Михаил блантер биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Матвей Блантер родился 10 февраля 1903 года в городе Почеп, Брянской области. Обучался в Курском музыкальном училище по классам скрипки и фортепьяно. С 1917 по 1919 год учился в драматическом училище Московского филармонического общества по классу скрипки. Занимался композицией у директора филармонического общества, Георгия Конюса. В своих первых произведениях тяготел к стилю легкой танцевальной музыки.

Матвей Исаакович Блантер скончался 27 сентября 1990 года в Москва в возрасте восьмидесяти семи лет. Похоронен композитор на Новодевичьем кладбище.

Семья Матвея Блантера

Отец - Исаак Борисович Блантер (ум. 1924), купец.
Мать - Татьяна Евгеньевна Вовси, актриса

Младший брат - Яков Исаакович Блантер, погиб на фронте в первые дни войны.

Дядя - Евсей Борисович Блантер (1882-1938), был арестован и расстрелян 4 июля 1938 года

Первая жена - Нина Эрнестовна Шван, балерина.

Вторая жена - Ольга Ильинична.

Награды Матвея Блантера

Избранные песни Матвея Блантера

Память о Матвее Блантере

Музыка Блантера вошла в золотой фонд советской культуры. Его песни исполняли Леонид Утесов, Владимир Бунчиков, Владимир Нечаев, Георгий Виноградов, Сергей Лемешев, Иосиф Кобзон, Юрий Богатиков, Лидия Русланова, Марк Бернес, Леонид Харитонов, Булат Окуджава, Елена Образцова, Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова.

Советский композитор Матвей Блантер

Лучшие произведения М. Блантера вошли в золотой фонд советской песенной культуры.

Матвей Блантер. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Владивосток. Памятник Катюше

В когорте советских композиторов-песенников имя Матвея Блантера по праву занимает одно из самых почетных мест. С его творчеством неразрывно связан весь большой и славный путь нашей песни — от ее истоков до завоевания мирового признания и всенародной любви. Начав свою творческую деятельность в 20-х годах как автор легкой танцевальной музыки, Блантер вскоре выдвинулся в число ведущих мастеров советской песни, творчество которых определяло пути ее развития.

Мода не властна над его мелодиями, хотя песни композитора по-особому прочно связаны со временем. Рожденные тем или иным чуть ли не конкретным обстоятельством песни Блантера начинают жить самостоятельной жизнью, превращаются в своего рода символ времени.

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ. 1920-е ГОДЫ

Блантер словно родился песенником — так богат мелодиями его музыкаль­ный дар, так легко умеет он почувствовать и перевести в ноты современную интонацию. Но вместе с тем он не сразу нашел свою собственную тему в советском песенном творчестве. Первые композиторские опыты двадцатилетне­го молодого человека, опубликованные им в начале 20-х годов, относятся к сфере сугубо развлекательной музыки: это были главным образом эстрадные песни и танцы, довольно быстро приобретавшие популярность. Это, конечно, не могло удовлетворить требовательного к себе композитора. Начались поиски самостоятельного пути.

ДОВОЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО. 1930-е ГОДЫ

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

В 1983 году, когда Матвей Блантер отмечал свое 80-летие, ему было присуждено высшее почетное звание в нашей стране — звание Героя Социалистического Труда. В этом награждении — не только признание высоких заслуг одного из основоположников советской песни, но и напоминание о том, что подлинно ценным, имеющим право на долгую жизнь всегда остается только по-настоящему гражданственное, содержательное искусство.

Из воспоминаний М. И. Блантера. ДЕТСТВО. ГОДЫ УЧЕНИЯ. НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

Советский композитор Матвей Исаакович Блантер

Советский композитор Матвей Исаакович Блантер (1903—1990)

Можно сказать, что с музыкой я познакомился совершенно случайно. Мне было лет семь. Мама послала меня за чем-то к соседке, и там я увидел открытый рояль. Нажал клавишу старого, разбитого инструмента. И погиб. С этой минуты я был покорен музыкой. Со слезами упросил отца откупить у соседки этот старый рояль.

Из воспоминаний М. И. Блантера. ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Я не страдаю манией величия, отдаю себе отчет в том, что работаю всего лишь в области популярной музыки. Так уж повелось с давних времен, что песенки и даже песни, как бы широко известны они ни становились, уходят из жизни, не в пример классической, большой, как я ее называю, музыке, которая в лучших своих образцах живет века. Возраст обязывает меня трезво оценивать успех некоторых моих песен в смысле их долголетия. И чем старше я становился, тем все более и более укреплялся во мнении, что лишь те песни, истоки которых народны, могут существовать довольно продолжительный срок. Кроме истоков успех песни определяет, прежде всего, стихотворный материал. Убежден, если есть у меня песенные удачи, то я обязан разделить их с поэтами, с которыми вместе работал.

Мне очень повезло! Иосиф Уткин и Михаил Голодный, Михаил Исаковский и Илья Сельвинский, Михаил Светлов и Константин Симонов, Василий Лебедев-Кумач и Алексей Фатьянов. Какая блистательная плеяда! А ведь я назвал лишь тех, кто ушел из жизни.

Матвей Блантер. Партизан Железняк

Из воспоминаний М. И. Блантера. СОАВТОРЫ-ПОЭТЫ. МИХАИЛ ИСАКОВСКИЙ

Советский поэт Михаил Исаковский

Советский поэт Михаил Васильевич Исаковский (1900—1973)

Из воспоминаний М. И. Блантера. СОАВТОРЫ-ПОЭТЫ. КОНСТАНТИН СИМОНОВ

Советский поэт Константин Симонов

Советский поэт Константин Михайлович Симонов (1915—1979)

Кстати, успех песни во многом зависит от певца. Иногда песня может годами ожидать своего исполнителя — того, кто принесет ей настоящую популярность. Конечно, если песня этого заслуживает.

Потом мы встречались с Симоновым на фронте. Вместе были в Берлине в день печати — 5 мая 1945 года. Конечно, дружили и в мирное время. Последний раз мы виделись у общих знакомых незадолго до его смерти. Был Костя похудевший, постаревший. Когда его не стало, я как-то особенно остро почувствовал, до чего же люблю его, как близок он мне был.

Из воспоминаний М. И. Блантера. СОАВТОРЫ-ПОЭТЫ. ИЛЬЯ СЕЛЬВИНСКИЙ

Советский поэт Илья Сельвинский

Советский поэт Илья Львович Сельвинский (1899—1968)

Потом как-то прочитал он мне свои новые стихи, точнее одно четверости­шие:

За высокими горами, за глубокими морями,
Где серебряная речка омывает сон-траву,
Есть горячее сердечко, есть горячее сердечко,
В нем я живу.

Что же все-таки делает песню популярной? Ответить однозначно на такой вопрос трудно, даже невозможно. Мне кажется, что специально задаться целью написать популярную песню — задача трудная. Иногда песня получается. Можно назвать это вдохновением. А у меня очень часто не получается. Но, конечно, есть какие-то приемы ремесла, в самом лучшем смысле этого слова. Например, если хочешь написать детскую песню и выбираешь стихи Маршака или Михалкова, то помнишь и о диапазоне ребячьих голосов, слышишь нужные интонации, думаешь и о том, где будут петь дети — дома или на улице. Постепенно вырастает музыкальная идея, главная тема мелодии. Потом она развивается, если удачно все остальное.

Из воспоминаний М. И. Блантера. СОАВТОРЫ-ПОЭТЫ. МИХАИЛ СВЕТЛОВ

Советский поэт Михаил Светлов

Советский поэт Михаил Аркадьевич Светлов (1903—1964)

Муза, в композитора влюбленная,
Так сказала, рюмок пять хватив:
«Мотя — это слово сокращенное,
Полностью оно звучит — Мотив!

Мотив Исаакович!
Уже немало лет, как дружат композитор и поэт!
И три десятка лет, как хлебом-солью,
Меня встречаешь до-ре-ми-фа-солью!

Внимай, мой друг, моим словам простым.
Хоть много лет один, как рыба, бьешься,
Напрасно ты себя считаешь холостым —
Ты с Музыкой вовек не разведешься!

Ты с ней живешь не первый год на свете,
У вас растут талантливые дети,
И в день, когда тебе полсотни лет,
Ты передай им от меня привет!

Из воспоминаний М. И. Блантера. ТРЕТЬИ АВТОРЫ ПЕСЕН. ПЕВЦЫ

Певцы являются третьими авторами песен. Низкий поклон им. Большая благодарность за то, что они трудились и доносили песни до слушателя. Симпатии здесь трудно выделить. И все же в первую очередь это замечательные солисты Большого театра, которые обращались к моим песням: Рейзен, Пирогов, Козловский, Лемешев. На всю жизнь осталась в памяти неповторимая, полная необычайного дарования, обладательница замечательного голоса Надежда Андреевна Обухова. Для такой певицы, как Обухова, я, должен знаться, с удовольствием писал бы всегда. Слушать ее было одно наслаждение.

Из воспоминаний М. И. Блантера. ПОЕЗДКИ ПО ЧАСТЯМ СОВЕТСКОЙ АРМИИ

На основе моего опыта могу сказать, что пишется в армии особенно легко, сама обстановка создает идеальные условия для творчества: нет ни телефон­ных звонков, ни заседаний, и встречают так, что только работай да работай. А когда видишь плоды своих трудов, когда сильные, крепкие, молодые, белозубые солдаты поют только что написанную песню, получаешь огромное наслаждение.

Нельзя забывать и о том, что судьбы музыки волнуют сейчас всю молодежь, и армейскую, и не армейскую. Но солдаты служат обычно далеко от культурных центров, им труднее следить за новостями. И вот композитор, квалифицированный музыкант становится судьей в горячих спорах, пусть иногда наивных, но всегда содержательных, волнующих.

Как-то командование Восьмой Гвардейской Армии пригласило Т. Хренни­кова и меня на обед. После обеда нас попросили спеть. До этого мне и в голову не приходило, что я могу петь для публики. Волновался сначала ужасно, но нас просили петь еще и еще. В результате мы спели по 12 песен каждый. Получился импровизированный концерт.

23 апреля, когда нам все уже было нипочем — мы чувствовали себя маститыми исполнителями, нас пригласили в штаб фронта. После концерта один из офицеров сказал:

— Спасибо вам большое. Не знаем даже, как вас отблагодарить!
Тогда я спросил:

— Нельзя ли послать домой телеграмму?

Это не было преувеличением, потому что мы находились в частях, которые уже заняли один из районов Берлина. Мы оказались, вероятно, одними из первых, кто сообщил о близкой победе. 2 мая Берлин пал. 8 мая был подписан акт о капитуляции Германии.

Мы пробыли в войсках три месяца. И хотя не написали тогда ни одной песни, воспоминания об этом времени до сих пор свежи в нашей памяти и, конечно, они живут во многих наших последующих сочинениях.

Я прожил большую жизнь, помню гражданскую войну, участвовал в Великой Отечественной войне. И могу сказать только одно: что мы всегда стремились к тому, чтобы над нами было ясное и чистое небо, чтобы ничто не омрачало наш созидательный труд. Я верю в советского человека — труженика и борца, верю в нашу великую правду — коммунизм.

Матвей Блантер. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

оперетты —

Сорок палок (Москва, 1924, Ленинград, 1925),

Нос президента (1925),

На берегу Амура (1939, Московский театр оперетты);

песни (около 200) —

Партизан Железняк и Песня о Щорсе (слова М. Голодного, 1935),

В путь-дорожку дальнюю (слова С. Острового, 1937),

С нами поет вся страна (слова В. Лебедева-Кумача, 1937),

На просторах родины чудесной (слова А. Суркова, 1938),

Катюша (слова М. Исаковского, 1938),

Казаки-казаченьки (слова Е. Долматовского и В. Луговского, 1939),

Моя любимая (слова Е. Долматовского, 1942),

Жди меня (слова К. Симонова, 1942),

Сады-садочки (слова М. Светлова, 1943),

Песня единства (слова Е. Долматовского, 1947),

Пшеница золотая (слова М. Исаковского, 1947),

Солнце скрылось за горою (слова А. Коваленкова, 1948),

Урожайная (слова М. Исаковского, 1948),

Песня о Ленине (слова С. Смирнова, 1954),

Нам хорошо живется (слова С. Михалкова, 1956),

Мы идем от заводов и пашен (слова И. Сельвинского, 1958),

Песня о Хиросиме (слова М. Матусовского, 1959),

Горская песня о Ленине (слова Р. Гамзатова, 1962),

Не скажу (слова Е. Евтушенко, 1964),

Цыганские песни (5) (слова И. Сельвинского, 1966),

цикл песен (5) на слова Б. Окуджавы (1967),

Держит молодежь равнение (слова А. Софронова, 1967),

детские песни на слова С. Маршака, С. Михалкова, В. Лебедева-Кумача;

музыка к спектаклям.

Матвей Блантер. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

В долгу перед народом // Советская музыка. 1951. № 3. С. 67 — 70;

Дискуссия о песне // Советская музыка. 1954. № 4. С. 49 — 50;

Эти песни поют миллионы // Московская правда. 1960. 20 января: [К 60-летию М. Исаковского];

На сцене — моряки // Красная звезда. 1962. 27 октября: [О гастролях в Москве Ансамбля песни и пляски Северного флота];

Песня, подхваченная миллионами // Литературная газета. 1964. 7 апреля: [О Краснознаменном им. А. В. Александрова ансамбле песни и пляски Советской Армии];

. Годы здесь не властны: К 60-летию Д. Д. Шостаковича // Музыкальная жизнь. 1966. № 17, сентября. С. 5;

По жизни с песней: Леониду Утесову — 75 лет // Труд. 1970. 21 марта;

Связано с его именем / Совместно с Н. Минхом, А. Варламовым // Советская культура. 1974. 13 декабря: [Памяти эстрадного дирижера и композитора В. Н. Кнушевицкого];

Песня и жизнь // Музыкальная жизнь. 1980. № 15, августа. С. 3.

Матвей Блантер. ЛИТЕРАТУРА (БИБЛИОГРАФИЯ)

Шлифштейн С. Рождение песни // Советское искусство. 1941. 25 сентября;

Утесов Л. М. И. Блантер // Советская музыка. 1963. № 2. С. 144;

Зак В. Крылатые песни: К 60-летию М. И. Блантера // Музыкальная жизнь. 1963. № 6, март. С 14—15;

Михайлов А. Берлинский концерт // Вечерняя Москва. 1968. 10 мая;

Фрумкин В. Песня и стих // Советская музыка. 1969. № 10. С. 21—27: [Анализ пяти песен М. Блантера на слова Б. Окуджавы];

Генина Л. Ответ перед будущим // Там же. С. 28 — 34;

Зак В. И. Матвей Блантер.— М., 1971;

Надеинский Е. Песни Матвея Блантера // Музыкальная жизнь. 1971. № 3, февраль. С. 16: [О пластинке с песнями М. Блантера];

Александров Б. Счастливый дар // Огонек. 1973. № 6, февраль. С. 9;

Исаковский М. И хочется слушать, и хочется петь. // Комсомольская правда. 1973. 9 февраля;

Новиков А. Творец крылатых песен // Красная звезда. 1973. 10 февраля;

Софронов А. Жемчужины советской песни // Советская культура. 1973. 13 февраля;

Нестьев И. Матвей Блантер: К 70-летию со дня рождения // Музыкальная жизнь. 1973. №5, март. С. 15 — 16;

Зак В. Нестареющие мелодии // Советская музыка. 1973. №4. С. 17 — 22:

Софронов А. В лесу прифронтовом. // Огонек. 1975. № 19, май. С. 28 — 29;

Соловьев-Седой В. Его песни хочется петь!: К 75-летию Матвея Блантера // Музыкальная жизнь. 1978. № 4, февраль. С. 8—9;

С песней по жизни // Вечерняя Москва. 1978. 10 февраля;

Голуб Г. Не просто песни // Советская культура. 1978. 14 марта;

Соловьев-Седой В. П. Матвей Блантер // Соловьев-Седой В. П. Пути-дороги: Воспоминания, рассказы о песнях, мысли об искусстве.—Л., 1983. С. 156;

Соболева Г. Песни, рожденные жизнью // Начальная школа. 1983. № 2. С. 68 — 71;

Игнатьева М. Песни Матвея Блантера: К 80-летию со дня рождения // Огонек. 1983. № 6, февраль. С. 13;

Генина Л. Высокий берег // Советская музыка. 1983. № 4. С. 4 — 7;

Блантер Матвей Исакович - краткая биография

Родился 10 октября 1903 г. в городе Почепе Черниговской губернии в семье ремесленника. Учился в Курском музыкальном училище по классам фортепиано и скрипки, затем в драматическом училище Московского филармонического общества по классу скрипки.

В 30-х гг. Блантер стал одним из ведущих мастеров массовой лирической песни.

Композитор работал также с поэтами М А. Светловым, К. А. Симоновым, В. И. Лебедевым-Кумачом, А. А. Сурковым.

Его произведениям свойственны лиричность, простота и задушевность, близость к интонациям русской народной песни и городского фольклора.

Скончался 24 октября 1990 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Матвей Исаакович Блантер

Матвей Исаакович Блантер

Матвей Исаакович Блантер родился (28 января) 10 февраля 1903 года в городе Почеп Черниговской губернии (сейчас – Брянская область). Обучался в Курском музыкальном училище по классам скрипки и фортепьяно.

В 1917-1919 годах учился в драматическом училище Московского филармонического общества по классу скрипки. Занимался композицией у директора филармонического общества – Георгия Эдуардовича Конюса.

В его песнях военных лет сочетается героика и лирика. Особенностью песен Блантера являются оптимизм, чувство юмора, открытость, импульсивность, легко запоминающиеся мелодии.

Умер Матвей Исаакович Блантер 27 сентября 1990 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Читайте также: