Дпи древней индии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Кустарные ремесла Индии завоевали всемирную славу благодаря подлинности, ценности, исключительному качеству, большому вкусу в исполнении и огромному разнообразию. И это не удивительно, ведь с незапамятных времен красота в Индии воспевалась как главный источник жизни, здесь красота обожествлялась, поэтому стремление к красоте должно было стать и стало неотъемлемой частью повседневной жизни людей.
С незапамятных времен люди начали украшали себя, свое жилище, предметы быта, оружие и все, что их окружало. Индийское декоративно-прикладное искусство всегда славилось своей красотой и элегантностью. Более пядидесяти лет кустарные ремесла Индии являются ее окном в мир.
Изумительные по дизайну, привлекательные по окраске, безукоризненно выполненные и элегантные, сделанные из дерева, металла, камня, папье-маше, глины, шелка, хлопка, — изделия индийских мастеров сейчас пользуются огромным спросом во всем мире.

Изделия из травы
В Индии трава всегда использовалась в обиходе для изготовления различных вещей — циновок, корзин, кукол и даже украшений. Сейчас поделки из травы стали популярными. В каждом регионе эти изделия имеют свой колорит и свою специфику..

Роспись домов
Посещая индийские деревни, часто встречаешь хижины, стены которых богато украшены узорами, а также росписью, изображающей сцены повседневной жизни, зверей, птиц. Эти украшения можно видеть и на дверях, порогах, окнах домов. Но среди самых популярных — роспись пола, которой занимаются исключительно женщины. Для них это повседневное занятие, приносящее дому удачу..

Резьба по дереву
Резьба по дереву украшает двери домов, храмов для отвода от беды. Декорируются резьбой крыши, колонны, балки, самые мелкие деревянные детали — ничто не ускользает от взора художника..

Резьба по камню
Индия богата запасами камня и традицией резьбы по камню. Местные каменотесы-виртуозы обычно хорошо разбираются и в музыке, танце, математике, религии. Разбросанные по всей стране каменные монументы говорят о величии традиций индийского зодчества.
Индийские ремесленники изготавливают художественные изделия из камня, предназначенные для домашнего использования, — тарелки, чашки..

Ткачество
Жемчужинами индийского ткачества являются хлопчатобумажные и шелковые ткани. Излюбленным занятием многих женщин является изготовление тканей на ткацких станках. Ткани специальным образом окрашивают, расшивают золотой нитью, украшают аппликациями, вышивкой. Во всем мире известны индийские изделия из шелка, шерстяные шали из Кашмира. А что уж говорить о коврах!.

Изделия из металла
Из металла в Индии изготавливают ритуальные предметы и утварь. Использование металла говорит о желании мастеров оставить свои нетленные творения для потомства..

Ювелирные изделия
Индийские ювелирные украшения не имеют себе равных. Для каждой части тела здесь используется свое украшение. С древних времен в Индии существует искусство филигранной гравировки на драгоценных камнях, кораллах, раковинах..

Изделия из стекла
Эти разноцветный блестящие изделия тоже можно встретить здесь в изобилии. Они найдены и в древних культовых сооружениях и продолжают использоваться в повседневной жизни. Таковы, например, стеклянные браслеты..

Изделия из кожи
Кожа нашла свое применение в обиходе индийцев еще до нашей эры. Из нее и теперь искусно изготавливают обувь, сумки, одежду, различные поделки..

Игрушки
Народная игрушка занимает в Индии особое место. Традиция изготовления игрушек и кукол уходит корнями в глубокую древность. Среди богатого разнообразия индийских народных игрушек можно увидеть сказочные фигурки зверей, птиц, принцев и принцесс, героев и простых людей..

Резьба по слоновой кости.
Это одно из древнейших искусств Индии. Слоновая кость является ценным и очень трудным для резьбы материалом. В последнее время это искусство исчезает, поскольку индийское правительство запретило охоту на слонов.

Терракота
Это изделия из особых сортов глины. Гончарные сосуды и керамика применяются в быту, но из глины производятся и такие вещи, которые становятся предметом высокого искусства.

Культура Древней Индии сформировалась много тысяч лет назад, первые города появились в начале I тысячелетия до н. э. и имели рабовладельческий строй, это отразилось в традициях, религии и в искусстве. Территории Индии были заселены разными народностями, которые создавали произведения искусства и литературы, самые первые находки историки относят к III тысячелетию до н.э.

В основном цивилизация Древней Индии развивались в Северной Индии, так как эти территории были более плодородными. На протяжении многих веков здесь развивалась живопись, архитектура и скульптура.

Для индийского искусства характерно стремление к роскоши и богатству. Архитектурные традиции Индии сохраняют элементы роскошной резьбы по камню и дереву. Древнеиндийская скульптура и живопись богата образами героев и богов, которые стали традиционными для индийской культуры.

Рисунок 1. Барельеф индийского храма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Зарождение искусства в Индии

Искусство Индии начиналось с наскальной живописи и было тесно связано с религией и мифологией, но при этом и отражало жизнь того времени. В культурном развитии Индия является целостной системой, которая многие века хранила свои традиции. В своем развитии искусство древней Индии было связано и с шумерской, греческой и даже с китайской культурой.

Самые первые произведения искусства были созданы в период неолита, ценной находкой являются памятники Хараппа (в Пенджабе), которые относятся к бронзовому веку. Артефакты того периода, говорят о развитии ремесел и письменности.

Харапа – древний индийский город, расположен на территории современного Пакистана.

Готовые работы на аналогичную тему

Искусство древней Индии в II в. до н.э. – III в н.э.

В искусстве этого периода можно обнаружить определенную связь с социальными мотивами. Художник Амаравати в своей живописи использовал символы, изображал не только богов и религиозные сюжеты, но и эпизоды из обыденной жизни.

Искусство содержит элементы, которые невозможно объяснить без знаний древних индийских текстов. Такие изображения встречаются до VI века, ими расписан комплекс Аджанта.

Аджанта – индийский храмовый комплекс в виде пещер расположен в штате Махараштра.

Индийская культура VI – X вв.

С эпохой Гупта появляются новые направления и элементы в искусстве. Художники постепенно теряют интерес к образу человека, все больше они обращаются в своих произведениях к богам и их жизни, в это время также распространено изображение природы.

Гупта – эра древнеиндийского календаря.

После X века в живописи уже гораздо реже встречаются изображения природы и ее явлений, художники полностью сосредоточились на буддийских богах, такими изображениями пестрят рукописи, социальные же проблемы того периода художников не волновали.

Ближе к концу XIV века художники начинают в своем творчестве уделять внимания социальной жизни, изображают иностранцев, в живописи присутствует мусульманские мотивы. Изобразительное искусство Индии этого времени дает более наглядное представление о жизни людей, чем многие другие древние источники.

В XVI веке все еще сохранялась эта заинтересованность, появляются изображения простых людей и их ежедневного быта, искусство приобретает новые смыслы.

Скульптура Древней Индии

Обычно скульптурой украшали древние храмовые сооружения, стены были полностью заполненными фигурами Будды, а свободное место между ними покрывали орнаментом. Скульптурными рельефами также изображали легенды из жизни Будды.

Новым поворотом в скульптуре стало изображение Будды в образе человека, такого ранее в индийском искусстве не было. Образ Будды и его учеников и последователей стал передавать представление о личности, познавшей самого себя, облик которой грамотно сочетал в себе физическую и духовную красоту

Помимо буддийских сюжетов в храмах можно было встретить и сюжеты из традиционной жизни, такие скульптуры помещали в ниши или ставили у стен. Это могли быть фигуры духов, божеств, богинь. Получили свое развитие и портретные статуи в виде фигур правителей, уже в то время статуи очень реалистично передавали черты лица, фигуры и даже некоторые детали одежды.

Кроме Будды, есть в индуизме и много других богов, также популярен бог Ганеши, он является сыном Шивы и Парвати. В основном его изображали в виде фигуры человека с головой слона, изображения богов индуистского пантеона, а также их статуи скульптуры дошли до наших дней и имеют огромное значение для мировой культуры.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство получило свое развитие в форме литья из бронзы и производства ювелирных изделий. Также индийские мастера из керамики делали посуду, после расписывали ее и украшали изображениями животных, окруженных растениями, в основном распространена была черная и красная краска для росписи, другие цвета тоже использовали, но реже.

Весомый вклад в сохранение культуры и искусства древней Индии внес русский художник Рерих, позже его поддержал его сын, который занимался охраной культурный ценностей древней Индии.

Таким образом, Индия это страна с очень яркой и многоликой культурой, на формирование особого стиля ее искусства, скульптуры, литературы многие века влияли три разных религии – буддизм, ислам и индуизм, в результате что-то забывалось, что-то вновь появлялось и выражалось в искусстве того или иного периода.

Создание художественно оформленных предметов быта и декора интерьера — один из древнейших видов искусства в Индии. Его воздействие приносит человеку эстетическую радость, облагораживает вкус. Прикладное искусство издавна пользовалось любовью народа. Орудия труда, предметы домашнего обихода, воинского снаряжения и религиозного культа богато и изобретательно украшались. Их производителями были многочисленные касты ремесленников.

Художественное оформление рукописных книг стало особенно искусным в XVI — XVII веках. Оно требовало тонкого мастерства каллиграфов, художников-миниатюристов, позолотчиков и декораторов — переплетчиков. Каждая рукопись — итог творчества десятков умельцев. Такие книги собирались в дворцовых библиотеках, доступ к которым имел лишь ограниченный круг лиц. Для изготовления художественных изделий использовались:

  • дерево и ореховая скорлупа
  • глина
  • металлы
  • поделочный камень (например, мрамор)
  • жемчуг, кораллы, раковины
  • кость (в особенности, слоновая), рог, черепаховый щит
  • хлопок, шерсть, козий пух
  • растительное волокно, шелк
  • кожа
    и т.д.

Иными словами, можно сказать, что находило себе применение практически все, что могла дать богатая индийская природа. Красители тканей (в частности, индиго) славились долговечностью и красотой оттенков на весь мир, а знаменитая индийская булатная сталь не имела себе равных. В колониальную эпоху некоторые виды художественных ремесел исчезли и были возрождены лишь после обретения страной независимости в 1947 г.

В древней и средневековой Индии было широко распространено художественное прядение и ткачество. Наиболее часто для декорирования интерьера изготовлялись вышивки, набойки, ковры, а также различные ткани. Индия, первой в мире начала культивировать хлопок. Тончайшие ткани из него ценились еще в древнем Вавилоне и Риме. Им давали образные названия: сотканный воздух, струящаяся вода, вечерняя роса, так как становились почти невидимыми в воде или на росистой траве. Ткани украшали вышивкой, росписью, набивкой узоров (оттиск рисунков резными деревянными штампами) и другими способами. Применение штампов вручную и размещение деталей рисунка на глаз создавало живописную игру цвета и линий, что делало каждую вещь подлинно художественной, лишенной сухости машинного трафарета. Иногда, на полотнищах покрывал или занавесей изображались сцены свадебного поезда с невестой, едущей в повозке на быках, в сопровождении музыкантов и других участников празднества. Все фигуры выглядели изящно и гибко, позы и жесты передавались точно и выразительно.

Индия. Образец текстильного орнамента.

Индия. Образец текстильного орнамента.

В XIX веке распространилась слава о тонких шерстяных шалях Кашмира. Нити для них прялись из козьего пуха и при помощи маленьких челночков переплетались с нитями основы, натянутыми на вертикальных станках. Для каждого цвета бралась отдельная уточная нить и свой челночок. Самые сложные многофигурные сцены передавались с мастерством, которому мог бы позавидовать живописец. Кашмирские шали были так тонки, что продевались сквозь перстень. Сюжетные мотивы, часто воспевали радость влюбленных среди ликующей природы, который был также одним из популярных в древнеиндийской литературе, фольклоре и живописи. И по сей день, в Индии сохранилось производство золотых (парчовых) тканей, которыми издавна славился Банарес.

Орнаменты шерстяных шалей Кашмира. Музей Искусства народов Востока. Москва.

Популярной техникой декорирования интерьера во многих районах Индии было и остается ремесло резчика по дереву, техника художественной резьбы. Ввиду особой прочности и красоты фактуры, используется красное, розовое и черное дерево, палисандр, ароматный сандал. Деревянную мебель часто инкрустируют слоновой костью и перламутром, а также латунной проволочкой. Применяются и накладные украшения из металла. В Кашмире процветает производство ширм с изящной ажурной резьбой, рельефами. Резьбой украшают столики из черного дерева, изготовляемые на юге страны. В инкрустации костью невысоких многоугольных столиков, всевозможной формы ларцов, шкатулок и ящичков, геометрические и стилизованные растительные орнаменты удачно сочетаются с фигурами животных и людей, с элементами пейзажа. Особенно распространено изображение слона, широко почитаемого обитателя джунглей. Нередко можно увидеть героя индийской мифологии бога грозы и бури Индра, мчащегося на белом слоне, символизирующем грозовое облако, или бога Солнца, пересекающего небосвод в колеснице на золотистых конях. Символичны также птицы, рыбы и пресмыкающиеся, а также деревья и цветы. Из животных особенно почитались корова, обезьяна Хануман, из пресмыкающихся кобра (один из атрибутов бога Шивы), из птиц лебедь, павлин, из цветов лотос (символ чистоты).

Ганеша (индийский бог Изобилия с головой слона). Бронза. Современная скульптура.

Традиционным видом искусства в Индии являются лаковые изделия. Ими славится Кашмир. Подносы, чаши делают из бумаги, муслина и гипса с клеем, расписывают яркими красками и покрывают тонким слоем прозрачного лака. Для большего эффекта фон иногда наносят золотом или оловянной станиолью (фольгой) с клеем. Акварельные росписи очень нарядны и красочны. Они напоминают кашмирскую весну с цветущими розами, нарциссами, жасмином. Иногда изображаются целые сцены, как, например, игра в поло. Существует и другая лаковая техника нирмал. В зависимости от добавок, лак бывает черного, красного или коричневого цвета. Он накладывается на деревянное изделие и полируется до блеска. Затем, делается роспись красками минерального и растительного происхождения. Изящна и оригинальна роспись золотистым красителем по черному, как сажа, блестящему лаковому фону. Процесс приготовления золотой краски сложен, если не сказать уникален. Безошибочно найденная контрастность цветовых сочетаний, а также технические особенности росписей требуют большого мастерства, точности и выразительности кисти. В итоге получается на редкость своеобразный декор.

В производстве художественных изделий часто применяется металл. Разнообразны древние технические приемы его декора: насечка золотом и серебром, резьба и гравировка, чеканка, инкрустация, украшение самоцветами, позолота, бронзировка и шлифовка. Интересен черный сплав, украшенный серебром в технике бидри. Гравируется рисунок, и в углубления молоточком вбивают серебряную проволочку или пластинку. Затем, серебряный орнамент полируется и потому эффектно блестит на черном фоне сплава. Раньше, использовались лишь растительные мотивы; в последние годы появились рисунки, навеянные стенописью пещер знаменитой Аджанты. Формы и назначение предметов бидри разнообразны.

Ваза из латуни. Индия. Современное изделие.

Важное место в прикладном искусстве и декоре интерьера Индии занимало художественно отделанное оружие, но его производство прекратилось в XIX веке. Лишь музейные коллекции говорят об исключительной роскоши этого убранства, для которого применялись золото, серебро и драгоценные камни, а для деревянных частей огнестрельного оружия слоновая кость и перламутр. Каждая провинция Индии славилась особым видом орнамента, убранства, ковки холодного оружия. Например, в районе Пахари делали мечи-диковинки некоторые с зубьями, как у пилы, с насечкой, в форме птичьего клюва. Оружие, сделанное в Лахоре и Синдхе, славилось прочностью. Делийское блеском. Мечи Лакнау изяществом. Джайпурские финифтью и золотой насечкой. Майсурские инкрустацией золотом. Огромное разнообразие в форм и отделок можно проследить по древним индийским монетам, скульптурам, настенным рисункам. В зависимости от вида и назначения мечей и кинжалов им давались названия. Например, виджая (приносящий победу) или вишаяна (грозный). Многие изделия изготовлялись просто как атрибуты, и никогда не применялись.

Высокого совершенства достигла обработка благородных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, продолжая традиции изсвестных в прошлом разнообразных народных ремесел. Шлифовка камней была на очень высоком уровне, причем предпочиталась округлая форма драгоценного минерала, а не граненая, как в Европе. До нашего времени, сохранилась техника тончайшей серебряной филиграни, отличающейся легкостью ажурных стформ. Широко распространились изделия, которые уже не имеют практического применения, но обладают художественной ценностью. Сюда относятся, например, кораблики из серебряной филиграни, настенные чеканные подносы.

И сегодня, в ювелирных украшениях широко применяются полудрагоценные камни разных пород. Разнообразием и яркостью отличаются дешевые изделия искусные имитации драгоценностей из цветного стекла, блестящей фольги, бисера, кусочков зеркал. Таковы женские браслеты и броши, пользующиеся широким спросом. С большим мастерством и вкусом в них подобраны белые и цветные стеклянные шарики, отражающие свет благодаря подложенной фольге. Европейцу, вероятно, такие украшения кажутся слишком броскими, но они выглядят гармонично в сочетании с яркими тканями одежд, вышитыми блестками и серебром сумочками. Индийские женщины с тонким вкусом подбирают украшения, делающие убранство столь выразительным, удачно дополняющим их природную красоту. Декоративно — прикладное искусство Индии и сегодня может служить образцом мастерства и вкуса.

Когда-то давно на сайте были статьи про индийские сувенирные центры, где продается всё, что производят индийские ремесленники: Сувенирные центры — шик, блеск, красота и Как работает торговля в Индии .

И подпись к этой фотографии сделаю эпиграфом ко всему материалу: Художественные ремесла Индии: ткачество, вышивка, чеканка по металлу, резьба по кости — известны в мире уже около 5 тысяч лет.

Художественные ремесла Индии известны всему миру около 5 тыс. лет. Эта отрасль народного искусства всегда была одним из краеугольных камней индийской экономики, и произведения ремесленников находили сбыт не только на внутреннем рынке, но и издавна служили и предметом вывоза во многие страны — от Египта до Китая.

Каждая народность этой многонациональной страны, а иногда и отдельные группы населения славятся своими видами ремесла, только им свойственными приемами обработки того или иного материала.

Начнем с ткачества и орнаментирования тканей. Традиционным и наиболее широко распространенным типом женской одежды в Индии является сари — прямая широкая полоса ткани длиной от 4 до 9 м, которой женщины драпируют тело.

Узор каждого сари является неповторимой художественной композицией. Он бывает и вытканным, и набивным, и вышитым, и нанесенным в процессе окраски.

Центром златоткачества издавна является город Варанаси (Бенарес). Здесь изготовляют драгоценные парчовые сари и шарфы со сложнейшим узором, вытканным золотой и серебряной нитью. Эти ткани были известны в древности в странах Римской империи, а в наши дни их вывозят почти во все страны Запада. Изделие ткачей из Варанаси и в Индии считается желанным подарком. С ними могут соперничать только изделия ткачей южных штатов Тамилнаду и Майсур. Но здесь делают только злато-серебряную кайму на сари из плотного яркого шелка и украшают их таким же паллавом (т. е. концом сари, который перебрасывается через плечо и свисает за спиной; на нем обычно рисунок бывает более плотным).

Другие тканые узоры столь разнообразны и имеют такое широкое распространение, что их даже вкратце описать невозможно.

Набойкой украшают и длинномерные ткани, и тканые изделия. Узор наносят штампом и по трафарету. Иногда сари и шарфы расписывают от руки. За последние 20-25 лет стал приобретать все более широкую популярность в городах батик — окраска ткани под восковым покрытием, которое затем удаляется.

Серебряной и золотой нитью вышивают в Северной Индии шапочки, дамские сумки и другие изделия. Этим ремеслом, как и в Кашмире, занимаются мужчины. Вещи, вышитые таким способом, покупаются в самой Индии и широко экспортируются.

Самые разнообразные металлические изделия умеют изготовлять по всей Индии. Это давнее традиционное ремесло, уходящее своими корнями, как и художественное ткачество, в эпоху цивилизации долины Инда, т. е. в 4-3-е тысячелетия до н. э. Из способов выработки металлических вещей в Индии известны литье, горячая и холодная ковка и изготовление филиграни.

Металлическую утварь обычно орнаментируют. На севере Индии орнамент носит чаще всего характер растительный или геометрический, на юге Индии на изделиях постоянно встречаются фигурки людей и животных, а на храмовых и декоративных сосудах и тарелках — также фигурки богов.

Орнамент наносится гравировкой, чеканкой, ковкой и насечкой. Часто выгравированный на поверхности узор заливается цветной эмалью или особыми цветными лаками.

Наибольшей известностью пользуются латунные и бронзовые изделия с эмалью из штата Раджастхан, где изготовляют и кувшины емкостью в несколько литров, и мельчайшие ювелирные украшения. Славятся своим тонким гравированным узором, покрывающим обычно всю поверхность изделия, и вещи из североиндийского города Морадабад и из Кашмира. Все эти предметы широко экспортируются.

Южноиндийские сосуды заметно отличаются от североиндийских тем, что узор на них обычно бывает рельефным и его детали трактуются более обобщенно и вместе с тем более реалистично. Здесь часто украшают изделия из красной меди и латуни аппликациями из серебра, припаивая их на стенки сосудов или на поверхность различных блюд и тарелок.

Наибольшего совершенства в обработке металла достигли ювелиры. Женщина Индии по традиции должна быть украшена с головы до ног. Головные украшения из серебра, золота и цветных камней включают в себя шпильки с розетками, налобные и височные подвески, цепочки и гирлянды, накладываемые на волосы, серьги, продеваемые в уши. На шею надевают плотно охватывающие ее ажурные и плетеные ошейники и несколько рядов спускающихся на грудь украшений — бусы, пекторали, цепочки, подвески. Руки украшают браслетами, охватывающими не только запястья, но часто и предплечья, розетками, укрепляемыми на тыльной стороне руки, и кольцами. Талию охватывают широкие пояса со свисающими с них в несколько рядов цепочками и подвесками. На щиколотки надевают браслеты, а на пальцы ног — кольца.

Качество и дороговизна украшений, естественно, зависят от материального благосостояния семьи, но количество их колеблется скорее в обратной пропорции — женщины из состоятельных слоев населения надевают традиционные украшения чаще всего в дни праздников и семейных торжеств, тогда как женщины в деревнях всегда носят свои бусы, браслеты и другие предметы убранства.

Широкой славой пользуются тончайшие, филигранные изделия из серебра, которые изготовляют ювелиры штата Орисса. В ювелирном деле заняты не только златокузнецы, но и гранильщики камней, известные своим искусством далеко за пределами Индии. Для этой страны характерно то, что здесь в каждой большой деревне есть свой ювелир, но гранильщики обычно живут в городах, так как рынок сбыта их продукции более ограничен.

Глиняные сосуды используются в основном для хранения воды или зерна. И в том и в другом случае об их художественных достоинствах никто не заботится, так как стоят они в темных углах деревенских домов или в сараях.

Декоративные вазы, тарелки для плодов и сладостей и другие подобные изделия изготовляют в основном ремесленники-мусульмане Северной Индии. Поэтому орнамент на этих изделиях напоминает по своему характеру орнамент на декоративных строительных изразцах из Ирана или старых городов Средней Азии. В восточных штатах Индии развилось производство очень красивых ваз, на которые наносится роспись после обжига.

Еще одним распространенным по всей Индии ремеслом является плетение. Из соломы, джута и пальмового волокна, окрашенного и неокрашенного, плетут самые разные изделия — циновки, корзинки, салфетки, дамские и хозяйственные сумки, шляпы и т. п.

Из всех без исключения материалов широко изготовляют куклы и фигурки для украшения жилья. В Индии эти фигурки играют особую роль — женщины каждой семьи, имеющей мало-мальский достаток, устраивают в день Нового года домашние выставки декоративных фигурок. Поэтому они тратят и время, и средства на подбор своей коллекции, на ее периодическое пополнение, на обновление нарядов входящих в нее тряпичных кукол.

По всей стране ремесленники производят также разные шкатулки, коробочки и ларцы. В Кашмире их делают преимущественно из папье-маше и покрывают мелкой росписью под лак, в Пенджабе — из резного дерева, в штате Уттар Прадеш — из инкрустированного алебастра, в Раджастхане — из металла, в Тамилнаду и в Бенгале — из тисненой кожи, в Майсуре — из инкрустированного дерева и т. д.

Для изготовления ламп и подсвечников употребляется еще один материал — океанские перламутровые раковины. Для разных поделок используется слоновая кость.

Почти все отрасли индийского художественного ремесла пришли в упадок за долгие годы английского колониального владычества. После того как народ Индии добился независимости, правительство республики и разные общественно-культурные организации стали уделять большое внимание воскрешению ремесел и их дальнейшему развитию. В результате этих усилий по всей стране созданы производственно-сбытовые кооперативы ремесленников, и во всех крупных городах открыты специализированные магазины художественных ремесел. В современной Индии традиционные ремесла снова заняли одно из ведущих мест в национальной культуре страны.

Искусство Индии

Искусство Индии
Искусство древней Индии связано с религиозно-мифологическими представлениями, но при этом отражает и жизнь своего времени. Если в политическом отношении Индия редко была единой, в культурном отношении она представляла целостность на протяжении веков.

Искусство Индии Хараппы и Мохенджо-Даро (3 тыс. до н.э.)

Начальным периодом культуры Индии является доарийская культура, о которой до 1921 года ничего не было известно. Заслуга открытия протоиндийской цивилизации принадлежит индийским археологам. К настоящему времени обнаружено около тысячи поселений, среди которых лучше всего раскопаны два главных центра — Хараппа и Мохенджо-Даро.

Все поселения имеют различную площадь, им свойственна двучленная структура: они состоят из цитадели и нижнего города. Строения цитадели воздвигались на платформе высотой до 6 м для защиты от наводнений, фасад комплекса укреплялся мощными кладками. В цитадели Мохенджо-Даро находился огромный бассейн длиной 12 м, а зал собраний, зернохранилище были скомпонованы в единый массив. Нижний город имел регулярную застройку. Некоторые городские дома достигали трех этажей, спет и воздух проникали в помещения через отверстия под потолком.

Двумя наиболее крупными городами являются Хараппа и Мохенджо- Даро, общая площадь которого составляла 848 кв. м, а число жителей определяется в 35—40 тыс. человек. Протоиндийский город имел в среднем 12 блоков, образуемых пересечением улиц.

Искусство Индии

Удивительные индийские храмы

Такое расположение улиц было приспособлено для сведения к минимуму разрушительных последствий муссонных ливней, а ориентация улиц по направлению ветров обеспечивала их естественную вентиляцию. На уличных магистралях под мостовой находились покрытые плитами и выложенные кирпичом каналы, вода по специально устроенным водоотводам устремлялась к окраинам, где были водостоки.

Дома отличались великолепной кирпичной кладкой, простотой форм. Найдено множество гончарных изделий, которые оформлялись при помощи гончарного круга и покрывались красной охрой. После этого черной краской наносили узоры — треугольники, круги. Перед обжигом изделия полировались. В числе находок большое количество игрушек, которые выделывались главным образом из терракоты (трещотки, свистульки, зайцы, быки), выполненных с различной степенью мастерства. Найдены каменные печати прямоугольной формы с нерасшифрованными по настоящее время текстами, на которых изображены животные особо почитаемые в Индии — слон, лев, горбатый бык, обезьяна.

В противоположность животным, фигурки людей выполнены схематично и условно.
В Мохенджо-Даро среди предметов мелкой пластики обнаружена статуэтка из бронзы обнаженной молодой танцовщицы с коротким туловищем и худыми, удлиненными конечностями. Широкое лицо негроидного типа контрастирует с юными неразвитыми формами тела.

Средневековая иллюстрация о жизни в Индии. Искусство Индии

Арийский (ведический) период искусства Индии (2 — сер. I тыс. до н.э.)

Искусство Индии

Резные орнаменты храмов. Искусство Индии

Индийские посторойки. Искусство Индии

Тогда Рама вместе с женой и братом Лакшманой, уйдя из дворца, отправился в изгнание. Втроем они вели в лесу жизнь отшельников. Но демон Равана, царь Ланки, похитил Ситу и увез ее на этот остров. Рама с помощью царя обезьян Ханумана возвратил жену. Затем следует разоблачение обмана и возвращение всех героев в столицу. Похититель Ситы обходился с ней почтительно, но из-за того, что она жила под кровом другого мужчины, Сита должна была пройти очищение. Она бросилась в пламя костра, но бог Агни отказался принять ее. Они вернулись в столицу, и Рама взошел на трон.

Изобразительное искусство древней Индии. Искусство Индии

Здания с водопадами. Искусство Индии

Остальные боги вед, включая Индру, отходят на второй план. В религиозные верования проникают и порожденные народной фантазией наги и нагини, населяющие реки и наделенные колдовскими чарами, а также якши и якшини, обитающие в ветвях священных деревьев и выполняющие роль стражей у городских ворот или священных мест.
В VI веке до н.э. средоточием древнеиндийской культуры стала юго- восточная часть бассейна р. Ганг, на территории которой были созданы могущественные княжества, такие как Магадха, Ватса, Аванти.

Искусство периода Ашоки (III — II вв. до н.э.)

От времени жизни Будды и последующего времени до нас почти не дошло никаких изображений. Это объяснялось, в частности, и тем, что в это время Будда воспринимался его последователями как непостижимая личность, но не как сверхъестественное существо. Не возводилось и памятников, посвященных учителю.

Ситуация начала меняться, когда в последней четверти IV в. до н.э. после сокрушительного удара по Персии войска Александра Македонского вторглись в Индию. После смерти Александра в Вавилоне в 323 г. до н.э. среди его военачальников началась борьба за наследство Александра — огромные территории, захваченные в результате его походов. Междоусобицей воспользовался один из представителей клана Маурьев Чандрагупта, изгнавший греческих ставленников из северо-западной Индии.

Ступу окружала стена с четырьмя воротами по сторонам света — тора- нами, представлявшими две каменные опоры, которые в верхней части перекрывались тремя каменными балками архитрава.
Тексты буддистов среди культовых зданий упоминают вихары — монастыри, которые строили из бревен на кирпичном основании, достигавшие нескольких этажей. Внутри и снаружи здания покрывались штукатуркой, по которой шли росписи на буддийские сюжеты.

В период между правлением династий Маурьев и Гуптов возводилось множество ступ, самыми известными из которых были ступа в Бхархуте, Санчи и Амаравати. После того, как по II в. ступа в Санчи была увеличена в два раза, диаметр ее купола достиг 120 футов. Она была облицована тщательно отесанным камнем. Каменная ограда заменила деревянную, в конце I в. до н.э. было пристроено четверо ворот с каждой стороны света. Главную ступу окружали второстепенные и монастырские строения.

Ворота в Санчи состоят из двух квадратных столбов, на которые опираются три изогнутых архитрава, поддерживаемых животными или карликами. В Индии лишь немногие ступы превосходили ступу в Санчи, но на Шри Ланке они достигали колоссальных размеров. Со временем в северной Индии высота ступ все время увеличивалась по отношению к основанию. Часто они устанавливались на квадратных платформах, принявших в Бирме и Индонезии вид ступенчатых пирамид. Самая большая из таких ступ создана в VIII в. на острове Ява в Боробудуре. Навершие ступ стало в Таиланде и Бирме шпилеобразным.
Вокруг ступ обычно располагались меньшие ступы, а также монастыри, помещения для святынь, залы для проповедей и гостиницы для паломников.

Кроме ступ в буддийской архитектуре существовали искусственные пещеры. Они сохраняют свою связь с деревянной архитектурой. Самые знаменитые пещеры находятся в Западном Декане. Чайтьи —
буддийские скальные монастыри представляли собой выбитые в скальном массиве продольные помещения со сводчатым потолком и колоннами вдоль продольных стен; напротив входа, декорированного световым «солнечным окном в форме полукруга с высоким гребнем, находится вырезанная из скалы небольшая ступа с обходом вокруг.

Из центрального зала чайтьи двери вели в монастырские кельи. Ступа и чайтья — образцы т.н. «негативной архитектуры. У ступы нет интерьера (в нее нельзя войти), а у чайтьи экстерьера — внешнего облика. С течением времени скальные храмы увеличивались в размерах.

Расположенный в Карле недалеко от Бомбея монолитный пещерный храм I в. до н. э. — самый большой из буддийских пещерных храмов. Его длина — более 37 м, ширина равна 14 м, высота 13,7 м. 15 колонн делят храм на три части, 7 колонн расположены вокруг вырубленной в скале ступы, каждая колонна установлена на квадратном ступенчатом цоколе, затем идет луковицеобразное основание, восходящее к деревянному строительству.

Для искусства периода Ашоки характерны особого рода колонны — мемориальные каменные столбы, поставленные в местах, связанных с проповеднической деятельностью Будды, на пути паломников, — стамбхи. Столб с львиной капцтелью был воздвигнут в Сарнатхе в середине III в. до н.э. в месте, где Будда организовал общину монахов.

Представляет собой слегка суживающийся монолит из полированного серого песчаника высотой около 12 м, завершающийся капителью, состоящей из трех частей: нижней, в форме опрокинутого цветка лотоса, увенчивающей ее верхние части в виде фигуры животного или групп полуфигур животных, обращенных в разные стороны, и абаки, разделяющей верхний и нижний элементы капители. Животные служили символами сторон света. Лев — Севера, так как буддизм проник в Индию из Непала.

Появление антропоморфного образа Будды приходится на начало нашей эры, когда в художественных школах северо-западной Индии (Гандхара, Матхура) под влиянием эллинистических образцов создается канон изображения Будды. Канон передает поворотные моменты его жизни. Будда изображается или идущим, или сидящим в позе лотоса, или лежащим на правом боку в нирване.

Каноническое одеяние Будды — дхоти (набедренная ткань, спускающаяся до щиколоток), поколенная рубашка без рукавов, накидка с прорезью для шеи. Пропорции тела каноничны: голова с теменным возвышением относится к общей длине туловища в пропорциях от 1/4 до 1/5. У него удлиненные мочки ушей (символ всеслышания), выпуклая родинка урна между глаз (знак духовного видения) и теменное возвышение ушниша (знак всеведения). Обязателен нимб. Пальцы и руки в определенных положениях. Для сидящего Будды характерны мудры: кисти лежат ладонь на ладонь на скрещенных ногах — это мудра размышления и сосредоточения (дхъяна — мудра), правая рука касается земли — знак призыва земли в свидетели того, что Гаутама достиг просветления, кисти рук около груди с особым расположением пальцев — знак поворота колеса Закона.

Земное окружение Будды представлено монахами, бритыми, босыми, без возраста и пола. Аскеты (ар- хаты) считались вступившими на путь спасения и изображались немолодыми людьми, с изможденными лицами, бородой и нестриженными волосами, завязанными узлом на затылке.
Буддизм вобрал в себя множество божеств иных религий, прежде всего индуистских, но также, хотя в значительно меньшем количестве, иранских и греческих. Из цикла низших божеств, пришедших из индуизма, дэваты, небесные гении, якщи и якшини, небесные музыканты с лютней, арфой, флейтой, барабаном.

Искусство средневековой Индии

На рубеже 1—2 тыс. н.э. буддизм уходит из Индии, и его место занимает реформированная религия вед — индуизм. Подлинное название индуизма — сананта-дхарма(вечная дхарма). Тремя главными богами индуизма (тримурти) являются Брахма — творец мира, Вишну — охранитель мира и Шива — разрушитель мира.
Культ Брахмы не разработан. Храмов, посвященных ему, мало. Брахму обычно изображают четырехголовым, он господствует над 4-мя сторонами света, из голов произошли четыре веды. Его перевозчик (вахана) — лебедь. Брахму изображают стоящим с короноподобной прической, с серьгами в ушах, бородатым, четвероруким. В руках — четки, сосуд в одной из левых рук, связки бумаги из пальмовых листьев (книга с текстом из вед), священная трава. Тело Брахмы золотистого цвета, у него нет воплощений (аватар).

Вишну — охранитель мира, в ведах его почитание связано с солнечным культом. Вишну наиболее почитаем в исконной области ариев — северной Индии. В изобразительном искусстве Вишну предстает как идеал красоты. Тело Вишну синеголубое. Он может, как и Брахма, изображаться возлежащим на змее вечности. В стоячей позе он предстает со своей женой Лакшми. У Вишну три жены — Лакшми (любимая), Бхуми-Дэви (богиня земли), Нила-Дэви. У его статуй обычно четыре руки, в которых находятся ритуальные предметы: метательный диск, раковина. На голове коническая корона, в ушах серьги, на шее ожерелья. И свисающая почти до колен гирлянда цветов. ВаханаВишну — Гаруда изображается с головой и грудью коршуна и человеческим туловищем.

Шива изображается божеством, несущим как благо, так и бедствия. Волосы у него собраны в коническую прическу. Если Шива изображен танцующим, у него может быть более 4 рук. Под одной его ногой находится распластанная фигурка безмятежного карлика, символизирующего мир, который пересоздает Шива. Шива может держать в руках трезубец, четки, меч, половину черепа. Изображается вместе с женой Утой.

Эпоха средневековья во всей Индии знаменуется расцветом индуистской храмовой архитектуры и пластики. Эту эпоху отличают города- памятники. Правители династии Паллавов VII и VIII вв. оставили после себя пещерные храмы, модели храмов, вырубленные из цельной скалы (ратхи). В восточной части Южной Индии возводится прибрежный храм Шивы Махабалипурам, представляющий комплекс построек. Горельефы храма изображают низвержение священного Ганга на землю, Арджуну, которому Шива дарует лук. Изображения животных уникальны по своей выразительности. До нас не дошли остатки храмов, воздвигнутых до воцарения Гуптов, и лишь некоторые от времени их правления. Общей чертой индуистских храмов этого периода являются богато украшенные колонны с колоколообразными капителями, маленькие размеры, плоские крыши. Каменная кладка применялась без раствора и была очень массивной.

Стандартный тип индуистского храма с VI в. представляло собой небольшое темное помещение — гарбхагриха, которое было соединено с залом для верующих специальным переходом. В зал входили через портик. Святилище обычно увенчивала башня, над другими частями здания были башни меньших размеров. Весь комплекс зданий стоял на платформе и был окружен прямоугольным двором. В Средние века были выработаны строгие правила зодчества, зафиксированные в канонических трактатах. Уникальным является высеченный из цельного скального массива храм Кайласанатха, строители которого рубили и удаляли массу породы и высекли храм подобно статуе вместе со святилищем, залом, входами и аркадами. Храм находится среди вырубленного из цельного скального массива двора общей площадью 58 на 51 м и более чем на 30 м уходящего вглубь скалы. Наиболее поздними пещерными храмами являются храмы Элефанты, острова около Бомбея. После этого пещерное храмовое строительство затухает.

Храмовой архитектуре Индии присуще единство, однако специалисты выделяют два ведущих стиля и многочисленные школы. Северный, или индоарийский стиль, отдавал предпочтение башне с округлой вершиной и криволинейными очертаниями, башни южноиндийского стиля имеют форму усеченной пирамиды. Большинство южноиндийских храмов посвящено Шиве.
Пещерные храмы, посвященные Шиве, представляют собой вырубленные в скале пещеры с поддерживаемым колоннами вестибюлем в форме веранды, также высеченным из камня. В скульптурных изображениях преобладает образ Шивы и его супруги Парвати-Умы.

Средневековая архитектура Северной Индии представлена школами Ориссы, Гуджарата, Южного Раджастхана, Бунделькханда. Шикхара североиндийских храмов имеет особую форму. На уровне примерно трети высоты ее стены башни начинают плавно сужаться, и округлую вершину венчает плоский каменный диск и шпиль. Глубокие вертикальные желоба подчеркивают устремленность башни вверх. Вхрамах обычно четыре помещения — зал жертвенных подношений, зал танцев, зал собраний и святилище. Святилище венчает самая большая из башен, установленных над всеми помемещениями. К наиболее знаменитым орисским храмам относят храм Вишну — Джаганнатха в Пури и черную пагоду в Конараке, представляющую собой храм бога солнца Сурьи. В этом храме два внешних зала находились отдельно от основного сооружения, зал собраний и башня располагались на платформе, которую украшали 12 колес. По сторонам от ведущей в храм лестницы были фигуры поднятых на дыбы кjней. Все здания символизировали колесницу Сурьи.

Читайте также: