Министерство юстиции при временном правительстве кратко
Обновлено: 02.07.2024
В результате Февральской революции произошли существенные изменения в государственном строе России. Прежде всего изменилась форма правления, в этом отношении Россия догнала передовые капиталистические страны. Абсолютная монархия, сохранявшаяся в России значительно дольше, чем в развитых странах Европы, окончательно потерпела крах. На смену пришла буржуазная республика, которая фактически установилась с первых дней после свержения самодержавия. Официально республика в России была провозглашена только 1 сентября 1917 г. Буржуазным Временным правительством, но окончательно решить этот вопрос надлежало Учредительному собранию.
Высшим органом государственного управления в стране стало Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции впредь до созыва Учредительного собрания, которое и должно было окончательно определить власти и государственного управления. Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись, фактически оно временно выполняло также функции высшего органа государственной власти (в том числе законодательные), так как таковой после победы революции отсутствовал.
Временное правительство первого состава считало себя преемником старой власти. Не случайно оно 7 марта 1917 г. на заседании Сената приняло присягу, подчеркнув тем самым, что оно как бы продолжало дело царского Совета министров. Возглавил Временное правительство князь Георгий Евгеньевич Львов, назначенный на должность председателя Совета министров царем, одновременно с подписанием акта об отречении.
На роль временного главы государства претендовал Временный комитет Государственной думы. Думский временный комитет во главе с Родзянко продолжал свою деятельность (до начала октября 1917 г.), как орган буржуазно-дворянской “общественности”. Он и его комиссары на местах подталкивали временное правительство на крайне реакционные меры. Думский комитет собирал иногда членов Государственной думы на “частные совещания” (с марта по 6 октября), которые, по выражению Родзянко, давали правительству указания, “как надо вести государственный корабль”, т.е. определяли направление внутренней и внешней политики, критиковали деятельность Временного правительства справа.
Положение Временного правительства на протяжении всего периода отличалось крайней неустойчивостью. Часто изменялся его состав, что приводило к так называемой министерской чехарде, к невозможности последовательно проводить какую либо определенную линию в государственном управлении. Все время шли поиски наиболее приемлемых форм приспособления правительства к продолжавшемуся революционному движению народных масс. Одной из форм такого реагирования являлись коалиционные составы правительства, когда в него входили министры-социалисты (см. Таб. 1).
В советской литературе иногда встречаются утверждения, что после Февральской революции в госаппарате ничего не изменилось. Подобное учреждение не имело оснований.
Изменения коснулись в первую очередь полиции и жандармерии.
В период двоевластия Временное правительство, хотя и стремилось сохранить в неприкосновенности старую государственную машину, вынуждено было санкционировать многое из того, что уже совершилось в результате революционных действий народных масс. Последовало упразднение департамента полиции, отдельного корпуса жандармов, охранных отделений.
Взамен Департамента полиции Временное правительство создало в системе Министерства внутренних дел новый орган, который сначала назывался Главным управлением общественной полиции, а затем Главным управлением по делам милиции. Многие чиновники бывшего Департамента полиции, в том числе и те, которые занимались политическим сыском, оставались работать в новом учреждении.
Временное правительство было вынуждено немедленно ликвидировать такие одиозные звенья старого режима, как министерство императорского двора и канцелярию царя. Государственная дума и Государственный совет длительное время бездействовали, даже не собирались, а были упразднены только 6 октября 1917 г.
Изменение в составе Временного правительства
Среди новых министерств создаются министерство продовольствия и министерство призрения (ведало благотворительными учреждениями). Обстановка вызывала озабоченность правительства состоянием народного хозяйства страны. В этих целях учреждаются Экономический совет - для выработки общих планов организации народного хозяйства, Главный экономический комитет - для регулирования хозяйственной жизни страны. Однако эти учреждения оказались бесполезными, так как подобные меры не могли остановить дальнейший развал народного хозяйства.
В августе был упразднен Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода. Взамен возникло министерство вероисповеданий, которое состояло из Департамента по делам православной церкви и Департамента по делам иноверческих религий. По существу сохранялось прежнее учреждение, только под другим названием.
В марте 1917 г. При министерстве юстиции учреждается так называемая Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. Результаты работы комиссии нашли отражение в опубликованном сборнике документов под названием “Падение царского режима”. Комиссия интересовалась главным образом деятельностью политического сыска, связями двора с Германией, а также другими вопросами, которые компрометировали бывшего царя и его окружение. Некоторых бывших чиновников арестовали, а затем освободили по мотивам отсутствия в их действиях составов преступлений, так как их поведение соответствовало действующим тогда законам. По мнению Керенского отсутствовали основания и для суда над бывшим царем.
После июльских дней Временное правительство создало специальную комиссию по расследованию фактов противоправительственных выступлений в Петрограде 3-4 июля 1917 г. На образование комиссии дали согласие лидеры эсеро-меньшевистского ЦИКа, которые сами вошли в ее состав. Основная ее задача заключалась в организации преследования наиболее видных деятелей партии большевиков.
Временное правительство не успело провести Учредительного собрания. Было лишь создано Особое совещание, подготовившее избирательный закон и назначен срок выборов на ноябрь. Однако усилившееся после корниловского мятежа требование ускорить созыв Учредительного собрания и готовящийся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов заставили Временное правительство применить отвлекающий маневр. 14 сентября 1917 г. было создано Демократическое совещание. На нем присутствовали главным образом представители земских, буржуазных и мелкобуржуазных организаций. Представители партии большевиков, Советов и фабзавкомов были в явном меньшинстве. Совещание преследовало две основные цели: 1) отсрочить созыв очередного съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, 2) отсрочить созыв Учредительного собрания до окончания войны, о чем втайне мечтали по свидетельству управляющего делами Временного правительства В.Д. Набоков, его члены.
Совещание оказало существенную помощь буржуазному правительству, высказавшись за создание третьего коалиционного Временного правительства. Оно избрало постоянно действующий орган - Временный Совет Республики или Предпарламент - для осуществления контроля за деятельностью Временного правительства в составе 555 человек. Этот орган не имел никакого значения. В данном случае буржуазия и Временное правительство рассчитывали на веру масс в то, что если появился Предпарламент, то скоро будет и Парламент.
Временное правительство создало специальный орган - Юридическое совещание, на которое возлагалась выработка проектов наиболее важных законодательных актов, в том числе и к предстоящему, но все время откладываемому, Всероссийскому Учредительному собранию. Первоначально Юридическое совещание занялось подготовкой положения о выборах в Учредительное собрание, потом для этого был создан специальный орган - Особое совещание. Юридическое совещание собирало материалы, выясняло мнение различных общественных слоев, обсуждало в комиссиях отдельные вопросы, имеющие значение для законодательства.
Юридическое совещание выделяло специальную комиссию из специалистов в области государственного права для подготовки текста проекта конституции. Комиссия подготовила проект, которому не суждено было стать законом. По проекту Россия объявлялась буржуазной республикой во главе с президентом, избираемым непосредственно Учредительным собранием. Предполагался также двух палатный парламент. Права президента в проекте очень напоминали компетенцию царя, предусмотренную Основными законами Российской империи 1906 г. Верхняя и нижняя палаты были похожи на Государственный совет и Государственную думы. Комиссия Юридического совещания за основу взяла царское законодательство, но несколько изменила его.
Высшие и центральные государственные учреждения
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
В результате Февральской революции произошли существенные изменения в государственном строе России. Прежде всего изменилась форма правления, в этом отношении Россия догнала передовые капиталистические страны. Абсолютная монархия, сохранявшаяся в России значительно дольше, чем в развитых странах Европы, окончательно потерпела крах. На смену пришла буржуазная республика, которая фактически установилась с первых дней после свержения самодержавия. Официально республика в России была провозглашена только 1 сентября 1917 г. Буржуазным Временным правительством, но окончательно решить этот вопрос надлежало Учредительному собранию.
Высшим органом государственного управления в стране стало Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции впредь до созыва Учредительного собрания, которое и должно было окончательно определить власти и государственного управления. Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись, фактически оно временно выполняло также функции высшего органа государственной власти (в том числе законодательные), так как таковой после победы революции отсутствовал.
Временное правительство первого состава считало себя преемником старой власти. Не случайно оно 7 марта 1917 г. на заседании Сената приняло присягу, подчеркнув тем самым, что оно как бы продолжало дело царского Совета министров. Возглавил Временное правительство князь Георгий Евгеньевич Львов, назначенный на должность председателя Совета министров царем, одновременно с подписанием акта об отречении.
На роль временного главы государства претендовал Временный комитет Государственной думы. Думский временный комитет во главе с Родзянко продолжал свою деятельность (до начала октября 1917 г.), как орган буржуазно-дворянской “общественности”. Он и его комиссары на местах подталкивали временное правительство на крайне реакционные меры. Думский комитет собирал иногда членов Государственной думы на “частные совещания” (с марта по 6 октября), которые, по выражению Родзянко, давали правительству указания, “как надо вести государственный корабль”, т.е. определяли направление внутренней и внешней политики, критиковали деятельность Временного правительства справа.
Положение Временного правительства на протяжении всего периода отличалось крайней неустойчивостью. Часто изменялся его состав, что приводило к так называемой министерской чехарде, к невозможности последовательно проводить какую либо определенную линию в государственном управлении. Все время шли поиски наиболее приемлемых форм приспособления правительства к продолжавшемуся революционному движению народных масс. Одной из форм такого реагирования являлись коалиционные составы правительства, когда в него входили министры-социалисты (см. Таб. 1).
В советской литературе иногда встречаются утверждения, что после Февральской революции в госаппарате ничего не изменилось. Подобное учреждение не имело оснований.
Изменения коснулись в первую очередь полиции и жандармерии.
В период двоевластия Временное правительство, хотя и стремилось сохранить в неприкосновенности старую государственную машину, вынуждено было санкционировать многое из того, что уже совершилось в результате революционных действий народных масс. Последовало упразднение департамента полиции, отдельного корпуса жандармов, охранных отделений.
Взамен Департамента полиции Временное правительство создало в системе Министерства внутренних дел новый орган, который сначала назывался Главным управлением общественной полиции, а затем Главным управлением по делам милиции. Многие чиновники бывшего Департамента полиции, в том числе и те, которые занимались политическим сыском, оставались работать в новом учреждении.
Временное правительство было вынуждено немедленно ликвидировать такие одиозные звенья старого режима, как министерство императорского двора и канцелярию царя. Государственная дума и Государственный совет длительное время бездействовали, даже не собирались, а были упразднены только 6 октября 1917 г.
Изменение в составе Временного правительства
Среди новых министерств создаются министерство продовольствия и министерство призрения (ведало благотворительными учреждениями). Обстановка вызывала озабоченность правительства состоянием народного хозяйства страны. В этих целях учреждаются Экономический совет - для выработки общих планов организации народного хозяйства, Главный экономический комитет - для регулирования хозяйственной жизни страны. Однако эти учреждения оказались бесполезными, так как подобные меры не могли остановить дальнейший развал народного хозяйства.
В августе был упразднен Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода. Взамен возникло министерство вероисповеданий, которое состояло из Департамента по делам православной церкви и Департамента по делам иноверческих религий. По существу сохранялось прежнее учреждение, только под другим названием.
В марте 1917 г. При министерстве юстиции учреждается так называемая Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. Результаты работы комиссии нашли отражение в опубликованном сборнике документов под названием “Падение царского режима”. Комиссия интересовалась главным образом деятельностью политического сыска, связями двора с Германией, а также другими вопросами, которые компрометировали бывшего царя и его окружение. Некоторых бывших чиновников арестовали, а затем освободили по мотивам отсутствия в их действиях составов преступлений, так как их поведение соответствовало действующим тогда законам. По мнению Керенского отсутствовали основания и для суда над бывшим царем.
После июльских дней Временное правительство создало специальную комиссию по расследованию фактов противоправительственных выступлений в Петрограде 3-4 июля 1917 г. На образование комиссии дали согласие лидеры эсеро-меньшевистского ЦИКа, которые сами вошли в ее состав. Основная ее задача заключалась в организации преследования наиболее видных деятелей партии большевиков.
Временное правительство не успело провести Учредительного собрания. Было лишь создано Особое совещание, подготовившее избирательный закон и назначен срок выборов на ноябрь. Однако усилившееся после корниловского мятежа требование ускорить созыв Учредительного собрания и готовящийся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов заставили Временное правительство применить отвлекающий маневр. 14 сентября 1917 г. было создано Демократическое совещание. На нем присутствовали главным образом представители земских, буржуазных и мелкобуржуазных организаций. Представители партии большевиков, Советов и фабзавкомов были в явном меньшинстве. Совещание преследовало две основные цели: 1) отсрочить созыв очередного съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, 2) отсрочить созыв Учредительного собрания до окончания войны, о чем втайне мечтали по свидетельству управляющего делами Временного правительства В.Д. Набоков, его члены.
Совещание оказало существенную помощь буржуазному правительству, высказавшись за создание третьего коалиционного Временного правительства. Оно избрало постоянно действующий орган - Временный Совет Республики или Предпарламент - для осуществления контроля за деятельностью Временного правительства в составе 555 человек. Этот орган не имел никакого значения. В данном случае буржуазия и Временное правительство рассчитывали на веру масс в то, что если появился Предпарламент, то скоро будет и Парламент.
Временное правительство создало специальный орган - Юридическое совещание, на которое возлагалась выработка проектов наиболее важных законодательных актов, в том числе и к предстоящему, но все время откладываемому, Всероссийскому Учредительному собранию. Первоначально Юридическое совещание занялось подготовкой положения о выборах в Учредительное собрание, потом для этого был создан специальный орган - Особое совещание. Юридическое совещание собирало материалы, выясняло мнение различных общественных слоев, обсуждало в комиссиях отдельные вопросы, имеющие значение для законодательства.
Юридическое совещание выделяло специальную комиссию из специалистов в области государственного права для подготовки текста проекта конституции. Комиссия подготовила проект, которому не суждено было стать законом. По проекту Россия объявлялась буржуазной республикой во главе с президентом, избираемым непосредственно Учредительным собранием. Предполагался также двух палатный парламент. Права президента в проекте очень напоминали компетенцию царя, предусмотренную Основными законами Российской империи 1906 г. Верхняя и нижняя палаты были похожи на Государственный совет и Государственную думы. Комиссия Юридического совещания за основу взяла царское законодательство, но несколько изменила его.
Министерство юстиции в период Первой мировой войны и Революции 1917 г. строило свою работу применительно к условиям военного времени и использовало опыт работы с революционными выступлениями 1905 г. Еще до 1 августа 1914 г., за несколько месяцев до начала войны с Германией, законом от 20 июля 1914 г. учреждались полковые, этапные, корпусные военно-окружные суды и главный военный суд. Дело в суде рассматривалось не более двух суток при закрытых дверях. Вводились более суровые меры наказания. Согласно Положению о полевом управлении в военное время местности, примыкающие к фронту, объявлялись на осадном военном положении, а вся остальная территория — на положении чрезвычайной охраны. Это влекло за собой возможность создания в этих местностях введенных еще Положением от 20 августа 1906 г. военно-полевых судов, фактически органов внесудебной расправы.
15 июля 1916 г. Совет министров передал министру юстиции функцию по подчинению местностей, в которых прекращена по военным обстоятельствам деятельность судебных и судебно-административных установлений, ведению других подобных учреждений.
В этот же период продлены сроки полномочий мировых судей в определенных губерниях (выборов в 1916 г. было решено не проводить). 9 января 1917 г. император повелел образовать при Министерстве юстиции особую комиссию для пересмотра Уголовного уложения (от 22 марта 1903 г.) и о введении его в действие в полном объеме. В феврале того же года Министерство юстиции издало циркуляр о том, что лишение свободы как мера пресечения при производстве предварительного следствия должно применяться с большой осторожностью и только в особых случаях. 8 февраля 1917 г. опубликовано положение Совета министров о допущении лиц женского пола к занятию и временному исполнению некоторых должностей по ведомству Министерства юстиции.
Мировая война, экономический кризис, хозяйственная разруха в стране, беспомощность власти, глубокий кризис государственного аппарата ускорили начало буржуазно-демократической революции. 9 января 1917 г. в Петрограде произошла стачка (148 тыс. человек со 132 предприятий).
2 марта было создано Временное правительство; председателем его был избран близкий к кадетам князь Г. Е. Львов. 2 марта 1917 г. в 15 часов 5 минут Николай II подписал отречение от престола за себя и за сына в пользу брата Михаила Александровича. Утром 3 марта от престола отказался Михаил. Россия перестала быть монархией. 1 сентября 1917 г. Временное правительство объявило Россию республикой.
полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям, аграрным преступлениям и т. п.;
свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих;
отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений;
немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования Учредительного собрания;
замена полиции народной милицией и т. д.
Указом 5 марта 1917 г. при Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. 6 марта Временное правительство выпустило Указ об амнистии. В документе говорилось о придании навсегда забвению деяний, совершенных по политическим побуждениям (за исключением побуждений изменнического свойства). 12 марта 1917 г. Временное правительство отменило смертную казнь. Тогда же вышли постановления об отмене розог, оков, смирительной рубашки, о сокращении на полсрока заключения женщин, облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления. Льготы предоставлялись также выразившим готовность послужить Родине на фронте на передовых позициях. Ранее были определены льготы для женских батальонов. 17 марта 1917 г. Временное правительство выпустило постановление об облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления.
заменить смертную казнь ссылкой на каторжные работы на 15 лет;
освободить от наказания всех присужденных к наказанию до заключения в крепости и тюрьме;
лицам, присужденным к каторге, сократить срок наполовину, бессрочную каторгу заменить срочною на 15 лет;
лиц, выразивших готовность послужить Родине на поле брани в рядах защитников Отечества, условно освободить от наказания;
наполовину сократить срок неотбытого наказания при добровольном возврате лиц, бежавших из мест заключения;
распространить льготы на дезертиров, если они явятся не позже 1 мая (затем срок продлевался до 15 мая и т. д.);
освободить от каторжных работ и перевести в разряд ссыльных поселенцев несовершеннолетних лиц, осужденных в каторгу менее четырех лет, и др.
Мероприятия в сфере юстиции проводились постоянно. Принимались документы о временном возложении на членов Петроградского окружного суда обязанностей мировых судей в пределах петроградского-столичного и уездного судебно-мировых округов, о возврате залогов, установленных в качестве гарантии явки к следствию и суду. В марте—апреле министр юстиции издавал приказы самой разной направленности. Например, академику Н. А. Котляревскому было поручено вывести из Департамента полиции все бумаги и документы, которые он найдет нужным, доставить и поместить их в Академию наук.
Бурная деятельность А. Ф. Керенского привела его на должность военного и морского министра, а затем председателя Временного правительства.
При Министерстве юстиции действовала Комиссия по помилованию: министр принимал просьбы о помиловании или облегчении участи заключенных и передавал их для принятия решения Временному правительству. Вообще в Минюсте создавалось множество комиссий по различным вопросам: Комиссия, предназначенная разобраться с арестами в Кронштадте (создана 13 марта), Комиссия по пересмотру учреждения судебных установлений (провела совещание в мае), Комиссия по пересмотру уставов уголовного и гражданского судопроизводства, Комиссия по пересмотру и введению в действие Уголовного уложения 1903 г. 4 апреля 1917 г. было подтверждено распоряжение от 4 февраля об особом отношении к лишению свободы как мере пресечения при производстве предварительного следствия.
На основе проделанной работе можно сделать следующие выводы.
За время русских революций публикуются различные акты, манифесты, проекты. Создаётся законодательный орган-Дума. Революционный подъём с одной стороны вызвал ужесточение функций государственного аппарата, с другой делает уступки. Применяются различные законы. Изменения касаются почти всех сфер. После революции 1905-1907 гг. в России, наступает, правда ненадолго подъём в разных сферах общественной жизни.
Репрессивный курс Министерства юстиции проявлялся и в участии законотворческой деятельности.
1. Министерство юстиции России за 200 лет (1802-2002г.). Историко – правовой очерк.
2. Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И. Правоохранительные органы. – Спб.: Питер, 2003. – 548с.
3. Министерство юстиции готово решать новые задачи. На вопросы редакции отвечает П.В. Крашенников // Журнал российского права. – 2003. - №12. – С.14-18.
5. Бобров В.К. Органы юстиции Российской Федерации сегодня // Законность. – 2002. - №10. – С.33-36.
6. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристь, 2002. – 509с.
Министр юстиции в Российской империи по должности являлся генерал-прокурором Сената (верховного надзорного за законностью, апелляционного и кассационного органа), в этом качестве руководил обер-прокурорами Сената и прокурорами при губернских правлениях, с 1864 года - прокурорами при окружных судах и судебных палатах; кроме того, руководил Герольдией и государственным межеванием (в декабре 1917 года Межевая часть передана в ведение Наркомата земледелия). Он также представлял императору на утверждение приговоры по важнейшим делам и ходатайства о помиловании. Министерство юстиции разрабатывало законопроекты по различным отраслям права, судоустройству и судопроизводству, по преобразованию судебных учреждений, участвовало в работах по кодификации и систематизации законодательства (в ведении министерства юстиции в 1803-1810 годах находилась Комиссия составления законов), издавало в пределах своей компетенции циркулярные и частные предписания о порядке применения законов, осуществляло ревизии судов, обобщало судебную статистику. После упразднения Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (1882 год) в министерстве юстиции было сосредоточено составление отзывов и заключений на большинство законопроектов, разрабатывавшихся другими ведомствами. Утверждало в должностях выборных судей (до 1864 года). В 1864-1899 годах проводило судебную реформу 1864 года, которая, в частности, возложила на министерство юстиции надзор за следствием. Представляло на утверждение императора назначения чиновников судебного ведомства - прокуроров (с 1802 года), следователей (с 1860 года), после 1864 года также и судей практически всех судов (кроме выборных мировых, духовных, военных, военно-морских, инородческих судов и волостных судов). В 1864-1917 годах осуществляло контроль за деятельностью советов присяжных поверенных (адвокатуры), в 1866-1917 годах руководило нотариатом. Обеспечивало судебную деятельность (финансирование, материально-техническое снабжение, делопроизводство и пр.). В ведении министерства юстиции в 1-й половине XIX века находились суды низшей инстанции по мелким уголовным и гражданским делам - уездные (в Сибири - окружные) суды для всех сословий уезда (кроме городских) и городовые магистраты (в Сибири - городовые суды); суды средней инстанции - верхние земские суды, губернские магистраты и верхние расправы; высшие судебные органы в губернии - палаты уголовного и гражданского суда (в Сибири - губернские и окружные суды, рассматривавшие как уголовные, так и гражданские дела), а также нижний и верхний надворные суды в Санкт-Петербурге и Москве для некоторых категорий дворян и разночинцев, совестные суды, словесные и коммерческие суды для исков по торговым делам. После судебной реформы 1864 года министерство юстиции стало ведать обеспечением деятельности новой всесословной судебной системы, включавшей мировой суд (низшая выборная судебная инстанция, несколько в одном уезде), окружные суды (один на несколько уездов) и судебные палаты (одна на несколько губерний). Позднее в ведение министерства юстиции были переданы и преобразованы на началах судебной реформы 1864 года судебные учреждения Царства Польского (1876 год, до этого находились в подчинении Правительственной комиссии юстиции в Варшаве) и Прибалтики (1889 год); судебная система Великого княжества Финляндского оставалась независимой от министерства юстиции. В 1883 году, после ликвидации Кавказского наместничества, в ведение министерства юстиции переданы судебные учреждения Кавказа и Закавказья.
Дополнительная литература:
Приказы по Министерству юстиции за 1915. СПб.; П., 1867;
Отчет министра юстиции за [1834-1868, 1886-1915 гг.]. СПб.; П., 1889;
Сборник статистических сведений Министерства юстиции. СПб.; П., 1907. Вып. 1-30;
Общий обзор деятельности Министерства юстиции и Правительствующего Сената за царствование императора Александра III. СПб., 1901;
Министерство юстиции за сто лет. 1802-1902. Исторический очерк. СПб., 1902. М., 2001;
Всеподданнейший доклад министра юстиции, статс-секретаря Муравьева о деятельности Министерства юстиции за истекшее десятилетие (1894-1904 гг.). СПб., 1904;
Министерство юстиции в первое десятилетие царствования императора Николая II. 1894-1904 г. СПб., 1904;
Сборник циркуляров и инструкций Министерства юстиции (с 1877 по 1914 г.). Секретные. П., 1914;
Лучинский Н. Ф. Краткий очерк деятельности Главного тюремного управления за первые 35 лет его существования (1879-1914 гг.). СПб., 1914;
Ефремова Н. Н. Министерство юстиции Российской империи. 1802-1917 г. М., 1983;она же. Развитие судебного управления в России (первая половина XIX в.) // Государство и право. 2010. № 7.
Создание Временного правительства
В первый состав Временного правительства вошли 11 человек. Все они, за исключением крупного предпринимателя, миллиардера Михаила Ивановича Терещенко, взявшего портфель министра финансов, были членами Госдумы или Госсовета и состояли в разных политических партиях. Кресло председателя занял князь Георгий Евгеньевич Львов, в то время известный и популярный политик. Он же был поставлен на пост министра внутренних дел.
3 марта 1917 года была обнародована декларация Временного правительства о его составе и задачах. Согласно этому документу, полиция подлежала замене на народную милицию, которая подчинялась даже не Временному правительству напрямую, а органам местного самоуправления. Доступ в новую милицию полицейским чинам был запрещён. Милицию полагали сделать как народное ополчение правопорядка, правда, на штатных должностях. Жалованье было небольшим, и желающих стать милиционерами имелось немного.
4 марта князь Львов лично отправил циркуляр на имя губернаторов о том, что их должности тоже упраздняются, а обязанности перекладываются на председателей земских управ. Реформу органов правопорядка он как министр внутренних дел также контролировал лично.
Министром иностранных дел стал Павел Николаевич Милюков, основатель Конституционно-демократической партии. Он, неформальный лидер прогрессивного блока, то есть думского большинства, считался однозначным кандидатом на этот пост.
Адвокат Александр Федорович Керенский вошёл во Временное правительство как министр юстиции. Сделал он это по собственной инициативе, его никто не выдвигал. Первое, с чего начал Керенский на новом посту, — раскрыл тюрьмы и освободил узников царского режима.
Должность военного и временно морского министра занял Александр Иванович Гучков, до этого возглавлявший Центральный военно-промышленный комитет. На новом месте Гучкову пришлось непросто. Первым решением, которое после Февральской революции принял Петросовет, был так называемый Приказ № 1. Этот документ полностью отменял в армии субординация и дисциплину, и министр Временного правительства тоже был обязан этому следовать.
Кризисы Временного правительства
18 апреля министр иностранных дел Павел Николаевич Милюков выступил с заявлением о продолжении войны и выполнении всех пунктов договора царского правительства. Разразился первый кризис Временного правительства.
Милюков был сторонником империалистических захватов. Главной целью на посту главы внешнеполитического ведомства он видел присоединение к России значительных территорий: черноморских проливов Босфор и Дарданеллы, земель Армении, Кенигсберга и Голицы. Однако воевать за это народ уже не хотел. Солдаты Петроградского гарнизона потребовали отставки министра иностранных дел. В итоге, не получив поддержки ни внутри правительства, ни даже от собственной партии, Милюков ушёл в отставку. Но митинги на этом не прекратились. Недовольство правительством росло. Люди начали понимать, что новые министры, как лебедь, рак и щука, тянут воз в разные стороны. Тогда внутри Временного правительства была создана коалиция либералов и социалистов и принято соломоново решение — борьба с германским милитаризмом до победного конца и отказ по итогам войны от любых аннексий и контрибуций.
Военного министра Гучкова также отправили в отставку. Его место занял бывший министр юстиции Керенский. Внутри Временного правительства во главе с ним образовалась крепкая тройка, которая фактически правила страной вплоть до Октябрьского переворота. Остальными двумя были вышеназванный Михаил Иванович Терещенко и Николай Виссарионович Некрасов.
Корниловский мятеж
Корнилов двинул свои войска на Петроград. Однако по мере приближения его частей к столице Керенский начал подозревать, что генерал намерен полностью захватить власть в Петрограде. И у Корнилова были все возможности это сделать. Тут же ему навстречу были отправлены воинские части, находившиеся в подчинении председателя правительства. Большевики, также почувствовав в генерале угрозу, присоединились к Керенскому.
Временное правительство так и не выполнило главного, для чего создавалось, — не организовало созыв законного парламента, Учредительного собрания. Несмотря на это, отдельные его министры впоследствии вошли в советские органы власти и ещё долго работали в них. Керенский сбежал за границу и пытался взять реванш с помощью иностранных интервентов. Но ему больше никто не верил.
Читайте также: