Микросоциология дж морено кратко

Обновлено: 17.05.2024

Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:

  • социально-психологических отношениях в группе;
  • статусе людей в группе;
  • психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Теоретические основы

Термин "Социометрия" возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии - эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру структуру обществава, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. "Микросоциология, писал Морено, фактически возникла с появлением моей теории "социальной микроскопии". В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии". Изучение "первичных атомистических структур человеческих отношений" рассматривалось Морено как "предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований". Одно из центральных понятий этой теории - теле, - термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.

Суть "общей теории социометрии" состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.

Основные положения теории Морено

  • Социальный атом общества - это не отдельный индивид, а их сосуществование;
  • Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
  • Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
  • Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

История создания

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

Процедура проведения

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

1-й этап

Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й этап

Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

  • формальные/неформальные - Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.
  • двойные/одинарные - Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
  • прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
  • сильные (или значимые)/слабые (незначимые) - Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

Требования к критериям

  1. Ограниченное количество (3-4);
  2. логическая связь между собой;
  3. критерии должны вызывать интерес;
  4. смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
  5. критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

3-й этап

Выбор типа процедуры социометрического исследования.

Социометрия может проводится в двух вариантах:

Непараметрическая процедура

При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано [math](N-1)[/math] человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе.

Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.

Достоинства непараметрической процедуры:

  • позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
  • при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.

Недостатки непараметрической процедуры:

Параметрическая процедура

где Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3];

N — число членов группы.

Достоинства параметрической процедуры:

  • повышает надёжность полученных данных;
  • облегчает статистическую обработку;
  • позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
  • как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.

Недостатки непараметрической процедуры:

4-й этап

Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.

При проведении социометрии, возможны два варианта:

  • I вариант - Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.
  • II вариант - Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
    • готовятся списки членов группы;
    • каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером - этот номер становится его шифром.

    Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:

    • заголовок;
    • инструкцию - количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;
    • подписание карточки (разборчиво).

    В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

    Пример социометрической карточки

    В карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

    б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?

    б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

    При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14–0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей:

    Величины ограничения социометрических выборов

    случайного выбора Р(А)

    5-й этап

    В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.

    Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.

    Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.

    • необходим доверительный контакт с группой.
    • Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
    • Мягкое формулирование целей тестирования.

    В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:

    Варианты инструкций

    Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками.

    6-й этап

    Непосредственно обработка и интерпретация результатов

    Обработка результатов

    Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный(социометрическая матрица), графический(социограмма) и индексологический(социометрические индексы).

    Социометрическая матрица

    Социоматрица - это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.

    Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

    Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

    Социограмма

    Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков.

    Социограммы бывают двух типов:

    Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.

    Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:

    • конвенциональной социограммы - индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.
    • "социограммы-мишени" - представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

    Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

    Социометрические индексы

    Выделяют два типа социометрических индексов:

    • персональные социометрические индексы;
    • групповые социометрические индексы.

    Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

    Основными персональными социометрическими индексами являются:

    • индекс социометрического статуса i-члена;
    • индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
    • индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.

    Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:

    • i – объект выбора;
    • j – субъект выбора;
    • ij – совмещение ролей.

    Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:

    • индекс эмоциональной экспансивности группы;
    • индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);

    Интерпретация результатов

    Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.

    Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.

    Куд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком

    Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.

    Определение понятия

    психиатр Дж. Морено

    Социометрия – это метод, направленный на изучение деловых, личных, эмоциональных, коммуникативных отношений в группе. Кем был разработан метод и методика социометрии? Автором метода социометрии является психиатр, психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено. Год открытия и распространения методики – 1894. Социометрия Дж. Морено является методом диагностики и предполагает выявление симпатий и антипатий, актуальных или потенциальных конфликтов внутри коллектива.

    Предварительная работа

    Социальный статус, возраст, пол участников – все это неважно. Главное – люди должны быть объединены чем-то, то есть быть группой. Это может быть класс, трудовой коллектив, группа друзей, семья, коллектив кружка, спортивная команда. Первый подготовительный этап – собрать этих людей в одном месте.

    методика социометрии

    Второй подготовительный этап в методике социометрии – объяснить участникам значимость исследования, его цели и задачи. Кроме этого, важно подчеркнуть, что искренность и открытость участников заметно упростит процедуру, позволит добиться максимально точных результатов. Объясните, что от социально-психологического климата в коллективе зависит благополучие каждого из участников, ровно как и наоборот.

    Третий важный подготовительный этап методики социометрии – определение критерия отбора симпатий и антипатий. Этот критерий – основа вопросов для диагностики. Выбор критерия зависит от задач исследования. Что рассматриваем: деловые или личные отношения, эмоциональность, моральный климат и т.д. Критерий – это вид деятельности, относительно которого участники будут выбирать симпатии и антипатии. Предлагаю рассмотреть подробнее на примерах.

    Если вы хотите определить при помощи методики социометрии неформальных лидеров в коллективе и отношение коллектива к официальным лидерам, то подойдет такой список вопросов:

    1. Кого вы видите в качестве лидера коллектива, кого бы вы первым поставили во главу руководства?
    2. А если выбор первого человека невозможен, то на кого бы вы его заменили?
    3. Кого бы вы выбрали лидером, если первые две кандидатуры недоступны?
    4. Кого бы вы ни за что не сделали руководителем коллектива?

    Пример вопросов для изучения личных отношений:

    1. К кому вы в первую очередь обратитесь за помощью?
    2. К кому бы вы ни за что не обратились за помощью?
    3. Кому бы вы ни за что не стали помогать?
    4. С кем бы вы с радостью отправились в продолжительную командировку?
    5. Кого бы вы ни за что не взяли с собой в командировку?

    А это пример того, какие вопросы можно задать школьникам, чтобы выявить все особенности межличностных отношений:

    1. Представь, что ты со всем классом отправился в путешествие. Кого бы ты назначил капитаном корабля?
    2. Кого из класса ты не хотел бы видеть на капитанском мостике?
    3. Вечером вас ждет праздничный ужин. С кем бы ты хотел сидеть за одним столом?
    4. С кем из одноклассников ты категорически не хочешь идти на праздничный ужин?

    Порядок проведения по рекомендациям Морено

    опрос

    1. Определение целей и задач исследования, а также группы для изучения. Что касается целей, то это могут быть исследования личных или деловых отношений, эмоционального фона, отношения коллектива к какой-то актуальной проблеме (например, разбор несчастного случая на производстве).
    2. Разработка главных положений и гипотез для опроса.
    3. Отказ от анонимности — в противном случае результаты исследования будут неэффективными.
    4. Отказ от призыва публично рассказать о симпатиях и антипатиях. Раздача карточек с вопросами куда эффективнее. В противном случае люди могут совсем отказаться от участия в исследовании.
    5. Каждый из участников должен ответить на подготовленные вопросы.
    6. Нельзя нарушать анонимность, рассказывать участникам кто и кого выбрал. В редких случаях, если выявлен явный конфликт, то можно потом пригласить конфликтующие стороны поговорить один на один в присутствии медиатора.
    7. Не рекомендуется в процессе исследования допускать общение участников, но они могут смотреть друг на друга. Нельзя препятствовать визуальному контакту.

    Если специфика группы позволяет, то методику социометрии можно провести и устно, то есть напрямую задать вопросы каждому из участников. Однако нужно быть готовым к тому, что в этот же момент может разгореться конфликт, возникнет недопонимание между участниками. Если хотите организовывать устное исследование, то необходимо знать азы конфликтологии.

    Важно! Если вам кажется, что результаты исследования при помощи методики социометрии получились ошибочными, что кто-то из участников дал ложные ответы, то можно провести опрос еще раз. Кроме этого, вы можете неоднократно проводить диагностику, чтобы отслеживать эффективность коррекционных мероприятий.

    Формы проведения

    письменный опрос

    В среднем на группу из 25-35 человек должно быть составлено по 4–5 вопросов (выборов). Однако допустима такая форма проведения, когда участники ранжируют всех оставшихся членов группы по заявленному критерию. Этот метод позволяет получить максимально точную картину об иерархии в группе, но в плане подсчета результатов эта форма сложнее.

    На все исследование уходит не более 15 минут. Ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, а потом собирает их. Участники расходятся по домам, а ведущий обрабатывает результаты. Позже организатор исследования предлагает всем участникам или отдельным членам группы снова встретиться, чтобы обсудить результаты диагностики по методике социометрии.

    Обработка результатов

    Обработка результатов социометрического исследования (социометрии) предполагает три метода:

    1. Таблица или социоматрица.
    2. График или социограмма.
    3. Индексы. Подбираются на основе целей исследования.

    Таблица

    123456
    1Ивановах +-
    2Петров х
    3Сидоров--х
    4Комарова х
    5Макаров х+
    6Пупков ++х


    Как видно из таблицы, у кого-то может вообще не быть выборов, у кого-то преобладают негативные выборы, а кто-то является явным положительным лидером. Пример лидера: Пупков. Пример изгоя: Сидоров. Петров и Комарова являются нейтральными персонажами.

    Кроме этого, при помощи анализа выборов можно определить взаимные симпатии или антипатии. И это как раз было отображено в оригинальной таблице от автора методики социометрии Морено:

    Фамилия, имя1234567891011Итого
    1А. 1 3 3 2
    2Б.2 2 2 3
    3В. 3 3 3
    4Г.1 1 2
    5Д. 2 33
    6Е. 333
    7З.1 3 2 3
    8И.
    9К. 2
    10Л.1 12 1 1 3
    11М. 211 2 3
    Кол-во выбор57670107416111279
    Кол-во взаимных выборов11 1 10.5 4.5


    Здесь видно, что по выборам явный лидер испытуемый К., а изгоем является испытуемый Д. Как вы видите, это анализ большого опроса (явно не 3-5 вопросов). А также видно, что здесь не учитывается положительное или отрицательное значение, просто анализируются выборы участников. По этим результатам можно определить лидеров, взаимные выборы, но для более подробного подведения итогов придется отдельно оценить характер выборов, просмотрев листы с ответами испытуемых. Вероятно, именно поэтому чаще применяется тот метод обработки результатов, который мы рассмотрели выше.

    Обратите внимание! В итоговом подведении результатов оценивается как общее количество выборов, так и их характер. Ведь даже отрицательные выборки говорят о том, что человек является лидером (в этом случае деструктивным), способен заявить о себе и привлечь внимание, в отличие от тех, кого не выбрали ни разу и ни в каком контексте.

    График

    Социограмма разрабатывается на основе таблицы. Здесь не нужно проводить дополнительные подсчеты, необходимо просто иначе представить результаты. Получается более наглядно.

    Социограмма в методике социометрии похожа на мишень, состоит из четырех кругов:

    1. Звезды. Это лидеры, то есть те, кто набрал большее количество выборов.
    2. Предпочитаемые. Это те люди, которые не дотянули до лидеров, но по выборам набрали балл выше среднего.
    3. Пренебрегаемые. Это те люди, которые по выборам набрали балл ниже среднего.
    4. Изгои. Это те люди, которые совсем не получили баллов.

    При этом по социограмме можно выявить группировки, взаимные симпатии и антипатии. Пример социограммы в классическом варианте методики от Морено:

    социограмма Морено

    Такая обработка результатов помогает увидеть мини группы внутри коллектива, лидеров, изгоев. Социограмма дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.

    Индекс

    авторитет

    Индексы бывают персональными (ПСИ) и групповыми (ГСИ). Индивидуальный индекс описывает социально-психологические свойства отдельного участника, групповой индекс описывает свойство группы. В оценке персональных качеств важен авторитет личности и экспансивность (разговорчивость, возбудимость, эмоциональность, несдержанность).

    Персональные социометрические индексы в методике социометрии бывают следующими:

    1. Индекс социометрического статуса ( C ). Для его вычисления нужно сложить позитивные и негативные выборы относительно одного участника и разделить это число на разность количества опрашиваемых и единицы.
    2. Индекс эмоциональной экспансивности ( E ). Для вычисления этого индекса нужно сложить позитивные и негативные выборы только по тем вопросам, которые имеют отношение к эмоциональной сфере, и поделить на разность количества участников и единицы.

    В оценке группы важны следующие индексы методики социометрии:

    1. Индекс экспансивности ( Ag ) (средняя активность группы). Для ее вычисления нужно сложить сумму всех позитивных и негативных выборов, разделить итоговое число на количество участников исследования.
    2. Индекс сплоченности ( Gq ). Для его вычисления нужно разделить общее количество позитивных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и возможных взаимных выборов.
    3. Индекс антипатии ( Ga ). Для его вычисления нужно разделить общее количество негативных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и лимита взаимных выборов.
    4. Индекс напряженности ( G n ) или противоречивости выборов. Для его вычисления нужно поделить количество разногласий во взаимных выборах на произведение количества участников и лимит выборов.

    При необходимости вы можете добавить свои критерии диагностики. По сути, сейчас каждый практикующий психолог берет за основу методику социометрии Морено и модернизирует ее под свою группу в зависимости от особенностей коллектива и целей исследования.

    Заключение

    Социометрия – это методология, согласно которой проводятся социологические исследования экономических, политических и других явлений. Она является достаточно распространённой в США и других странах мира, создана она на основе теоретической концепции Дж. Морено – американским психологом и социологом. В своей работе " Социометрия. Экспериментальный метод в науке об обществе" он попытался передать суть и содержание данной науки.

    Основатель социометрии Дж. Морено

    Дж. Морено активно исследовал труды К. Маркса и во многом был согласен с ним, особенно экономических и политических отношений в обществе. При этом он высказывался негативно в отношении изучения К. Маркса только внешней составляющей общественной жизни. Он говорил, что К. Маркс в своих исследованиях совершенно не учитывал внутренние факторы, например, взаимосвязь психических факторов взаимоотношений между членами общества. Кроме того критике подвергается и исследование К. Марксом только больших социальных групп, он, по мнению Дж. Морено, не стремился изучать индивидуальность человека или малые социальные группы.

    В основе социометрии Дж. Морено лежит метод, посредством которого происходит изучение психических факторов взаимоотношений между людьми. Автор выделяет три основные точки социометрического исследования:

    Социум представлен субъектом межличностного общения, метрум – измерением. В силу сложившихся обстоятельств образовались основные области исследования: групповое, метрическое и действенное.

    Основные идеи социометрии Дж. Морено

    Дж. Морено регулярно делал особый акцент на экспериментальный метод социометрии. На этой особенности он и построил свой основной труд и название книги.

    Социометрия по Дж. Морено – это математическое изучение психологических свойств населения: математическое измерение этих свойств, систематизация полученных данных и их количественный анализ.

    Стоит заметить, что во время исследований небольших групп, он активно использовал понятия, которые имеют прямое отношение к естествознанию. Здесь и атом, а молекула, а математическая матрица, и заряд, и энергия. Всем им Дж. Морено придавал психический смысл и психологическое содержание. Ключевым термином социометрической науки автор выделяет социометрическую матрицу.

    Социометрическая матрица – это воспроизведение микроструктуры изучаемого объекта или коллектива, т.е. всех психических взаимодействий, которые происходят внутри него.

    Объясняются также и микроэлементы такого взаимодействия. Теле – это, по мнению автора, простейшая единица чувства, которая передаётся от одного человека другому. Социальный атом – это чувства, которые исходят от одного индивида к другому в совокупности. Также указываются такие элементы, как ядро отношений вокруг каждой личности и наименьшая социальная структура в коллективе.

    Микро- и макроструктуры

    Взаимодействие состоит из множества подобных структур, и каждая из них является совокупностью, так называемых влечений и отвращений, которые исходят от определённого индивида к другим конкретным и, наоборот, от них к нему. Эти взаимосвязи получили название психологические сети. Они глубоко и достаточно полно отображают психические взаимодействия в конкретном коллективе, а также его внутреннюю атмосферу или иными словами микроструктуру. Всё, вышеперечисленное является предметом для изучения науки социометрии.

    Кроме микроструктуры Дж. Морено говорит и о макроструктуре коллектива. Здесь он имеет в виду внешние воздействия касательно сознания членов определённого коллектива. Они получили название макроотношений. Их смысл сводился только к пространственным группировкам людей, которые формируются в процессе их деятельности, здесь может быть как общественная, политическая, так и производственная.

    Особое внимание Дж. Морено уделяет отношению соответствия и несоответствия между микро- и макроструктурой. В силу этого возникает необходимость искать варианты, при которых они будут полностью соответствовать. Это необходимо для нормальной деятельности и функционирования данного коллектива и его стабильной работы. Для решения подобных задач используются несколько способов, посредством которых это проблемы искореняются:

    • Исследовательская процедура, которая занимается изучением организации группы.
    • Диагностирующая процедура, которая занимается установлением положения личностей в группе и положением групп в коллективе.
    • Терапевтическая процедура и политическая имеют одну цель – помочь индивидууму или группе приспособится к новым условиям.
    • Полная социометрическая процедура, служит для синтеза всех перечисленных выше операций.

    Утопичность идей Дж. Морено состоит в том, что он пытался отыскать посредством социометрического экспериментального анализа способы, с помощью которых возможно достигнуть гармонии в различных коллективах и даже в обществе в целом. При этом он совершенно не учитывал анализ объективных факторов, а опирался на данные субъективного психологического содержания. Но, по сути, только глубокий диалектический анализ взаимодействия объективных и субъективных факторов может выявить научные представления о деятельности любых коллективов, а также определить адекватные меры для их дальнейшего улучшения.

    В 30-е годы нашего столетия на основе широкого использования психоаналитического метода и гештальт-теории в русле социологического психологизма возникла новая отрасль социологического знания, получившая название социометрии или микросоциологии.

    Возникновение социометрии правомерно связывается с использованием специфических психологических приемов изучения группового поведения людей и относится к деятельности эмигрировавшего из Румынии в США ученика 3. Фрейда, психиатра и социолога Джекоба Морено (1892—1974).

    В последующие годы комплекс социометрических идей и методов приобрел широкую популярность. В США в области микросоциологии работали Дж. Морено, Е. Дженингс, Г. Ландберг, Ч. Лумис, М. Нортуэй и др., во Франции — Г. Гурвич, П. Мокор, М. Шуценбергер, И. Мезоннцев и др., в ФРГ — Р. Кенинг, X. Трейнен, Г. Штибер и др.

    Распространенность социометрии в значительной мере объясняется оригинальными исследовательскими методиками, которые используются как общенаучный инструментарий в различного рода социальных исследованиях.

    В то же некоторые теоретические посылки социометрии со свойственной ей фетишизацией психической жизни людей и необоснованным распространением теории малых групп на все социальные процессы вызывали определенную критику в марксистской и в немарксистской социальной философии и социологии.

    Важным моментом теоретических построений Морено было положение о том, что через раскрытие социаль но-психических механизмов и психических структур сообществ социометрия получает возможность установления социального контроля над поведением личностей и социальных групп.

    Среди существенных инструментов социометрического анализа наибольшей популярностью пользуются социометрические тесты, социоматрицы и различного рода социограммы, на которых во многом и базируется социометрический метод.

    Вторым таким инструментом социометрии считается социоматрица — таблица, в которую при помощи графических и числовых обозначений заносятся полученные в результате исследований данные, характеризующие систему взаимоотношений людей в изучаемой группе.

    Третий инструмент — социограммы — дают соответствующее графическое (схематическое) выражение социальных отношений людей преимущественно в малых группах.

    Наряду с ними в социометрии широко используются разнообразные индексы, коэффициенты и пр., позволяющие дать количественную характеристику изучаемым явлениям социального взаимодействия.

    Микросоциология уделяет большое внимание анализу количественной стороны психологических отношений людей, которые определяются социометриста ми в тер минах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания).

    Важнейшей идей Морено было положение о том, что помимо внешней структуры каждая группа имеет в своей основе невидимую, неофициальную структуру, которая, однако, более реальна, нежели структура официальная (формальная).

    Читайте также: