Миражная интрига в ревизоре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Впрочем, очевидно, что городу не нужна ревизия со стороны: он ревизовал себя сам на протяжении пьесы. Поэтому не случайно реплика жандарма вызывает такой шок у действующих лиц: прибывший чиновник в самом деле может ассоциироваться с небесной карой, которой страшатся персонажи комедии. Этому способствует и то обстоятельство, что объявляющего о нем жандарма нет в списке действующих лиц. Все это придает особую, мистическую окраску концовке пьесы.

1. Лиро-эпический характер произведения, особая роль в нем авторского голоса, лирических отступлений.

2. Важная роль композиционных повторов на разных уровнях текста.

4. Вообще, стиль повествования имеет здесь большее значение, чем в чисто эпическом произведении (по­вести, романе). Как уже говорилось, в этот период твор­чества Гоголя фантасмагорический элемент как бы пере­ходит из сюжета в стиль.

Сюжет и конфликт

Сюжет поэмы несложен.

Страх подготовил почву для обмана. Но обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли провёл Городничего: он бы его разгадал, но непреднамеренность поступков Хлестакова сбила его с толку. Что-что, а этого он не ожидал!

Но во всех случаях — даже в минуту самого невероятного вранья — Хлестаков искренен. Выдумывает Хлестаков с тем же чистосердечием, с каким ранее говорил правду,— и это опять обманывает чиновников. Но на этот раз они принимают за истину то, что было вымыслом.

Поэтому, не останавливаясь более на чистосердечии Хлестакова, обратим внимание на общее значение этого образа и на его место в комедии.

Образ Хлестакова неисчерпаем, таит в себе ошеломляющие неожиданности. Однако все они располагаются в пределах одного диапазона.

«Хлестаков задуман Гоголем не как обыкновенный враль — мели, Емеля, твоя неделя,— а как большой художник, вошедший в роль именно того, за кого его принимают в городишке.

Что же касается отождествления: Хлестаков — гений, то оно правильно лишь как парадокс, то есть неожиданное сближение внешних признаков при несходстве сущности.

Словом, нигде Хлестаков не выходит за пределы своего кругозора, своего уровня понимания. Его воображение страшно убого, но дерзко, смело в своей убогости — гениально убого. Да и сам Хлестаков гениально пуст, гениально тривиален. Разносторонность характера возникает от глубины его разработки, от определённости диапазона.

Лживость ли это Хлестакова? Но мы знаем, что он лжёт чистосердечно. Хвастливость? Но он верит сам в то, что говорит. Какими бы установившимися понятиями ни мерить характер Хлестакова, всё время сталкиваешься с их недостаточностью и неточностью. Поневоле приходишь к выводу, что самым точным и всеобъемлющим будет определение, производное от имени самого персонажа, — хлестаковщина.

Гоголь открыл определённое явление, и вот почему это явление может быть названо только тем именем, которое дал ему писатель.

2

Но Гоголь, мы говорили, усложняет ситуацию. Поместив в фокус комедии Хлестакова, он осветил всё её действие дополнительным светом. Характер Хлестакова в корне меняет сущность интриги, хотя по видимости всё остаётся без изменении.

Вокруг Хлестакова поднимается вихрь мнений, догадок, ощущений; возникает соперничество, зависть, искательство, любопытство — и над всем приподнято-тревожное, давящее чувство — страх.

К Хлестакову обращены надежды и просьбы о помощи, с его именем связываются чаяния десятков и сотен людей, находящихся за сценой — всех обитателей потревоженного города.

Нельзя было лучше передать дух миражной жизни, чем создав миражную интригу комедии.

Ведь почему так поражён, разбит Городничий после чтения письма Хлестакова? Почему он так болезненно переживает то, что его обманули?

[1] Октябрь, 1960, № 8. С. 210.

[3] Преодоление в работе над Хлестаковым водевильной (мы бы сказали шире: традиционно-комедийной) традиции, начиная с имени героя (Скакунов), освещено в комментариях В.В. Гиппиуса и В.Л. Комаровича к IV тому академического издания Полного собрания сочинений Гоголя. Заметим кстати, что в специальной (и, кажется, единственной работе о связях Гоголя с Мольером, принадлежащей перу западногерманского литературоведа, Хлестаков рассматривается в ряду мольеровских образов плутов; он сравнивается с Маскарилем и даже с. Тартюфом. (Leiste H. W. Gogol und Moli?re. N?rnberg, 1958. S. 33, 36 и др.). См. также комментарий И.А. Зайцевой в новом академическом издании: Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. и писем в 23 т. Т. 4. С. 559 и далее.

[5] Амалтея. Харьков, 1825, ч. 1. С. 91.

[6] А р и с т о т е л ь. Об искусстве поэзии. М., Гослитиздат, 1957. С. 64.

[7] Н.В. Гоголь. Материалы и исследования, т. 1. С. 251, 253.

[9] Семашко Н. Хлестаков (Чехов) с медицинской точки зрения. — Известия ВЦИК, 16 марта 1922 года. Ср.: Мацкин А. Михаил Чехов — Хлестаков (в его книге: На темы Гоголя. Театральные очерки. М., Искусство, 1984. Подробнее об исполнении Чеховым роли Хлестакова см. в кн.: Степанов Н. Искусство Гоголя-драматурга. М., 1964. С. 131-132.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Дело в том, что обмануть сначала Добчинского и Бобчинского, городских помещиков, а затем городничего и остальных жителей города смогла не хитрость Хлестакова, а его простодушие, чистосердечие. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Впервые термин “миражная интрига” по отношению к “Ревизору” был употреблен театральным и литературным критиком А.А.Григорьевым. Позднее к этому термину обращался и Ю.Манн в статье, посвященной главному герою комедии - Хлестакову. В чем же заключается “миражная интрига” “Ревизора”? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит рассмотреть толкование этих двух слов по отдельности. Мираж - это иллюзия, видение того, чего на самом деле не существует. Интрига - развитие основного действия произведения. Очень часто в литературе завязкой сюжета является какая-то интрига, на распутывании которой и строится повествование.

Сюжета комедии Н.В.Гоголя “Ревизор” интересен и необычен. В небольшом уездном городе N чиновники ждут проверяющего из столицы. Дела в городе идут не хорошо: всюду царят взяточничество, самопроизвол властей, бесправий обывателей. Чиновники боятся приезда ревизора, они понимают, что ответственность за ненадлежащие состояние города ложится на них. Страх отупляет умы местных властей. За проверяющего они готовы принять любого человека, попавшего в их город. Что так и происходит. Молодой пройдоха, привыкший плыть по течению на какое-то время становится ревизором в глазах перепуганных чиновников. В этом и заключается “миражная интрига” произведения.

Хлестоков является центром повествования, он становится причиной событий, происходящих в комедии. Как к Солнцу притягиваются планеты, так к лжеревизору направлены все надежды и чаяния горожан. К примеру, городничий видит на горизонте уже возможное свое счастье: в мечтах он выдал за муж за Хлестакова дочь и переселился в столицу.

Смысл “миражной интриги” заключается в том, что сам Хлестоков никого преднамеренно не обманывал, он просто плыл по течению, не отказываясь от преподносимых ему даров. Чиновники города обманули себя сами: они увидели ревизора в человеке, который меньше всего был на него похож. Почему так произошло? Большую роль в сложившемся недоразумении сыграл характер Хлестакова: герой достаточно глуп, он не стал выяснять причины свалившегося на него счастья. Молодой повеса принял как должное обходительное поведение властей города. Когда же в 4 действии Хлестаков понимает, что его приняли за ревизора, его ложь приобретает фантастические масштабы.

Хлестаков живет просто и беззаботно. Также легко и непринуждённо он покидает город, как и появился в нем. Спустя какое-то время мираж рассеивается и вместо ревизора власти города наконец-то видят одурачившего их пройдоху. Здание из надежд и мечтаний, которое возводилось вокруг лжеревизора рухнуло в одночасье. Ведь фундамент этого здания был иллюзорным, ненастоящим. Хлестаков не был ревизором, а значит и выполнить свои обещания он не мог.

Миражная интрига в комедии Ревизор

Несколько интересных сочинений

Главным героем произведения Гоголя является Хома Брут, философ из одного монастыря, мужчина очень любит компании, так сам веселый и задорный. Он любит веселое времяпровождение и слушать музыку.

Вся жизнь Николая Васильевича стоит неким особняком в русской классической литературе, творчество автора не стало исключением. Его произведения будто уносят читателя за грань привычного мира и погружают в неведомый

Все хотят, чтобы их жизнь протекла без потрясений. Иван Бунин тоже этого хотел. Но ему не повезло. Вначале первая мировая война и поражения русской армии, а затем, уж и вовсе революция с её неизбежными ужасами

Основная идея произведения заключается в размышлениях автора о причинах, порождающих разбойническое настроение в народных массах, мстящих за нарушения правды насильственными властными мерами.

Читайте также: