Культурология 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Разнообразие точек зрения на культуру, отражающее многоаспектность и сложность этого понятия, вобравшего, по существу, все материальное и духовное богатство мира, созданного человеком, конечно, не снимало и не снимает задачи создания некой единой и самоценной теории культуры, самостоятельной науки — культуроведения или культурологии, не менее разработанной и престижной чем, скажем, философия, история, политэкономия или лингвистика. Такая задача впервые была поставлена известным американским ученым-культурантропологом Лесли Алвином Уайтом (1900—1975), который в 40-е годы попытался не только обосновать необходимость уже формировавшейся отрасли знания, но и заложил ее некоторые общетеоретические основы.

Л.А. Уайт пришел в науку после службы в американском военно-морском флоте, изучал психологию и социологию в Луизианском, лумбийском и Чикагском университетах, заинтересовавшись культрологической проблематикой во время полевых исследований жизни индейцев на юго-западе США. Позднее он в течение четырех десятилетий (1930-1970) непрерывно был профессором Мичиганского университета, где приобрел большую популярность как блестящий педагог и лектор. Там же были созданы и его известные теоретические труды.

Культурология Программа курса

. культурологии. Философия культуры, история культуры, социология культуры и теория культуры как структура современного культурологического знания. Интегративность культурологии. Системные образования культуры как предмет культурологии. Источники культурологии: документы, архивы, музеи, памятники культуры, . и контркультура религии. Религиозные корни науки, искусства, философии, морали, политического .

Итак, какие же существуют культурологические школы? С некоторой долей схематизма (ибо границы между ними часто размыты, так как одна школа нередко использует взгляды и достижения других) можно выделить четыре направления в культуроведении, хотя при известной детализации их можно выделить и больше: а) общественно-историческое, б) натуралистическое, в) социологическое, г) структурно-символическое. Предлагаемые обозначения достаточно условны и далеко не всегда отражают богатство содержания той или иной школы.

Общественно-историческая школа

Философия истории О. Шпенглера

. обладают несомненным приоритетом перед наукой. "Система категорий" Шпенглера служит ему методологической основой для построения философии истории, что было целью всего его философствования. О.Шпенглер претендовал . исторические особенности тех или иных "культур", оказывается уходящим от точного анализа в понятиях. Шпенглер в своей основной работе "Закат Европы" останавливается на рассмотрении трех .

А.Дж. Тойнби происходил из английской семьи среднего достатка; следуя примеру своей матери — преподавателя истории, закончил Оксфордский университет и британскую Археологическую школу в Афинах (Греция).

Вначале он увлекался античностью и трудами Шпенглера, которого как историк культуры впоследствии превзошел. С 1919 по 1955 г. Тойнби был профессором греческой, византийской, а позднее и всемирной истории в Лондонском университете. В годы первой и второй мировых войн он одновременно сотрудничал с МИДом, был членом британских правительственных делегаций на Парижских мирных конференциях в 1919 и 1946 гг., а также руководил Королевским институтом международных отношений. Значительную часть жизни ученый посвятил написанию своего знаменитого труда — Энциклопедической панорамы развития мировой культуры.

Культурологические концепции конца XIX — начала XX веков .

. концепции культуры. Цель работы - исследование культурологических концепций конца 19 - начала 20 века (О. Шпенглер, А. Тойнби, З. . и, прежде всего, типом религии. Глава 3. Концепция культуры Освальда Шпенглера (1880-1936) Выход в свет главной книги немецкого философа . до Шпенглера, и до него говорили о закате Европы, критиковали европейскую цивилизацию, писали о так называемых циклах истории ( .

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в . весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить . неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так .

Натуралистическая школа

Психологическая культура человека

. переживаний и отношений с другими людьми. Главные элементы психологической культуры человека: познание себя и другого человека. Андре Моруа писал «Люди так любят слушать, когда о . мы можем более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека. Индивидуальность человека представляет собой сложную структуру, которая есть целостное образование с определённой .

Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)

. психике человека Фрейд сначала выделял две . и они. Если считать, что животные не наделены таким разумом, . ционировал к сложному психоанализу общества, культуры. Итогом его научных .

Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое .

Равнение психики животного с человеческой позволяет выделить .

. как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных. Структура психики Психика . присущего ему потенциала. Гармонично развивающаяся индивидуальность, врастая в культуру, рождает целостного, творчески направленного человека, способного взаимодействовать в сложной социальной и культурной .

Для теории культуры большое значение имели и другие новаторские идеи Юнга, например, предложенная им типология характеров, разделяющая людей на экстравертов (т.е. обращенных вовне) и интровертов (т.е. обращенных к своему внутреннему миру).

Если понимать культуру как триединую способность живого существа мыслить, переживать и ощущать красоту, то простые наблюдения, по крайней мере, над высшими животными, показывают (и это отражается в фольклоре и сказках), что они достаточно сообразительны и сентиментальны, хотя и не вполне ясно, доступно ли им эстетическое чувство, присущее внутреннему миру человека.

Примеры похожих учебных работ

Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека

. – тогда психоаналитическая терапия закончена. 2. З. Фрейд: Человек враг культуры и общества. (я хотел бы изменить . аналитик помогает пациенту высказать эмоционально означенную историю его жизни, вскрывая неосознаваемые мотивы, страхи, и воспоминания, .

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. и психические силы. Из Тонкого Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого Мира приносит с собою . и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного и .

. когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и . эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями .

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

. поколения в поколение, помогает людям реализовывать свою идентификацию с принятой в социуме культурой. Любое празднование в своей . в виде обновления и подтверждения ценностей коллективной жизни; индивид может по-разному относится к ним, что .

З. Фрейд. Начало психоаналитического подхода в культурологии

. жизни людей. Культура, . Фрейдом система общепсихологических принципов (соотношение сознательного и бессознательного, приоритет сексуального влечения, Эдипов комплекс как теория становления личности в культуре, культурные явления как сублимация либидо) .

Сем 2 д А. Тойнби Иконникова

Читайте также: