Дети с нарушениями слуха и зрения кратко

Обновлено: 17.05.2024

В статье рассматривается организация психологической помощи детям и подросткам имеющим нарушения слуха и зрения, как в России, так и за рубежом. Приводится базовое отечественное и зарубежное законодательство, изменения в нем, основные тенденции сочетания правовой базы специального образования и психологической помощи в разных странах. Особо в работе уделено внимание методологическим подходам в организации обучения детей с нарушением слуха и зрения, а также общим принципам сбережения здоровья при обучении детей в школах. Система психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья состоит из психологической диагностики, психологического консультирования, психокоррекции, психологической поддержки, психопрогностики и психологического сопровождения. Все эти компоненты взаимосвязаны между собой. Для того чтобы воспитание и обучение детей и подростков с нарушением слуха и зрения были успешными, необходима правильная оценка их возможностей и выявление их особых образовательных потребностей.


2. Малафеев Н.Н., Шматко Н.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М., 2001.

4. Скрипкина Н.В. Организация психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям // Молодой ученый. – 2015. – №6.

5. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2010.

В последнее время особенной острой является проблема роста числа детей имеющих нарушения в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (2014) 19 миллионов детей имеют нарушения зрения. Из них у 12 миллионов детей нарушения зрения вызваны аномалиями рефракции – состояниями, которые можно легко диагностировать и корректировать. Для 1,4 миллиона детей, имеющих необратимую слепоту на всю оставшуюся жизнь, необходимы мероприятия по зрительной реабилитации для их полного психологического и личного развития. По данным ВОЗ (2015) – 32 миллиона детей страдают от инвалидизирующей (потеря слуха в слышащем ухе, превышающая у детей 30 дБ) потери слуха.

В 22 коррекционных образовательных учреждениях Ивановской области обучается 2713 детей, имеющих нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

В этой статье рассматривается организация психологической помощи детям и подросткам имеющим нарушения слуха и зрения как в России, так и за рубежом.

В соответствии с Международной классификацией болезней-10 (МКБ-10), существует четыре уровня зрительной функции:

1. Нормальное зрение

2. Умеренное нарушение зрения

3. Тяжелое нарушение зрения

Потеря слуха может быть: лёгкой, умеренной, тяжёлой или глубокой.

В декабре 2014 года Министерством образования были утверждены два федеральных государственных образовательных стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: начального общего образования для детей с нарушением слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших), для детей с нарушением зрения (слепых, слабовидящих). В нашем регионе в апробации новых стандартов участвует Ивановская школа-интернат для детей с нарушениями зрения.

Российская система образования детей и подростков с нарушениями слуха и зрения включает: Дома ребёнка, реабилитационные центры для детей раннего возраста; дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующего вида для слабовидящих детей; ДОУ комбинированного вида для пребывания детей с нарушениями слуха и зрения; школы-интернаты I вида для неслышащих; II вида для слабослышащих и позднооглохших; III вида для незрячих; IVвида для слабовидящих; массовые школы для интегрированного обучения детей и подростков с нарушениями слуха и зрения.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для неслышащих детей (I вида). Обеспечивает неслышащим детям общеобразовательную и первичную профессионально-трудовую подготовку. Включает в свой состав I–XII классы, подготовительный класс для детей шестилетнего возраста, не получивших дошкольной подготовки. Дети получают основное общее образование за 11 лет (и за 12, если начали обучение с подготовительного класса). Выпускники, которые планируют получить полное среднее образование, могут обучаться в специально создаваемых для этого классах. В школах I вида образовательный процесс включает следующие ступени: 1 – первоначальный период – подготовительный класс; 2 – начальное образование – 5-6 лет или 6-7 лет в случае обучения в подготовительном классе; 3 – основное общее образование – 5-6 лет; 4 – среднее (полное) общее образование – 2 года, как правило в структуре вечерней школы.

Наполняемость классов – не более 6 детей.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей (II вида). Имеет два отделения: 1отделение – для детей с лёгким недоразвитием речи и нарушением слуха; 2 отделение – для детей с глубоким недоразвитием речи и нарушением слуха. Во 2 отделении имеется подготовительный класс для детей шестилетнего возраста без дошкольной подготовки. Учащиеся 1 отделения за 10 лет и учащиеся 2 отделения за 12 лет обучения получают образование в объеме массовой неполной средней школы и первичную профессионально-трудовую подготовку.

В школах II вида коррекционно-образовательный процесс включает следующие ступени: 1 – начальное общее образование (подразделяется на два отделения) – 1 отделение – 4-5 лет, 2 отделение – 5-6 или 6-7 лет; 2 – основное общее образование – 6 лет в первом и во втором отделении; 3 – среднее (полное) общее образование – 2 года в первом и во втором отделении. Выбор образовательного варианта в школах II вида зависит от показателей речевого и умственного развития ученика.

В составе специальных школ-интернатов для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, при наличии соответствующего контингента, организуются классы для детей со сложными дефектами, включающими, помимо нарушения слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата или нарушения интеллекта (задержку психического развития, олигофрению в степени дебильности). Предельная наполняемость классов и воспитательных групп – 12 человек, а для детей со сложными дефектами – 5-7 человек.

Продолжить, незавершённое по тем или иным причинам обучение выпускники могут через систему государственных вечерних сменных школ. XII-XV классы специальной средней общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школы для лиц с недостатками слуха. Наполняемость классов очной формы обучения не менее 8 человек. В XIII-XV классах вечерней или заочной специальной школы глухие и слабослышащие после окончания специальной школы-интерната получают полное среднее образование.

Обучение детей и подростков с нарушением слуха по программе общеобразовательной школы возможно в том случае, если снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии. Для таких детей должны быть созданы специальные образовательные условия. Используются следующие организационные формы:

- специальные классы в общеобразовательном учреждении с организацией совместных со слышащими сверстниками занятий и внеклассной работы;

- дети с нарушением слуха (1-3 человека) находятся в коллективе обычного класса общеобразовательного учреждения.

В специальных классах обучение осуществляется по общеобразовательной программе учителем дефектологом-сурдопедагогом. В коллективе обычного класса обучение осуществляет педагог этого учреждения при поддержке следующих специалистов: учитель дефектолог-сурдопедагог, методист, психолог, логопед, социальный педагог.

При использовании этих двух форм обязательным является наличие дополнительных коррекционных занятий с детьми.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для незрячих детей (III вид). Включает следующие ступени: 1 – начальное общее образование (4-5 лет); 2 – основная или неполная средняя школа (5-6 лет); 3 – средняя школа (2 года).

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слабовидящих детей (IV вида). В такой школе могут также обучаться дети с косоглазием и амблиопией, имеющих остроту зрения выше 0,4. В школах IV вида образовательный процесс осуществляется по следующим ступеням: 1 – общее начальное образование (4 года); 2 – основное общее образование (6 лет); 3 – среднее (полное) общее образование (срок обучения 2 года). Слепые и слабовидящие умственно отсталые дети обучаются в специальных (коррекционных) классах для детей с нарушением интеллекта соответствующих школ для детей с нарушением зрения. Наполняемость класса – 12 человек, классы для детей со сложным дефектом – 5 человек.

Образовательный процесс в этих школах осуществляется на основе оригинальных учебных планов и программ, имеются специально разработанные учебники и направлен на восстановление пробелов развития с использованием специальных методик и оборудования (шрифт Брайля, дактилология, письменная речь, слуховые и оптические аппараты и т.п.). Если уровень образования и компенсаторные возможности ребёнка с нарушенным зрением или слухом достаточно велики, то он способен продолжать своё обучение и воспитание в системе среднего и высшего профессионального образования.

Дети и подростки с нарушением зрения могут обучаться и в массовой общеобразовательной школе, но для этого острота зрения должна быть не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии. Таким детям должны быть созданы специальные образовательные условия: наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, специальная освещённость, также необходимо психолого-педагогическое сопровождение детей такими специалистами как: тифлопедагог, тифлопсихолог. Важно чтобы образовательный процесс имел коррекционную направленность на том же уровне и в том же объёме, как и в специальной школе.

Система психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья состоит из следующих компонентов: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психокоррекция, психологическая поддержка, психопрогностика и психологическое сопровождение. Все эти компоненты взаимосвязаны между собой.

Для того чтобы воспитание и обучение детей и подростков с нарушением слуха и зрения были успешными, необходима правильная оценка их возможностей и выявление их особых образовательных потребностей. Поэтому необходимо провести психолого-медико-педагогическую диагностику. Проведение такой диагностики даёт возможность:

- Своевременно выявлять детей с нарушениями слуха и зрения;

- Раскрывать индивидуальные психолого-педагогические особенности детей с нарушениями слуха и зрения;

- Разрабатывать оптимальный педагогический маршрут;

- Планировать коррекционные мероприятия, разрабатывать коррекционные программы;

- Оценивать динамику развития, а также эффективность коррекционной работы;

- Определять условия воспитания и обучения детей;

- Консультировать родителей и других законных представителей.

Важным принципом, при диагностике детей и подростков с нарушениями слуха и зрения, является принцип комплексности. Этот принцип включает в себя многоуровневое медицинское и психолого-педагогическое обследование.

Doc10.pdf

Схема комплексного подхода в работе с детьми и подростками

Разработаны методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения слуха и зрения в условиях детского сада компенсирующего и общеобразовательного видов. Рассмотрим организацию работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха и зрения в условиях детского сада компенсирующего вида.

Комплектование учреждений идёт по принципу ведущего отклонения в развитии. Функционируют сады и группы для детей:

- с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

- с нарушением зрения (слабовидящие, для детей с косоглазием и амблиопией);

В штат детских садов компенсирующего вида дополнительно входят такие специалисты как: дефектологи, олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, а также включены дополнительные ставки медицинских работников.

Образовательный процесс в детских садах компенсирующего вида осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста и утвержденными Министерством образования РФ.

Занятия по развитию речи, формированию элементарных математических знаний, конструированию, по развитию игровой деятельности в части дошкольных учреждений компенсирующего вида проводятся не воспитателями, а учителями-дефектологами. Организуются специальные виды занятий, такие как: развитие слухового восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий и, как правило, не выделяются структурно в сетке занятий.

Выделяют следующие направления деятельности детских садов компенсирующего вида:

- диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;

- образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;

- организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

- психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

- проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

Действующее законодательство Российской Федерации позволяет организовать обучение и воспитание детей с нарушениями слуха и зрения в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы).

Начинать совместное воспитание и обучение нужно ещё в дошкольном возрасте. Вместе с тем, специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей со сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей их психофизического развития не смогут продуктивно участвовать во фронтальных, подгрупповых занятиях группы.

Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников, как отмечают Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко (Институт коррекционной педагогики РАО), необходимо соблюдать следующие условия:

- кадровое обеспечение и взаимодействие специалистов различных ведомств;

- создание развивающей среды;

Нормативно-правовое обеспечение и программно-методическое обеспечение: обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии со специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития. Также целесообразным является составление на каждого воспитанника индивидуальной программы развития.

При необходимости, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в конце учебного года следует направлять на психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы получить рекомендации специалистов о дальнейших формах воспитания и обучения.

В современной образовательной политике США и странах Европы получили развитие несколько подходов к проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- десегрегация школ – отказ от политики сегрегации и законов, разделяющих население по расовому признаку;

- расширение доступа к образованию (wideningparticipation);

- мейнстриминг (mainstreaming) – учащиеся имеющие инвалидность общаются со сверстниками на праздниках и различных досуговых программах;

- интеграция – совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

Выделяют три основные модели интегрированного обучения:

- инклюзия – реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей.

В США действует американский закон об инвалидах ADA, который защищает права граждан с ограниченными возможностями здоровья. Гарантирует получение бесплатного, соответствующего возможностям, государственного образования (FAPE). FAPE – надлежащее (соответствующее возможностям) бесплатное государственное образование для детей с ограниченными возможностями. Право на получение такого образования в США гарантируется Законом о реабилитации и Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA). В соответствии с IDEA, образовательные программы FAPE индивидуальны для каждого конкретного ребёнка, учитывают его индивидуальные потребности, обеспечивая доступ к общеобразовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами и от которых ребёнок получает образовательную пользу, готов к дальнейшему получению образованию, трудоустройству и самостоятельной жизни. Получение образования в других, специальных условиях (вне общеобразовательной среды) возможно в том случае, если характер и тяжесть нарушений развития таковы, что образование в обычных классах с использованием дополнительных средств и пособий не может быть достигнуто удовлетворительным образом. Ребёнок находится в среде, в которой ему комфортно как физическом, так и психоэмоциональном плане, где у него есть возможность добиться успехов в учёбе (измеряется конкретными целями индивидуального плана обучения). Для определения необходимости перевода в другую образовательную среду разработан тест состоящий из двух вопросов:

1) Будет ли обучение в общеобразовательном классе с использованием дополнительных средств эффективным?

Департамент здравоохранения штата Огайо, США (ODH) реализует комплексную программу раннего выявления, диагностики и лечения детей и подростков с нарушением слуха и зрения, определение условий воспитания и обучения, разработку и проведение необходимых коррекционных мероприятий, выработку рекомендаций для родителей и законных представителей, комплексное сопровождение детей и подростков, а также их семей; комплектование штатов необходимых специалистов в учреждениях, работающих по данному профилю. Деятельность опирается на кодексы, принятые в данном штате, а также законодательные акты страны.

Таким образом, можно сделать вывод, что специальное образование и оказание психологической помощи детям и подросткам с нарушением слуха и зрения не одинаковы, но имеют сходные черты. Например, то, что используется комплексный подход к оказанию психологической помощи, дифференциация образовательных учреждений по типам отклонения здоровья.

Обмен опытом и технологиями работы с детьми и подростками имеющими нарушения слуха и зрения, взаимное сотрудничество специалистов всех уровней, опора на высокотехнологичные достижения нашего времени будет способствовать разработке оптимальной концепции и выработке практических рекомендаций для специалистов, работающих в данной области.

1. Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

2. Модели интегрированного обучения детей с ОВЗ.

3. Современные подходы к воспитанию и обучению детей с ОВЗ.

В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В. Лебединский; В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов; О.Н. Усанова и т.д.). Наиболее рабочей классификацией в практической деятельности специалистов является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина, но в этом параграфе мы осветим не все нарушения в развитии, представленные в этой классификации, а лишь некоторые из них, по-нашему мнению, наиболее распространенные.

У детей с проблемами в развитии имеются физические и(или) психические недостатки, которые приводят к отклонению в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь коррегироваться, а некоторые – компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.

Далее мы рассмотрим каждое нарушение развития и их коррекцию в отдельности.

Дети с нарушениями слуха и зрения

Дети с нарушениями слуха.Различают два вида слуховой недостаточности – тугоухость и глухота.

Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.

Принято различать три степени тугоухости (по Л.В. Нейману):

1) первая степень тугоухости – потеря слуха в речевом диапазоне не превышает 50 дб;

2) вторая степень тугоухости – потеря слуха в речевом диапазоне от 50 до 70 дб;

3) третья степень тугоухости – потеря слуха в речевом диапазоне превышает 70 дб.

При первой степени тугоухости для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1–2 м.

При второй степени тугоухости речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м.

При третьей степени тугоухости общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха. Затруднения в овладении речью могут возникнуть у ребенка уже при снижении слуха на 15–20 дБ. Это состояние слуха Л.В. Нейман считает границей между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой по классификации Л.В. Неймана находится на уровне 85 дБ.

Глухота – полное отсутствие слуха или такая форма его понижения, при которой разговорная речь воспринимается лишь частично, с помощью слуховых аппаратов.

Принято выделять 4 группы глухих детей:

1-я группа – дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125–250 Гц;

2-я группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;

3-я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;

4-я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т.е. 2000 Гц и выше.

Дети с минимальными остатками слуха (первая и вторая группы глухоты) способны воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (гудок автомобиля или паровоза, удар в колокол, громкий крик). Глухие дети третьей и четвертой группы могут воспринимать и различать на небольшом расстоянии звуки, разнообразные по своей частотной характеристике (звучания различных музыкальных инструментов и игрушек, громкие голоса животных, некоторые бытовые звуки: звонок в дверь, звучание телефона и др.). Глухие дети, отнесенные к третьей и четвертой группе, в состоянии различать речевые звучания – несколько хорошо знакомых лепетных или полных слов.

У глухих детей особенно отстает развитие словесно-логического мышления. Наиболее сложна для глухих детей логическая переработка текста, построение умозаключений на основе сведений, предъявляемых в речевой форме.

Коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми предполагает соблюдение общих требований к воспитанию детей раннего возраста. Для глухого или слабослышащего ребенка должны быть созданы такие же условия для физического и психического развития, как и для ребенка без патологий. Кроме этого, с глухими и слабослышащими детьми проводится работа, направленная на развитие слуховой функции и устной речи.

Особое внимание уделяется развитию речи, так как она является важнейшей психической функцией человека и нормальное протекание психического развития без нее немыслимо. В результате коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми, большинство из них овладевает речью. Развитие речи проходит поэтапно.

В условиях интенсивной работы с детьми раннего и младенческого возраста можно достичь высоких результатов, несмотря на степень снижения слуха. Так, к 1,5 годам у ребенка может появиться от 10 до 30 слов, а к двум годам – короткие фразы. Имея слуховые аппараты, индивидуально настроенные под ребенка, они могут слышать обращенную к ним речь. Таким образом, звучание речи детей приближается к речи слышащих. Голоса у них становятся звонкими, речь эмоционально окрашена, выразительная. Отмечаются лишь те недостатки произношения, которые свойственны данному возрасту. Как правило, это сигматизмы и парасигматизмы.

Таким образом, благодаря раннему началу коррекционной работы дети со значительным снижением слуха уже к 3 годам пользуются речью, хотя и в разной степени.

В то же время, если специальные занятия вовремя не начать, то не только глухие, но и слабослышащие дети к 2–3 годам, как правило, остаются немыми; отсутствие у них речи преодолевается с помощью специальных методов педагогического воздействия на протяжении долгих лет коррекционного обучения.

Для успешной организации коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми младенческого и раннего возраста необходимо наладить раннее выявление нарушений слуха в поликлиниках по месту жительства, а также дифференциальную диагностику и слухо-протезирование детей раннего возраста в существующих сурдологических центрах и кабинетах.

Одновременно с этим важно организовать коррекционную педагогическую работу с младенцами и детьми раннего возраста силами учителей-дефектологов сурдокабинетов и специальных учреждений для глухих и слабослышащих детей.

Дети с нарушениями зрения.Слепота – неспособность видеть, т.е. воспринимать зрительные стимулы, из-за патологических изменений в глазах, зрительных нервах или в мозгу.

Слепые дети делятся на две группы: тотально слепые и дети с остаточным зрением.

Для построения грамотной коррекционной работы необходимы: учет первичных и вторичных дефектов, учет уровней сформированности речи, а так же индивидуальные способности ребенка. Процесс коррекционной работы предполагает комплексный подход, а именно работу нескольких специалистов: логопеда, учителя, тифлопедагога, воспитателя.

80% незрячих детей имеют различные речевые нарушения, поэтому особое место отводится логопедическим занятиям. Они проводятся как индивидуально, так и в группе. Группы комплектуются с учетом состояния зрения детей, их речевых и индивидуальных возможностей.

Тифлографика – теория построения рельефных рисунков, применяемых в качестве пособий при обучении слепых детей рельефному рисованию.

Тифлографика знакомит с пространственной ориентировкой на рисунке, со, способами оценки величины и формы изображенных предметов.

Обучение слепых дошкольников тифлографике – одна из важных задач, стоящих перед тифлопедагогами, воспитателями, родителями в подготовке ребенка к школе. Овладение тифлографикой слепым ребенком способствует развитию мелкой моторики руки и сохранных анализаторов, прежде всего осязательно-двигательного. Кроме того, овладевая методикой воспри-ятия и воспроизведения тифлографического изображения, ребенок расширяет свои познавательные возможности.

Одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания дошкольников со зрительной патологией является обучение ориентировки в пространстве. Самостоятельное ориентирование в пространстве слепых детей, рассматривается как залог формирования полноценной личности.

Пространственная ориентация – это процесс применения на практике предметных и пространственных представлений при определении своего положения на местности или направления своего пути. Поэтому формирование у незрячих пространственных представлений является задачей первостепенной важности.

Программа по обучению ориентировки в пространстве включает в себя 6 разделов:

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке.

2. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве.

3. Формирование представлений о предметах, наполняющих замкнутое пространство.

4. Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах.

5. Развитие общей моторики формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.

6. Совместная ориентировка со зрячими (взрослыми и сверстниками).

Важным фактором реализации программы является единство действий медицинского, педагогического персонала и родителей.

Программа рассчитана на четыре года пребывания в специальном дошкольном учреждении. Распределение программного материала дано не по возрастным группам, а по годам обучения. Объясняется это частым отставанием ребенка с нарушенным зрением в развитии и наличием у него к моменту поступления в дошкольное учреждение целого ряда вторичных отклонений.

Это особая категория детей с нарушениями развития. Вследствие врожденных или приобретенных дефектов слу­хового анализатора у них изменяется весь ход психическо­го развития. Особенно страдает речевая сфера, так как слух играет решающую роль в развитии и функционировании речи.

Особенности детей данной категории характеризуются исключительным своеобразием не только по степени пер­вичного нарушения, но и по уровню речевого развития. Всвою очередь разный уровень речевого развития опреде­ляет своеобразие мышления, памяти, внимания, обуслов­ливая, таким образом, наличие возможных отклонений последующего порядка. Если ребенок не сразу попадает в специальные условия воспитания, сглаживающие тяжесть этих последствий, то могут наблюдаться глубокие наруше­ния развития.

На основе оценки слуха и данных речевого развития в педагогической типологии выделены четыре группы детей с нарушением слуха:

-неслышащие без речи (ранооглохшие);

-неслышащие, сохранившие речь (позднооглохшие);

- слабослышащие, обладающие относительно развитой речью с небольшими ее недостатками;

- слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

При выделении в категории неслышащих группы детей с сохранной речью следует опираться на уровень развития речи этих детей. Степень сохранности слуха у позднооглох-ших может соответствовать категории слабослышащих, и тогда их совершенно правомерно относят к слабослыша­щим.

К категории слабослышащих относятся дети, у кото­рых ограничены возможности восприятия речи на слух. Ограничение может быть различным: от восприятии ше­потной речи до резкого снижения слуха на восприятие речи. Слабослышащие дети в состоянии самостоятельно пополнять свой речевой запас хотя бы в минимальной сте­пени при помощи слуха, без специально организованной работы.

Педагогический процесс ориентируется на развитие всех сторон личности ребенка с нарушением слуха. Благо­даря специальному обучению формируется речь и отвлеченное мышление, словесная память, создаются условия для компенсации нарушения как за счет развития и ис­пользования функций слухового анализатора, так и за счет сохранных анализаторов.

В системе непрерывного образования лиц с нарушения­ми слуха важную часть составляют специальные группы в дошколь­ных организациях. В России существует дифференцирован­ная система дошкольных учреждений для детей с наруше­ниями слуха раннего и дошкольного возраста. С учетом состояния слуха и речи организуются дошкольные учреж­дения для глухих и слабослышащих детей. Глухие и слабослы­шащие дошкольники могут обучаться и воспитываться в различных видах групп.

Детский сад с группами компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей. Сюда принимают детей с 1,5-2 лет. Процесс воспитания и обучения, в зависимости от сроков поступления в детский сад (с 2-3 лет), рассчи­тан на пять лет или на четыре года. При определении со­держания воспитательно-образовательного процесса пе­дагогический коллектив может руководствоваться имею­щимися программами воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольного возраста, а также выбирать вариативные общеразвивающие и коррекционные про­граммы в соответствии с индивидуальными особенностя­ми воспитанников (возраст, состояние слуха, речи, интел­лекта и т.п.).

Детские сады комбинированного вида. В состав таких детских садов наряду с общеразвивающими группами вхо­дят и компенсирующие - для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи при дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих или для слабослышащих детей. Сов­местное воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы состоят из детей одного возраста или смежного.

Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Здесь возможно интегрированное обучение глухих, слабо­слышащих или позднооглохших дошкольников со слыша­щими. Для детей с нарушениями слуха могут быть органи­зованы индивидуальные коррекционно-развивающие за­нятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопе­дом), педагогом-психологом.

Дошкольные группы, отделения в специальных (кор­рекционных) школах, школах-интернатах для неслы­шащих, слабослышащих и позднооглохших. Они рассчи­таны на обеспечение развития и подготовку таких детей к школе. В дошкольные отделения (группы) принимаются дети с 2-3 лет в зависимости от имеющихся условий. В те­чение двухлетнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку до­школьников к обучению в первом классе школы для глу­хих и для слабослышащих детей.

В специальных дошкольных учреждениях решаются следующие задачи: диагностические, воспитательно-обра­зовательные и коррекционно-развивающие.

Решение воспитательно-образовательных задач на­правлено на воспитание у ребенка-дошкольника положи­тельных личностных качеств, на обогащение (амплифика­цию) детского развития в условиях использования различ­ных видов детской деятельности (лепки, аппликации, ри­сования, конструирования, ручного труда, труда в повсе- дневной жизни, а также игр: дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых), на развитие элементарной учебной де­ятельности, познавательной активности.

В ходе решения воспитательно-образовательных задач реализуется подготовка к школьному обучению с соблюде­нием преемственности, прежде всего, в принципах обуче­ния языку, слухоречевой реабилитации и т.д.

Успехи дошкольного воспитания детей с нарушениями слуха определяются степенью взаимопонимания и профес­сионального сотрудничества всех специалистов, результа­тивностью, продуманностью коррекционно-развивающего педагогического воздействия, улучшением микроклимата в семьях воспитанников.

Дети с нарушениями зрения

Эта категория детей также отличается большим своеоб­разием клинических и психолого-педагогических прояв­лений в зависимости от выраженности и времени возник­новения нарушения зрительного анализатора. Принято выделять незрячих детей (тех, у кого отмечается медицин­ская или практическая слепота) и слабовидящих (тех, кто имеет частичную потерю зрения).

При медицинской слепоте полностью отсутствует воз­можность воспринимать окружающий мир с помощью зре­ния, при практической слепоте сохраняется либо светоощущение, либо возможность частично воспринимать свет, цвет, контуры предметов.

Кслабовидящим относятся дети, имеющие остроту центрального зрения на лучшем видящем глазу с коррек­цией (очки, линзы) от 0,05 до 0,3.

Утрата зрения обусловливает особенности развития та­ких детей. Значительные изменения происходят в физиче­ском развитии - точности движений, их интенсивности, ста­новится специфической ходьба и другие двигательные акты. Дети испытывают трудности в восприятии предметов и явле­ний визуального характера - цвета, света и т.п., которые не воспринимаются незрячими непосредственно. Большие сложности возникают у них в оценке пространственных при­знаков: положения, направления, расстояния, величины, формы и т.д. Все это обедняет чувственный опыт незрячих детей, затрудняет их ориентировку в пространстве, особенно при передвижении; гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций нарушается. У них страдает формирование понятий, знания их нередко формальны. Для таких детей характерен так называемый вербализм - отсут­ствие представления, образа за произносимым или воспри­нимаемым словом, поэтому значения слов обеднены.

Поскольку зрительный анализатор также участвует в формировании фонетической стороны речи, у незрячих де­тей часто наблюдается неправильное произношение звуков.

Страдают и более элементарные функции - например, почти до школьного возраста остаются малодифференци­рованными столь важные для детей с нарушениями зрения осязательные ощущения. Многие отклонения в развитии психических функций у детей с нарушениями зрения пре­одолеваются только в ходе специального обучения и воспи­тания.

При слабовидении зрительное восприятие серьезно на­рушено, но все же сохранено, следовательно, имеется воз­можность получения информации об окружающем через зрительный анализатор. Поэтому при слабовидении имеет­ся гораздо больше потенциальных возможностей развития, чем при слепоте. Однако значительное снижение зрения отрицательно сказывается прежде всего на процессе вос­приятия, которое отличается большой замедленностью, узостью обзора, снижением точности. Формирующиеся у слабовидящих детей зрительные представления менее четки и ярки, чем у видящих нормально, а иногда искажены.

У таких детей нередко наблюдаются трудности в простран­ственной ориентировке. При зрительной работе они сильно утомляются, что приводит к дальнейшему ухудшению зре­ния при отсутствии мероприятий по его охране и развитию. Зрительное утомление, в свою очередь, вызывает сниже­ние умственной и физической работоспособности.

Процесс формирования сенсорного опыта у незрячих де­тей, их познавательная деятельность, становление личности в целом имеют свои особенности. Поэтому требуется приме­нение специальных психолого-педагогических средств кор­рекции, лечебно-физкультурных мероприятий по исправле­нию недостатков физического развития. Правильно органи­зованная система, содержание, методы и условия обучения и воспитания, предусматривающие развитие незрячих де­тей, являются важным средством компенсации недостатков их развития.

Рассмотрим организацию специального обучения и вос­питания детей данной категории.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зре­ния являются государственными учреждениями обще­ственного воспитания детей слепых, слабовидящих, вклю­чая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7лет. Цель этих учреждений - воспитание, лечение, воз­можное восстановление, развитие нарушенных функций зрения и подготовка детей к обучению в школе.

Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в соответствии с уровнем развития зре­ния, а также с психическим и физическим развитием ре­бенка. Педагогическая работа основывается на программах обучения и воспитания детей в массовых детских садах. Кроме образовательной составляющей, деятельность в до­школьных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию слуха, осязания, ориентировке в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания основывается на программах обучения и воспитания детей в общеобразовательных детских садах. Кроме образовательной составляющей, деятельность в до­школьных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию слуха, осязания, ориентировке в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Детей обучают навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользования очками. У них развивают все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и вдаль, наблюдать за движущимися предметами, различать форму и цвет предметов, рассматривать картин­ки, ориентироваться в пространстве. Детей готовят к сис­тематическим занятиям в школе.

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту. Подробнее о проверке слуха у новорождённых

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека. Подробнее о проверке слуха у детей и подростков

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Исправникова Олеся Владимировна

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дети с нарушением слуха и зренияДисциплина “Нейропсихология детского возраста”

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дети с нарушением слуха и зренияДисциплина “Нейропсихология детского возраста”

Дети с нарушением слуха и зрения
Дисциплина “Нейропсихология детского возраста”

Нарушение слуха — полное или частичное снижение способности обнаруживать и по.

Нарушение слуха — полное или частичное снижение способности обнаруживать и понимать звуки.
Глухота – это полное отсутствие слуха или такая степень его снижения, при которой человек не понимает обращенную к нему речь.
Тугоухость – стойкое ослабление слуха, при котором нарушается восприятие звуков окружающего мира и речевая коммуникация. Степень тугоухости может варьироваться от незначительного снижения слуха до полной глухоты.

Степени тугоухости:
1 степень - потеря слуха в пределах 23,90 – 63,70 дБ.;
2 степень -потеря слуха в пределах 41-55 дБ;
3 степень - потеря слуха в пределах 56-70 дБ

Классификация нарушений слуха Кондуктивные нарушения слуха - проблема возни.

Классификация нарушений слуха

Кондуктивные нарушения слуха - проблема возникает во внешнем или в среднем ухе, чаще всего носит временный характер и излечима. Это, например, воспаление среднего уха (отит), образование серных пробок, аномальное строение наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки и др.), инородные тела в ухе и др.
Сенсоневральные нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха.

Смешанные нарушения слуха (в них сочетаются кондуктивные и сенсоневральные нарушения) характеризуются поражением внутреннего, среднего, наружного уха.

Классификация нарушений слухаПо состоянию слуха различают детей глухих и слаб.

Классификация нарушений слуха
По состоянию слуха различают детей глухих и слабослышащих (страдающих тугоухостью).
Глухие дети – это дети с наиболее резкой степенью поражения слуха. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки, громкий голос над ухом и т.д.). Но разборчивое восприятие речи невозможно.
Слабослышащие (страдающие тугоухостью) дети – это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.
В зависимости от времени возникновения нарушения все дети делятся на две группы:
ранооглохшие дети, т.е. те, которые родились не слышащими или потеряли слух на первом или втором году жизни, до момента овладения речью;
позднооглохшие дети, т.е. те, которые потеряли слух в 3 – 4 года и позже и сохранили речь в той или иной степени.

Этиология нарушений слуха

Этиология нарушений слуха

Характеристика детей с нарушениями слуха Ведущим становится зрительный анализ.

Характеристика детей с нарушениями слуха
Ведущим становится зрительный анализатор;
Плохо развиты осязательные ощущения;
Внимание остается более низким на всех этапах развития по сравнению со слышащими сверстниками;
Дети испытывают трудности с запоминанием и воспроизведением как вербального так и невербального материала;
Долгое время доминирует наглядно-действенное мышление;
Наблюдается задержка в речевом развитии, различные формы нарушений звукопроизношения;
Имеют место преувеличенные представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми.

Дети с нарушениями зрения

Дети с нарушениями зрения

Классификация науршений зренияОсновные нарушения зрительных функций: снижение.

Классификация науршений зрения
Основные нарушения зрительных функций: снижение остроты центрального зрения, нарушение периферического зрения (сужение поля зрения или поля взора); нарушение бинокулярного зрения; нарушение светоощущения и нарушение цветоощущения.
В зависимости от остроты зрения:
Слепые (blind): это дети с полным отсутствием зрения или имеющие остаточное зрение не более 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией.
Слабовидящие (дети с ослабленным зрением – low vision) – это дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией или с более высокой остротой зрения, но в сочетании с другими сложными зрительными патологиями.
В зависимости от времени наступления слепоты:
Слепорожденные – это дети с врожденной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет, они не имеют зрительного опыта (или этот опыт минимален) и их психическое развитие протекает в условиях выпадения деятельности зрительной системы;
Поздноослепшие – это дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позднее, они имеют определенный зрительный опыт, который используется в ходе психического развития, однако этот опыт необходимо постоянно и целенаправленно поддерживать и воспроизводить.

Наиболее чаще встречаемые нарушения зрения у детейблизорукость (истинная и ло.

Наиболее чаще встречаемые нарушения зрения у детей
близорукость (истинная и ложная формы патологии);
дальнозоркость;
косоглазие;
астигматизм;
амблиопия.

Характеристика детей с нарушениями зренияНевозможность зрительной афферентаци.

Характеристика детей с нарушениями зрения
Невозможность зрительной афферентации (например, из-за врожденной катаракты и слепоты) резко ограничивает образование функциональных связей между различными мозговыми структурами;
Слепота приводит к нарушениям связи образа и слова, которая становится либо слишком генерализованной, либо слишком узкой. Возможно также нарушение связи между словом и действием: однообразные манипулятивные действия с предметом сопровождаются богатой речевой продукцией.
Возникают при слабовидении и некоторые особенности мимики, положения головы, походки, нарушаются ориентация в пространстве, координация движений. Эти вторичные изменения движений связаны с недостаточным обеспечением двигательных центров информации об окружающем пространстве и о положении тела в нем.

Читайте также: