Михаил чехов о любви в нашей профессии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Племянник знаменитого писателя Антона Павловича Чехова родился на закате лета — 29 августа1891 года. В семье уже воспитывались два мальчика, Николай и Антон, приходившиеся Мише сводными братьями по линии отца. Александр Чехов, отец мальчика, обладал незаурядными способностями к писательству, однако неспокойный нрав и пристрастие к алкоголю не позволили добиться значительного успеха на этой стезе. Антон Чехов, в своих письмах к брату, нередко отзывается об Александре как о талантливом сатирике.

Маленький Миша был очень впечатлительным и легко возбудимым мальчиком. Сильный и подвижный темперамент отца оказывал огромное воздействие на становление личности сына.

Именно от своего родителя будущий актёр получил весомую долю своего творческого таланта. В семь лет началось обучение общим предметам, к мальчику была приставлена учительница. В это же время начинается увлечение актёрской игрой и театром.

В 1907 году мальчик поступает в театральную школу при Малом театре в Петербурге. Теоретические предметы давались ученику с трудом, в то время как занятия по сценическому искусству выдвигали Михаила на передний план, что помогло заручиться поддержкой и любовью преподавателей. После завершения обучения, в 1910 году, в числе немногих, Чехов зачислен в Суворенский театр (Малый театр). В аттестате говорилось о прекрасных творческих способностях, а так же отмечалось о больших достижениях в комических ролях.

Переход в МХТ перевернул представление Чехова о театре. Произошло глубочайшее погружение в изучение системы Константина Станиславского, которая перевернула мировоззрение актерской игры артиста. Станиславский с большим вниманием наблюдал за творческим развитием Михаила Александровича, посвящал в свою систему. Через всю жизнь актёр пронёс чувство любви и благодарности к своим преподавателям и тем, кто был рядом в момент его творческого развития.

Весной 1913 года умирает Александр Павлович Чехов, отец актёра. Утрата нанесла серьёзный след не только на эмоциональное состояние, но и на физическое. Только на сцене Чехов чувствовал облегчение, забываясь в игре. Тогда же начинается и увлечение философскими учениями Ницше и Владимира Соловьева, пытается написать собственные сочинения.

Психологическое состояние Михаила Чехова ухудшается с наступлением войны в 1914 году, несмотря на недавнее венчание с актрисой МХТ Ольгой Константиновной Книппер, племянницей супруги Антона Чехова. От этого союза родилась девочка, будущая актриса — Ада Чехова. Брак просуществовал недолго, в 1917 году супруги расстались.

К концу 1917 года актёр решается на создание собственной театральной школы. В своих мемуарах Чехов с большой теплотой вспоминает о своих учениках. А в середине следующего года повторно венчается на дочери инженера-химика, Ксении Карловне Зиллер. Именно она смогла помочь Чехову справится с психологическим расстройством, своей заботой, любовью и самоотдачей. Тогда же начинаются первые поездки актёра за границу.

В 1923 году Михаил Чехов возглавляет первую студию Московского художественного театра, а чуть позже организовывает уже вторую. Из-за заграничных поездок в руководстве театра возникает разлад. В результате актер вынужден покинуть страну, якобы, для поправления здоровья. В 1928 году Чехов уезжает в Германию и больше не возвращается ни во МХТ, ни в страну. В это время начинаются репрессии, под которые попадает Н. Татаринов, друг и коллега актёра.

По приезду в Европу Михаил Чехов мечтал о создании нового театра, о преподавании, режиссуре и новом театральном деле. Было получено несколько предложений о работе, выбор пал на театр Рейнхардта в Берлине. Вся организация репетиций значительно отличалась от московской. Совместная работа в этом театре продлилась очень недолго.

Следующим этапом было пребывание в Париже, о котором сам артист вспоминал особенно горестно. Именно во Франции Чехов принимает решение о развитии новой теории об актерском искусстве.

С 1930 по 1935 семья Чеховых пребывает в Риге, Михаил Александрович активно преподаёт актёрское мастерство и занимается режиссурой. Однако в 1935 году чета переезжает в Англию. Там же открывается Студия, всего через год мастером освоен английский язык, он начинает читать лекции. Однако в 1938 году мир пребывает на грани Второй Мировой войны, Чехов начинает паниковать и просит переноса студии в США. В эти дни собрана большая часть материала будущих работ и книг.

После завершения переезда в Америку Чехов начал подготовку будущих звёзд театра. Студия готовила профессиональных актеров. Сам мастер снимался в кино, в том числе и у Хичкока, что приносило ему основной доход, а вечерами занимался с актерами. Помогал понять роль, развивал актерскую технику. Последние годы жизни Михаила Чехова были наполнены педагогической работой, которая приносила наибольшее удовольствие.

Жизнь Михаила Александровича Чехова была интересна и полна крутых поворотов. Путём проб и ошибок он реализовал мечту всей своей жизни — создал классический театр. Свои знания и бесценный опыт мастер сумел передать каждому своему ученику, студи которых было множество известных актёров.

Скончался Михаил Чехов 1октября1955 года в Беверли-Хиллз, прах покоится на одном из кладбищ Голивуда.

"Глубоко-глубоко внутри нас, в сокровищнице нашей души, таятся громадные творческие силы и способности, но они остаются неиспользованными, пока мы о них не знаем, или пока отрицаем их. Они так могущественны, так прекрасны, что мы — это болезнь нашего времени — стыдимся их. Вот почему они дремлют и вовсе могут остаться неиспользованными, если мы не откроем дверь и не войдём безбоязненно в эту сокровищницу.

Существует три рода любви. В греческом языке существует три разных слова для их обозначения (эрос, филия, Агапе), мы же пользуемся только одним, и это создаёт большую путаницу. Давайте попытаемся в нескольких словах определить, что представляют собой эти три рода любви. Эрос — любовь, возникающая между представителями противоположных полов. Есть два полюса этой любви. Один — высокий — принято называть романтической или платонической любовью, а низкий ограничен исключительно половым влечением. Конечно, в реальных отношениях между мужчиной и женщиной оба эти полюса проявляются в той или иной мере. В общем, думаю, с этим родом любви всем нам всё достаточно ясно.

Наконец, существует третий род любви, Агапе — наивысший, который можно — и должно — назвать Божественной любовью. Она настолько возвышенна, что мы, вероятно, не в состоянии постигнуть её. Это любовь, присущая Богу или Святой Троице. Она нисходит на нас, но она так высока для нас, что в рамках данной лекции мы не будем рассуждать об этом. Остановимся на той любви, которую мы назвали чисто человеческой. Итак, посмотрим, какую практическую пользу можно извлечь из этого сокровища для нашей профессии, для нашей творческой работы.

Зададим себе вопрос: что мы так любим в нашей профессии? Да всё, разумеется. Прежде всего мы любим играть. Чем только не жертвует современный актёр ради того, чтобы играть! Через какое множество страданий и даже порой унижений безропотно проходит он только ради того, чтобы иметь возможность играть! Какая сила на земле способна удержать его от этой страсти, от этой любви к игре? Быть может, он приносит в жертву ей какую-то другую, лучшую карьеру, лучшее общественное положение и более надёжный образ жизни. Для настоящего актёра все эти обстоятельства ничего не значат. Игра — вот то единственное, что владеет всеми его помыслами и ведёт его сквозь все трудности, связанные с актёрской профессией.

Третье, что страстно любит актёр в своей профессии — это процесс подготовки роли. Мы любим работу над ролью, её совершенствование. Все мы стремимся к совершенствованию нашего творения, независимо от того, удаётся это нам в конечном счёте или нет. Не это главное. Главное — наше сокровенное желание. И весь процесс работы над ролью и её совершенствование насквозь пронизаны любовью.

Обратите внимание: я ни разу не сказал, что актёру следует любить свою профессию. Я всё время говорил, что он любит её. Вопрос только в том, насколько он осознаёт эту любовь, которая постоянно проводит работу внутри него. Тут мы подходим к очень интересному и весьма любопытному моменту нашей психологии. Вот в чём он состоит. Каждый по личному опыту знает, что внутри нас действуют два течения. Два потока сил. Один — добрый, положительный, помогающий нам, другой — отрицательный, мешающий, разрушающий. Так вот, если мы ничего не знаем о позитивных, творческих силах, не обращаем на них внимания, они постепенно начинают в нас ослабевать. Их влияние на нас становится почти незаметным, а может и вовсе исчезнуть. Напротив, если мы ничего не будем знать о пагубных, дурных, тормозящих силах, подспудно работающих внутри нас, они станут расти и развиваться. Их влияние на наше творчество будет усиливаться. Но если мы будем знать о позитивных силах внутри нас, они начнут расти и станут всё больше и больше помогать нам в творческой работе. Когда же мы отдадим отчёт в негативных, пагубных силах внутри нас, они пойдут на убыль и мало-помалу отомрут. В один прекрасный день они даже могут полностью исчезнуть — но это уже в идеале. Дело в том, что само осознание добрых и злых сил, которые действуют в нас одновременно, является громадным шагом в развитии нашей духовной жизни. Тогда как неведение тянет нас вниз, ибо укрепляет и питает только наши негативные силы. Это весьма любопытная, интереснейшая и практически самая важная вещь, которую следует использовать для совершенствования наших способностей.

Теперь постараемся представить себе, что получит актёр практически для своей профессии, если проявит достаточно мужества, чтобы осознать и развить в себе несокрушимую силу, называемую любовью. Прежде всего я хочу привлечь ваше внимание вот к чему. Все наши сценические, творческие ощущения основаны на этом типе любви. Можно сказать, что все они порождены ею. Вообразите себе большое поле — невспаханное, необработанное. Напрасно было бы думать, что без любви на этом поле можно вырастить добрый урожай — вырастет лишь нечто убогое. Но если мы с осознанной любовью подготовим поле, то оно даст сильные и здоровые всходы. То же самое и с нашими сценическими, творческими чувствами — отличными от тех, что мы испытываем в повседневной жизни.

Если вы, дорогие друзья, как следует задумаетесь над этим и ещё много раз вернётесь к этой мысли, то очень скоро поймёте, что эта любовь действительно существует, живёт внутри вас, и, как я уже сказал, только одно осознание этого факта способно её усиливать и развивать. Практическим результатом будет для вас то, что вы будете расти и развиваться как художник, да и как человек не останетесь внакладе. Мы думаем о том, как нам развить наши таланты. Этот — один из самых полезных и практически осуществимых способов. Так реализуйте же в себе эту способность любить, и вы увидите, что из этого выйдет.

Теперь послушайте. Как я уже говорил, самая характерная черта любви — её способность расти и распространяться. Самая характерная черта нашей профессии — отдача. А не является ли это фактически одним и тем же? Любовь развивается сама и развивает нас, но ведь это и есть процесс отдачи! Мы отдаём себя нашему зрителю как раз через этот процесс развития любви. Попробуйте сохранять свои чувства как действующего лица внутри себя, не отдавать их зрителю, не посылать их ему. Что произойдёт? Вы потеряете контакт с залом. Вы почувствуете, что внутренне задыхаетесь. Ваше состояние будет таким мучительным потому, что вы пойдёте против своей натуры и против этой любви, требующей, чтобы вы развивались, отдавали, дарили, освобождались от всего, что есть внутри вас как у действующего лица.

Мы рождены, чтобы ничего не удерживать у себя, чтобы отдавать, а не брать. Представьте себе двух разных актёров. Один не знает о необходимости и возможности постоянно отдавать, развиваться, любить. Второй знает и чувствует себя намного счастливее, потому что он отдаёт; он не ощущает себя эгоистом, который бережёт всё только для себя. В то же время актёр первого типа полон беспокойства. Он не знает, что такое быть уравновешенным, внутренне умиротворённым. Он незнаком с состоянием, которое мы могли бы назвать душевной ясностью. Будучи эгоцентристом, он всегда разрывается на части, терзаемый смутным внутренним беспокойством, — беспокойством ума, чувств, воли. Отдавать — значит, идти вперёд по дороге, которая ведёт нас к изумительному спокойствию и душевному равновесию. Почему бы нам не воспользоваться нашей профессией для достижения этого спокойствия духа? Ведь мы можем прибегнуть к самому простому средству — отдавать, отдавать, ничего не оставляя для себя. Мало того, что это будет основано на нашей любви и, как я уже говорил, даст нам то душевное спокойствие, без которого невозможна творческая работа. Ведь артист, исполненный беспокойства, на самом деле ничего не созидает. Он рвёт свои нервы, он истерзан, всегда колеблется, всегда неуверен в себе, а необходимую артисту настоящую, спокойную уверенность (которой у него нет) он заменяет самоуверенностью или, хуже того, самодовольством. Он наивно полагает, что самодовольство способно заменить спокойствие духа и равновесие, необходимые в творчестве. В самом деле, возможно ли принести в жертву творчеству всё своё существо, и в то же время беспокоиться, созидая? Нет, невозможно. И в нашей профессии к подлинной творческой свободе ведёт спокойствие духа. Спокойствие — через отдачу своего тепла, через излучение своих чувств, через развитие, сочетающееся с непоколебимым желанием не оставлять ничего в себе и для себя. Чем больше мы отдаём, тем больше получаем. Это известно. Мы никогда не устанем давать.

Наша сегодняшняя усталость — всяческие нервные расстройства, истерия и т.п. — всё это происходит оттого, что мы не отдаём, что мы храним в себе. Мы можем стать законченными неврастениками, людьми истеричными в нашей профессии, если не будем развивать эту способность отдавать, расти и любить. Может быть, вы воспримете эти мои советы как нечто вроде плохой проповеди, но может быть, почувствуете, что в них заложен глубокий практический смысл. Это всецело зависит от вас. Если вы воспримете мои слова как практические советы, вы увидите, что ваша актёрская сущность мало-помалу изменится, и всё, о чём я говорю, постепенно станет вашей второй натурой. Тот, кто сумеет воспринять мои слова как практический совет, сам обнаружит множество важных моментов, которые он сможет использовать и развивать самостоятельно.

Если кто-нибудь из вас спросит меня, существуют ли конкретные практические средства для развития того внутреннего качества, которое мы назвали любовью, я отвечу — да, такие средства существуют. И эти средства очень просты, вы можете использовать их каждый день, в любой час, не уделяя этому занятию особого внимания, не тратя на него специально отведённого времени. Вот они, мои немногочисленные советы, как развить нашу любовь, или, вернее, как всё больше и больше осознавать факт её существования. Напоминаю, друзья, мы подошли сегодня к нашей проблеме не с точки зрения переживания, а скорее с точки зрения воли, действия. Мы рассматриваем эту любовь как дело, поступок, действие, а не чувство. Чувства и переживания, которые, конечно, тоже являются составной частью любви, появятся сами собой в нужный момент: нам не следует заниматься их рассмотрением. Выполнение определённых задач, внутренних и внешних, станет для нас средством пробуждать, вызывать, выманивать нашу любовь из глубин нашей человеческой души.

DELETED

Ирина Марцинкевич

Ребята, стоит не пожалеть времени. Даже если вы читали раньше.

DELETED

мм..)))как точно он всё описывает. потрясающие мысли. хочется ещё больше отдаваться этому чувству,открываться и делать добрые дела!!это так приятно!!я другого-то смысла в жизни никогда и не видела. всё,что НЕ основано на любви-посредственно. и она действительно бывает такой разной!!я даже никогда не задумывалась о том,что настолько разные смыслы можно вложить в это прекрасное слово!!вот только. не поняла:если я боюсь признаться в этом близкому человеку,если это чувство не развивается,а просто греет меня,неужели это уже не любовь. *)



Михаил Чехов — российский актер, постановщик и педагог. Он работал по системе Станиславского и разрабатывал авторский метод. В память о себе Михаил Чехов оставил многие образы в постановках и фильмах, книги и статьи об актерской работе.


Он является сподвижником основателей МХАТа, у которых получилось добиться известности в Европе и Соединенных Штатах Америки. Михаил Александрович ставил постановки на зарубежных сценах, читал лекции для будущих актеров. Какие высказывания и цитаты Чехова сделали знаменитыми Мэрилин Монро и Клинта Иствуда?

Система Чехова

Так получилось, что в России актерским учением являлась система Станиславского, которую брали за основу большинство педагогов по актерскому мастерству. Учение Михаила Чехова не так часто использовалось в театральных мастерских, но каждый артист может выбирать тот подход, который ему более близок.

Причина всех зол театральных — в актере. Он упорно не хочет считаться с истиной, известной всем прочим художникам, кроме актера. Все художники знают свои инструменты, орудия, все изучают их, учатся правильно ими владеть. Актер же не только не учится этому, он даже не знает, что есть у него инструмент, есть орудие.


Школы Чехова и Станиславского во многом схожи, но их отличает подход к помещению артиста в предлагаемые обстоятельства. Не стоит забывать, что Михаил Александрович — ученик Константина Сергеевича, поэтому присутствующие различия не означают противостояние.

Благодаря этой удивительной способности Вахтангова на его репетициях очень мало разговаривали. Вся работа протекала в показах, в демонстрировании образов и т. д. Он прекрасно понимал, что если актер много говорит о своей роли, то это значит, что актер ленится и оттягивает момент настоящей репетиции.


История создания учения

Мне много приходилось и приходится страдать от неумения систематически работать. Почти все мои знания были усвоены быстро, страстно, но поверхностно. И только после пережитого мною разочарования в области театра и после некоторых осложнений в душевной жизни я впервые, хотя и поздно, начал понимать необходимость строгой, систематической работы в той области, которую действительно желаешь постигнуть.


У Михаила Александровича получилось собрать большое количество разрозненных техник, которые не связаны между собой в одну систему. Для этого Чехов очень долго занимался упрощением накопленного материала, а в результате применял учение на учениках и артистах театра, в котором был худруком.

Чем меньше актер обращает внимание на зрителя, тем больше зритель интересуется актером. И наоборот, чем больше актер забавляет зрителя, тем меньше зритель считается с актером. Отвлекаясь от зрителей для жизни роли, тем самым актер заставляет зрителя сильнее тянуться к сцене.


Надо уметь приспособляться к обстоятельствам, ко времени, к каждому из людей в отдельности. Если имеешь дело с глупым, надо применяться к его мышлению, искать наиболее простой словесной формы и приспособлений, доступных уму и пониманию глупца. Если же, наоборот, объект общения – сметливый человек, приходится действовать осторожнее, искать более тонких приспособлений, чтоб он не понял ухищрений и не уклонился от общения, и так далее.


В тот период в Америке не было своей актерской школы, поэтому иностранцы с огромным интересом воспринимали новые подходы Чехова. Театр был очень популярен среди публики и ставил спектакли не только на Бродвее, но и гастролировал в другие штаты.

Поэтому смело откидывайте лишнее напряжение – столько, сколько сможете. Будьте на сцене еще больше дома, чем в собственной квартире. На подмостках надо чувствовать себя приятнее, чем в действительности, потому что в театре мы имеем дело не с простым, а с "публичным одиночеством". Оно дает высшее наслаждение.


Американские звезды

Человек, связанный судорогами всего тела, не может чувствовать себя свободно и жить на сцене правильной жизнью. Если трудно сделать умножение при напряжении во время подымания рояля, то как же возможно владеть тончайшими внутренними чувствами в сложной роли с тонкой психологией.


Вероятно, поэтому Чехов стал насаждать систему Станиславского в Соединенных Штатах Америки. Именно благодаря ему эта система стала одной из известных в Голливуде. В его студии занимались Мэрилин Монро, Ингрид Бергман, Грегори Пек, Клинт Иствуд и другие знаменитости Голливуда.

Мы живем на сцене прежде всего для себя, потому что мы умеем хотеть жить чувствами роли и умеем передавать их тем, кто живет с нами на сцене, а зритель – случайный свидетель. Говорите громче, чтоб он слышал вас, и выбирайте удобные места на сцене, чтоб он мог видеть вас, а в остальном забудьте навсегда о публике.

Несмотря на ошеломительный успех, Михаил Александрович до последних дней считал, что он не нашел своего места в искусстве, поскольку оно осталось очень далеко, на родине.

Читайте также: