позволяют быстро находить ответы на возникающие вопросы.
  • Ценностно-ориентационная. В рамках данной функции мировоззрение помогает человеку формировать его собственную систему ценностей.
  • Практическая. Каждый день мы принимаем сотни решений в разных сферах жизни, руководствуясь своим мировоззрением.

Заключение

Мировоззрение – это сложная и хорошо согласованная система знаний, жизненных принципов, взглядов, стереотипов и убеждений. У каждого из нас оно формируется в раннем детстве под влиянием родителей и воспитателей, а потом непрерывно развивается в течение всей жизни. При этом каждый сам выбирает, будет ли его мировоззрение формироваться пассивно, либо он сам будет управлять тем, какие принципы и убеждения ложатся в его основу.

Иногда под впечатлением от определённых событий или новых знаний целостная картина мира может нарушаться или вовсе разрушаться (например, если после каких-то событий человек теряет или, наоборот, обретает веру). Такое состояние называют мировоззренческим кризисом. Обычно спустя некоторое время целостность мировоззрения восстанавливается, но в некоторых случаях наступают нежелательные последствия (например, аддиктивное поведение или вступление в секту).

Мировоззрение присутствует не только на уровне личности, но и на уровне социальной группы или иной общности. В частности, отражением общественного мировоззрения является менталитет – совокупность типичных психических свойств, присутствующая у обширной группы людей (например, у нации или жителей одного города).


Оглавление

  • 1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
  • 2. Философия как наука и мировоззрение
  • 3. Основные проблемы философии. Структура философии
  • 4. Философия Древнего Востока: общая характеристика
  • 5. Философия Древней Индии

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Философия как наука и мировоззрение

1. Философия является особым мировоззрением и одновременно формирует его теоретическую основу. Для философского мировоззрения характерно восприятие мира, во-первых, в его целостности и единстве и, во-вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.

Философия является высшим типом мировоззрения, обладающим теоретическим обоснованием и основанным на системном подходе и рациональном мышлении.

Философия возникла на основе мифологического и религиозного мировоззрения. Важную роль в этом процессе сыграло зарождение научного знания. Логическое осмысление процессов и явлений окружающего мира положило основание философскому мировоззрению, а расширение кругозора и рост информации об окружающем мире привели к формированию научных идей. Итак, философия и наука развивались в неразрывной связи друг с другом.

2. Важным остается вопрос о сути философии: является ли она наукой, мировоззрением или, может быть, методологией?

Философия имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, цели, задачи и функции, методы и логико-категориальный аппарат.

Философия является и особым типом мировоззрения, поскольку обладает четырьмя основными компонентами мировоззрения:

1) познавательным (дает целостную картину мира);

2) ценностно-нормативным (имеет систему ценностей);

3) эмоционально-волевым (восприятие знаний, ценностей и норм);

4) практическим (формирует определенное поведение).

В качестве методологической основы философский способ познания представляет собой систему наиболее общих приемов теоретического и практического познания, в том числе и самого философского знания. Для многих наук философия является методологической базой практических исследований.

Следовательно, философия выступает в качестве науки, мировоззрения и методологии научной деятельности.

3. Философия выполняет следующие основные функции:

мировоззренческая функция формирует целостную картину мира, представления об устройстве окружающего мира, о месте человека в нем и определяет принципы взаимодействия человека с окружающим миром;

методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Каждая из наук стремится выработать максимально достоверные и эффективные методы деятельности в своей сфере, но в большинстве случаев они приложимы только к этой науке. Поскольку задачей философии является познание наиболее общих принципов существования мира, то вырабатываемым ею методам также присуща всеобщность. В результате методы познания, разрабатываемые философией, применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности;

мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т. е. предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира;

гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т. е. механизм познания);

роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и знание о нем. Благодаря данной функции философия расширяет границы познания, разрушает догмы, предотвращает окостенение знания, обеспечивает его модернизацию и увеличение достоверности;

аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей и явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и пр. Цель аксиологической функции — выделять нужное, ценное и полезное для развития общества и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории;

социальная функция способствует пониманию и осознанию общества как условия человеческого существования, выявляет причины его возникновения, эволюцию и современное состояние, его структуру и движущие силы; задачей социальной функции является вскрытие социальных противоречий, поиск путей их устранения или смягчения, а как итог — совершенствование общества;

воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу в целом, способствовать укреплению морали, а также помогать человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;

прогностическая функция заключается в прогнозировании тенденций развития материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества на основании имеющихся философских знаний.

4. Философия соответствует определенным критериям научности. Ей присущи:

• эссенциалистская направленность (стремление к воспроизведению сущности и закономерностей объекта);

• системность знания, т. е. упорядоченность знания в соответствии с выработанными принципами.

5. Научная философия, как и любая другая наука, строго обосновывает свои утверждения, но делает это иными методами, чем прочие науки. Выдвигая новые положения, философия опирается не на факты как таковые, а на обобщения этих фактов конкретными науками. Иными словами, она осуществляет вторичное обобщение опыта. При этом фактами для философии являются теоретические обобщения (законы, понятия, положения) конкретных наук. Фактологическое обоснование положений дополняется в научной философии их логическим обоснованием с использованием методов формальной и диалектической логики, а также специфических философских методов категориального анализа, чьи основы заложили такие мыслители, как Сократ, Аристотель, Гегель и др.

6. Итак, философия является и мировоззрением, и наукой, и методологией. Философское мировоззрение — наиболее широкое явление; одновременно философия формирует теоретические основы мировоззрения и потому является наукой, видом научного знания. Предметная специфика философии как науки состоит в предельной обобщенности анализируемой информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Задание 1. Изучить информацию расположенную ниже. Законспектировать.

Задание 2. Выйти по ссылкам и посмотреть видеофильмы.

Задание 3. Выполнить тест.

Аксиоло́гия — теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Формулирование проблемы . Человек едва ли не постоянно находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа "Что есть благо?". Человека интересует не просто истина, которая представляла бы объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей.

Историко-философские подходы к пониманию ценностей.

Понятие ценности, разница между познавательным и ценностным отношением.

Познавательное отношение ищет ответы на вопросы: что представляет собой данный объект, каков он сам по себе, независимо от нашего сознания.

Ценностное отношение ищет ответы на вопросы: каково значение данного объекта для нас, какую ценность он представляет в жизни общества.

Результатом познавательного отношения является истина, результатом ценностного отношения – ценность. Наш первый вопрос о том, как в истории философии менялось понимание ценности.

Аксиология в философии – это поиск смысла блага для личности, которое можно достичь только через познание внутренних ценностей. Много лет философы разных эпох доказывали свою точку зрения, ведь в каждом веке существовали свои главные ценности. Единых для всех нет, разные люди называют не схожие категории того, что они считают ценным для себя. Ученые отмечают такие проявления:

1. Средневековье. Главная ценность – вера в Бога.

2. 19-20 века – красота и гармония.

И только в начале 20 века ученые попытались понять, как же видит мир каждый человек, в какой степени данное понимание отвечает внутренним и цивилизованным образцам. Философы-аксиологи ориентируются на формулу идеала, но при общих категориях, ведь у каждого человека – свои представления, даже у мужчин и женщин они отличаются. Поэтому речь идет об объединении философских единиц измерения.

Ценность – это то, что чувства людей диктуют поставить над всем и заставить стремиться к этому. Ценностным является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Количественной характеристикой этого смысла является оценка.

Оценка выражается в так называемых лингвистических переменных, т. е. без задания числовых функций. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Для зрелой личности обычно характерны довольно устойчивые ценностные ориентации. В силу этого пожилые люди часто медленно перестраиваются даже тогда, когда этого требуют исторические обстоятельства. Устойчивые ценностные ориентации становятся нормами, они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Философское учение о ценностях называется аксиологией.

Учение о ценностях (аксиология) не сразу стало достоянием философов, а лишь после того, как удалось разграничить понятия бытия и блага. Это произошло в философии Канта, который противопоставил сферу нравственности сфере природы, а практический разум – теоретическому разуму.

Некоторые философы видели источник ценности в субъекте, в воле, в чувстве, в особенностях трансцендентального субъекта. Неокантианцы обнаружили источник ценностей в разумной воле, обеспечивающей акты выбора. Ф. Брентано обвинял неокантианцев в подчинении разуму понятия ценностей и считал, что источником ценностей являются эмоциональные акты любви и ненависти.

Философы материалистического направления видели источник ценностей в независящих от субъекта реалиях, в материальных благах. Марксизм выдвинул на первый план ценности общественного порядка.

Часто проблему ценностей понимают в самом общем плане, тогда в качестве ценностей выступают истина, добро и красота. При большей детализации выделяют экономические, политические, эстетические, нравственные, религиозные ценности. М. Шелер считал, что ранг ценности тем выше, чем она долговечнее и чем большее удовлетворение вызывает. В этой связи он ставил на первое место ценность приятного, связанного с удовлетворением чувственных наклонностей человека.

Концепции ценностей.

Аксиология – термин введен в 1902г. представителем французской социологической школы Полем Лапи. В 1904г. впервые использовался немецким философом-иррационалистом Эдуардом фон Гартманом для обозначения одного из разделов философии.

1. Объективно-идеалистическая концепция (Н. Гартман, М. Шелер, Ф. Ринтлен). Она считает, что ценности имеют объективно-идеальную сущность по типу платоновских идей, что реальный-материальный мир является носителем ценностей. К этому взгляду примыкает и

2. Теологическая концепция (Н. Лосский, Ж. Маритен, Г. Марсель). Она утверждает, что ценность имеет божественное происхождение, а в своей крайней точке зрения, – Бог – это и есть ценность.

3. Феноменологическая концепция (Э. Гуссерль) Она двойственна. С одной стороны, сознание порождает предметный мир в его ценностном значении (свойство, которое называется интенциональность) и тем самым преувеличивается роль субъекта, но, с другой стороны, этот субъект, имея не чисто индивидуальное сознание, а сознание межсубъективное трансцендентальное, как бы уравновешивается своеобразной объективностью.

4. Экзистенциальная концепция (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). Она приходит к утверждению о субъективности ценности через акт сознательного индивидуального выбора.

5. Биолого-натуралистическая концепция (Д. Дьюи, Дж. Лэрд). Она сводит все ценности к проявлению биологической полезности, к психофизиологическим оценкам, основным на удовольствии.

6. Социологическая концепция (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Она считает, что ценности – это порождаемые и обусловленные социальной средой системы идеологических представлений о настоящем или желаемом, которые входят в сложный комплекс социальной действительности, воздействуя на поведение человека и помогая переосмыслить и преобразовать социальную среду.

Классификация ценностей. Базовые ценности человеческого бытия.

Всякая классификация ценностей неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные зна­чения. К тому же трудно вставить ту или другую цен­ность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее, можно дать следующую условно упорядоченную классификацию цен­ностей.

Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопас­ность, благосостояние, состояние человека (сытость, по­кой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, при­родная среда (экологические ценности), практичность, и т.д.

Социальные: социальное положение, трудолю­бие, богатство, работа, семья, единство, патриотизм, тер­пимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способ­ность к достижениям, личная независимость, профес­сионализм, активное участие в жизни общества, ори­ентированность на прошлое или будущее,

Политические: свобода слова, гражданские сво­боды, хороший правитель, законность, порядок, консти­туция, гражданский мир.

Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.

Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Пре­дание.

Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), стиль, гармония, следование традиции или новизна, культурная самобытность или подражание.

По субъекту – носителю ценностного отношения различаются ценности надындивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные.

Американский психолог Милтон Рокич разработал собственную концепцию ценностных ориентаций личности. Он выделяет инструментальные и терминальные ценности.

Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. К ним, например, относятся любовь, дружба, надежная семья, счастье, мир во всем мире. Терминальные ценности нельзя обосновать другими, более общими или более важными ценностями.

Инструментальные ценности – как убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. К ним можно отнести честность, рационализм, ответственность, образованность и т.п.) По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

· созидательные ценности – реализуются в продуктивных творческих действиях;

· ценности переживания – проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира, например, в благоговении перед красотой природы или произведениями искусства

· ценности отношения – заключаются в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь: то, как человек справляется с судьбой, как он принимает тяготы жизни, как несет свой крест, то мужество, что он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен.

1) Согласны ли вы с утверждениями:

· Ценность – это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения.

· Ценность невозможно измерить.

· Добро – это ценность поступка.

Ценности отражают значимость тех или иных объективных явлений в жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей.

Первой (и основной) ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от его возраста, пола, расы и нации, происхождения и другого, возникало и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Богом, Духом), либо в силу действия общих закономерностей жизни общества.

Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей (аксиологии), которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идет прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, так как во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. Одна из наиболее древних установок на эти ценности – гедонизм.

Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу.

Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего практического интереса человек переживает духовное наслаждение от наблюдения гармонии и совершенства. Выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей и т. п.

Религиозные ценности занимают особое место в иерархии человеческих целей и ценностей. В той или иной степени к ним причастно большинство населения нашей планеты. Так было на протяжении всей истории человечества, так обстоит дело и сейчас, в начале ХХI века. Хотя это не означает, что неверующие, свободомыслящие и атеисты не имеют отношения к религиозным ценностям.

На процесс формирования ценностей и ценностное восприятие оказывают влияние все значимые факторы человеческого бытия – биологические, социальные, психические и т. д. Сочетание индивидуальных ценностей определяет личностный характер ценностей человека, Однако он не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности – это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

На основе человеческих потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обусловливают заинтересованность человека в чем-то. Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которой призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение, и с этим связана иерархия ценностей.

Ценности личности скапливаются в систему ценностных ориентаций. Под ценностными ориентациями понимается совокупность важных качеств структуры личности, которые являются для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие.

Социализация личности – это усвоение социального опыта благодаря социальной активности личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему ее ценностных ориентаций, стержень ее сознания и становятся источником, побуждающим к действию и поступкам.

В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т. д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.

Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их относительный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности-средству, о чем так убежденно писал Кант. Человек – это самоценность, абсолютная ценность.

Такую же ценность представляют и социальные общности и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике общества и личности.

Задание 3. Выполните тест.

1. Расположите перечисленные ниже формы отражения в порядке возрастания уровня сложности:

2. Философское направление, в котором сознание интерпретируется как свойство высокоорганизованной материи:

3. Два фактора, сыгравшие решающую роль в возникновении сознания человека:

а) предметно-практическая деятельность и речь;

б) увеличившийся объем мозга и прямохождение;

в) мутагенез и изменение климата;

г) коллективный (стадный) образ жизни и моногамия

4. Свойство высокоорганизованной материи (человеческого мозга), сущность которого заключается в целенаправленном и обобщенном воспроизведении действительности - …

5. Способность сознания создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным образом:

6. Укажите верные характеристики сущности сознания:

в) общественно-исторический характер,

7. Формы чувственного познания:

8. Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины:

9. Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека:

10. Метод познания, предполагающий мысленное (или реальное) расчленение, разложение объекта на составные элементы – это …

11. (П) Система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта:

12. Критерий истины, считающийся главным в марксистской гносеологии:

б) формально-логическая непротиворечивость,

г) гармоничность, красота.

13. Независимость истины от познающего субъекта означает ее:

14. Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах:

15. Главная функция искусства:

16. Совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на сверхъестественные или реальные объекты, - это религиозный …….

17. Ключевая функция науки:

18. Установите соответствие между типами религий и их разновидностями:

19. Форма первобытных религиозных верований, основанных на почитании различных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства, - это …….

20. Особенность морали, выражающая апеллирование к моральному долгу, а не к целесообразности:

б) всеобъемлющий характер

в) воспитательный характер

21. По непосредственному отношению к практике науки делят:

а) на теоретические и эмпирические

б) на фундаментальные и прикладные

в) на теоретические и практические

г) на естественные, социогуманитарные и технические

22. В структуру духовной жизни общества входят:

а) духовные ценности

б) духовные потребности

в) духовные издержки

г) духовное производство

д) духовная прибыль

23. Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному:

в) духовная сфера общества

г) религиозный культ

24. Основной критерий истины в научном познании:

25. Главная функция морали:

26. Форма отражения действительности, характерная для искусства:

а) система понятий

б) художественные образы

в) совокупность норм поведения

г) система догматов

д) политические программы

27. Верно ли утверждение, что моральные нормы, принципы, ценности являются результатом деятельности профессионалов?

29.Аксиология – это:

А.учение о ценностях

Б.учение о развитии

г.теория о превосходстве одних групп людей над другими

30.Этика – это:

А.учение о развитии

Б.учение о бытии

В.теория о нравственном превосходстве одних людей над другими

Г.учение о морали и нравственных ценностях

Читайте также: