Мирный исход борьбы сета и хора кратко

Обновлено: 30.06.2024

1. Взросление Гора

2. Девство Исиды

3. Искушение Гора

4. Тяжба Гора и Сета

5. Поединок Гора и Сета

6. Суд нал Сетом

7. Примирение Гора и Сета

1. Взросление Гора

Я Гор, Сокол на зубцах стены Дома, где обитает Тот, чьё имя сокрыто (то есть Осирис)! Я возношусь до границ небосклона, Я шествую по пути богов небесных. Я утверждаю Cебя над Изначальными. Не в силах помешать соперник Мой сему первому полету Моему. Далеко пребывание моё от Сета, врага Отца моего Осириса. Я шествую путями вечности к восходу. Я поднимаюсь в моём полёте, и нет бога, совершающего то, что Я соделал. Восстаю я на врага отца моего Осириса, и повергнут будет он, Сет, под подошвы сандалий моих, ибо имя моё – яростный (адему). Я – Гор, рождённый Исидой.

Вот так звучит часть этого удивительного речения. Понятно, что дом, где обитает Тот, чье имя сокрыто – это преисподняя, Дуат. Это тот Недет, куда был брошен Осирис, убитый Сетом, как вы помните. И Гор находится на зубцах стены – то есть не внутри этой крепости смерти. И кстати, его часто изображают именно так: сокол, сидящий на зубцах стены. То есть он, в общем, свободен и спуститься в преисподнюю, к Аменти, в западную страну, и взлететь, как он взлетает к небосклону. И он достигает Изначальных, Первоначальных, Огдоаду Гермополя. И он далёк от Сета, от того, кто убил Осириса. Он над ним. Он вышел из этого мира смерти в своём полёте и поднимается к солнцу, поднимается к вечности, поднимается к инобытию. То есть он восстаёт. Вот это очень важно. Он не объят смертью, хотя и зачат семенем смертным, семенем своего умершего отца. И так вознесясь к небесным, божественным обителям, он повергнет – пока здесь говорится о будущем – он повергнет Сета под подошвой своих сандалий. Он его победит. Он, рождённый Исидой, Гор, Гор-младенец со слабыми ногами.

2. Девство Исиды

Родишь ты, ибо ты имеешь во чреве для богов, знающих, что Он, Гор, – семя Осириса. Да не приблизится к тебе злодей, убивший его отца. Да не разобьёт он яйцо с ребёнком, пребывающим в нём. Се – Великий в чудотворении (Тхот), – будет хранить тебя от него.

Ведь удивительная перекличка: просто архангел Гавриил и Дева Мария!

Так глаголет Исида: «Внимайте, о Боги, тому, что сказал Атум, владыка дома священных образов. Даровал Он мне защиту для Сына моего, пребывающего в утробе моей. Составил Он свиту для Того, кто в утробе моей, ибо ведает Он (Атум), что Он (Гор) – наследник Осириса, и потому защита для Сокола, пребывающего во чреве моем, дарована Атумом, владыкой богов. Взойди на Землю, о Гор, дабы могла я поклониться Тебе. Слуги отца Твоего Осириса будут служить Тебе. Я восславлю имя Твоё, ибо Ты достиг небосклона.

В чём тут дело? Я думаю, речь идёт о том, что мы в нашем падшем мире понимаем этот образ чисто анатомически. Для древнего человека он имел другой смысл. Девица для него была образом чистоты и непорочности. И вопрос был не в анатомии, а в чистоте и непорочности, поскольку любая порочность не могла бы зачать святое и родить святое. Поэтому Исида непорочна. Она чиста. В ней нет порока, передаваемого, как сказал бы христианский богослов, в результате изначального греха. Самой категории изначального греха в Египте нет. Грехопадение как таковое, грехопадение первой пары в Египте отсутствует, и вообще, забегая вперед, я скажу, что в Египте нет идеи первого человека (по крайней мере, я её не знаю). Как была создана какая-то первая пара, египетские Адам и Ева – этого нет. Почти всюду это есть, а в Египте нет. Это тоже очень интересно: для египтян не было важно, были ли созданы первые пары или же сразу множество людей. Это абсолютно не важно. Важно то, что искушение и смерть пришли не от свободного выбора человека, а пришли от Сета, от одного из Девятерицы. То есть египтяне смотрят дальше, вглубь трагедии. Они смотрят не на то, что произошло в раю, а на то, что произошло, когда появился враг рода человеческого, Сатана. Это произошло, может быть, еще до этого мира. Я не хочу фантазировать дальше, здесь могут быть разные трактовки. Но то, что в Египте нет идеи первой пары, это абсолютно точно. Поэтому, и идеи первоначального грехопадения тоже нет.

3. Искушения Гора

Итак, над Гором есть защита. В отличие от всех остальных земнородных, которых Сет может схватить и убить, Гор – сын Бога, убит быть не может. Он недоступен для Сета, в Хеммис Сету путь закрыт. Поэтому Гор спокойно вырастает и становится мстителем за своего отца.

Итак, мы видим здесь, что уже в Кахунском фрагменте Сет приступает к Гору с предложением о гомосексуальной связи. Причем Гор – юноша, уже взрослый. И Сет предлагает ему вступить в связь, в чем скрывается большой смысл. Я сразу вам объясню модель, потому что вы можете увлечься занимательным сюжетом и забыть о том, что всё-таки это богословский текст. Ведь что такое семя? Мы уже об этом много раз говорили. Семя – это то, что даёт жизнь, то, что продолжает своего обладателя в другом. Семя Гора – это жизнь, и семя Осириса – это жизнь, а семя Сета – это, конечно, смерть и разрушение. Поэтому желание Сета совокупиться с Гором – это желание Гора убить, внести в него то семя, которое его убьёт. Не случайно для обозначения семени Сета тут использовано слово mtwt: оно обозначает и семя, и одновременно по-египетски яд, отраву, то есть то, что убивает. Не имея возможности убить Гора так, как он убил Осириса, Сет хочет его соблазнить сексуальным образом и влить в него это семя смерти, которое его убьёт. И тогда Сет будет владеть всем, Престол Смерти будет властвовать.

И вот теперь послушаем эту сказку.

И Сет сказал Гору: Иди! Проведём приятный день в моём доме. И Гор сказал ему: Согласен, я согласен. И вот затем, в вечернюю пору, им постелили, и они легли, эта пара. И вот ночью Сет укрепил свой член и направил его между ляжек Гора. А Гор всунул обе свои руки между своих ляжек и принял семя Сета. И Гор отправился сказать своей матери Исиде: Приди ко мне, Исида, моя мать! Приди, и ты увидишь, что Сет сделал со мной. Он раскрыл свою руку и показал ей семя Сета. Она громко закричала, схватила свой нож, отрезала ему руку, бросила её в болото и достала ему равноценную руку. И она взяла немного приятно пахнувшей мази и помазала ею член Гора. И она укрепила его, сунула его в небольшой сосуд и он испустил в него свое семя. И Исида направилась с семенем Гора в утреннюю пору к саду Сета. Она сказала садовнику Сета: Какие овощи Сет ест здесь у тебя? Садовник сказал ей: Он не ест здесь у меня никаких овощей, кроме латука. Исида окропила латук семенем Гора. Сет пришёл по своему ежедневному обыкновению, и поел латука, который он ел постоянно. Он забеременел от семени Гора. Затем Сет отправился сказать Гору: «Приди! Поспешим – я буду препираться с тобой в суде.

4. Тяжба Гора и Сета

Суд богов был, и это мы знаем по самым древним текстам.

И Гор сказал ему: Согласен, я согласен. И они отправились в суд, эта пара. Они предстали перед великой Эннеадой. Им сказали: Говорите вы!

И Сет сказал: Пусть отдадут мне сан Правителя, ибо, что касается Гора, который присутствует здесь, то я выполнил работу мужчины по отношению к нему. И (боги) Эннеады громко закричали. И они извергали блевотину и плевали в лицо Гору. И Гор насмехался над ними. И Гор поклялся богам: Ложь всё, что говорит Сет! Пусть позовут семя Сета, и посмотрим, откуда оно откликнется, и пусть позовут моё семя, и посмотрим, откуда оно откликнется. И Тхот, владыка божественных слов, писец нелицеприятный Эннеады, положил свою руку на плечо Гора и сказал: Выходи, семя Сета! Оно откликнулось из глубины болота.

Вы же помните, что руку с этим семенем выбросила Исида в воду.

И Тхот положил свою руку на плечо Сета и сказал: Выходи, семя Гора! И оно сказало ему: Откуда я должно выйти? И Тхот сказал: Выходи через ухо. Тогда оно сказало ему: Неужели мне подобает выйти через его ухо: я – божественное истечение. И Тхот сказал ему: Выходи через темя.

Самая священная точка – это Нун, темя, как говорится в Текстах Пирамид.

И оно появилось в виде золотого диска на голове Сета. И Сет сильно разгневался. Он протянул свою руку, чтобы схватить золотой диск. И Тхот отнял его у него и поместил как украшение на свой голове. И Эннеада сказала: Прав Гор, не прав Сет.

Вы видите, что тяжба закончилась полным поражением Сета. Да, Гор, как мы бы сейчас сказали, применил, может быть, достаточно сомнительную военную хитрость, но результат превзошел все ожидания. Семя Сета оказалось в болоте, то есть в трясине небытия и уничтожения, а семя Гора воссияло над Сетом как золотой диск, как солнце. Поэтому, кстати говоря, этот диск, сияющий над Сетом, который Тхот отобрал и поместил на свою голову, присутствует в иконографии ибисоголового Тхота. Это показывает, что данный рассказ имеет очень древнее происхождение. Сам золотой диск – это икона Ра. Вообще, здесь можно сказать очень много – как считает один из специалистов по Сету, Те Вельде, это глаз Гора появился в виде золотого диска. Тот глаз, что творит мир – это жизнедательная сила Гора.

5. Поединок Гора и Сета

Поединок Гора и Сета –это гипостазирование битвы жизни и смерти, то есть это символическая картина битвы сил добра и сил зла, силы разрушения и силы созидания. Если вы помните (я об этом рассказываю в своей книге) был найден вот такой сосуд, относящийся к позднему неолиту, на нём изображено, как человек борется со страшным львом. Это погребальный сосуд, в нём положены кости умершего – это, видимо, из той же области, такой же символ борьбы жизни и смерти.


Поединок Хора и Сета в облике гиппопотамов

Ну и нравы у египетских богов, — скажете вы.
Точно такие же, как и у всех остальных богов древнего мира. У Гомера в Илиаде есть такой эпизод, где боги готовы перессориться, очень такой напряженный момент, и тогда бог-кузнец Гефест предлагает богам помириться, не ссориться и начинает разливать по их чашам амвросию. Боги видят, как хромой бог ковыляет, хромает, и это им так смешно, что они забыли свои ссоры и начали весело смеяться над хромающим Гефестом. Я повторюсь, люди творят богов по-своему образу и подобию. Какие люди, такие и боги.



Примирение Хора и Сета

Мы видим достаточно интересный, очень редкий рисунок, изображающий полное примирение Хора и Сета, которое привело к появлению нового бога — Хорсета, двухголовому богу, у которого одна голова сокола, а другая осла.


Правда есть другие мифы, по-которым вражда завершилась уничтожением Сета, когда он был там распилен, убит, но это редкие варианты мифов. Скорее всего, Сета взял на свою ладью Ра. На ладье он выполняет одну очень важную работу: он стоит в самом опасном месте этой ладьи, на её носу, и первым вступает в бой с подземным змеем Апопом, о котором очень скоро я вам расскажу более подробно. Чтобы в мире воцарился порядок, Ра совершает своё путешествие по небесному Нилу.


Ра плывёт по небесному Нилу

А это уже рисунки древнеегипетские, то же самое изображали на стенах одной из гробниц.



Самое опасное путешествие, конечно, по подземному Нилу, но и во время путешествия по небесному Нилу, Ра тоже подстерегали опасности: иногда туда каким-то образом попадает подземный змей Апоп, иногда какие-то твари — крокодилы и бегемоты пытаются раскачать ладью, тогда в мире происходят бури и ураганы, иногда им удаётся откусить от солнечной ладьи маленький кусочек и тогда наступает солнечное затмение, а когда им удаётся на какое-то время проглотить эту ладью, то затмение бывает полным. Но так или иначе небесный Нил — это не самая опасная часть путешествия Ра. Самое опасное — это его путешествие по подземному Нилу.


Чтобы туда попасть Ра должен поменять ладью. Вместе с Ра в этом процессе участвуют очень многие боги. Вот на этой картине мы видим одну из его постоянных спутниц — это богиня правды Маат.


Её легко узнать по страусиному перу на голове. Даже в тех случаях, когда просто изображают вот это самое страусиное перо — это означает, что речь идёт о Маат — богине правды, богине справедливости. Ра должен поддерживать закон Маат.

Это другая спутница Ра — Хатхор.


Её легко спутать с Исидой, коровьи рога над головой, солнечный диск. Но здесь понятно, она находится в свите Ра, в его окружении, значит это именно Хатхор.

Хор. В разных текстах говорится о том, что на этой ладье находится сразу два бога по имени Хор: и Хор — сын Осириса, и Хор Бехдетский — сын Геба и Нут.



И Сет, о его роли я вам уже говорил, без Сета никак нельзя, это один из самых главных защитников Ра, когда ладья Ра заканчивает своё путешествие с востока на запад и приближается к горам запада.


А вот это божество — Хех, означающий вечность:


Четыре таких же бога гребут в этой ладье. Это изображение вырезано на спинке кресла Тутанхамона — молодого фараона, гробница которого сохранилась не разграбленной. Хех обычно изображается с пальмовой веткой в руке, которая символизирует вечность и долгую жизнь, и в руках у него знак жизни. Вот четыре таких бородатых спутника угребут ладьёй Ра, во время путешествия по небесному Нилу, их зовут: Ху, Сиа, Сехем и Хех. Когда лладья Ра приближалась к горам запада, то навстречу Ра выходили павианы, которые приветствовали Ра, пели в честь него гимны:

Сотворил ты павианов,
Да поют они тебе,
Да пляшут они перед тобою,
Да восклицают они восхваления тебе…


Ра и священные павианы

Здесь скорее всего именно священные павианы, которые вряд ли имеют какое-то отношение к богу Тоту.


А на этом рисунке уже скорее всего именно Тот приветствует бога Ра (его око), когда Ра настает время покидать земной мир и отправляться в очень опасное путешествие по подземному Нилу.


Здесь мы видим как Ра меняет свою ладью, потому что он не может на одной и той же ладье путешествовать и по небесному и по подземному Нилу. Две богини передают солнечный диск с одной ладьи на другую. Мы видим на каждой ладье такое символическое изображение изначальной земли, изначального холма Бенбен, из которого вырастают пальмы и на этих пальмах сидят птицы.
Ворота подземного мира охраняют сразу три бога. Один из них — это змей Нехебкау, точнее это человек с головой змея.


Второй страж — это волк Упуаут.


Третий — это змей-страж пустыни, изображение которого я так и не нашла.
Для того чтобы они открыли ворота, Ра должен был назвать каждого из них по имени и произнести магические заклинания, которые должны открыть ворота подземного мира. После этого Нехебкау присоединяется к Ра и сопровождает его, во время его путешествия по подземному Нилу, которое продолжается ровно 12 ночных часов. Каждый ночной час по-египетски составлял около 40 минут, то есть всё путешествие Ра продолжается 8 современных часов. Каждый час Ра должен преодолевать одни из ворот подземного мира, чтобы ворота открылись он также должен произнести нужные заклинания и назвать стража этих ворот по-имени и только тогда ворота откроются, поэтому Ра сопровождают боги, которые хорошо знают нужные заклинания и помогают ему. Единственное что плохо, он не может во время этого путешествия поставить парус, дело в том, что в подземный мир не может проникнуть Шу — бог ветра, подземный мир для него закрыт и поэтому четыре гребца выходят из лодки, идут вдоль берега и тянут ладью при помощи канатов. Ра преодолевает одни подземные ворота за другими. Его свет озаряет подземные гробницы и мертвые оживают, чтобы приветствовать великого бога, который дарит им свои солнечные лучи. Причём оживают и видят лучи Ра только те мертвые, которые не совершали каких-то грехов, преступлений. Во время того как Ра преодолевает пятые ворота, он оказывается перед чертогом двух истин — дворцом, где живет бог подземного царства Осирис и где он вершит суд над умершими.


Чертог двух истин

Ра на время покидает свою ладью и участвует в этом суде, помогая Осирису вынести приговор над умершим, после этого он снова продолжает своё плавание, помогает ему бог Немти — бог урожая, тело которого увешено колосьями и его супруга, помогают ещё и многие другие боги. И в конце путешествия наконец наступает время утренней битвы с подземным драконом Апопом, который ждёт его.


По-мнению египтян, каждую ночь под землей происходит великая страшная битва между светом и тьмой, Апоп мечтает уничтожить Ра, уничтожить свет и исход этой битвы не предрешён, то есть каждый раз, когда наступает ночь египтяне молились о том, чтобы на утро взошло солнце, потому что вполне возможно, что в одном из боёв Апоп победит и тогда мир навсегда погрузится во тьму. Одним глотком Апоп осушает этот подземный Нил и ладья Ра падает в песок и тогда боги бросаются в бой.


Ра в облике кота поражает Апопа

Вот очень интересный рисунок Ра в облике кота поражает Апопа своим ножом, заставляя его изрыгнуть проглоченную воду. По-другим мифам, Апопа поражает богиня Нейт, устрашающая богиня, которая в своё время выступила на стороне Хора, о котором мы не так давно говорили.


Это одна из статуэток богинь, охраняющих священный саркофаг Тутанхомона:


Нейт стоит на охране ковчега, в котором заключён саркофаг фараона Тутанхамона

Когда боги побеждают Апопа, Ра продолжает свой путь и наконец возвращается к своей дороге по небесному Нилу.



Амон восседает на троне

До сих пор я рассказывала вам, что бог солнца — это Ра, а кто такой Амон? И почему Амон-Ра? Я уже говорила, что для древних людей, почитание своих богов вовсе не означало,что чужие боги не должны тоже почитаться наравне с ними. Например, есть боги своей деревни, своего города, которые не известны за пределами этой деревни и этого города и этой страны, а есть боги соседей. И если соседи захватывают твою страну, то это означает, что боги захваченных жителей оказались слабее, не смогли их защитить, но всё-равно это их боги, чужие боги не будут так о них заботится. Побеждённым нужно приносить жертвы и поклоняться богам завоевателей, ничего в этом плохого нет, просто появлялся дополнительный защитник, но о своих богах никогда не забывали. Так получилось, что в египетском городе Уасет, который более знаменит под греческим названием — Фивы, вы знаете, что греки дали всем явлением и, наверное, всем местам в мире свои собственные названия, и поэтому мы изучаем историю древнего мира не по-именам и названиям данным обитателями той или иной страны, а в первую очередь, по-именам данным древними греческими историками и географами. В городе Фивы был бог солнца — Амон. Когда во всем Египте восторжествовал культ Ра, жители Фив приносили Ра жертвы, почитали его и поклонялись ему, естественно, своего собственного родного Амона они тоже не забывали и продолжали его почитать, приносить ему жертвы. Так было в древнем царстве. Историю Египта делят на три главных периода, даже больше, но вот эти три периода — главные: древнее царство, среднее царство и новое царство. Когда древнее царство погибло, в Египте настала смута. Уже в среднем царстве, Фивы стали возвышаться в Египте, а к новому царству, они окончательно стали столицей Древнего Египта. Соответственно, бог Амон был объявлен главным богом Египта. Если бы это был бог воздуха, травы, песка или ещё чего-нибудь, не какой проблемы бы не было, просто возник бы очередной миф, о том как Ра, устав от житейских забот, передал власть над миром своему любимому сыну — Амону, и всё было бы в порядке. Но дело в том, что Амон — это был бог солнца, для самих фиванцев почитать солнце под именем Амона, а потом под именем Ра — не было большим противоречием. Но как объяснить это всему народу Древнего Египта? Ведь солнце на небе одно? Так возникла версия великой тайны, что Ра имеет ещё одно имя — Амон, а Амон это и есть Ра, и что наконец эта тайна была открыта мудрыми и великими фиванскими жрецами. Таким образом, в Египте появились храмы Амона-Ра, его стали почитать, ему стали поклоняться.



Амон-Ра в облике барана


Статуи в храме Абу-Симбела

Здесь мы видим один из самых знаменитых египетских храмов в Абу-Симбеле, место куда два раза в год проникает солнце, там восседают в один ряд: местный бог — Ра-Хорахти, Рамзес Великий, Амон и Птах. Храм был построен таким образом, что солнце проникало в эту комнату храма всего лишь два раза в год, причем проникало таким образом, что бог мрака — Птах оставался в темноте, а фараон и ещё два бога — два раза в год освещались солнечным светом.


Те из вас, кто бывал в Луксоре, видели и помнят эту знаменитую аллею сфинксов с телами львов и головами овнов и баранов. Они должны были охранять статую бога, которую проносят во время праздников по этой аллее. Это также всё связано с почитанием Амона, с его культом.


Аллея сфинксов в Луксоре

Толпа проходит в начале по широкой дороге, а потом должна суживаться проходя между вот этими трапециобразными башнями — пилонами, чтобы попасть во внутренний колонный двор Карнакского комплекса храмов.


Амон-Ра на солнечной ладье

На этом рисунке мы видим Амона-Ра, с головой овна, восседающего на своей солнечной ладье, а над ним солнечный диск, перед ним стоит Тот с табличкой, на которой он что-то записывает, на носу ладьи — Маат и Хатхор, то есть всё так, как и должно быть на солнечной ладье, но только уже у главного божества — голова не сокола, а овна.
Вот так древние египтяне представляет себе мировой порядок.

Миссия нашего журнала:
донести как можно интереснее информацию о всемирной истории.
История миров - это электронный журнал нового формата.

Анубис против Сета


При жизни Осириса его свиту возглавлял добрый демон Имахуэманх - человек с головой сокола, вооружённый двумя огромными, остро отточенными ножами. Ему подчинялся Другой демон - Джесертеп, защитник Осириса. Упуаут и Анубис были верными друзьями

Мирный исход борьбы Сета и Хора


Версия мирного исхода борьбы Сета и Хора за египетский престол дошла в единственном варианте, изложенном в тексте "Стелы Шабаки". По-видимому, эта версия является даже не просто редким мифом из цикла о Сете и Хоре, а исключением в египетской

Состязание на каменных ладьях


Хор опять пошёл на хитрость. Он построил себе ладью из кедрового дерева и покрыл её сверху гипсом. Ночью он спустил её на воду. Никто из богов не заподозрил обмана. Сет, увидев ладью Хора и решив, что она сделана из камня, отправился на западный

Хор в гостях у Сета. Вторая хитрость Исиды


Ра-Хорахте устало обратился к Сету и Хору, говоря: - Слушайте, что я вам скажу. Ешьте, пейте и дайте нам покой. Прекратите свои каждодневные ссоры.

Битва Сета и Хора в образах гиппопотамов


Девятка переправилась на западный берег Хапи, чтобы продолжать суд в горах. Ра-Хорахте вынужден был признать полное поражение Сета. Поэтому вместе с Атумом он сказал Девятке богов:

Первая хитрость Исиды


Владыка Вселенной согласился с требованием Сета и приказал Девятке богов переплыть Нил и продолжить разбирательство на (одном из островов. Исида же должна была остаться на берегу- Когда боги прибыли на остров, они сказали перевозчику Анти:

Продолжение суда


В течение многих дней суд не собирался. Ра лежал в уединении, и было сердце его в великой печали. На помощь Девятке пришла дочь солнечного бога, богиня Хатхор. Представ перед своим отцом, она открыла перед ним свою наготу и околдовала его волшебными

Начало суда


И вот дитя [Хор] сидело перед Владыкой Всего Сущего, солнечным богом Ра, требуя царского трона отца своего, Осириса, - прекрасного явлениями сына Птаха, озаряющего преисподнюю своим сиянием - в то время, когда Тот подносил Око (Уаджет) Владыке

С чего все началось


Хор отправился мстить за отца. Много раз он вступал в битву с Сетом и неизменно повергал его. Один раз он даже изрубил на куски тело Сета, принявшего облик гиппопотама. Но убить своего врага сын Исиды так и не смог. Всякий раз Сету удавалось

Наверное, в мифологии каждого народа можно встретить предание о великой битве тёмных и светлых сил. На мой взгляд, одной из самых эпичных войн является борьба Сета и Гора, что описана в мифах Древнего Египта.

Более того, это сказание наполнено мистикой и философией, экспрессией и символами, то есть соответствует идеальному сюжету истории, которую могли создать лишь древние египтяне, народ загадочный и высокоразвитый. Что же стало причиной взаимной ненависти двух могущественных богов? Кто вышел победителем из сражения, в котором не оказалось погибших?

Гор стал воплощением света и справедливости

Гор стал воплощением света и справедливости

Гор – великий мститель

Начиная историю о битве между египетскими божествами, олицетворяющими свет и силы мрака, хочу рассказать о том, что же привело к этой вечной вражде. Ещё задолго до появления Гора на свет его дядя, бог пустыни, смерти и зла Сет, решил свергнуть своего брата Осириса.

Хитрым коварством бог добился того, что Осирис решился “примерить” чудесный саркофаг, который продемонстрировал ему Сет. Царь богов тут же был убит и брошен в воды Нила, где его несчастному телу предстояло плыть бесконечно. Довольный собою Сет занял престол Осириса, решив взять себе в жёны супругу брата.

Однако красавица Исида отличалась верностью и искренней любовью к своему погибшему мужу. Поклявшись отомстить убийце, она отправилась на поиски тела. Лишь самоотверженность и бесконечная преданность Исиды супругу помогли ей воскресить Осириса на некоторое время.

Когда юный бог подрос, мать рассказала ему трагическую историю своего изгнания, предательства Сета и его расправе над Осирисом. Неудивительно, что Гор был вне себя от гнева на коварного преступника, который разрушил мир в родной земле, сделал мать вдовой.

Кроме того, именно Гор был законным наследником трона Египта, а потому он решил восстановить справедливость, сразившись с Сетом, который, к слову, был гораздо старше и сильнее юноши.

Битва с Сетом и гибель Гора

Храбрый Гор отправился на поиски Сета, которого встретил в Сиуте. Бог войны и разрушений Сет не был удивлён вызовом на поединок. Между ним и племянником завязался бой. Силы гора быстро истощались, а могущественный Сет уже вот-вот был готов одержать над ним победу.

Но Исида с помощью магии начала подпитывать сына своей энергией. Она молила его позабыть о своей слабости, ведь теперь его силы удваивались. Это не давало Гору пасть в первый же час сражения.

С новой решимостью вступил юный бог в бой, однако и Сет был не так прост. В его распоряжении находились духи зла и тьмы, которые питали бога своими силами. Преступник не отступал под натиском светлого божества.

И снова Сет использовал не столько свою силу, сколько хитрость. Изловчившись, он метнул крупный острый камень, которым попал в глаз Гора. Не сразу пришёл в себя юноша после удара, а злой бог успел броситься на него и вырвать око.

Магическая сила Гора заключалась в глазах и остром зрении. Лишившись даже одного глаза, бог потерял свои способности. Сет сразу же понял это. Он принялся наносить смертельные раны своему противнику. Разъярённому Сету даже гибели Гора было мало. Его тело он разорвал на шестьдесят четыре части, которые бросил в пустыне.

Бой двух богов на древнем изображении

Бой двух богов на древнем изображении

Суд богов и новое противостояние Сета и Гора

Наверное, мир так и не увидел бы света, погрузившись во власть зла и хаоса, однако на помощь убитому Гору пришёл бог мудрости Тот. Он был искусным врачевателем, волшебником, а потому смог вернуть к жизни сына Исиды.

Повреждённый глаз Гора заменила богиня Уаджет, священная кобра. С тех пор изображение сокола Гора и кобры Уаджет стало непременной частью короны фараонов. Эти боги оберегали правителей от злых сил и врагов.

Однако Ра был не так прост. Он задал Сету каверзный вопрос, спросив, можно ли оставить скот с чужим человеком, если хозяин умер, но у него есть наследник. Не подозревая, о чём идёт речь, Сет воскликнул, что это несправедливо. “Ты сам осудил себя”, – усмехнулся Ра.

Тогда боги решили устроить соревнование: кто скорее придёт к цели на каменной ладье, тот и станет владыкой. Теперь уже Гор решил отплатить Сету его же монетой. Бог сделал себе ладью из дерева, которую покрыл краской, напоминавшей камень. Когда Сет заметил, насколько его противник опередил его, он понял его секрет. В тот же миг злой бог обратился в гиппопотама и принялся рвать ладью Гора.

Гору непросто было победить Сета

Гору непросто было победить Сета

Конечно, это современная художественная трактовка мифа. Его сюжет был найден в “Папирусе Честер Бити №1”, который хранится в Дублине, в библиотеке Честер Бити. Как считают учёные, миф этот был записан около 1160 года до нашей эры. Тем не менее, его суть – борьба со злом, коварство и хитрость – остаются актуальными и в наше время.

Читайте также: