Мифология древних евреев кратко

Обновлено: 05.07.2024

ИУДАИСТИ́ЧЕСКАЯ МИФОЛО́ГИЯ, мифологические представления, распространенные среди приверженцев иудаизма, сложившегося в общих чертах как монотеистическая религия Яхве в 1-м тыс. до н. э. у древних евреев. И. М. преемственно связана с западносемитской мифологией и на ранней стадии представляла собой переработку ее в духе поступательно крепнувшей монотеистической тенденции; в различные периоды И. М. испытывала влияние египетской, шумеро-аккадской и особенно иранской (в частности, зороастрийской) мифологий, а позднее – синкретистско-гностической мистики.

Центральный цикл источников для ранней И. М. – библейские тексты (ветхозаветные), возникавшие на протяжении более чем тысячелетия (от XIII-XII до II вв. до н. э.) и впитавшие в себя тексты самого разного характера (в том числе и фольклорного происхождения): мифы, древние народные предания, фрагменты хроник, исторические документы, законодательные памятники, ритуальные предписания, победные, свадебные и другие ритуальные песнопения, сочинения религиозно-философского характера и т. д., собранные и обработанные в религиозном духе еврейскими компиляторами в довольно поздний период. Сохранив многочисленные реликты разных эпох, Библия отразила наряду с собственно И. М. более ранние религиозно-мифологические представления древних евреев и сопредельных народов. Все это явилось причиной того, что нередко мифы и исторические предания представлены в Библии не одной, а несколькими (иногда взаимоисключающими и содержащими разные концепции мировосприятия) версиями.

Из последующей истории еврейского народа для дальнейшего формирования религиозно-мифологических представлений иудаизма особенно важны: вхождение Палестины (завоеванной в IV в. до н. э. Александром Македонским) в круг земель эллинской цивилизации, сопровождавшееся отказом верхушки иудейского общества от обычаев, освященных авторитетом Господа, и принятием ею греческих норм поведения и культуры (процесс, активно поощрявшийся македонскими царями Сирии из династии Селевкидов, особенно Антиохом IV, 175–163, перешедшим к репрессиям против ревнителей иудейской веры); повстанческое движение во главе с Иудой Маккавеем, приведшее к установлению в 142 временной независимости Иудеи; римская оккупация (с 63 до н. э.). В круг представлений иудейской веры и мифа входят мотивы мученичества, требующего награды по воскресении мертвых (уже в книге Даниила – последней по времени составления, II в. до н.э., книге Ветхого Завета, которая является ранним произведением, созданным в жанре апокалиптики).

Ессеи (к которым принадлежала община Кумрана) в безбрачии, аскезе и пустынножительстве искали духовную подготовку к близкой эсхатологической схватке мировых сил добра и зла. После двух попыток сбросить иго Рима (Иудейская война, 66–73 и восстание Бар-Кохбы, 132–135) иудеям под страхом смерти запрещается вступать на территорию разрушенного дотла Иерусалима. Иудейская диаспора, рассеянная по Римской и Сасанидской империям (прежде всего общины в Александрии, Риме и Месопотамии), лишается объединяющего центра; это было концом древнееврейской культуры.

Источник: Сергей Аверинцев : Собрание сочинений : София-Логос. Словарь / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. – К.: Дух и Литера, 2006. – 912 с.

Израиль как страна находится на карте мира менее восьмидесяти лет, но история еврейского народа полна увлекательных легенд, интересных диковинок и удивительных пословиц. Мы отобрали для вас самые интересные.

Легенда о великане Ог

Ог - библейский правитель Башана (богатого водой региона к востоку от Иордана). Согласно популярной еврейской легенде, он пообещал Ною свою верность, если позволит гиганту подняться на ковчег во время библейского потопа. Ной согласился, и Ог скакал на крыше ковчега, став единственным гигантом, пережившим наводнение.

Однако позже Ог стал большим врагом Израиля. Легенда гласит, что он разорвал гору, готовясь бросить ее и уничтожить всю страну. К счастью, Бог послал рой камнеедов против Ога, которые проглотили дыру в камне, в результате чего он упал на голову Огу. Моисей прибыл и ударил Ога в лодыжку, в результате чего он упал и умер под тяжестью горы на его голове. Однако гора упала и покатилась в сторону Израиля. Богу пришлось вмешаться снова, подвесив огромную скалу между небом и землей. Говорят, что скелет великана нашел Абба Шаул, который увидел оленя и погнался за ним. Пробежав 5 километров, он последовал за оленем в глубокую нору. Как позже выяснилось, это была огромная бедренная кость скелета Великана Ога.

Легенда города Луз

Легендарный город Луз - мифологическое убежище от мировых невзгод. Все, кто живет в стенах Луз, защищены от последствий падения. Ни один из его жителей не страдает от конфликтов, войн или катаклизмов, и даже самые большие армии не могут взять Луз. Сам Ангел Смерти отвернулся от своих ворот, потому что в Лузе никто не умирает. Город настолько безопасен, потому что он был построен в месте, связанном с небом. Там Яков мечтал о лестнице, ведущей от земли к небу. Согласно другой легенде, Луз невосприимчив к несчастьям, потому что Бог поставил этот город в стороне после падения человечества, чтобы в мире было одно место, куда Ангел Смерти не мог войти. Те, кто покидает Луз, немедленно стареют и умирают от рук ожидающего Ангела Смерти. Тем не менее, бывало, что те, кто жил веками

Легенда о недостроенном уголке творения

Легенда о вампире Соломона

Демоны не хотели, чтобы библейский царь Соломон построил храм. Однако они не могли причинить вреда Соломону или его главному строителю. Так демон-вампир напал на сына строителя, высасывая кровь из его большого пальца. Он делал это снова и снова, пока мальчик не стал очень слабым. Когда Соломон заметил состояние мальчика, он рассказал ему о нападениях, и мудрый царь сразу понял, что делать. Он дал мальчику свое королевское кольцо с указанием бросить его в демона, когда тот приблизится. Это сделало бы демона пленником мальчика, и создание могло бы быть возвращено Соломону. Демон по имени Орназис был успешно схвачен и подвергнут интенсивным допросам о других демонах и их именах. Ибо, согласно еврейским верованиям, знание настоящего имени демона дает возможность управлять им. Царь Соломон узнал эти имена, что дало ему власть над всеми демонами. Поэтому они не могли причинить ему вреда за годы, проведенные на стройке, и поэтому Соломон сумел защитить свой народ и завершить строительство Храма.

Легенда о демонических двойниках

Согласно увлекательному и устрашающему отрывку из еврейской мифологии в Завете Соломона, царство сатаны является отражением царства человека. У каждого, когда они рождаются, есть демон, рожденный по их точному образу в аду. За сорок дней до рождения человека голос с небес объявляет, за кого он женится в будущем. К сожалению, эту информацию слышат не только ангелы, но и демоны, которые летают к небу, чтобы подслушать Божьи указы относительно будущего каждого человека. Демоны используют эту информацию, чтобы заставить человека жениться на демонической копии своей второй половинки, а не на реальной. По общему признанию, это интересный способ объяснить существование несоответствующих браков.

Прекращение аренды в случае пришествия Мессии

Многие в Иерусалиме верят не только в то, что Мессия вернется, но и в то, что его пришествие неизбежно - настолько неизбежно, что они приняли юридические меры предосторожности, чтобы гарантировать, что они могут вернуться в Иерусалим сразу после его прибытия. Договоры аренды квартир часто содержат пункт, позволяющий в таком случае немедленно расторгнуть договор. Благодаря этому религиозные евреи, живущие за границей, получают возможность вернуться в Землю Обетованную и жить в обетованном раю.

Специфическая болезнь, которой можно заразиться только в Иерусалиме.

Мужчинам в возрасте от 20 до 30 лет, посещающим Иерусалим, следует быть особенно осторожными, чтобы не пострадать очень необычной и характерной только для столицы Израиля недомоганием. Мы говорим здесь о так называемом Иерусалимском синдроме, бредовом расстройстве, при котором посетители мест, связанных с библейской историей, испытывают психологический шок и начинают отождествлять себя с религиозными деятелями. Ежегодно этим синдромом страдают около 200 человек, и психиатры видят причины в столкновении собственных идей и ожиданий паломников с реальностью. Возможно, во время поездки вы встретите на улице человека, который называет себя Мессией?

Три отдельные кухни в доме

Некоторые очень религиозные (и богатые) еврейские семьи, соблюдающие строгие религиозные законы, могут даже иметь в своих домах три кухни, чтобы поддерживать кошерный режим. Одна кухня для приготовления молочных продуктов, другая для мяса, а третья чистая, закрытая и используется только во время Пасхи. Не говоря уже об отдельных кастрюлях и сковородках для каждой кухни!

Мировой рекорд по наибольшему количеству пассажиров на борту самолета

Больше всего стартапов на душу населения

Мифологией называют фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. В иудаизме нет понятия мифологии и нет мифов, так как Тора была дана с Небес и в ней не может быть ничего фантастического, она вся — истина.

Оглавление

Еврейские мифы? [↑]

Змей-искуситель настолько же необычен, как и все окружение Адама в Ган-Эдене. Ибн-Эзра, Рабейну Бехайе и Мальбим считают, что Змей был животным, но при этом обладал разумом и умел говорить. Ничего удивительного в этом они не видят: Б-г может наделить разумом и даром речи как человека, так и змея, а может и лишить.

Тахаш, у которого была разноцветная шкура, — это, скорее всего, какая-то разновидность крупной скотины. Ибн-Эзра считал, что он был похож на быка. А мудрецы в трактате Шабат говорят, что у него был один рог во лбу и это животное было уникальным созданием, в других местах и в другое время не встречавшимся.

В Писаниях упоминаются такие загадочные животные, как Рээм (о нем вскользь упоминает и Тора) и Ливьятан, однако обо всей их необычности нам известно не из Танаха, а из высказываний мудрецов, которые говорили о каких-то более глубоких вещах, относящихся к духовной, а не материальной области.

Из текста Танаха следует, что Ливьятан — это морское существо гигантских размеров, а в Устной Торе сказано, что он является кошерной рыбой, т. е. обладает плавниками и чешуёй (Сифра гл. Шмини 3). Описывают особенные глаза Ливьятана, испускающие ярчайший свет.

Ливьятан обитает в самых глубинных водах, а его длинное тело, напоминающее змею, извивается кольцеобразно, чтобы уместиться на местности. Современной науке это существо явно неизвестно, однако Рамбан (на Берешит 1:21) приводит, что древние греки имели о нем представление.

Самым интересным, пожалуй, является Шамир — червь, с помощью которого можно было обработать камень без применения железа, он был необходим для строительства Храма. Поэтому шамир не мог быть легендой — по Закону без него нельзя было обойтись. Где он теперь, неизвестно.

Миф и предание [↑]

Что в иудаизме есть — так это предание. Например, известное предание о том, что Маараль из Праги создал голема. Это предание бытует как среди евреев, так и среди неевреев. Как известно, в Праге стоит статуя голема, что показывает, насколько сильна вера в создание голема у местного населения. В начале прошлого века была издана книга Нифлаот Маараль, в которой подробно рассказывается о создании Мааралем голема. Однако многие сомневаются в истинности этого предания, а также в подлинности этой книги.

Голем — это человек, созданный в соответствии с указаниями книги Йецира — древнейшей каббалистической книги. В ней описывается, как при помощи различных сочетаний букв имени Б-га создавать всевозможные материальные вещи. В Талмуде (трактат Санедрин 65 б) сообщается, что Рава, используя указания этой книги, создал человека, так называемого голема. Там сообщается также, что рабби Ханина и рабби Ошая накануне каждой субботы изучали эту книгу и создавали по её инструкциям молодого телёнка, которого и ели на субботнюю трапезу.

Рав Хаим из Воложина в предисловии к комментарию Виленского Гаона на Сифра дэ-Цниута сообщает, что Виленский Гаон досконально знал эту книгу и даже как-то начал создавать голема, но с Небес ему не дали закончить, поскольку он в то время был очень молод.

Мифы других народов [↑]

Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития у большинства народов мира. Своя мифология была и у древних греков, и у древних римлян, и у африканцев, и у австралийцев.

Историк д-р А. Смит, специалист по изучению потопа, собрал библиотеку о потопе — 80 000 книг на 72 языках, и в 70 тысячах из них говорится об остатках ковчега Ноаха. Все письменные свидетельства датируют потоп примерно одним временем (около 4000 лет назад), а археологические раскопки показали резкое сокращение населения на Ближнем Востоке как раз в это время.

Чем теснее была взаимосвязь между тем или иным народом и евреями, тем более точно отражены в его мифах исторические события. Например, вавилонский миф отражает гораздо более точную картину событий, чем традиции других народов, не имевших возможности ознакомиться с детальным свидетельством Торы о событиях потопа. Ведь вавилонские правители очень уважали и ценили мудрость Торы. Многие цари делали еврейских мудрецов своими личными советниками (см. книгу Даниэля и др.)

Кроме того, даже после завершения семидесятилетнего изгнания только небольшая часть народа вернулась в Иудею, а большинство все еще оставалось в Вавилоне, и еврейские общины существовали там на протяжении более тысячи лет.

Отношение иудаизма к мифам других народов определяется сознанием того, что Тора — истинна, и что вся истина — в Торе. Зная, что мир был сотворен Вс-вышним, мы не можем серьезно относиться к тем космогоническим мифам, которые рассказывают, что один из демиургов в облике птицы (или утки) ныряет под воду, чтобы достать немного земли со дна, а позднее из этой земли создаётся суша (таковы были славянские верования). Или к индейским мифам о том, что черепаха создала Землю и держит её на себе. Или к древнегреческой мифологии, где прародительницей мира считается богиня Гея.

Во всех этих мифах мы слышим отголоски истины, преломившейся неузнаваемым образом: идея о том, что мир был сотворен (а не возник сам), о том, что мужчина был сотворен раньше женщины, что люди были сотворены позже, чем растения и животные.

У греков была распространена легенда ο великанах, воздвигших Оссу на Пелион, a Пелион на Олимп, с тем чтобы добраться до небес; за это Зевс поразил их молнией, и работа их была уничтожена. Так выглядит в древнегреческой мифологии история строительства и разрушения Вавилонской башни.

Что же касается героических мифов, которые были и у древних греков, и у армян, и у исландцев — их боги и полубоги крали друг у друга, обманывали, развратничали — вели себя так, как вели себя люди, выдумавшие их: коварно, страстно, беспринципно, не особенно задумываясь о последствиях. Отношение иудаизма к таким мифам понятно, так же как и к мифам, обожествляющим животных, небесные светила, огонь и т.п.

О происхождении мифов [↑]



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Библейские сказания"

Вопросы занятия

· Ветхий Завет – первая часть Библии

· Миф о первых людях

· Миф о всемирном потопе

Об одной из самых важных в истории книг – Библии – (а точнее ее первой части) мы сегодня и поговорим.

Древнееврейские племена.

Во II тысячелетии до нашей эры между Египтом, Двуречьем, Финикией и побережьем Средиземного моря жили разные племена скотоводов. В то числе и древние евреи.


Сначала они были кочевниками и перегоняли свои стада от пастбища к пастбищу. Ведь в землях, где жили древнееврейские племена были только степи и холмы. Заниматься земледелием здесь было очень трудно. Поэтому и постоянных поселений у них не было.

Пастухи привыкли к простой и полной тягот жизни. Вместе с семьями они жили в войлочных шатрах. Их легко было перевозить с места на место. Главным богатством племени являлись стада. Козы и овцы давали молоко, мясо, шерсть.

Руководили еврейскими племенами вожди-старейшины. Но самой главной их задачей было сохранение преданий о прошлом своего народа. Сначала эти предания передавались устно из поколения в поколение. А после вошли в Библию.

Ветхий Завет – первая часть Библии.

Первая и самая старая часть Библии носит название Ветхий Завет. В нем записаны древние еврейские мифы и предания. Ветхий Завет – священная книга как у евреев, так и у народов, принявших христианство. В Ветхом Завете содержатся не только рассказы о далеком прошлом. Но и размышления и поучения мудрецов. Записи древних законов и обычаев.


Евреи, как и иные древние народы, когда-то поклонялись множеству богов. Но со временем они пришли к единобожию и стали почитать только бога Я́хве. Древние евреи верили, что Яхве сотворил весь мир и первых людей. С этих рассказов и начинается Ветхий Завет.

Миф о первых людях.

И сотворил Бог райский сад, и поселил в нем первого человека, которому дал имя Адам. В раю было прекрасно: там жили животные и птицы, росли цветы и фруктовые деревья. Но Адаму было очень одиноко. Тогда однажды, пока Адам спал, Бог вынул его ребро и сделал из него женщину. Ее он назвал Ева. Она стала женой Адама. Адам и Ева счастливо жили в раю, не зная, что хорошо и что плохо.

Также библейские сказания повествуют о далеких предках еврейских племен. В Ветхом Завете история еврейского народа излагается как предание о единой большой семье.

Прародителями евреев считаются Авраа́м, его сын Исаа́к и внук Иа́ков. Интересно, что второе имя Иакова – Израиль – дало название всему еврейскому народу – израильтянам. А также современному еврейскому государству на Ближнем Востоке.

Иосиф.

У Иакова было несколько сыновей. Но любимым был младший Ио́сиф. Из-за этого братья сильно завидовали Иосифу и решили погубить его. Дождавшись удобного момента, они схватили юношу. А потом продали купцу, следовавшему в Египет. Отцу братья сказали, что Иосифа убили хищники.

В Египте Иосиф стал рабом богача. Но удача была на стороне юноши. Через какое-то время он оказался при дворе самого фараона. Здесь Иосиф отличился тем, что сумел объяснить загадочные сны правителя. Он предсказал наступление великих неурожаев и страшного голода и дал фараону важный совет – запасти как можно больше зерна. Правитель послушал Иосифа.


И действительно, через несколько лет наступило время бедствий, но Египет был к ним готов. За мудрую предусмотрительность, спасшую всю страну, фараон сделал Иосифа своим наместником. Тем временем в соседних землях свирепствовал голод.

Не обошел стороной он и родину Иосифа. Желая помочь соплеменникам, наместник предложил им переселиться в Египет, обещая еду и защиту. Первыми за пищей пришли братья Иосифа. Но они не узнали брата, облаченного в египетские одежды. Иосиф же решил испытать своих братьев.

Он сказал, что желает купить самого младшего из них и сделать своим рабом. Но братья отказались. Все вместе они заступились за мальчика. Увидев это, Иосиф простил им прежние обиды. Затем он переселил в Египет весь свой род.

Израильтяне жили в мире с египтянами долгие годы. Но со временем один фараон обеспокоился тем, что потомков Иакова становится больше, чем египтян. Что израильтяне в случае чего могут помочь врагам Египта. И тогда решил погубить весь их род.


Моисей.

Вскоре фараон заставил израильтян день и ночь трудиться на строительстве. А потом и вовсе приказал им отдавать всех новорожденных мальчиков палачам. Но одна мать решила уберечь своего ребенка. Она положила мальчика в корзину и оставила на берегу Нила. В том месте, где обычно купалась дочь фараона. Как и рассчитывала мать, девушка нашла ребенка. Она усыновила мальчика и воспитала его как своего, дав имя Моисе́й.

Прошло много лет, Моисей повзрослел и узнал о своем происхождении, а также о тяготах, испытанных его народом. Разозленный, он убил египетского надсмотрщика, который наказывал израильтянина. После чего был вынужден покинуть Египет.

Моисей возвратился в Египет. Там он долго упрашивал фараона отпустить израильтян с миром. Но правитель решительно отказал.


Тогда израильтяне, ведомые Моисеем, решили сбежать. Вскоре они вышли к Красному морю. Но пересечь его не было никакой возможности. К тому же соплеменников Моисея настигало войско фараона, который хотел вновь их поработить. Надежда покинула израильтян. Многие из них уже были готовы принять смерть. Но тут, по воле Бога, воды моря расступились. По дну израильтяне перешли на другой берег. Когда же за ними ринулись египетские колесницы, воды вновь сомкнулись.

Они поглотили все египетское войско, как некогда Всемирный потоп нерадивых людей. Давайте немного отдохнем и послушаем это ветхозаветное предание.

Миф о всемирном потопе.

После изгнания из рая у Адама и Евы появились дети, внуки и правнуки. Но жизнь их была тяжела. Приходилось много трудиться, чтобы добыть пропитание. Люди перестали чтить бога и совершали дурные поступки. Дошло до того, что старший сын Адама и Евы Ка́ин убил своего брата А́веля.

Тогда Бог решил уничтожить все живое на Земле, устроив потоп. Пожалел он только доброго и благочестивого человека по имени Ной. По велению Бога Ной построил большой корабль – ковчег.

В назначенный день в ковчег зашли Ной со своей семьей и по паре всех живых существ. Ливень шел сорок дней и ночей. Вода полностью покрыла землю.

Погибли все, кроме тех, кто был в ковчеге. И только спустя много дней вода стала убывать, открыв вершину горы Арарат. Туда и пристал ковчег. Ной покинул корабль, и его потомки вновь заселили Землю.

Десять заповедей.

А теперь вернемся к Моисею. После чудесного спасения израильтяне оказались на другом берегу Красного моря, в Сина́йской пустыне. Через три месяца Моисей привел свое племя к горе Синай. Здесь израильтяне стали свидетелями явления бога Яхве.

Бог вручил Моисею каменные доски – скрижа́ли. На них были записаны десять заповедей – основа веры иудеев.

Евреи заключили с Яхве договор – заве́т. Они согласились выполнять все десять заповедей. За это Бог обещал привести их в благодатные земли, называемые Палестиной.

Но после этого евреи еще сорок лет ходили по пустыне. Почему так долго, спросите вы. Разве нельзя было сразу пойти в свой новый дом? Оказывается, Моисей хотел, чтобы за это время родилось новое поколение израильтян. Тех, кто никогда не знал рабства. В них он видел будущее своего народа.

А теперь давайте повторим все, что мы сегодня узнали.

· О древнееврейских племенах известно со II тысячелетия до н. э.

· Они жили в землях между Египтом, Двуречьем, Финикией и побережьем Средиземного моря.

· Первая часть Библии называется Ветхий Завет, в ней кроме мифов есть описание всей древней истории еврейского народа.

· Согласно библейским сказаниям, прародителями евреев считаются Авраам, его сын Исаак и внук Иаков.

· Еврейский народ долгое время жил в Египте, пока оттуда их не вывел Моисей.

Сказки, легенды, мифы, притчи, анекдоты, афоризмы, народные песни, пословицы и поговорки — фольклор со всего мира

raskazka.net

Поиск по сайту

Метки

Новое

Ирод, законоучители и Бава бен Бута

Еврейская легенда

“Из среды братий твоих поставь над собой царя”.
— Это кем установлено? — сказал Ирод. — Законоучителями? Казнить их всех!
Оставлен был в живых, по велению Ирода, один Бава бен Бута, чтобы пользоваться мудрыми советами его. Предварительно, однако, у него выкололи глаза и пиявками окружили в виде венца голову его.
Пришел Ирод, сел против него и сказал:
— Видел ты, что этот жестокий раб сделал?
— Что же я в силах сделать в отношении его? — спросил слепой Бава.
— Прокляни его!
— В Писании сказано: “Даже в помыслах не кляни царя”.
— Сказано: “Начальника в народе твоем не проклинай”, т.е. преданного народу. Этот же — враг народу. — И ты не бойся проклясть его: ведь кроме меня и тебя здесь нет никого.
— “Птица небесная может слово перенести; и крылатая — речь пересказать”.
— Знай же, это я, Ирод, говорю с тобою. И признаюсь: знай я, что иудейские ученые — люди столь строгой нравственности, я не казнил бы их. Ныне же чем могу я искупить преступление свое?
На это Бава ответил так:
— “Заповедь — светильник и закон — свет”. Погасивший свет мира (казнью мудрых), пусть зажжет свет мира (восстановлением храма).

Ирод и Асмонеи

Еврейская легенда

Ирод был слугою царствующего дома Асмонеев, и полюбилась ему юная царевна. Однажды услышал он вещий голос: “Рабу, который ныне изменит, будет удача”. Встал Ирод и убил всех членов Асмонеева рода, оставив в живых одну упомянутую царевну. Поняв намерение Ирода, царевна взошла на кровлю дома и громким голосом провозгласила:
— Кто придет и скажет, что он из рода Асмонеев, тот — раб лживый, ибо из рода этого оставлена была в живых единственная отроковица, и та бросилась с кровли на землю.
И с этими словами царевна бросилась с кровли и убилась насмерть.

Приключение с сушеными фигами

Еврейская легенда

Р. Тарфон владел многими садами, которые он посещал очень редко, так что его же садовники зачастую и в лицо не знали его.
Однажды был с ним такой случай: Зашел он в один из своих садов, чтобы отведать там в сушильне винных ягод. За этим делом застал его садовник и, не узнав в нем хозяина, закричал:
— A-а! Вот он, тот самый, кто постоянно виноград здесь ворует!
С этими словами избил р. Тарфона садовник своей дубинкой и, засунув его в мешок, потащил к реке топить.
Видя себя в такой опасности, начал р. Тарфон кричать из мешка:
— Заклинаю тебя, добрый человек, прежде чем утопить меня, ступай на дом к р. Тарфону и скажи, чтоб приготовили для него саван.
Услыша это и, догадавшись о роковой ошибке, упал садовник р. Тарфону в ноги, начал рвать на себе волосы и молить, заливаясь слезами:
— Прости меня, господин, прости меня!
— Успокойся, — сказал р. Тарфон. — Накажи меня Бог, если я не прощал тебе каждый удар по мере того, как ты наносил их мне.

Лев и журавль

Еврейская притча

Во времена р. Иошуи бен Ханании императором Адрианом разрешено было евреям вновь построить храм в Иерусалиме. Двое граждан Папус и Лулианус открыли по всему пути от Аку до Антиохии кассы для снабжения всех возвращающихся в Иерусалим евреев деньгами и
всем необходимым.
Когда об этом узнали хутеи, они оклеветали евреев перед Адрианом, донося о будто бы готовящемся против него восстании.
— Как же быть? — задумался Адриан. — Ведь разрешение уже вступило в силу.
— Прикажи им, — посоветовали хутеи, — возобновить храм не на прежнем месте, или же вели изменить его размеры, увеличив или уменьшив их хотя бы на пять локтей против прежнего. Тогда они от постройки храма сами откажутся.
Между тем весь народ собрался в долине Бет-Римон, и известие о новом указе Адриана вызвало общий плач и отчаяние. Тут и там начали раздаваться голоса против подчинения указу. Необходимо было немедленно успокоить народ. Кому же поручить это? Выбор пал на р. Иошую бен Хананию, как на самого популярного из ученых.
Встает р. Иошуа и, обращаясь к народу, говорит:
— Однажды лев, пожирая свою добычу, подавился костью. И начал лев звать на помощь: “Кто вытащит у меня кость из горла, того я вознагражу по-царски!” Прилетел журавль, засунул свой длинный клюв в глотку льву и, вытащив кость, стал требовать награды. “Уходи поскорее, — ответил лев, — достаточно для тебя награды, что ты можешь похваляться, говоря: ”Я был в пасти у льва — и ушел, как видите, цел и невредим!” — Так и мы, братья: будем довольны тем, что, подпав под власть Рима, мы хотя жизнь свою сохранили до сих пор.

Рождение и детство Авраама

Еврейская легенда

В тот час, когда родился Авраам, на восточном склоне небес появилась звезда, поглотившая свет четырех звезд на четырех сторонах небосвода. Видя это, звездочеты сказали Нимроду:
— Сейчас у Фераха родился сын, будущий родоначальник племени, которому предопределено унаследовать и земной мир, и загробный. Прикажи весь дом Фераха засыпать серебром и золотом, только бы он дал умертвить новорожденного.
Послал Нимрод сказать, по совету звездочетов, Фераху: дай умертвить родившегося у тебя младенца, и царь наполнит твой дом серебром и золотом.
На это Ферах ответил притчей:
— Одному коню сказали: “Дай отрежем тебе голову, а в награду за это дадим тебе полный амбар овса”.
— Глупцы, — отвечал конь, — если отрежете мне голову, кто же есть будет овес?
— Отвечу и я: “Если вы умертвите моего сына, кто же унаследует серебро и золото?”
— Впрочем, — прибавил Ферах, — у меня действительно родился сын, но он умер.
Пришлось Фераху прятать сына от Нимрода, и он укрыл его в пещере, где Авраам оставался три года. Для питания его Бог сделал в стенах пещеры два отверстия, из которых текли мед и елей.
Трех лет от рождения вышел Авраам из пещеры и, увидя мир Божий, стал размышлять о том, кем созданы земля и небо, и он сам.
Очарованный величественным видом солнца, его светом и теплом, он весь день возносил молитвенную хвалу солнцу. Когда солнце зашло, а на небе появилась луна, окруженная мириадами звезд, Авраам подумал: “Вот это светило, очевидно, и есть божество, а маленькие светильники, его окружающие, это его вельможи, воины и слуги. Всю ночь он пел гимны луне. Но вот наступило утро; луна зашла на западе, а на востоке снова появилось солнце.
— Нет, — сказал Авраам, — есть Некто, который и над солнцем властен, и над луною. К Нему стану я возносить моления мои.

Гляди на солнце

Еврейская легенда

Однажды император Адриан говорит р. Иошуе:
— Действительно ли Бог царит над миром?
— Бесспорно.
— И Им же небо и земля сотворены?
— Конечно.
— Отчего же Богу хотя бы раза два в год не являться людям, чтобы все Его видели и проникались страхом перед ним?
— Оттого, что глаза человеческие не в силах выдержать ослепительного блеска Его.
— Нет, не поверю, пока ты мне не покажешь Его.
Когда наступил полдень, вывел р. Иошуа Адриана на солнце и говорит:
— Вглядись хорошенько — и увидишь Его.
— Но кто же может глядеть прямо на солнце?
— Вникни же в то, что ты сам говоришь. Если на солнце, которое является одним из тьмы тем служителей Господних, глядеть невозможно, то мыслимо ли видеть Самого Господа, осияющего светом Своим всю вселенную? И только в те моменты, когда людьми низвергается какое-нибудь лжебожество, очи их озаряются отблеском славы Господней

Каин и Авель

Еврейская легенда

И сказал Каин Авелю, брату своему:
— Поделим мир между собою.
— Поделим, — согласился Авель.
Взял Каин землю, а Авель стада. И условились не затрагивать один владения другого.
Погнал Авель свои стада в поле, а Каин кричит ему: “Земля, по которой ты ходишь, моя!” — “А одежда, которая на тебе, не из шерсти ли моих овец сделана?” — отвечает Авель.
— Прочь с моей земли!
— Долой одежду из моей шерсти!
Погнался Каин за Авелем по холмам и долинам, пока не настиг его. Завязалась борьба. Не выдержал Каин, упал и, прижатый к земле, стал молить о пощаде: “Авель, брат мой! Нас двое на земле. Умертвив меня, что ты ответишь отцу нашему?” Сжалился Авель над Каином, освободил его. Встал Каин и убил Авеля.
Медленно, долго убивал его Каин: схватив камень, но не зная, как нанести смертельный удар, он наносил ему побои по всему телу, пока не перешиб ему горло, — и Авель умер.
Убив брата, Каин подумал:
— Спрячусь от отца и матери; ведь от меня они и станут взыскивать за убитого брата, потому что кроме меня и его нет никого на свете.
В это время предстал Каину Господь, говоря:
— От родителей своих ты можешь бежать, но от Меня скрыться ли тебе? Отвечай: где Авель, брат твой?
— Не знаю, — отвечал Каин, — почему Ты спрашиваешь меня? Скажи Ты мне, где он?
— Злодей! — сказал Господь. — Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли.
Подобно вору, который стал бы возлагать вину свою на стражу, не устерегшую его, Каин говорил:
— Да, я убил брата моего, но не Тобою ли внушено мне это злое дело? Ведь Ты — страж всего сущего на земле. Кроме того, если бы Ты не отверг моей жертвы, я не стал бы завидовать и мстить ему.
И еще говорил Каин:
— Владыка вселенной! Я никогда не видал убитого и не знал, что, нанося Авелю удары камнем, я этим убью его. И откуда Ты узнал об убийстве? Отец и мать находятся на земле и не знают; как же об этом узнал Ты, находясь на небе?
— Глупец! Всю тяжесть мира я в долготерпении ношу на Себе, — сказал Господь, — и от Меня ничего сокровенного нет.
— Так Тебе ли, Господи, — взмолился Каин, — трудно снести единый грех мой? “Наказание же мое больше, нежели снести можно”.
— Раскаяние спасает тебя, — сказал Господь.
“И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод”.
Каин шел, и земля дрожала под его ногами, и лютые звери метались кругом, и звучал их рев и вой: “Вот он, вот он, братоубийца, изгнанник и скиталец на земле. Растерзаем его, сожрем его! ”
Ручьями полились слезы из глаз Каина; и взмолился он: “Куда уйду от духа Твоего?

Куда от лика Твоего я скроюсь?
На небо вознесусь ли я, — Ты там;
Сойду ли в преисподнюю, — Ты там же.
Возьму ли крылья утренней зари,
Переселюсь на край ли океана, —
И там меня рука Господня поведет,
И там десница Божья остановит!”

Змей был хитрее всех зверей полевых

Еврейская легенда

И Господь образовал Еву из ребра Адама

Еврейская легенда

Чудо с кровельными балками

Еврейская легенда

Читайте также: