Казахстан в эпоху неолита кратко

Обновлено: 08.07.2024

Современные представления о жизни далеких предков основываются на изучении мест стоянок, пещер, гротов, где сохранились остатки труда человека — каменные орудия, отходы при их изготовлении, остатки пищи — кости животных. Немалое значение имеют и этнографические данные из жизни так называемых отсталых народностей современности. Они позволяют лучше объяснить некоторые стороны материальной и духовной культуры древнейшего человечества. Но главную информацию все же дает наиболее массовый материал первобытного общества — каменные орудия труда.
История человечества делится на большие периоды, связанные с развитием той или иной социальноэкономической формации. В археологии разработана своя периодизация, согласно которой история человечества делится на эпоху камня, бронзы, железа и средневековья. В свою очередь, каждая из перечисленных эпох подразделяется на периоды и культуры. Каменный век делится на три периода — палеолит, мезолит и неолит.
Эпоха древнего каменного века — время становления человечества и его хозяйства — характеризуется низким уровнем производительных сил. Примитивная хозяйственная деятельность заключалась в использовании готовых продуктов природы. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и ягоды и охотился на диких животных. Взаимоотношения людей строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по своему характеру коллективистскими.
Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длинный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо — объединение для совместной защиты и нападения, охоты, собирательства. Это дородовое социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений, отсутствием общиннодомашнего хозяйства, в то же время ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей,
Первобытное стадо соответствует двум наиболее ранним ступеням нижнего палеолита — доашельскому и ашельскому периодам. В ашельскос время постепенно вызревают предпосылки для нового социального организма — первобытной общины. В эпоху мустье уже существует оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, возникают начальные формы общины. Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характеризуется новой гранью — сложением зрелых форм первобытнородовой общины. Это качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа (Homo sapiens)

Палеолит в общем – эпоха становления древнего человека. Наиб. количество стоянок этого периода было найдено в Южном Казахстане. Первое орудие из камня – рубило. Мамонты. Людей хоронили в своих жилищах. Первобытное стадо.

Памятники: Обалысай (Ц), Имам — бурлу (С), Канай (В), Каракудук (Ю), Каратомар (С), Жагабулак (З), Музбель (Ц), Коктубе (З).

Нижний (ранний) палеолит – (2,5 млн. — 140 тыс. лет до.н.э) Чоппер (руб. кам. орудие), чоппинг, рубило, ранние орудия в Южном Каз. Первобытное стадо. Речная галька.

Стоянки: – горы Каратау(Кызылтау, Кошкорган, Шоктас) и в Мугоджарах, Мангистау и Сев. прибалхашье, Борыказган, Карасу (15 тыс. кам. орудий), Шабакты.

Стоянки: Арыстанды, им. Ш.Уалиханова, Кызылрысбек.

Мезолит – (12 – 5 тыс. лет до н.э) Лук, стрелы, бумеранг, шлифовать, пилить, сверлить, ловушки и силки, одомашивание животных и окультуривание растений; микролиты (тонкие каменные пластины), рыболовная снасть и лодка.

Неолит – (5-3 тыс. лет до н.э) “Новокаменный” Микролиты, зернотерки, серп, мотыги, примитивный ткацкий станок, керамика (геометр.), орудия труда из яшмы и кварцитов в Сев. – Вост. прибалхашье, кремация трупов. Получил название от каменных орудий. На территории Каз. наиб распространены археологические памятники неолита. Материнский род. Высокий уровень обработки камня. Производящий тип х-ва. Разделение труда. Скотоводство и земледелие.
Стоянки: Саксаульская (Приаралье), Ботай.

Энеолит -3-2 — меднокаменный век, появление медных изделий,
Стоянки: Жезказган, Зыряновск. Ботайская культура.

Культуры: Бегазы – Дангыбаевская, Андроновская культура (серьги и подвески) самая крупная в Европе и Азии (впервые возле города Ачинска в Южной сибири)

Стоянки: Урочище тамгалы, Канай

Памятники (от Енисея до Урала)

Раннее железо – племена саки, искусство плавки и обработки цв. металлов

Мезолит. Хронологические границы эпохи мезолита в Казах­стане — около 12—5 тыс. лет до н.э. В археологической науке Казахстана эпоха мезолита изучена недостаточно. Только в результате археологических исследований в районе Есиля, в Кустанайской области и близ Тургая были найдены некоторые памятники мезолита. Период перехода от палеолита к мезолиту совпал с таянием ледников. В природно-климатических условиях произошли существенные изменения, многие виды гигантских животных вымерли, большие изменения претерпел и мир растений. Изменение фауны и другие факторы обусловили возникновение земледелия и новых элементов животноводства, а в некоторых регионах сложились новые формы рыболовства и охоты.

Этот период, по сравнению с другими периодами каменного века, характеризуется подвижностью людей — они часто перемещались с одного места на другое. Поэтому на их стоянках не успевали формироваться культурные слои. Те, что есть, очень тонки, недостаточны. Поэтому стоянки людей этой эпохи встречаются очень редко.

Еще одной особенностью эпохи мезолита являлось увеличение численности отдельных видов животных: зайцев, сусликов, лосей, волков и т.д. Охота на этих животных потребовала изготовления новых видов орудий. Однако еще сохранялся способ "загонной охоты”, существовавший со времен раннего палеолита.

В связи с увеличением численности населения и нехваткой охотничьих угодий часть древних людей в эпоху мезолита начала заселять северные регионы, т.е. бассейны рек Есиль, Тобол, Тургай, Яик (Урал).

Археологическими исследованиями обнаружено всего около 20 стоянок этой эпохи, что объясняется мягким и теплым климатом в 8 тысячелетии до н.э. В связи с этим обстоятельством люди того времени редко строили постоянные жилища и часто передвигались в радиусе больших территорий. Стоянки расположены по берегам рек и озер. Остатки жилищ не сохранились. В долине р. Есиль найдены легкие прямоугольные постройки площадью 40—60 м 2 с неглубоко вкопанными каркасными столбами. Строили также шалашеобразные жилища, на местах которых остались лишь небольшие углубления.

В мезолите произошло также принципиальное изменение в технике изготовления орудий труда. Люди стали применять вкладышевую технику, которая заключалась в том, что основа предмета изготавли­валась из кости или дерева. На ней делались продольные прорези — пазы, в которые вставлялись и закреплялись лезвия из каменных ножевидных пластин. С помощью дополнительной обработки заготовок и различных способов их крепления на основе или рукоятке изготовлялись в массовом порядке наконечники стрел, дротиков, копий, скребки и скребла для обработки шкур, кожи, различные проколки, скребла и острия, резцы для обработки шкур, кости и дерева, для прорезания пазов, скобели для обработки древков стрел.

В целом можно сделать вывод, что деятельность людей эпохи мезолита являлась связующим звеном между древним и поздним каменным веком.

Неолит. В этом периоде человечество достиг до высокого уровня в технике обработки камня. Произошла большая специализация в производстве орудий труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление, использовались все труднообрабатываемые породы камня, изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты.

Другим достижением людей эпохи неолита было изготовление различной посуды из глины. Все это и возникновение земледелия и скотоводства способствовало повышению производительности труда и жизненного уровня первобытных людей. Теперь охота и собира­тельство превратились в дополнительные источники существования.

Возникновение новых отраслей хозяйственной жизни, усовершенст­вование техники изготовления орудий труда, повышение произ­водительности труда способствовали появлению зачатков ткачества и горнометаллургического дела.

Люди эпохи неолита жили в условиях родовой общины. Они вели коллективный образ жизни, трудились сообща. По данным археологических исследований, на территории Казахстана известно свыше 600 неолитических и энеолитических памятников. Стоянки эпохи неолита по расположению на местности делятся на четыре типа: на берегах рек, озер, родников и в пещерах. На местах стоянок найдено очень много орудий, большинство из них представляли собой ножевидные пластины. На таких стоянках люди жили продолжи­тельное время.

Степной и полустепной характер рельефа подавляющей части территории Казахстана, малочисленность рек способствовали тому, что большинство стоянок располагались у родников. На таких стоянках люди жили недолго, поэтому жилища строились открытым способом и носили сезонный характер.

На стоянках найдены наконечники стрел и копий, топоры, долота, ножи, скребки. Имела место дифференциация в подборе породы камня для изготовления определенных орудий. Коренные изменения в хозяйстве и технике изготовления орудий труда в эпоху неолита в исторической литературе получили название неолитическая революция. Переход к производству пищи, сознательному выра­щиванию съедобных растений, особенно злаковых, к приручению, разведению и отбору животных явился экономической революцией, величайшей в истории древнего человечества, после овладения искусством добывать огонь.

Караунгир — стоянка эпохи неолита — находится на правом берегу одноименной реки, в 1,5 км к северу от с. Караунгир Тюлькубасского района Чимкентской области. Сама пещера находится на высоте 7 м от русла реки. Пещера состоит из двух частей: передней, длиной 20 м, и дальней — 9 м. В процессе исследований обнаружена большая коллекция культурно-бытовых остатков каменных и костяных изделий, керамики, костей животных: древнейшие скребки, пластины с ретушью и без нее, наконечники стрел, нуклеусы, топоры, иглы с ушками, шила, проколы и т.д.

По найденным останкам животных можно предположить, что люди этой эпохи охотились на куланов, медведей, оленей, кабанов, лошадей, быков, косуль, кекликов, фазанов и т.д. Лабораторные исследования установили возраст памятника — 5 тысячелетие до н.э.

В результате археологических исследований на Мангистау открыты памятники оюклинской и тюлесской культур, определенные рамками б—5 тысячелетий до н.э. Стоянки, найденные на полуострове Бузачи и в песках Центрального Мангистау, однотипны со стоянками оюклинской культуры. Поверхность найденной на этих стоянках посуды украшена геометрическим орнаментом, выполненным "в струйчатой” технике.

Материалы, найденные на стоянке, свидетельствуют о том, что их обитатели занимались охотой и собирательством, в быту широко при­меняли обработку шкур, кости и дерева, а из створок морских и иско­паемых моллюсков изготавливали украшения.

В районе Мангистау кроме оюклинской исследованы и памятники тюлесской культуры. Они хотя и малочисленны, но очень вырази­тельны. Керамические изделия тюлесской культуры отличаются многогранностью и особой техникой нанесения орнамента.

По мнению ученых, тюлесская культура является вариантом оюклинской. Возможно, это было продиктовано природно-климати­ческими изменениями, которые привели к специализации местного населения на определенные отрасли присваивающей экономики. Поскольку основным промыслом населения была охота, миграция значительной части промысловых животных требовала большей подвижности населения этого региона. Именно подвижный образ жизни тюлессцев мог привести к такому разнообразию элементов, слагающих их культуру. Сезонные перемещения бродячих охотников в Арало-Каспийском водоразделе предвосхищают систему сезонного кочевания скотоводов эпохи бронзы.

Другая часть обитателей Мангистау жила на побережье Каспий­ского моря и занималась рыболовством, что не требовало постоянных перемещений. Оседлый образ жизни рыболовов привел к строитель­ству долговременных жилищ. Все это способствовало консервации культурных традиций, что иллюстрируется стоянкой Коскудук- 1, найденной недалеко от г. Актау.

В архитектурном плане сооружение Коскудук-1 имело овальную форму. В культурном слое найдены многочисленные изделия из кремния и камня, фрагменты лепных сосудов, обломки морских раковин и украшения из них, кроме того, найдено много грузил и поплавков, вспомогательных приспособлений для рыбацких сетей.

В образцах керамики коскудукской стоянки встречаются оюклинские традиции. Выделяются формы сосудов нового типа, с массивным венчиком, гребенчатой орнаментацией и примесью в тесте мелко истолченных раковин. Подобная керамика имеется только в материалах хвалынской культуры Поволжья, Северного Прикаспия. На основе этой керамики коскудукская стоянка датирована концом первой половины 4 тысячелетия до н.э.

Стоянки атбасарской культуры сосредоточены на территории Атбасарского района Акмолинской области. Здесь обнаружено и исследовано около 200 стоянок древних людей. Самыми известными среди них являются стоянки Карлыга, Жабая, расположенные на берегах древних русел рек Есиль и Чаглинка. По типу и характеру найденных материалов, построек можно сделать вывод, что жители атбасарской культуры вели полукочевой образ жизни.

Подавляющая часть маханжарской культуры находится на дне Тургайской ложбины. Из них лишь несколько имеют сохранившийся культурный слой и хорошо исследованы. На Тоболе пока известна лишь стоянка Алкау-2. Посуда маханжарской культуры оригинальна: тонкостенная керамика, изготовленная вручную, имела удлиненные пропорции. Шейка горловины обычно была заужена, дно — коническое, иногда завершалось шипом, орнамент наносился по еще не просохшим стенкам сосудов зубчатым штампом. На Притобольской стоянке найден и фрагмент пряслица с просверленным отверстием, что свидетельствует о распространении ткачества.

Найденное у с. Железинки погребение женщины дает полное представление об обряде захоронения в неолитическую эпоху. Полусожженный труп женщины погребен вместе с вещами покойницы: среди них — костяная накладка серповидной формы от головного убора, оформленная по краю зубчиками, ожерелье из зубов хищных зверей, крупные бусы из раковин. Вместе с богато украшенной одеждой в могилу поместили орудия труда (тесло, костяное шило), охоты (каменные и костяные наконечники копий и стрел) и три миниатюрных, баночной формы, глиняных сосуда. Там же найдены две фаланги

кулпна, окрашенные красной охрой — цветом, имитирующим, по иродетмилоию древних людей, ритуал сожжения и огнепоклонства.

Энеолит (3 тысячелетие до н.э.). Энеолит является переходным периодом, меднокаменным веком. Пользуясь в течение миллионов лет семенными орудиями, человек постепенно эволюционным путем достиг такого уровня развития, что мог изготовить орудия из металла. Первым металлом, который освоил человек, была медь. Археоло­гические раскопки доказывают, что человек нашел медь случайно. Людям было трудно передвигать большие камни, из которых делали орудия, до постоянных стоянок. Поэтому они разводили костры на камне и раскаленную поверхность заливали водой, отчего он раскалывался на мелкие части. В это время из камня ручейками вытекали легко расплавляемые металлы — медь, свинец, олово. Так люди начали осваивать технику изготовления медных орудий труда. Однако орудия из меди были непрочными, не годились для тяжелых работ и поэтому не могли полностью вытеснить и заменить каменные орудия. Таким образом эпоху, на протяжении которой одновременно применялись каменные и медные орудия труда, в истории называют энеолитом (от греч. энео —"медь”, лит— '‘камень”). Однако появление медных орудий способствовало развитию сознания человека, открыло широкий путь для социально-экономического развития. Внедрение в жизнь людей медных орудий привело к деградации кремниевой индустрии в целом, обеднению наборов каменных орудий.

Появляются новые объекты материальной культуры: плоскодон­ная, богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, жилища.

Памятники энеолита чаще всего встречаются на юге Казахстана. Среди памятников эпохи энеолита, найденных на территории Казахстана, ученые особо выделяют памятники ботайской культуры.

Ботайская культура свое название получила по наиболее характерному для нее поселению у разъезда Ботай Акмолинской области, датируется 3—2 тысячелетиями до н.э.

Ботайская культура была определена В.В. Зайбертом. В целом открыто больше 20 поселений, относящихся к ботайской культуре. Поселения обычно располагались на берегах небольших степных рек: Тургай, Терсаккан, Тобол, У батан, Чаг линка, Иманбулак.

Наиболее богатым материалом и информацией среди них располагает поселение Ботай. Это поселение, предположительно, просуществовало до XIV—XII вв. до н.э. Во время раскопок найдены следы от 158 жилищ. В процессе исследований выяснилось, что это были постройки последнего периода существования поселения. Остатки жилищ более ранних этапов уничтожены при строительстве последних.

Производственно-хозяйственные орудия изготовлялись из различных пород камня, глины, кости. Функциональные определения говорят о сложном хозяйственном укладе населения. Например: костяные элементы узды, застежки для пут — свидетельствуют о начале одомашнивания лошади. Каменные булавы, ножи, кинжалы, наконечники стрел, дротиков, копий связаны с охотой. Гарпуны указывают на рыболовную деятельность. При строительстве жи­лищ использовались различные деревообрабатывающие инструмен­ты: топоры, тесла, долота, стамески, струги, резцы, ножи, скобели. Наличие инструментов для обработки и шлифовки шкур, игл, проколов, шил говорит о многоукладном характере хозяйственной жизни ботайцев.

Умерших хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифици­рованный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера.

Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы тотемизма, с другой — на поклонение духам предков. Памятники ботайской культуры по своим признакам близки памятникам степной зоны Южного Урала и хвалынской культуры Поволжья. На юго-востоке материалы ботайской культуры перекли­каются с находками афанасьевской культуры (Алтай) и усть-нарым- ской (Восточный Казахстан). Однако, несмотря на общие черты, куль­туры сформировались не одновременно и находились на разных уров­нях развития и взаимовлияния.

Иммимодп'нупше местного населения с соседними племенами со 11 1 )см 1 1 (*м 1 11 > и I и ‘ло к появлению в Мангистау новых культур кочевников брошюного века.

? Вопросы и задания

1. Определите хронологические рамки мезолита, неолита, энеолита и коротко расскажите о них.

2. Какие изменения произошли в эпоху мезолита?

3. Где были найдены памятники мезолита? Есть ли у них специфические черты?

4. Какие новшества внес неолит в жизнь древних людей?

5. Где найдены памятники неолита?

6. Что вы знаете о культуре эпохи неолита?

7. Каково историческое значение энеолита в развитии человечества?

8. Что вы знаете о ботайской культуре?

*9. Напишите краткое сочинение об изменениях в общественно-хозяйственной жизни древних людей после древнекаменного века.

В каменном веке начался процесс развития человечества. Люди раннего каменного века в своем развитии прошли несколько этапов. За это время человек приобретал современный физический облик, совершенствовались способы и методы изготовления орудий труда, повысилась его производительность, в результате чего были достигнуты определенные успехи в материальном и культурном развитии общества.

В эпоху позднего каменного века произошли значительные изменения в хозяйстве древних людей. Появились новые, более совершенные орудия труда. Начало энеолита связано с появлением новой формы хозяйствования — подвижного скотоводства. Человек освоил металлы, первым из которых была медь. Все эти достижения послужили ступенью к следующему большому историческому периоду развития человечества — эпохе бронзы.

1. Период палеолита (древнекаменный век) охватывает время:

а) 40—10 тысячелетия до н.э.;

б) 10—7 тысячелетия до н. э.;

в) 2,6 млн. — 12/10 тысячелетие до н.э.;

г) 4—3 тысячелетия до н.э.?

2. В какой части Казахстана были найдены стоянки древних людей:

б) Джунгарский Алатау;

в) Кунгей Алатау;

3. На сколько периодов палеоантропологи делят эволюционное развитие гоминид:

флаг Казахстана

Каменный век — древнейший период развития человечества. Археологические находки на разных территориях, памятники эпохи позволяют создать научную картину развития той или иной местности, узнать об особенностях культуры первых людей. Каменный век на территории Казахстана представлен множеством памятников, которые расскажут об истоках традиций и верований, обычаев и ритуалов народностей, населяющих сейчас этот регион.

Каменный век на территории Казахстана: периодизация

Век, когда появился проточеловек и первые Homo sapiens, ученые называют каменным, поскольку в это время основным доступным материалом, из которого изготовляли орудия труда и защиты, был камень.

Эта эпоха самая долгая в развитии человечества. Она началась 2,5 млн лет тому назад, а завершилась, по меркам развития цивилизации, не так давно — пять тысячелетий тому. За это время человечество сделало огромный скачок в своем развитии.

Археологи находят в древних захоронениях оружие и предметы быта, созданные древними людьми из костей животных и древесины, есть вещи, которые делали из глины. Освоение человеком этих материалов проходило в разные временные отрезки. Изучение артефактов привело к тому, что ученые разработали общепринятую периодизацию каменного века.

Исходя из нее, каменный век состоял из трех периодов. Эти историко-культурные вехи называются палеолит, мезолит и неолит.

Начало веков, образно выражаясь, историки обозначали как палеолит. Этот период делится на три этапа: ранний, средний и поздний. Хронологические рамки палеолита охватывают 2,6 млн лет – 10 тыс. лет до н. э.

Каменный век на территории Казахстана

Ранний палеолит характеризуется появлением первых человекоподобных существ, которых в науке окрестили архантропами. Это первые прямоходящие существа, рост которых составлял 168–180 см. Ученые определили три основных ареала их обитания:

  • африканский;
  • европейский;
  • азиатский.

Современный Казахстан расположен в центре евразийского континента, то есть на его территории сошлись две зоны, где жили человекоподобные существа. Ученые смело утверждают, что Казахстан в эпоху каменного века был населен прародителями современных людей. Благодаря влажному и теплому климату здесь буйствовала растительность, по зеленому разнотравью степей и густым лесам бродили дикие животные. Все это благоприятствовало появлению древних людей.

Каменный век на территории Казахстана

Эти существа умели разводить огонь, готовили горячую пищу, занимались охотой и собирательством. Подтверждение тому археологические находки (рубила, остроконечники, нуклеусы, отщепы) в горах Каратау, в устьях рек Арыстанды и Колгутты на территории Южного и Восточного Казахстана.

Средний палеолит — эпоха, начавшаяся 300 тыс. лет и завершившаяся 30 тыс. лет до нашего времени. Этот период развития человечества хорошо исследован. Установлено, что это время появления палеоантропов, или неандертальцев, — прародителей современного человека. Они были невысоки (165 см), большая голова венчала массивное туловище с хорошо разработанной грудной клеткой и длинными руками.

Каменный век на территории Казахстана

Следы палеоантропов обнаружены на территории Казахстана: об этом свидетельствуют стоянки на западе страны (на полуострове Мангышлак), в центральных и южных областях.

Поздний палеолит пришел на смену среднему 40 тыс. лет тому. Завершился он 12 тыс. лет до н. э. По оценкам историков и археологов, это наиболее суровый период развития человечества — финальная фаза вюрмского оледенения. Появились Homo sapiens. Они активно искали места с подходящим для жизни климатом, богатой флорой и фауной.

Для выживания первобытным людям были необходимы средства для защиты и труда. Они изготовляли ножи, лезвия, наконечники для копий, дротики — оружие, которое позволяло добыть пропитание и отбиться от хищников. Как свидетельствуют находки на стоянке Шульбинка (Восточный Казахстан), древние люди пользовались отжимной техникой, создавая скребки, резцы, похожие на долото орудия, нуклеусы, острия. Делали их из опала, яшмы, халцедона.

Остатки первобытных жилищ, кострища и очаги, сложенные из камня, свидетельствуют о том, что в этот период люди значительно продвинулись в своем развитии. Археологические находки позволяют утверждать: Казахстан в эпоху палеолита был не просто населен, а здесь зарождалась культура первобытных людей.

На смену палеолиту пришел мезолит (от 15 тыс. лет до 12 тыс. лет до нашей эры). Это так называемые средние века каменного периода, когда человечество адаптировалось к новым климатическим условиям и быстро эволюционировало. Вымерли мамонты и шерстистые носороги, люди были вынуждены искать новые ареалы обитания, пригодные для жизни. В это время изобретены лук и стрелы. К сожалению, на территории Казахстана не найдены артефакты, которые охарактеризовали бы эту эпоху.

Каменный век на территории Казахстана

На смену мезолиту пришел неолит — новый этап культурного развития нашей цивилизации. В это время люди начали приручать диких животных, обрабатывать землю. Так зарождается и развивается скотоводство и земледелие. Для вспашки земли и охоты необходимы были более серьезные орудия. Люди усовершенствовали технику обработки камня — научились шлифовать, пилить и сверлить, освоили технологию обработки металла. Началась эпоха меди.

Неолит в Казахстане (5 тыс. до н. э.) — эпоха развития производящего хозяйства. Появляются первые табуны и отары, люди осваивают ткачество и гончарство, учатся добывать металл. Активно развивается земледелие. На юге Казахстана были обнаружены поселения первобытных людей. Исследование артефактов показало, что они умели изготовлять каменные топоры и мотыги, ступки и простые жернова. В этот период создаются первые объединения людей — племена и союзы.

Таким образом, Казахстан в эпоху камня — достаточно населенный и развитой регион. Археологические открытия, сделанные на его территории, позволяют ученым составить полноценную картину развития человечества.

Казахстан в эпоху каменного века: памятники

Узнать, каким был каменный век в Казахстане, помогают объекты материальной культуры. В первую очередь это памятники — стоянки древних людей, их жилица, предметы, изготовленные руками Homo sapiens.

Находки историков и археологов дают представление о том, какой была раннепалеотическая культура Казахстана. Следы архантропов были найдены:

  • на западе Нарымского хребта;
  • на восточном побережье Бухтарминского искусственного моря;
  • на Мангышлаке;
  • в горах Каратау (Шоктас и Кызылтау).

Каменный век на территории Казахстана

Места, где обнаружены первые орудия (рубило, чоппинг), изготовленные проточеловеком приблизительно 2 млн лет до нашей эры, известны историкам как Курчум-1 и Курчум-2, стоянка Шакпаката.

О том, какой была культура людей среднего палеолита, свидетельствуют стоянки Борыказган, Танирказган, Куйдаколь, Жаман-Айбат, Жезказган, Обалысай, открытые:

  • в урочище Карасу (Южный Казахстан);
  • на северо-востоке от города Каратау (Жамбылская область);
  • в Жездинском районе и в урочище Батпак(Карагандинская область);
  • на берегу р. Колгутта у с. Каратогай (Восточный Казахстан).

Поздний палеолит более богат на исторические памятники. В Казахстане их насчитывают около 500. К северу от с. Караунгур открыта стоянка древних людей. Западнее п. Чулак-Курган найдено оружие и примитивное земледельческое орудие (Ачийская стоянка). На востоке страны, на берегу Бухтармы, открыто поселение под названием Пещера. Стоянки Свинчатка и Канай — места поселения первобытных людей.

Исследования этих территорий показали, что в период позднего палеолита торжествовал родоплеменной строй. Жизнью рода управляли женщины. Люди в основном занимались физическим трудом, но уже зарождались протоискусство и религия.

Каменный век на территории Казахстана

Изучение предметов быта свидетельствует о быстром эволюционном скачке первобытных существ. Они начали строить подобия хижин, освоили технику шлифовки камня, научились делать первые орудия для обработки земли, освоили простые ремесла, которые помогали им обеспечивать себя одеждой, предметами быта и едой. Об этом свидетельствуют находки археологов, сделанные в стоянках Кульсары (Западный Казахстан) и Кызыл-Су (Восточный Казахстан) близ с. Белокаменка.

Изучение истории своей страны не только расширяет мировоззрение, но и позволяет лучше понять истоки культуры и традиций народа. А какие памятники каменного века на территории Казахстана известны вам?

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Читайте также: