Война в литературе 80 годов кратко

Обновлено: 02.07.2024

В пятидесятых рождены,

Войны не знаем мы, и все же В какой-то мере все мы тоже Вернувшиеся с той войны.

Литература о Великой Отечественной войне имеет уже свою историю. Ее возникновение приходится непосредственно на во­енные годы, когда преобладали публицистические и лирические жанры. Вспомните, какие произведения, созданные в годы вой­ны, вам известны? Какие стихотворения вы можете прочитать наизусть? Расскажите об известных вам пьесах, поэмах и про­заических произведениях военных лет. Сделайте вывод о прин­ципах раскрытия военной темы в литературе той поры.

Продолжение ниже

Еще в 1945 г. А. Н. Толстой высказал предположение, кото­рому суждено было сбыться. Он говорил о том, что Великая Отечественная война надолго останется отправной точкой всех искусств – от эпоса и трагедии до лирических стансов. Время от времени критика начинала писать об “усталости” военной темы, но вновь появлялись произведения, опровергавшие эту точку зрения. Причем авторами их становились не только участ­ники войны, но и люди, которые в те годы были детьми (Ч.

Айтматов, В. Распутин, Е. Евтушенко) или родились уже в мирное время (А. Дударев,

С. Алексиевич). Мысль о неразрыв­ной связи послевоенных поколений с историей своей страны точно выразил поэт Н. Дмитриев:

В пятидесятых рождены,

Войны не знаем мы, и все же В какой-то мере все мы тоже Вернувшиеся с той войны.

Литература о войне имеет антивоенную направленность. Правдиво показывая войну во всей ее сложности, в тяжелей­ших испытаниях, “крови, страданиях и смерти”, писатели вы­ражают общее убеждение в том, что это не должно повторить­ся никогда.

Литература о Великой Отечественной войне имеет уже свою историю. Ее возникновение приходится непосредственно на во­енные годы,

когда преобладали публицистические и лирические жанры. Вспомните, какие произведения, созданные в годы вой­ны, вам известны?

Какие стихотворения вы можете прочитать наизусть? Расскажите об известных вам пьесах, поэмах и про­заических произведениях военных лет. Сделайте вывод о прин­ципах раскрытия военной темы в литературе той поры.

Послевоенный период, наряду с другими произведениями, открывало стихотворение М. Исаковского “Враги сожгли род­ную хату”. Поэт говорил от имени солдат-победителей, через личные переживания человека, потерявшего семью, раскрывал народную трагедию. Бесконечно печальной тризной воина на могиле жены назвал это стихотворение-балладу А. Твардовский. Народное мироощущение, традиции фольклора питали поэзию Исаковского.

Сейчас нам трудно поверить в это, но стихотво­рение не было принято критикой тех лет. Прошло почти десять лет, и к теме судьбы человека обратился в своем рассказе М. Шолохов. Эту тему развили В. Кондратьев в рассказе “Саш­ка”, А. Дударев в пьесе “Рядовые” и другие писатели.

Настоящие, правдивые, высокохудожественные произведе­ния о войне существовали на всем протяжении развития воен­ной темы. Об этом говорят, например, повесть К. Воробьева “Это мы, господи!” (1943), послевоенные произведения – “В окопах Сталинграда” В. Некрасова, “Двое в степи” Э. Казакеви­ча. Однако в первое послевоенное десятилетие утверждение принципа правды происходило в острой борьбе с теорией бес­конфликтности, с помпезно-монументальным стилем.

В эти годы литература не сказала, да и не могла сказать всей правды о войне и человеке на войне, не раскрыла многие трагические стороны событий.

В литературной полемике с названными недостатками во второй половине 50-х-начале 60-х годов ярко заявила о себе так называемая “вторая волна” военной прозы. Она связана с приходом в литературу “поколения лейтенантов”, людей, кото­рые в годы войны были солдатами или младшими офицерами и для которых важнейшим рубежом в духовном развитии стала правда о культе личности. На основе увиденного и пережитого они смогли сказать свое слово о войне.

Поколение “второй вол­ны” представлено именами В. Астафьева, А. Адамовича, Г. Бак­ланова, Ю. Бондарева, В. Богомолова, В. Быкова, К. Воробьева, В. Кондратьева, Е. Носова.

Эти писатели сознательно стремились преодолеть картин­ное представление о войне (как говорит один из героев Г. Бак­ланова, “не всем на войне достается флаги водружать. Больше воюют безвестно”). В полемике с некоторыми из своих предше­ственников писатели “второй волны” противопоставляли па­норамному, многоступенчатому изображению войны пове­ствование о жизни переднего края, о переживаниях одного солдата, о событиях одного дня, о бое одной батареи, взвода, в крайнем случае – полка. Излюбленным жанром стали рас­сказы или повести с характерными названиями: “Батальоны просят огня”, “Последние залпы” (Ю.

Бондарев), “Пядь зем­ли”, “Мертвые сраму не имут” (Г. Бакланов), “Убиты под Мос­квой” (К. Воробьев), “Иван” (В. Богомолов).

Писателями был найден новый поворот темы, новый ракурс видения и изоб­ражения. Они раскрыли “анатомию” войны, показали ее в мельчайших, достоверных подробностях, повседневных конф­ликтах, максимально приблизили читателя к фронтовому быту. Сконцентрировав действие на “пятачке”, писатели получили возможность показать крупным планом конкретного участни­ка войны, понять его мысли и чувства.

Так произошло откры­тие суровой и героической правды, обогатившее наше знание о войне, ее закономерностях и противоречиях.

Названные произведения несли в себе народнуюпамять о войне, способствовали ее изображению изнутри,глазами ря­дового участника, от надежности которого и зависел общий спех. Как справедливо писал исследователь Г. Ломидзе, “не размер пространства и протяженность времени определяют значимость правды. Все зависит от глубины и прозорливости проникновения в ее сердцевину…

Один художник в малом, с первого взгляда несущественном увидит важное, исторически непроходящее; другой же, изображая, казалось бы, широкую панораму событий, множество человеческих судеб, не уловит биения сердца времени”.

Несколько лет бушевала дискуссия о соотношении “окоп­ной” и “масштабной” правды, о том, возможно ли показать все значение войны через описание ограниченного участка боя и рядового солдата. Надо сказать, что со временем крайности ли­тературной полемики тех лет сгладились, и в произведениях многих из названных писателей “окоп” стал отправной точкой их дальнейших раздумий о человеке на войне, о войне и мире. Так, например, уже в романе Ю. Бондарева “Горячий снег”най­дено сочетание описания боя одной батареи с картиной Ста­линградского сражения и исследованием быстрого мужания че­ловека на войне.

В романе “Берег”нравственный максимализм лейтенанта Княжко, человечность его друга Никитина стано­вится тем высоким духовным ориентиром, которым поверяется день сегодняшний. Это позволило увидеть сложность противоре­чий, разводящих людей по разным идеологическим и нрав­ственно-философским “берегам”, заострить мысль о неесте­ственности и опасности такого раскола мира.

В 70-х годах ХХ века советская военная проза во многом изменилась. Почти не стало произведений в которых описываются боевые действия. Акцент сместился на борьбу спецслужб и поиски баз недобитых фашистов. А также на борьбу с террористами.


Множество произведений на морскую военную тему написали Николай Черкашин и Сергей Жемайтис. Это книги о противодействии западным спецслужбам и борьбе с террористами.




Данный урок по литературе помогает познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, прозы, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны. А также развивать навыки умения анализировать; воспитывает патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое страны.

ВложениеРазмер
vov_v_russkoy_lit-re_40_-_80_-h_godov.docx 25.94 КБ
vov_v_lit-re.pptx 1.19 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ 40 – 80 –Х ГОДОВ.

  1. Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, прозы, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны;
  2. Развивать навыки умения анализировать;
  3. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.

Оборудование: выставка книг и сборников стихов о Великой отечественной войне; записи песен о войне; монтаж из портретов и фотографий военной прозы; газеты учащихся на военную тему “Ничто не забыто”.

Тип занятия: беседа, лекция, доклады.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

  1. Изучение нового материала.
  1. Военная проза.

Лекция с объяснением материала.

Мы живём в то время, когда приходиться наблюдать крушение многих идеалов и святынь, ещё вчера казавшихся незыблемыми. Меняется наше отношение к давнему и недавнему прошлому, рушатся прежние кумиры, но одно остаётся неизменным: отношение к тем, кто воевал. А это наравне с солдатами многочисленная армия артистов, корреспондентов, журналистов, писателей и поэтов. Преданность своему долгу, гражданская ответственность помогли писателям создать произведения, необходимые народу.

Мы с уважением и преклонением говорим о молодогвардейцах, Зое Космодемьянской, 28 панфиловцах, Александре Матросове и многих других героях. Именно в наше время важно показать, как высоки сила характера, нравственная стойкость, непоколебимая человечность, как они необходимы не только для героев, но и для каждого человека.

Центром повести является защита Сталинграда. Некрасов не ставил целью дать обобщённую картину всей Сталинградской битвы. Глазами своего героя он показал один из участков этого величайшего сражения.

… до конца в живых изведав,

Тот крестный путь, полуживым –

Из плена в плен – под гром победы

С клеймом проследовать двойным…

Самостоятельно. Учебник Е.С.Роговер. Русская литература XX века, стр. 367 – 369.

Произошло новое открытие, казалось бы, забытых литературой человеческих чувств: любви, жалости, сострадания, недовольства собой, разочарования. неуверенности в себе, сомнения в правильности выбранного пути и т. п.

Тема Великой Отечественной войны. Тема осмысления подвига народа в Великой Отечественной войне надолго стала отправной точкой для всех видов искусства. Авторами произведений о войне были не только писатели-участники и свидетели этого исторического события (К. Симонов, А. Твардовский), но и писатели, которые в те годы были детьми или родились уже в мирное время (В. Распутин, А. Дударев, С. Алексиевич).

Эта повесть поразила современников тем, что война была показана писателем не в парадном, а в будничном, бытовом ключе, Сталинградская битва, грандиозное по своей масштабности событие, изображена через быт простых солдат. Вслед за Твардовским Некрасов показал, что победа в войне была одержана не благодаря мастерству полководцев, а благодаря самоотверженности простого солдата, русского народа.

В этом произведении К. Симонов раскрывает характеры своих персонажей (Синцов, Серпилин, Таня Овсянникова) через изображение главных событий в жизни героев, которые одновременно важны и для всей страны.

Даже несправедливый арест перед самой войной и отречение сына не сломили и не ожесточили его. Именно благодаря таким людям, как Серпилин, русский народ одержал победу в страшной, кровопролитной войне.

Особенностью творчества этих писателей является то, что в центре повествования был не панорамный показ военных событий, а переживания одного героя; показ одного дня, рассказ о бое одной батареи, взвода. Поэтому излюбленными жанрами этих писателей стали повести и рассказы, малые жанры.

Эти писатели раскрыли анатомию. войны, показав ее в мельчайших подробностях, что дало возможность увидеть конкретный живой образ человека на войне. В «лейтенантской прозе впервые прозвучала тема судьбы и сознательного выбора.

Ведь перед лицом смерти человек вынужден сделать свой выбор: или струсить, предать, по остаться в живых, или решиться на смерть, но остаться человеком. В ситуации выбора человек раскрывается наиболее полно.

К середине 1970-х годов литература о войне вышла на новый, философский уровень осмысления: исторических событий: военные коллизии служили толчком к размышлениям над проблемами бытия. Ведущими стали темы войны и мира, жизни и смерти, исторической памяти, нравственного выбора.

Она единственная осталась в живых. Казалось бы, жить уже незачем. Но Мария носит под сердцем ребенка. Ради этой не рожденной пока жизни, ради погибших односельчан продолжает Мария жить и работать (одна на сожженном хуторе в течение восьми месяцев), становясь матерью всего живого, что сохранилось на земле.

Таким образом, осмысление литературой Отечественной войны, углубление интереса к проблеме народного характера сопровождается усложнением нравственных проблем.

Одной из важнейших особенностей литературы о Великой Отечественной Войне является усиление документального публицистического начала. Это объясняется интересом читателя к объективным источникам информации, к подлинным историческим фактам, к незаслуженно забытым именам и событиям.

Во всех этих произведениях велика роль автора, который не просто фиксирует факты, но и показывает трагические реальные судьбы людей в трагических испытаниях войны.

Вопросы и задания:

Охарактеризуйте литературный процесс конца 1940-х — начала 1950-х годов.

Назовите основные тематические направления в литературе 1950-70-х годов.

Какие тенденции свойственны поэзии 1950-70-х годов? Проанализируйте одно из стихотворений Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, Рубцова и др. (на выбор).

Как осмысливается опыт Великой Отечественной войны в творчестве писателей 1950-80-х годов?

Расскажите об одном из произведений о Великой Отечественной войне (на выбор).

Какие новые проблемы затрагивают в произведениях о Великой Отечественной войне авторы?

Укажите жанровый состав произведений о Великой Отечественной войне. Приведите примеры.

Читайте также: