Блоки дьенеша описание кратко
Обновлено: 05.07.2024
Это развивающее пособие ввёл в педагогический обиход венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Он был пылким сторонником игрового подхода к обучению детей математике. Участвуя в развлекательной деятельности по Дьенешу, дети могут даже не догадываться, что в этот момент они учатся решать непростые математические задачи.
Что представляют собой блоки Дьенеша?
Это комплект геометрических фигур из дерева или пластика. Четыре формы: квадрат, круг, прямоугольник и треугольник. Три цвета: жёлтый, синий и красный. Четыре размера: большой, маленький, толстый, тонкий.
Всего в наборе 48 фигур (по 16 каждого цвета) — и ни одна из них не повторяется полностью. Каждый блок отличается от всех остальных как минимум по одному параметру.
У ребёнка формируются пространственные представления, развивается так называемое геометрическое воображение. И это даже не полный перечень знаний и способностей, которые обретают дети в игре с блоками.
Почему стоит приобрести блоки Дьенеша?
Потому что стоимость набора невелика. Места он занимает немного. Зато всегда под рукой имеется полезная развивающая игра, которой можно увлечь ребёнка.
Этот дидактический материал может понадобиться для самых разных занятий и игр.
Я купила набор блоков, когда моему ребёнку было всего полтора года. Сразу приобрела и три печатных пособия. Первые несколько месяцев мы занимались с блоками практически каждый день. Потом интерес к ним угас, но не полностью.
Так что рекомендую приобрести эту игру как можно раньше , не дожидаясь трёхлетия (формально блоки рекомендованы детям с трёх лет). Уже вскоре после года они могут быть интересны малышу.
Сейчас моему сыну три с половиной года, мы до сих пор регулярно достаём эту коробочку. Расскажу, как мы играли с блоками раньше и как используем их теперь.
Вместе с блоками я приобрела три вот таких альбома. Поначалу мы занимались только по ним.
Во многих статьях я акцентирую внимание на правильных игрушках. На этот раз я хочу рассказать об очень эффективном методическом материале для развития детей — блоках Дьенеша.
Содержание
Блоки Дьенеша | Описание
Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.
Занятия с блоками можно проводить как произвольные, так и по вспомогательным материалам — альбомам.
Сразу хочу предупредить, что эта игрушка — серьезный инструмент развития при совместных занятиях ребенка со взрослым. Самостоятельные игры детей с блоками не позволяют эффективно использовать их развивающий потенциал. Это же можно сказать о занятиях только по альбомам. Я сама случайно заглянула в детальное описание произвольных игр с блоками Дьенеша без альбомов, чему очень рада. Именно поэтому хочу обратить ваше внимание на игры с блоками без альбомов. Хотя, конечно, для разнообразия альбомы не помешают.
Наш вариант блоков Дьенеша от производителя Корвет. Выполнен он из дешевого, но сертифицированного по безопасности пластика. Это очень бюджетный вариант. Ключевым моментом при выборе варианта от Корвета стало наличие альбомов для игр с заданиями. У Корвета выпускается 8 различных альбомов по блокам Дьенеша. Также для блоков Дьенеша именно от Корвета можно найти дополнительные наработки с заданиями в развивающих сообществах.
Блоки Дьенеша | Лирическое вступление (знакомство Яны с блоками)
Я давно присматривалась к авторским методическим материалам. До того, как Яне исполнилось 2г. 7 мес. у нас не ощущалось нехватки в развивающих материалах, поэтому ранее я откладывала их приобретение. После последнего скачка развития большая часть наших развивающих игрушек стала неактуальной. Поэтому при выборе подарков к новому 2016 году для Яны мне хотелось найти варианты игрушек с большим возрастным диапазоном и развивающим потенциалом. Кстати, в дневнике развития Яны можно найти хронологию её развития с рождения, а также наши сроки введения развивающих заданий, первоначальную реакцию на них и эффект.
Яна с большой прохладой относится к шаблонам. По всей видимости, это плоды избыточного внимания 😈 . Кстати, такое же отношение у Яны к прекрасной мозайке с крупными деталями и понятными для двухлеток схемами-шаблонами. Хотя большинство малышей с удовольствием их собирают по шаблонам. Яну всегда приходится уговаривать и если она её собирает, то только из одолжения.
После нашего неудачного знакомства пришлось почитать в интернете подробности о применении блоков. После этого я решила попробовать произвольные игры без альбомов. Тут случилось чудо, игры Яну захватили настолько, что их стало сложно завершить. Когда уже Яна вошла во вкус, в дело пошло всё и альбомы с шаблонами в том числе. Хотя по отзывам в интернете у многих малышей первичный интерес вызывают именно занятия по альбомам.
Блоки Дьенеша | Произвольные игры
Привожу варианты игр с блоками Дьенеша, которые мы практикуем.
Выборки
Для малышей 2-3 лет на этапе знакомства можно упростить игру, предоставив не весь набор, а его часть.
- Знакомство с признаками объектов. Выборка по одному признаку (цвету, форме, размеру, толщине). Просим выбрать блоки по одному признаку:
- красные/синие/желтые;
- квадратные/круглые/прямоугольные/треугольные;
- толстые/плоские;
- большие/маленькие.
2. Знакомство с признаками объектов. Выборки блоков по нескольким признакам. Просим выбрать блоки по нескольким признакам. На этом моменте вы можете прочувствовать огромный потенциал развивающего материала. Вариантов таких выборок огромное количество. Приведу несколько примеров. Например, выбрать все:
Развиваем умение систематизации
Это игра обратная выборке. Мама делает выборку и предлагает малышу определить признак, по которому сделана выборка. Для знакомства с подобными играми можно пробовать самые разные варианты выборок. Главное, чтобы ребенку бросался в глаза загаданный признак. Также на начальных этапах даем задания на определение одного признака, затем усложняем.
Я предлагаю Яне самый простой вариант, показываю несколько групп(рядов) фигур и прошу подсказать, чем они отличаются.
Блоки разделены на ряды по толщине. Еще одно задание на толщину, но тут уже сложней. Цвета отвлекают от толщины. Этот уровень сложности у Яны пока вызвал затруднения.
Продолжи ряд
Еще одно задание на развитие мышление, продолжение ряда. Оно является классическим заданием из тестов на интеллект 😀 . Яне пока не дается даже простейший цветовой ряд. Но мы занимались этим всего пару раз.
Цветовой ряд желтый-красный-желтый-…. Ряд из форм квадрат-круг-квадрат-…
Конструирование
Это творческое направление деятельности невозможно обойти стороной ни для одной игрушки с геометрическими фигурами .
В дневнике развития Яны я уже писала, что последние пару месяцев у неё большой прорыв в области конструирования. Блоки Дьенеша тоже пришлись очень кстати.
Конечно же, у нас есть Lego. У него есть свои преимущества, но попробуйте сделать домик из обычных блоков Lego Duplo. Даже у взрослого это займет массу времени. А малышам и вовсе не под силу. Домик из блоков Дьенеша из квадрата и треугольника получается за пару секунд и у взрослого и у малыша.
Для занятий по конструирования, я взяла на вооружение схемы из кубиков Фребеля. За первые пару занятий у меня получилась масса простейших объектов реальной жизни.
Произвольное конструирование простейших объектов
Яна прониклась идеей и на данном этапе повторяет конструкции, которые запомнила, а также импровизирует. Сразу признаюсь, что пока её импровизации далеки от объектов из реальной жизни . Но главное, что процесс пошёл.
Первый раз читая подобный материал, кажется, что такие игры сложные в части реализации. Я хочу убедить вас в обратном. Просто запомните пару вариантов или на первый раз выпишите их на листок. Попробуйте поиграть. Если малышу понравится, то, я уверенна, ваш мозг тут же сгенерирует еще десяток вариантов игр.
Яна оценила именно произвольные игры с блоками Дьенеша. Я с трудом их завершаю, так как она обычно требует продолжения. Под занавес у нас занятия по альбомам.
Альбомы для блоков Дьенеша
Альбомы по блокам Дьенеша рассчитаны на разные возраста. При выборе конкретного альбома я бы посоветовала ориентироваться не на возрастную маркировку, а на уровень знаний ребенка.
Предвижу вопросы в каком возрасте лучше приобретать набор блоков. Уже в полтора года их можно использовать для изучения цветов, а в конце второго года для изучения форм. У нас они появились только к концу третьего года и мне кажется это своевременным. На мой взгляд, особо спешить не стоит. Оптимальный возраст знакомства с блоками будет зависеть от усидчивости и темперамента малыша. Для спокойной Яны — это конец третьего года, для активных малышей, возможно, это будет 4 года.
Купить Блоки Дьенеша (my-shop) и журналы для занятий можно тут: My-shop.
На этом про блоки Дьенеша у меня пока всё. Кстати, некоторые из произвольных игр можно адаптировать под другие развивающие игрушки, в том числе под детали Lego. Помимо блоков Дьенеша мы приобрели квадраты и кубики Никитина, палочки Кюизенера и геоборд — математический планшет с резинками (обзор). Можно сказать, что в программе раннего развития Яны произошла перезагрузка.
Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:
Полезные ссылки:
-
(квадраты и кубики Никитина, палочки Кюизенера, планшет с резинками); (примеры схем 19 века для выкладывания рисунков и узоров из кубиков, оказывается популярные развивающие материалы своими корнями уходят в 19 век); (книга во воспитанию и развитию детей, которую рекомендует глава Института возрастной физиологии Российской Академии Образования); (О методиках и федеральных государственных образовательных стандартах для малышей); (материалы для печати);
- Полный каталог моих статей.
Запись опубликована 12.01.2016 автором Мама зануда 5 103696
Блоки Дьенеша. Описание, игры + обзор вспомогательных альбомов : 5 комментариев
В настоящий момент получаю педагогическое образование и работаю воспитателем в саду. В нашей группе есть блоки Дьенеша, но я и понятия не имела, что это целый мир для развития ребенка, относилась к ним, как к обычным кубикам, которые можно лишь ставить один на один или в ряд. Спасибо огромное за статью. Думаю, что и обычным кубикам теперь найду достойное применение.
Спасибо за пост. У нас блоки сразу пошли (с 1,5 лет) и до сих пор (3,5 года) с удовольствием играет. Сейчас строит зАмки. Про дорожки не знала, так что попробуем. Удачи!
Спасибо за пост, купили блоки и они у нас пошли! Ребенку интересно
Добрый день! Подскажите а как сделать заказ?
Здравствуйте! Я писала в личку администратору группы Вконтакте, которая указана в посте, список своих хотелок и вопросов.
На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!
Игровые элементы Дьенеша – это благодатная почва для взращивания математического и пространственного мышления у ребенка.
Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию.
Предлагаем вам ознакомиться с описанием необычной развивающей методики и разобраться, в чем ее суть и какую пользу она может принести ребенку.
Интересно взглянуть на некоторые факты биографии венгерского педагога, математика и исследователя детской психологии Золтана Дьенеша. Именно он подарил детям всех стран прекрасный способ развить и осмыслить математическую сторону реальной действительности. Он очень хотел создать что-то такое, что сделает освоение точной математической науки комфортным, интересным и занимательным. В итоге он достиг своей цели и разработал прекрасную методику, которая является весьма популярной среди педагогов и родителей.
Золтан Пал Дьенеш
Венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.
Процесс обучения не должен быть скучным, считал Золтан Дьенеш. Когда ребенку что-то долго объясняют, ему надо внимательно слушать, затем постараться повторить услышанное, тогда он, как правило, теряет интерес и не может долго сохранять стойкое внимание.
Поэтому основой данной обучающей методики стал принцип увлекательной игры, которая позволяет малышу учиться думать без помощи и подсказок взрослых, фантазировать и воображать.
Исследуя особенности развития умственных способностей у детей-дошкольников, Дьенеш сделал важное умозаключение: дети неплохо справляются с освоением чисел и простой арифметикой, но они крайне слабы в осознании абстракций. Ребенок ищет ответ, зачастую используя уже известный ему шаблон (схему). Но поиск не всегда оказывается удачным. На основе этого факта Дьенеш придумал способ, позволяющий ознакомиться со сложными абстрактными категориями в доступной визуальной форме. Такой подход является важной составляющей подготовки к дальнейшему обучению ребенка в школе. Но ко всему прочему приносит ребятам массу удовольствия в процессе освоения логики.
Цели и задачи игры.
Помимо сорока восьми распространенных геометрических форм в набор входят карточки, наглядно показывающие характеристики предметов и их отрицание.
Главной целью этой игры является развитие логики и математических навыков у дошкольников и учеников начальных классов.
Задачи же довольно разнообразны:
- научить анализировать формы предметов и постепенно совершенствовать это умение;
- научить сравнению предметов по признакам;
- развить воображение и творческие задатки;
- сформировать настойчивость и упорство в желании решить задачу;
- развить умение мыслить, строить догадки и предположения;
- научить самостоятельно принимать решения.
Блоки Дьенеша можно и нужно смело использовать в развитии аналитического и логического типов мышления вашего ребенка. Работа с данным пособием поможет ему без труда подружиться с миром точных наук.
На какой возраст расчитаны?
Блоки Дьенеша приносят пользу детям от двух до десяти лет. Как правило, эту методику применяют в дошкольных образовательных учреждениях и начальных классах школ.
Логические блоки Дьенеша улучшают память, внимание и концентрацию, способствуют формированию аналитического и логического ума, развивают фантазию. Также методика Дьенеша способствует более быстрому и правильному развитию речевых навыков. Словарный запас детей пополняется существительными и прилагательными, которыми называют формы, размеры и цвета предметов.
Так как малыш учится мыслить логически, его речь становится более сложной и начинает наполняться доказательной основой его мыслей.
Как использовать блоки?
Учебно-игровое пособие Дьенеша состоит из сорока восьми деталей. В комплект также входят различные карточки с разнообразными картинками, схемами и шаблонами, альбомы с заданиями и описанием игр и упражнений. Повторяющихся элементов в наборе нет. Они различаются по формам и цветам, размерам и объемам.
Разнообразие занятий, основанных на логических блоках Дьеныша настолько велико, что в них найдется много полезного как для 2-летних, так и для 5-летних детей. Не забывайте превращать любое занятие с пособием в игровую ситуацию, пускай блоки будут не просто объемными фигурами, а печеньками, жильцами домов, пассажирами паровоза и т.д.
Итак, начинать играть можно уже с 2х лет, постепенно усложняя задачи. При выборе надо ориентироваться на возраст и возможности детей.
Многие дети могут начинать познавать новое раньше своих сверстников, многие позже, но это совершенно нормальный процесс.
Золтан Дьенеш предложил разделить работу со своим пособием на три ступени.
- Свободная игра подразумевает отсутствие всяких правил, дайте право ребенку самому их придумывать. Это позволяет соприкоснуться впервые с математикой и геометрией.
- Математические игры дают дошкольникам возможность окунуться в мир чисел, учат пользоваться элементами в решении первых арифметических задач.
Приведем несколько примеров игр и упражнений по методике Дьенеша. Их применяют как дома, так и в младших, средних, старших группах детских садов.
Можно смело приобщать к освоению методики Дьенеша детей в возрасте двух лет. К трем годам их интерес возрастет еще больше.
Очень полезным занятием для маленьких ребят станет простое распределение фигур по разным группам, например по цвету. Сложнее для них будет выполнить группировку по размеру элементов и еще сложнее – по форме.
Сортируем блоки по наличию одного признака. Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых занятий акцентируйте внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма. Рассадите перед малышом две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит круглые печеньки (печеньками будут логические блоки Дьенеша), а Мишка квадратные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям. Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру.
Сортируем фигуры по наличию двух признаков.
Когда малыш будет хорошо справляться с предыдущим заданием, попробуйте добавить еще одно свойство для сортировки.
На этот раз фигуры могут быть семенами, которые нужно рассадить по грядкам. На одну грядку сажаем все красные и большие семена, а на вторую – синие и треугольные.
Игры с альбомами. Их можно купить в специализированных магазинах или скачать из интернета. Представляют собой цветные картинки с изображением разных предметов (цветов, зверей, машин, геометрических фигур). Задача малыша разобраться, какой именно элемент из комплекта надо приложить к рисункам (например, треугольник – это крыша домика), также надо верно подобрать цвет и размер, в итоге правильно наслоить элементы друг на друга соответственно предлагаемым аналогичным элементам изображения.
Конструирование. Малыши 3-3,5 лет с большим интересом увлекаются этой игрой. Она позволяет развивать творческие задатки и фантазию. Из предметов набора Дьенеша ребенку предлагается что-либо сконструировать, например домик, какую-то мебель, лестницу и т. п. Вначале ребенку дают возможность использовать готовую схему. Затем усложняют задачу и предлагают либо вспомнить увиденную ранее схему, либо включить воображение. И тот и другой прием принесет пользу и поможет приобрести важные навыки и умения.
Детям средней группы (4–5 лет) можно предложить выстраивать разнообразные картинки с помощью цветных элементов набора. Они могут либо использовать уже имеющиеся схемы, либо привлечь к этому свое воображением.
Сортируем блоки с использованием логических карточек.
Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.
Для такого варианта игры вам понадобятся логические карточки со следующими обозначениями:
Карточки можно сделать самостоятельно или СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ. Вводите логические карточки в игру постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.
Например, предложите малышу рассортировать фигуры на две группы (блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).
Главная заслуга блоков Дьеныша – в простоте и в возможности вызвать живой интерес и даже любопытство ребенка, увлекая его в мир освоения сложной математической стороны познавательного процесса.
Подсказки делать не нужно – пусть он сам учится анализировать и строить догадки.
Усложнение задачи подразумевает включение сразу двух-трех новых элементов или замену нескольких блоков.
У концепции раннего развития детей есть как сторонники, так и противники. Зачастую к психологам обращаются родители с детьми, чтобы разобраться, почему у ребенка исчезла мотивация к обучению. На приеме часто выясняется, что малыш перекормлен занятиями, и тогда специалисты советуют: снизьте нагрузку, оставьте ребёнка в покое.
Вот что сказали мамы:
– Я мама троих детей, и у меня есть определенный опыт. По моему мнению, нужно давать ребенку свободу. То есть он сам себя развивает. И нужно наблюдать за ним, видеть то, что ему интересно, и в том направлении идти с ним.
Прозвучало и такое мнение:
Мама поделилась:
– Стараюсь как можно больше давать ребёнку. Но при этом смотрю: если он уже устал или ему неинтересно, я переключаюсь на что-то другое. Достаточно рано мы, наверно, начали заниматься – сначала английским, затем другими развивающими занятиями. И если ему не нравится, я всё прекращаю.
Нам надо обязательно чем-то заниматься, чтобы ему было не скучно. Может быть, потому, что мы ещё в детский сад не ходим. Много на природе занимаемся. То есть я его включаю в разные другие занятия, которые не связаны с пособиями. Мы делаем скворечники, потом идем, их вешаем. То есть я его приучаю к природе и к окружающей среде. Но и перегружать ребенка ни в коем случае не надо, если не готов, если не хочет.
Другая мама посетовала:
– У нас дома – почти магазин с игрушками. У нас есть всё, как мне кажется. Почти нет маминых вещей, почти все детские.
Игрушки простые – это кастрюли, стаканчики, ведерки, в принципе не покупала каких-то специализированных развивающих игрушек. По пособиям смотрю и нахожу то, что им интересно. Если сейчас Вика тянется писать, то подсовываю ей прописи, где нужно писать, или штриховать, или что-то ещё.
Многодетная мама акцентирует:
– Моё мнение – прежде всего надо искать преподавателя. Того человека, который заинтересует твоего ребенка, потому что дети очень индивидуальны. То, что подходит одному, далеко не всегда подходит другому.
Считаю, что нужно начинать с самого рождения. Естественно, это должны быть игры, которые соответствуют возрасту ребенка, его предпочтениям. В любом случае развивающие занятия должны идти от игры, от желания ребенка.
Особенно сужу по своему старшему ребенку, он достаточно сложный, и мне было тяжело долгое время подобрать те занятия, которые бы ему нравились, и через которые мы пришли бы к тому итогу, который сейчас имеем.
Потом через игру, через разнообразные игры, мы вышли к тому, что сейчас мы полностью готовы к школе. Важно, что ему нравится ходить на занятия, он получает удовольствие, и он зовет своих друзей.
Еще недавно о раннем развитии специалисты и родители говорили восторженно. Но в последнее время звучат не только положительные отзывы, но и предостережения. Психологи советуют не перегружать ребенка, помня, что его главная деятельность – это игра.
И ребенок, заваленный этими развивающими игрушками, не проявляет к ним никакого интереса. Родители расстраиваются, видимо, решают, что ими было выбрано не самое лучшее пособие, и покупают новые – ещё интереснее.
В лучшем случае месяц-два ребенок играет, и вскоре это снова становится неважно, неинтересно и неактуально.
На самом деле всё гораздо приятнее и проще. Достаточно небольшого количества пособий и игрушек для того, чтобы можно было развивать своего ребенка во всем периоде дошкольного и начального школьного возраста.
Ведь при творческом подходе, при желании расти вместе со своим ребенком, при желании с ним играть и получать радость от образовательного процесса можно придумать массу интересных игр в каждом возрасте.
Это поможет уберечь родительский кошелек, и конечно, развивать своего ребенка. Потому что ребенок, который умеет манипулировать с одним и тем же предметом по-разному, более зрелый в интеллектуальном смысле.
Сегодня на примере пособия мы расскажем о том, как можно начиная буквально с полугода и заканчивая третьим-четвёртым классом на одном пособии растить ребенка и развиваться, между прочим, вместе с ним, потому что некоторые задания сложны даже взрослым.
Фигурки с загадкой
Возьмём эти фигуры – этот квадрат и этот вроде бы одинаковые, и по размеру, и по цвету, и по форме. Но нет, на самом деле они разные по толщине. И вот это и есть та загадка, которую замечательный автор этих блоков загадал всем нам, взрослым.
То есть он таким образом подобрал фигуры, что они различаются по четырём разным критериям. По размеру, по цвету, по форме и по толщине.
Таким образом, оперируя четырьмя категориями, можно выходить на очень сложные изобретательские задачи, и в итоге получать огромное удовольствие.
В процессе обучения академические знания интересны узкому кругу людей, а вот детям больше интересен процесс творчества и его результаты. К этим кубикам разработано огромное количество пособий, и с ними можно замечательно творить и развиваться.
Дело выбора
Когда дети становятся постарше, мы можем придумывать разные игры, и тогда к маленьким ребятишкам приходят на помощь плюшевые игрушки – наши пушистые друзья, которых мы можем кормить, одевать, с которыми мы можем идти гулять и прыгать по лужам.
А потом придумывать действия с фигурками из набора – скажем, вообразить, что это кусочки мыла, которым мы будем их мыть, и параллельно, очень аккуратно в игре давать малышам разные понятия: деление по цвету, деление по форме.
Понимание, что есть разные фигуры, и один из самых сложных моментов – понимание, что надо взять фигуру не такую, а другую. Например, не синюю и не красную – а тогда какую? Например, не большую – а тогда какую?
А если она и не синяя и не большая, так это получается сложная загадка. И всё время надо создавать ситуацию поиска. И тогда у ребенка будет и интерес, и желание развиваться.
Занимаясь с маленькими детьми, не требуйте от них усидчивости и собранности не по возрасту. Главное, чтобы всем участникам было весело. Самые маленькие ребятишки могут концентрировать внимание всего лишь несколько минут. То есть если ваш малыш перебирал эти предметы в течение трех-пяти минут, считайте, что занятие у вас состоялось.
Детки постарше уже могут играть минут десять. Но опять же, все будет зависеть от вашего желания играть. Если у вас глаза горят, и вам всё время хочется придумывать новое, то ваше занятие с ребятишками-трехлетками может идти и полчаса. И с удовольствием будете с ними открывать новые и новые истории.
Поле для фантазии
Для того, чтобы не было скучно – все-таки любые вещи немножко приедаются, – можно добавлять совершенно любые сценарии.
Например, строить корзинки и класть в них деревянные фрукты – вот то, что у вас есть, или настоящие фрукты, а потом весело их хрумкать. Можно брать различных интересных животных и строить для них разные корабли. И эти животные у нас будут путешествовать. Не бояться творить, не бояться экспериментировать.
Если кубики у вас не деревянные, то надо стараться компенсировать это различными материалами. Материалы все различны по фактуре: и очень шумный, звонкий пластик; и замечательное дерево; и всеми любимое стекло – тяжелое, гладкое, шумящее; и замечательные яркие разноцветные пуговки.
Это и составляет универсальность пособий – тот принцип, что вы можете использовать для игры всё, что у вас под рукой. Более того, если у вас нет возможности купить пособие, вы можете открыть страничку в интернете и увидеть весь перечень материалов.
Можете сами, если у вас нет дерева, склеить их из картона и создать вот этот образовательный набор ребенку, настолько универсальный, что вы можете идти с ним в долгую жизнь исследователя физических явлений и юного покорителя интересных математических заданий.
Готовясь к школе
Вместе с детками мы сможем выстраивать так называемые логические цепочки, когда мы подбираем и меняем фигуры в соответствии с каким-то заданием.
И хорошо, если мы можем просчитать, какая фигура была вначале, если мы пошли от круга, и дальше должны прийти, допустим, к прямоугольнику. От большого должны прийти к маленькому; от толстого должны прийти к тонкому – сколько этапов надо нам пройти, чтобы эту дорожку выстроить? Или наоборот, мы пошли все от круга, и, изменяя одну категорию, вольно творя, каждый получит свой результат.
Вот этот момент развития логики, внимания, концентрации внимания как раз очень нужен будущим первоклассникам, которые должны услышать учителя. Потому что учитель один, а в классе их тридцать человек. Детям важно поймать эту мысль, удержать в голове и донести до получения результата, и потом оценить свой результат.
Еще хочется сказать о том, что пособия настолько комфортны в работе, что ими можно работать абсолютно везде. Не обязательно делать это как академическое задание, сидя за столом. С ними можно бегать, их можно рассыпать, собирать, сортировать, перемешивать и таким образом компенсировать двигательную активность, которая нужна всем нашим дошколятам.
Помогут в учёбе
Таким образом, развиваются и переключение внимания, и конечно, логика. То есть это то, за чем сейчас, наверное, гонится основная часть родителей – то есть развитие интеллекта. Вот так интеллект развивать безопасно, мы не перегрузим ребенка. Потому что когда ребенок устанет, он просто не в состоянии будет ничего сопоставлять, и мы поймем, что мы немножечко пережали, передавили с этим заданием.
Всегда надо заканчивать тогда, когда еще велик интерес , не бояться обрывать занятие на самом-самом интересном моменте. И тогда следующего занятия ребенок будет ждать, будет бежать, торопиться, а не стараться обязательно дойти до какой-то точки, какой-то вывод обязательно подвести. Не всегда это важно. Иногда важнее сохранить интерес к обучению.
Конечно, возникает удивление: как это, для полугодовых и для девятилетних детей одно и то же пособие?
На самом деле те же самые логические понятия, те же самые логические цепочки в более усложненном варианте, конечно, представляют огромный интерес и для детей младшей школы.
В рамках школьной программы у учителя нет возможности в полном объеме раскрыть вот эти понятия, отработать многие логические умозаключения с детьми.
Эти пособия позволяют, если вы организованные родители, осуществить проектную деятельность – написать некий проект, что вы будете строить.
Проанализировать, составить перечень необходимых вам материалов, подобрать их, потом построить то, что вы предполагали и оценить, соответствует ли полученный результат тому проекту, который вы строили.
И эта деятельность, во-первых, может привлечь нескольких детей разного пола, и для каждого найдется интересная история . И эта история может длиться несколько дней, может занять, допустим, субботу и воскресенье, когда дождливая погода, и вы можете несколькими семьями объединиться и строить целые города, целые планеты, корабли, отправляться в интересное путешествие в поисках новых знаний, открытий.
От мала до велика
Чтобы кубики не наскучили, а задачи по сложности росли вместе с детьми, можно придумывать всё новые игры . Но фантазия даже самых творческих родителей может иссякнуть. Тогда на помощь придут уже разработанные задания и пособия. Найти их в Сети несложно, изготовить самим – тоже.
В наборе к этим блокам есть разные-разные пособия. В частности, есть такие карточки, которые содержит разные геометрические фигуры, и с маленькими можно приходить в магазин, допустим, играть с малышами. Можно до бесконечности придумывать – было бы желание.
Можно придумать задания с детьми средней и старшей школы, да и самим взрослым вечером сесть и поиграть. Это может быть очень интересной игрой. А задания с шифровками и кодировками могут по своей сложности очень легко поспорить с компьютерами и с компьютерными интеллектуальными играми.
Потому что, конечно, есть такая проблема – дети сидят в интернете. Как их оттуда вытащить, переключить? Когда родители наказывают, забирают у них телефон, что они могут им предложить взамен?
Вот эту замену они должны предложить – вот, пожалуйста. И возможно, через какое-то время ребёнок сам с радостью отложит телефон, позовет своего друга и скажет: а давай-ка попробуем с тобой посоревноваться, получится ли у тебя так же ловко, как у меня?
Может быть, у вас даже соберется дворовая команда по таким замечательным логическим играм, которые будут полезны для всех.
Между прочим, и для людей пожилого возраста это тоже будет очень полезной работой. Можно совместить приятное времяпровождение бабушек и дедушек со своими внуками. Ведь для старшего поколения тоже важно сохранять гибкость ума в любом возрасте.
Читайте также: