Мир петербургских углов и его связь с теорией раскольникова кратко

Обновлено: 07.07.2024

Идея Раскольникова органически связана с жизненными условиями, которые окружают студента. "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу,- все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши". Духота петербургских трущоб - частица общей атмосферы романа, душной и безысходной. Есть связь между исступленными мыслями Раскольникова и "черепашьей скорлупой" его каморки, крошечной клетушки шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Эта каморка - прообраз более грандиозной, но столько же душной "каморки" большого города. Недаром Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек.

Картину тесноты, удушливой скученности людей, ютящихся "на аршине пространства", усугубляет чувство духовного одиночества человека в толпе. Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяют только злорадство и любопытство к несчастьям ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей распивочной рассказывает Мармеладов потрясающую историю своей жизни; сбегаются на скандал жильцы дома, в котором живет Катерина Ивановна. В романе возникает образ Петербурга мертвенного, холодного, равнодушного к судьбе человека: "необъяснимым холодом" веет на Раскольникова "от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта картина".

В духоте узких улочек, в тесноте перенаселенных квартир развертывается потрясающая драма жизни униженных и оскорбленных, жизни на каких-то позорных, унизительных для человека условиях. Достоевский воссоздает глазами Раскольникова особое, преступное состояние мира, в котором право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью.
И. Писарев). Герои попадают в такие ситуации, в которых "точное соблюдение этих правил и предписаний" невозможно. Не пойди Сонечка Мармеладова на улицу - умерли бы с голоду ее домочадцы. Даже самоубийство как достойный исход в ее положении исключено. Добро Сони по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Нравственная гармония тут попросту недостижима, а стремление к ее немедленному осуществлению оборачивается бесчеловечностью. По словам Сонечки, например, Катерина Ивановна "не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается". Жизнь ставит героев в такие тупики, когда, с точки зрения логического ума Раскольникова, "безнравственным" становится само неукоснительное требование нравственности. Любимая сестра Раскольникова Дуня готова выйти замуж не по любви за циничного дельца Лужина, с тем чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет. Раскольников попадает в положение, аналогичное положению Сонечки. "Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же и поскорее. " Так жизнь не только не уводит героя от обдуманного решения, а как будто специально, на каждом шагу наталкивает на него.

Но заметим, что в бунте Раскольникова, наряду с отчаянным вызовом бесчеловечным законам "мира сего", есть и пассивное признание их незыблемости, их неизбежности. Если сделки с совестью - обычное и универсальное состояние жизни человечества ("вечная Сонечка, пока мир стоит"), то, значит, это не подлость, а внутренняя неизбежность, предустановленная от века самой природой человеческого общежития. Тогда нужно считать вздором все нравственные принципы, отбросить их за ненадобностью, как обветшалый хлам, и взглянуть на жизнь с иной точки зрения, уже исключающей "устаревшее" деление человеческих поступков на злые и добрые.

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть "униженным и оскорбленным" глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: "Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами". Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее "каморке", которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — "задавленного бедностью", "изуродованного нищетой" "бедного и больного студента".

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. "Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою", — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. "Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. "

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. "За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения". Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти "от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. ". А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в "Дневнике писателя": "Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок литературы в 10-м классе по теме "Теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в "петербургских углах"

Очир-Горяева Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы

Обучающая цель: закрепление материала по роману, проверка степени усвоения.

Развивающая цель: развитие логического мышления, умение сравнивать, обобщать, доказывать.

Воспитательная цель: донести мысль о высшей ценности и святости человеческой личности, о нравственных ценностях романа и его главного героя.

Здоровьесберегающая цель: обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся.

Проблема: Возможно ли делать добро людям с помощью преступления?

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы.

Д.С. Мережковский

Чтение эпиграфа.

Мы учимся у героев книг думать, искать, жить по совести. Для Достоевского законы нравственности и совесть – основы основ поведения человека – высшие ценности.

1. Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова. Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Какова теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в “петербургских углах”? Теория связана с преступлением, поэтому главная проблема: возможно ли делать добро людям с помощью преступления?

3. “О, если бы я был один и никто не любил меня, и я никого не любил! Не было бы всего этого”, – размышляет Родион Раскольников в конце романа. Следовательно, как это ни парадоксально, одним из мотивов, приведших его к преступлению, была его любовь к людям, желание стать “спасителем человечества”.

Каковы же причины, побудившие Раскольникова совершить преступление?

Фрагмент фильма “Преступление и наказание” (теория Раскольникова) и обсуждение сцены

Скорбь за страдающее человечество и толкает Раскольникова на преступление. Автор напоминает об этом снова и снова, “О, если б я был один и никто не любил меня и сам бы я никого не любил! Не было бы всего этого”, – думает герой.

Из этих слов видно, что перед нами гуманный, сострадательный, но запутавшийся человек.

Мне кажется, что он – страдалец за человечество. Он своего рода бунтарь, не желающий мириться с несправедливыми законами общества.

Я не согласен с этим мнением. Главное, он хотел проверить себя, свою теорию, согласно которой делил человечество на два разряда: “тварей дрожащих”, способных к подчинению, и “право имеющих”, особенных людей, которым все дозволено. Им овладела гордыня, желание испытать себя: кто он – “тварь дрожащая” или “право имеет”? Он испытал себя, теория его потерпела крах. Он – неудавшийся Наполеон.

Герой испытывает страдание при виде бедствий окружающих людей и в то же время поглощен своей болезненной идеей – страстью, которая приводит его в конце концов к раскаянию, поэтому он – страдалец за человечество и “неудавшийся Наполеон”.

“ Вошь ли я, как все, или человек?”- спрашивает себя Раскольников; что вы слышите в этих словах: любовь к людям или презрение к ним? Верил ли герой в человека?

Раскольников хочет осчастливить все человечество. Он не приемлет законов общества, основанных на кровопролитии и стремится принести благо людям, значит, он любит людей. Помогает семье Мармеладова, вступается за пьяную девушку. Да, он верит в человека. Он исполнен сочувствия к людям.

Я не согласен с тем, что он верит в человека, да, он помогает бедным, униженным и оскорбленным, таков и он сам – беден, унижен и оскорблен – но если бы он верил в неограниченные возможности человека, который может преобразовать данную жизнь и сделать её прекрасной (“красота спасет мир”), то он сделал бы это не через преступление. “Кровь по совести” оправдать нельзя. ради борьбы за лучшее будущее нельзя вступить на путь насилия. У героя нет гармонии в душе, а чувствуется раздвоенность личности. Недаром автор наделил его фамилией Раскольников.

Возможно ли сочетать стремление к власти над людьми с любовью к людям? Если цель благородна, то любые ли средства для её достижения хороши? Может быть, Раскольников был преступником по сути?

Сначала Раскольников приходит к выводу, что миром правит зло, муки хороших, но беззащитных людей неизбывны. Следовательно, всеобщему злу нужно противопоставить такое же зло, только меньшее. Он не хочет понимать, что сочетать любовь к людям со стремлением к власти над ними нельзя, хотя изначально он преступником не был. Постепенно он приходит в себя. И внезапно понимает, что пролитая кровь словно отделила его от всех людей, начинает задумываться о моральной казни – это первый шаг на пути к воскрешению.

Почему преступление Раскольникова не принесло никакого блага ни людям, ни ему самому? В чем беда и в чем вина героя?

Самое святое на земле, высшая ценность – это человеческая жизнь, и никто не вправе покушаться на неё. “Не убий!” – гласит заповедь Закона Божия, согласно которому мы и должны выстраивать свою жизнь.

Всем ходом повествования писатель показывает, что одно преступление всегда влечет за собой и последующее. Нельзя построить жизнь по какой-то теории, пусть даже прекрасной

Если идея начинает овладевать человеком до такой степени, что он становится ее рабом, фанатиком, то это беда. Мания превосходства и вседозволенности неизбежно приводит к разрушению личности, губит человека. Вина в том, что он совершил преступление. Недаром литературовед К.В. Мочульский сказал, что это “демон, вселившийся в гуманиста”.

Раскольников – физиологический нормальный человек. И несомненно: нормальный человек и убийство – две вещи “несовместимые”. Но ведь об этом знают все нормальные люди и без романа! Зачем же нужен роман?

(ученица одной фразой завела всех в тупик, обозначила интригующую ловушку)

Там не менее роман успешно перекочевал из одного века в другой, хорошо чувствует себя в нем и даже претендует на такое же положение в веке следующем. Действительно, почему?

Так продолжилась исследовательская и творческая работа на уроке

Разгадка живучести этого романа в его эпилоге. Какие здесь вещие слова! Вот что говорит самому себе Раскольников уже на каторге: “Ну чем мой поступок кажется им так безобразен?” И далее он пытается самому себе доказать, что беда его вся в том, что он здесь, на каторге, а другим удалось все – таки остаться на свободе.

Да здесь даже о нас, о нашем времени есть.

- “Ты безбожник! Ты в бога не веришь. Убить тебя надо …” Так говорят

герою люди, которые сами плоть от плоти преступного мира.

Ответ Достоевского ясен: все-таки “… он воскрес, и он знал это…, так как “под подушкой его лежало Евангелие”.

Учитель дает задание учащимся изобразить героя в форме кластера. В ходе обсуждения наилучшим был признан следующий вариант:

Одной из основных сцен в романе является сцена признания в преступлении Раскольникова Соне. Герой пересматривает и в конечном итоге отвергает все мотивы преступления.

Сцена признания в преступлении Раскольникова Соне в исполнении учащихся.

Учитель: Почему Раскольников не может объяснить Соне мотивы убийства? Чем Правда в понимании Сони отличается от Правды в понимании Раскольникова? Почему все его объяснения кажутся несостоятельными? В чем проявляется слабость в поведении героя и сила – героини? Что помогло Соне одержать победу?

Может быть, потому, что она по своему интеллектуальному развитию не способна понять доводы мыслящего, высокого развитого человека?

Слова Родиона: “Эх, люди мы разные!” – выражают иное. Разница в том, что оба героя, переступившие нормы морали (не убий, не прелюбодействуй-заповеди Христа) совершили аморальные поступки из разных побуждений, так как у каждого свое понимание правды.

С точки зрения Сони объяснение простое:

“ Ты был голоден? ты… чтобы матери помочь? Да?” Но он называет другие причины: хотел Наполеоном сделаться, помочь матери, сестре.

Но все доводы рассудка отпадают один за другим.

В словах Сони нет логики, расчета, аргументов, она лишь повторяет: … “…ох, это не то…”. Эти простые слова от доброго сердца поражают его. Он соглашается с ней: “Это все не то, ты справедливо говоришь”. Он чувствует в своем болезненном состоянии нелепость своего чудовищного эксперимента.

Автор меняет местами героев. Сначала резкий, самоуверенный, гордый Раскольников становится беспомощным, слабым, а тихая, робкая Соня обретает удивительную силу. Об этом говорят авторские ремарки, детали, тон голоса.

- А ведь ты права, Соня, – тихо проговорил он наконец.

Он вдруг переменился: выделанно-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел

Раскольников – как-то устало ответил он, с бессильною улыбкой, в каком-то бессилии дотащился он до конца.

Соня – воскликнула, вскочив, схватила, крепко стиснув (примеры… её приказы)

Что в этих глаголах мы слышим? Какова улыбка Раскольникова?

Улыбка Раскольникова – искривленная, странная, болезненная, появляется она с натугой, мукой…

Автор подчеркивает народную основу Сониной правды. Она велит ему принести покаяние перед оскверненной убийством матерью – землей и перед всем честным народом. Соня одерживает победу потому, что основа её – любовь. Любовь возвращает его к жизни.

“ Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее”. Эта метафора- чувство “волной хлынуло” – говорит о большой силе любви.

Подведение итогов, обобщение. Ответ на проблему.

Когда же окончательно любовь к людям приходит к Раскольникову?

Когда он перестанет балансировать на грани между светом и тьмой, между закатом и восходом солнца?

Вывод Болезненное состояние Раскольникова уходит, наступает душевной покой, здоровье Учитель: возвращается . Проходят годы, десятилетия, жизнь летит стремительно, не исключено, что найдется человек, подверженный подобному безумству, который думает, что ему все дозволено. Человек! Остановись! Открой роман Достоевского, и ты поймешь, на что себя обрекаешь.

Урок достиг своей цели, учеников продолжают волновать проблемы, поставленные на уроке, причем уже независимо от текста романа, а исходя из собственного жизненного опыта; это были наблюдения, взгляды на мир и на себя в этом мире.

Сложные и противоречивые проблемы для современного бытия поднял Достоевский.

Кому, как не старшеклассникам, постигать эти нравственные и философские материи. Школа просто обязана бережно и ответственно подвести учеников к восприятию и пониманию главных вопросов жизни.

Читайте также: