Минин и пожарский википедия история кратко 4 ноября

Обновлено: 04.07.2024

С сентября 1610 года Москва была заня­та польскими войсками. Боярское прави­тельство договорилось с королем Польши Сигизмундом III о признании его сына Владислава русским царем, но на условиях независимости государственной жизни, православной церкви и национального быта.

Однако поляки не собирались выпол­нять этот договор. Реальной властью в Мо­скве обладали польские военачальники и их пособники из русских бояр. По стране разъезжали отряды польских панов. За­хватчики начисто обирали население, топтали посевы, резали скот, сжигали города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей, издевались над русскими обычаями. В то же время на северо-западе страны объявился новый враг — шведы: они захватили древний Новгород.

Мириться с гибелью государства было просто невозможно. Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде по почину земского старосты Кузьмы Минина начали формиро­ваться отряды народного ополчения для борьбы с врагами. Их ядро составили ни­жегородские посадские и служилые люди. Нужно было избрать военного предводите­ля будущей народной рати. Выбор пал на одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью, — князя Дмитрия Михайлови­ча Пожарского. Всеми же хозяйственными делами и организацией ополчения ведал Кузьма Минин.

Минин и Пожарский — кто они?

Нижегородское войско быстро преврати­лось в общерусское. Оно ставило своей целью освобождение Москвы и изгнание из страны интервентов.

Весной 1612 года ополчение двинулось на Ярославль, в котором пробыло около четырех месяцев, продолжая подготовку к походу на Москву. За это время оно значи­тельно возросло и окрепло. В июле 1612 года народная дружина Минина и Пожар­ского выступила на Москву.

24 августа в самой столице произошла упорная и кровопролитная битва. Русские разгромили армию гетмана Ходкевича, ко­торый шел на помощь польскому гарнизо­ну, занимавшему Кремль.

В октябре 1612 года, не выдержав голо­да, осажденный вражеский гарнизон сдал Кремль. Ополчение Минина и Пожарского полностью освободило столицу от врагов.

Вскоре и вся русская земля была очи­щена от разрозненных отрядов польских панов. Так русский народ, тесно сплотив­шись перед лицом опасности, спас свою землю от иностранного порабощения.

4 ноября 1612 года — поворотный момент в борьбе с поляками

4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

М.И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей
М.И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей

Действительность

Смутой принято называть историческую эпоху, которая хронологически продолжалась от смерти последнего царя из династии Рюриковичей — Федора Иоанновича (1598 г.) и до избрания первого государя из династии Романовых — Михаила Федоровича (1613 г.). По своей сути эта эпоха представляла собой полосу экономического, внутри- и внешнеполитического, династийного и социального кризисов. Среди современных ученых бытует мнение что Смута — это отдаленный результат политики Опричнины Ивана Грозного. Смута проявлялась в брожениях в умах, а также в вовлечении в политику Московского государства его северного и западного соседа (Шведское королевство, Речь Посполитую). Сразу хочется оговориться, что все даты несколько условны. Понятно, что на венчании Михаила Федоровича окончательно кризис преодолен не был: на юге еще давало о себе знать движение Ивана Заруцкого (до 1614 года), со Шведским королевством Столбовский мир был заключен лишь в 1617 году, а мирный договор с Речью Посполитой был заключен спустя год — в 1618 году (Деулинские соглашения).

Как было показано выше, в небольшом обзоре, никакое правительство в своей сущности, не смогло решить проблемы, объективные проблемы, которые встали над государством в этот период. Добиться какого-то сдвига, смог только народ. Народ, собравшись в ополчение попытался внести свою лепту в эту борьбу. Первое ополчение смогло добраться и осадить Москву, однако из-за распрей внутри руководства ополчения ( Иван Заруцкий, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой), оно был смято. Второе ополчение, созванное в Нижнем Новгороде, оказало гораздо большее влияние на ход политических событий, связанных со Смутным временем. Оно было организовано князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, установило контроль над большей частью территории Российского государства.

Это ополчение смогло, разбив подкрепление Ходкевича, идущее в Москву на помощь полякам, предрешило судьбу интервентов. Однако тут есть интересный момент. Общеизвестно, что тогда на Руси имел бытование Юлианский календарь, и по старому стилю Китай-город был взят 22 октября. По новому стилю, то есть по Грегорианскому календарю, дата переносится на 1 ноября.

26 октября (5 ноября по новому стилю) командование осажденного гарнизона подписало капитуляцию о сдаче города. Безусловно именно освобождение Кремля стало знаковым событием, ведь там находилась резиденция русских царей, заседала Дума и т.д. Однако стоит оговориться, что на этом Смута также не закончилась.

Источники и литература

Назаров В. 4 ноября. Злоключения одной даты // Вокруг Света. 2005. №11 (2782).

Платонов С.Ф. Смутное время. Очерк истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве XVI–XVII вв. М., 2007.


Краткая биография

Минин и Пожарский — герои русской мифологии. Кузьма Минин (рожд. примерно 1570 г. — смерть 21 мая 1616 г.) и Дмитрий Пожарский (рожд. 1 (1) ноября 1578 г. — смерть 20 (30) апреля 1642 г.).

Минин

Минин родился около 1570 года в городе Балахне (совр. Нижегородская область). Его отец был торговцем солью, помимо Кузьмы в семье Мининых было ещё два брата – Федор и Иван. Переехав с семьёй в Нижний Новгород Кузьма Минин стал торговать в собственной мясной лавке. Вскоре он стал состоятельным купцом, женился, построил дом, а в1611 году стал слободским старостой. Именно в этой должности он и создавал второе ополчение, когда получил грамоту от Патриарха Гергомена, в которой содержался призыв к борьбе с поляками, занявшими Москву.

Интересный факт: торговать Минин начал в очень раннем возрасте – от 11 до 14 лет.

Пожарский

Дмитрий Пожарский родился на 8 лет позже Минина – в1578 году. Происходил он из древнего рода, корни которого уходили ещё к основателю Москвы – самому Юрию Долгоркуому. Пожарские были одной из тех знатных семей, чьи земли были конфискованы во время опричнины. Служить государству Дмитрий начал ещё при сыне Ивана IV – Фёдоре Ивановиче. Он быстро поднимался по служебной лестнице при Борисе Годунове. Смутное Время встретил в качестве воеводы города Зарайска. Пожарский участвовал в провальном походе Первого ополчения (1611), после чего раненый он вернулся в Зарайск, а затем отправился в Нижний Новгород, где формировалось новое войско.

Подвиг Минина и Пожарского

Минин и Пожарский прославились в русской истории как создатели народного ополчения. Восстание против поляков вспыхнуло в Новгороде, где на городском совете Минин призвал к созданию нового ополчения. Поскольку одной из причин провала похода Первого ополчения была недостаточная оснащённость, то в этот раз к вопросу снабжения отнеслись очень серьёзно – Минин отдал треть своего состояния на нужды армии, вскоре его примеру последовали другие зажиточные купцы и дворяне.

В силу того, что Первое ополчение неоднократно разрывали интриги его руководителей против друг друга, городской совет высказался в пользу князя Дмитрия Пожарского в качестве верховного полководца народным ополчением. Минин стал руководить хозяйственными делами и решал вопросы снабжения.

Организация Второго ополчения началась осенью 1611, в войско входили солдаты из гарнизонов, служилые люди, добровольцы. Постоянно приходили пополнения из других городов и в феврале – марте 1612 года ополчение выступило на Москву.

Добравшись до столицы осенью 1612года, ополченцы разбили польско-литовское войско Гетмана Ходкевича, осадили польский гарнизон, засевший в Кремле. Поляки сдались 26 октября. После освобождения Москвы были начаты выборы нового царя, которым стал Михаил Фёдорович Романов. Это событие ознаменовало собой окончание смуты.

Подвиг Минина и Пожарского заключается в том, что в самый тяжёлый момент в истории родины нашлись люди, которые не оставили её на растерзание врагам, как внешним, так и внутренним.

Почему началась Смута

Смутное время – период, охватывающий период с 1598 по 1612 год. Он характеризуется частыми сменами царей, интригами членов двора против друг друга, иностранными интервенциями, экономическими и политическими кризисами.


К причинам смуты относят:

  1. Разорение страны в ходе опричнины и неудачной Ливонской войны;
  2. Отсутствие законного наследника (единственная дочь Фёдора Ивановича умерла в 1594 году);
  3. Недовольство знати и крестьян центральным правительством (сказывалась память о правлении Ивана IV Грозного);
  4. Закрепощение крестьян, их бегство от хозяев, и, как следствие, увеличение числа разбойников;
  5. Неспособность армии объединиться под командованием одного полководца.

Как появился новый праздник

После событий 1990-х годов России требовалось обновление национальной мифологии. Так, решением государственной думы в 2004 году 4 ноября стал отмечаться новый праздник – День народного единства. В этот день традиционно проводятся крестные ходы, благотворительные и патриотические акции.

Дата 4 ноября была выбрана не случайно – ещё в XVII веке в 22 октября России отмечался праздник Казанской иконы Божьей матери. Он был приурочен к освобождению страны от интервентов. 22 октября по новому стилю как раз таки совпадало с 4 ноября.

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. "Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!" - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело".
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

Читайте также: