Особое совещание это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Особое совещание было сформировано соответствующим постановлением ЦИК СССР. В состав его входили:

заместители наркома внутренних дел,

уполномоченный НКВД по РСФСР,

начальник Главного Управления рабоче-крестьянской милиции,

народный комиссар союзной республики, на территории которой возникло дело.

ОСОБОЕ СОВЕЩАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ОСОБОЕ СОВЕЩАНИЕ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР

В 1924 году ОСО получило право приговаривать к заключению в лагерь на срок до 3-х лет.

Постановлением СНК и ВКП(б) от 17 ноября 1938 года в Особое совещание было разрешено передавать только дела, которые не могли рассматриваться гласно по оперативным соображениям, но на практике поток дел, передаваемых в ОСО, постоянно рос. В середине 1939 года, согласно докладу Вышинского Политбюро, на каждом совещании ОСО рассматривалось от 200 до 300 дел, что ставило под большое сомнение объективность рассмотрения.

В конце 1940 года ОСО получило право применять ещё одну меру наказания - конфискацию неправомерно нажитого имущества и имущества, используемого в преступных целях.

После окончания войны максимальной мерой наказания по решению ОСО стало 25 лет заключения. Во 2-й половине 1940-х годов ОСО НКВД (с 1946 года - ОСО МГБ) было вспомогательным, но важным средством оформления дел на участников националистического движения против советских войск в прибалтийских республиках и в освобождённой СССР части Польши. В ОСО попадали дела, которые не принимали к производству суды и военные трибуналы, даже трибуналы войск НКВД. Эта практика сложилась во время войны по делам изменников Родины и пособников гитлеровцев.

В начале 1950-х годов рассматривался проект очередной реорганизации ОСО с изменением его полномочий. Но вопрос, по указанию Сталина, был отложен до его личного решения, которое так и не состоялось. После смерти Сталина 1 сентября 1953 года, неопубликованным указом Президиума Верховного Совета СССР Особое совещание было упразднено. Тем же указом определялось, что жалобы на решения ОСО должны приниматься Прокуратурой СССР с предварительным заключением МВД.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Особые совещания и к-ты воен. времени. Свод законов. П., 1917; Букшпан Я. М., Воен.-хоз. политика, М.-Л., 1929; Сидоров А. Л., Борьба с кризисом вооружения рус. армии в 1915-1916 гг., "ИЖ", 1944, No 10-11; его же, Ж.-д. транспорт в Первой мировой войне, "ИЗ", т. 26, М., 1948; его же, К истории топливного кризиса в России в годы Первой мировой войны (1914-1917), "ИЗ", т. 59, М., 1957; его же, Финансовое положение России в годы Первой мировой войны (1914-1917), М., 1960; Тарковский К. Н., Формирование гос.-монополистич. капитализма в России в годы 1-й мировой войны (на примере металлургич. пром-сти), М., 1958. См. также лит. к статье Государственно-монополистический капитализм.

Кроме этого Особого совещания по объединению мероприятий по обороне, новый закон учреждал еще несколько Особых совещаний, а именно:

— Особое совещание по перевозкам.

— Особое совещание по топливу.

— Особое совещание по продовольствию.

Целью этих Особых совещаний являлось внесение объединения в использовании транспорта, топлива и продовольствия. При необходимости согласовать действия всех совещаний собирались объединенные заседания под председательством военного министра.

Несомненно, что созданный для объединения работы тыла аппарат Особых совещаний являлся чрезвычайно громоздким. Эти многолюдные собрания не способны были к быстрой творческой работе. Нельзя не согласиться в известной справедливости критики Особого совещания по обороне, которую можно встретить в труде генерала Маниковского .

«Во-первых, — пишет генерал Маниковский, — это Совещание было слишком многолюдным, чтобы быть рабочим и достаточно продуктивным, ибо — это уже бесспорная истина — никакое практическое дело нельзя делать толком в собрании 50–60 человек, да еще такого разношерстного состава, каким было это Совещание.

Несмотря на вышеуказанную отрицательную сторону, присущую организации Особых совещаний, создание их, в особенности же Особого совещания для объединения мероприятий по обороне государства, сыграло положительную роль.

Даже такой сторонник генерала Сухомлинова, каким является его ближайший сотрудник генерал Лукомский, вынужден это признать.

Беспристрастный историк должен произвести оценку значения учреждения Особого совещания по обороне несравненно шире.

Особое совещание по обороне расширило возможность для общественных сил страны принять активное участие в деле снабжения армии. Уже это одно имело громадное значение, ибо самая мобилизация промышленности началась у нас по общественному почину.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ОСОБЫЕ ПОРУЧЕНИЯ ДЕНИЦА

Особые поручения Деница

31. Особые полномочия

31. Особые полномочия Обращение к реконструкции событий – неизбежный, всегда мучительный и часто неблагодарный труд историка. Как бы ни хотелось ему приблизиться к подлинным фактам и документам, он всегда оказывается перед их нехваткой и неполнотой. "Человек слаб", –

Документ № 6.11 Выписка из стенограммы совещания в ставке Гитлера по военно-морским вопросам от 31.01.1945 г

1. ИЗ ЗАПИСИ СОВЕЩАНИЯ А. ГИТЛЕРА С КОМАНДОВАНИЕМ ВЕРМАХТА

6. ИЗ ПРОТОКОЛА СОВЕЩАНИЯ В МИНИСТЕРСТВЕ СНАБЖЕНИЯ О ПИТАНИИ СОВЕТСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ И ГРАЖДАНСКИХ РАБОЧИХ

6. ИЗ ПРОТОКОЛА СОВЕЩАНИЯ В МИНИСТЕРСТВЕ СНАБЖЕНИЯ О ПИТАНИИ СОВЕТСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ И ГРАЖДАНСКИХ РАБОЧИХ Берлин, 24 ноября 1941 г. СекретноI. Виды продовольствияОпыты по изготовлению специального хлеба для русских показали, что наиболее выгодная смесь получается из 50 %

Особые отношения

Оборотная сторона медали совещания в верхах

Оборотная сторона медали совещания в верхах После того как было объявлено, что на конференцию в Пунта — дель — Эсте прибудет Линдон Джонсон, были мобилизованы все службы безопасности янки. Миссии было поручено обеспечить связь, провести обучение уругвайской

Приложение Елена Прудникова. Почему особые отделы были переданы в Наркомат Обороны?

Приложение Елена Прудникова. Почему особые отделы были переданы в Наркомат Обороны? Сталинские методы управления просты только с первого взгляда. На самом деле разобраться в них – та еще задачка. Хотя бы потому, что, в отличие от традиционного государственного

ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ДОКЛАД ОСОБОГО СОВЕЩАНИЯ О ПРИБЛИЖАЮЩЕМСЯ ИСЧЕРПАНИИ ЛЮДСКОГО ЗАПАСА

ДОКЛАД ОСОБОГО СОВЕЩАНИЯ О ПРИБЛИЖАЮЩЕМСЯ ИСЧЕРПАНИИ ЛЮДСКОГО ЗАПАСА К концу 1916 г. контингент ратников ополчения II разряда близился к исчерпанию. Россия стояла перед казавшимся недопустимым для обыденного представления затруднением в пополнении своей вооруженной

ОСОБЫЕ СОВЕЩАНИЯ

ОСОБЫЕ СОВЕЩАНИЯ По настоянию председателя Государственной думы, несмотря на препятствия, встреченные в бюрократических кругах, 7/20 июня 1915 г. последовало Высочайшее утверждение изданного в порядке 87-й статьи Основных государственных законов «Положения об Особом

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Конвейер террора: Особое совещание

Одним из одиозных явлений 1930-х годов было функционирование Особого совещания при НКВД СССР и его управлениях в областях, краях и автономных и союзных республиках.


Циркуляром ОГПУ от 8 апреля 1931 года предусматривалось обязательное участие в заседаниях троек представителей прокуратуры, ОГПУ. С начала тридцатых годов тройки стали действовать и в городах, округах во главе с начальниками ОГПУ[3].

Происходят изменения в пенитенциарной системе. Места лишения свободы в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 года «Об изменении статей 13, 18, 28, 38 Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик места лишения свободы подразделялись на два вида: исправительно-трудовые лагеря и исправительно-трудовые колонии[4].

С 1930 года для руководства системой утверждается Главное управление лагерей (ГУЛАГ)[5]. Наблюдается классовый подход в карательной политике. Нэпманов приходилось 3-4 процента от общего числа осужденных. В ИТЛ осуждались от трех до десяти лет, они подчинялись ОГПУ. В ИТК осуждались до трех лет.

В Постановлении об организации НКВД СССР в 1934 году, пункт 8 предусматривал создание Особого совещания[6], которому предоставлялось право применять наказания в виде высылки, ссылки, заключения в лагерь на срок до пяти лет, а также высылки за пределы СССР[7]. 8 ноября 1934 года введено Положение об Особом совещании.


* Матвей Самуилович Погребинский лично руководил расстрелами.

На местах в его состав были введены областной прокурор или его заместитель, ответственный работник крайкома (обкома) партии и руководители ведущих служб региональных органов НКВД. Так, в состав Особого совещания при УНКВД по Горьковскому краю вошли: начальник УНКВД М.С.Погребинский (председатель), Михельсон (заместитель председателя, управление государственной безопасности), Корытов и Бухранов – руководители краевого управления милиции и уголовного розыска, Монин и Шапкин – руководители прокуратуры, а также представители крайкома ВКП (б).


В компетенцию милиции также входило рассмотрение по внесудебным делам. Руководители территориальных органов входили в состав троек, двоек. Инструкция от 25 мая 1935 года предполагала рассмотрение дел по уголовным и деклассированным элементам, нарушителям паспортного режима уголовная репрессия проводить репрессии немедленно, протокол утверждался Особым совещанием[8].

Практически Особое совещание в начале собиралось, как правило, раз в неделю, но с июля 1936 года заседания проходили едва ли не ежедневно. К каждому заседанию готовились списки обвиняемых. Дела рассматривались внесудебным порядком в соответствии со статьей 58 УК РСФСР 1926 года. Тут же на заседании выносился приговор. Дела рассматривались по двум категориям – милицейские и государственной безопасности. В этой связи общеуголовные преступления, совершенные порой несколько лет назад, рассматривались как политические, что увязывалось с обострением классовой борьбы и рассматривалось как пособничество классовому врагу.

Особым совещанием при УНКВД Горьковского края во второй половине 1934 года было осуждено около 10 тысяч человек, в 1935 году – 2,2 тысяч человек, в 1936 года – 2,1 тысяч человек так называемого социально-вредного элемента, состоящего из нарушителей паспортного режима и лиц, расхитителей государственной собственности, задерживаемых милицией. С августа 1937 года эту статистику стали пополнять сотрудники государственной безопасности. Введено право осуждать людей по спискам[9].


* Преемниками Погребинского в Горьковском УНКВД стали Израиль Яковлевич Дагин и его зам Иван Яковлевич Лаврушин. В июне 1937 года Дагин уедет в Москву на повышение, и Лаврушин займет его место. На фото — сотрудники Северо-Кавказского УНКВД, середина 1930-х гг., сидят: 4 — Израиль Дагин, 6 — Артур Михельсон А., 8 — Иван Лаврушин. Полгода спустя троица будет руководить расстрелами в Горьком.

Как закономерность отмечалось, что если репрессии конца двадцатых — начала тридцатых годов своим острием были направлены против кулачества, зажиточных слоев деревни, то с середины 1934 года состав расширяется, втягивая в этот круговорот и другие социальные слои: партийный, советский аппарат, широкие слои хозяйственников.

Серьезный удар пришелся областную партийную организацию. Мы знаем, что прошло ряд партийных чисток, где было исключено 12 тысяч коммунистов и кандидатов в члены партии (четвертая часть партийной организации). Очищались от троцкистов, бухаринцев. Только с мая по октябрь 1937 года врагами народа было названо 1225 коммунистов, а к концу 1938 года их число увеличилось в два раза, в том числе треть – партийный и хозяйственный актив. Репрессированы Э.К Прамнэк – первый секретарь обкома партии, А.Н. Буров – председатель облисполкома, Н.И. Пахомов, А.И. Муралов, бывших руководителей губисполкома, работавших в Москве, ряда секретарей обкома партии, комсомола, заведующих отделами обкома партии и комсомола, руководителей крупнейших предприятий, учреждений и организаций, крупных ученых, деятелей культуры и искусства и др.

За преступления, совершенные в рассматриваемый период ряд руководящих работников государственной безопасности управления НКВД области, были исключены из партии и отданы под суд. Члены Особого совещания при УНКВД по Горьковской области – Лаврушин, Листенгурт, Каминский, Корытов, Бухранов, Дроздов и ряд других были исключены из партии и отданы под суд Военного трибунала. В конце 1938 года осуждены руководители территориального УНКВД: И.Я. Дагин и И.Я. Лаврушин, прибывшие из Северо-Кавказского края.

Итогом деятельности Особого совещания только в Горьковской области стала гибель или сломанная судьба около 40 тысяч человек. Десятки тысяч нижегородских крестьян в период насильственной коллективизации были лишены избирательных прав, сосланы в различные места страны, лишены права собственности на жилье и другие предметы обихода. Деятельность Особого совещания при НКВД – одна из трагических страниц нашей истории.

Александр Беляков, кандидат юридических наук.

[1] Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. В 5 тт. Т.2. С.174.

[2] СЗ СССР. 1930. №9. Ст.105.

[3] Приказ ОГПУ №4421 от 21 февраля 1931 г. //Неизвестная Россия ХХ века. М., 1992. С.241-242.

[4] СЗ СССР. 1929. №72. Ст.186.

[5] ГУЛАГ: его строители, обитатели и герои. М., 1947.

[8] Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. Сост. Е.А.Зайцев. М., 1993. С.63.

Читайте также: