Миграция в германии кратко

Обновлено: 28.04.2024

Одним из важнейших аспектов общественно-политического развития нашего времени является миграция с ее социальными, культурными, экономическими и политическими проблемами. С вступлением в силу права получения гражданства Германии (2000) и закона о миграции (2005) миграционная политика Германии предопределила то, что Германия фактически стала страной мигрантов. Политика интеграции стала важным аспектом германской миграционной политики. Правительственная коалиция ХДС / ХСС / СПД под руководством канцлера ФРГ Ангелы Меркель в ноябре 2005 года приняла решение об оказании всестороннего содействия интеграции мигрантов и привлечении в Германию новых мигрантов. Главной задачей федерального правительства, по мнению уполномоченной по делам иностранцев Марии Бёмер, является интеграция миллионов членов семей мигрантов в германское общество.

Принятие закона о миграции стало кульминационным пунктом в изменении федеральной политики в Германии по отношению к мигрантам, начиная с рынка труда, использования гуманитарных технологий в процессе их интеграции в германское общество, обеспечения права на безопасное проживание в стране.

Во многом современная миграционная политика определилась законами, принятыми после второй Мировой войны (1949).

В 1949 году принята Конституция ФРГ. Статус беженца был вписан в отдельный параграф основного Закона государства (116: "Лица, преследуемые по политическим мотивам, имеют право на убежище"). Определение условий получения статуса репатрианта оставалось в полномочиях земель. Статус был уточнен затем в Законе о репатриантах.

В 1953 году принят Закон о репатриантах. В Законе были объединены в единую категорию использовавшиеся до этого разные категории беженцев; установлены общие для всех земель правила определения статуса репатрианта; при этом финансовая ответственность за прием и обустройство была распределена между всеми уровнями власти.

В 1957 году вступили в силу дополнения в Закон о репатриантах. Расширен круг лиц, имеющих право стать репатриантом – за счет всех немцев, которые проживали на территориях с военными действиями до 1945 г. (по списку, в том числе СССР, Польша, Китай, Албания и прочие социалистические страны), и испытывали гонения и преследования из-за своей этничности.

В 1982 году принят Закон о предоставлении политического убежища – предполагал ускорение процедуры при сохранении конституционных гарантий защиты беженцев.

В 1982 году вступили в силу поправки к Закону об иностранцах – введение визового режима для иностранцев вне ЕС, намеревающихся находиться в ФРГ более трех месяцев.

В 1988 году стала действовать программа интеграции переселенцев. Была предложена не односторонняя модель интеграции, когда мигранты "подстраиваются" под новые социумы, а взаимное приспособление и культурное обогащение.

В 1989 году принят Закон о распределении переселенцев. Предписывал обязательную регистрацию репатриантов в федеральных лагерях для переселенцев и дальнейшее размещение их по землям в строгом соответствии с направлением лагеря для тех репатриантов, которые получают социальную помощь государства.

В 1990 году вступил в силу Закон о въезде и пребывании иностранцев на территории ФРГ, называемый сокращенно "Закон об иностранцах". Обозначил возможности попадания в Германию для этнических мигрантов – теперь это можно было сделать только при наличии разрешения на прибытие и заявление. Ряду категорий мигрантов - иностранцам, прожившим постоянно и легально в ФРГ 15 лет, если они могут сами содержать себя и членов своей семьи без привлечения социальной помощи или пособия по безработице; молодым иностранцам (в возрасте от 16 до 23 лет) при условии отказа от предыдущего гражданства, восьми лет постоянного и законного проживания и шести лет посещения школы в ФРГ и отсутствия судимости - предлагается облегченный вариант предоставления гражданства.

В 1990 году подписано Шенгенского соглашения, которое предусматривает свободу передвижения и особые миграционные преференции гражданам Шенгенской зоны.

Также в 1990 году произошло подписание Дублинской конвенции. В ней перечислены критерии для определения того, какое из государств-участников несет ответственность за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища. Такая тактика была призвана пресечь попытки ищущих убежища лиц выбирать себе наиболее подходящую страну для рассмотрения ходатайства, а также решить проблему лиц, ищущих убежища, за которых ни одна страна не желает брать на себя ответственность.




В 1992 году принят Закон о предоставлении политического убежища. Вводится правовой статус позднего переселенца, под который попадают этнические немцы из Восточной Европы, родившиеся до 1993 г. В соответствии с этим законом для того, чтобы стать поздним переселенцем необходимы индивидуальные доказательства своей принадлежности к немецкому народу.

В 1993 году произошли поправки к статье 116 и 118 Конституции: ст. 116 "а" Конституции ФРГ с изменениями от 1993 года имеет следующую редакцию: "п.1. Лица, преследуемые по политическим мотивам, имеют право на убежище; п.2. Не имеют право на политическое убежище граждане стран ЕС, а также граждане других стран, в которых соблюдаются права человека; п.3. Лицо, выехавшее из страны, где по определению Бундесрата, нет политического преследования, может получить убежище, если докажет факты политического преследования со стороны государства; п.4. He могут получить политического убежища лица, выехавшие в Германию через третью страну, в которой нет преследований по политическим мотивам".

В 1994 году принят Закон о регистре иностранцев. Закон предписывает заносить данные об иностранных гражданах в "Центральный регистр иностранцев" - компьютерную базу данных, к которой имеют доступ несколько ведомств, в том числе полиция.

В 1997 году вступили в силу поправки к Закону "О помощи лицам, претендующим на политическое убежище", согласно которым на 20% по отношению к ранее установленным размерам сокращается социальная помощь, а также расходы на медицинское обслуживание данной категории иностранцев. Кроме того, в связи с большим числом безработных в стране, запрещена выдача разрешений на работу в течение двух лет лицам, претендующим на политическое убежище. Принятие подобных поправок вызвано большой нагрузкой на федеральный и земельные бюджеты, которые не в состоянии полностью обеспечивать социальной помощью около 440 тыс. иностранцев, претендующих (на тот момент) на политическое убежище в ФРГ.

В 1999-2000 гг. приняты новые Законы о гражданстве ФРГ и о правах иностранцев. Предусматривается возможность получения немецкого гражданства по рождению для детей, оба родителя которых являются иностранцами при соблюдении ряда условий: дети рождены на территории Германии, по крайней мере, один из родителей легально и постоянно проживает в Германии не менее восьми лет и этот родитель имеет разрешение на проживание по статусу "Правомочие на пребывание" либо - на протяжении не менее трех лет - неограниченное по сроку разрешение на проживание по статусу "Разрешение на жительство". Другое новшество этого Закона: если раньше переселенцы, их потомки и супруги (с более чем 3-летней продолжительностью брака до выезда в ФРГ) по приезду в Германию получали конституционный статус немца, что, в свою очередь, давало им право "автоматического" обретения немецкого гражданства по своему заявлению, то теперь эти лица становятся гражданами Германии одновременно с выдачей им свидетельства позднего переселенца, то есть по завершении процесса признания их статуса.

В 2005 году приняты поправки к Закону об иностранцах. Право на иммиграцию в Германию вновь предоставлено людям, имеющим одного родителя-еврея, которые могут въехать в страну вместе со своими супругами и несовершеннолетними детьми. Главное условие: их должна принять еврейская община Германии. Правом на выдачу приглашений теперь наделен не только Центральный совет евреев Германии, но и Движение прогрессивного иудаизма.

С 2007 года действуют поправки к Закону об иностранцах. В основном они касаются лиц, подавших прошение о предоставлении политического убежища, но не получивших статуса беженца. В соответствии с предлагаемыми поправками непризнанные беженцы могут получить ограниченный по сроку вид на жительство, если смогут в течение двух с половиной лет после принятия поправок (до конца 2009 г.) найти работу. Обладатели этого статуса при этом обладатели не смогут пользоваться социальными благами наравне с гражданами ФРГ.

Таким образом, приведенный перечень законодательных актов страны в зоне "иммиграционных вопросов" позволяет увидеть актуальность миграционной проблематики для современной Германии. В немецких СМИ часто появляются аналитические статьи о состоянии миграции в стране и мире. В законодательстве страны вряд ли найдется другой вопрос, привлекающий в последние годы столько внимания. Изменения следует за изменениями. По всей вероятности, современная Германия является одной из самых регламентированных в мире стран в вопросах пребывания на своей территории иностранцев.

Одним из важнейших аспектов общественно-политического развития нашего времени является миграция с ее социальными, культурными, экономическими и политическими проблемами. С вступлением в силу права получения гражданства Германии (2000) и закона о миграции (2005) миграционная политика Германии предопределила то, что Германия фактически стала страной мигрантов. Политика интеграции стала важным аспектом германской миграционной политики. Правительственная коалиция ХДС / ХСС / СПД под руководством канцлера ФРГ Ангелы Меркель в ноябре 2005 года приняла решение об оказании всестороннего содействия интеграции мигрантов и привлечении в Германию новых мигрантов. Главной задачей федерального правительства, по мнению уполномоченной по делам иностранцев Марии Бёмер, является интеграция миллионов членов семей мигрантов в германское общество.

Принятие закона о миграции стало кульминационным пунктом в изменении федеральной политики в Германии по отношению к мигрантам, начиная с рынка труда, использования гуманитарных технологий в процессе их интеграции в германское общество, обеспечения права на безопасное проживание в стране.

Во многом современная миграционная политика определилась законами, принятыми после второй Мировой войны (1949).

В 1949 году принята Конституция ФРГ. Статус беженца был вписан в отдельный параграф основного Закона государства (116: "Лица, преследуемые по политическим мотивам, имеют право на убежище"). Определение условий получения статуса репатрианта оставалось в полномочиях земель. Статус был уточнен затем в Законе о репатриантах.

В 1953 году принят Закон о репатриантах. В Законе были объединены в единую категорию использовавшиеся до этого разные категории беженцев; установлены общие для всех земель правила определения статуса репатрианта; при этом финансовая ответственность за прием и обустройство была распределена между всеми уровнями власти.

В 1957 году вступили в силу дополнения в Закон о репатриантах. Расширен круг лиц, имеющих право стать репатриантом – за счет всех немцев, которые проживали на территориях с военными действиями до 1945 г. (по списку, в том числе СССР, Польша, Китай, Албания и прочие социалистические страны), и испытывали гонения и преследования из-за своей этничности.

В 1982 году принят Закон о предоставлении политического убежища – предполагал ускорение процедуры при сохранении конституционных гарантий защиты беженцев.

В 1982 году вступили в силу поправки к Закону об иностранцах – введение визового режима для иностранцев вне ЕС, намеревающихся находиться в ФРГ более трех месяцев.

В 1988 году стала действовать программа интеграции переселенцев. Была предложена не односторонняя модель интеграции, когда мигранты "подстраиваются" под новые социумы, а взаимное приспособление и культурное обогащение.

В 1989 году принят Закон о распределении переселенцев. Предписывал обязательную регистрацию репатриантов в федеральных лагерях для переселенцев и дальнейшее размещение их по землям в строгом соответствии с направлением лагеря для тех репатриантов, которые получают социальную помощь государства.

В 1990 году вступил в силу Закон о въезде и пребывании иностранцев на территории ФРГ, называемый сокращенно "Закон об иностранцах". Обозначил возможности попадания в Германию для этнических мигрантов – теперь это можно было сделать только при наличии разрешения на прибытие и заявление. Ряду категорий мигрантов - иностранцам, прожившим постоянно и легально в ФРГ 15 лет, если они могут сами содержать себя и членов своей семьи без привлечения социальной помощи или пособия по безработице; молодым иностранцам (в возрасте от 16 до 23 лет) при условии отказа от предыдущего гражданства, восьми лет постоянного и законного проживания и шести лет посещения школы в ФРГ и отсутствия судимости - предлагается облегченный вариант предоставления гражданства.

В 1990 году подписано Шенгенского соглашения, которое предусматривает свободу передвижения и особые миграционные преференции гражданам Шенгенской зоны.

Также в 1990 году произошло подписание Дублинской конвенции. В ней перечислены критерии для определения того, какое из государств-участников несет ответственность за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища. Такая тактика была призвана пресечь попытки ищущих убежища лиц выбирать себе наиболее подходящую страну для рассмотрения ходатайства, а также решить проблему лиц, ищущих убежища, за которых ни одна страна не желает брать на себя ответственность.

В 1992 году принят Закон о предоставлении политического убежища. Вводится правовой статус позднего переселенца, под который попадают этнические немцы из Восточной Европы, родившиеся до 1993 г. В соответствии с этим законом для того, чтобы стать поздним переселенцем необходимы индивидуальные доказательства своей принадлежности к немецкому народу.

В 1993 году произошли поправки к статье 116 и 118 Конституции: ст. 116 "а" Конституции ФРГ с изменениями от 1993 года имеет следующую редакцию: "п.1. Лица, преследуемые по политическим мотивам, имеют право на убежище; п.2. Не имеют право на политическое убежище граждане стран ЕС, а также граждане других стран, в которых соблюдаются права человека; п.3. Лицо, выехавшее из страны, где по определению Бундесрата, нет политического преследования, может получить убежище, если докажет факты политического преследования со стороны государства; п.4. He могут получить политического убежища лица, выехавшие в Германию через третью страну, в которой нет преследований по политическим мотивам".

В 1994 году принят Закон о регистре иностранцев. Закон предписывает заносить данные об иностранных гражданах в "Центральный регистр иностранцев" - компьютерную базу данных, к которой имеют доступ несколько ведомств, в том числе полиция.

В 1997 году вступили в силу поправки к Закону "О помощи лицам, претендующим на политическое убежище", согласно которым на 20% по отношению к ранее установленным размерам сокращается социальная помощь, а также расходы на медицинское обслуживание данной категории иностранцев. Кроме того, в связи с большим числом безработных в стране, запрещена выдача разрешений на работу в течение двух лет лицам, претендующим на политическое убежище. Принятие подобных поправок вызвано большой нагрузкой на федеральный и земельные бюджеты, которые не в состоянии полностью обеспечивать социальной помощью около 440 тыс. иностранцев, претендующих (на тот момент) на политическое убежище в ФРГ.

В 1999-2000 гг. приняты новые Законы о гражданстве ФРГ и о правах иностранцев. Предусматривается возможность получения немецкого гражданства по рождению для детей, оба родителя которых являются иностранцами при соблюдении ряда условий: дети рождены на территории Германии, по крайней мере, один из родителей легально и постоянно проживает в Германии не менее восьми лет и этот родитель имеет разрешение на проживание по статусу "Правомочие на пребывание" либо - на протяжении не менее трех лет - неограниченное по сроку разрешение на проживание по статусу "Разрешение на жительство". Другое новшество этого Закона: если раньше переселенцы, их потомки и супруги (с более чем 3-летней продолжительностью брака до выезда в ФРГ) по приезду в Германию получали конституционный статус немца, что, в свою очередь, давало им право "автоматического" обретения немецкого гражданства по своему заявлению, то теперь эти лица становятся гражданами Германии одновременно с выдачей им свидетельства позднего переселенца, то есть по завершении процесса признания их статуса.

В 2005 году приняты поправки к Закону об иностранцах. Право на иммиграцию в Германию вновь предоставлено людям, имеющим одного родителя-еврея, которые могут въехать в страну вместе со своими супругами и несовершеннолетними детьми. Главное условие: их должна принять еврейская община Германии. Правом на выдачу приглашений теперь наделен не только Центральный совет евреев Германии, но и Движение прогрессивного иудаизма.

С 2007 года действуют поправки к Закону об иностранцах. В основном они касаются лиц, подавших прошение о предоставлении политического убежища, но не получивших статуса беженца. В соответствии с предлагаемыми поправками непризнанные беженцы могут получить ограниченный по сроку вид на жительство, если смогут в течение двух с половиной лет после принятия поправок (до конца 2009 г.) найти работу. Обладатели этого статуса при этом обладатели не смогут пользоваться социальными благами наравне с гражданами ФРГ.

Таким образом, приведенный перечень законодательных актов страны в зоне "иммиграционных вопросов" позволяет увидеть актуальность миграционной проблематики для современной Германии. В немецких СМИ часто появляются аналитические статьи о состоянии миграции в стране и мире. В законодательстве страны вряд ли найдется другой вопрос, привлекающий в последние годы столько внимания. Изменения следует за изменениями. По всей вероятности, современная Германия является одной из самых регламентированных в мире стран в вопросах пребывания на своей территории иностранцев.

С началом индустриализации в конце 19 века появилась нехватка рабочей силы в Германии. В следствие этого, люди из Польши, которые не нашли работу на родине, приезжали работать в Германию. Большинство из них переехало в индустриальный район das Ruhrgebiet (находится на земле Nordrhein-Westfalen) и работали в сферах горно-добывающей и сталелитейной промышленности.

А вот с конца 80-ых гг. в Германию переехало больше 2-х миллионов поздние немецкие переселенцы из России, Румынии, Казахстана.

Миграция в Германии: Что же насчет немцев?

Уезжали ли они из Германии, чтобы жить в других странах? Да, и еще как! В 19 веке очень много людей покинули Германию и у каждого были свои причины для эмиграции — высокая безработица, религиозные либо политические преследования, желание получить больше свободы, либо вернуться к свои родственникам, которые когда-то тоже уехали из Германии. В основном немцы эмигрировали за моря за океаны, а именно 4 миллиона немцев эмигрировали в США, 89000 в Бразилию, 86000 в Канаду и 56000 в Австралию.

На сегодняшний момент, ежегодно из Германии уезжают 100 тысяч немцев и самыми излюбленными странами для эмиграции являются Швейцария и США. Также многие немцы уезжают из Германии в поисках работы в соседние страны такие, как Австрия, Польша либо даже Британские острова. Кто-то конечно же возвращается на Родину обратно, а кто-то уезжает навсегда.

На самом деле, в Германии живет не так много немцев. Скорее больше там мигрантов из России и Арабских стран, Турции. В последнее время приезжает больше афро-американцев в Германию.
Вот такая вот происходила и происходит миграция в Германии.

Кто мигрирует в Германию и по каким причинам

  • воссоединения семьи;
  • работы;
  • учебы;
  • при наличии статуса беженца.

Особенно большой наплыв мигрантов связан с последним пунктом. Дело в том, что в 2015 году правительство согласилось принимать всех, кто хотел бы получить убежище в Германии. В результате только в течение года в государство переехало свыше 1 миллиона беженцев из Сирии, Афганистана и Ирака. Сейчас эти процессы все еще продолжаются.

Правительство Германии изначально вело речь о временном убежище, но мигранты, как правило, не хотят покидать страну и стараются перевезти в нее свои семьи.

Что делают мигранты в Германии и что государство делает для них

Правительство страны инициировало приток мигрантов для развития экономики. Переселенцы интегрируются в общество и трудоустраиваются, давая сотни тысяч рабочих рук. Немецкий Институт изучения трудовой занятости (IAB) сообщает, что:

  • 49% беженцев, которые переехали в страну после 2013 года, за пять лет нашли постоянную работу;
  • если посчитать и тех, то трудится на полную ставку, и тех, кто работает неполный день, то получится около 68% трудоустроенных беженцев;
  • 17% стали участниками программ обучения и повышения квалификации;
  • 3% проходят оплачиваемые стажировки.

Положительная динамика жизни мигрантов в стране стала возможна благодаря специальной программе по интеграции, которую основала и оплачивает Германия. В нее вошло изучение немецкого языка и социальная адаптация. Язык учат 600 академических часов, после чего сдают экзамен уровня В1. Этот курс является обязательным для иностранцев с ВНЖ.

Благодаря этой программе в конце 2018 года 44% мигрантов овладели немецким, а до приезда в страну знающих язык было менее 1%.

Кроме того, в Германии устранили многие бюрократические процедуры, связанные с получением ВНЖ и трудоустройства. Так, упрощен выход на рынок труда для всех мигрантов. Приезжие могут приступить к работе уже после трех месяцев пребывания в стране.

К 2018 году беженцы после пяти лет жизни в государстве трудоустроились так:

Влияние политики Германии в отношении мигрантов на страну и мир в целом

Результаты немецкой миграционной политики можно описать так:

Немецкие компании становятся более конкурентоспособными на международном рынке

В рамках глобализации профессионалы из-за рубежа часто открывают немецким фирмами новые рынки. Квалифицированные кадры устанавливают деловые контакты с партнерами из других стран.

Повышается уровень инноваций

Немецкая экономика построена на машиностроении, автомобильной и фармацевтической промышленности. Эти отрасли активно используют потенциал иностранных исследователей, которые вливаются в экономику страны.

Миграция омолаживает рынок труда

Средний возраст мигрантов, которые сегодня приезжают в Германию, составляет 28 лет. То есть, еще около 40 лет они будут поддерживать систему социального обеспечения страны. Потом они разгрузят пенсионный фонд, так как их пенсии будут в среднем немного ниже, чем у немцев сейчас. Если мигранты наделены высшим и профессиональным образованием, то инвестиции в их образование делала другая страна, а выиграла от этого Германия.

Мигранты восполняют дефицит медицинского персонала

Для коренного населения Германии характерно старение, из-за чего увеличивается число пациентов в клиниках, пенсионеров и людей с инвалидностью. Нагрузка на стационары растет с каждым годом. Сейчас практически каждый 15-й врач в государстве является иностранцем, а ряды медсестер и обслуживающего персонала также пополняют в основном мигранты.

Миграция является легальной

О мигрантах часто думают, как о неуправляемой массе, которая живет в трущобах и хочет только получать социальные выплаты и не работать. В Германии таких приезжих не более 5%, при этом большинство из них все же живет в нормальных условиях. Каждая приехавшая семья имеет хотя бы одного человека с легальным трудоустройством.

Германия смягчает правила иммиграции

Почему Германия поощряет миграцию

Федеральный департамент по миграции и беженцам (BAMF) сообщает, что работу в стране сейчас ищут около 450 тысяч беженцев. Первыми на рынок труда выходят те, кто выучил язык и успешно прошел интеграционный курс. Менее способные, а также женщины, все еще остаются в группе риска и могут стать нагрузкой на систему по выплате пособий и поддержке мигрантов. Каждый год правительство тратит на беженцев как минимум 20 млрд евро.

Кроме того, в стране достаточно низкая рождаемость. Без притока мигрантов численность населения будет падать. Но все же желанные гости в первую очередь те, кто сможет приносить пользу.


2 Брус, В. А. Современные черты миграционных процессов и миграционной политики в странах Западной Европы [Электронный ресурс] // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 12. С. 66 – 70.

5.Д. В. Гризовская Миграционные процессы в Германии во второй половине XX — начале XXI века/Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 5 (401). Экономические науки. Вып. 57. С. 96—103.

Работа над исследованием потребовала использования методов сравнения, с помощью которых удалось сопоставить ситуацию в Германии с ситуацией во Франции и скандинавских странах, выявить особенности переживаемого кризиса миграционной немецкой политики и нарастающего внутреннего социального напряжения в стране. Дискурс-анализ прессы и научных исследований позволил обосновать гипотезу об уязвимости миграционной политики Германии. Структурный анализ позволяет точно охарактеризовать деятельность правительства немецких земель и правительства Германии.

Миграция в Европу имеет длительную историю, однако, интенсивность и глубина проблем, связанных с этим процессом не всегда была объектом внимания со стороны средств массовой информации и ученого сообщества. Впервые вопросы, касающиеся причин миграции в Западную Европу, в том числе и в Германию, были подняты в послевоенные годы. Но при сравнении причин миграции в послевоенную Германию и Германию начала XXIвека выявляются существенные различия. Исследователи, в основном обращают внимание на три основные причины:

Первая причина миграции – демографический взрыв в Африке и Ближнем Востоке, который создал весомые трудности для экономической и социальной поддержки собственного населения [2]. В поисках сохранения и поддержания уровня жизни население этих регионов устремилось в благополучную Европу;

Вторая причина связана с ростом недовольства внутренней политикой в странах Африки и Ближнего Востока и сопряженным с этим массовым обнищанием населения, создающим экстремистские настроения, также подталкивавшими население к бегству.

ljF0ivOj6_U

Рис.1.Количество ходатайств о предоставлении убежища, поданных в Европе 1986-2014 гг.

Как можно оценить массовость миграционных потоков в Европу? В современном мире процессы резкого роста миграционных потоков характерны для многих регионов, в особенности для промышленно развитых стран, где наблюдается спад рождаемости и демографического роста коренного населения. На фоне сокращения рождаемости, старения населения и растущей потребности в высококвалифицированных специалистах миграция является одним из важных ресурсов экономического и социального развития. Большинствостран, таких как Швеция, Норвегия, Франция, Великобритания, Германия и других сформировали либеральную политику открытых дверей для мигрантов. Однако сторонники такого подхода недооценили свои возможности. Круг проблем, возникающих с необходимостью интегрировать мигрантов в общество принимающей страны, вскоре стал рассматриваться значительной частью государств и населения как угроза экономической и социальной стабильности, культурному развитию и национальной идентичности [4].

Поток мигрантов оказывается неиссякаемыми и едва контролируемым, при отсутствии возможностей для поддержания приемлемых условий жизни беженцев. В создаваемых лагерях царит неразбериха, растет уровень преступности что, в конце концов, создаетоснову для совершённых и раскрытых соответствующими службами планируемых преступлений, имеющих террористический характер.

Одной из проблемных принимающих стран является Германия, испытывающая на себе сильнейшее давление потоков мигрантов. 43 % заявок, поданных в 2015 году, приходится на эту страну. На сегодняшний день Германия является одним из лидеров по иммиграции в мире и располагается на втором месте после США по количеству мигрантов, прибывающих в страну на длительные сроки. Около 20 % населения ФРГ являются либо мигрантами, либо их потомками.C начала сентября 2015 до конца июля 2016 гг. компьютерная система EASY (ErstverteilungderAsylbegehrenden – первичное распределение желающих получить убежище - нем.) зарегистрировала 900 623 человека (см рис 2) [1].

19494263_403

Рис.2.Число прибывших в Германию соискателей убежища

Концентрация миграционных потоков, то есть оформление наиболее крупных районов эмиграции по территории Германии представлена на рис. 3 [1].

19494241_401

Рис.3.Квоты распределения беженцев по федеральным землям ФРГ

Тенденция увеличения числа мигрантов в Германии обусловлена высоким качеством жизни и безопасности, потребностью в рабочей силе, перспективами в решении демографической ситуации. Германия стоит перед лицом серьезной задачи: с одной стороны, регулирование демографического фона, с другой — сохранение баланса между иностранным и коренным населением. Такое положение требует своевременной реакции государства, на фоне возникших проблем.

AFD выступает против помощи, оказываемой Германией бедным странам Южной Европы, за ужесточение миграционной политики, ограничение влияния банков, сохранение немецкой культуры и т.д.Представители AFD выступают против единой валюты, утверждая, что она постепенно приводит к разрушению Европы, и предлагают заменить ее немецкой маркой или создать новую денежную единицу. При этом при отказе бундестага поддержать это требование они предлагают провести референдум о выходе Германии из еврозоны.

Главными задачами AFD ставит противостояние исламу (прекращение строительства мечетей, запрет ношения паранджи и т.п.), снижение уровня преступности, защиту семьи как основной ячейки общества и реформирование налоговых систем. Уже сейчас партия создается серьезные политические предпосылки, которые могут изменить текущее положение дел.

Данные программы зачастую реализуются по инициативе и в тесном сотрудничестве с организациями гражданского общества. К данным, так называемым программам признания, например, относятся:

• институализация межкультурного и межрелигиозного диалога;

• программы межкультурного обмена;

• поощрение участия мигрантов в работе организаций принимающего общества и волонтерских ассоциаций;

• организация межкультурных мероприятий;

• принятие мер и проведение профилактических кампаний по борьбе с предрассудками и дискриминацией;

• межкультурное посредничество и корректная организация общественных пространств

Многочисленные меры и программы, реализуемые на разных уровнях управления, способствуют мирному сосуществованию этнокультурных групп и их взаимному сближению. Наконец, следует помнить, что этнокультурное многообразие представляет собой не только вызов, но и, при правильном подходе, — мощный источник развития общества [4].

Часто этнокультурные различия являются прикрытием для экономических и трудовых конфликтов. Стоит добавить что ситуация обостряется за счет неизбежного изменения этноконфессионального состава региона.

Основания к развитию конфликтов обоснованы. По некоторым прогнозам к 2020 году число безработных, в том числе и коренных граждан страны, увеличится с нынешних 2,7 миллиона до более 3 миллионов человек. Исследования показывают, что в Германии, как принимающей стране жители испытывают чувство страха перед угрозой потери рабочих мест в связи с нашествием новых кадров, появившихся на рынке[2]. С другой стороны, некоторые исследователи считают, что страхи правительства и населения необоснованны. Только с 2015 по 2017 гг. внешняя миграция привела к созданию новых рабочих мест и росту занятости. Одно только ведомство по делам миграции и беженцев BAMF за год удвоило число штатных сотрудников с 3000 до 6000 [4].

19510896_403

К тому же Германии дополнительно потребуются 25 000 учителей в общеобразовательных школах и профессиональных училищах, 14 000 воспитателей в детских садах и тысячи социальных работников. Рост занятости наблюдается также в строительной отрасли, в охранных предприятиях, в местных органах власти [3].

В тоже время для беженцев перспективы закрепления в новой стране имеют под собой ряд социальных трудностей. Требования к образованию в Германии чрезвычайно высоки, а мигранты, как правило, не имеют должного уровня образования и профессиональной подготовки, что создает значительный дисбаланс в уровне и качестве жизни, вовлечения в социально-политическую жизнь страны. Многие мигранты стараются выжить за счёт временных заработков, а большая часть – за счет пособий от государства.

По данным Федерального агентства по труду, за первые семь месяцев 2017 года в Германии нашли работу 136 000 выходцев из тех стран, жители которых чаще всего получают убежище. Это на 30 000 больше, чем в прошлом году. В то же время более половины тех, кто подал в 2017 году прошение о предоставлении убежища, - моложе 25 лет и, таким образом, имеет шансы освоить профессию. Опрос, проведенный Федеральным объединением торгово-промышленных палат Германии (DIHK), показал, что с момента прибытия молодого беженца до того, как он начинает профессиональное обучение, проходят в среднем 22 месяца. Это время уходит на рассмотрение прошения об убежище и на обучение основам немецкого языка. Учитывая важнейшую роль образования в области формирования гражданской позиции и социальной мобильности потомков мигрантов, управление процессами интеграции в значительной степени входит в сферу ответственности земель. Так, в школах созданы определенные меры поддержки детей мигрантов. К ним относятся, например, организация подготовительных классов изучения немецкого языка для вновь прибывших детей и система дошкольной языковой подготовки.

Наряду с созданием системы образования для мигрантов, правительства немецких земель уделяют особое внимание обучению полиции, на которую возлагается часть ответственности за урегулирование межнациональных конфликтов и интеграцию мигрантов в принимающие сообщества. В этой области можно выделить следующие четыре вида регуляторных мер:

• обучение сотрудников полиции навыкам межкультурного взаимодействия;

• набор на службу в полицию сотрудников с миграционным прошлым;

• информирование мигрантов о деятельности полиции;

• институализация диалога между полицейскими службами и иммигрантскими организациями.

Проблемами беженцев, помимо государствазанимаются общественные организации, такие какBAMF(Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев). Усилия Исламской конференции Германии направлены на установление и развитие позитивных отношений между государством и исламскими организациями. В то же самое время ее появление знаменует собой начало процесса признания ислама официальной религией Германии и само по себе является определенным сигналом для общества. Коренное население опасается конфессиональных перемен и потери чувства национальной идентичности.

Вывод: Таким образом, анализ опыта миграционной политики Германии показал, неоднозначность эффективности новых социальных реформ в отношении мигрантов. Также выявлены возможные последствия такой политики. Раскрытие данного материала позволило подчеркнуть остроту характера и актуальность данной проблемы в масштабах Германии, а также за её пределами. Выявлены возможные перспективы в развитии действующей системы по вопросам мигрантов на ближайшие несколько лет.

Читайте также: