Мифологическое сознание древних египтян кратко

Обновлено: 02.07.2024

Иногда Египет называют самой религиозной культурой в истории человечества, и это утверждение имеет достаточные основания. В любом традиционном обществе религиозно-мифологические системы являются смыслообразующими, во многом определяя специфику цивилизации и оригинальность культуры, но в Египте религиозная система отличалась особой цельностью и неизменностью, а также той важной социальной ролью, которую играло жречество.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Мифологическую систему Египта можно охарактеризовать как политеизм, поскольку она включала в себя культы множества богов (около 2000). Боги были местные и общие, большинство богов имело свой родной город, где находился главный храм. По мере усиления тех или иных египетских центров, перенесения столиц места богов в иерархии менялись. Верховным богом был бог Ра — бог Солнца. С ним связаны все космогонические мифы, он выступал как демиург — создатель и повелитель мира. Солнце у египтян имело много имен и обликов, но главным из них был бог Ра. Одновременно существовали представления о богине Неба — Нут, которая утром рождает солнце, а вечером проглатывает его — и наступает ночь. Многовариантность объяснения одного и того же явления природы (миф о боге Ра, в золотой ладье плывущем по небесному Нилу, уже упоминался) — характерная особенность мифологи­ческого сознания вообще, а египетской мифологии в частности. Некоторые боги и богини олицетворяли собой природные стихии или явления, многие имели облик животных и птиц. Большинство богов и богинь были связаны узами родства. Бог Осирис относится к типу культурных героев: он согласно мифам был первым фараоном Египта, научил людей земледелию и скотоводству, даровал им вино и хлебные злаки. В эпоху Среднего царства культ Осириса стал центральным звеном заупокойных верований, он почитался в первую очередь как бог мертвых. Египетские верования включают в себя очень сложную систему мифов, не поддающуюся логическому упорядочению, поскольку она являлась системой образного мышления. Наибольшей известностью пользуется миф об Осирисе и Исиде, подробно пересказанный римским историком Плутархом. Согласно мифу, Осирис был образ­цовым правителем, но его брат Сет, завидуя ему, хитростью заманил Осириса в великолепный саркофаг и погубил его. Супруга Осириса, Исида отправляется на поиски тела Осириса и с помощью Анубиса возвращает его к жизни.

Сын Осириса и Исиды Гор становится правителем Египта, а Осирис правит в Царстве мертвых.

В эпоху Древнего царства считали, что только фараон благодаря магическому погребальному обряду может ожить после смерти подобно тому, как ожил Осирис. В эпоху Среднего царства с Осирисом отождествляют каждого умершего египтянина. Предполагалось, что при строгом соблюдении погребального ритуала каждый египтянин словно Осирису сможет возродиться для вечной загробной жизни.

Богиня Исида, сестра и супруга Осириса, была богиней плодородия и мореплавания, символом женственности, семейной верности и материнства. Особую популярность Исида получила в греко-римском мире. Культ Исиды повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды и ее сына Гора. Миф об Осирисе относится к мифам об умирающем и воскресающем боге или к календарному мифу (поскольку предполагалось, что он связан с сезонными изменениями в природе). Исследователи, работающие в рамках психологического подхода в мифологии (так называемые трансперсональные психологи), считают, что в мифах об умирающем и воскресающем боге религиозный опыт отражает бессознательные психические переживания ребенка в утробном состоянии и во время родов, таким образом данный тип мифов отражает не закономерность природных перемен, а является, по их мнению, особой формой пси­хотерапии, снимая и излечивая психические травмы.

К типу культурных героев относится и бог Тот — бог мудрости и знания, времяисчисления, бог — покровитель жречества.

Зооморфные (звероподобные черты) прослеживаются в изображении многих египетских богов. Характерной чертой египетской мифологии было обожествление животных как воплощения различных божеств. Почитались такие животные, как бык (Апис), кошка (Баст), крокодил (Себек), львица (Тефнут), шакал (Анубис). Зооморфные




черты в облике божеств сохранялись в мифологии, сочетаясь с антропоморфными. Так, например, бог Гор, сын Осириса и Исиды, изображался с головой сокола, а бог Тот — с головой павиана или птицы ибиса.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Огромную роль в египетской мифологии играл заупокойный культ: загробная жизнь представлялась как непосредственное продолжение земной, необходимым условием было сохранение тела умершего (в связи с чем распространился обряд мумифицирования), строительства жилища (пирамид и гробниц), приношение в жертву даров как пищи. Смерть египтяне рассматривали не столько как переход к лучшей жизни в ином мире (позиция, к ко­торой нас приучило христианство), сколько как продолжение жизни на земле. В древних египетских папирусах современные исследователи находят принципы этики гедонизма (этики наслаждения). Жизнь, ее ценность и неповторимость, красота и счастье настолько ценились, что предполагались и в загробном мире, где люди продолжают жить, как на земле.

Иногда Египет называют самой религиозной культурой в истории человечества, и это утверждение имеет достаточные основания. В любом традиционном обществе религиозно-мифологические системы являются смыслообразующими, во многом определяя специфику цивилизации и оригинальность культуры, но в Египте религиозная система отличалась особой цельностью и неизменностью, а также той важной социальной ролью, которую играло жречество.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Мифологическую систему Египта можно охарактеризовать как политеизм, поскольку она включала в себя культы множества богов (около 2000). Боги были местные и общие, большинство богов имело свой родной город, где находился главный храм. По мере усиления тех или иных египетских центров, перенесения столиц места богов в иерархии менялись. Верховным богом был бог Ра — бог Солнца. С ним связаны все космогонические мифы, он выступал как демиург — создатель и повелитель мира. Солнце у египтян имело много имен и обликов, но главным из них был бог Ра. Одновременно существовали представления о богине Неба — Нут, которая утром рождает солнце, а вечером проглатывает его — и наступает ночь. Многовариантность объяснения одного и того же явления природы (миф о боге Ра, в золотой ладье плывущем по небесному Нилу, уже упоминался) — характерная особенность мифологи­ческого сознания вообще, а египетской мифологии в частности. Некоторые боги и богини олицетворяли собой природные стихии или явления, многие имели облик животных и птиц. Большинство богов и богинь были связаны узами родства. Бог Осирис относится к типу культурных героев: он согласно мифам был первым фараоном Египта, научил людей земледелию и скотоводству, даровал им вино и хлебные злаки. В эпоху Среднего царства культ Осириса стал центральным звеном заупокойных верований, он почитался в первую очередь как бог мертвых. Египетские верования включают в себя очень сложную систему мифов, не поддающуюся логическому упорядочению, поскольку она являлась системой образного мышления. Наибольшей известностью пользуется миф об Осирисе и Исиде, подробно пересказанный римским историком Плутархом. Согласно мифу, Осирис был образ­цовым правителем, но его брат Сет, завидуя ему, хитростью заманил Осириса в великолепный саркофаг и погубил его. Супруга Осириса, Исида отправляется на поиски тела Осириса и с помощью Анубиса возвращает его к жизни.

Сын Осириса и Исиды Гор становится правителем Египта, а Осирис правит в Царстве мертвых.

В эпоху Древнего царства считали, что только фараон благодаря магическому погребальному обряду может ожить после смерти подобно тому, как ожил Осирис. В эпоху Среднего царства с Осирисом отождествляют каждого умершего египтянина. Предполагалось, что при строгом соблюдении погребального ритуала каждый египтянин словно Осирису сможет возродиться для вечной загробной жизни.

Богиня Исида, сестра и супруга Осириса, была богиней плодородия и мореплавания, символом женственности, семейной верности и материнства. Особую популярность Исида получила в греко-римском мире. Культ Исиды повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды и ее сына Гора. Миф об Осирисе относится к мифам об умирающем и воскресающем боге или к календарному мифу (поскольку предполагалось, что он связан с сезонными изменениями в природе). Исследователи, работающие в рамках психологического подхода в мифологии (так называемые трансперсональные психологи), считают, что в мифах об умирающем и воскресающем боге религиозный опыт отражает бессознательные психические переживания ребенка в утробном состоянии и во время родов, таким образом данный тип мифов отражает не закономерность природных перемен, а является, по их мнению, особой формой пси­хотерапии, снимая и излечивая психические травмы.

К типу культурных героев относится и бог Тот — бог мудрости и знания, времяисчисления, бог — покровитель жречества.

Зооморфные (звероподобные черты) прослеживаются в изображении многих египетских богов. Характерной чертой египетской мифологии было обожествление животных как воплощения различных божеств. Почитались такие животные, как бык (Апис), кошка (Баст), крокодил (Себек), львица (Тефнут), шакал (Анубис). Зооморфные

черты в облике божеств сохранялись в мифологии, сочетаясь с антропоморфными. Так, например, бог Гор, сын Осириса и Исиды, изображался с головой сокола, а бог Тот — с головой павиана или птицы ибиса.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Огромную роль в египетской мифологии играл заупокойный культ: загробная жизнь представлялась как непосредственное продолжение земной, необходимым условием было сохранение тела умершего (в связи с чем распространился обряд мумифицирования), строительства жилища (пирамид и гробниц), приношение в жертву даров как пищи. Смерть египтяне рассматривали не столько как переход к лучшей жизни в ином мире (позиция, к ко­торой нас приучило христианство), сколько как продолжение жизни на земле. В древних египетских папирусах современные исследователи находят принципы этики гедонизма (этики наслаждения). Жизнь, ее ценность и неповторимость, красота и счастье настолько ценились, что предполагались и в загробном мире, где люди продолжают жить, как на земле.

Бог Тот в облике бабуина. Амулет. XXVI династия Мифы Древнего Египта дошедшие до нас из глубины веков, рассказывают о надеждах, чаяниях, взглядах и религиозных представлениях древних египтян.

Мифологическое сознание - не только древних египтян, а в целом - во многом можно сравнить со сновидениями, в которых образы и сюжеты постоянно меняются, деформируются, перетекают друг в друга, не подчиняясь законам формальной логики, не вызывая этим недоумения или внутреннего протеста.

Изучение мифов Древнего Египта яляется одним из важных направлений египтологии как науки.

Мифология Древнего Египта и образы богов

Как и все народы на заре своей истории, люди, населявшие долину Нила, обожествляли окружающую их природу, растительный и животный мир.

Постепенно эти взгляды оформились в египетские мифы и легенды. В мифологии Древнего Египта можно выделить три основных цикла мифов:

  • о сотворении мира
  • о солнечных богах
  • об Осирисе.

Так египтяне в своих мифах представляли устройство мира. Папирус. XI династия. Каирский музей, Египет

Так египтяне в своих мифах представляли устройство мира. Папирус. XI династия. Каирский музей, Египет

С мифами тесно связаны религиозные учения, которые возникли на их основе. Важное место в них занимало почитание диких и домашних животных. Каждый египетский бог или богиня связан с какими-либо животными или даже насекомыми.

Человек по имени Amunemwija и боги. Папирус. XXI династия. Новый музей, Берлин, Германия

Человек по имени Amunemwija и боги. Папирус. XXI династия. Новый музей, Берлин, Германия Хотя египетские божества изображаются в виде представителей животного мира, это не означает, что животные сами по себе были для египтян богами.

Каждое животное символизирует только отдельные аспекты каких-то богов. Также нет ни одного животного, которое было бы связано только с одним божеством.

Бог Гор в облике сокола на стеле последнего фараона I династии Каа. Раннединастический период, ок. 2800 до н.э. Пенмузей, Филадельфия, США То есть одно и то же божество могло изображаться в облике нескольких животных в зависимости от того, какие его качества должны были символически доминировать в данной ситуации.

Бог мог быть как добрым, так и крайне жестоким. Поэтому и животные, в которых бог представал, были разными.

Для египетской религиозной традиции характерным является изображение богов в виде человека с головой того или иного животного.

Египтяне в этом отношении совсем не исключение, а наоборот, подтверждение того пути, который прошли религиозные представления любого народа – от анимизма, тотемизма, поклонения силам природы к более сложным образам.

Гор и фараон Хоремхеб, XVIII династия. Музей Кунсткамера, Вена, Австрия

Гор и фараон Хоремхеб, XVIII династия. Музей Кунсткамера, Вена, Австрия Но ни в одной другой культуре в истории человечества включенность животных в религиозную картину мира не достигла такой художественной выразительности и догматической законченности. В облике животных древние египтяне изображали сверхъестественные силы и богов, которым они поклонялись.

Когда появились фараоны – земные властители, добывшие власть над страной, то стали обожествляться и они. А сами фараоны приобрели тесную связь с таким животным, как сокол, который парит высоко в небе над всем остальным миром.

Бог Гор – бог-сокол в египетском пантеоне богов занимал одно из важнейших мест. Именно он был покровителем и защитником фараонов с древнейших времен. И сами фараоны нередко с ним отождествлялись.

Самый важный мифологический цикл - об Осирисе

Осирис - центральная фигура важнейших мифов Древнего Египта. Папирус. Британский музей

Осирис - центральная фигура важнейших мифов Древнего Египта. Папирус. Британский музей Миф об Осирисе - умирающем и воскресающем боге является одним из важнейших в древнеегипетской мифологии. Осирис – это бог-царь Египта в древности, который был убит собственным братом Сетом.

Вот краткое изложение содержания этого мифологического цикла.

В те далекие времена, когда это произошло, верили египтяне, земных царей еще не было, правителями страны были сами боги. Осирис (это греческая форма египетского имени Усири), находившийся на египетском троне, дал людям множество знаний и научил их большому числу ремесел.

Благодаря ему жители страны стали заниматься земледелием и виноградарством, перешли к оседлому образу жизни, стали почитать богов, научились пению, музыке и танцам, перестали заниматься каннибализмом, то есть поедать друг друга.

Его брат – Сет – был совсем другим по характеру и наклонностям. Это было злое и коварное существо. Сет ненавидел Осириса и желал его смерти, но до поры до времени скрывал это. Египетские мифы, дополняя и уточняя какие-то детали, рассказывает о том, что Сет смог привлечь к участию в заговоре большое число людей. Одни источники называют цифру 42, другие – 72 человека.

Деревянный саркофаг. XII династия. Музей Кунсткамера, Вена, Австрия

Деревянный саркофаг. XII династия. Музей Кунсткамера, Вена, Австрия Вместе с приспешниками он организовал пир, на который пригласил своего доброго и наивного брата.

Во время пира он приказал вынести красивый сундук-саркофаг, сделанный из сикиморы, обитый серебром и украшенный драгоценными камнями.

Он пообещал подарить его любому, кому этот сундук будет подходящим по размеру. Осирис, не подозревая подвоха, залез в сундук, который оказался точно по его росту. Он не догадывался, что Сет еще раньше подкупил слугу, который тайком снял мерку с Осириса. Именно по этой мерке и был сделан сундук.

Пока Осирис радовался такой удаче, Сет кликнул на помощь других заговорщиков. Они захлопнули крышку сундука, прибили ее гвоздями и запаяли для надежности еще свинцом. После этого заговорщики бросили сундук в море.

Жена Осириса, богиня Исида (греческая форма египетского имени Асет или Есит), узнав о случившемся, сразу отправилась на поиски мужа. Она нашла сундук с телом на берегу далеко от Египта – там, куда его вынесло море.

Исида (справа) и Нефтида рядом с телом Осириса. Рельеф. Храм Хонсу в Карнаке, Египет

Исида (справа) и Нефтида рядом с телом Осириса. Рельеф. Храм Хонсу в Карнаке, Египет Но Сету удалось выкрасть тело Осириса, на этот раз он изрубил брата на 42 части, и разбросал их по всему Египту (в Древнем Египте было 42 области – нома). Исида вновь пошла на поиски мужа. Она собрала части тела мужа воедино.

Боги Анубис и Тот забальзамировали тело Осириса, приготовив его для похоронных церемоний. Исида с помощью магии оживила Осириса на время, зачав от него ребенка – будущего бога Гора.

Именно Гор стал воплощаться отныне в каждом фараоне, правившим Египтом.

Сам же Осирис спустился в подземный мир, где стал его владыкой.

Борьба Сета и Гора за трон

Гор и бог Тот в облике человека с головой ибиса

Гор и бог Тот в облике человека с головой ибиса Однако Сет не желал отдавать трон Египта Гору. Вначале он пытался убить маленького Гора, которому пришлось из-за этого прятаться вместе с Исидой в зарослях Дельты. Когда Гор вырос, он вступил в открытую схватку с Сетом за право стать королем.

80 лет продолжалась эта борьба. Во время одной из битв Сет вырвал у Гора глаза и закопал в земле. Богиня Хатхор (по другой версии – Хесат) накапала в глазницы молока, тем самым вернув зрение Гору. В других битвах уже Гор нанес Сету тяжелые увечья.

Боги во главе с Ра устали от этой бесконечной вражды и собрали свой трибунал. Не сразу, но боги все-таки приняли решение передать право на правление Гору.

Бог солнца Ра взял Сета в свою ладью, на которой он днем плывет по небу с востока на запад, а ночью - в подземном царстве Осириса – уже с запада на восток. Сет стоит на носу лодки солнечного бога и копьем поражает злого змея Апопа, злейшего врага Ра.

Ладья Ра - бога солнца в мифологии Древнего Египта. Папирус. XXI династия (ок. 1070-945 гг. до н.э.). Музей археологии, Познань, Польша

Ладья Ра - бога солнца в мифологии Древнего Египта. Папирус. XXI династия (ок. 1070-945 гг. до н.э.). Музей археологии, Познань, Польша

Вот такие переливающиеся друг в друга мифы и легенды, имеющие в каждом варианте свои интересные особенности, играли определяющую роль в духовной культуре и религиозных представлениях древних египтян более 3000 лет.

Египетские мифы и предназначение пирамид

Великий фараон Рамзес II под охраной бога Амона. XIX династия. Храм в Карнаке, Египет

Великий фараон Рамзес II под охраной бога Амона. XIX династия. Храм в Карнаке, Египет Сегодня мифы и легенды Древнего Египта воспринимаются как сказка. Ну, скажем так, любая религия - это сказка. Но, похоже, такая сказка, без которой подавляющее большинство людей обойтись не могут и не смогут как в наше время, так и в будущем.

Религия как специфическая форма духовного освоения и познания мира будет существовать до тех пор, видимо, пока будет существовать человечество.

Атеизм - это духовный выбор возможный по ряду причин, о которых подробно говорить здесь не будем, только для очень небольшого числа людей даже в XXI веке.

В древности же появление людей, сознание которых свободно от религиозных взглядов и установок, было исключено в принципе: сомневающиеся быть могли, совсем неверующие в существование сверхъестественные сил - нет.

Фараон XII династии Сенусерт III - один из строителей пирамид. Британский музей

Фараон XII династии Сенусерт III - один из строителей пирамид. Британский музей Вот и египтяне верили в свою сказку. Точно так же, как и фараоны – очеловеченные боги Горы. Но даже боги, как говорят легенды, могут умереть, поэтому фараоны боялись смерти не меньше, чем простые жители Египта.

Фараоны хотели жить вечно. А помочь им могли в этом только пирамиды - сооружения, которые не подвластны времени.

Долгое время полагали, что пирамиды являлись каменными могилами для захоронения мумий фараонов. Исходили из того, что древние египтяне верили, что в пирамиде душа фараона - Ка – сможет найти нетленное тело, и земной владыка уже после своей смерти вновь обретет могущество и получит бессмертие в загробном мире.

Идея, что после смерти душа обязательно встретит свое тело, если оно сохранилось, является одной из центральных как для мифов и легенд, так и в целом для религии Древнего Египта.

Ученые в последние десятилетия склоняются к мнению, что пирамиды строились не для того, чтобы стать реальной могилой для мумии властителя Египта. Поскольку невозможно игнорировать тот факт, что ни одной мумии в пирамидных сооружениях не была найдено. Саркофаги, которые нашли в пирамидах, видимо, всегда были и оставались пустыми.

Ломанная пирамида фараона IV династии Снофру - отца Хеопса

На переднем плане пирамида фараона V династии Униса, позади видна ступенчатая пирамида фараона III династии Джесера - древнейшая пирамида как в Египте, так и в мире Ломанная пирамида фараона IV династии Снофру - отца Хеопса Пирамида фараона V династии Сахура

Постепенно пришло такое понимание роли и значения пирамид: они были частью ритуально-погребального комплекса, но не в качестве могилы фараона. Пирамиды выполняли роль солнечной лестницы, по которой умерший владыка поднимался в небесную высь, чтобы присоединиться там к богам и обрести вечное бессмертие.


Главнейшей особенностью древнеегипетской культуры является всепроникающая и теснейшая взаимосвязь всех ее сфер и религией. Религия определяла политические, экономи­ческие и социальные институты этой страны, быт и повседневную жизнь. С другой стороны, религия и культура Древнего Египта оказала прямое влияние на культуру и религию древних Греции, Ассирии, Финикии, Иудеи.

Человек первобытной эпохи искал разум и сознательную волю у любого растения, животного, в любом предмете, явлении или состоянии природы. Одухотворение неорганической природы было свойственно и египтянам, но преодолеть его до конца им так и не удалось. На всем протяжении истории Древнего Египта устойчиво сохранялись пережитки первобытных верований – тотемизма и зооморфизма (культа определенных животных).

Пережитки тотемизма проявлялись в том, что часто в облике животных, птиц, насекомых и пр. египтяне олицетворяли природные стихии. Как правило, каждая часть вселенной мыслилась подобно тем существам, которые обитали в недрах земли. Образом земной стихии – засушливой почвы - являлся, например, лев, ибо львы (как и змеи) таились в логовищах, и египтянам казалось, что они вышли из глубины земли, которая первоначально представлялась гигантской змеей, а потом мужчины.

Первоначально каждое божество почиталось в виде какого-либо животного. Они, как правило, считались покровителями охоты. В процессе приручения диких животных некоторые стали божествами скотоводства. Во многих номах почитались боги в образах быков и коров.

С другой стороны, например, бог мудрости, знания, письма Тот изображался или в виде своих священных животных павиана и птицы ибиса, или в виде мужчины с головой ибиса (илл. 7): по представлениям египтян, ум человека находился в сердце - ибис, спрятав шею и голову в перьях под грудью, очертаниями походил именно на сердце; ибис, пожиратель змей, саранчи и яиц крокодилов, опускал свой вогнутый клюв в землю очень похоже на то, как макали в чернильницу палочки для письма.

Исида почиталась как супруга и сестра Осириса, мать Хора. Символ Исиды – царский трон, знак которого часто помещался на голове богини. Иногда убором Исиды являлся солнечный диск, обрамленный рогами коровы. Часто изображалась: в облике женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает умершего/западную часть саркофагов, на коленях в белой повязке афнет, оплакивающая умершего; кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Повелительница заклинаний, золота – образца нетленности, запада. Покровительница погребальных пелен и ткачества, священного саркофага, умершего.

Особенности египетской мифологии.

1. Египетские боги, в отличие от греческих, они не имели четко определенных функций. У большинства богов нет строгих правил иконографии: одного и того же бога изо­бражали либо в виде человека, либо животного, либо человека с головой живот­ного. Ра изображался в виде человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском священным змеем – уреем; во время своего плавания на ночной черной ладье по потустороннему миру изображался с головой барана. Некоторые боги не имеют даже постоянных имен: они могут меняться, нап­ример, в зависимости от времени суток, от действия, которое совершалось в конкретный момент. Так, формы и образы лунного бога Хонсу, изображавшегося в виде мумифицированной фигуры младенца, иногда с головой сокола, покровителя писцов, зависели от фазы лунного цикла: то он податель пропитания, помощник правосудия, судья, вестник богов, то он очень грозное и кровожадное божество, палач богов, отрубающий головы и сжигающий сердца.

Причину этого ученые видят в том, что в религии Египта не было, как у христиан или мусульман, единой священной книги или символа веры, как дол­гое время не было и догматов, отрицавшихся жрецами как "ересь". В каждом номе создавались свои собственные версии одних и тех же сказаний и легенд. Сюжеты сказаний и образы заимствовались, концепции смешивались. Поэтому боги могли менять роли, иконо­графию. Могли отождествляться между собой из-за сходства в облике, функциях или созвучия имен. Или могли распадаться на множество разновидностей (или ипостасей). Например, бог Хор обычно изображался в облике сокола или человека с головой сокола (илл. 8). На протяжении древнеегипетской истории культы всех других богов, принимавших облик сокола (как бог Ра на илл. 9), ассимилировались культом Хора, в результате чего в Египте насчитывалось более двадцати ипостасей Хора.

С другой стороны, для первобытного мышления одна и та же стихия является то злым, то добрым существом. В мифах мы найдем и злых, и добрых змей.

Сущность человека в древнеегипетском понимании.

Сущность человека мыслилась египтянами в неразрывном единстве его тела, душ, имени и тени. (Оговоримся, что христианские понятие "душа", "воскресение" и другие заключают в себе иной смысл, нежели соответствующие древнеегипетские слова, их употребление в отношении религии Древнего Египта является в литературе условным).

Со смертью, считали египтяне, умирает лишь его материальная оболочка - тело. Но остаются жить несколько нематериальных частей человеческого существа. Сколько их было всего и как представляли их египтяне в полном объеме, в научной литературе однозначного ответа до сих пор нет. Поэтому остановимся на двух, наиболее упоминаемых в египетских текстах.

"Ба" обычно изображалась в виде птицы с человеческой головой (илл. 15, 15-а), но могла обозначаться знаком горящего масляного светильника. Перевод слова ба не имеет аналогов в современных языках.

У солнечного бога Ра насчитывалось семь ба. Воплощениями ба бога Ра на земле являлись бык Мневис и белоснежная цапля Бену (или феникс). Кошка – это ба богини Бастед. Небесные светила также проявления ба богов.

В земной жизни человека ба проявляется в основном через физическое тело (сын есть воплощение ба отца). Человек умирает, когда ба покидает тело, вылетая через рот.

Главная функция ба, посещавшей тело уже в гробнице – позволить умершему выйти из темноты гробницы, насладиться свежим воздухом и природой, добыть покойному хлеб и воду. Благодаря заклинаниям, покойный в качестве живой ба мог принимать различные формы - сокола, ласточки, цапли - кем понравится.

Наступал день, когда к мумии прилетала ба. По ее зову в гробницу являлись боги загробного мира и возвращали умершего к жизни.

Ка, ба, Осирис и бальзамирование.

Так как смерть физического тела нарушало органическое единство его с его же нематериальными субстанциями, то для вечной жизни в загробном мире необходимо было восстановить это единство. В ином мире человек не сможет жить без тела.

Наконец, сохранение тела умершего - основное условие благополучной загробной жизни. Отсюда особая забота о нем, проявлявшаяся, помимо бальзамирования, в помещении тел в надежные гроб­ницы (чтобы оградить их от гиен и грабителей), с портретными статуями, вещами и пропитанием.

Ось всех концепций и относительно Вселенной, и этических основ мировоззрения египтян.

Таковой осью являлись представления египтян о маат

Маат – персонификация истины, справедливости, гармонии Вселенной, установления богов и этических норм. Маат символизировала дарованный богом-творцом во время сотворения мира вселенский порядок и закон. По этому закону движутся звезды, сменяются времена года, существуют боги и люди.

Но принцип маат это не только закономерность эволюции Вселенной, но и ответственность фараона или простолюдина за свои поступки. Львиноголовая богиня Сехмет являлась божественной силой, утверждающей маат, символом неотвратимого наказания за ложь, предательство, ритуальные грехи. Приняв облик львицы, она постоянно преследовала всех, кто восстал против вселенской гармонии, установленной богом Ра.

Маат – действующее лицо загробного суда Осириса.

Изображения маат сохранились практически во всех египетских храмах - в виде сидящей женщины, иногда с крыльями, со страусовым пером на голове. Могла изображаться только пером, либо в виде плоского песчаного первозданного холма с одной скошенной стороной.

Священное насекомое Маат – пчела.

Важнейшие культы и их истоки.

 Культ Осириса, одного из древнейших богов, связан с паводком Нила,


 Культ фараонов.


Предполагают, что истоки культа фараона восходят к древнейшему культу быка, который связывался с почитанием вождя племени. Способствовало так же то, что основой египетской концепции царственности являлось признание божественной сущности фараона, представление о нем как о воплощенном божестве. В отличие от народов Двуречья для египтян правители были созданы богом-Творцом одновременно с небом, землей, людьми. В понимании царской власти египтянами всегда преобладала божественность. Покровителем власти и родоначальником фараонов всегда считался бог Хор. И царственность понималась как наивысшая святость, неизменность и непрерывность – нарушение ее ведет к торжеству Хаоса. А этого египтяне боялись всегда.

Для простых египтян фараон, живой или мертвый, равно бог, независимо от его личных качеств, потомок и исполнитель воли богов. Он защищен ими и от них он получил в правление Египет. Именно через фараона божественные силы проявляются на земле, устанавливая закон мировой гармонии. Фараон – единственный человек, который присутствует от имени всех египтян в святилище храмов во время богослужения, у него - исключительный доступ к богам.

Правителю надлежало поддерживать маат и посредством ритуалов, принесения жертв, личного благочестия и побед в войнах уничтожать Хаос, тем самым устанавливать порядок и утверждать маат, а это – главное в посреднической (между людьми и богами) функции и миссии фараонов.

При фараоне-реформаторе Эхнатоне была изменена идеологема царской власти: царь и царица уже не земные воплощения Хора и Хатхор, а непосредственные дети бога солнца – Шу и Тефнут. Культ статуй Эхнатона был доведен до крайности.

В повседневной жизни фараон должен ежеми­нут­но соответст­вовать своей божественности. Поэтому он, например, не появлялся с непо­кры­той головой и даже в семейном кругу носил па­рик. Фараон - центр мысли, истории, знания. Он видит всё и слышит каждое произнесенное слово. Фараон совершил ритуал - и наступает день. Он всемогущ, всегда и везде побеждает. Если фараон жив - Египту обеспечены мир и процветание. Если божественность фараона не соблюдается - в стране все сразу приходит в упадок. Имя бога Ра включалось в личные имена фараонов: Хафра, Менкаура. Рамсес обозначает "рожденный Ра".

Истоки обожествления фараона, сложная и пышная обрядность царского обихода можно проследить в перенесении на фараона всего цикла представлений первобытно-родовой эпохи о племенном вожде. При жизни он считался средоточием благосостояния племени, а после смерти, при соблюдении надлежащих обрядов, его охранителем.

С другой стороны, фараон как простой смертный сам просил у богов даровать ему власть и жизнь на долгие годы; моление за здравие фараона совершалось в храмах ежедневно.

Культ определенных животных.

Сами животные никогда с богами не отождествлялись и не почитались как божества, за исключением тех случаев, когда строго определенное животное считалось "воплощением души" какого-нибудь бога.

Наиболее распространенными были следующие культы: быка, кошки, коршуна, павиана, крокодила и жука-скарабея.

В подземельях храма Аменхотепа III (Новое царство) были обнаружены многочисленные погребения священных птиц бога Тота – ибисов, помещенных в особые керамические, бронзовые и деревянные сосуды, на многих из которых сохранились имена людей, пожертвовавших эти мумии в храм.

Культ мертвых.

Культ мертвых – это и забота о потусторонней жизни умерших, и практическая необходимость.

В основе заупокойного культа, в частности, Древнего царства - представление о сохранении у умерших тех же потребностей, которыми обладают живые люди и главная задача - обеспечить покойного едой и питьем. Это стремление отражено во всех погребальных обрядах, и это отзвуки первобытного страха перед голодом и жаждой (в заупокойных молитвах постоянно звучит ужас перед возможной перспективой загробного голода). Содержание основной древнейшей молитвы - это простое пожелание получить жертвоприношение хлебом, пивом, мясом, благовониями и одеждой.

Большую роль в жизни египтян играла религия. Их религиозные взгляды сложились в эпоху Древнего царства, в дальнейшем они претерпели значительные изменения, которые, тем не менее, не коснулись исходных черт и особенностей религии. Древние египтяне обожествляли природу и земную власть, отождествляемую с фараоном. В каждом номе (области) Египта почиталось собственное божество. Особенностью египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований – тотемизма. Поэтому египтяне представляли своих богов в образах животных, змей, лягушек, крокодилов, баранов, кошек. Звери считались священными, их содержали при храмах, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. На тотемизме базируется и зооморфизм египетских богов. бог Гор уподоблялся соколу, Анубис – шакалу, Хнум – барану, Собек – крокодилу, богиня Хатхор – корове.

С развитием египетской цивилизации богам стали придавать антропоморфный вид. Остатки древнейшего поклонения богам-животным законсервировались в виде птичьих и звериных голов у антропоморфных (человекоподобных) божеств и проявлялись в элементах головных уборов (голова сокола у Гора, рога коровы у Исиды, рожки газели у Сатит, рога барана у Амона и т. д.).

При всем многообразии богов главным был бог Солнца — Ра, царь и отец богов. Не менее важным и почитаемым был Осирис — бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны Хонсу был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат.

Важнейшим элементом религиозных представлений древних египтян была вера в загробную жизнь - протест против смерти. Желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Стремление к бессмертию стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл большую роль не в только религиозной и культурной, но и политической, экономической, жизни Древнего Египта. Согласно вероучению древних египтян смерть не означала конец: жизнь на Земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Это привело к возникновению искусства изготовления мумий. Мумификация обеспечивала длительное сохранение тела. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни человека на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник – ремесленником и т.д. Поэтому для выполнения необходимых работ в загробном мире в гробницу клали специально изготовленные фигурки людей – слуг, работников, орудия труда. Таким образом, египетская религия прошла длительный путь развития и со временем превратилась в законченную религиозную систему. А географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

Таким образом, египетская религия прошла длительный путь развития и со временем превратилась в законченную религиозную систему. А географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

3.1.3 Письменность и литература

Каждая цивилизация создала свою систему письма. Египетская письменность зародилась в конце IV тыс. до н.э., прошла длительный путь формирования и как развитая система сложилась ко времени среднего царства. Первые письменные знаки возникли из рисунков, правильнее из рисуночного письма в виде определенного набора знаков, передающих звуки и произносимые слова, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов, а египетская письменность – иероглифики. Благодаря органическому сочетанию знаков, обозначающих слоги, идеограмм, поясняющих смысл слова, египтянам удавалось точно и ясно передавать не только простые факты действительности и хозяйства, но и сложные оттенки отвлеченной мысли или художественного образа.

Особой разновидностью поучений были пророчества мудрецов, предсказывающих наступление бедствий для страны, господствующего класса, если египтяне будут пренебрегать соблюдением норм, установленных богами. Такие пророчества описывали реальные бедствия, происшедшие во времена народных восстаний, вторжений иноземных завоевателей, социальных и политических потрясений.

Излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской обработке. В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами.

Гимны и песнопения, исполняемые в честь богов на празднествах, были массовой поэзией, но некоторые из дошедших до современности гимнов, в частности, гимн Нилу и гимн Атону, в которых в образах Нила и Солнца прославляется прекрасная и щедрая природа Египта, являются поэтическими шедеврами мирового класса.

Кроме разнообразия жанров, богатства идей и мотивов, египетскую литературу отличают неожиданные сравнения, звучные метафоры, образный язык, что делает литература Древнего Египта одним из самых интересных явлений мировой литературы.

В египетской мифологии отсутствует логическая последовательность, что указывает на древность мифов. Каждый бог выполняет много функций, и сами боги часто замещают друг друга. То, что многие из них имеют головы животных, указывает на тотемические корни египетской мифологии. Такие боги – модификации тотемов отдельных поселений.

В другой мемфисской версии творцом мира является Птах, главный бог Мемфиса, а мир создается не физическим процессом, а материализацией слов, являющихся следствием мыслей сердца.

Данный миф повторяется в сказке о двух братьях Правде и Кривде. Кривда ослепляет Правду, а сын последнего борется с Кривдой на суде, чтобы отомстить за отца. Связь умирающего и воскресающего Осириса с воскресением мертвых позволяет вспомнить и представление о Фениксе – священной птице древних египтян, сжигающей себя и возрождающейся из пепла.

Миф об Осирисе важен для египтян еще и потому, что человек мог надеяться воскреснуть после смерти, как Осирис. В пользу этого предположения говорит то, что погребальный ритуал повторял легенду об Осирисе, отождествляя покойного с этим богом. А сам гроб делался в форме Осириса.

Миф о борьбе Осириса и его сына Гора с Сетом можно трактовать как борьбу почитаемых на севере богов Осириса и Гора с богом юга Сетом. В мифе Гор побеждает Сета, тогда как в реальности, наоборот, юг завоевал север.

Так как в основе мифов лежат мистические представления, можно комментировать их мистически, что и делает Р. Штайнер. Он интерпретирует миф об Осирисе как миф о рождении мира путем разрывания тела Осириса. Это первое рождение через жертву. Ставший жертвой бог возрождается, чтобы умереть вновь. Осирис – бог-отец, а Изида – великая мать, не только дающая людям пропитание, но и приобщающая их к божественному.

Египтяне считали, что на подобающее существование после смерти нельзя надеяться без надлежащего погребения. Это относилось ко всем людям, но особые размеры приобрело в отношении к правителям. Фараон в соответствии с египетской мифологией с начала первой династии считался богом Гором, который изображался в виде сокола. Таким образом, Гор представлялся троицей из небесного царя, земного царя и сокола. Цель египетской космологии состояла не только в том, чтобы объяснить происхождение мира, но и доказать божественность царя. Вот отрывок диалога, который происходит после смерти царя с его сыном, становящимся царем и богом.

«Вопрос: Ты человек. Это твой отец Гор.

Ответ: Я бог Гор, потому что мой отец – Гор, умер. Он стал Осирисом, потому что тело его погребено в земле, как зерно, а его дух поднялся к небу в виде растительности.

Вопрос: Как случилось, что Гор, бог умер?

Египтяне верили в то, что умершие продолжают существовать. Пирамида была местопребыванием тела бога, обожествленного и преображенного царя. Все излишки средств шли на строительство пирамид для фараонов, саркофагов – для элиты, что считалось важнейшим делом. Пирамиды, как и сфинксы, стали символами египетской цивилизации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Небо Египта

Небо Египта На небе души проходят через три этапа. Поля Иалу,[126] блаженная страна, где урожай в шесть локтей высотой вознаграждает труд умерших; Поля Подношений, где стол всегда накрыт, и неисчислимых воздаяний достигаешь без труда и усилия; Дуат, куда умерший проникает в

1. Мифология

1. Мифология Любители античности будут осчастливлены тем, что для такой универсальной античной категории, как гармония, имеется специальный мифологический образ, который тоже носил имя гармонии.а) Оказывается, что Гармония была не больше и не меньше, как дочерью Ареса и

Сказки и мифы Древнего Египта. Эволюция сознания в сказке о двух братьях

Сказки и мифы Древнего Египта. Эволюция сознания в сказке о двух братьях События волшебных сказок отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность…Анализ сказок и мифов – путь контактирования с архетипическими идеями. Если мы понимаем

ТАЙНАЯ МУДРОСТЬ ЕГИПТА

Сказки и мифы Древнего Египта. Эволюция сознания в сказке о двух братьях

Сказки и мифы Древнего Египта. Эволюция сознания в сказке о двух братьях События волшебных сказок отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность… Анализ сказок и мифов – путь контактирования с архетипическими идеями. Если мы понимаем

История Египта

Искусство древнего Египта

Искусство древнего Египта Египетская письменность, изобретенная более 5000 лет назад, представляла собой употребление рисунков в виде знаков. «Некоторые знаки обозначали звуки, другие – идеограммы и целые слова, третьи – целые классы объектов, к которым принадлежало

Мифология древнего Рима

Мифология древнего Рима Первичные мифы римской цивилизации, например, миф о выкармливании волчицей двух братьев – основателей Рима, – мало чем отличаются от мифов первобытных народов. Тит Ливий пишет, что первый культ, учрежденный на римской земле Ромулом, был культ

КОНЕЦ ЕГИПТА

Конец Египта

Читайте также: