Война в литературе 80 годов кратко
Обновлено: 02.07.2024
В пятидесятых рождены,
Войны не знаем мы, и все же В какой-то мере все мы тоже Вернувшиеся с той войны.
Литература о Великой Отечественной войне имеет уже свою историю. Ее возникновение приходится непосредственно на военные годы, когда преобладали публицистические и лирические жанры. Вспомните, какие произведения, созданные в годы войны, вам известны? Какие стихотворения вы можете прочитать наизусть? Расскажите об известных вам пьесах, поэмах и прозаических произведениях военных лет. Сделайте вывод о принципах раскрытия военной темы в литературе той поры.
Продолжение ниже
Еще в 1945 г. А. Н. Толстой высказал предположение, которому суждено было сбыться. Он говорил о том, что Великая Отечественная война надолго останется отправной точкой всех искусств – от эпоса и трагедии до лирических стансов. Время от времени критика начинала писать об “усталости” военной темы, но вновь появлялись произведения, опровергавшие эту точку зрения. Причем авторами их становились не только участники войны, но и люди, которые в те годы были детьми (Ч.
Айтматов, В. Распутин, Е. Евтушенко) или родились уже в мирное время (А. Дударев,
С. Алексиевич). Мысль о неразрывной связи послевоенных поколений с историей своей страны точно выразил поэт Н. Дмитриев:
В пятидесятых рождены,
Войны не знаем мы, и все же В какой-то мере все мы тоже Вернувшиеся с той войны.
Литература о войне имеет антивоенную направленность. Правдиво показывая войну во всей ее сложности, в тяжелейших испытаниях, “крови, страданиях и смерти”, писатели выражают общее убеждение в том, что это не должно повториться никогда.
Литература о Великой Отечественной войне имеет уже свою историю. Ее возникновение приходится непосредственно на военные годы,
когда преобладали публицистические и лирические жанры. Вспомните, какие произведения, созданные в годы войны, вам известны?
Какие стихотворения вы можете прочитать наизусть? Расскажите об известных вам пьесах, поэмах и прозаических произведениях военных лет. Сделайте вывод о принципах раскрытия военной темы в литературе той поры.
Послевоенный период, наряду с другими произведениями, открывало стихотворение М. Исаковского “Враги сожгли родную хату”. Поэт говорил от имени солдат-победителей, через личные переживания человека, потерявшего семью, раскрывал народную трагедию. Бесконечно печальной тризной воина на могиле жены назвал это стихотворение-балладу А. Твардовский. Народное мироощущение, традиции фольклора питали поэзию Исаковского.
Сейчас нам трудно поверить в это, но стихотворение не было принято критикой тех лет. Прошло почти десять лет, и к теме судьбы человека обратился в своем рассказе М. Шолохов. Эту тему развили В. Кондратьев в рассказе “Сашка”, А. Дударев в пьесе “Рядовые” и другие писатели.
Настоящие, правдивые, высокохудожественные произведения о войне существовали на всем протяжении развития военной темы. Об этом говорят, например, повесть К. Воробьева “Это мы, господи!” (1943), послевоенные произведения – “В окопах Сталинграда” В. Некрасова, “Двое в степи” Э. Казакевича. Однако в первое послевоенное десятилетие утверждение принципа правды происходило в острой борьбе с теорией бесконфликтности, с помпезно-монументальным стилем.
В эти годы литература не сказала, да и не могла сказать всей правды о войне и человеке на войне, не раскрыла многие трагические стороны событий.
В литературной полемике с названными недостатками во второй половине 50-х-начале 60-х годов ярко заявила о себе так называемая “вторая волна” военной прозы. Она связана с приходом в литературу “поколения лейтенантов”, людей, которые в годы войны были солдатами или младшими офицерами и для которых важнейшим рубежом в духовном развитии стала правда о культе личности. На основе увиденного и пережитого они смогли сказать свое слово о войне.
Поколение “второй волны” представлено именами В. Астафьева, А. Адамовича, Г. Бакланова, Ю. Бондарева, В. Богомолова, В. Быкова, К. Воробьева, В. Кондратьева, Е. Носова.
Эти писатели сознательно стремились преодолеть картинное представление о войне (как говорит один из героев Г. Бакланова, “не всем на войне достается флаги водружать. Больше воюют безвестно”). В полемике с некоторыми из своих предшественников писатели “второй волны” противопоставляли панорамному, многоступенчатому изображению войны повествование о жизни переднего края, о переживаниях одного солдата, о событиях одного дня, о бое одной батареи, взвода, в крайнем случае – полка. Излюбленным жанром стали рассказы или повести с характерными названиями: “Батальоны просят огня”, “Последние залпы” (Ю.
Бондарев), “Пядь земли”, “Мертвые сраму не имут” (Г. Бакланов), “Убиты под Москвой” (К. Воробьев), “Иван” (В. Богомолов).
Писателями был найден новый поворот темы, новый ракурс видения и изображения. Они раскрыли “анатомию” войны, показали ее в мельчайших, достоверных подробностях, повседневных конфликтах, максимально приблизили читателя к фронтовому быту. Сконцентрировав действие на “пятачке”, писатели получили возможность показать крупным планом конкретного участника войны, понять его мысли и чувства.
Так произошло открытие суровой и героической правды, обогатившее наше знание о войне, ее закономерностях и противоречиях.
Названные произведения несли в себе народнуюпамять о войне, способствовали ее изображению изнутри,глазами рядового участника, от надежности которого и зависел общий спех. Как справедливо писал исследователь Г. Ломидзе, “не размер пространства и протяженность времени определяют значимость правды. Все зависит от глубины и прозорливости проникновения в ее сердцевину…
Один художник в малом, с первого взгляда несущественном увидит важное, исторически непроходящее; другой же, изображая, казалось бы, широкую панораму событий, множество человеческих судеб, не уловит биения сердца времени”.
Несколько лет бушевала дискуссия о соотношении “окопной” и “масштабной” правды, о том, возможно ли показать все значение войны через описание ограниченного участка боя и рядового солдата. Надо сказать, что со временем крайности литературной полемики тех лет сгладились, и в произведениях многих из названных писателей “окоп” стал отправной точкой их дальнейших раздумий о человеке на войне, о войне и мире. Так, например, уже в романе Ю. Бондарева “Горячий снег”найдено сочетание описания боя одной батареи с картиной Сталинградского сражения и исследованием быстрого мужания человека на войне.
В романе “Берег”нравственный максимализм лейтенанта Княжко, человечность его друга Никитина становится тем высоким духовным ориентиром, которым поверяется день сегодняшний. Это позволило увидеть сложность противоречий, разводящих людей по разным идеологическим и нравственно-философским “берегам”, заострить мысль о неестественности и опасности такого раскола мира.
В 70-х годах ХХ века советская военная проза во многом изменилась. Почти не стало произведений в которых описываются боевые действия. Акцент сместился на борьбу спецслужб и поиски баз недобитых фашистов. А также на борьбу с террористами.
Множество произведений на морскую военную тему написали Николай Черкашин и Сергей Жемайтис. Это книги о противодействии западным спецслужбам и борьбе с террористами.
Данный урок по литературе помогает познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, прозы, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны. А также развивать навыки умения анализировать; воспитывает патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое страны.
Вложение | Размер |
---|---|
vov_v_russkoy_lit-re_40_-_80_-h_godov.docx | 25.94 КБ |
vov_v_lit-re.pptx | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ 40 – 80 –Х ГОДОВ.
- Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, прозы, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны;
- Развивать навыки умения анализировать;
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.
Оборудование: выставка книг и сборников стихов о Великой отечественной войне; записи песен о войне; монтаж из портретов и фотографий военной прозы; газеты учащихся на военную тему “Ничто не забыто”.
Тип занятия: беседа, лекция, доклады.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
- Изучение нового материала.
- Военная проза.
Лекция с объяснением материала.
Мы живём в то время, когда приходиться наблюдать крушение многих идеалов и святынь, ещё вчера казавшихся незыблемыми. Меняется наше отношение к давнему и недавнему прошлому, рушатся прежние кумиры, но одно остаётся неизменным: отношение к тем, кто воевал. А это наравне с солдатами многочисленная армия артистов, корреспондентов, журналистов, писателей и поэтов. Преданность своему долгу, гражданская ответственность помогли писателям создать произведения, необходимые народу.
Мы с уважением и преклонением говорим о молодогвардейцах, Зое Космодемьянской, 28 панфиловцах, Александре Матросове и многих других героях. Именно в наше время важно показать, как высоки сила характера, нравственная стойкость, непоколебимая человечность, как они необходимы не только для героев, но и для каждого человека.
Центром повести является защита Сталинграда. Некрасов не ставил целью дать обобщённую картину всей Сталинградской битвы. Глазами своего героя он показал один из участков этого величайшего сражения.
… до конца в живых изведав,
Тот крестный путь, полуживым –
Из плена в плен – под гром победы
С клеймом проследовать двойным…
Самостоятельно. Учебник Е.С.Роговер. Русская литература XX века, стр. 367 – 369.
Произошло новое открытие, казалось бы, забытых литературой человеческих чувств: любви, жалости, сострадания, недовольства собой, разочарования. неуверенности в себе, сомнения в правильности выбранного пути и т. п.
Тема Великой Отечественной войны. Тема осмысления подвига народа в Великой Отечественной войне надолго стала отправной точкой для всех видов искусства. Авторами произведений о войне были не только писатели-участники и свидетели этого исторического события (К. Симонов, А. Твардовский), но и писатели, которые в те годы были детьми или родились уже в мирное время (В. Распутин, А. Дударев, С. Алексиевич).
Эта повесть поразила современников тем, что война была показана писателем не в парадном, а в будничном, бытовом ключе, Сталинградская битва, грандиозное по своей масштабности событие, изображена через быт простых солдат. Вслед за Твардовским Некрасов показал, что победа в войне была одержана не благодаря мастерству полководцев, а благодаря самоотверженности простого солдата, русского народа.
В этом произведении К. Симонов раскрывает характеры своих персонажей (Синцов, Серпилин, Таня Овсянникова) через изображение главных событий в жизни героев, которые одновременно важны и для всей страны.
Даже несправедливый арест перед самой войной и отречение сына не сломили и не ожесточили его. Именно благодаря таким людям, как Серпилин, русский народ одержал победу в страшной, кровопролитной войне.
Особенностью творчества этих писателей является то, что в центре повествования был не панорамный показ военных событий, а переживания одного героя; показ одного дня, рассказ о бое одной батареи, взвода. Поэтому излюбленными жанрами этих писателей стали повести и рассказы, малые жанры.
Эти писатели раскрыли анатомию. войны, показав ее в мельчайших подробностях, что дало возможность увидеть конкретный живой образ человека на войне. В «лейтенантской прозе впервые прозвучала тема судьбы и сознательного выбора.
Ведь перед лицом смерти человек вынужден сделать свой выбор: или струсить, предать, по остаться в живых, или решиться на смерть, но остаться человеком. В ситуации выбора человек раскрывается наиболее полно.
К середине 1970-х годов литература о войне вышла на новый, философский уровень осмысления: исторических событий: военные коллизии служили толчком к размышлениям над проблемами бытия. Ведущими стали темы войны и мира, жизни и смерти, исторической памяти, нравственного выбора.
Она единственная осталась в живых. Казалось бы, жить уже незачем. Но Мария носит под сердцем ребенка. Ради этой не рожденной пока жизни, ради погибших односельчан продолжает Мария жить и работать (одна на сожженном хуторе в течение восьми месяцев), становясь матерью всего живого, что сохранилось на земле.
Таким образом, осмысление литературой Отечественной войны, углубление интереса к проблеме народного характера сопровождается усложнением нравственных проблем.
Одной из важнейших особенностей литературы о Великой Отечественной Войне является усиление документального публицистического начала. Это объясняется интересом читателя к объективным источникам информации, к подлинным историческим фактам, к незаслуженно забытым именам и событиям.
Во всех этих произведениях велика роль автора, который не просто фиксирует факты, но и показывает трагические реальные судьбы людей в трагических испытаниях войны.
Вопросы и задания:
Охарактеризуйте литературный процесс конца 1940-х — начала 1950-х годов.
Назовите основные тематические направления в литературе 1950-70-х годов.
Какие тенденции свойственны поэзии 1950-70-х годов? Проанализируйте одно из стихотворений Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, Рубцова и др. (на выбор).
Как осмысливается опыт Великой Отечественной войны в творчестве писателей 1950-80-х годов?
Расскажите об одном из произведений о Великой Отечественной войне (на выбор).
Какие новые проблемы затрагивают в произведениях о Великой Отечественной войне авторы?
Укажите жанровый состав произведений о Великой Отечественной войне. Приведите примеры.
Читайте также: