Мир искусства объединение художников кратко

Обновлено: 02.07.2024

"Мир искусства" - значительное явление русской культуры рубежа XIX-XX столетий, роль которого сложно переоценить.

С самого начала это объединение последовательно проводило в жизнь идею оппозиции к двум, всё ещё господствующим до 90-х годов, направлениям в русской живописи: передвижничеству и академизму. Мы помним, что первая передвижная выставка открылась в 1871 году. А в 70-м родился Александр Бенуа - сердце и главный двигатель "Мира искусства". Рядом с ним были необычайно энергичные талантливые люди. Прежде всего надо назвать его друга Сергея Дягилева, который художником не был, но был совершенно выдающимся театральным деятелем. Второй - тоже не художник, а писатель и художественный критик с очень подходящей фамилией - Дмитрий Философов. Эти трое молодых людей объединили вокруг себя небольшую группу художников, которая в конце концов оформилась в "Мир искусства".

Мирискусники изменили российское художественное мышление. Практически все, что было важно и интересно для них, становилось поистине революционным и в корне меняло утверждённые до этого взгляды. Наступление было по всему фронту: журнал, выставки, восстановление огромных областей истории русской живописи, знакомство с со­временным западным искусством, разумеется собственная живопись и, наконец, театр. Театр - это особая любовь мирискусников. Недаром театральные "Русские сезоны" Дягилева в Париже родились из "Мира искусства".

Ежегодные выставки мирискусников в Петербурге неизменно устраивались от имени журнала. Экспозиция рассматривалась как создание тщательно разработанного, эстетически продуманного художественного ансамбля. На фоне тогдашней столичной жизни это выглядело необычайно новаторски. Достаточно сказать, что некоторые крупные величины художественного мира совершенно не поняли и не приняли такой подход.

Главный критик и поклонник передвижничества Владимир Васильевич Стасов посвятил статью "Первой международной выставке", которая была организована мирискусниками, назвав её "Подворье прокаженных".

Настолько эта выставка была враждебна тем идеалам, которые он поддерживал и воспевал на протяжении четверти века. Некоторые другие участники художественной жизни тоже отнеслись к этой выставке с возмущением.

Однако мирискусники продолжали своё дело. Причем оказалось, что их цели были гораздо шире, чем просто пропаганда собственного творчества. А именно: они пересмотрели историю русского искусства, открыли то, что никогда ещё не было оценено по-настоящему. В этом, конечно, огромная заслуга Дягилева. Мирискусники буквально выковыряли из дворянских домов, иногда из чердаков, старые портреты русской знати, которые были прочно забыты. Таким образом "Мир искусства" показал замечательную портретную школу XVIII века. Рокотов, Боровиковский, Левицкий, Аргунов и другие - потрясающая по своему блеску портретная плеяда была открыта заново благодаря дягилевской выставке старой живописи. Её стали изучать и вспоминать, кто эти художники. Оказалось, что они были на уровне лучших английских портретистов XVIII века. Ни в чем им не уступали.

Дягилев взял на себя поиск меценатов и подготовку журнала к печати, художественную политику издания определял Бенуа. Летом 1898 года критик написал несколько материалов, посвященных истории искусства, где окончательно сформировал главные принципы сообщества:

  • признание классического наследия;
  • отрицание вычурных и болезненных форм в искусстве;
  • приверженность красоте и гармонии.

Оба основателя придерживались концепции эстетизма, которая была разработана английским дизайнером и графиком Уильямом Моррисом (William Morris). Высшим критерием оценки художественной работы объявлялась красота, а источником прекрасного — личность творца, свободного в своем самовыражении. Целью нового объединения стала борьба с отсталостью российской художественной жизни и сближение с передовым западным искусством.

Издание стало площадкой для обсуждения самых животрепещущих проблем интеллектуальной жизни России и Запада, на его страницах публиковались статьи на тему живописи, религии, философии и литературы. Душой журнала оставался Дягилев, который страстно увлекся новым для себя проектом. Он принимал живейшее участие в организации ежегодных выставок мирискусников, где экспонировались работы мастеров живописи Санкт-Петербурга и Москвы.

Валентин Серов (1865-1911) принимал активное участие в работе объединения и даже уговорил Николая II выделить субсидию на издание журнала. Живописец черпал вдохновение в событиях XVIII века, его персонажи отличаются некоторой условностью и подчеркнутой декоративностью.

Евгений Лансере (1875-1946) — художник, график и иллюстратор, увлекался Петровской эпохой. В своих работах, посвященных строительству Петербурга, он создавал живой образ холодного и ветреного города с затянутым тучами небом.

Константин Сомов (1869-1939) строго следовал принципам мирискуснической эстетики, для его работ характерен изысканный стиль, чувственность и театральность. Излюбленными темами художника были любовные сценки на пленэре.

Мария Якунчикова (1870-1902) занималась оформлением журнала и регулярно выставляла свои пейзажи в стиле импрессионистов, где тонкая игра света и тени передавала настроение момента. Много картин художницы посвящено старинным интерьерам.

Мстислав Добужинский (1875-1946) предпочитал изображать северную столицу без налета романтики. На его пейзажах город предстает мрачным и пустым, а безлюдные улицы и неприглядные доходные дома создают ощущение безысходности.

Анна Остроумова-Лебедева (1871-1955) прославилась своими акварелями с изображениями видов Санкт-Петербурга в необычных колористических решениях. В журнале публиковала гравюры с городскими зимними пейзажами.

С появлением множества новых течений деятельность сообщества начала постепенно угасать. В 1903 прекратились выставки, а год спустя по причине отсутствия финансирования пришлось закрыть журнал. Сначала отделились московские мастера, а затем и часть петербургских живописцев перешла в Союз русских художников. В 1906 году состоялась последняя масштабная выставка при участии Сергея Дягилева, после чего он переключился на свои театральные проекты.

Портал Very Important Lot приглашает коллекционеров принять участие в тематических аукционах и пополнить свои собрания шедеврами мастеров прошлого. Современное искусство представлено на сайте художников, где можно купить картины, графику и скульптуры напрямую у авторов.

Наследники Пиквика

Коллективный фотопортрет мирискусников в 1914 году. Фото: arzamas. academy

Дягилев , к тому моменту уже вовсю увлекшийся коллекционированием картин , в 1898 году организовал для последних выставку в Петербурге , где были представлены также работы финских художников. Позже экспозицию увидели в Мюнхене , Дюссельдорфе , Кельне и Берлине.

Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст). Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней

Михаил Александрович Врубель. Полет Фауста и Мефистофеля

Сила в красоте

Прерафаэлиты – первые авангардисты Европы, которые протестовали против классической портретной школы с ее париками и пудрой, воспевая естественную, романтическую, шекспировскую красоту. Читать дальше

, югендштиль или ар-нуво ( а также другие национальные проявления модерна разных стран) — только все самое красивое и утонченное в живописи , начисто лишенное социального или идеологического контекста. Словно пытаясь избежать мыслей о тревожных настроениях на рубеже столетий , они обращали взор в прошлое , казавшееся беззаботным временем , преисполненным рафинированной красоты.

Показательны в этом отношении предпочтения Бенуа: на его картинах царили Франция времен Людовика XIV , Россия в период правления Екатерины Великой , дворцовая роскошь Версаля и царская охота.

Александр Николаевич Бенуа. Маскарад при Людовике XIV

Константин Андреевич Сомов. Портрет Ефимии Павловны Носовой

Иван Яковлевич Билибин. Василиса Прекрасная и белый всадник. Иллюстрация к сказке

Б. Кустодиев. "Мир искусства"

Эскиз неосуществленной картины. Изображены (слева направо): И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, Г.И. Нарбут, Н.Д. Милиоти, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, К.С. Петров-Водкин, А.П. Остроумова-Лебедева, Б.М. Кустодиев.
Год создания -1916, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Б. Кустодиев. Мир искусства (700x404, 90Kb)

Одним из главных достижений объединения стала прославленная петербургская графическая школа этого времени, возникшая в результате создания мирискусниками особой эстетической среды, где культивировалось высочайшее преклонение перед графикой как видом искусства. Такой приоритет графики во многом повлиял и на развитие живописи типичных представителей этого объединения, она приобрела черты графичности, стала подчеркнуто линеарной.


Александр Бенуа Прогулка короля (603x476, 87Kb)

Александр Бенуа - "Прогулка короля" 1906

Ф. Э. Рущиц Ручей (473x700, 145Kb)

Ифигения в Тавриде 1893 (640x443, 48Kb)

В.А. Серов "Ифигения в Тавриде" 1893


Залевский (. ) Портрет неизвестной (365x700, 102Kb)

Залевский (?) "Портрет неизвестной"

Череда великолепных женских образов на выставке удивляет своим великолепием и разнообразием. Мягкостью, теплотой, особым интимным чувством окутан портрет дочери, написанный пастелью С. В. Малютиным. В нём хорошо читаются тончайшие стилевые соединения, эстетический вкус художника. В технике пастели выполнен и другой женский портрет работы польского художника Залевского. Образ дамы высшего света создан мастером с особым тактичным акцентом, позволяя увидеть в нем некий совершенный символ, женский идеал эпохи Серебряного века. Эфемерность, утонченная интеллектуальность, благородная аристократичность — вот те качества, которые в совокупности дали проникновенный, исполненный глубокой духовности образ.

С. В. Малютин Портрет дочери 1912 (504x700, 95Kb)

С. В. Малютин - "Портрет дочери" 1912


СИМВОЛИЗМ был чрезвычайно близок философии модерна, поэтому, рассматривая произведения мирискусников, мы неизменно анализируем проявления символических элементов в них. В свою очередь, реминисценции искусства античности, Востока, Ренессанса, готической культуры, наследия искусства Древней Руси и искусства XVIII века, имевшие оригинальное воплощение в деятельности мирискусников, своеобразно проявились в этом сформировавшемся несколько позже новом художественном направлении начала XX века.

Богаевский К.Ф. Пустынная страна. Феодосия 1903 (700x374, 100Kb)

К.Ф. Богаевский "Пустынная страна. Феодосия" 1903

Первоначально в деятельности голуборозовцев участвовали В. Э. Борисов-Мусатов и М. А. Врубель, искусство которых и до, и после стояло особняком от этой группы, но развивалось на той же эстетической платформе символизма. Их искусство стало для русских символистов отправной точкой в создании своего видения художественного процесса, и потому оно может рассматриваться как некий мост между традиционными эстетическими установками модерна мирискусников и получившим развитие в кругу голуборозовцев символизмом.

Пурвит В.Г. Старая башня (до 1920) (442x700, 118Kb)

В.Г. Пурвит "Старая башня" (до 1920)

Илья Машков Цветы в вазе, конец 1900-х (401x700, 136Kb)

И.И. Машков "Цветы в вазе", конец 1900-х


МОДЕРН (фр. moderne, от латинского modernus – новый, современный) – стиль в европейском и американском искусстве конца XIX – начала ХХ вв. (другие названия - Art Nouveau (ар нуво во Франции и Англии), Jugendstil (югендстиль в Германии), Liberty (либерти в Италии)).

А. Н. Бенуа - Ораниенбаум. 1901. Бумага, гуашь (700x470, 109Kb)

А. Н. Бенуа - "Ораниенбаум" 1901


Мир искусства — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы.

Содержание

История

Характеристика

С. Дягилев в одном из номеров журнала писал:

Список

В состав объединения входили художники:

См. также

Ссылки

  • Мир искусства
  • Художественные группы
  • Творческие объединения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Мир искусства (объединение)" в других словарях:

Мир искусства (журнал) — русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890 х гг. (официально в 1900) на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала Мир… … Художественная энциклопедия

МИР ИСКУССТВА — объединение (1898 1924) художников, созданное в Санкт Петербурге А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым. Представители Мира искусства отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников; опираясь на поэтику символизма, они часто уходили в мир прош … Современная энциклопедия

“Мир Искусства” — “МИР ИСКУССТВА”, объединение (1898 1924) художников, созданное в Санкт Петербурге А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым. Представители “Мира искусства” отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников; опираясь на поэтику символизма, они часто… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

"Мир искусства" — (1898–1904; 1910–1924), объединение петербургских художников и деятелей культуры (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. Я. Головин, И. Я. Билибин, З. Е. Серебрякова, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих,… … Художественная энциклопедия

Читайте также: