Отзыв о лирике гамзатова кратко

Обновлено: 03.07.2024

Р. Гамзатов - второй в моей жизни поэт, чьими сонетами я бурно восхищался после В. Шекспира! Помню себя студентом 1-го курса Днепропетровской театралки в начале 1980-го в читальном зале центральной библиотеки, вручную запойно переписывающим в свой блокнот сонеты этого выдающегося сонетописца!
Прекрасное посвящение, Любовь! Прекрасное! Его творчество велико-достойно таких щедрых слов!

Александр, во- первых, меня всегда радуют ваши отзывы ,в них присутствует эмоция, а значит возникает и интерес к вашему мнению, во- вторых, я тоже вспомнила, как переписывала в тетради любимых поэтов, купить их книги было просто невозможно.что интересно, я ими до сих пор пользуюсь, не смотря на то, что теперь есть и книги, и инет.

Тёща моя сестрой-сиделкой у него была в кремлёвской психиатрии.
Отзывалась о нём как о порядочной сволочи.
А стихи писал лучше чем у прочих.
С наилучшими пожеланиями!

Удивительно, но никто из великих не отличался легким характером, наверное это им давалось в нагрузку к таланту. Рада вам, Одинокий танкист, с улыбкой, Любовь.

Уважаемый Виктор, мне понятно, что моя тёща для Вас не авторитет, а для меня,
извините, авторитет. И в психиатрии он находился, потому как пил запойно, и вёл
себя по- отношению к простым людям как хан, вот тёще я верю, кристальной души
был человек, а Вы, что о ней знаете, ничего.
Можно быть великим писателем, но оставаться человеком, а можно - никем; и быть
твердолобой гнидой.

Уважаемый поэт. Имени не знаю. Тёщу вашу я разумеется не знаю. И не думаю
отрицать, что она хороший человек. Но, это суждение одного только человека. Не
сотни и не тысячи. Ведь наверняка Гамзатов не раз выступал и перед учениками и
студентами, но их-то мнение другое. Кто-то и о Вас скажет плохо и обо мне.
Я считаю, что пить среди мусульман, это подвиг. Там камнями забьют. Значит очень
уважали. И народ всегда выдвигал его в Верховный Совет. В России говорят, что
добрая слава под камешком лежит, а худая по дорожке бежит. И был бы Расул
заносчивым, спесивым хамом- знал бы весь Дагестан. Но это моё как бы суждение со
стороны. Но если даже согласиться с Вами и тёщей, то кто у нас не пил и не хамил
похлеще. Может Есенин? Так тот и по лицу бил многих. А Ярослав Смеляков? Тоже в
в таком заведении лежал. И от того же. А Ваш полагаю, кумир Высойкий? И пил, и
хамил и в лицо бил. Да мало ли таких? А артисты что вытворяют? Гамэатов- ангел
против них. Там и пьянки и оргии и вакханалии.

Уймись и сгинь, после того, как исказил фамилию Высоцкого, разговаривать
с тобой не имею желания.

Любовь! Прекрасное посвящение великому Поэту! Спасибо за проникновенные строки,
идущие из души!
С теплом

Спасибо, Санечка, за визит и отзыв. Сама очень уважаю этого Поэта. А сноски на стихи мы с вами научимся делать, просто я уже устала. С уважением, Любовь.

Хороший стих,Люба!Присоединяюсь к Александру Баеву,моему заочному другу!Здоровья и долгих лет жизни,красавица!

Юрий, спасибо за визит и отзыв, с улыбкой, Любовь.

Присоединяюсь к сказанному Вами, Люба! Расул достоин этого! С уважением!

Александр, спасибо за визит и отзыв, С уважением, Любовь.

Ох, красиво написано, Люба.

Натали, люблю я этого поэта и часто перечитываю.

За журавлей его люблю,
За доброту и смелость рода,
За душу,светлую судьбу,
И мудрость горного народа!

Наталья, шикарный отзыв, с уважением, Любовь.

Расул Гамзатов - это гора Казбек в нашей Поэзии, Любовь.
Спасибо Вам за стихи о нём!

Вадим, спасибо за визит и отзыв.Любовь.

Спасибо большое, Любовь, что не забываете мудрого Расула, и так тепло написали строки о нет. Давно затеял написать диалог с ним, да все откладываю в долгий ящик: " Укрылся в скалах твой аул, Гамзата сын, салам, Расул. Как жаль что нет тебя теперь. В какую мне стучаться дверь? . Читаю твой "Мой Дагестан", уже не тот наш горный стан. ". Страна гор уже не та, что была при нем. Поколения выросли на другой идеологии. "И в этом я вижу причинную связь: кириллицу вяжет арабская вязь. " - эти строки из "Полубиблейской полусказки". как бы взгляд изнутри на "смутное время". С уважением и пожеланием Мира.

Герейха, спасибо за визит и такой интересный отзыв. Я думаю, что вам надо достать ваш диалог из этого долгого ящика,время ему пришло. С уважением, Любовь.

Прекрасные строки, Люба. Этот человек оставил светлый след в свое жизни.

Сергей, рада вам. спасибо за отзыв, а Расула Гамзатова перечитываю постоянно, очень нравится. С искренним уважением, Любовь.

Кажется, что Гамзатов весь прочитан, продуман. Однако писать о нем трудно. Трудно потому, что Гамзатов находится в постоянном творческом движении, его талант и ход поэтических исканий слишком своеобразен. Он не раб какой-то единой темы, превратившейся с годами в навязчивую идею, не стеснен жанровыми пристрастиями, не закомплексован застывшими настроениями. Его творчество очень разнообразно, но практически каждое стихотворное произведение имеет глубокий философский смысл. Путем сомнений и многочисленных испытаний, через мучительные переживания и освоение глубин народной морали он дошел до сокровенного пласта истин. "Если вода протухает, то не увидишь дна, хотя бы воды было не выше колена", "если ты не выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки", "от кривой палки прямой тени не бывает". Гамзатов убежден, что нельзя "засыпать соломой или песком свои блуждающие мысли, нельзя заглушить громкими оправданиями глухо произнесенную фальшь". Иногда тонкая лирика, казалось бы, интимнейших чувств является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством Гамзатов провозглашает, что любовь - это счастье:

Нет, не люблю стихов я о любви,
Когда о ней кричат, как о несчастье!
Нет, не люблю я песен о любви,
Когда, как о беде, поют о страсти!

Через удивления и потрясения, восторг и разочарования, обретения и невосполнимые потери пришел он к вожделенному прозрению, достиг обобщенного звучания темы всеобщего счастья:

Чтобы люди с улыбкой встречались,
А прощались грустны и тихи,
Чтобы дети без боли рождались,
Чтобы с болью рождались стихи.

Основная мысль Гамзатова заключается в том, что человек, который несет в себе жизнерадостность, любовь к людям, обретает счастье сам и дарит его другим. Положение поэта определено тоже достаточно четко: он не может иметь счастье, отдельного от счастья людей. Обогащенный опытом родного фольклора и поэзией знаменитых русских поэтов, Гамзатов в своих стихотворениях раскрывает в той или иной форме собственное понимание народных традиций и обычаев. В поэме "Горянка", рисуя картину унизительного для девушки церемониала свадьбы, он говорит:

Вот так и сидеть им в ауле
При людях и наедине,
Осману, как мужу, на стуле,
Супе на полу, как жене.

Верность заветам отцов, принципы высокого гуманизма и подлинной сердечности, доброты в отношениях между людьми, утвердились в "Стихах о Гамзате Цадаса", поэме "Брат". На мой взгляд, основная цель философской лирики Гамзатова - "заставить" каждого человека задуматься над своим бытием, но при этом сохранить и использовать опыт предыдущих поколений:

Вокруг цветам цвести и птицам петь,
Омоют грозы твой могильный камень.
Я здесь, отец мой!
Я учусь смотреть
На жизнь твоими ясными глазами.

Не оставил Гамзатов без внимания и "процесс мельчания человеческих душ". Он скорбит от сознания того, что люди древнее змей и орлов на земле, но позднее "многие из них орлами стали, а иные превратились в змей". Мироощущению Гамзатова чужда прямолинейность, одноплановость восприятия и осмысления действительности. Многоликость правды и сознание того, что жизнь примиряет все и сохраняет взаимозависимость противоположностей, по его мнению, порождают состояние раздвоенности:

О ты, моя комедия, что плачешь?
Смеешься что, трагедия моя?

Размышляя над трагедией классиков аварской поэзии, Гамзатов как бы вглядывается в собственную судьбу, пытаясь разгадать ее предназначенный сход:

Пью чашу жизни я, того не зная,
Что, может быть, отравлена она

Не одно стихотворение Гамзатова посвящено времениЕ Жизнь полна до краев, но время бессильно, если прожитые минуты не растрачены бесцельно:

Часы идут, и тикают, и бьют
Что сделал ты, прислушиваясь к бою?
Или пришлось вести им счет минут,
Бессмысленно растраченных тобою?!

Само тиканье часов - образ, разрушающий одиночество. Человек никогда не одинок, его вечный спутник - время:

Мой друг, нельзя нам жить неторопливо,
Свободных дней у нас в запасе нет
Летит скакун! Схвати его за гриву,
Вскочи ему, упрямцу, на хребет.

Во многих стихотворения Гамзатова мы слышим голос самого Дагестана. Поэт с любовью и мягким юмором вводит нас в быт простых людей, преданных родному краю. В одном из своих стихотворений он говорит:




И я сквозь утреннюю дымку
Мог разглядеть в туманной мгле,
Как смех и плачь сидят в обнимку
На темной и крутой скале.

Этот смелый, простой и зримый образ создан самим народом, в песнях которого слезы и смех тоже живут рядом. На мой взгляд, главная заслуга Расула Гамзатова состоит в том, что ему удалось сохранить в своем творчестве горское своеобразие, кровную связь с бытом и судьбой своего народа, раздвинуть национальные границы своей поэзии, внести что-то новое. Уникально стихотворение "Цадинское кладбище". Спор с идеей смерти есть новая ступень философской мысли горской поэзии.
Подводя итог, нужно отметить, что Гамзатов сегодня достиг апогея творческого взлета. Его самобытное поэтическое слово обогащает многонациональную литературу и в переводе на многие иностранные языки уже получило мировое признание.

Кажется, что Гамзатов весь прочитан, продуман. Однако писать о нем трудно. Трудно потому, что Гамзатов находится в постоянном творческом движении, его талант и ход поэтических исканий слишком своеобразен. Он не раб какой-то единой темы, превратившейся с годами в навязчивую идею, не стеснен жанровыми пристрастиями, не закомплексован застывшими настроениями. Его творчество очень разнообразно, но практически каждое стихотворное произведение имеет глубокий философский смысл. Путем сомнений и многочисленных испытаний, через мучительные переживания и освоение глубин народной морали он дошел до сокровенного пласта истин. "Если вода протухает, то не увидишь дна, хотя бы воды было не выше колена", "если ты не выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки", "от кривой палки прямой тени не бывает". Гамзатов убежден, что нельзя "засыпать соломой или песком свои блуждающие мысли, нельзя заглушить громкими оправданиями глухо произнесенную фальшь". Иногда тонкая лирика, казалось бы, интимнейших чувств является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством Гамзатов провозглашает, что любовь - это счастье:

Нет, не люблю стихов я о любви,
Когда о ней кричат, как о несчастье!
Нет, не люблю я песен о любви,
Когда, как о беде, поют о страсти!

Через удивления и потрясения, восторг и разочарования, обретения и невосполнимые потери пришел он к вожделенному прозрению, достиг обобщенного звучания темы всеобщего счастья:

Чтобы люди с улыбкой встречались,
А прощались грустны и тихи,
Чтобы дети без боли рождались,
Чтобы с болью рождались стихи.

Основная мысль Гамзатова заключается в том, что человек, который несет в себе жизнерадостность, любовь к людям, обретает счастье сам и дарит его другим. Положение поэта определено тоже достаточно четко: он не может иметь счастье, отдельного от счастья людей. Обогащенный опытом родного фольклора и поэзией знаменитых русских поэтов, Гамзатов в своих стихотворениях раскрывает в той или иной форме собственное понимание народных традиций и обычаев. В поэме "Горянка", рисуя картину унизительного для девушки церемониала свадьбы, он говорит:

Вот так и сидеть им в ауле
При людях и наедине,
Осману, как мужу, на стуле,
Супе на полу, как жене.

Верность заветам отцов, принципы высокого гуманизма и подлинной сердечности, доброты в отношениях между людьми, утвердились в "Стихах о Гамзате Цадаса", поэме "Брат". На мой взгляд, основная цель философской лирики Гамзатова - "заставить" каждого человека задуматься над своим бытием, но при этом сохранить и использовать опыт предыдущих поколений:

Вокруг цветам цвести и птицам петь,
Омоют грозы твой могильный камень.
Я здесь, отец мой!
Я учусь смотреть
На жизнь твоими ясными глазами.

Не оставил Гамзатов без внимания и "процесс мельчания человеческих душ". Он скорбит от сознания того, что люди древнее змей и орлов на земле, но позднее "многие из них орлами стали, а иные превратились в змей". Мироощущению Гамзатова чужда прямолинейность, одноплановость восприятия и осмысления действительности. Многоликость правды и сознание того, что жизнь примиряет все и сохраняет взаимозависимость противоположностей, по его мнению, порождают состояние раздвоенности:

О ты, моя комедия, что плачешь?
Смеешься что, трагедия моя?

Размышляя над трагедией классиков аварской поэзии, Гамзатов как бы вглядывается в собственную судьбу, пытаясь разгадать ее предназначенный сход:

Пью чашу жизни я, того не зная,
Что, может быть, отравлена она

Не одно стихотворение Гамзатова посвящено времениЕ Жизнь полна до краев, но время бессильно, если прожитые минуты не растрачены бесцельно:

Часы идут, и тикают, и бьют
Что сделал ты, прислушиваясь к бою?
Или пришлось вести им счет минут,
Бессмысленно растраченных тобою?!

Само тиканье часов - образ, разрушающий одиночество. Человек никогда не одинок, его вечный спутник - время:

Мой друг, нельзя нам жить неторопливо,
Свободных дней у нас в запасе нет
Летит скакун! Схвати его за гриву,
Вскочи ему, упрямцу, на хребет.

Во многих стихотворения Гамзатова мы слышим голос самого Дагестана. Поэт с любовью и мягким юмором вводит нас в быт простых людей, преданных родному краю. В одном из своих стихотворений он говорит:

И я сквозь утреннюю дымку
Мог разглядеть в туманной мгле,
Как смех и плачь сидят в обнимку
На темной и крутой скале.

Этот смелый, простой и зримый образ создан самим народом, в песнях которого слезы и смех тоже живут рядом. На мой взгляд, главная заслуга Расула Гамзатова состоит в том, что ему удалось сохранить в своем творчестве горское своеобразие, кровную связь с бытом и судьбой своего народа, раздвинуть национальные границы своей поэзии, внести что-то новое. Уникально стихотворение "Цадинское кладбище". Спор с идеей смерти есть новая ступень философской мысли горской поэзии.
Подводя итог, нужно отметить, что Гамзатов сегодня достиг апогея творческого взлета. Его самобытное поэтическое слово обогащает многонациональную литературу и в переводе на многие иностранные языки уже получило мировое признание.

Только чур с Гугля, Википедии и прочих умных, красивых источников не копировать! Важно и дорого исключительно Ваше мнение! Кому действительно интересен этот замечательный человек! Стихи и фото приветствуются.



Кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки. --его афоризм.

Если уж пить, то пить из источника.

Говорят, что мужчина может встать на колени в в двух случаях: Чтобы напиться из родника и чтобы сорвать цветок.

Если бы не было на свете ночи, то неоткуда бы было взяться утру.

Две вещи должен беречь горец: свою папаху и свое имя.
Папаху сбережет тот, у кого под папахой голова.
имя сбережет тот, у кого в сердце -огонь.

Никто не знает повадок твоего коня лучше, чем ты знаешь сам.

Мысли свои не прячь. Спрячешь, забудешь потом, куда положил.
Так скупой забывает о тайнике. , где спрятаны деньги и теряет их из-за своей скупости.

Но не отдавай своих мыслей и другим. Дорогой инструмент нельзя давать ребенку вместо игрушки. Ребенок или сломает или потеряет, или обрежется об него.
.
Это из книги Гамзатова: Мой Дагестан. Замечательная книга. Советую прочесть.

Мне кажется порою
Что солдаты
С кровавых не пришедшие полей
Не в землю нашу полегли когда-то
А превратились в белых журавлей.. .
проникновенно и душевно, а лучше Журавлей (только в исполнении Марка Бернеса) еще мало кому удалось.

"Мне кажется порою, что солдаты
с кравовых не пришедшие полей
не в землю нашу полегли когда-то,
а превратились в белых журавлей и т. д. "

Очень пронзительные стихи, но надо учитывать что это перевод на русский язык (автор перевода если не ошибаюсь В. Солоухин) . Как при любом переводе поэзии трудно сказать кто же автор первосточник или переводчик

Классный поэт - у него обалденная любовная лирика
Лично мне нравятся эти стихи (помню наизусть)))) :

Милая девушка, ангел земной
Воды ключевой у тебя я напился
И сердце оставил в кувшине с водой.

Несерьезны наши ссоры -
Подтвердит тебе любой, -
Если даже хмурить брови
Не умеем мы с тобой,
Если мы причину ссоры
Забываем через час
И не можем скрыть привета
Улыбающихся глаз.
Верно, то любовь большая,
Не боясь пролить слезу,
Ветерок едва заметный
Принимает за грозу,
Или хочется порою
Без особого труда
От любви сердцам влюбленным
Отдышаться иногда. СУПЕР.

Талантлив был долгожитель!
Стихи лёгкие, красивые.
Одно неизвестно было широкому читателю:
поднимался он в горы и записывал стихи,
легенды и ТАЛАНТЛИВО их переводил.
Это больше, чем поэт.

Замечательные стихи. ЖУРАВЛИ Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, ..Я вижу, как в тумане журавли. Летят своим определенным строем, .Это реквием погибшим на войне. Если бы он даже больше ничего не написал-этого было бы достаточно. Это-шедевр.

Расул Гамзатов замечательный поэт! Я обожаю его творчество. Прочла у него все, что только можно было прочесть. Вот одно из самых любимых моих его стихотворений:

Бросает свет светильник мой чадящий,
Все в доме спят, лишь я один не сплю,
Я наклонился над тобою спящей,
Чтоб вновь промолвить: "Я тебя люблю! "
И горше были дни мои и слаще,
Но старше став, на том себя ловлю,
Что повторяю я теперь все чаще
Одно и то же: "Я тебя люблю! "
И я, порой неправдою грешащий,
Всего лишь об одном тебя молю:
Не думай, что настолько я пропащий,
Чтоб лгать признаньем: "Я тебя люблю! "
И мой единственный, мой настоящий
Стих только этот: "Я тебя люблю! "

Кажется, что Гамзатов весь прочитан, продуман. Однако писать о нем трудно. Трудно потому, что Гамзатов находится в постоянном творческом движении, его талант и ход поэтических исканий слишком своеобразен.

Он не раб какой-то единой темы, превратившейся с годами в навязчивую идею, не стеснен жанровыми пристрастиями, не закомплексован застывшими настроениями. Его творчество очень разнообразно, но практически каждое стихотворное произведение имеет глубокий философский смысл. Путем сомнений и многочисленных испытаний, через мучительные

переживания и освоение глубин народной морали он дошел до сокровенного пласта истин. “Если вода протухает, то не увидишь дна, хотя бы воды было не выше колена”, “если ты не выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки”, “от кривой палки прямой тени не бывает”. Гамзатов убежден, что нельзя “засыпать соломой или песком свои блуждающие мысли, нельзя заглушить громкими оправданиями глухо произнесенную фальшь”.

Иногда тонкая лирика, казалось бы, интимнейших чувств является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством

Гамзатов провозглашает, что любовь – это счастье:
Нет, не люблю стихов я о любви,
Когда о ней кричат, как о несчастье!
Нет, не люблю я песен о любви,
Когда, как о беде, поют о страсти!
Через удивления и потрясения, восторг и разочарования, обретения и невосполнимые потери пришел он к вожделенному прозрению, достиг обобщенного звучания темы всеобщего счастья:
Чтобы люди с улыбкой встречались,
А прощались грустны и тихи,
Чтобы дети без боли рождались,
Чтобы с болью рождались стихи.
Основная мысль Гамзатова заключается в том, что человек, который несет в себе жизнерадостность, любовь к людям, обретает счастье сам и дарит его другим. Положение поэта определено тоже достаточно четко: он не может иметь счастье, отдельного от счастья людей. Обогащенный опытом родного фольклора и поэзией знаменитых русских поэтов, Гамзатов в своих стихотворениях раскрывает в той или иной форме собственное понимание народных традиций и обычаев. В поэме “Горянка”, рисуя картину унизительного для девушки церемониала свадьбы, он говорит:
Вот так и сидеть им в ауле
При людях и наедине,
Осману, как мужу, на стуле,
Супе на полу, как жене.
Верность заветам отцов, принципы высокого гуманизма и подлинной сердечности, доброты в отношениях между людьми, утвердились в “Стихах о Гамзате Цадаса”, поэме “Брат”. На мой взгляд, основная цель философской лирики Гамзатова – “заставить” каждого человека задуматься над своим бытием, но при этом сохранить и использовать опыт предыдущих поколений:
Вокруг цветам цвести и птицам петь,
Омоют грозы твой могильный камень.
Я здесь, отец мой!
Я учусь смотреть
На жизнь твоими ясными глазами.
Не оставил Гамзатов без внимания и “процесс мельчания человеческих душ”. Он скорбит от сознания того, что люди древнее змей и орлов на земле, но позднее “многие из них орлами стали, а иные превратились в змей”. Мироощущению Гамзатова чужда прямолинейность, одноплановость восприятия и осмысления действительности. Многоликость правды и сознание того, что жизнь примиряет все и сохраняет взаимозависимость противоположностей, по его мнению, порождают состояние раздвоенности:
О ты, моя комедия, что плачешь?
Смеешься что, трагедия моя?
Размышляя над трагедией классиков аварской поэзии, Гамзатов как бы вглядывается в собственную судьбу, пытаясь разгадать ее предназначенный сход:
Пью чашу жизни я, того не зная,
Что, может быть, отравлена она
Не одно стихотворение Гамзатова посвящено времениЕ Жизнь полна до краев, но время бессильно, если прожитые минуты не растрачены бесцельно:
Часы идут, и тикают, и бьют
Что сделал ты, прислушиваясь к бою?
Или пришлось вести им счет минут,
Бессмысленно растраченных тобою?!
Само тиканье часов – образ, разрушающий одиночество. Человек никогда не одинок, его вечный спутник – время:
Мой друг, нельзя нам жить неторопливо,
Свободных дней у нас в запасе нет
Летит скакун! Схвати его за гриву,
Вскочи ему, упрямцу, на хребет.
Во многих стихотворения Гамзатова мы слышим голос самого Дагестана. Поэт с любовью и мягким юмором вводит нас в быт простых людей, преданных родному краю. В одном из своих стихотворений он говорит:
И я сквозь утреннюю дымку
Мог разглядеть в туманной мгле,
Как смех и плачь сидят в обнимку
На темной и крутой скале.
Этот смелый, простой и зримый образ создан самим народом, в песнях которого слезы и смех тоже живут рядом. На мой взгляд, главная заслуга Расула Гамзатова состоит в том, что ему удалось сохранить в своем творчестве горское своеобразие, кровную связь с бытом и судьбой своего народа, раздвинуть национальные границы своей поэзии, внести что-то новое. Уникально стихотворение “Цадинское кладбище”.

Спор с идеей смерти есть новая ступень философской мысли горской поэзии.
Подводя итог, нужно отметить, что Гамзатов сегодня достиг апогея творческого взлета. Его самобытное поэтическое слово обогащает многонациональную литературу и в переводе на многие иностранные языки уже получило мировое признание.


Поэзия Р. Гамзатова — одна из ярких вершин многонациональной советской литературы. Его имя стоит в одном ряду с ведущими поэтами советской литературы. Он внес в многоголосый хор советской поэзии свой яркий, необычайный, выделяющийся голос, поднял за короткий срок аварскую поэзию на уровень развитых литератур. Силою большого таланта поэт верно и точно раскрыл для читательской аудитории не только Дагестана, но и всего мира жизнь, внутренний мир, мысли и чувства нового горца — гражданина страны Советов.

Велико его художественное мастерство, богат и многообразен тематический и жанровый диапазон его творчества. Лирика Р. Гамзатова вбирает в себя жанры, начиная с малых афористических форм (четверо-, восьмистишия, надписи) и кончая монументальными жанрами — поэмами, лирической прозой.

Р. Гамзатов — мастер выражения лирического переживания, и в его поэзии большая лирическая форма является постоянным и активным жанром. Создание большой лирической формы стало внутренней необходимостью для поэта-лирика, осмысливающего многочисленные проблемы современности.

Дагестанские литературоведы относят ее к эпическому роду, оценивают как лиро-эпическое произведение, но отмечают сильно выраженное лирическое начало, которое не суживает масштабы эпического изображения, а, наоборот, раздвигает ее границы.

Подобная трактовка, видимо, объясняется тем, что главным признаком лирики представляется мгновенность, краткость, что не учитывается своеобразие характера лиризма на современном этапе, когда лирическое переживание стало единым сплавом крупного и многогранного, противоречивого и целостного переживания.

Герой родился в такую эпоху. С самого начала жизни его судьба переплеталась с судьбой родины. Никто не праздновал его рождение — отец был далеко, в боях за свободу. Никто не дарил игрушки, не пировал, даже имя ему не давали, целый месяц — ждали отца. Мальчик рос в тесной сакле, в которой не было досыта хлеба. И иллюстрацией к воспоминаниям об этих днях звучит вводная сказка бабушки о Дингир-Дангарчу, вся светящаяся мечтой о достатке, благополучии в доме, о счастье. Сказка сменяется колыбельной, в которой звучит надежда на лучшую жизнь, олицетворенную в образе весны. Сказка и колыбельная вытекают из лирического воспоминания, иллюстрируя, соединяя судьбу страны с судьбою человека. В воспоминаниях, задавая тон всей поэме, звучит симфония чувств. Поэт осмысливает социальное неравенство, вспоминая обиду, запечатлевшуюся в детском сердце:

Зимними ночами аульские богачи
За столом, ломящимся от яств,
Сполоснув рты бузой,
Иные вели разговоры.
В окна и двери к ним доносился
Плач соседских сирот,
Просящих хлеба,
Усмешкой они отвечали на то.

В левой руке — коран, в правой — огонь,
Когда забудутся разбойничьи набеги.
Но они пили слезы народа,
Высасывали кровь человека,
Нам они рассказывали о рае,
Для нас при жизни ад создав.

Вопрос ребенка связывает картину-воспоминание с переживаниями субъекта, подтверждает лирический характер переживания, вторичность переживания детских впечатлений уже взрослым человеком.

Детское восприятие продолжается. Он видит цепи партизан, аул, весь поднявшийся навстречу партизанам, сам он весь в этих описаниях, переживаниях, и тут же следом голос поэта, сегодня вспоминающего, оценивающего событие — одна семья не вышла встречать бойцов, закрыв двери, притаилась дома — это семья богача Жахбара. Поэт-публицист обращается к жене Жахбара:

Прославленный на все село твой шелковый платок,
Почему не снимаешь, чтоб шею коня повязать?
Гордая Бика, не считавшая нас людьми,
Почему не смотришь на людей?

Поток воспоминаний, переросших в прямой выход лирической энергии, обрывается. Опустив какие-то звенья сюжета, всплывает новый фрагмент. Вновь звучит голос ребенка, который не может понять случившегося, переключиться от радостного ожидания к нагрянувшей беде:

— Мама, родная, веди меня на луг,
Покатай меня на коне.
— Мама, мама, а где папа,
Почему он не идет с конем?

Детская пестушка, в которой ребенку обещают, что отец вернется с лошадкой, а дядя привезет игрушки в подарок, не осуществляется, обманулись надежды ребенка так же, как судьба обманула ожидания матери — отец не вернулся, брат мужа убит и его несут на бурке. Это видение служит толчком к взрыву эмоций, потоку лирического излияния героя, осмысливающего воспоминание с точки зрения классового сознания. Убит. Не подарки он привез, а его самого на черной бурке, на плечах принесли партизаны. Кто убил его? Кровник?

Нет, это не чужеземцы.
Слепой Жахбар, игривый кадий.
Слепой Жахбар, эй, люди!
Заткните уши, чтоб не услышать!
Слепой Жахбар, его двоюродный брат,
Сосед его, которого лишь стена отделяет.

Первая часть поэмы, в которой герой вспоминает свои впечатления, осмысливает социальное значение событий, заканчивается подведением итога: печальной картиной похорон. Подходят к концу и мотивы детской пестушки, обещавшей подарки от дяди, перерастая в трактовку подарков как памяти: чоха, продырявленная пулями, висит на гвозде, боевое оружие сверкает, не заржавев:

Вторая часть цикла — новый фрагмент, связанный с прежним фрагментом лирическим переживанием. Глава вновь начи-нается с описания, обобщения событий в ауле, в стране:

Так в боях за свободу
Надвое разделился мой отцовский род,
Десятки лет живший дружно,
Десятки лет работавший едино.
Хоть в жилах текла одна кровь,
Но когда настали кровопролитные дни,
Брат на брата обнажил кинжал
И объявил смертную вражду.

И переходит в обращение к отцу, в котором и мгновенная гордость за отца, верного своему долгу, и боль от того, что все нет вестей от него. Возвращаются даже те, кого считали убитыми, а его все нет. В этой части гражданские мотивы осмысления действительности переплетаются с элегическими нотами. В монолог субъекта вплетается плач матери, который, видимо, она исполняла при похоронах дяди, и, который запечатлелся в памяти ребенка:

Переплывающий черную реку,
Какая волна тебя остановила?
Обо мне-то не будем говорить,
Пожалей хоть детей своих.
Чем они провинились,
Чтобы стать сиротами при живом отце?

В самом начале поэмы автор Намечает две линии развития лирического сюжета, лирического переживания: осмысление судьбы жителей маленького аула, затерявшегося среди гор, в судьбе которых, как солнце в капле росы, отразились судьбы родины. С ними поэт связан непосредственно детскими впечатлениями, сказками бабушки, песнями матери, воспоминаниями о своём нелегком детстве. Это содержание первой части поэмы, которая имеет в основном элегическое звучание. Вторая линия — осмысление исторических событий, охватывавших всю горную страну, широко, масштабно, как бы с другой стороны, переступив через черту узкого мира детства.

Революционные изменения, которые происходили со страной, более конкретное и узкое проявление которых было содержанием первой части поэмы, становятся содержанием второй части, звучащей мажорно, одически. Те события, которые касались крылом мальчонки, которому не все было ясно, понятно, рассматриваются во второй части как историческая закономерность, как победная поступь революции. Во имя этой победы горцы терпели разлуку, лишения, холод и голод. Если в первой части вспоминается тоска мальчика по отцу, но тут же звучат и нотки гордости, то во второй части гордость за отца звучит в полный голос.

Появился,
Появился, подъехал,
Остановился,
Колеса заскрипели,
Задвигались,
Снова приостановился, снова стал,
Замер скрип колес,
Замер,
Замер.

Это не бесстрастное, зрительно точное описание остановки поезда, но передача чувств, трепетная тишина ожидания толпы, переливы волнения в сердце субъекта.

И вот появляется посол — невысокий, не выделяющийся из массы, окружившей его, шинель, сапоги, фуражка — простой человек, которого тоже долгие годы ждет мать. Все зрительно осязаемо в портрете. И все же это не лепка образа. Портрет оценочный, глазами горцев и субъекта — в нем они узнают черты коммунаров, воевавших в горах, подмечают простоту. Это переживание людей, так ждавших встречи. И вся картина, переживания живут в воспоминаниях субъекта, поэтому и образ посла, и встречи, и все эпические зарисовки служат раскрытию переживания субъекта, осмысливающего судьбу страны, аула, свою судьбу. В поэме имеется и одическая главка, в которой поэт воспевает свободу, вспоминает вновь прошлое, прошедшее в постоянной борьбе за свободу.

Можно говорить о лиро-эпическом характере главы, только характеризуя ее стиль, ибо лирическое переживание является стержнем всей поэмы. Таким образом, содержанием поэмы Р. Гамзатова является переживание, осмысление субъектом обширного материала в сфере внутренней жизни.

Структура поэмы фрагментарна. Это не последовательное описание событий, а фрагменты, картины событий, всплывающие в памяти и связанные единством субъекта. Решающую роль в компоновке поэмы имеет форма воспоминаний, переживаний, осмысления воспоминаний. Композиция строится по схеме лирической композиции — объект и его осмысление.

Эпос специфичен. Эпические зарисовки имеют существенное значение в общей лирической полифонии произведения. Они появляются там, где личные чувства, размышления не убедили бы. Они в целом подчинены лирическому замыслу, входят в его систему. Вводные главы — песня партизан, песня матери, сказка бабушки, эпические главки — служат единой цели: более широкому отражению действительности, являются иллюстрациями к переживанию, помогающими раскрыть это переживание с разных сторон.

Таким образом, наличие эпоса в лирике вовсе не обозначает нарушения родового начала или даже синтеза родов.

Гаджиева, З. К вопросу о природе лирического эпоса [Текст]: О творчестве Расула Гамзатовича Гамзатова (1923 – 2003)/ Зулхижат Загидовна Гаджиева// Расул Гамзатов – поэт и гражданин: Сборник/ Составитель Камал Ибрагимович Абуков.- Махачкала: Издательство Дагестанского филиала Академии наук СССР, 1976.- С. 238 - 247.

Читайте также: