Мифология древних цивилизаций кратко

Обновлено: 04.07.2024

Cамой древней из принятых сегодняшней классификации форм общественного сознания (философия, наука, искусство, право и т.д.) является миф, мифологическая форма общественного сознания. Особенности этой формы общественного сознания заключаются в том, что миф на ранних этапах развития человеческого общества является особым видом мировоззрения, в котором переплетены зачатки научных знаний, нормы, регулирующие те или иные отношения, господствовавшие в родовой общине, религиозные представления, художественно-эстетические чувства, нравственные оценки и т.д. Мифология, по мнению многих исследователей (Дж. Фрезер, Б. Малиновский, Л. Леви-Брюль и др.), рассматривается как система, своеобразным образом регламентирующая поддержание устойчивого социального порядка, как средство утверждения природного и социального единства, психологической монолитности первобытного коллектива.

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека.

Первопредки Нюй-ва и Фу-си (сестра – брат и жена – муж) совершают целый ряд культурных деяний, таких, как изобретение охоты и рыболовства, создание музыкального инструмента и т. д.

Архаический комплекс первопредка – культурного героя обнаруживается и у некоторых важнейших шумеро-аккадских богов – у Энлиля и Энки, которые не только участвуют в теогоническом процессе, в порождении богов, персонифицирующих природные объекты (и сами их персонифицируют: первый ветер и воздух, а второй – пресную воду и земную твердь), но прежде всего совершают культурные деяния. Энлиль произвел деревья и злаки, кирку-мотыгу, Энки наполнил пресной водой русла Тигра и Евфрата, а в воду напустил рыбы, наполнил леса дичью, а долину – злаками. Энлиль вспахал поле и вырастил хлеб, создал скотоводство и добыл молочные продукты, изготовил строительные материалы и начал строить дома, наконец, распределил управление реками и ветрами и т. д. между отдельными богами-хозяевами. Энки рисуется первоначальным хранителем тайн культуры, так называемых мэ, впоследствии отнятых у него Инанной с помощью хитрости. В ряде текстов Энки – творец людей и их первый учитель. Он часто действует совместно с богинями (Нинмах, Нинхурсаг), имеющими характер матерей-прародительниц: например, совместно с Нинмах делает из глины людей, и его попытка обойтись без нее терпит фиаско.




В Египте, где в космогоническом процессе столь исключительную роль играют боги-творцы, имеющие солярную (Ра-Атум, Птах, Хнум) или, как исключение, лунарную (у Тота) характеристику, они сохраняют черты культурных героев лишь в сугубо реликтовых формах: Хнум делает людей, как ремесленник-демиург – на гончарном круге, Тот изобретает письменность; следы первоначального представления о родоначальнике (первоцаре) и культурном герое имеются, по мнению Э. О. Джеймса, и в образе Осириса этого типичного умирающего и воскресающего бога. Вражда Осириса и Сета, имеющая в основном календарный смысл, генетически, вероятно, восходит и к архетипу враждующих братьев, персонифицирующих две фратрии, а затем – Нижний и Верхний Египет.

В древнеиранской мифологии реликтовый комплекс первопредков культурных героев просматривается в образах первых царей (Иима-Джемшид, совершающих культурные деяния и выступающих героическими борцами против драконов (Ажи-Дахак, Срувар и др.). В индийской мифологии, где так же, как в Египте, бог-творец вытеснил архаические образы первопредка, космогонический аспект отчасти сохраняется в героической деятельности Индры.

В греческой мифологии сохранился классический образец культурного героя, но, что очень характерно, в изоляции от олимпийского пантеона и основной мифологической системы.

Прометей делает людей из глины (в послегесиодовской версии), похищает для них огонь, в их интересах обманывает богов (жертвоприношение в Мэконе). За похищение огня он прикован к горам Кавказа и подвержен мучительной казни: орел клюет его печень. Брат-близнец Прометея – типичный отрицательный вариант культурного героя, он противостоит Прометею, примерно как Тагаро-глупый или То Карвуву противостоит Тагаро-умному или То Кабинана в меланезийских мифах. Эпиметей оставляет людей без средств защиты (шкуры, когти и т. п.), берет в жены Пандору с ее ящиком, содержащим зло и болезни. В некоторых вариантах мифа первые люди – это Девкалион, сын Прометея, и Пирра, дочь Эпиметея.

Прометей представлен потомком титанов и врагом олимпийских богов. Парадокс заключается в том, что космос создается в основных греческих мифах путем борьбы богов и титанов, младшего поколения богов против старшего, что титаны отчасти переосмыслены как силы хаоса.

Таким образом, первопредок-демиург – культурный герой не просто один из возможных персонажей мифа, но мифологический персонаж преимущественно, особенно в архаических мифологиях, типологически строго соответствующий представлению о мифическом времени первотворения и моделирующий коллектив носитель мифологических традиций – в целом. Демонический или комический двойник культурного героя – мифологический плут – также специфически соотнесен с мифическим временем, поскольку это время до окончательного установления строгих табу разного рода. Даже там, где выступает небесный хозяин в качестве главного духа, он либо сливается с первопредком-демиургом – культурным героем, либо остается весьма бледной и пассивной фигурой, своего рода deus otiosus (отдыхающий бог), почти не играющей никакой роли в повествовательных сюжетах. В развитых мифологиях со множеством богов, моделирующих природные феномены, реликтовые фигуры культурных героев или боги с отчетливо выраженными соответствующими функциями занимают наиболее активное место в мифологическом повествовании.

Cамой древней из принятых сегодняшней классификации форм общественного сознания (философия, наука, искусство, право и т.д.) является миф, мифологическая форма общественного сознания. Особенности этой формы общественного сознания заключаются в том, что миф на ранних этапах развития человеческого общества является особым видом мировоззрения, в котором переплетены зачатки научных знаний, нормы, регулирующие те или иные отношения, господствовавшие в родовой общине, религиозные представления, художественно-эстетические чувства, нравственные оценки и т.д. Мифология, по мнению многих исследователей (Дж. Фрезер, Б. Малиновский, Л. Леви-Брюль и др.), рассматривается как система, своеобразным образом регламентирующая поддержание устойчивого социального порядка, как средство утверждения природного и социального единства, психологической монолитности первобытного коллектива.

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека.

Первопредки Нюй-ва и Фу-си (сестра – брат и жена – муж) совершают целый ряд культурных деяний, таких, как изобретение охоты и рыболовства, создание музыкального инструмента и т. д.

Архаический комплекс первопредка – культурного героя обнаруживается и у некоторых важнейших шумеро-аккадских богов – у Энлиля и Энки, которые не только участвуют в теогоническом процессе, в порождении богов, персонифицирующих природные объекты (и сами их персонифицируют: первый ветер и воздух, а второй – пресную воду и земную твердь), но прежде всего совершают культурные деяния. Энлиль произвел деревья и злаки, кирку-мотыгу, Энки наполнил пресной водой русла Тигра и Евфрата, а в воду напустил рыбы, наполнил леса дичью, а долину – злаками. Энлиль вспахал поле и вырастил хлеб, создал скотоводство и добыл молочные продукты, изготовил строительные материалы и начал строить дома, наконец, распределил управление реками и ветрами и т. д. между отдельными богами-хозяевами. Энки рисуется первоначальным хранителем тайн культуры, так называемых мэ, впоследствии отнятых у него Инанной с помощью хитрости. В ряде текстов Энки – творец людей и их первый учитель. Он часто действует совместно с богинями (Нинмах, Нинхурсаг), имеющими характер матерей-прародительниц: например, совместно с Нинмах делает из глины людей, и его попытка обойтись без нее терпит фиаско.

В Египте, где в космогоническом процессе столь исключительную роль играют боги-творцы, имеющие солярную (Ра-Атум, Птах, Хнум) или, как исключение, лунарную (у Тота) характеристику, они сохраняют черты культурных героев лишь в сугубо реликтовых формах: Хнум делает людей, как ремесленник-демиург – на гончарном круге, Тот изобретает письменность; следы первоначального представления о родоначальнике (первоцаре) и культурном герое имеются, по мнению Э. О. Джеймса, и в образе Осириса этого типичного умирающего и воскресающего бога. Вражда Осириса и Сета, имеющая в основном календарный смысл, генетически, вероятно, восходит и к архетипу враждующих братьев, персонифицирующих две фратрии, а затем – Нижний и Верхний Египет.

В древнеиранской мифологии реликтовый комплекс первопредков культурных героев просматривается в образах первых царей (Иима-Джемшид, совершающих культурные деяния и выступающих героическими борцами против драконов (Ажи-Дахак, Срувар и др.). В индийской мифологии, где так же, как в Египте, бог-творец вытеснил архаические образы первопредка, космогонический аспект отчасти сохраняется в героической деятельности Индры.

В греческой мифологии сохранился классический образец культурного героя, но, что очень характерно, в изоляции от олимпийского пантеона и основной мифологической системы.

Прометей делает людей из глины (в послегесиодовской версии), похищает для них огонь, в их интересах обманывает богов (жертвоприношение в Мэконе). За похищение огня он прикован к горам Кавказа и подвержен мучительной казни: орел клюет его печень. Брат-близнец Прометея – типичный отрицательный вариант культурного героя, он противостоит Прометею, примерно как Тагаро-глупый или То Карвуву противостоит Тагаро-умному или То Кабинана в меланезийских мифах. Эпиметей оставляет людей без средств защиты (шкуры, когти и т. п.), берет в жены Пандору с ее ящиком, содержащим зло и болезни. В некоторых вариантах мифа первые люди – это Девкалион, сын Прометея, и Пирра, дочь Эпиметея.

Прометей представлен потомком титанов и врагом олимпийских богов. Парадокс заключается в том, что космос создается в основных греческих мифах путем борьбы богов и титанов, младшего поколения богов против старшего, что титаны отчасти переосмыслены как силы хаоса.

Таким образом, первопредок-демиург – культурный герой не просто один из возможных персонажей мифа, но мифологический персонаж преимущественно, особенно в архаических мифологиях, типологически строго соответствующий представлению о мифическом времени первотворения и моделирующий коллектив носитель мифологических традиций – в целом. Демонический или комический двойник культурного героя – мифологический плут – также специфически соотнесен с мифическим временем, поскольку это время до окончательного установления строгих табу разного рода. Даже там, где выступает небесный хозяин в качестве главного духа, он либо сливается с первопредком-демиургом – культурным героем, либо остается весьма бледной и пассивной фигурой, своего рода deus otiosus (отдыхающий бог), почти не играющей никакой роли в повествовательных сюжетах. В развитых мифологиях со множеством богов, моделирующих природные феномены, реликтовые фигуры культурных героев или боги с отчетливо выраженными соответствующими функциями занимают наиболее активное место в мифологическом повествовании.

Я уже рассказывала о 10 удивительных народах на грани исчезновения, теперь пришло время сделать обзор мифических исчезнувших цивилизаций: Шамбала, Атлантида, Гиперборея, Беловодье, Лемурия, Эльдорадо, Осирис. Если вы не любите сказки, то можно не читать дальше. Я не любитель эзотерических тайн, уфологии и мистики, но иногда любопытно почитать, тем более, когда сталкиваешься в реальных путешествиях с какими-то явлениями, или легендами, или словами местных жителей, которые просто привлекают твое внимание. Так, в Ливане у меня было абсолютное потрясение от храмового комплекса в Баальбеке. Или когда мой постоянный гид в Мустанге (не замеченный за долгие годы в мистике и дешевых приемах) во время долгого перехода к закрытому монастырю религии бон, махнув рукой в сторону горной гряды, спокойно говорит: "Шамбала, кстати, как раз в том направлении". Просто так, обыденно, типа, если что, можно было бы пройтись. Так что я не удержалась, и сделала обзор. Иллюстрации больше для оживления текста, это в основном рисунки фэнтези, уж извините, зато они сказочные и красивые.

Начнем с самого мифического места. Согласно различным тайным источникам первая цивилизация возникла 78000 лет назад на гигантском континенте, известном как Лемурия или Му, и существовала она в течение удивительных 52000 лет. Цивилизация была разрушена землетрясениями, вызванными смещением земного полюса, которое произошло приблизительно 26000 лет назад, или в 24000 г. до н.э.

Лемурия - это гипотеза о континенте, который располагался в Индийском океане, а потом затонул, была выдвинута в 1864 году зоологом Филиппом Склейтером как объяснение ареала обитания лемуров в Африке, Мадагаскаре, Индии и островах Индийского океана. Гипотезу подхватила мадам Блаватская, эзотерик и авантюристка, стала ее активно распространять. Но гипотеза очень быстро превратилась в миф, когда приняли теорию дрейфа материков Альфреда Вегенера, согласно которой вся суша в древнем прошлом Земли была объединена в один сверхматерик. Согласно же современным представлениям, единый континент, объединяющий Австралию, Африку, Антарктиду, Южную Америку, полуостров Индостан и остров Мадагаскар, действительно существовал в конце палеозоя. Начиная с мезозоя огромный континент стал распадаться на отдельные части суши, которые мы теперь называем материками и островами. Так что от гипотезы осталось только милое название континента.

Осирийская цивилизация

Здесь уже фактов существования немного больше, потому что есть реальные храмы и сооружения, вот только нет доказательства, что именно эта цивилизация создала эти невероятные сооружения.

Гипотеза: Древняя цивилизация, процветавшая там, была прародительницей династического Египта, и известна как Цивилизация Осириса. Когда Атлантида была уничтожена, воды Атлантики медленно затопили Средиземноморский бассейн, уничтожив большие города осирианцев и вынудив их к переселению. Эта теория объясняет странные мегалитические останки, найденные на дне Средиземного моря. Археологический факт, что на дне этого моря находятся более двухсот затонувших городов. Таинственные пути на Мальте, которые найдены под водой, возможно являются частью древней транспортной магистрали Осирийской цивилизации. Вероятно лучший пример высокой технологии, которую приписывают осирианцам — храмы в Баальбеке (Ливан).

Факты: главную ценность Баальбека составляют отнюдь не его храмы, а монолитное основание комплекса или так называемая терраса со стороны храма Юпитера. Именно в этой части ансамбля находится легендарный Трилитон Баальбека – три мегалита в кладке фундамента по 800 тонн каждый. Интерес к этим исполинским плитам вызван тем, что в эпоху Древнего Рима, к которой принято относить строительство баальбекских святилищ, способов транспортировки мегалитов таких размеров еще не было.

Противоречивый факт дал повод к появлению всевозможных гипотез относительно способов перемещения плит. Кто-то из исследователей заявил, что к строительству храмового комплекса в Баальбеке приложила руку инопланетная цивилизация, кто-то считал более адекватной версию использования сверхмощной техники, которая впоследствии была утрачена человечеством. Были извлечены на свет и древние библейские сказания, согласно которым Баальбек был построен Нимродом – одним из ветхозаветных царей, водившим дружбу с титанами. Именно великаны и доставили сюда неподъемные мегалиты, после чего навлекли на себя гнев божий и были уничтожены всемирным потопом.

Мифология — особая форма человеческого сознания, сохраняющая традиции в беспрестанно изменяющейся действительности, которая включает в себя народные сказания.

Мифология имеет отличия от фольклора: миф предстает истинным знанием о мире, в отличие от фольклора, который художественно-эстетически отображает мир и не обязан восприниматься правдиво и жизнеподобно.

Происхождение мифов

Мифологические представления существовали практически у всех народов мира на определенных стадиях их развития, что подтверждается изучением истории как примитивных народов, так и существующих в наши дни.

Если до Эпохи великих географических открытий европейцам были знакомы лишь античные мифы, то затем они узнали о наличии мифологии у жителей Америки, Африки, Океании и Австралии. Западно-семитская мифология прослеживается в Библии. До принятия ислама у арабов существовала собственная мифология.

Время происхождения мифов не поддаётся точному определению, их создание неразрывно связано с происхождением сознания и языка.

Главной задачей мифа является формирование образцов, моделей для всякого совершаемого человеком действия. Миф дает возможность человеку обрести смысл в жизни.

Разновидности мифов

Космогонические и антропогонические мифы

Космогонические мифы — мифы о сотворении мира. Они начинаются с описания отсутствия порядка во вселенной и служат для объяснения происхождения жизни на Земле.

Очень распространённым сюжетом космогонических мифов является создание мира из мирового яйца. Такие мифы можно встретить у многих народов на разных континентах.

Зачастую роль творца в космогонических мифах принадлежит животным.

Готовые работы на аналогичную тему

Нивхи объясняли создание мира сказанием о маленькой синице, нырявшей в воду и достававшей землю клювом. Так появился островок, а затем и вся земля, на которой возникла разнообразная жизнь. Австралийские аборигены и североамериканские индейцы считали, что Землю создала черепаха и держит её на себе.

Также во многих мифологиях мир создали боги:

  • Египетские Атум и Птах;
  • Зороастрийский Ахура Мазда;
  • Индуисткий Вишвакарман;
  • Виракоча инков;
  • Финская богиня Ильматар.

В мифологии германских народов боги создали мир, использовав тело убитого ими великана Имира. Похожий сюжет имеет индуисткая мифология – сотворение мира из тела Пуруши.

Дуалистическим мифологиям свойственны сюжеты о противостоянии сил созидания и сил разрушения.

Среди мифов особое место занимают мифы антропогонические, то есть мифы о сотворении человека или его мифических первопредков . Часто в них одни и те же боги создают и мир, и человека. Другим вариантом взаимосвязи является антропоморфизация мира, при которой из тела первочеловека возникает вселенная.

В разных мифологиях человек создаётся из разных материалов. Самыми распространёнными являются глина и земля. Прометей создаёт людей из глины в древнегреческой мифологии, Энки и его жена Нинмах в шумерской, Мардук и Эйя в аккадской, Хнум в египетской и т. д. У других народов материалом для создания человека послужило дерево. В более экзотических вариантах встречаются орехи (у перуанских индейцев и меланезийцев) или кости животных, рыб и птиц (у племён североамериканских индейцев).

Во многих мифах сотворение мужчины произошло раньше сотворения женщины.

Отдельным типом антропогонических мифов являются тотемические мифы, в которых повествуется о происхождении конкретного племени от того или иного животного

Эсхатологические и календарные мифы

Эсхатологические мифы – это мифы о конце света, они существуют вместе с космогоническими мифами и объясняются представлением о противостоянии сил хаоса и космоса.

В первой разновидности таких мифов предполагается конец света в будущем, например, германский миф о Рагнарёке, в другой описываются подобные события в прошлом. Причиной уничтожения мира в различных мифах может стать гибель богов, мировой пожар, всемирный потоп, уничтожение предшествующих поколений.

В календарных мифах мифологизируется смена временных циклов — зимы и лета, дня и ночи. Они связаны с астрологией, астрономическими наблюдениями, праздниками урожая, празднованием Нового года и другими календарными событиями.

В древнеегипетской мифологии владыкой времени является бог Луны, Тот, который через её фазы связан с любыми астрономическими наблюдениями. Ему приписывалось изобретение года из 365 дней, а не 360, как было ранее.

В шумеро-аккадской мифологии основоположником календаря считался Мардук. В его честь праздновали совпадавший с днём весеннего равноденствия Новый Год в месяце ниссан.

Важной разновидностью календарных мифов являются символизирующие смену времен года мифы об умирающем и воскресающем боге.

В древнегреческой мифологии таким мифом был миф о Деметре и о украденной Аидом её дочери Персефоне. Богиня плодородия Деметра так скучала по дочери, что земля перестала давать урожай. Зевс повелел Аиду вернуть Персефону, но та уже попробовала гранатовые зёрна и каждый год была вынуждена возвращаться в подземное царство. Нахождение Персефоны в царство Аида символизирует зиму.

Со сменой времен года связан миф о ссоре Ра и Тефнут, которая приводит к засухе Нила, когда они мирились, Нил вновь разливался.

Героические мифы

Типичный сюжет героического мифа заключается в необыкновенном детстве героя (сиротство, особенные способности или судьба), изгнании, совершении подвигов, победе над чудовищами, спасении прекрасной девушки, возвращении и свадьбе. Многие героические мифы исполняют поучительную функцию, в иносказательной форме повествуя о формировании личности и приобретении статуса в обществе.

Особой категорией героев являются культурные герои. Они внесли цивилизационный вклад в культуру народа. Зачастую культурный герой мог являться демиургом, участвуя в творении, или первым законодателем, добыть или изобрести для людей различные предметы (огонь, орудия труда, культурные растения), научить их охотничьим приёмам, искусствам, ремёслам, ввести социальную организацию, магические предписания, брачные правила, ритуалы и праздники.

Мифы о животных

Образы животных использовались не только для космогонических мифов, но и для описания мира — космографии. В древнеиндийских поверьях земля держится на спинах семи слонов, которые стоят на спине черепахи, а та на змее. Подобная роль нередко отводилась рыбе. Ее резкое движение приводит к землетрясению, а наводнения начинаются, когда она опускает голову.

Культовые мифы

Культовые мифы объясняют мотивировку какого-либо обряда или иного культового действия.

Наиболее примитивными культовыми мифами являются тотемические, которые сопровождаются обрядом переодевания в тотемических предков. Часто культовые мифы являются эзотерическими, то есть их смысл понятен только ограниченному числу людей. Обычно такие мифы связаны с обрядом инициации, когда мальчик, достигший совершеннолетия, должен пройти испытания для последующего посвящения в мужчины и приобщения к эзотерической традиции.

Мифология – это повествование, предание, сказание, передающее представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, о богах и героях, и о современном восприятии и мышления. Она оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства, положила начало развитию множества религиозных представлений. Рассмотрим же краткое описание мифологии 4х народов и сделаем вывод.

Везде царил хаос, со временем из него появилось яйцо, которое содержало в себе женское и мужское начало. В результате их взаимодействия на свет появился ребенок, который со временем начал приобретать человеческий облик. Яйцо треснуло и на свет появился первое существо по имени ПаньГу. После свершенных деяний ПаньГу решил отдохнуть и умер, это и дало начало всему живому. Его дыхание стало ветром, а голос – громом. Из его тела выросли горные хребты, мышцы стали плодородной почвой. В те времена, когда Паньгу отделил Небо и Землю, человечества еще не было. Небесная богиня по имени Нюйвапришла к мысли, что земле недостает жизни. Богиня попустилась к водоему и увидела свое отражение. Она стала лепить фигурку, и вскорев ее руках оказалась маленькая девочка, а позже она слепила ей мальчика-друг, ей это так понравилось, что она слепила много человечков.

Из всего этого я сделала вывод, что по мнению китайцев, на земле с начала царил хаос, потом из яйца появилось человекоподобное существо, которое положило начало всей живой природе, отделило небо от земли. А Нюйва - богиня-мать китайской нации, она не только дала жизнь людям, но и защищала их от стихийных бедствий, охраняя жизнь в Поднебесной. Эту богиню-прародительницу китайской нации издревле широко почитают в народе. Данный миф мне очень симпатизирует, он показывает всю картину Великого Древнего Китая, помогает все глубже и глубже углублляться в культуру Китая.

Бог-творец по имени Будж-Бим создал окружающий мир из потоков своей крови и вырывающихся изо рта зубов. До того как появились люди, на земле жили только птицы и звери. светили только луна и звезды, а солнца не было. После схватки с Диневаном, рассерженный Бролга бросился к его гнезду схватил большое яйцо и изо всех сил бросил его в небо.

Так зародилось солнце, которое добрые духи каждым день с утра зажигали, чтобы дарить людям тепло. Люди не замечали этого солнца, поэтому добрые духи попросили Гу-гур-гагу пробуждать людей своим смехом, чтобы они увидели наконец солнце. Он согласился и спас свет для мира и громко начал смеяться на заре, и с тех пор каждый день оглашает воздух громкими звуками: «Гу-гур-гага, гу-гур-гага, гу-гур-гага!

В звыводе хочу сказать, что для аборигенов люди, духи, боги существовали всегда, а вот солнце, горы, достояния природы еще не появились в мире,Ю а только начали зарождаться. Хочу еще добавить, что детям аборигенов нельзя смеяться, как Гу-гур-гага, иначе он перестанет смеяться поутру и солнце погаснет, света не будет.

В начале из хаоса восстала богиня Эвринома, она отделила небо от земли и начала свой танец, в ходе которого появился ветер. Затем превратилась она в голубку, села, подобно наседке, на волны и по прошествии положенного времени снесла Мировое яйцо. Оно раскололось, и появилось все, что существует на этом свете: солнце, луна, планеты, звезды, земля и ее горы, реки, деревья, травы и живые существа. После этого богиня создала семь планетных сил, поставив во главе каждой титаниду и титана. Тейя и Гиперион владели Солнцем - что светило всему живому; Феба и Атлант - Луной, созданной для колдовства, Диона и Крий - Марсом, дающим рост; Метида и Кой - Меркурием, источником мудрости; Фемида и Эвримедонт - Юпитером, создателем законов; Тефия и Океан - Венерой, дарующей любовь; Рея и Крон - Сатурном, приносящим мир.

Из этого мы можем сделать вывод, что греческая мифология о сотворении мира чем-то напоминает мнение китайцев и аборигенов. Тот же хаос в начале, появление бога, как у китайцев. Даже яйцо, которое породило солнце, как у аборигенов, присутствует. Только вот богиня Эвринома так же создала и другие планеты, которые давали людские благи.

В выводе хочу сказать, что мы снова получаем похожую легенду, но уже только от славянского народа. Богу стало скучно – Бог создал себе двух сыновей, которые и породили природу и все живое. Отделили небо от земли и многое другое. Все легенды похожи между собой, но имеют разные имена Богов, сущность и представление.

В заключение хочу сказать одно, что по моему мнению, есть только одна истина сотворения мира сего, но каждый народ изложил информацию как-то по-своему, по-особенному, но суть остается главной, ее не перекрыть другими именами богов и сущностей.

А коровушка ей отвечает:

Волшебная яблоня. Художник А. Пилюгина
— А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.

И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается.

Так же в религии:
Непорочное зачатие девы Марии- это парфеногенез, т.е. это 2000 лет назад воспринимали как весть о чуде, но на самом деле это обычное дело для людей времён родовой общины, в их предоставлениях только так люди и рождались - от съедений пищи, от выпитой воды, ветром надуло, дух пришёл ночью и пр.

И ещё немного из сказок:
Наверное самая известная сказка про яйцо у нас - это курочка ряба.
Для современного человека очень необычная сказка, где дед и баба получив золотое яйцо ведут себя совершенно неадекватно, не радуются куче золота и не пытаются замотать яйцо и получить знатный капитал, а пытаются всеми силами его уничтожить и просят курочку дать им обычное яйцо.
Но дело вот в чем - золото - это буквально признак смерти. Все золото, например у греков происходит от царства Аида. Это видимо связано с тем, что золото не ржавеет, не окисляется. Поэтому золото выглядит вечным и неизбывным для древних людей, что, если вкратце, увязывается с неизбывностью души и представлениями о месте пребывания душ.
Отсюда и золотые маски на лицах знати в захоронениях.
Таким образом снеся не просто золото, а золоте яйцо, символ первоначало, курочка выдала символ мертвого начала бытия, иными словами анти-жизнь. Весточка про апокалипсис людей никак не порадовала, поэтому-то дед и бабка(человечество в минимальном возможном представлении мужчина-женщина), просили дать им символ жизни - обычное яйцо.
Как известно им помогла мышка, махнула хвостиком и золотое яйцо разбилось
Мышка, конечно тут не просто грызун, раз она смогла то, на что неспособно все человечество, и обладает она силой незаурядной.
Но это логично, ведь в представлении древних: мышки, зайцы и пр любители рыть норы были никем иным, как трикстерами.
А трикстер бегал туда под землю, а под землей что у нас ( у них) - царство мертвых.
Кстати поэтому в культуре для девушек есть устоявшееся представление - при виде мышки кричать или взбираться на табуретку. Ведь кто знает, что принесёт трикстер, в курочке рябе трикстер спас людей, но трикстер может и убить или наслать что-то.

Ого, огромное спасибо за информацию, Владимир! Извлекла из себя кое-что новое.

Читайте также: