Блоки дьенеша описание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Это развивающее пособие ввёл в педагогический обиход венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Он был пылким сторонником игрового подхода к обучению детей математике. Участвуя в развлекательной деятельности по Дьенешу, дети могут даже не догадываться, что в этот момент они учатся решать непростые математические задачи.

Что представляют собой блоки Дьенеша?

Это комплект геометрических фигур из дерева или пластика. Четыре формы: квадрат, круг, прямоугольник и треугольник. Три цвета: жёлтый, синий и красный. Четыре размера: большой, маленький, толстый, тонкий.

Всего в наборе 48 фигур (по 16 каждого цвета) — и ни одна из них не повторяется полностью. Каждый блок отличается от всех остальных как минимум по одному параметру.

У ребёнка формируются пространственные представления, развивается так называемое геометрическое воображение. И это даже не полный перечень знаний и способностей, которые обретают дети в игре с блоками.

Почему стоит приобрести блоки Дьенеша?

Потому что стоимость набора невелика. Места он занимает немного. Зато всегда под рукой имеется полезная развивающая игра, которой можно увлечь ребёнка.

Этот дидактический материал может понадобиться для самых разных занятий и игр.

Я купила набор блоков, когда моему ребёнку было всего полтора года. Сразу приобрела и три печатных пособия. Первые несколько месяцев мы занимались с блоками практически каждый день. Потом интерес к ним угас, но не полностью.

Так что рекомендую приобрести эту игру как можно раньше , не дожидаясь трёхлетия (формально блоки рекомендованы детям с трёх лет). Уже вскоре после года они могут быть интересны малышу.

Сейчас моему сыну три с половиной года, мы до сих пор регулярно достаём эту коробочку. Расскажу, как мы играли с блоками раньше и как используем их теперь.

Вместе с блоками я приобрела три вот таких альбома. Поначалу мы занимались только по ним.

Во многих статьях я акцентирую внимание на правильных игрушках. На этот раз я хочу рассказать об очень эффективном методическом материале для развития детей — блоках Дьенеша.

denesh_

Содержание

Блоки Дьенеша | Описание

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.

denesh32

Занятия с блоками можно проводить как произвольные, так и по вспомогательным материалам — альбомам.

Сразу хочу предупредить, что эта игрушка — серьезный инструмент развития при совместных занятиях ребенка со взрослым. Самостоятельные игры детей с блоками не позволяют эффективно использовать их развивающий потенциал. Это же можно сказать о занятиях только по альбомам. Я сама случайно заглянула в детальное описание произвольных игр с блоками Дьенеша без альбомов, чему очень рада. Именно поэтому хочу обратить ваше внимание на игры с блоками без альбомов. Хотя, конечно, для разнообразия альбомы не помешают.

Наш вариант блоков Дьенеша от производителя Корвет. Выполнен он из дешевого, но сертифицированного по безопасности пластика. Это очень бюджетный вариант. Ключевым моментом при выборе варианта от Корвета стало наличие альбомов для игр с заданиями. У Корвета выпускается 8 различных альбомов по блокам Дьенеша. Также для блоков Дьенеша именно от Корвета можно найти дополнительные наработки с заданиями в развивающих сообществах.

Блоки Дьенеша | Лирическое вступление (знакомство Яны с блоками)

Я давно присматривалась к авторским методическим материалам. До того, как Яне исполнилось 2г. 7 мес. у нас не ощущалось нехватки в развивающих материалах, поэтому ранее я откладывала их приобретение. После последнего скачка развития большая часть наших развивающих игрушек стала неактуальной. Поэтому при выборе подарков к новому 2016 году для Яны мне хотелось найти варианты игрушек с большим возрастным диапазоном и развивающим потенциалом. Кстати, в дневнике развития Яны можно найти хронологию её развития с рождения, а также наши сроки введения развивающих заданий, первоначальную реакцию на них и эффект.

Яна с большой прохладой относится к шаблонам. По всей видимости, это плоды избыточного внимания 😈 . Кстати, такое же отношение у Яны к прекрасной мозайке с крупными деталями и понятными для двухлеток схемами-шаблонами. Хотя большинство малышей с удовольствием их собирают по шаблонам. Яну всегда приходится уговаривать и если она её собирает, то только из одолжения.

После нашего неудачного знакомства пришлось почитать в интернете подробности о применении блоков. После этого я решила попробовать произвольные игры без альбомов. Тут случилось чудо, игры Яну захватили настолько, что их стало сложно завершить. Когда уже Яна вошла во вкус, в дело пошло всё и альбомы с шаблонами в том числе. Хотя по отзывам в интернете у многих малышей первичный интерес вызывают именно занятия по альбомам.

Блоки Дьенеша | Произвольные игры

Привожу варианты игр с блоками Дьенеша, которые мы практикуем.

Выборки

Для малышей 2-3 лет на этапе знакомства можно упростить игру, предоставив не весь набор, а его часть.

  1. Знакомство с признаками объектов. Выборка по одному признаку (цвету, форме, размеру, толщине). Просим выбрать блоки по одному признаку:
  • красные/синие/желтые;
  • квадратные/круглые/прямоугольные/треугольные;
  • толстые/плоские;
  • большие/маленькие.

2. Знакомство с признаками объектов. Выборки блоков по нескольким признакам. Просим выбрать блоки по нескольким признакам. На этом моменте вы можете прочувствовать огромный потенциал развивающего материала. Вариантов таких выборок огромное количество. Приведу несколько примеров. Например, выбрать все:

Развиваем умение систематизации

Это игра обратная выборке. Мама делает выборку и предлагает малышу определить признак, по которому сделана выборка. Для знакомства с подобными играми можно пробовать самые разные варианты выборок. Главное, чтобы ребенку бросался в глаза загаданный признак. Также на начальных этапах даем задания на определение одного признака, затем усложняем.

Я предлагаю Яне самый простой вариант, показываю несколько групп(рядов) фигур и прошу подсказать, чем они отличаются.

Блоки разделены на ряды по толщине. Еще одно задание на толщину, но тут уже сложней. Цвета отвлекают от толщины. Этот уровень сложности у Яны пока вызвал затруднения.

Продолжи ряд

Еще одно задание на развитие мышление, продолжение ряда. Оно является классическим заданием из тестов на интеллект 😀 . Яне пока не дается даже простейший цветовой ряд. Но мы занимались этим всего пару раз.

Цветовой ряд желтый-красный-желтый-…. Ряд из форм квадрат-круг-квадрат-…

Конструирование

:mrgreen:

Это творческое направление деятельности невозможно обойти стороной ни для одной игрушки с геометрическими фигурами .

В дневнике развития Яны я уже писала, что последние пару месяцев у неё большой прорыв в области конструирования. Блоки Дьенеша тоже пришлись очень кстати.

Конечно же, у нас есть Lego. У него есть свои преимущества, но попробуйте сделать домик из обычных блоков Lego Duplo. Даже у взрослого это займет массу времени. А малышам и вовсе не под силу. Домик из блоков Дьенеша из квадрата и треугольника получается за пару секунд и у взрослого и у малыша.

Для занятий по конструирования, я взяла на вооружение схемы из кубиков Фребеля. За первые пару занятий у меня получилась масса простейших объектов реальной жизни.

denesh-Konstruirovanie1

Произвольное конструирование простейших объектов

Яна прониклась идеей и на данном этапе повторяет конструкции, которые запомнила, а также импровизирует. Сразу признаюсь, что пока её импровизации далеки от объектов из реальной жизни . Но главное, что процесс пошёл.

Первый раз читая подобный материал, кажется, что такие игры сложные в части реализации. Я хочу убедить вас в обратном. Просто запомните пару вариантов или на первый раз выпишите их на листок. Попробуйте поиграть. Если малышу понравится, то, я уверенна, ваш мозг тут же сгенерирует еще десяток вариантов игр.

Яна оценила именно произвольные игры с блоками Дьенеша. Я с трудом их завершаю, так как она обычно требует продолжения. Под занавес у нас занятия по альбомам.

Альбомы для блоков Дьенеша

Альбомы по блокам Дьенеша рассчитаны на разные возраста. При выборе конкретного альбома я бы посоветовала ориентироваться не на возрастную маркировку, а на уровень знаний ребенка.

Предвижу вопросы в каком возрасте лучше приобретать набор блоков. Уже в полтора года их можно использовать для изучения цветов, а в конце второго года для изучения форм. У нас они появились только к концу третьего года и мне кажется это своевременным. На мой взгляд, особо спешить не стоит. Оптимальный возраст знакомства с блоками будет зависеть от усидчивости и темперамента малыша. Для спокойной Яны — это конец третьего года, для активных малышей, возможно, это будет 4 года.

Купить Блоки Дьенеша (my-shop) и журналы для занятий можно тут: My-shop.

На этом про блоки Дьенеша у меня пока всё. Кстати, некоторые из произвольных игр можно адаптировать под другие развивающие игрушки, в том числе под детали Lego. Помимо блоков Дьенеша мы приобрели квадраты и кубики Никитина, палочки Кюизенера и геоборд — математический планшет с резинками (обзор). Можно сказать, что в программе раннего развития Яны произошла перезагрузка.

Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

Полезные ссылки:

    (квадраты и кубики Никитина, палочки Кюизенера, планшет с резинками); (примеры схем 19 века для выкладывания рисунков и узоров из кубиков, оказывается популярные развивающие материалы своими корнями уходят в 19 век); (книга во воспитанию и развитию детей, которую рекомендует глава Института возрастной физиологии Российской Академии Образования); (О методиках и федеральных государственных образовательных стандартах для малышей); (материалы для печати);
  • Полный каталог моих статей.

Запись опубликована 12.01.2016 автором Мама зануда 5 103696

Блоки Дьенеша. Описание, игры + обзор вспомогательных альбомов : 5 комментариев

В настоящий момент получаю педагогическое образование и работаю воспитателем в саду. В нашей группе есть блоки Дьенеша, но я и понятия не имела, что это целый мир для развития ребенка, относилась к ним, как к обычным кубикам, которые можно лишь ставить один на один или в ряд. Спасибо огромное за статью. Думаю, что и обычным кубикам теперь найду достойное применение.

Спасибо за пост. У нас блоки сразу пошли (с 1,5 лет) и до сих пор (3,5 года) с удовольствием играет. Сейчас строит зАмки. Про дорожки не знала, так что попробуем. Удачи!

Спасибо за пост, купили блоки и они у нас пошли! Ребенку интересно

Добрый день! Подскажите а как сделать заказ?

Здравствуйте! Я писала в личку администратору группы Вконтакте, которая указана в посте, список своих хотелок и вопросов.

На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!

Игровые элементы Дьенеша – это благодатная почва для взращивания математического и пространственного мышления у ребенка.

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию.

Предлагаем вам ознакомиться с описанием необычной развивающей методики и разобраться, в чем ее суть и какую пользу она может принести ребенку.

Интересно взглянуть на некоторые факты биографии венгерского педагога, математика и исследователя детской психологии Золтана Дьенеша. Именно он подарил детям всех стран прекрасный способ развить и осмыслить математическую сторону реальной действительности. Он очень хотел создать что-то такое, что сделает освоение точной математической науки комфортным, интересным и занимательным. В итоге он достиг своей цели и разработал прекрасную методику, которая является весьма популярной среди педагогов и родителей.

Золтан Пал Дьенеш

Венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Процесс обучения не должен быть скучным, считал Золтан Дьенеш. Когда ребенку что-то долго объясняют, ему надо внимательно слушать, затем постараться повторить услышанное, тогда он, как правило, теряет интерес и не может долго сохранять стойкое внимание.

Поэтому основой данной обучающей методики стал принцип увлекательной игры, которая позволяет малышу учиться думать без помощи и подсказок взрослых, фантазировать и воображать.

Исследуя особенности развития умственных способностей у детей-дошкольников, Дьенеш сделал важное умозаключение: дети неплохо справляются с освоением чисел и простой арифметикой, но они крайне слабы в осознании абстракций. Ребенок ищет ответ, зачастую используя уже известный ему шаблон (схему). Но поиск не всегда оказывается удачным. На основе этого факта Дьенеш придумал способ, позволяющий ознакомиться со сложными абстрактными категориями в доступной визуальной форме. Такой подход является важной составляющей подготовки к дальнейшему обучению ребенка в школе. Но ко всему прочему приносит ребятам массу удовольствия в процессе освоения логики.

Цели и задачи игры.

Помимо сорока восьми распространенных геометрических форм в набор входят карточки, наглядно показывающие характеристики предметов и их отрицание.

Главной целью этой игры является развитие логики и математических навыков у дошкольников и учеников начальных классов.

Задачи же довольно разнообразны:

- научить анализировать формы предметов и постепенно совершенствовать это умение;

- научить сравнению предметов по признакам;

- развить воображение и творческие задатки;

- сформировать настойчивость и упорство в желании решить задачу;

- развить умение мыслить, строить догадки и предположения;

- научить самостоятельно принимать решения.

Блоки Дьенеша можно и нужно смело использовать в развитии аналитического и логического типов мышления вашего ребенка. Работа с данным пособием поможет ему без труда подружиться с миром точных наук.

На какой возраст расчитаны?

Блоки Дьенеша приносят пользу детям от двух до десяти лет. Как правило, эту методику применяют в дошкольных образовательных учреждениях и начальных классах школ.

Логические блоки Дьенеша улучшают память, внимание и концентрацию, способствуют формированию аналитического и логического ума, развивают фантазию. Также методика Дьенеша способствует более быстрому и правильному развитию речевых навыков. Словарный запас детей пополняется существительными и прилагательными, которыми называют формы, размеры и цвета предметов.

Так как малыш учится мыслить логически, его речь становится более сложной и начинает наполняться доказательной основой его мыслей.

Как использовать блоки?

Учебно-игровое пособие Дьенеша состоит из сорока восьми деталей. В комплект также входят различные карточки с разнообразными картинками, схемами и шаблонами, альбомы с заданиями и описанием игр и упражнений. Повторяющихся элементов в наборе нет. Они различаются по формам и цветам, размерам и объемам.

Разнообразие занятий, основанных на логических блоках Дьеныша настолько велико, что в них найдется много полезного как для 2-летних, так и для 5-летних детей. Не забывайте превращать любое занятие с пособием в игровую ситуацию, пускай блоки будут не просто объемными фигурами, а печеньками, жильцами домов, пассажирами паровоза и т.д.

Итак, начинать играть можно уже с 2х лет, постепенно усложняя задачи. При выборе надо ориентироваться на возраст и возможности детей.

Многие дети могут начинать познавать новое раньше своих сверстников, многие позже, но это совершенно нормальный процесс.

Золтан Дьенеш предложил разделить работу со своим пособием на три ступени.

- Свободная игра подразумевает отсутствие всяких правил, дайте право ребенку самому их придумывать. Это позволяет соприкоснуться впервые с математикой и геометрией.

- Математические игры дают дошкольникам возможность окунуться в мир чисел, учат пользоваться элементами в решении первых арифметических задач.

Приведем несколько примеров игр и упражнений по методике Дьенеша. Их применяют как дома, так и в младших, средних, старших группах детских садов.

Можно смело приобщать к освоению методики Дьенеша детей в возрасте двух лет. К трем годам их интерес возрастет еще больше.

Очень полезным занятием для маленьких ребят станет простое распределение фигур по разным группам, например по цвету. Сложнее для них будет выполнить группировку по размеру элементов и еще сложнее – по форме.

Сортируем блоки по наличию одного признака. Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых занятий акцентируйте внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма. Рассадите перед малышом две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит круглые печеньки (печеньками будут логические блоки Дьенеша), а Мишка квадратные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям. Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру.

Сортируем фигуры по наличию двух признаков.

Когда малыш будет хорошо справляться с предыдущим заданием, попробуйте добавить еще одно свойство для сортировки.

На этот раз фигуры могут быть семенами, которые нужно рассадить по грядкам. На одну грядку сажаем все красные и большие семена, а на вторую – синие и треугольные.

Игры с альбомами. Их можно купить в специализированных магазинах или скачать из интернета. Представляют собой цветные картинки с изображением разных предметов (цветов, зверей, машин, геометрических фигур). Задача малыша разобраться, какой именно элемент из комплекта надо приложить к рисункам (например, треугольник – это крыша домика), также надо верно подобрать цвет и размер, в итоге правильно наслоить элементы друг на друга соответственно предлагаемым аналогичным элементам изображения.

Конструирование. Малыши 3-3,5 лет с большим интересом увлекаются этой игрой. Она позволяет развивать творческие задатки и фантазию. Из предметов набора Дьенеша ребенку предлагается что-либо сконструировать, например домик, какую-то мебель, лестницу и т. п. Вначале ребенку дают возможность использовать готовую схему. Затем усложняют задачу и предлагают либо вспомнить увиденную ранее схему, либо включить воображение. И тот и другой прием принесет пользу и поможет приобрести важные навыки и умения.

Детям средней группы (4–5 лет) можно предложить выстраивать разнообразные картинки с помощью цветных элементов набора. Они могут либо использовать уже имеющиеся схемы, либо привлечь к этому свое воображением.

Сортируем блоки с использованием логических карточек.

Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.

Для такого варианта игры вам понадобятся логические карточки со следующими обозначениями:

Карточки можно сделать самостоятельно или СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ. Вводите логические карточки в игру постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.

Например, предложите малышу рассортировать фигуры на две группы (блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).

Главная заслуга блоков Дьеныша – в простоте и в возможности вызвать живой интерес и даже любопытство ребенка, увлекая его в мир освоения сложной математической стороны познавательного процесса.

Подсказки делать не нужно – пусть он сам учится анализировать и строить догадки.

Усложнение задачи подразумевает включение сразу двух-трех новых элементов или замену нескольких блоков.

У кон­цеп­ции ран­него раз­ви­тия детей есть как сто­рон­ники, так и про­тив­ники. Зача­стую к пси­хо­ло­гам обра­ща­ются роди­тели с детьми, чтобы разо­браться, почему у ребенка исчезла моти­ва­ция к обу­че­нию. На при­еме часто выяс­ня­ется, что малыш пере­корм­лен заня­ти­ями, и тогда спе­ци­а­ли­сты сове­туют: снизьте нагрузку, оставьте ребёнка в покое.

03340460 -

Вот что ска­зали мамы:

Я мама троих детей, и у меня есть опре­де­лен­ный опыт. По моему мне­нию, нужно давать ребенку сво­боду. То есть он сам себя раз­ви­вает. И нужно наблю­дать за ним, видеть то, что ему инте­ресно, и в том направ­ле­нии идти с ним.

Про­зву­чало и такое мнение:

Мама поде­ли­лась:

Ста­ра­юсь как можно больше давать ребёнку. Но при этом смотрю: если он уже устал или ему неин­те­ресно, я пере­клю­ча­юсь на что-то дру­гое. Доста­точно рано мы, наверно, начали зани­маться – сна­чала англий­ским, затем дру­гими раз­ви­ва­ю­щими заня­ти­ями. И если ему не нра­вится, я всё прекращаю.

Нам надо обя­за­тельно чем-то зани­маться, чтобы ему было не скучно. Может быть, потому, что мы ещё в дет­ский сад не ходим. Много на при­роде зани­ма­емся. То есть я его вклю­чаю в раз­ные дру­гие заня­тия, кото­рые не свя­заны с посо­би­ями. Мы делаем скво­реч­ники, потом идем, их вешаем. То есть я его при­учаю к при­роде и к окру­жа­ю­щей среде. Но и пере­гру­жать ребенка ни в коем слу­чае не надо, если не готов, если не хочет.

Дру­гая мама посетовала:

– У нас дома – почти мага­зин с игруш­ками. У нас есть всё, как мне кажется. Почти нет мами­ных вещей, почти все детские.

Игрушки про­стые – это кастрюли, ста­кан­чики, ведерки, в прин­ципе не поку­пала каких-то спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных раз­ви­ва­ю­щих игру­шек. По посо­биям смотрю и нахожу то, что им инте­ресно. Если сей­час Вика тянется писать, то под­со­вы­ваю ей про­писи, где нужно писать, или штри­хо­вать, или что-то ещё.

Мно­го­дет­ная мама акцентирует:

– Моё мне­ние – прежде всего надо искать пре­по­да­ва­теля. Того чело­века, кото­рый заин­те­ре­сует тво­его ребенка, потому что дети очень инди­ви­ду­альны. То, что под­хо­дит одному, далеко не все­гда под­хо­дит другому.

Считаю, что нужно начи­нать с самого рож­де­ния. Есте­ственно, это должны быть игры, кото­рые соот­вет­ствуют воз­расту ребенка, его пред­по­чте­ниям. В любом слу­чае раз­ви­ва­ю­щие заня­тия должны идти от игры, от жела­ния ребенка.

Осо­бенно сужу по сво­ему стар­шему ребенку, он доста­точно слож­ный, и мне было тяжело дол­гое время подо­брать те заня­тия, кото­рые бы ему нра­ви­лись, и через кото­рые мы при­шли бы к тому итогу, кото­рый сей­час имеем.

Потом через игру, через раз­но­об­раз­ные игры, мы вышли к тому, что сей­час мы пол­но­стью готовы к школе. Важно, что ему нра­вится ходить на заня­тия, он полу­чает удо­воль­ствие, и он зовет своих друзей.

Еще недавно о ран­нем раз­ви­тии спе­ци­а­ли­сты и роди­тели гово­рили вос­тор­женно. Но в послед­нее время зву­чат не только поло­жи­тель­ные отзывы, но и предо­сте­ре­же­ния. Пси­хо­логи сове­туют не пере­гру­жать ребенка, помня, что его глав­ная дея­тель­ность – это игра.

detsad 266132 1486484716 -

И ребе­нок, зава­лен­ный этими раз­ви­ва­ю­щими игруш­ками, не про­яв­ляет к ним ника­кого инте­реса. Роди­тели рас­стра­и­ва­ются, видимо, решают, что ими было выбрано не самое луч­шее посо­бие, и поку­пают новые – ещё интереснее.

В луч­шем слу­чае месяц-два ребе­нок играет, и вскоре это снова ста­но­вится неважно, неин­те­ресно и неактуально.

На самом деле всё гораздо при­ят­нее и проще. Доста­точно неболь­шого коли­че­ства посо­бий и игру­шек для того, чтобы можно было раз­ви­вать сво­его ребенка во всем пери­оде дошколь­ного и началь­ного школь­ного возраста.

Ведь при твор­че­ском под­ходе, при жела­нии расти вме­сте со своим ребен­ком, при жела­нии с ним играть и полу­чать радость от обра­зо­ва­тель­ного про­цесса можно при­ду­мать массу инте­рес­ных игр в каж­дом возрасте.

Это помо­жет убе­речь роди­тель­ский коше­лек, и конечно, раз­ви­вать сво­его ребенка. Потому что ребе­нок, кото­рый умеет мани­пу­ли­ро­вать с одним и тем же пред­ме­том по-раз­ному, более зре­лый в интел­лек­ту­аль­ном смысле.

Сего­дня на при­мере посо­бия мы рас­ска­жем о том, как можно начи­ная бук­вально с полу­года и закан­чи­вая тре­тьим-чет­вёр­тым клас­сом на одном посо­бии рас­тить ребенка и раз­ви­ваться, между про­чим, вме­сте с ним, потому что неко­то­рые зада­ния сложны даже взрослым.

Фигурки с загадкой

Возь­мём эти фигуры – этот квад­рат и этот вроде бы оди­на­ко­вые, и по раз­меру, и по цвету, и по форме. Но нет, на самом деле они раз­ные по тол­щине. И вот это и есть та загадка, кото­рую заме­ча­тель­ный автор этих бло­ков зага­дал всем нам, взрослым.

То есть он таким обра­зом подо­брал фигуры, что они раз­ли­ча­ются по четы­рём раз­ным кри­те­риям. По раз­меру, по цвету, по форме и по толщине.

Таким обра­зом, опе­ри­руя четырьмя кате­го­ри­ями, можно выхо­дить на очень слож­ные изоб­ре­та­тель­ские задачи, и в итоге полу­чать огром­ное удовольствие.

В про­цессе обу­че­ния ака­де­ми­че­ские зна­ния инте­ресны узкому кругу людей, а вот детям больше инте­ре­сен про­цесс твор­че­ства и его резуль­таты. К этим куби­кам раз­ра­бо­тано огром­ное коли­че­ство посо­бий, и с ними можно заме­ча­тельно тво­рить и развиваться.

Дело выбора

Когда дети ста­но­вятся постарше, мы можем при­ду­мы­вать раз­ные игры, и тогда к малень­ким ребя­тиш­кам при­хо­дят на помощь плю­ше­вые игрушки – наши пуши­стые дру­зья, кото­рых мы можем кор­мить, оде­вать, с кото­рыми мы можем идти гулять и пры­гать по лужам.

А потом при­ду­мы­вать дей­ствия с фигур­ками из набора – ска­жем, вооб­ра­зить, что это кусочки мыла, кото­рым мы будем их мыть, и парал­лельно, очень акку­ратно в игре давать малы­шам раз­ные поня­тия: деле­ние по цвету, деле­ние по форме.

Пони­ма­ние, что есть раз­ные фигуры, и один из самых слож­ных момен­тов – пони­ма­ние, что надо взять фигуру не такую, а дру­гую. Напри­мер, не синюю и не крас­ную – а тогда какую? Напри­мер, не боль­шую – а тогда какую?

А если она и не синяя и не боль­шая, так это полу­ча­ется слож­ная загадка. И всё время надо созда­вать ситу­а­цию поиска. И тогда у ребенка будет и инте­рес, и жела­ние развиваться.

Зани­ма­ясь с малень­кими детьми, не тре­буйте от них усид­чи­во­сти и собран­но­сти не по воз­расту. Глав­ное, чтобы всем участ­ни­кам было весело. Самые малень­кие ребя­тишки могут кон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние всего лишь несколько минут. То есть если ваш малыш пере­би­рал эти пред­меты в тече­ние трех-пяти минут, счи­тайте, что заня­тие у вас состоялось.

Детки постарше уже могут играть минут десять. Но опять же, все будет зави­сеть от вашего жела­ния играть. Если у вас глаза горят, и вам всё время хочется при­ду­мы­вать новое, то ваше заня­тие с ребя­тиш­ками-трех­лет­ками может идти и пол­часа. И с удо­воль­ствием будете с ними откры­вать новые и новые истории.

Поле для фантазии

Для того, чтобы не было скучно – все-таки любые вещи немножко при­еда­ются, – можно добав­лять совер­шенно любые сценарии.

Напри­мер, стро­ить кор­зинки и класть в них дере­вян­ные фрукты – вот то, что у вас есть, или насто­я­щие фрукты, а потом весело их хрум­кать. Можно брать раз­лич­ных инте­рес­ных живот­ных и стро­ить для них раз­ные корабли. И эти живот­ные у нас будут путе­ше­ство­вать. Не бояться тво­рить, не бояться экспериментировать.

detsad 504729 1490637595 -

Если кубики у вас не дере­вян­ные, то надо ста­раться ком­пен­си­ро­вать это раз­лич­ными мате­ри­а­лами. Мате­ри­алы все раз­личны по фак­туре: и очень шум­ный, звон­кий пла­стик; и заме­ча­тель­ное дерево; и всеми люби­мое стекло – тяже­лое, глад­кое, шумя­щее; и заме­ча­тель­ные яркие раз­но­цвет­ные пуговки.

Это и состав­ляет уни­вер­саль­ность посо­бий – тот прин­цип, что вы можете исполь­зо­вать для игры всё, что у вас под рукой. Более того, если у вас нет воз­мож­но­сти купить посо­бие, вы можете открыть стра­ничку в интер­нете и уви­деть весь пере­чень материалов.

Можете сами, если у вас нет дерева, скле­ить их из кар­тона и создать вот этот обра­зо­ва­тель­ный набор ребенку, настолько уни­вер­саль­ный, что вы можете идти с ним в дол­гую жизнь иссле­до­ва­теля физи­че­ских явле­ний и юного поко­ри­теля инте­рес­ных мате­ма­ти­че­ских заданий.

Готовясь к школе

Вме­сте с дет­ками мы смо­жем выстра­и­вать так назы­ва­е­мые логи­че­ские цепочки, когда мы под­би­раем и меняем фигуры в соот­вет­ствии с каким-то заданием.

И хорошо, если мы можем про­счи­тать, какая фигура была вна­чале, если мы пошли от круга, и дальше должны прийти, допу­стим, к пря­мо­уголь­нику. От боль­шого должны прийти к малень­кому; от тол­стого должны прийти к тон­кому – сколько эта­пов надо нам пройти, чтобы эту дорожку выстро­ить? Или наобо­рот, мы пошли все от круга, и, изме­няя одну кате­го­рию, вольно творя, каж­дый полу­чит свой результат.

Вот этот момент раз­ви­тия логики, вни­ма­ния, кон­цен­тра­ции вни­ма­ния как раз очень нужен буду­щим пер­во­класс­ни­кам, кото­рые должны услы­шать учи­теля. Потому что учи­тель один, а в классе их трид­цать чело­век. Детям важно пой­мать эту мысль, удер­жать в голове и доне­сти до полу­че­ния резуль­тата, и потом оце­нить свой результат.

Еще хочется ска­зать о том, что посо­бия настолько ком­фортны в работе, что ими можно рабо­тать абсо­лютно везде. Не обя­за­тельно делать это как ака­де­ми­че­ское зада­ние, сидя за сто­лом. С ними можно бегать, их можно рас­сы­пать, соби­рать, сор­ти­ро­вать, пере­ме­ши­вать и таким обра­зом ком­пен­си­ро­вать дви­га­тель­ную актив­ность, кото­рая нужна всем нашим дошколятам.

Помогут в учёбе

Таким обра­зом, раз­ви­ва­ются и пере­клю­че­ние вни­ма­ния, и конечно, логика. То есть это то, за чем сей­час, навер­ное, гонится основ­ная часть роди­те­лей – то есть раз­ви­тие интел­лекта. Вот так интел­лект раз­ви­вать без­опасно, мы не пере­гру­зим ребенка. Потому что когда ребе­нок уста­нет, он про­сто не в состо­я­нии будет ничего сопо­став­лять, и мы пой­мем, что мы немно­жечко пере­жали, пере­да­вили с этим заданием.

Все­гда надо закан­чи­вать тогда, когда еще велик инте­рес , не бояться обры­вать заня­тие на самом-самом инте­рес­ном моменте. И тогда сле­ду­ю­щего заня­тия ребе­нок будет ждать, будет бежать, торо­питься, а не ста­раться обя­за­тельно дойти до какой-то точки, какой-то вывод обя­за­тельно под­ве­сти. Не все­гда это важно. Ино­гда важ­нее сохра­нить инте­рес к обучению.

Конечно, воз­ни­кает удив­ле­ние: как это, для полу­го­до­вых и для девя­ти­лет­них детей одно и то же пособие?

detsad 775574 1472980969 -

На самом деле те же самые логи­че­ские поня­тия, те же самые логи­че­ские цепочки в более услож­нен­ном вари­анте, конечно, пред­став­ляют огром­ный инте­рес и для детей млад­шей школы.

В рам­ках школь­ной про­граммы у учи­теля нет воз­мож­но­сти в пол­ном объ­еме рас­крыть вот эти поня­тия, отра­бо­тать мно­гие логи­че­ские умо­за­клю­че­ния с детьми.

Эти посо­бия поз­во­ляют, если вы орга­ни­зо­ван­ные роди­тели, осу­ще­ствить про­ект­ную дея­тель­ность – напи­сать некий про­ект, что вы будете строить.

Про­ана­ли­зи­ро­вать, соста­вить пере­чень необ­хо­ди­мых вам мате­ри­а­лов, подо­брать их, потом постро­ить то, что вы пред­по­ла­гали и оце­нить, соот­вет­ствует ли полу­чен­ный резуль­тат тому про­екту, кото­рый вы строили.

И эта дея­тель­ность, во-пер­вых, может при­влечь несколь­ких детей раз­ного пола, и для каж­дого най­дется инте­рес­ная исто­рия . И эта исто­рия может длиться несколько дней, может занять, допу­стим, суб­боту и вос­кре­се­нье, когда дожд­ли­вая погода, и вы можете несколь­кими семьями объ­еди­ниться и стро­ить целые города, целые пла­неты, корабли, отправ­ляться в инте­рес­ное путе­ше­ствие в поис­ках новых зна­ний, открытий.

От мала до велика

Чтобы кубики не наску­чили, а задачи по слож­но­сти росли вме­сте с детьми, можно при­ду­мы­вать всё новые игры . Но фан­та­зия даже самых твор­че­ских роди­те­лей может иссяк­нуть. Тогда на помощь при­дут уже раз­ра­бо­тан­ные зада­ния и посо­бия. Найти их в Сети несложно, изго­то­вить самим – тоже.

В наборе к этим бло­кам есть раз­ные-раз­ные посо­бия. В част­но­сти, есть такие кар­точки, кото­рые содер­жит раз­ные гео­мет­ри­че­ские фигуры, и с малень­кими можно при­хо­дить в мага­зин, допу­стим, играть с малы­шами. Можно до бес­ко­неч­но­сти при­ду­мы­вать – было бы желание.

Можно при­ду­мать зада­ния с детьми сред­ней и стар­шей школы, да и самим взрос­лым вече­ром сесть и поиг­рать. Это может быть очень инте­рес­ной игрой. А зада­ния с шиф­ров­ками и коди­ров­ками могут по своей слож­но­сти очень легко поспо­рить с ком­пью­те­рами и с ком­пью­тер­ными интел­лек­ту­аль­ными играми.

Потому что, конечно, есть такая про­блема – дети сидят в интер­нете. Как их оттуда выта­щить, пере­клю­чить? Когда роди­тели нака­зы­вают, заби­рают у них теле­фон, что они могут им пред­ло­жить взамен?

Вот эту замену они должны пред­ло­жить – вот, пожа­луй­ста. И воз­можно, через какое-то время ребё­нок сам с радо­стью отло­жит теле­фон, позо­вет сво­его друга и ска­жет: а давай-ка попро­буем с тобой посо­рев­но­ваться, полу­чится ли у тебя так же ловко, как у меня?

Может быть, у вас даже собе­рется дво­ро­вая команда по таким заме­ча­тель­ным логи­че­ским играм, кото­рые будут полезны для всех.

Между про­чим, и для людей пожи­лого воз­раста это тоже будет очень полез­ной рабо­той. Можно сов­ме­стить при­ят­ное вре­мя­про­вож­де­ние бабу­шек и деду­шек со сво­ими вну­ками. Ведь для стар­шего поко­ле­ния тоже важно сохра­нять гиб­кость ума в любом возрасте.

Читайте также: