Мирные инициативы ссср кратко

Обновлено: 02.07.2024


Урок знакомит с процессом налаживания отношений СССР со странами Запада, попытками Хрущёва создать систему коллективной безопасности. Говорится о Карибском кризисе и его успешном преодолении. В уроке рассказывается о консолидации социалистических стран и распаде колониальных систем.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х годов"

Далее вы узнаете о том, какими особенностями обладала политика мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х годов


Вопросы занятия. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Отношения с Западом. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных систем.

После смерти Сталина в советском руководстве возникли споры о направлениях внешней политики.

Министр отрицал идею мирного сосуществования двух систем, аргументируя это произведениями Ленина.

Других взглядов придерживался Георгий Максимилианович Маленков, а после – и Никита Сергеевич Хрущёв.


Маленков считал, что после войны СССР и страны соцлагеря выдвинулись на первые позиции в мире. Что из-за опасности применения ядерного оружия необходимо придерживаться политики мирного сосуществования.

Однако наряду с этим рассматривал ядерный арсенал в качестве единственного аргумента для равноправного диалога с Западом.

Маленков правильно оценивал ситуацию, при которой мирное будущее советского народа зависело по большей части от развития отношений СССР с Западом.

Такое положение дел и обозначило курс внешней политики СССР в 1953–1964 годах.

Летом 1953 года СССР и США достигли компромисса в Корейском вопросе. КНДР и Республика Корея заключили перемирие.

В том же году СССР отказался от плана общей советско-турецкой обороны Черноморских проливов. Эта идея предполагала размещение советских военно-морских баз на территории Турции.

Также были озвучены предложения по нормализации отношений СССР с Турцией и Югославией.

В 1954 году советская сторона поддержала соглашение о прекращении войны в Индокитае. В 1955 году государства, победившие во Второй мировой войне, заключили соглашение с Австрией. Согласно ему, Советский Союз выводил с её территории свои войска.

В этом же году в СССР был издан указ, объявлявший о прекращении состояния войны с Германией. А в 1956 году – аналогичный документ о прекращении войны с Японией.

В марте 1954 года Маленков выступил с речью, в которой заявил о недопустимости глобальных конфликтов, и аргументировал это наличием у вероятных противников ядерного оружия. Он стал первым в мире политиком высокого ранга, озвучившим этот тезис.

Тогда же Хрущёв назвал три основных направления, реализация которых сможет должна была гарантировать мир: создание системы коллективной безопасности в Европе; создание аналогичной системы в Азии; всеобщее разоружение.

Однако политика СССР часто шла в разрез с оглашёнными принципами.

Кроме того, лидеры СССР и Запада не доверяли друг другу. Также в тот период не существовало системы контроля за ядерным арсеналом вероятного противника. Внешняя политика как стран Запада, так и СССР велась с позиции силы.

В 1956 году Хрущёв заявил о внесении изменений в военную доктрину Советского Союза. В частности: о приоритете ракетно-ядерного противостояния над массовым применением войск.

Следует отметить, что в области ядерных вооружений во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. СССР некоторое время опережал США. В 1957 году СССР провёл успешное испытание первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Территория вероятного противника – США – впервые оказалась под угрозой атаки.

Ракетное вооружение поступило на службу не только в сухопутные силы СССР, но и войска противовоздушной обороны, военно-воздушные силы. В Советском Союзе началось строительство мощного подводного флота, оснащённого ракетно-ядерным оружием.


Надо отметить, что призрак советского ядерного возмездия был серьёзным фактором в переговорах советских лидеров с Западом. Во многом благодаря ему в 1956 году удалось остановить агрессию западных держав и Израиля против Египта.

Интересно, что в качестве главных целей советских ракет были выбраны Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго, Лос-Анжелес.

Временное превосходство СССР в ракетном вооружении позволяло Хрущёву не только подталкивать западных партнёров к компромиссу, но и активно использовать силовые приёмы в их отношении.

Например, в июне 1961 года из-за непримиримой позиции Хрущёва по берлинскому вопросу, его встреча с президентом США Джоном Кеннеди в Вене ни к чему не привела.

Новое обострение отношений Востока и Запада произошло в августе 1961 года. В связи с очередным обострением берлинского вопроса, по решению руководства стран ОВД была построена стена, отделявшая ГДР от Западного Берлина.


В том же 1961 году СССР отказался от договора с США, который предусматривал мораторий на испытания ядерного оружия в атмосфере. Все вышеперечисленные действия Советского Союза сопровождались угрозами применения ядерного оружия.

Но самым опасным оказался Карибский кризис 1962 года. В ответ на размещение ядерного оружия США в Турции, СССР перебросил свои ракеты на Кубу. Реакцией США стала подготовка ко вторжению на Кубу.

Мир оказался на пороге ядерной войны. Конфликта удалось избежать в последний момент благодаря компромиссу между Кеннеди и Хрущёвым.

СССР дал согласие на вывод с Кубы всех своих ракет, США гарантировали безопасность Кубы, согласились убрать ракеты из Турции.

После Карибского кризиса в отношениях Восток – Запад начался период относительной разрядки. В его основе лежало доверие между лидерами СССР и США. Но после убийства Кеннеди в ноябре 1963 года и смещения Хрущёва в октябре 1964 года этот процесс прервался.

Одним из главных направлений советской внешней политики была поддержка дружественных режимов в Восточной Европе, в Азии, чуть позже – на Кубе. В 1955 году началась нормализация советско-югославских отношений. Казалось, что этот шаг означал признание со стороны СССР права каждой страны идти к социализму своим путём.

Идеи о различных путях к социализму также, как и критика культа личности Сталина, нашли широкую поддержку в большинстве социалистических государств. В некоторых из них был взят курс на демократизацию, происходил отказ от сталинской модели. В 1956 году сменилось руководство в Польше, где с лета не прекращались выступления рабочих.

В этом же году начались демократические перемены в Венгрии. Критике подверглось старое руководство Венгерской партии трудящихся и её ориентация на СССР. Однако свёртывание реформ новым венгерским руководством, привело к восстанию в Будапеште.


На проходивших в 1957 и 1960 годах совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в Москве событиям в Польше и Венгрии была дана резко негативная оценка.

Также в документах совещаний была отмечена особая роль СССР и его опыта построения социализма.

В мае 1955 года, в дополнение к СЭВ, социалистические страны заключили военно-политический союз.

Он предусматривал создание объединённых вооружённых сил и выработку единой стратегии обороны.

После XX съезда КПСС отчётливо проявились претензии Китая на роль второго центра мирового коммунистического движения.

В Китае критика культа личности Сталина была воспринята весьма болезненно.

Кроме того, осуждение сталинизма было негативно принято в Албании, КНДР и, отчасти, в Румынии.

После мирного разрешения Карибского кризиса разделение сторон в соцлагере приобрело окончательный вид.

Также Китай предъявлял претензии на ряд советских территорий.

Послевоенный кризис и распад колониальных империй позволили руководству СССР предпринять ряд мер по вовлечению освободившихся стран в сферу советского влияния.

На XX съезде партии национально-освободительные движения были названы одной из трёх составляющих ведущих сил мирового революционного процесса. Наряду с мировой системой социализма и мировым коммунистическим и рабочим движением.

В 1955 году Никита Сергеевич Хрущёв и Николай Александрович Булганин совершили государственные визиты в Индию, Бирму, Афганистан.

В 1957–1964 годах советские дипломаты провели переговоры с лидерами более чем 30 развивающихся стран. За этот период было подписано свыше 20 соглашений о сотрудничестве.

Советское руководство предоставляло этим странам выгодные кредиты, безвозмездную помощь, вооружало дружественные режимы, зачастую лучшими образцами военной техники.

В результате противостояние США и СССР усилилось ещё больше.

Читайте также: