Охрана водных ресурсов в россии кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть на очередном часе экологического общения и очень хочу поскорее начать с вами работу.

- Проверим ваше внимание. Игровая разминка “Руки-ноги” (Класс старается безошибочно выполнить простые движения по команде учителя: один хлопок – поднять руки, два хлопка – встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть.)

- Хорошего вам настроения и интересных открытий!

Учитель: Указом Президента Российской Федерации 2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды. Как вы это понимаете? (надо охранять окружающую среду)

Просмотр клипа “Наследие потомкам”

Учитель: От чего, от кого надо охранять окружающую среду, кто главный враг чистоты, равновесия в природе? (человек)

- О каких экологических проблемах заставляет задуматься этот видеоролик? (загрязнение окружающей среды, уничтожение растений и животных, потребительское отношение к природе).

Учитель: В каком мире предстоит нам жить и расти? Какую землю мы оставим нашим потомкам? Такими вопросами задается сегодня каждый разумный житель планеты. Эти вопросы очень волнуют и нас.

II. Уточнение темы занятия.

Учитель: Думаю вы сможете более точно сформулировать тему занятия самостоятельно. Перед началом занятия вы объединитесь в микрогруппы, восстановив целостность разрезанных картинок (Приложение 1). Прикрепите собранные сюжеты на магнитную доску.

- Что же получилось.

Получили: КУВШИНКА В ПРУДУ, ВОДОПАД, ОБЛАЧНОЕ НЕБО НАД МОРЕМ, ЗИМНЯЯ РЕКА, АЙСБЕРГ, ЛЕТНИЙ ЛИВЕНЬ, РОСА НА ТРАВЕ.

- О какой природной стихии будем говорить? (о воде)

- Какова сегодня тема нашего экологического общения? (охрана воды)

Название темы открывается на доске.

Цель нашего занятия – узнать, что мы, ученики можем сделать для сохранения водных ресурсов планеты Земля.

III. Определение цели и задач урока.

Учитель: Предлагаю совершить кругосветное путешествие и . (план)

Уточнить, что мы уже знаем о воде?

Выяснить, как велики запасы воды на планете?

Узнать, что именно угрожает водным ресурсам планеты Земля?

  • Что мы можем сделать для сохранения водных ресурсов? (цель)

IV. Реализация намеченного плана.

1.Уточнить, что мы уже знаем о воде?

Стихи о воде. Н.Рыжова “Волшебная вода”

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана -
И всё это только вода.

В кружево будут одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А, в сущности – только вода.

На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
М её не замечаем.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить.

Путешествует всегда
Наша спутница вода!

2. Выяснить, как велики запасы воды на планете?

Оборудование лаборатории: глобус, 3-х литровая банка с водой, стакан 200 мл, пипетка, салфетка.

Капелька 6: (держит в руках глобус) Здравствуйте, профессор!

Капелька 7: Мы пришли к Вам за советом.

Капелька 6: Профессор Водичкин, нам кажется, что водные богатства нашей планеты так велики и безграничны, что их хватит и нам, и нашим потомкам. Вовсе не обязательно их считать, беречь, охранять.

Капелька 7: Взгляните хотя бы на глобус! Воды так много, что планета выглядит голубой. Нам кажется, что даже название “Земля” ей не совсем подходит. Более логично было бы назвать нашу планету - “Водой”.

Наш общий дом, планету Земля космонавты называют Голубой планетой, именно так она выглядит из космоса. Так велики ее водные запасы. Примерно 70% земной поверхности покрыто водой. Но, для того что бы понять, нуждается ли вода в защите, предлагаю провести несложный опыт.

Масштабированный опыт “Сколько воды на Земле?”

Ход опыта: профессор демонстрирует детям трехлитровую банку с водой.

Комментарий: в банке - вся вода, имеющаяся на Земле, и пресная, и соленая.

Учитель: назовите все водные объекты нашей планеты, содержащие как пресную, так и соленую воду.

Профессор отливает часть воды в стакан объемом 200 мл.

Комментарий: в стакане - вся пресная вода, которая имеется на Земле (лед, снег, подземные воды, воды рек, озер, болот и т.д.)

Профессор набирает воду из стакана пипеткой, капает 2-3 капли на пол.

Комментарий: я сейчас пролили всю воду, находящуюся в реках, озерах и болотах всего мира.

- Так вот почему говорят: “Воды на Земле одновременно и много и мало”.

- Её много в морях и океанах. Но морская вода солёная, она непригодна для питья, для полива полей, для нужд фабрик и заводов.

Учитель: Вода – одно из самых распространенных на нашей планете веществ, но и одно из самых ценных. Да, да! Нет ничего более драгоценного, чем самая обыкновенная пресная чистая вода.

Учитель берет книгу с выставки и зачитывает высказывания о воде.

“Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках.

“Капля воды дороже алмаза”, - говорил известный русский ученый – химик Д.И.Менделеев.

Учитель: Разумеется, по денежной стоимости вода алмазу – не соперник. Алмаз – минерал редкий. Маленькая его крупинка ценится в тысячи рублей. Но есть и другая мера ценности. Ученые научились выращивать искусственные алмазы, а вот без воды не обойтись никому и никогда и заменить ее нечем.

Нуждается ли вода в защите? Что именно угрожает водным ресурсам планеты Земля?

Учитель: Ответить на этот вопрос нам помогут очень точные слова французского писателя, поэта и профессионального лётчика Антуана де Сент-Экзюпери. Как летчик он имел счастье созерцать с высоты красоту природы. Давайте попробуем мысленно сопроводить его в этом полете. Слова писателя процитирует Капелька 8, а я проиллюстрирую их снимками, сделанными в различных уголках нашей планеты.

“Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью. Ты – самое большое богатство на свете.”

Учитель: В наше время мы все чаще слышим предупреждения об угрозе водного голода, о жажде даже там, где 100 лет назад пресной воды вполне хватало? Да, на Земле есть места, где пресной воды всегда было мало. Но сегодня более половины нашей планеты находится на жестком водном пайке, воды недостает во многих крупных городах мира.

- Почему? Ведь воду никто не уничтожает. И сколько ее было миллионы лет назад на планете Земля, столько ее присутствует в природе и сейчас.

Предполагаемые ответы детей:

- увеличилось население нашей планеты;

- растут потребности человека;

- строятся новые города;

- строятся новые заводы, фабрики;

- распахиваются новые поля, они требуют орошения.

Эти замечательные строки Антуан де Сент-Экзюпери написал в первой половине 20 века. Он погиб на войне, защищая родную Францию от немецко-фашистских захватчиков.

Если мы сегодня пролетим на самолете над водными просторами планеты, то нам могут открыться совсем другие “достопримечательности”.

Повторный просмотр презентации, вторая подборка фотографий, слова читает учитель (с сарказмом, удивлением, грустью).

Учитель: Хозяйственная деятельность человека до неузнаваемости изменила многие уголки нашей планеты. Коснулись эти изменения и водных ресурсов нашей планеты.

- Какая угроза нависла над водными запасами планеты?

(Над водой нависла угроза – загрязнение. Берем мы у природы воду чистую, а отдаем грязную.)

Что мы можем сделать для сохранения водных ресурсов?

Учитель: Капельки, куда нам лететь дальше, где и у кого искать совета и помощи?

Фонограмма: звук журчащего ручейка.

Волга и Вазуза - Маршак С.

Русская народная сказка

Меж болот из малого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.

Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.

Перейдешь его через дощечку,
А глядишь - ручей разлился в речку,
Хоть местами речку эту вброд
И цыпленок летом перейдет.

Но поят ее ключи, потоки,
И снега, и ливни летних гроз, -
И течет она рекой широкой,
Разливается в спокойный плес,

Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой –
Матушкой, кормилицей родной.

Волга - рекам родины царица.
Ни одна не может с ней сравниться.
Высятся над Волгой города.
На волнах качаются суда.

Учитель: Конечно, домой, в родной город Волгоград, к Волге-матушке. Это самая большая, самая красивая, самая полноводная река в Европе.

Наверняка вы задавались вопросом, откуда взялось это хорошо знакомые, родное название нашей реки “Волга”? Многие географические названия возникли несколько тысячелетий назад. Никто не знает, когда к Волге подошел человек. Но находки археологов доказывают, что много тысячелетий назад над волжскими водами горели костры первобытного человека. В прибрежных зарослях леса люди охотились, а в реке ловили рыбу. Река соединяла друзей и защищала от врагов, разделяя племена и государства. Уже в те далекие времена по реке передвигались разные племена на грубых, выдолбленных или выжженных из древесных стволов челнах.

Учитель: Предлагаю поработать с текстом, который составлен на основе энциклопедических данных и постараться узнать о нашей родной реке новое.

Посыльные получают для работы в группе текст, задание, бланк ответа. Группе предлагается за 3 минуты ознакомиться с текстом, найти ответ на вопрос, заполнить бланк ответа, обсудить форму отчета группы, по истечении времени – прикрепить бланк ответа на доску.

Учитель: Волга подверглась большим техническим преобразованиям. Сегодня это река - труженица. Волжская вода вращает турбины мощных гидроэлектростанций, орошает земли, идет на промышленные предприятия городов и сел Поволжья. По ней перевозится сотни тонн грузов.

Динамическая пауза (фонограмма: звук бурлящей реки. )

Учитель: Ребята, как образуется большая река? ( Из ручейков.)

Попробуйте смоделировать как при сливании маленьких ручейков и речушек получает большая полноводная говорливая река.

(Дети “ручейками” хаотично движутся по классу, постепенно объединяются в одну колонну и “текут”. Как одна полноводная река. По команде учителя занимают свои места)

Учитель: Прислушайтесь к журчанию реки, может ей тоже нужны наши заботливые руки? (Приложение 3)

Учитель: Перечислите возможные источники загрязнения реки.

Предполагаемые ответы детей:

- сточные воды заводов, фабрик, городов,

- свалки мусора по берегам реки отравляют водоем,

- оставленный мусор на берегу после отдыха,

- утечка горюче-смазочных материалов.

- мытье машин вблизи рек.

Учитель: Если не принимать срочных мер, умрет водоём, умрёт целый мир существ, обитающих в нём и подле него.

- Сформулируй четко свое отношение к происходящему, начиная ответ со слов

Для сохранения чистоты водоёмов люди должны

  • построить очистные сооружения на фабриках и заводах;
  • загрязнённую воду очищать и снова использовать на производстве.

Для сохранения чистоты водоёмов люди не должны

  • мусорить у водоём во время отдыха;
  • превращать берег реки в свалку мусора;
  • мыть машины на берегу рек.

Учитель: В последние годы правительством страны, администрацией городов и поселков ведется строгий контроль за работой промышленных предприятий, и сброс вредных, неочищенных веществ в Волгу не допускается.

Не загрязняйте водоемы!

Учитель: Мы, жители Волгограда, встречаемся с водой каждый день. У нас есть возможность пользоваться ванной, душем, водопроводом — это великое благо. В быту мы часто неразумно расходуем воду (Приложение 4).

Итоги исследования: “Правильно ли мы расходуем воду”.

Детям ранее было предложено найти примеры неэкономного расхода воды в быту и предложить свои методы экономии воды.

Учитель: Хотелось бы услышать от вас конкретные предложения по экономному использованию воды в домашних условиях, как надо поступать, чтоб вода не расходовалась впустую?

Предполагаемые ответы детей:

  • расходовать воду разумно;
  • не умываться под сильной струёй воды;
  • не оставлять кран открытым без надобности;
  • следить за исправностью водопроводных кранов;
  • своевременно устранять протечку в сливном бочке;
  • максимально загружать стиральную и посудомоечную машины;
  • при обычном мытье посуды затыкать сливное отверстие;
  • при приеме душа отключать воду во время намыливания;
  • закрывать воду во время чистки зубов;
  • принимать душ, а не ванну;
  • не держи постоянно открытую воду при приготовлении пищи.

Учитель: Хочется обратиться к каждому жителю нашего города: Берегите воду! Даже если каждый из нас будет соблюдать хотя бы одно из предложенных правил, мы внесем заметный вклад в охрану нашей реки Волги, а значит и всех водных запасов планеты.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Пришло время подводить итог нашего совместного часа экологического общения. Какое новое знание вы открыли?

- Мы узнали, что нашей реке Волге, как и всем водным ресурсам планеты Земля угрожает две беды: загрязнение вод и неразумное, неэкономное их использование.

Учитель: Какой ответ дадите на главный вопрос урока?

- Мы, ученики, осознали, что правила экономного использования воды нужно выполнять уже сейчас, и начинать надо с себя, со своей семьи, со школы.

Учитель: Что будем делать, какие практические шаги, действия предпримем в задуманном направлении?

- нужно рассказать ученикам других классов нашей гимназии о том, как можно экономно использовать воду в домашних условиях, как надо поступать, чтоб вода не расходовалась впустую?

- можно нарисовать условный знак, который будет напоминать о том, что кран необходимо закрыть и прикрепить у рукомойников в нашем буфете, в туалетах.

- такой знак можно прикрепить дома, на кухне;

- останавливать тех, кто бросает мусор в водоёмы, убирать за собой мусор на берегу озера, реки, в лесу.

Учитель: Какой условный знак можно установили на берегу реки?

Учитель: Очень хочется донести наши разумные мысли до всего человечества. Давайте построим “Радуга пожеланий” (Приложение 5).

(Посыльные получают карточки 7 цветов радуги, команда составляет фразу и крепит ее на доске в форме радуги. Работа сопровождается звучанием песни “Радуга желаний”.)

Учитель: Где б мы не жили, в деревне или городе, нас объединяет то, что мы живем на одной планете, где все так тесно связано друг с другом, что проблемы на одном краю земли могут вызвать проблемы на другом. Мы дышим одним воздухом, у нас один общий запас воды. Мы живем в одном общем доме, и этот дом – наша планета Земля. Берегите ее!

Так какую планету выбираешь ты? Расскажи о своем выборе, прикрепи свою капельку.

Вода, водоемы, водные богатства, охрана, защита, бережное отношение

Значение водоёмов в жизнедеятельности человечества также велико, как и роль лесов нашей планеты. Водные глади радуют глаз красотой и ширью, украшают Землю. Для людей отдыхать на берегах водоёмов – полезный и приятный досуг. Водный транспорт, перевозка грузов и пассажиров – все это даёт вода. Много богатства хранится в водоёмах – ценнейшая рыба и водоросли, состоящие из витаминов и микроэлементов, всевозможные деликатесы – устрицы, крабы. Приятно и полезно насладиться свежей, чистой и прохладной родниковой водой.

У некоторых людей сложилось мнение, изучая карту мира, прокручивая глобус, что водные пространства обширны – океаны, моря и реки, озёра и пруды, водопады, которым ничего не угрожает. Из крана постоянно течёт пресная вода, которую, не задумываясь, используем ежедневно и в больших количествах: пьём, моемся, стираем, готовим пищу.

Водных объектов на нашей планете много, и может сложится ложное чувство безопасности. Человечество живёт спокойно. Но это ошибочный взгляд.

Причины загрязнения воды и водных объектов


Производственный мусор

В каждом населённом пункте созданы, пусть небольшие, но предприятия и фабрики. В больших городах промышленность набирает стремительные обороты. Предприятий становится больше – увеличиваются и производственные отходы, мусор. Очистительные сооружения установлены не везде. Старые и несовременные системы переработки мусора не справляются с большими объёмами, у них нет на это нет средств и возможностей. Строят предприятия в промышленных зонах, вблизи рек и водоёмов, поэтому быстрее, выгоднее и проще стоки мусора и грязи сливать в воду. Так и происходит загрязнение водоёмов.

Сельское хозяйство

Без удобрения и ядохимикатов в сельском хозяйстве не вырастить урожая. Часто происходит так, что этих веществ намного больше, чем нужно. Поэтому дождевые потоки несут часть удобрений и ядохимикатов в ближайшие водоёмы – пруды, озёра или реки. И так дальше по цепочке, попадая в другие водоёмы.

Человек и жизнедеятельность

Сточные воды

Редко, кто задумывается над тем, какой путь проделывает вода из наших квартир по канализационным трубам, и насколько безопасна для окружающей среды. Канализационные стоки постепенно попадают в моря и океаны. Сколько вреда и опасности несут наши моющие средства и шампуни обитателям водоёмов. Растения и животные часто погибают.

Добыча полезных ископаемых и нефти, судоходство и туризм

Многое, что связано с нефтью: извлечение из недр земли, добыча, переработка влечёт за собой много вреда для растительного и животного мира морей и океанов. Суды и водный транспорт ежедневно, днём и ночью курсируют по водным просторам, перевозят пассажиров и грузы. Тем самым загрязняют воду всевозможными выбросами, отработанным топливом и отходами.

Охрана водных богатств


Быстрого решения проблемы загрязнения воды не существует. Требуются годы, чтобы привести к сильному загрязнению вод, и годы, чтобы избавиться от загрязнения. Но есть несколько важных шагов, которые мы можем сделать, чтобы решить эту проблему.

Прежде всего, нужно объяснять людям причины и последствия загрязнения воды. Повышение осведомленности общественности может помочь уменьшить количество загрязнения. Одна из основных проблем с загрязнением воды – это серые зоны в законах по всему миру. Приняв ужесточение экологических законов на национальном и международном уровнях, мы можем значительно усложнить для некоторых людей задачу загрязнения окружающей среды.

Работая вместе над поддержанием чистоты водоемов и окружающей среды в целом, мы можем сделать мир более здоровым и лучшим для растений, животных и людей.

Удивительные качества воды


Со школьных лет людям известно, что человек, как и живые существа состоит из воды. Поэтому беречь воду для сохранения жизни на нашей планете важно. Удивительно, но вода, как и люди сохраняет свойство памяти. Учёные провели много исследований по этому вопросу. И доказали, что это можно легко проверить, наблюдая за кристаллами воды через микроскоп. Если воде говорить добрые, приветливые слова, то молекулы образуют чёткий, ровный рисунок. Брань, грубая речь не даст кристаллам воды построить правильные очертания в форме снежинок. Это свойство воды раскрывает ценность добрых слов и влияние на настроение человека, веру в себя и силы духа.

Озеро Байкал – источник пресной воды


Байкал, как и другие водоёмы нашей планеты, стало любимой территорией отдыха для туристов. И также, как и другие места отдыха и экскурсий подвергается загрязнению. Уменьшение запасов питьевой воды приведёт к экологической проблеме. Спровоцирует рост заболеваемости опасными инфекциями, всевозможным эпидемиям, снизится рождаемость, население сократиться.

Подведение итогов

Ценнейшее, что подарила наша планета Земля – это вода. Без воды не родится ни человек, ни животное. Без неё не прорастёт ни одно семечко, не созреет ни овощ, ни фрукт. Только вода утоляет жажду, охлаждает тело в жаркий день. И только вода тушит огонь, спасает урожаи в засушливый год, защищает лес в пожароопасной ситуации. Чтобы сохранить этот природный ресурс – нужно каждый день сократить использование самого главного источника человеческих сил и энергии. Без воды погибнет живое, и флора, и фауна. Только человек решает и выбирает, что передаст следующим потомкам. Планета подарила человечеству необходимое для жизни – воду и чистый воздух, и только от людей, бережного отношения к природным ресурсам, зависит жизнь людей дальше. И только сохранное, трепетное отношение к воде сохранит земной шар чистым и здоровым.

Гидросфера включает в себя все водоемы нашей планеты, а также грунтовые воды, пары и газы атмосферы, ледники. Эти источники необходимы природе для поддержание жизни. Сейчас качество воды значительно ухудшилось из-за антропогенной деятельности. Из-за этого мы говорим о многих глобальных проблемах гидросферы:

  • химическое загрязнение воды; ;
  • загрязнение мусором и отходами;
  • уничтожение флоры и фауны, проживающей в водоемах;
  • загрязнение воды нефтью; .

Все эти проблемы обусловлены плохим качеством и недостаточным количеством воды на планете. Несмотря на то, что большая часть поверхности земли, а именно 70,8% укрыта водой, не всем людям хватает питьевой воды. Дело в том, что вода морей и океанов слишком соленая и непригодна для питья. Для этого используется вода пресных озер и подземных источников. Из мировых запасов воды только 1% содержится в пресных водоемах. В теории еще 2% воды, которая в твердом состоянии в ледниках подходит для питья, если ее разморозить и очистить.


Объекты охраны воды

Охрана вод – это целая система норм и правил, направленная на обеспечение должной защиты важнейших ресурсов. К водным объектам, в отношении которых были установлены правила по их использованию санкции за нарушение, относятся следующие:

  1. Водные места, ресурсы которых официально были признаны лечебными. Сюда относятся зоны курортов и других санитарно-оздоровительных территорий.
  2. Водоемы, имеющие особое значение, например, эстетическое, рекреационное, культурное, исследовательское и т.д. В их отношении может быть установлен статус особо охраняемых территорий.
  3. Объекты, признанные водоохранными зонами. Это водохранилища, каналы, береговые линии морей, рек и т.д. Характеризуются наличием особого режима выполнения сельскохозяйственной и иных видов деятельности. Режим включает в себя наличие строгих правил использования ресурсов, для предотвращения их истощения, загрязнения и исчезновения. Меры защиты также направляются на представителей флоры и фауны, которые содержатся в этих объектах. В некоторых местах, например, полностью запрещено вылавливание рыбы. В отношении особо ценных водоохранных зон устанавливается полный запрет на осуществление какой-либо деятельности.

Использование воды в промышленности

Основные проблемы водных ресурсов заключаются в том, что они широко применяются в промышленности: металлургии и машиностроении, энергетике и пищевой промышленности, в сельском хозяйстве и химической индустрии. Использованная вода часто уже не пригодна для дальнейшего применения. Конечно, предприятия, когда ее сливают, не очищают, поэтому сельскохозяйственные и промышленные стоки попадают в Мировой океан.

Одной из проблем водных ресурсов является ее использование в коммунальном хозяйстве. Далеко не во всех странах люди обеспечены водоснабжением, а трубопроводы оставляют желать лучшего. Что касается канализации и стоков, то они прямо без очищения сливаются в водоемы.

Методы охраны воды

Наиболее эффективными методами охраны водных богатств являются:

  1. Правовой метод. Использование этого метода осуществляется с помощью главного нормативно-правового акта – Водного Кодекса РФ. Он включает в себя описание всех нарушений, связанных с водными ресурсами, а также санкций, которые будут назначены в отношении виновных лиц. В качестве вспомогательных актов используются действующие на территории государства СанПины.
  2. Природоохранные мероприятия. Этот пункт включает в себя огромное количество действий, которые должны выполняться ответственными лицами для сохранения водных богатств. Сюда можно отнести установление официальных запретов на купание в определенных местах, запреты на выброс в воду загрязняющих веществ и т.д.
  3. Ведение водного кадастра. Он представляет собой своеобразную книгу учета, в которой фиксируется каждый водный объект и основная информация о нем:
  • наименование объекта;
  • очные координаты его расположения;
  • формы допустимого использования его ресурсов;
  • cтепень загрязнения, включая указание разновидностей вредных веществ и т.д. Кадастр помогает располагать максимально четким и точным представлением и водных ресурсах конкретной местности и об их текущем состоянии.

охрана воды

Актуальность охраны водоемов

Чтобы решить многие проблемы гидросферы, нужно проводить охрану водных ресурсов. Это осуществляется на государственном уровне, но также обычные люди могут внести свою лепту:

  • уменьшить расход воды в промышленности;
  • рационально расходовать водные ресурсы;
  • очищать загрязненную воду (промышленных и бытовых стоков);
  • проводить очищение акваторий;
  • устранять последствия аварий, загрязняющих водоемы;
  • экономить воду в повседневном использовании;
  • не оставлять водопроводные краны открытыми.

Это те действия по охране воды, которые помогут сохранить нашу планету голубой (от воды), а, значит, обеспечат поддержание жизни на земле.

Правила охраны воды

Разработанные и утвержденные правила охраны воды направлены на защиту существующих водных ресурсов планеты и их сохранение для будущих поколений. Это достигается благодаря следующим методам:

Охрана водных ресурсов заключается в запрещении сброса в водоемы и водотоки неочищенных вод, создании водоохранных зон, содействии процессам самоочищения в водных объектах, сохранении и улучшении условий формирования поверхностного и подземного стока на водосборах.

На всех водопользователей в законодательном порядке возлагается обязанность сокращать объёмы изъятия и потери воды, не допускать засорения, истощения и загрязнения водных объектов. Запрещён сброс сточных вод (СВ) в водные объекты, если последние отнесены к особо охраняемым, содержат природные лечебные ресурсы, находятся в местах массового отдыха населения или курортных зонах, а также в местах нереста и зимовки ценных видов рыб и т.п.

В основу охраны вод положены следующие основные принципы:

  • нормирование качества вод;
  • нормирования антропогенного воздействия на водные объекты;
  • регулярный контроль (мониторинг) состояния вод;
  • платность воздействия;
  • осуществление государственного надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием водных объектов;
  • соблюдение принципа: загрязнитель платит.

К нормативам качества вод относятся:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния вод, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния вод, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества вод, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.

Существуют две группы нормативов качества: первая группа установлена исходя из рыбохозяйственного использования водных объектов, вторая группа – из санитарно-гигиенических требований. Разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Нормирование антропогенного воздействия заключается в ограничении негативного воздействия на водные объекты при хозяйственной и иной деятельности. К видам негативного воздействия на водные объекты относятся: сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; шумовое, тепловое, электромагнитное, ионизирующее и другие виды физических воздействий. Также устанавливаются нормативы изъятия вод из водных объектов.

В настоящее время в рамках системы мониторинга проводятся следующие основные виды наблюдений:

  • за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;
  • за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
  • за фоновым загрязнением водных объектов;
  • за радиоактивным загрязнением водных объектов.

Санитарно-эпидемиологический надзор на водных объектах и системах водоснабжения осуществляет Роспотребнадзор. Органы Роспотребнадзора проводят как плановые, так и внеплановые проверки предприятий на предмет соблюдения требований санитарного законодательства, защиты прав потребителей.

Охрана вод (водных объектов) включает реализацию следующих конкретных мероприятий:

  • установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос, примыкающих к береговой линии водных объектов;
  • установление зон санитарной охраны источников водоснабжения;
  • строительство очистных сооружений перед сбросом производственных и коммунальных сточных вод в водные объекты;
  • внедрение оборотных систем водоснабжения на промышленных предприятиях;
  • сбор и очистку ливневых вод с территорий населённых пунктов (селитебных территорий), площадок предприятий и других объектов.

В настоящее время стоит задача расширения систем оборотного водоснабжения, обеспечивающих как снижение потребления свежей воды из водных объектов или систем водоснабжения, так и снижение сбросов загрязнённых вод в водные объекты.




Вопросы для проверки пройденного материала:

1. Рациональное использование водных ресурсов это…?

2. Почему необходимо соблюдать нормы при внесении удобрений?

3. Рекультивация земель это….?

4. Почему почва – относительно возобновимый ресурс?

Задание 1: Изучить и дать краткую характеристику Особо охраняемым территориям (ООТ).

Ответить на вопросы:

А) какие задачи решаются в ООТ .

Б)разрешается ли использование экосистем в заповедниках

Задание 2 Провести описание одного из заповедников Российской Федерации

Задание 3. Составьте кроссворд из 10-15 вопросов по теме :"Природные ресурсы и их охрана"

Охрана водных ресурсов заключается в запрещении сброса в водоемы и водотоки неочищенных вод, создании водоохранных зон, содействии процессам самоочищения в водных объектах, сохранении и улучшении условий формирования поверхностного и подземного стока на водосборах.

На всех водопользователей в законодательном порядке возлагается обязанность сокращать объёмы изъятия и потери воды, не допускать засорения, истощения и загрязнения водных объектов. Запрещён сброс сточных вод (СВ) в водные объекты, если последние отнесены к особо охраняемым, содержат природные лечебные ресурсы, находятся в местах массового отдыха населения или курортных зонах, а также в местах нереста и зимовки ценных видов рыб и т.п.

В основу охраны вод положены следующие основные принципы:

  • нормирование качества вод;
  • нормирования антропогенного воздействия на водные объекты;
  • регулярный контроль (мониторинг) состояния вод;
  • платность воздействия;
  • осуществление государственного надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием водных объектов;
  • соблюдение принципа: загрязнитель платит.

К нормативам качества вод относятся:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния вод, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния вод, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества вод, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.

Существуют две группы нормативов качества: первая группа установлена исходя из рыбохозяйственного использования водных объектов, вторая группа – из санитарно-гигиенических требований. Разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Нормирование антропогенного воздействия заключается в ограничении негативного воздействия на водные объекты при хозяйственной и иной деятельности. К видам негативного воздействия на водные объекты относятся: сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; шумовое, тепловое, электромагнитное, ионизирующее и другие виды физических воздействий. Также устанавливаются нормативы изъятия вод из водных объектов.

В настоящее время в рамках системы мониторинга проводятся следующие основные виды наблюдений:

  • за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;
  • за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
  • за фоновым загрязнением водных объектов;
  • за радиоактивным загрязнением водных объектов.

Санитарно-эпидемиологический надзор на водных объектах и системах водоснабжения осуществляет Роспотребнадзор. Органы Роспотребнадзора проводят как плановые, так и внеплановые проверки предприятий на предмет соблюдения требований санитарного законодательства, защиты прав потребителей.

Охрана вод (водных объектов) включает реализацию следующих конкретных мероприятий:

  • установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос, примыкающих к береговой линии водных объектов;
  • установление зон санитарной охраны источников водоснабжения;
  • строительство очистных сооружений перед сбросом производственных и коммунальных сточных вод в водные объекты;
  • внедрение оборотных систем водоснабжения на промышленных предприятиях;
  • сбор и очистку ливневых вод с территорий населённых пунктов (селитебных территорий), площадок предприятий и других объектов.

В настоящее время стоит задача расширения систем оборотного водоснабжения, обеспечивающих как снижение потребления свежей воды из водных объектов или систем водоснабжения, так и снижение сбросов загрязнённых вод в водные объекты.

Вопросы для проверки пройденного материала:

1. Рациональное использование водных ресурсов это…?

2. Почему необходимо соблюдать нормы при внесении удобрений?

3. Рекультивация земель это….?

4. Почему почва – относительно возобновимый ресурс?

Задание 1: Изучить и дать краткую характеристику Особо охраняемым территориям (ООТ).

Ответить на вопросы:

А) какие задачи решаются в ООТ .

Б)разрешается ли использование экосистем в заповедниках

Задание 2 Провести описание одного из заповедников Российской Федерации

Задание 3. Составьте кроссворд из 10-15 вопросов по теме :"Природные ресурсы и их охрана"


На этом уроке поговорим о водных ресурсах и об основных направлениях их использования. Рассмотрим источники загрязнения водных ресурсов, а также такое явление, как наводнение.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Водные ресурсы и человек. Охрана водных ресурсов."

Водные ресурсы – это поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы для водоснабжения населения, а также в сельском хозяйстве и промышленности. Все природные богатства, которые используются в хозяйственной деятельности, мы называем природными ресурсами. Вода – это один из наиболее важных видов ресурсов, без которых невозможно представить существование человеческого общества и которые ничем нельзя заменить. Семьдесят процентов поверхности Земли покрыто водой. Общий объём гидросферы Земли огромен и составляет почти один миллиард четыреста миллионов километров кубических. Ресурсы пресной воды, необходимой человечеству, животным и растениям, составляют около трёх процентов этого объёма. Наибольшие запасы пресной воды в мире имеют такие страны, как Россия, Канада и Бразилия.

Оценка водных ресурсов дана в водном кадастре. Водный кадастр – это систематизированный свод данных о водных ресурсах страны с учётом размеров и форм использования вод в различных областях хозяйственной деятельности. В нём обобщены материалы гидрологических наблюдений и исследований, собраны данные для научных и хозяйственных организаций. В водном кадастре России есть сведения и о распределении вод на территории нашей страны, и сезонное распределение многоводных рек.


В нашей стране много полноводных рек, однако распределены запасы речных вод по территории России достаточно неравномерно. Большинство крупных рек находится в Сибири и на Дальнем Востоке, где проживает меньшая часть населения страны. А вот на европейской территории, где проживает шестьдесят процентов населения страны и сосредоточено большинство промышленных предприятий, а потребность в воде наибольшая, таких рек практически нет. На каждого жителя Русской равнины приходится 8500 м 3 воды в год, а на одного жителя Сибири – сто тысяч метров кубических в год, то есть почти в двенадцать раз больше. А вот в южных районах России ощущается дефицит воды, так как большая часть воды здесь идёт на орошение.

Вода является основой жизни. Всем живым существам, в том числе и человеку, постоянно необходимо определённое количество воды. На питьё и бытовые нужды только одному человеку требуется около 300-400 литров воды в сутки. Огромный объём воды расходуется в промышленности и сельском хозяйстве. Выходит, что вода — это основа жизни и многих направлений хозяйственной деятельности человека.

К ведущим направлениям использования водных ресурсов относятся: промышленность, сельское хозяйство, а также бытовые нужды.

Промышленность не может существовать без воды. В промышленности вода используется для охлаждения и нагревания жидкостей, газов и газовых смесей — как растворитель; для приготовления и очистки растворов; для транспортировки материалов и сырья по трубам и так далее. Если в производстве необходима чистая вода, её берут из водопроводной системы.

Земледелие – самый крупный потребитель воды. Например, в Египте, где почти не бывает дождей, всё земледелие основано на орошении, тогда как в Великобритании практически все сельскохозяйственные культуры обеспечиваются влагой за счёт атмосферных осадков. Систему сельскохозяйственного водоснабжения по её назначению можно разделить на такие группы, как: система водоснабжения животноводческих промышленных комплексов и отдельно стоящих ферм, система пастбищного водоснабжения, а также система полевого водоснабжения.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с водой постоянно. Применение воды в быту можно условно разделить на следующие категории: еда и напитки, гигиена, а также технические цели. Используя воду каждый день, мы обычно не задумываемся о том, сколько её осталось на планете и хватит ли на всех. Между тем от нехватки воды в мире страдают более миллиарда человек.

Распределение воды на Земле


Стоит отметить, что деятельность человека становится в настоящее время мощным фактором, который влияет на качество водных ресурсов. Сегодня подавляющее большинство развитых стран сталкивается с серьёзными проблемами, связанными с использованием водных ресурсов. Проблема заключается в значительном недостатке чистых пресных вод. Наличие чистой пресной воды – необходимое условие существования всех живых организмов на Земле. На долю пресной воды, пригодной к употреблению, приходится всего лишь 3 % от общего её количества. Несмотря на это, человек в процессе своей деятельности нещадно загрязняет её. Резкое ухудшение качества пресной воды произошло в результате загрязнения её химическими и радиоактивными веществами, ядохимикатами, синтетическими удобрениями и канализационными стоками.

В последние годы в ряде стран возникла новая проблема, вероятно, одна из самых трудных и опасных – загрязнение грунтовых вод. Оно вызывается самыми разными причинами. Среди них – широкое распространение свалок, закачка сточных вод предприятиями, захоронение отходов, использование воды на нефтепромыслах, широкое применение химических удобрений в сельском хозяйстве. Как известно, подземные воды часто служат основными источниками питьевой воды для населения. Во всём мире прилагаются значительные усилия для очистки воды от загрязнений, однако во многих странах и крупных городах население страдает от недостатка чистой пресной воды. И это уже глобальная экологическая проблема современности. Несмотря на то, что проблема загрязнения воды в настоящее время достигла угрожающих масштабов, решить её вполне возможно. Для этого каждый человек должен приложить усилия. Например, необходимо экономно использовать водопроводную воду. По возможности очищать от мусора близлежащие водоёмы и пляжи. Не использовать в хозяйстве синтетические удобрения. Лучше всего в качестве удобрений подойдут органические бытовые отходы, например, скошенная трава, опавшие листья.

Вода – это не только благо. Когда её слишком много, она становится грозной разрушительной силой, которая представляет огромную опасность для людей, дорог, построек и так далее. Почти половина всех природных катастроф в мире связана с наводнениями.

Наводнение – это затопление территории земли водой, что является стихийным бедствием. Наводнение могут вызываться продолжительными дождями, таянием снегов, цунами, прорывом плотин или водохранилищ, а также иными природными причинами (штормовыми приливами, оползнями). Различают разные типы наводнений. К ним относятся малые, опасные, особо опасные и катастрофические. Малые наводнения наблюдаются на равнинных реках. Они охватывают небольшие прибрежные территории. В результате затапливается менее 10 % сельскохозяйственных угодий. Периодичность повторения – раз в 5-10 лет.

Опасные наводнения наносят ощутимый материальный ущерб, охватывая сравнительно большие земельные участки речных долин. Такие наводнения затапливают примерно 15-20 % сельскохозяйственных угодий. Опасные наводнения приводят к частичной эвакуации людей. Периодичность повторяемости их – раз в 20-25 лет.

Особо опасные наводнения наносят большой материальный ущерб, охватывая целые речные бассейны. Они затапливают примерно 50-70 % сельскохозяйственных угодий и некоторые населённые пункты. Такие наводнения приводят к необходимой массовой эвакуации населения. Периодичность повторяемости их – раз в 50-100 лет. Яркий пример тому – наводнение в Томске в 1947 году.

Катастрофические наводнения. Они приводят к гибели людей, непоправимому экологическому ущербу, они наносят материальный ущерб, охватывая огромные территории в пределах одной или нескольких водных систем. В результате таких наводнений затапливается более 70 % сельскохозяйственных угодий, множество населённых пунктов, промышленных предприятий и инженерных коммуникаций. При катастрофических наводнениях эвакуируется более 100 тысяч человек, оказывается гуманитарная помощь, в данной ситуации проблема одной страны становится проблемой всего мира. Периодичность повторяемости такой катастрофы – раз в 200-300 лет.

Читайте также: