Михаил тверской и анна кашинская кратко

Обновлено: 08.07.2024

всё о детях вышивка вязание здоровье семьи история и достопримечательности городов история православия история россии красота кулинария полезные свойства лекарственных трав полезные свойства продуктов питания семейная психология шитьё языческие верования славян

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

История России.Анна Кашинская и Михаил Тверской





Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре после смерти отца. Мать его Ксения была второй женой князя. Михаил впоследствии княжил в Твери и, не будучи еще великим князем, первым утвердил независимость своей вотчины. Тверское княжество было моложе большинства древнерусских княжеств, оно было образовано в 1247 году, когда князь Владимирский Святослав Всеволодович разделил часть земель Северо-восточной Руси между своими племянниками, сыновьями великого князя Ярослава, умершего в Орде, выполнив, таким образом, его завещание. Тверь стала городом удельного княжения, выделенным из великого княжества, а Ярослав Ярославович – его первым князем. Ярославу вместе со своим братом Александром (Невским) пришлось восстанавливать политическую организацию Руси после татаро-монгольского нашествия в Северо-восточные земли в 1237-1238 годах. Дом Ярославичей проводил пагубную для Руси политику, стремясь ослабить силу Владимирского престола, и раздробить Русь на множество княжеств, что давало Орде возможность безнаказанно завоевывать мелкие русские княжества, в противовес Галицкому дому, призывавшему русских князей объединиться в единую рать против Орды. Эта недальновидная политика, в конечном счете, и погубила Тверских князей.

В то же время Ксения была любящей и заботливой матерью, недаром летописцы отмечают огромную любовь к ней Михаила. Воспитание его, в котором принимал участие и Симеон, заключалось в постоянном наставлении в доброте, бескорыстии, страхе Божьем и ответственности за свой народ. Мнение матери было очень важно для Михаила, и он с радостью женился на той невесте, которую она ему выбрала. (После свадьбы Михаила Ксения Юрьевна постриглась в монахини под именем Мария, и умерла в 1312 году в Софийском монастыре, по счастью, до смерти своего единственного сына).

Венчание князя Михаила с шестнадцатилетней княжной Анной состоялось 8 ноября 1294 года в Преображенском соборе города Твери. Свадьбу праздновали широко – как в Кашине, так и в Твери. В Кашине воздвигли по этому случаю Михайловский храм в честь архангела Михаила, небесного покровителя молодого супруга, и триумфальные Михайловские ворота в кремле. Молодые супруги первый раз увидели друг друга только на пороге храма. Полюбили ли они друг друга? Скорее всего, да. Князь Михаил был благородным и самоотверженным человеком, почитавшим жену и любившим детей, а Анна во всем поддерживала мужа. У Михаила и Анны родилось четверо сыновей и дочь, умершая в младенчестве. Нежная и покорная Анна всю себя посвятила князю и детям, воспитывая их в атмосфере любви и взаимной заботы, отчего они и не вступили в братоубийственную борьбу после смерти отца, а всегда поддерживали друг друга.

lu-007 (300x496, 46Kb)

В 1304 году скончался великий князь Андрей, правивший во Владимире, бывшем в то время главным городом на Руси. Началась борьба за великокняжеский престол, которая продолжалась между двумя княжествами – Тверским и Московским – на протяжении всего XIVвека. Два князя объявили себя наследниками Андреевыми: князь Михаил Тверской и князь Георгий Московский (племянник Михаила). Согласно древнему русскому наследственному праву, установленному Ярославом Мудрым и закрепленному Съездом князей в 1097 году, когда власть переходила от старшего брата к младшему и от дяди к племяннику, великокняжеский престол переходил к старшему в роду то есть к Михаилу. Бояре великого княжения спешили в Тверь, чтобы поздравить Михаила и признать его государем Владимирским, Новгородцы также признали его своим главою. Но Георгий уступать великокняжеский престол не собирался. Тщетно уговаривал его добрый митрополит Максим отступиться, обещая в собственность любые города в прибавление к московской области. Дядя и племянник поехали судиться к хану.

Смута началась на Руси. Одни города стояли за князя Московского, другие за Тверского. Всюду господствовало безначалие, много людей погибло в то время. Все же в 1305 году Михаил вернулся из Орды с ханской грамотой во Владимир, где митрополит возвел его на престол великого княжения. Тут же он решил силой смирить Георгия, дважды приступал к Москве, правда, без успеха, но это только усилило их взаимную ненависть. Народ не любил Георгия за его злобный нрав, даже младшие братья его, служившие ему верой и правдой, не смогли с ним ужиться. Двое из них, Александр и Борис Даниловичи, даже уехали в Тверь, недовольные его жестокостью.



Игорь Жарков и Лилия Титова

Несколько лет прошли спокойно. Но вот в 1313 году в Орде умер хан Тохта, воцарился его сын Узбек, и князю Михаилу пришлось немедленно ехать в Орду. Он пробыл там целых два года, и шведы не замедлили этим воспользоваться – извечные враги, они вместе с карелами в 1314 году сожгли Ладогу, убив многих людей. Новгородцы под началом наместников Михаила выгнали шведов и наказали карельских изменников, но винили во всем Михаила за его долгое отсутствие. Опять началась смута. Георгий посулами благоденствия и вольности обольстил новгородцев, и эти беспокойные, воинственные и переменчивые граждане признали его своим начальником, и даже объявили войну великому князю. На одном берегу Волги стояли новгородцы, на другом – сын Михаила Дмитрий с тверскою ратью. До битвы, к счастью, дело не дошло, новгородцы согласились на мир, но князь Московский сел на престоле новгородском.

Но вот из Орды вернулся Михаил с ханской грамотой. Вместе с ним вступили в Россию и полки монголов во главе с воеводой Тайтемером. Все же это не поколебало решимости новгородцев, они вооружились, и близ Торжка стали ждать неприятеля. Сильная рать Михаила, состоявшая из владимирских, тверских и монгольских полков, без переговоров, 10 февраля 1315 года вступила в жестокий и неравный для противника бой. Мужественно сражались новгородцы, множество полегло на поле боя, но исход битвы был предрешен. Князь Михаил взял некоторых новгородских бояр аманатами (заложниками), другие отдали ему все, что имели. Новгород обязался выплатить великому князю до Вербной недели 12000 гривен серебра (огромная сумма). Пленных отпустили без выкупа.

Тяжело давалось России объединение в единое государство. Новгородцы не смирились, и отправили тайное посольство в Орду с жалобой на князя. Что ему было делать? Он переловил посольство, и опять отправился с войском на Новгород. Новгородцы, решившие до конца отстаивать свои вольности и ненавидевшие уже князя, укрепили город, собрали огромное войско из жителей Пскова, Ладоги, Русы, карелов, ижевцев, вожан, и готовились к битве. Князь Михаил, подступив к городу, ужаснулся их злобе и многочисленности. Постояв близ стен города, он отступил, но пошел назад ближайшим путем сквозь дремучие леса. Не найдя дороги, он заблудился, кони и люди падали мертвые от голода и усталости, тонули в болотах, воины сдирали кожу со своих щитов и ели её. Из этого похода князь вернулся без обоза, с одною пехотою, почти безоружной.


Князь Георгий Московский, желая обманом захватить великокняжеский Владимирский престол и свергнуть Михаила Тверского, с 1315 года жил в Орде, осыпая хана Узбека дорогими подарками. Он настолько вошел в доверие к молодому хану, что тот женил его на своей любимой сестре Кончаке (в крещении Агафиея), и дал ему ярлык на великое княжение.

Великий князь Михаил встретил полки Георгия, усиленные татарами и мордвою, в 40 верстах от Твери.
22 декабря 1318 г. началась жестокая битва, князь, казалось, желал смерти, шлем и латы его были пробиты. Наконец вся эта пришлая орда обратилась в бегство. При этом было спасено множество россиян, жителей Тверской области, захваченных татарами: скованные, безоружные, видя торжество князя, они плакали от радости.



Бортеневская битва. Художник Н.И. Белов
Посвящена победе тверской дружины Михаила Ярославича над татарско-московским войском темника Кавдагыя и князя Юрия Даниловича.

В плен к князю Михаилу попала жена Георгия Кончака, его брат Борис и монгольский воевода Кавгадый. Великий князь проявил по отношению к пленным большое благородство – запретил воинам убивать татар, а Кавгадыя, который поклялся быть ему другом, с богатыми дарами отпустил к хану. Князь же московский бежал к новгородцам. Новгородцы, перед тем давшие слово Михаилу не вмешиваться в их распри, тут же собрали полки и приблизились к Волге. Воистину, собственные князья принесли больше бед русскому народу, чем все захватчики, вместе взятые.

lu-002 (300x450, 35Kb)

lu-003 (300x493, 46Kb)

Несчастный князь отправился в Орду. Великая княгиня Анна провожала его до берегов Нерли, оттуда князь велел ей возвратиться, скрывая свои горестные предчувствия. Шесть недель спокойно прожил Михаил в ставке Узбека на берегу Каспийского моря, но вдруг тот захотел рассудить Михаила с Георгием и решить, кто из них достоин казни. Главный судья и главный же доноситель на князя был уже известный Кавгадый, подкупленный Георгием. Судьи не слушали объяснений князя. Его отдали под стражу, сковали цепями, на шею наложили тяжелую колодку, все драгоценные одежды княжеские разделили между собой. Удалили от князя и его верных бояр.

Узбек вместе с именитыми данниками и послами разных народов тем временем отправился к берегам Терека. Вся Орда тронулась вслед за ним, несколько сот тысяч людей были в движении, каждый воин надел лучшие свои одежды, роскошь и веселье царили в станах, дикие степи казались улицами городов. Туда же повезли и несчастного Михаила, так как участь его все еще не была решена. Печальные бояре снова могли увидеться с ним. На ночь каждый раз его связывали, днем иногда выводили на площадь, ставили на колени, и Кавгадый прилюдно оскорблял его. Верные слуги несколько раз предлагали ему бежать, приготовив проводников и коней, но князь каждый раз отказывался, заявляя, что бегство спасет только его, а не отечество.

lu-004 (600x440, 68Kb)

lu-008 (300x488, 35Kb)

lu-005 (300x503, 49Kb)

lu-006 (300x454, 43Kb)

Сын княгини Анны ветреный князь Александр недолго сидел в Литве у Гедимина и через 18 месяцев вернулся в Псков. Добрые псковитяне любили князя Александра, но по слабости своей не могли помочь ему возвратить Тверское княжение, о котором он постоянно мечтал. Десять лет провел Александр в Пскове, и, наконец, решил испытать судьбу и обратиться к хану.

В 1338 году Александр возвратился в Тверь, где все ему были искренне рады. Стараниями князя Константина Тверь уже возродилась после разорения, теперь же он сдал правление старшему брату, деятельному и честолюбивому. Из Пскова прибыла с детьми супруга Александра, и он надеялся возродить былую славу любимой Твери, но судьба уготовила ему иное.

За это время Иоанн Московский, понимая, что все беды России произошли от ее раздробленности и слабости князей, начал потихоньку присваивать себе верховную власть над князьями уделов Владимирских. Возвращение Александра в Тверь срывало его планы, многие удельные князья в споре Иоанна с Александром за великое княжение рады были взять сторону Тверского князя. Боясь утратить первенство, необходимое для спокойствия государства и вследствие своего властолюбия, а также и из-за личной ненависти к Александру, Иоанн решил уничтожить опасного соперника. В 1339 году он отправился в ставку к Узбеку, и совершенно овладев доверием хана, очернил тверского князя, равно как и своего зятя Василия Ярославского, принявшего сторону Тверского князя, представив Александра закостенелым врагом монголов, готовым возмутить против них всю Россию. Хан приказал призвать в Орду Александра, Василия и других князей, коварно обещая им милость. Иоанн же немедленно возвратился в Москву, ожидая результатов своей интриги.

lu-020 (250x358, 26Kb)

Но не хан, а великий князь Иоанн воспользовался кончиной Александра, присвоив себе верховную власть над Тверским княжеством. Ни Константин, ни Василий Михайловичи уже не смели ни в чем ослушаться Иоанна, и в знак своей зависимости отослали в Москву соборный колокол отменной величины, которым славилась Тверь – вещь по тем временам необыкновенно важную.

Никто из ханов не умертвил столько Российских князей, как Узбек, думая, что этими казнями утвердит господство монголов над Россией. Узбек не понимал, что слабость России происходила от ее раздробленности, и, способствуя единовластию Московского князя, он готовил её свободу и падение власти монголов.

А что же случилось с Софией-Анной? Годы чередой пролетали над куполами монастыря, в котором незаметно жила несчастная княгиня, молясь за ушедших в мир иной своих близких. В 1367 году она переехала из Твери в Кашин вслед за своим любимым младшим сыном князем Василием Кашинским – он был изгнан из Твери своим племянником, князем Михаилом. Для матери князь построил Успенский монастырь, в котором через год в Кашине она и скончалась (2 октября 1368 года) в возрасте 88 лет, намного пережив почти всех своих близких. Перед смертью она, как было заведено, приняла схиму с именем Анна.



Памятник великой княгине Анне Кашинской в Твери

С годами она было совершенно забыта потомками, и её останки были найдены в 1611 году в кашинской церкви Успения Пресвятой Богородицы, причем находились в небрежении. В 1650 году, по повелению царя Алексея Михайловича, мощи ее были перенесены в соборную Воскресенскую церковь, и состоялась её официальная канонизация, восстановленная в 1908 году.

lu-021 (240x350, 20Kb)

lu-022 (236x400, 30Kb)

По предложению архитектора Д.П. Осипова, под крематорий было решено использовать храм Преподобного Серафима Саровского и благоверной княгини Анны Кашинской Донского монастыря Москвы. Более 60 лет здание церкви использовалось, как крематорий, и только в 1995 году церковь была восстановлена трудами братии Донского монастыря.



Такова трагическая судьба доброй, прекрасной смиренной русской женщины, княгини Анны Кашинской и мужественного и благородного супруга её, великого князя Михаила Тверского.


Святая благоверная Анна Кашинская (ок. 1280 — 2 октября 1368)— тверская княгиня, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского.

В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским, сыном великого князя Ярослава Ярославича. У супругов родилось пятеро детей, но дочь Феодора умерла в младенчестве. Четверо же сыновей: Дмитрий, Александр, Константин и Василий росли и воспитывались родителями, в подражании лучшим примерам своего рода (в родах и Михаила, и Анны были князья, отдавшие жизнь за веру и родную землю, причисленные к лику святых: это святые благоверные князья Михаил Черниговский, Василий Ростовский, Александр Невский).

Михаил Тверской и Анна Кашинская

Михаил Тверской и Анна Кашинская

По лествичному праву наследования в 1305 году Михаил стал великим князем Владимирским. Получив Владимирский престол, он пытался объединять разрозненные русские земли воедино. В период великого княжения вёл борьбу с московским князем Юрием Даниловичем, занимавшим ярко выраженную проордынскую позицию и Новгородом. Князь Юрий Данилович Московский, "перекупив" в Орде право на великое княжение, в 1317 г. пришел с отрядом татар на Тверскую землю и стал разорять ее. Михаил выступил против них и наголову разбил объединенные войска. Юрию же удалось бежать. Тогда Юрий оклеветал Михаила перед ханом, и тот был вызван на суд.

Кончина Михаила Тверского в Золотой Орде

Михаил, несмотря на уговоры детей и бояр, поехал. Анна провожала мужа до Нерли. В Орде, после неправедного суда, Михаил Ярославич был зверски убит. Только через год Анна и тверитяне узнали о случившемся.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.

По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество в Тверском Софийском монастыре с именем Евфросиния. Младший сын Василий построил для неё в городе Кашине Успенский монастырь, куда она и перебралась, по просьбе Василия. Там в непрестанной молитве она провела остаток дней. За три года до её смерти всю княжескую семью выкосил страшный мор. У княгини не осталось никого из родных, кроме Василия. Неразлучные в жизни, они и умерли в один год — 1368. Перед смертью она приняла схиму с именем Анна и преставилась 2 октября 1368 года . Тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

В повести о перенесении мощей святой Анны Кашинской рассказывается о случившемся тогда чуде. Когда гробница внесена была уже на паперть Воскресенского собора, несшие ее вдруг остановились, потому что не могли дальше двинуться ни на шаг. Тогда царь Алексей Михайлович обратился к Анне Кашинской с умиленной молитвой, в которой просил ее пребывать тут, пока на месте обретения ее мощей не будет воздвигнут каменный храм в ее имя. После этого гроб с мощами без затруднения внесли в Воскресенский собор и с молебным пением поставили на правой стороне вблизи алтаря.


Рака с мощами Анны Кашинской

На средства Алексея Михайловича в 1666 году был построен каменный Успенский собор с приделом во имя святой Анны Кашинской. По его повелению была изготовлена серебряная позолоченная рака для ее мощей. Руками его сестер-царевен были вышиты покровы на раку мощей святой Анны Кашинской. В Успенском соборе до начала XX в. хранился запрестольный крест – дар царя.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников (из-за того, что пальцы правой руки её нетленного тела были сложены для двуперстного крестного знамения, а приказано было креститься тремя пальцами), и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви.

Несмотря на деканонизацию (которая длилась 230 лет), почитание Анны в Тверской епархии сохранялось, и тверские епископы этому не препятствовали; писались иконы, устраивались крестные ходы к месту прощания Анны с Михаилом Ярославичем, велась запись исцелений и т. п. Уже в 1818 году Святейший Синод разрешил включить имя Анны в месяцесловы, а в 1899—1901 годы началась негласная подготовка к восстановлению церковного почитания, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес.

В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено. На повторную канонизацию было дано согласие Николая II.

Парад в день празднования святой Анны Кашинской

Парад в день празднования святой Анны кашинской. Фото В.Колотильщикова. Нач. XX в

Ныне святые мощи почивают во вновь открытом после реставрации Вознесенском соборе , ставшем кафедральным, т.е. главным собором города Кашина . Начиная с 1994 г. 25 июня, в День города и День почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской, после литургии совершается Крестный ход с ее мощами по маршруту: Вознесенского собор, церковь святых Петра и Павла, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор.

Вид Вознесенского собора, 1909 г

Мощи Анны Кашинской

Кашин. Рака с мощами Анны Кашинской

В октябре 2011 года ковчег с мощами святой княгини Анны Кашинской был помещен в новую серебряную раку. Рака весом 54 килограмма была изготовлена на пожертвования жителей Москвы, Твери, Санкт-Петербурга и других городов. Благодаря общим усилиям было собрано более 3,5 млн. рублей и создано настоящее произведение искусства. Изготовил раку опытный мастер из Сергиева Посада.

Серебряная рака для мощей святой княгини Анны Кашинской

Материал подготовил Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Величание
Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.

Молитва преподобной княгине Анне Кашинской
О, преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к раце честных мощей твоих, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих: аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши, и не отступаеши от нас духом, сохраняюще нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему: аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь
Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно:
яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием,
темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися,
пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя, моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего,
даровати нам мир и велию милость.

Header

Святая благоверная княгиня Анна была дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича. Михаил Ярославич Тверской – сыном великого князя Ярослава Ярославича. С 14-ти лет стал самостоятельно княжить в Твери. В 1294 г. Анна была просватана за Михаила Ярославича. Быть супругой удельного князя в ту пору означало быть обреченной на долгие ожидания мужа из враждебной Орды, годами страдать в неведении, трепетать за судьбу семьи и княжества при татарских разорениях и междоусобных распрях. Всего этого на долю Анны выпало сполна.

У супругов родилось пятеро детей, но дочь Феодора умерла в младенчестве. Четверо же сыновей: Дмитрий, Александр, Константин и Василий росли и воспитывались родителями, в подражании лучшим примерам своего рода (в родах и Михаила, и Анны были князья, отдавшие жизнь за веру и родную землю, причисленные к лику святых: это святые благоверные князья Михаил Черниговский, Василько Ростовский, Александр Невский).

По лествичному праву наследования в 1305 году Михаил стал великим князем. Получив Владимирский стол, он пытался объединять разрозненные русские земли воедино. При нем сбор дани для татар перешел в ведение великого князя и ненавистные людям баскаки больше не ездили по русским городам. Воспитанный своей матерью великой княгиней Ксенией в вере и благочестии, Михаил старался и в княжении своем следовать христианским принципам, что в ту жестокую эпоху междоусобиц, татаро-монгольского разорения и грубых нравов было нелегко. Но князя отличала особая тверская стать, которая проявлялась и внешне: по словам летописца, Михаил был "высок ростом, силен и отважен".

Князь Юрий Данилович Московский, "перекупив" в Орде право на великое княжение, в 1317 г. пришел с отрядом татар на Тверскую землю и стал разорять ее. Михаил выступил против них и наголову разбил объединенные войска в битве под Бортеневым. В плен были захвачены татарский князь Кавгадый и его отряд, сестра хана Узбека – жена Юрия Даниловича Кончака. Юрию же удалось бежать. Тогда Юрий оклеветал Михаила перед ханом, и тот был вызван на суд. Михаил, несмотря на уговоры детей и бояр, поехал. "Видите, что царь моей головы хочет. Если я уклонюсь, то отчина моя вся в полону будет. Придется же когда-нибудь умирать, не лучше ли мне ныне положить душу за многие души…". Анна провожала мужа до Нерли. Внутренне разрываясь сердцем, она укрепляла Михаила быть мужественным и не посрамить достоинство князя и человека, не отступить от христианской веры. В Орде, после неправедного суда, Михаил Ярославич был зверски убит. Тело его повезли в Москву бояре Юрия Даниловича. В городе Маджары, не уступая просьбам знавших князя купцов, поставить его тело на ночь в храме, его бросили в хлеву. Ночью над этим местом воссиял яркий столп света. Это было первое чудо от мощей убиенного князя. В память о знамении построенный рядом город был назван Святой Крест (ныне г. Буденновск Ставропольского края).

Только через год Анна и тверитяне узнали о случившемся, и о том, что тело князя Михаила находится в Москве. Выкупив у Юрия Даниловича дорогие всем останки князя, их привезли в Тверь. К общему удивлению, тело не предалось тлению. Михаила Ярославича погребли в им построенном Преображенском соборе. По свидетельствам летописца, от всеобщего плача нельзя было совершать службы. Почитание князя в Твери началось сразу же, а в 1549 г. он был прославлен на Московском соборе как общероссийский святой.

Анна осталась вдовой. Часто вдовы князей вскоре после смерти супруга постригались в монахини. Но положение тверской княжеской семьи было столь трудным, что Анна не могла ее оставить. И ей пришлось пережить гибель в Орде от рук татар сыновей Дмитрия и Александра, внука Феодора. Сын Константин умер от болезни в 1339 г. И тогда, испив до конца тяжелейшую чашу скорбей, Анна уходит в монастырь. Сначала она подвизалась в Твери, а потом по уговорам своего, теперь единственного, младшего сына Василия переходит в его удел – Кашин, в Успенский монастырь. Скончалась Анна в 1368 г. в Кашине и была погребена в Успенском соборе.

Почитаемая при жизни за духовную мудрость и щедрые благодеяния, после упадка Кашинского княжества княгиня Анна была забыта, но в Смутное время при опасности разорения города явила себя его защитницей и покровительницей.

В 1611 г. при нападении польско-литовских интервентов на Кашин, она явилась во сне тяжело больному пономарю Герасиму, сказав: "гроб мой народом ни во что вменяется, считаете его обыкновенным, и меня презираете… Люди шапки свои пометают на гроб мой, садятся на него. И доколе будете вы попирать меня ногами? Разве вы не знаете, что я молю Всемилостивого Бога и Богородицу, и сохраняю вас от многих зол и напастей?" После этого сна Герасим был исцелен, и люди стали молиться у забытой ими гробницы. Начались случаи исцелений. Об этом стало известно при дворе.

Прославление святой происходило при одобрении и непосредственном участии царя Алексея Михайловича. Сам царь с царицей, сестрами и всем двором приехал на торжества прославления 12 июня 1650 г., привез составленную по его указу знаменитым Епифанием Словинецким службу святой Анне и собственными руками вместе с царедворцами перенес нетленные мощи святой из ветхого Успенского собора в каменный Воскресенский. Несли гроб на особом "деревянном одре" (носилках) на своих плечах сам Царь и прибывшие с ним бояре. Множество народа, стекшегося по этому случаю, придавало большую торжественность величественной церемонии. Еще ни одна святая Русской Церкви не удостаивалась столь пышного торжества.

В повести о перенесении мощей святой Анны Кашинской рассказывается о случившемся тогда чуде. Когда гробница внесена была уже на паперть Воскресенского собора, несшие ее вдруг остановились, потому что не могли дальше двинуться ни на шаг. Тогда царь Алексей Михайлович обратился к Анне Кашинской с умиленной молитвой, в которой просил ее пребывать тут, пока на месте обретения ее мощей не будет воздвигнут каменный храм в ее имя. После этого гроб с мощами без затруднения внесли в Воскресенский собор и с молебным пением поставили на правой стороне вблизи алтаря.

На средства Алексея Михайловича в 1666 году был построен каменный Успенский собор с приделом во имя святой Анны Кашинской. По его повелению была изготовлена серебряная позолоченная рака для ее мощей. Руками его сестер-царевен были вышиты покровы на раку мощей святой Анны Кашинской. В Успенском соборе до начала XX в. хранился запрестольный крест – дар царя.

Слабая женщина с сильным характером, она перенесла горькие испытания при жизни и была несправедливо забыта потомками. Прославившаяся чудотворениями по блаженном успении, далеко не сразу святая княгиня удостоилась общецерковного почитания. Святая с непростой судьбой при жизни и после смерти, сегодня она сияет нам светом святости из глубины веков.

Святая благоверная Анна Кашинская

Святая благоверная Анна Кашинская

Из рода княжеского

Происходившей из знатной, а к тому же благочестивой семьи девушке требовался жених не просто одного звания, но и духа. После смерти отца Анна выходит замуж за тверского князя Михаила, знаменитого святого Русской Церкви, прославленного в лике благоверных. Венчание молодоженов состоялось в день именин жениха, в ноябре 1294 года, на память Михаила Архангела. Возможно, брак благочестивой четы пребывал бы в мирном христианском спокойствии, если бы не ряд испытаний, выпавших на долю Михаила и Анны.

Многи скорби праведным

Иначе, как известными словами из псалма, нельзя озаглавить череду испытаний, выпавших на долю святой Анны Кашинской. Уже через полгода после заключения брачного союза молодая семья наблюдала за страшным пожаром, охватившим Тверь, а спустя три года и княжий терем сгорел дотла. Михаил едва спас Анну из бушующего пламени. Пожары охватили всю тверскую землю, пожарам сопутствовала засуха и гибель скота. Тяжело заболел князь Михаил. А в 1299-м году в младенчестве умерла дочь четы Феодора, первенец семьи.

Михаил Тверской был человеком независимым и прямым, что было опасным для Руси того времени

Таким был московский князь Юрий Данилович, имевший претензии на владимирские земли. Несмотря на уговоры духовенства, в буквальном смысле выступавшего во время междоусобиц миротворцами, в течение нескольких лет коварный правитель добился расположения хана Узбека в Орде и из очередной поездки возвращался с титулом Владимирского князя. Кроме того, Юрий Данилович женился на сестре хана, обеспечив себе железную поддержку сильного союзника в претензиях на спорные земли.

Начало трагедии положила внезапная смерть Кончаки, породившая нехорошие слухи. Пытаясь объяснить свою невиновность Узбеку, Михаил отправляет в Орду 12-летнего сына Константина, который становится заложником для выманивания отца. В августе 1318 года Анна проводила князя в ставку хана, понимая, что видит мужа живым в последний раз. В Орде Михаила, не желая слушать, схватили, жестоко пытали, а затем убили.

В Орде Михаила, не желая слушать, схватили, жестоко пытали, а затем убили

Тяжело для жены хоронить мужа, но еще тяжелее предавать земле тела своих детей. Старший сын Анны, во многом походивший на Михаила Тверского в мужестве и прямоте, Дмитрий, в 1322-м году отправился в Орду. Очевидно, что молодой князь задумал отомстить за смерть отца. Договорившись с ханом Узбеком о возвращении Владимирского княжества под власть Твери, Дмитрий столкнулся в Орде с коварным Юрием Даниловичем. Расправившись с убийцей отца, тверской князь потерял расположение Узбека, был заключен под стражу и через год казнен.

Дмитрий Тверской был народным любимцем, а за свою смелость и прямоту получил от людей прозвище Грозные Очи. Возможно, его смерть стала одной из последних капель в чаше терпения тверичей. В августе 1327 года мелкая ссора между местным жителем и ордынцем переросла в массовое побоище, закончившееся полным уничтожением захватчиков на Тверской земле. В отместку татары устроили жителям княжества такое разорение, какого они ни до, ни после не видели. Сын Анны Кашинской Александр с семьей бежал в Литву, где скрывалась сама княгиня – неизвестно. Позже Александр все же вернулся в разоренную родную землю и решил попытаться наладить отношения с Ордой. Но его поездка к хану, по сложившейся печальной традиции, стала неудачной: он был казнен вместе с сыном Феодором.

Образ ангельский

Но и в монашеской жизни далеко не всегда святой Анне удавалось достигнуть покоя. Когда в Тверь пришел другой ее сын, Василий, началась расправа над старыми соратниками мужа, а затем и литовская интервенция на помощь людям покойного Михаила Тверского. Василий уговорил мать бежать с ним в Кашин, где выстроил монастырь специально для Анны. Здесь-то 2 октября 1368 года пожилая инокиня мирно почила в Боге. Покорная воле Создателя, кроткая и смиренная, стойко переносившая испытания женщина, верная супруга и любящая мать, княгиня до конца своих дней безропотно несла тяжелую долю. Согласно преданию, на смертном одре святая Анна напутствовала сына Василия и его бояр вести жизнь по вере и быть милосердными к людям.

Скорби за гробом

Хотя Анна Кашинская и прославлена в лике благоверных, наблюдая за ее жизнью и событиями вокруг нее после успения, хочется наградить святую княгиню венцом мученичества. Перенесшая тяжелые испытания при жизни, потеряв супруга и детей, постоянно пребывая под угрозой гибели либо от природных катаклизмов, либо от врагов тверской земли, Анна и после смерти не переставала быть объектом нападок.

В Кашине существовал храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где, по сложившейся традиции, и похоронили княгиню-инокиню. К началу XVII века память о благочестивой Анне пришла в забвение, и даже пробивший храмовый пол гроб не пробудил в кашинцах благочестивых чувств. Нам сегодня трудно представить картину, когда в храме во время службы гробница может использоваться прихожанами как лавочка для отдыха или подставка под шапки. В один из дней 1611 года больному пономарю Успенской церкви Герасиму во сне явилась святая Анна. Княгиня отчитала алтарника за непочтительно отношение к ее мощам и велела передать свои слова духовенству. В доказательство чудесного явления Анна даровала Герасиму полное исцеление от тяжкого недуга. Событие стало отправной точкой начала всенародного почитания святой. Но ненадолго.

Тело и одежда княгини были нетленны, а правая кисть была сжата в благословляющем двуперстном жесте

21 июля 1649 года после литургии в Успенском храме мощи Анны были вскрыты в присутствии архиепископа Тверского Ионы, а также архимандрита Сильвестра и игумена Иоанна. Тело и одежда княгини были нетленны, а правая кисть была сжата в благословляющем двуперстном жесте. Вскоре Архиерейский собор постановил открыть мощи княгини для поклонения (благо, к тому времени у ее мощей было засвидетельствовано с 1611 года 41 чудо исцеления больных), а святой начали писать иконы, были составлены богослужебные тексты. Уже через год на перенесение мощей княгини из Успенского храма в кафедральный Воскресенский собор Кашина прибыл Царь Алексей Михайлович… И все бы хорошо, но знакомому с историей читателю хорошо понятно, на какой период в истории пришлось прославление благоверной Анны. Русская Церковь в XVII веке была потрясена расколом, ставшим следствием реформы обрядов, Устава и старопечатных книг. А Анна Кашинская оказалась в эпицентре внимания, как молчаливый апологет ревнителей старины. Реформа не терпела компромиссов, любым несогласиям с изменениями в церковной жизни была объявлена война. При Патриархе Иоакиме специальной комиссией была проведена деканонизация благоверной Анны. Формальным основанием стало обнаружение девяти несогласий в житии святой. В итоге патриаршая комиссия признала житие и сказание о чудесах княгини недостоверными, а гроб с мощами Анны был запечатан, хотя и оставлен в Воскресенском соборе, что не нарушало традицию – княжеские и царственные особы издавна хоронились в церквях подобным образом.

Торжество Православия

Несмотря на фактический запрет на почитание, верующий народ не забыл добрую княгиню

В 1786-м году епископ Тверской Иоасаф, написавший житие Михаила Тверского, заинтересовался жизнью супруги святого. Устроив небольшое расследование, архиерей поручил благочинному продолжать совершать ежегодные молебны Богородице с приложением канона Анне Кашинской у ее мощей. Спустя 100 лет игуменье Сретенского монастыря Кашина Антонии (Мезенцевой) было явление святой княгини, что стало поводом для новой волны почитания благоверной. А в промежуток с 1899 по 1909 год было записано еще 30 случаев чудесного исцеления верующих у мощей святой Анны. Возможно, чудес было и больше. Склонность русских людей умалчивать о произошедших с ними чудесах в ту пору отмечал священник Иоанн Аменитский, настоятель Воскресенского собора Кашина. А между тем чудеса стоили того, чтобы их описать. И все они сходились в одном: молитвенникам после их просьб в тонком сне являлась статная монахиня высокого роста, лет 50, и рекомендовала болящим съездить в Кашин, к ее мощам.

Одна женщина описывала, как посаженная на мощи (на этот раз с благородной целью) трехлетняя дочь исцелилась от паралича. Процесс выздоровления занял неделю, но после этого недуга как не бывало. А одной вдове Анна Кашинская явилась в сопровождении ангелов. Женщина не могла пошевелить ногами, но после молитв благоверной княгине и ее чудесного явления полностью выздоровела. Были случаи, когда чудеса по молитвам к святой Анне происходили с одними и теми же людьми неоднократно. Например, супруга купца Сысоева из Кашина после свадьбы столкнулась с сильными головными болями. После явления Анны женщина отправилась, по совету святой, в часовню к мощам благоверной. Отслужив со священником молебен у гробницы княгини, больная полностью выздоровела. Спустя несколько лет у супруги купца заболел двухлетний младенец. И снова помощь пришла от благоверной Анны: святая явилась после безутешных рыданий и горячих молитв матери, исцелив ребенка от тяжелой болезни.

Одной вдове Анна Кашинская явилась в сопровождении ангелов

Народное почитание, откровенные сверхъестественные события, связанные с княгиней, и мощное лобби в лице духовенства (в том числе и единоверческого) привели к тому, что в апреле 1909 было опубликовано послание Русской Православной Церкви к верным чадам о восстановлении почитания святой благоверной княгини Анны. А в первых числах июня в Кашин стали съезжаться к торжествам не только верующие тверской епархии, но и православные христиане со всей России. Присоединились к знаменательному событию и старообрядцы поповских и беспоповских согласий. В условиях незалеченной раны русского раскола сам этот факт красноречиво свидетельствовал о важности восстановления почитания святой Анны для всего русского общества своего времени.

Читайте также: