Мистический характер возрождения в германии кратко

Обновлено: 30.06.2024

4 Ощущения тревоги и смуты… Альбрехт Дюрер ( ) с поразительной цельностью сконцентрировал в своем творчестве признаки новой эпохи и национальные традиции. Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства и особенно остро ощутил тревоги и смуты, терзавшие страну накануне XVI века. Интерес к человеку его внутренней жизни, реалистическое видение природы соединились с жестокой борьбой за обновление церкви - Реформацией. Альбрехт Дюрер. Автопортрет.1498

10 Четыре всадника Апокалипсиса на белом, рыжем, вороном и бледном конях несут людям гибель Альбрехт Дюрер в своих гравюрах и живописных полотнах тонко и органично совместил готическую вычурность и фантасмагорию с классической простотой и ясностью. Иначе решают эту тему современные художники… Работа современного художника А. Дюрер

11 Конец света. Варианты сегодняшнего дня

14 На левой части диптиха в красном хитоне изображен апостол Иоанн, за ним - апостол Петр. Желтоватый оттенок кожи, тонкие губы, мягкие каштановые волосы выдают в святом Иоанне меланхолика, склонного к созерцательной интеллектуальной деятельности. Апостол Иоанн и апостол Петр Евангелие, написанное апостолом Иоанном, называют евангелием Духа. Оно - самое закодированное и мистическое. Именно ему на острове Патмос было откровение Бога, и он душевными очами узрел грядущий Страшный суд.

15 На правой части диптиха - в белом плаще апостол Павел. Рядом с ним апостол Марк. Смуглое лицо святого Павла, пронзительный взгляд, жесткие волосы и самоуверенный вид не оставляют сомнения в его холерическом темпераменте. Именно благодаря силе характера и страстной проповеднической деятельности апостола Павла христианство превратилось в религию мирового масштаба. Апостол Павел и апостол Марк

16 Дюрер. Четыре апостола. Композиция, акценты О сохранении готической традиции свидетельствует композиция: - святые занимают всю поверхность и почти выдвинуты в пространство храма; - отсутствует пейзаж или архитектурный фон; - определенная отстраненность образов великих и суровых мудрецов. Акцент на фигурах апостолов Иоанна и Павла, размещение их на переднем плане и выделение цветом позволил Дюреру выразить солидарность с Реформацией. Иоанн был любимым апостолом идеолога Реформации Мартина Лютера, а святой Павел - бесспорным авторитетом всех протестантов. Сам Дюрер утверждал, что апостолы олицетворяют всего лишь тип темперамента: Иоанн - меланхолика, Павел - холерика, Петр - флегматика, Марк - сангвиника. Такая идентификация напрямую вытекала из внешности каждого апостола и характера его деятельности.

Учитесь понимать все правильно. С теми, кто немного знает, но желает учиться, я охотно поделюсь своими знаниями. Но о высокомерных, которые приписывают себе знание всех вещей, считают себя лучшими и презирают всех остальных, я не забочусь…[3].
Введение 1513 года. Альбрехт Дюрер

Сценарный план урока:

Этапы урока:

  1. Ориентировочно-мотивационный
  2. Информационный
  3. Обобщение и систематизация
  4. Рефлексия
  5. Домашнее задание

Ход урока

1. ОРИЕНТИРОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Альбрехт Дюрер (1471-1528) – художник, график, золотых дел мастер.

Альбрехт Дюрер – математик и философ, оставивший нам научные трактаты, дневники и письма.

Альбрехт Дюрер – открытый и искренний человек, наделенный неутомимой жаждой научного познания, охотно делящийся своими открытиями с теми, кто желает учиться.

Альбрехт Дюрер – адепт так называемого мистического христианства, являющего собой сплав раннехристианских верований, алхимии, астрологии и науки, неустанно пытавшийся постичь Мистерии древности. [4].

Более четырех столетий прошло с тех пор, когда жил и творил этот неповторимый гений. Но, в который раз всматриваясь в его автопортреты, восхищаясь уникальными гравюрами мастера, имеющими сложный символический подтекст, решая геометрические задачи божественного титана, не устаешь удивляться многогранности таланта великого человека эпохи Возрождения.

Вопросы для обсуждения с учащимися

1. Какие характерные признаки новой эпохи воплощали в себе гении Возрождения?

неутолимая жажда научного познания, пристальное внимание к человеку и его внутреннему миру, реалистическое видение природы, интерес к классическому искусству и творческое развитие национальных традиций.

2. Как эти признаки могли преломиться в творчестве северного Леонардо да Винчи – Дюрере?

органическое слияние светского гуманизма и религиозного спиритуализма.

3. Главная причина формирования нового мировоззрения в Германии?

религиозная революция, борьба за преображение церкви – Реформация.

4. Какие причины спровоцировали Грандиозную крестьянскую войну и придали ей религиозную окраску?

раздробленность, яростное сопротивление рыцарей-феодалов централизации государства, поведение папской власти, тяжелое положение крестьян, тревожная духовная атмосфера, наполненная предчувствием конца света.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП

Объяснения учителя, сопровождающиеся показом слайдов презентации

Задание для учащихся

Слайд №9 из презентации учителя

Работа в группах. Коллективное оценивание работ групп.

О том, как мир символов и аллегорий постепенно превращается в мир фактов и живой реальности, свидетельствует портретная живопись Дюрера, выражавшая специфическое мировосприятие немцев.

О сохранении готической традиции свидетельствует: композиция (святые занимают всю поверхность и почти выдвинуты в пространство храма), отсутствие пейзажа или архитектурного фона, отстраненность образов великих и суровых мудрецов.

Сакральное звучание в традициях готики придает акцент на фигурах апостолов Иоанна и Павла, разместив их на переднем плане и выделив цветом, Дюрер выразил солидарность с Реформацией, поскольку Иоанн был любимым апостолом идеолога Реформации Мартина Лютера, а святой Павел – бесспорным авторитетом всех протестантов.

Задание для учащихся

Используя слайд 17 из презентации учителя, перенести карту-схему урока в тетрадь или составить свою.

Приложение 1. Карта-схема урока

3. ОБОЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Опорные моменты опроса-закрепления

4. РЕФЛЕКСИЯ

* Вместе с учащимися:

  • выделяем главное в теме урока;
  • вспоминаем материал предыдущего урока о гротескно-карнавальном характере Возрождения в Нидерландах и сравниваем со спецификой Ренессанса в Германии;
  • подтверждаем различие в художественном идеале Севера и Юга;

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Творческое задание

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по МХК "Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер"

Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер.

Специфика Ренессанса в Германии определялась тем, что интерес к человеку, его внутренней жизни, реалистическое видение природы соединились с жестокой борьбой за обновление церкви – Реформацией. Реформация способствовала освобождению немецкой культуры от господства церковной идеологии, но в условиях крестьянской войны, принявшей религиозную окраску , породила предчувствие конца света и веру в скорое пришествие Христа. Готическая вычурность и классическая простота. Предчувствие конца света и вера в скорое пришествие Христа нашли свое выражение в идеях и образах мистического спиритуализма.

Художником , сумевшим наиболее органично объединить готику и простоту эпохи Возрождения сумел Альбрехт Дюрер( 1471- 1528) немецкий живописец, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского искусства.


Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма.



Семь ангелов начинают трубить, на землю обрушился град, и хлынула кровь. Горят деревья и трава. Море обращается в кровь. Рушится с неба в колодец звезда Полынь, и горькой становится вода па земле. Со всех сторон на солнце надвигается черная тьма. Каждый новый трубный звук предвещает новые беды. Еще одна звезда падает на землю, отворяя еще один колодец. Оттуда поднимается дым. Он омрачает солнце и небо и превращается в хищную саранчу. Вот образы, созданные для Дюрера! Он строит гигантскую мировую сцену. Вверху, между богом и алтарем, восьмой ангел. Он бросает на землю жертвенный огонь. Поразительно его лицо. В нем ни гнева, ни угрозы. Это беззаботное лицо ребенка, который забавляется. На губах улыбка удовольствия, в глазах любопытство. Он - воплощение беззаботной жестокости. Забыть его невозможно. Мрачнеют луна и солнце. Бедствия охватывают землю. Буря топит корабли. Плывут по воде обломки мачт, в ужасе поднимает руки гребец, чью лодку захлестывает волна. Другой пытается спастись вплавь. Но куда плыть? Перед ним - пылающий берег. Дюрер соединил на одном листе несколько событий, о которых повествует "Апокалипсис". Ему удалось передать не мгновенное, а протяженное во времени состояние ужаса. Наискосок пересекает небо хищный орел. Ветер свистит в полураскрытых крыльях орла, из клюва вырывается клич: "Горе, горе, горе!" Художник написал это слово буквами. Короткий текст, включенный в изображение - единственный случай в этом цикле,- обретает пронзительную силу. Огромные руки высовываются из - за облака, швыряют в море огненную гору. Она взрывается огнем и паром, как вулкан, и вода вокруг нее закипает. Об огненной горе в "Апокалипсисе" говорится, о руках, бросающих ее в море, там нет ни слова. Нет подобного образа ни у одного из прежних иллюстраторов. Это находка Дюрера. Ангельские руки - маленькие в небе, приблизившись к земле, стали зловеще-огромными. А внизу, насколько хватает глаз, расстилается мирный пейзаж. Мягкие холмы, обрывистые берега, редкие прозрачные рощи, манящие вдаль дороги, извилистые реки. Только что земля эта была спокойной и прекрасной. Но прозвучали грозные трубы, и все, что есть на ней, гибнет. именно этот мирный пейзаж ,изображение ангелов, крылья которых где широко распахнуты, где сложены вместе, напоминают крылья орлов или аистов, в облике и ангелов и всадников отмечаются черты современников Дюрера, одетых в костюмы того времени- дань эпохе Ренессанса. Мир символов и аллегорий постепенно превращался в мир фактов и живой реальности и об этом свидетельствует портретная живопись Дюрера, выражавшая специфическое мировосприятие немцев. Оно было продиктовано глубокой религиозностью, переживаемое страдание Христа воспринималось как собственное состояние. Это обусловило изображение страдающего Христа с чертами самого художника.


Автопортрет(1500) обращает на себя внимание своим сходством с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа— симметрия композиции, краски тёмных тонов, поворот анфас и рука, поднятая к середине груди, как бы в жесте благословения.


Портрет матери художника. В один из дней этого последнего года ее жизни(63 года), бесконечно мучительного, Дюрер нарисовал ее портрет.


Он работал углем, спешил. Долго позировать Барбаре было трудно. Он нарисовал ее по грудь. На худое высохшее тело наброшена домашняя кофта. В вырезе рубахи резко выступают ребра, ключицы, жилистая шея. Лицо обтянуто кожей. Лоб в глубоких резких морщинах. Рот плотно сжат. Кажется, что Барбара старается сдержать стон. Углы губ печально опущены. Большие пристальные глаза смотрят мимо и сквозь сына, который ее рисует. Дюрер работает стремительно, торопливыми резкими штрихами. Он боится утомить мать , ему страшно, что она упадет, пока он ее рисует, да и сам не в силах долго вглядываться в ее лицо, на нем ясно написано, что дни ее сочтены. Дюрер знает: мать непременно захочет посмотреть на рисунок. Заставить уголь солгать? Смягчить то, что прорисовано на этом лице резцом времени и болезней? Когда он рисует, он не умеет кривить душой. Рисунок закончен. Мать ,молча протягивает за ним руку, смотрит на него, молча обнимает сына. Она знает: ему труднее, чем ей. Рисунок сохранился. Он — шедевр графического искусства и один из самых проникновенных портретов в истории графики.




Это взгляд снизу, как будто художник, а вместе с ним и зрители, внезапно уменьшились и оказались в мире гигантских трав. Маленький кусочек луга, длиной всего в один человеческий шаг, вдруг стал целой Вселенной. Тысячелистник, одуванчик и подорожник превратились в настоящих великанов; их запах, почти незаметный в обычной жизни, превратился в одурманивающий аромат. Но чтобы дойти до этих трав, чтобы иметь возможность прикоснуться к их высоким стеблям и широким листьям, нужно преодолеть полосу свежевскопанной земли, в которой будут утопать ноги. И неизвестно, закончится ли удачно этот поход, или уставший крошечный путешественник так никогда и не достигнет этого кусочка луга.

Таким образом, универсальность, разносторонность, творческая одаренность была характерной чертой мастеров Ренессанса.

Вопросы и задания.

Как основные черты Возрождения в Германии отражены в творчестве Дюрера?

В чем состоит специфическое восприятие немцев, и каким образом оно преломилось в творчестве Дюрера?


В рамках данного урока пойдёт речь о специфике Северного Возрождения, гротескно-карнавальном характере Возрождения в Нидерландах, мистическом характере Возрождения в Германии.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Искусство Возрождения в Нидерландах и Германии"


Специфика Северного Возрождения.

Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах.

Мистический характер Возрождения в Германии.

До конца XV века Ренессанс был явлением только итальянской культуры. Но на рубеже XV-XVI веков культура Возрождения распространилась по странам Западной Европы к северу от итальянских Альп.

Появилось такое явление, как Северное Возрождение – культура Возрождения в странах Северной (по отношению к Италии) Европы: Германии, Нидерландах, Франции, Швейцарии, Англии.

Под Северным Возрождением подразумевают не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в этих государствах.

На это повлияло несколько факторов. Дело в том, что культура Северного Возрождения формировалась в период Реформации и была основана не на идее возрождения античного наследия, а на идее религиозного обновления.

Весьма важной особенностью было и то, что в культуре народов северных стран в силу исторических причин не было столь большого количества памятников античности, как в Италии.

Поэтому художественная культура Северного Возрождения сохранила много черт средневекового мировоззрения, религиозного чувства и символики.


В отличие от итальянского Ренессанса, где идеалом была сильная героическая личность, идеалом Северного Возрождения стала христианская любовь к ближнему. Но при этом в ветхозаветных и евангельских сюжетах был переосмыслен именно человек как важнейшая часть Вселенной.

Тем не менее суть процессов, которые происходили и в Италии, и в северных странах была общей – расшатывание феодального мировоззрения,

становление буржуазного гуманизма, рост самосознания личности.

Однако уже с первых шагов стала намечаться специфика Северного Возрождения – сочетание средневекового мистического мироощущения с ренессансным мышлением.

Северное Возрождение проявило себя в архитектуре, живописи, литературе, философии и науке.


Однако наиболее выдающие достижения этой эпохи относятся к живописи, которая отличается своими уникальными выразительными чертами:

тяга к готическому наследию, его архаичности, символизму и религиозности;

отражение в сюжетах христианской любви к ближнему и смирения;

детализация, порождающая невероятную реалистичность, и одновременно с этим – нарушение анатомических пропорций и деформацию фигур;

нарушение перспективы; обожествление природы и вселенной.

Природа живая и мёртвая выступала символом связи с Богом, гармонии, конечности и бесконечности жизни. Считалось, что любое проявление природы достойно изображения. Такие представления привели к появлению в художественной культуре Северного Возрождения пейзажа как самостоятельного жанра.

Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, но наиболее самобытный характер Северного Ренессанса проявился в художественной культуре Нидерландов и Германии.


В Нидерландах развитие цехового ремесла обусловило быстрый рост городов и их более значимую роль по сравнению со средневековым монастырём и феодальным замком. Рост городов и уклад городской жизни способствовали формированию нового отношения к конкретной повседневной деятельности.

Обыденные жизненные явления окружались почитанием и ореолом святости. Нидерландские художники буквально обожествляли каждую травинку своего северного пейзажа, копировали мельчайшие детали быта и во всем этом видели что-то прекрасное.

Нидерландское искусство приобрело более демократический характер, чем итальянское. В нём сильны черты фольклора, фантастики, гротеска, острой сатиры, но главная его особенность – глубокое чувство национального своеобразия жизни, народных форм культуры, быта, нравов, типов, а также отображение социальных контрастов в жизни различных слоёв общества.

Освобождение человека от средневековых предрассудков и морали художники показывали сквозь призму карнавальной толпы, в которой каждый обособлен и обожествляет собственную персону.

Великим мастером, показавшим мир в своих картинах-метафорах сквозь гротескно-карнавальную призму, был Питер Брейгель, живший предположительно в 1525–1569 годах.


Из-за крестьянской темы на большинстве его картин Питер Брейгель получил прозвище Мужицкий, а так как он стоял во главе династии Брейгелей-художников, его называют Старшим.

Он разработал собственную узнаваемую схему многофигурной композиции – вид с высокого холма на город или деревню, позволяющий расположить внизу большое количество людей, подчиняя их окружающему пространству.


В основе сюжета картины лежит праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом, который заключался в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста.

Основу композиции картины составили многочисленные толпы гуляк, ряженых, монахов и торговок. Все они находятся в движении и заняты своими делами.

Зритель видит площадь средневекового города с церковью, трактиром, домами с островерхими крышами. На переднем плане разыгрывается шутовское представление: важно восседающий на бочке пузатый человек, который олицетворяет масленичный Карнавал, сражается с высокой тощей фигурой в монашеской одежде – Постом.

На голове у Карнавала – закрытая сковорода, из которой торчат ноги жареной курицы. Бочка – его конь, вертел с поросёнком – его оружие.

Тележку Поста везут две монахини. На его голове находится пчелиный улей – знак умеренности и верности церкви. Он сражается лопатой с двумя иссохшими рыбинами. У ног Поста – сухие лепёшки и крендели. Это та скудная пища, которую дозволено есть в это время.


В глубине картины люди водят хоровод и сжигают чучело зимы. Слева от него к таверне движется процессия. У её входа разыгрывается шуточная свадьба, и из окон выглядывают любопытные.

Часть процессии уже повернула и движется параллельно краю холста. Кто-то играет на мандолине, кто-то несёт вафли, кто-то жжёт свечи – непременный атрибут карнавального действа, связанный с обычаем искать Масленицу.

Торжественное шествие сопровождают музыканты.

На первый взгляд кажется, что перед нами – события одного дня, и художник изобразил то, что он увидел, выйдя на площадь в праздничный день. Но на самом деле здесь изображено гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд.

Карнавальная битва становится метафорой времени, жизненного круговорота. В нём отражена не только смена времён года, но и ход времени вообще – движение по большому кругу человеческой жизни с её невзгодами, радостями, постами и карнавалами.


Композиция в соответствии с ренессансным видением мира развёрнута по горизонтали и вписана в излюбленный художником ландшафт-панораму с низкой линией горизонта. Перед нами великолепный, далеко простирающийся заснеженный вид: покрытые белым искрящимся снегом горы и холмы, скованные серебристо-голубым льдом водоёмы, зеленовато-серое небо, чёрные стволы и ветви деревьев – вместе с линейной композицией создаёт ощущение стужи и оцепенелости.

В то же время в этом застывшем мире показаны люди, занятые своими делами – охотой, катанием на коньках, приготовлением пищи. Тёплая человеческая жизнь почёркнута рыжими, золотистыми, зеленоватыми оттенками в одежде охотников, шерсти собак, стенах домов.


Мораль картин этого цикла состоит в том, что человек, живущий в гармонии с природой и по её законам, исполнен достоинства и вызывает уважение.

Становление культуры Возрождения в Германии происходило значительно позже, чем в Италии и Нидерландах. Это объясняется особенностями её исторического развития, вся культура которой была под контролем церкви и сохраняла средневековый характер.

Однако благодаря торговым связям с итальянскими городами в Германии становятся известны идеи гуманизма, распространение которых вызвало жёсткую борьбу против феодального строя и католической церкви.

Немецкое Возрождение стало завершением духовного и социального кризиса, который длился полвека и сильно изменил средневековую Германию.

Реформация в сочетании с интересом к человеку и реалистическому видению природы стала главной особенностью Немецкого Ренессанса. В то же время в немецком обществе в конце XV века господствовали настроения о скором конце света и Втором пришествии Христа. Они нашли выражение в идеях и образах мистического спиритуализма.

Фактическим символом Немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер.



В ней происходит явление Четырёх всадников Апокалипсиса, которые на гравюре мчатся мимо зрителя к неведомой цели, уничтожая всё на своём пути:

Завоевание с венцом и луком (в разных трактовках его ещё называют Победителем, либо Чумой); Война – с мечом; Голод – с весами; Смерть, в отличие от других всадников, мчится на неподкованном неосёдланном тощем коне.

В Библии эти всадники являются по очереди, и художники, иллюстрировавшие раньше шестую главу, всегда изображали их порознь. Дюрер же впервые объединил их в одной композиции.

В левом нижнем углу гравюры художник изобразил чудовище с широко распахнутой пастью, которое олицетворяет собой ад, где будут мучиться после смерти все грешники.

В ужас повержены люди разных возрастов и сословий – король, священник, крестьянин, горожанка, которые тщетно пытаются избегнуть этого чудовища.

По силе порыва и мрачной экспрессии эта композиция не имеет равной в немецком искусстве того времени. Резкие жесты, движения, мрачные лица исполнены ярости и гнева. Вся природа объята волнением. Облака, драпировки одежд, гривы лошадей бурно развеваются, трепещут, образуя сложный ритмический узор.


В обеих гравюрах в облике всадников, ангелов, людей Дюрер подметил самые характерные черты своих современников. Специфическое мировосприятие немцев, их глубокая религиозность отразились и в портретной живописи Дюрера.


Диптих – это картина или алтарная композиция, написанная на двух досках.

Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Образы апостолов несут в себе глубокое философское содержание. Дюрер создаёт их в надежде подать совершенный пример человеческих характеров и умов.

В четырёх апостолах художник отразил четыре основных типа темперамента: в образе Иоанна – меланхолика, Павла – холерика, Петра – флегматика, Марка – сангвиника.

Дюрер стремился создать разные типы людей, с их способностью к активному жизненному действию, а выбранная им цветовая гамма уравновешивает проявления каждого темперамента.

Давайте подведём итоги.

Возрождение представляло собой международное явление, охватившее, помимо Италии, также страны севернее итальянских Альп.

Художественная культура Северного Возрождения сохранила много черт средневекового мировоззрения и символики.

Главной особенностью Ренессанса Нидерландов стало отображение социальных контрастов в жизни различных слоёв общества через гротеск и острую сатиру.

Настроения о скором конце света, господствовавшие в немецком обществе в конце XV века, нашли выражение в идеях и образах мистического спиритуализма.

Читайте также: