Осмотр пациента на педикулез алгоритм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Начинается холодный период года. Как правило, на 2 и 3 четверть учебного года приходится рост заболеваемости головным педикулезом среди школьников. Способствует этому обмен учащимися шапочками или их хранение (не в пакете, а на вешалке в гардеробе), пользование одной расческой, селфи-фотографии. Заражение возможно не только в классах, но и в общих раздевалках спортзалов, бассейнов, танцевальных студий, если вещи находятся не в индивидуальных шкафчиках, а на общей вешалке.

К негативной особенности последних лет относится приобретение устойчивости вшей к препаратам, которые были эффективны еще недавно. Это значит, надо менять тактику лечения!

Эпидемиологическое обследование групповой заболеваемости в одной из школ, где недавно было выявлено 6 больных педикулезом, показало, что причинами вспышки явились нерегулярные осмотры на педикулез школьным медиком, а также не проведение в школе месячника по борьбе с педикулезом и чесоткой в этой школе в сентябре. В результате в начале сентября произошел занос педикулеза из домашних очагов и распространение заболеваемости.

Между тем купировать групповую заболеваемость педикулезом очень сложно, ведь теперь надо это делать и в семьях и в школе 30-40 дней (если не будет свежих случаев). А начинать мероприятия надо с общешкольного родительского собрания, где рассказать о мерах профилактики.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай разработана специально лекция для родителей с презентацией слайдов, где доходчиво объясняются алгоритмы действия при регистрации единичных и массовых случаев педикулеза в организованных коллективах, рекомендуются меры оздоровления домашних и школьных очагов.

Медицинским работникам школ


Правильный осмотр на педикулез – с лупой и гребнем

Родителям

Если в школе выявлен педикулез, работать на профилактику заболевания придется во всех семьях! В течение 30-40 дней нужно осматривать не только своего школьника, но и всех членов семьи, даже если медицинским работником у Вашего чада педикулез не выявлен: в начале заболевания, когда вшей мало, их можно не увидеть.

Кстати, простой способ обнаружить вшей у себя и домочадцев: прочесать волосы мелким гребнем над ванной. Или над столом, где расстелено белое полотенце (простынь). На белом фоне вычесанные паразиты видны хорошо.

Однако никакое лечение не поможет, никакое ручное вычесывание, если мы не проведем полной санации всего, с чем мог соприкасаться пораженный педикулезом ребенок! Поэтому, стираем в горячей воде всю одежду, постельное бельё (то, что нельзя постирать – немедленно в пластиковый мешок и в морозильник, а в зимнее время – на балкон или веранду на 3-4 часа). Моются-стерилизуются все расчески, заколки, щетки, сменяются все головные уборы (или вымораживаются и проглаживаются изнутри), ворсистая мебель проглаживается горячим утюгом, ковры тщательно пылесосятся. Причем, проводите это одномоментно с лечением волос, иначе ни то, и другое не даст результата. И еще – домашние животные не переносят педикулез. У них свои собственные блохи.

Директорам школ и учителям

При выявлении медицинскими работниками, педагогами педикулеза у ребенка проводится информирование родителей с рекомендациями по обработке ребенка от педикулеза. Допуск детей в детское дошкольное учреждение или школу осуществляется только после санации от вшей и, главное, от гнид.

Осмотры на педикулез проводит медицинский персонал и ответственные лица (педагоги, воспитатели) ежеквартально в школе и ежемесячно в детском дошкольном коллективе. Однако если в школе (детском саду) выявлены случаи педикулеза, кратность осмотров возрастает (до 1 раза в 7-10 дней).


(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173


Эл. почта:

Оснащение: перчатки, расчёска, лупа, дезинфицирующий раствор.

Последовательность действий:

1. Посадить пациента на кушетку, надеть перчатки.

2. Если волосы длинные, распустить их.

3. При помощи расчески и лупы осмотреть голову пациента, перебирая пряди волос; особое внимание обратить на затылочную и теменную области и за ушами.

4. Попросить пациента раздеться. Осмотреть нательное бельё.

5. Внимательно осмотреть другие волосистые части тела (подмышечные впадины, лобковую область).

7. Погрузить расчёску в дезинфицирующий раствор на 1 час.

Обработка при педикулёзе.

Цель: профилактика внутрибольничной инфекции

Показания: уничтожение вшей и гнид на волосистой части головы

Противопоказания: крайне тяжёлое состояние пациента

1) Укладка защитной одежды в биксе – медицинский халат, косынка, маска, клеенчатый фартук, перчатки

3) 6% раствор уксусной кислоты;

5) частый гребень;

6) косынки (клеёнчатая и хлобчатобумажная);

7) ватные тампоны;

8) клеенчатая перелина;

10) ножницы, безопасная бритва;

11) лоток и спички для сжигания волос;

12) чистое бельё;

13) клеёнчатый мешок для сбора вещей пациента;

Обязательные условия: обработку проводить в специальном, хорошо вентили­руемом помещении, соблюдать права пациента, конфиденциальность, ин­фекционную безопасность.

Последовательность действий:

1. Сообщить пациенту о наличии педикулёза, необходимость предстоящей процедуры и получите согласие на обработку.

2. Надеть дополнительный халат, косынку, маску, перчатки, фартук.

3. Усадить пациента (если позволяет его состояние) на кушетку, накрытую клеёнкой.

4. Укрыть плечи пациента клеенчатой перелиной.

5. Обработать волосы одним из дезинсектицидных растворов, согласно прилагаемой к нему инструкции.

6. Покрыть волосы косынками (клеёнчатой и хлопчатобумажной) на 20- 30 минут.

7. Промойте волосы теплой водой и шампунем.

8. Ополоснуть волосы 6% раствором уксусной кислоты.

9. Вычесать волосы частым гребнем в течение 10-15 минут, наклонив голову над белой бумагой.

10. Осмотреть волосы пациента, убедиться что вшей и гнид нет.

11. Сжечь бумагу.

12. Бельё пациента и спецодежду медсестры сложить в мешок для отправки в дезинфекционную камеру.

13. Погрузить гребень в дезинфицирующий раствор на 1 час.

14. Снять перчатки, вымыть руки.

15. На титульном листе медицинской карты стационарного больного сделать отметку о выявленном педикулёзе "Р" (pediculosis).

Примечание: осмотр волосистой части головы провести в лечебном отделении через 3 дня.

Антропометрия.

Антропометрия – это комплекс методов и приёмов измерения морфологических особенностей человеческого тела. К измерительным методам относятся определение массы тела, роста, измерение окружности грудной клетки и некоторые другие.

Определение массы тела.

Цель: определение фактической массы тела

Показания: необходимость исследования физического развития и по назначению врача.

Противопоказания: Тяжелое состояние пациента.

Оснащение: медицинские весы, клеёнка, дезинфицирующий раствор, история болезни.

Обязательные условии: исследование проводится натощак, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника.

Последовательность действий:

1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие.

2. Открыть затвор на весах и отрегулировать весы.

3. Закрыть затвор на весах и положить клеёнку на площадку весов.

4. Поставить пациента на середину площадки весов на клеёнку (без тапочек).

5. Отрегулировать весы, закрыть затвор.

6. Определить массу тела пациента и сообщить результат пациенту.

7. Обработать клеёнку, вымыть руки.

8. Записать данные в историю болезни.

Измерение роста

Цель: определение роста для коррекции массы тела.

Показания: Необходимость исследования физического развития и по назначению врача.

Противопоказания: Тяжелое состояние пациента.

Оснащение: ростомер, клеёнка, дезинфицирующий раствор, история болезни.

Последовательность действий:

1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие.

2. Предложите пациенту снять обувь.

3. Постелить на площадку ростомера клеёнку.

4. Поднять планку ростомера по шкале.

5. Поставить пациента спиной к стойке так, чтобы он имел 4 точки соприкосновения (пятки, ягодицы, лопатки и затылок) с ростомером.

6. Опустить планку ростомера на голову пациента и отметить по шкале количество сантиметров.

7. Записать данные измерения в историю болезни (температурный лист).

8. Продезинфицировать клеёнку.

Транспортировка пациента в лечебное отделение.

Вид транспортировки определяет врач в зависимости от тяжести состояния пациента.

1) взять историю болезни.

2) проводить пациента в отделение.

3) передать историю болезни постовой медицинской сестре.

На каталке, на носилках:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе её выполнения.

2. Подготовьте каталку к транспортировке, проверьте ее исправность, продезинфицируйте.

3. Постелите в каталку простыню, одеяло, положите подушку (при необходимости - клеенку).

4. Поставьте каталку ножным концом под углом к головному концу Кушетки или другим способом, более удобным в данной ситуации,

5. Приподнимите пациента: один медработник подводит руки под шею пациента и туловище, другой - под поясницу и бедра.

6. Поднимите пациента, вместе с ним повернитесь на 90 градусов в сторону каталки или носилок и уложите его.

7. Укройте пациента второй половиной одеяла.

8. Встаньте: один медработник спереди каталки спиной к пациенту, другой - сзади каталки, лицом к пациенту.

9. Транспортируйте пациента в отделение с историей болезни.

10. Поставьте каталку к кровати, в зависимости от площади палаты.

11. Снимите одеяло с кровати.

12. Переложите пациента на кровать, используя безопасную методику.

13. Продезинфицируйте каталку в соответствии с действующими приказами.

1. Вниз по лестнице пациента несут ногами вперед, причем передний конец носилок приподнят, а задний опущен, для того чтобы достигнуть горизонтального положения носилок.

2. Вверх по лестнице пациента несут головой вперед и также в горизонтальном положении.

3. При транспортировке пациента на носилках надо идти не в ногу, короткими шагами слегка сгибая ногу в коленях и удерживая носилки в горизонтальном положении.

На кресло-каталке:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Подготовьте кресло-каталку к транспортировке, проверьте ее исправность.

3. Наклоните кресло-каталку вперед, наступив на подставку для ног

4. Попросите пациента встать спиной к креслу на подставку для ног и, поддерживая, усадите его в кресло.

5. Опустите кресло каталку в исходное положение, прикройте одеялом.

6. Транспортируйте пациента так, чтобы его руки не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.

7. Обработайте кресло-каталку в соответствии с действующими приказами.

Примечание:При любом способе транспортировки сопровождающий пациента обязан передать пациента и его историю болезни палатной медицинской сестре.

ТЕМА: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ.

ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Цельюинфекционного контроля и инфекционной безопасности является предупреждение внутрибольничной инфекции.

Читайте также: