Мифологический словарь древней греции кратко самое главное

Обновлено: 05.07.2024

При изучении греческой мифологии используются сочинения историков: Геродота (V в. до н. э.), Полибия вв. до н. э.), Диодора Сицилийского, Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия (I в. до н. э.), географа Страбона (I в. н. э.), а также сохранившиеся во фрагментах сочинения логографов и генеалогов Гекатея, Акусилая, Асклепиада и других. Среди этих авторов выделяются Ферекид и Гелланик, у которых представлена целая космогония.

Из антикваристов-археологов выделяется Павсаний (II в. н. э.), который путешествовал по Греции и свои описания памятников старины снабжал разнообразными мифологическими сюжетами. Сведения по греческой мифологии содержатся также у Варрона (II–I вв. до н. э.)

Мифографы – собиратели и излагатели мифов – появились в Греции не позднее V в. до н. э. К ним относятся софист Гиппий, а также ряд ранних историков и философов: Геродор Гераклейский, Анаксимен Лампсакский, Асклепиад Трагильский, Гераклид Понтийский, Дикеарх Мессенский. Дионисий Самосский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

В золотой век греческой культуры (V в. до н. э.) драма, особенно трагедия, становится главным средством распространения мифологических представлений. В эту эпоху древние предания глубоко и серьезно перерабатываются, причем особо выделяются эпизоды, в которых отображаются жестокие конфликты в отношениях между членами одного семейства. Однако под влиянием греческой философии образованные круги общества проникаются все более скептическим отношением к традиционным представлениям о богах.

В результате завоеваний Александра Македонского (ум. 323 до н. э.) возникает новая, именуемая эллинистической, культура, сохранившая традиции обособленных городов-государств, но уже не замыкающаяся в пределах одного полиса. Распад полисной системы повлек за собою разрушение политических барьеров на пути распространения мифа. К тому же в результате распространения образования и учености все многообразие мифов, сложившихся в разных областях Греции, впервые было собрано воедино и систематизировано. Греческие историки широко использовали мифы.

Боги и герои греческих мифов были живыми и полнокровными существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступавшими с ними в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам. Древние греки видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде. Древние греки непосредственно воспринимали все жизненные перипетии, и поэтому герои их сказаний проявляют ту же непосредственность в разочарованиях и радостях. Они простодушны, благородны и одновременно жестоки к врагам. Это – отражение реальной жизни и реальных человеческих характеров древних времен. Жизнь богов и героев насыщена подвигами, победами и страданиями. Очень часто эти несчастные несут кару за некогда совершенные их предками злодеяния. И хотя все это заранее предопределено, они сами себя наказывают за содеянное ими, не ожидая кары богов.

Ко времени жизни Софокла содержание трагедий стало разнообразней. Действующими, лицами трагедий становятся также другие боги, герои и даже смертные. Однако по-прежнему женские роли исполнялись мужчинами и хор оставался исключительно мужским. Участники его уже изображали в зависимости от содержания пьесы то почтенных старцев, то юных или старых женщин, то есть тех, устами которых автор выражал свое отношение к происходящим на орхестре событиям. Песни хора порицали или восхваляли поступки героев трагедии.

Актеры (их было обычно два или три) надевали на лица глиняные маски. Эти маски, грубо раскрашенные, изображали человеческие чувства – жестокость, радость, горе, боль и были видны издалека. Для выражения каждого чувства была особая маска, так что актеру в течение представления приходилось несколько раз менять маску. В отверстие рта маски было вделано нечто вроде рупора, усиливавшего голос актера. Чтобы актеры, особенно игравшие богов, не казались зрителям ничтожно маленькими, они прикрепляли к ногам небольшие скамеечки, нечто вроде обуви на высокой подошве – котурны.

Хотя содержание трагедий все дальше отходило от мифов и религии, а их авторов все больше занимали вопросы общественной и духовной жизни их сограждан, тем не менее дни театральных представлений приурочивались к праздникам и на них царила торжественность и атмосфера священнодействия.

Театральные представления происходили несколько раз в году и продолжались несколько дней с утра до темноты. Зрители начинали собираться на рассвете и в течение дня успевали посмотреть три-четыре пьесы. Поэты вступали в соревнование, и победители получали три награды. Их присуждали несколько наиболее уважаемых граждан. Они же объявляли, какую из пьес этого дня они считают самой лучшей.

Время жизни Софокла падает на период расцвета Афин и на годы правления Перикла. Софокл был другом Перикла, участником его знаменитого кружка, куда входили поэты, художники, философы. Как все греки, Софокл участвовал в политической жизни своего государства. Однажды афиняне избрали его вместе с Периклом стратегом, и он участвовал в походе против острова Самоса.

В этот день после успешного похода в Афины вернулся флот, возглавляемый всеми десятью стратегами. Стратеги пришли в театр, чтобы после представления принести благодарственную жертву Дионису. Им и было поручено вынести решение о награде. Поклявшись, что будут беспристрастны, стратеги посовещались и присудили первую награду Софоклу.

После первой пьесы Софокл в течение своей долгой жизни написал еще более 106 трагедий и 18 раз получал высшие награды. К сожалению, из его пьес до нашего времени дошло только 8 произведений.

Пьесы Софокла были следующим шагом в развитии греческого театра. Эсхил писал трилогии. Каждая пьеса трилогии отражала только один какой-нибудь эпизод мифа: лишь познакомившись со всеми тремя трагедиями, зритель получал представление о мифе в целом. У Софокла же каждая пьеса являла собой самостоятельное целое, со своей завязкой, развитием действия и развязкой. Если героями Эсхила были обычно боги или люди, наделенные титаническими силами, то герои Софокла были обыкновенными людьми, характеры которых он идеализировал. При этом он всегда выделял какую-нибудь одну основную черту характера – храбрость мудрость, гордость и т. п. В изображении душевных переживаний драматург достиг большого искусства. В трагедиях Софокла героев влекут к гибели не страсти и недостатки характера, а неодолимый рок, судьба, предопределенная человеку еще до его рождения.

В историю мировой литературы Софокл вошел как создатель трагического образа мудрого царя Эдипа, принадлежавшего к роду, над которым за грехи предков тяготело проклятие богов. Эту же тему всесилия судьбы Софокл разрабатывает и в других трагедиях. Сюжеты для них он черпал из сказаний о Троянской войне, мифов о подвигах Геракла и странствиях аргонавтов.

Софокл умер в конце Пелопоннесской войны в возрасте около 90 лет и был похоронен в семейном склепе на дороге из Афин в родной Колон.


Царь племени эпеев в Элиде, сын Гелиоса (варианты: Посейдона, Эпея, Форбанта) и Гирмины. А. владел подаренными ему отцом бесчисленными стадами. За один день Геракл обещал А. очистить много лет не убиравшийся, заросший навозом скотный двор, за это А. должен был отдать Гераклу десятую часть своего скота. Тот отвел протекавшие неподалеку реки и направил их воды так, что они смыли все нечистоты (это один из подвигов Геракла – очистка Авгиевых конюшен). А., узнав, что Геракл действовал по приказу Эврисфея, не отдал ему условленный платы, что вызвало войну, сначала неудачную для Геракла, т. к. на помощь к А. пришли его племянники Молиониды. Затем Геракл убил А. и его сыновей, захватил его дочь Эпикасту (которая родила Гераклу сына Тестала). Существует также миф о том, что А. не был убит Гераклом и вернул свое царство, где после смерти почитался как герой.

Сын Одиссея, рожденный нимфой Калипсо или волшебницей Киркой (Цирцеей). А. считался родоначальником авсонов – древнейшего племени юго-западной Италии.

Сын Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска в время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом А и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спар ты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиест уступить власть сыновьям Атрея. А. стал царем в Микенах и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака он имел трех дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все ее бывшие женихи объединились в походе против Трои, А. как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей был избран главой всей рати. Убив однажды на охоте лань, А. похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды, пока А. не принес в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу. После взятия Трои А., получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме: он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия А. обольстить Клитеместру. По более поздней версии мифа Клитеместра, встретив А. с лицемерной радостью, в ванне набросила на него тяжелое покрывало и нанесла три смертельных удара.


Царь города Фер в Фессалии, сын Ферета. В юности участвовал в калидонской охоте и походе аргонавтов. Когда Аполлон за убийство киклопов был осужден Зевсом пробыть год в услужении у смертного, он был отдан в пастухи А., который относился к нему с величайшим почтением. За это Аполлон выговорил у богинь судьбы (мойр) для А. право отсрочить его смерть, если кто-либо захочет заменить А. в подземном царстве. Аполлон также помог А. получить в жены Алкестиду. Отец Алкестиды царь Пелий соглашался отдать дочь в жены А., если он приедет на свадьбу в колеснице, запряженной львом и вепрем, Аполлон помог А. выполнить это требование. При совершении бракосочетания А. забыл принести жертву Артемиде, и разгневанная богиня наполнила спальню новобрачных змеями, что предвещало скорую смерть А. Смерть стала для А. реальной угрозой через несколько лет его счастливой супружеской жизни, и так как никто другой (даже родители) не соглашался сойти в Аид ради спасения А., эту жертву хотела принести мужу Алкестида, которую спас от смерти и возвратил Геракл.

Божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. А. – сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита, рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать А.), внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает ее. Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты – А. Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с А. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив А. часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик. варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит. По другой версии, A. – жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослепленного ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик, варианте Астара). Афродита горько оплакивает А. и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты – анемоны.


Царь Аргоса. Изгнанный своим родичем Амфиараем из Аргоса, А. получил от Полиба (деда по материнской линии) царскую власть в Сикионе, но после примирения с Амфиараем вернулся в Аргос. Своих дочерей Аргию и Деипилу он выдал замуж за Полиника и Тидея – изгнанников, нашедших у него приют. Желая помочь зятю Полинику вернуть отцовский трон, он возглавил поход семерых против Фив, в котором войска семерых вождей были разбиты и спасся лишь А. благодаря быстроте божественного коня Арейона (рожденного Посейдоном и Деметрой). Так как фиванцы не хотели выдавать тела погибших под городом вождей, А., придя в Афины, умолил Тесея помочь вернуть из Фив тела погибших, которые затем были преданы сожжению. Спустя десять лет А. участвовал в походе эпигонов на Фивы (вариант: поход Алкмеона и других сыновей семерых вождей), в котором он потерял сына Эгиалея. По одному из преданий, А. бросился в костер вместе со своим сыном Гиппоноем.


Божество фригийского происхождения, отождествлявшееся сначала с Кибелой Реей, Идейской матерью или нимфой Идой, воспитавшей Зевса, впоследствии – с Немезидой. А. устанавливает круговорот душ и таким образом смыкается не только с Немезидой, но и с Ананке и Дике.


Владыка царства мертвых, а также само царство. А. – олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона, с которыми разделил наследие свергнутого отца. А. царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть – с А. Аид – обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина и герой Персей, добывая голову Горгоны. А. сражался с Гераклом, и Геракл ранит бога, которого исцеляет божественный врачеватель Пеон. Геракл похищает из царства мертвых трехглавого пса-стража Кербера (Цербера). Аид обманут также хитрецом Сизифом, покинувшим однажды царство мертвых. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире А. и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену еще до выхода из царства A.).


Фессалийский герой, сын царя города Иолка Пелия, участник похода аргонавтов и калидонской охоты. После возвращения аргонавтов сестры А. Пелиады по наущению Медеи убили отца (сварили в котле, поверив Медее, что отец выйдет омоложенным). Ставший после смерти отца царем Иолка, А. изгнал Медею и Ясона.

Царь Аргоса, сын Абанта, внук Линкея и Гипермнестры. А. и его брат – близнец Пройт, враждовали еще во чреве матери. Возмужав, они стали бороться за власть. А. правил в Аргосе, Пройт же отправился сначала в Ликию, затем завладел Тиринфом. А. было предсказано, что он погибнет от руки сына своей дочери. Тогда он запер свою дочь Данаю в медный терем, но Зевс проник туда в виде золотого дождя, что и привело к рождению Персея.

Дочь и внук были помещены в ящик и брошены А. в море. Однако ящик прибило к острову Серифос, Даная и Персей были спасены. Однажды юный Персей, участвуя в состязаниях, метал диск и попал в находившегося среди зрителей А., который тут же скончался.


Живыми и полными человеческих страстей предстают перед нами герои греческих мифов. Они общаются с простыми смертными, вступают с ними в любовные союзы, мстят недругам и помогают избранникам. Древние греки видели мифологических персонажей существами, в которых все свойственное людям проявляется многократно усиленным. Их путь насыщен великими подвигами, грандиозными победами и тяжелыми страданиями. Они простодушны, благородны и одновременно жестоки по отношению к врагам. На самом деле все эти яркие образы – отражение реальных человеческих характеров тех времен, когда люди непосредственно воспринимали все жизненные перипетии, будь то разочарования или радости. Книга адресована всем интересующимся греческой религией и мифологией, а для школьников, изучающих Древнюю Грецию, она станет незаменимым помощником, ведь в одном месте собрана краткая, но емкая информация о всех известных греческих богах, героях, титанах и чудовищах…

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Словарь греческой мифологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.


Царь племени эпеев в Элиде, сын Гелиоса (варианты: Посейдона, Эпея, Форбанта) и Гирмины. А. владел подаренными ему отцом бесчисленными стадами. За один день Геракл обещал А. очистить много лет не убиравшийся, заросший навозом скотный двор, за это А. должен был отдать Гераклу десятую часть своего скота. Тот отвел протекавшие неподалеку реки и направил их воды так, что они смыли все нечистоты (это один из подвигов Геракла — очистка Авгиевых конюшен). А., узнав, что Геракл действовал по приказу Эврисфея, не отдал ему условленный платы, что вызвало войну, сначала неудачную для Геракла, т. к. на помощь к А. пришли его племянники Молиониды. Затем Геракл убил А. и его сыновей, захватил его дочь Эпикасту (которая родила Гераклу сына Тестала). Существует также миф о том, что А. не был убит Гераклом и вернул свое царство, где после смерти почитался как герой.

Сын Одиссея, рожденный нимфой Калипсо или волшебницей Киркой (Цирцеей). А. считался родоначальником авсонов — древнейшего племени юго-западной Италии.

Сын Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска в время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом А и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спар ты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиест уступить власть сыновьям Атрея. А. стал царем в Микенах и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака он имел трех дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все ее бывшие женихи объединились в походе против Трои, А. как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей был избран главой всей рати. Убив однажды на охоте лань, А. похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды, пока А. не принес в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу. После взятия Трои А., получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме: он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия А. обольстить Клитеместру. По более поздней версии мифа Клитеместра, встретив А. с лицемерной радостью, в ванне набросила на него тяжелое покрывало и нанесла три смертельных удара.


Царь города Фер в Фессалии, сын Ферета. В юности участвовал в калидонской охоте и походе аргонавтов. Когда Аполлон за убийство киклопов был осужден Зевсом пробыть год в услужении у смертного, он был отдан в пастухи А., который относился к нему с величайшим почтением. За это Аполлон выговорил у богинь судьбы (мойр) для А. право отсрочить его смерть, если кто-либо захочет заменить А. в подземном царстве. Аполлон также помог А. получить в жены Алкестиду. Отец Алкестиды царь Пелий соглашался отдать дочь в жены А., если он приедет на свадьбу в колеснице, запряженной львом и вепрем, Аполлон помог А. выполнить это требование. При совершении бракосочетания А. забыл принести жертву Артемиде, и разгневанная богиня наполнила спальню новобрачных змеями, что предвещало скорую смерть А. Смерть стала для А. реальной угрозой через несколько лет его счастливой супружеской жизни, и так как никто другой (даже родители) не соглашался сойти в Аид ради спасения А., эту жертву хотела принести мужу Алкестида, которую спас от смерти и возвратил Геракл.

Божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. А. — сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита, рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать А.), внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает ее. Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты — А. Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с А. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив А. часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик. варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит. По другой версии, A. — жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослепленного ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик, варианте Астара). Афродита горько оплакивает А. и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты — анемоны.


Царь Аргоса. Изгнанный своим родичем Амфиараем из Аргоса, А. получил от Полиба (деда по материнской линии) царскую власть в Сикионе, но после примирения с Амфиараем вернулся в Аргос. Своих дочерей Аргию и Деипилу он выдал замуж за Полиника и Тидея — изгнанников, нашедших у него приют. Желая помочь зятю Полинику вернуть отцовский трон, он возглавил поход семерых против Фив, в котором войска семерых вождей были разбиты и спасся лишь А. благодаря быстроте божественного коня Арейона (рожденного Посейдоном и Деметрой). Так как фиванцы не хотели выдавать тела погибших под городом вождей, А., придя в Афины, умолил Тесея помочь вернуть из Фив тела погибших, которые затем были преданы сожжению. Спустя десять лет А. участвовал в походе эпигонов на Фивы (вариант: поход Алкмеона и других сыновей семерых вождей), в котором он потерял сына Эгиалея. По одному из преданий, А. бросился в костер вместе со своим сыном Гиппоноем.


Божество фригийского происхождения, отождествлявшееся сначала с Кибелой Реей, Идейской матерью или нимфой Идой, воспитавшей Зевса, впоследствии — с Немезидой. А. устанавливает круговорот душ и таким образом смыкается не только с Немезидой, но и с Ананке и Дике.


Владыка царства мертвых, а также само царство. А. — олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона, с которыми разделил наследие свергнутого отца. А. царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с А. Аид — обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина и герой Персей, добывая голову Горгоны. А. сражался с Гераклом, и Геракл ранит бога, которого исцеляет божественный врачеватель Пеон. Геракл похищает из царства мертвых трехглавого пса-стража Кербера (Цербера). Аид обманут также хитрецом Сизифом, покинувшим однажды царство мертвых. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире А. и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену еще до выхода из царства A.).


Фессалийский герой, сын царя города Иолка Пелия, участник похода аргонавтов и калидонской охоты. После возвращения аргонавтов сестры А. Пелиады по наущению Медеи убили отца (сварили в котле, поверив Медее, что отец выйдет омоложенным). Ставший после смерти отца царем Иолка, А. изгнал Медею и Ясона.

Царь Аргоса, сын Абанта, внук Линкея и Гипермнестры. А. и его брат — близнец Пройт, враждовали еще во чреве матери. Возмужав, они стали бороться за власть. А. правил в Аргосе, Пройт же отправился сначала в Ликию, затем завладел Тиринфом. А. было предсказано, что он погибнет от руки сына своей дочери. Тогда он запер свою дочь Данаю в медный терем, но Зевс проник туда в виде золотого дождя, что и привело к рождению Персея.

Дочь и внук были помещены в ящик и брошены А. в море. Однако ящик прибило к острову Серифос, Даная и Персей были спасены. Однажды юный Персей, участвуя в состязаниях, метал диск и попал в находившегося среди зрителей А., который тут же скончался.

В греческой мифологии дочь царя Пелия, супруга Адмета. Когда ее муж, обреченный на раннюю смерть, получает возможность сохранить себе жизнь, если кто-либо согласится заменить его в царстве мертвых, А. соглашается сойти в Аид вместо Адмета. Свое решение А. объясняет тем, что муж и царь, оставшись в живых, лучше сумеет сохранить царство и обеспечить будущее детей. Неожиданно навестивший дом Адмета Геракл, несмотря на радушный прием, замечает, что все домочадцы опечалены, и узнает причину их горя. Подкараулив у могилы А. пришедшую за ней смерть, Геракл отбивает А. и возвращает ее мужу.

Согласно более поздней версии мифа, богиня Персефона, растроганная силой супружеской любви А., возвращает ее мужу еще более прекрасной, чем она была раньше.

Царь феаков, внук Посейдона. В своем роскошном дворце на острове Схерия, окруженном неслыханной красоты вечнозеленым садом, А. радушно принимал Одиссея, царя Итаки, которого забросила буря на этот остров. Он устроил в честь пострадавшего гостя пир, на котором Одиссей рассказал о своих скитаниях и получил в подарок корабль, доставивший героя на родину.

А. выступил посредником между Медеей, бежавшей с предводителем аргонавтов Ясоном, и колхами, пустившимися в погоню за ними. Поскольку Медея стала женой Ясона, А. отказался выдать ее преследователям.


В греческой мифологии один из гигантов, сын Геи и Урана. Угнал стадо быков Гелиоса, за что получил имя Волопас. Мощь А. была столь велика, что он сокрушал сразу двенадцать колесниц и дважды двенадцать воинов, но его одолел Геракл в битве олимпийцев с гигантами (гигантомахии) на Флегрейских полях. Сначала Геракл пытался застрелить А. из лука, но тот оставался неуязвимым, так как сражался на родной земле. Только вытеснив А. с родной земли Паллены, Геракл убил его.

Дочь Электриона, жена тиринфского царя Амфитриона, отличавшаяся исключительной красотой. За нечаянное убийство своего тестя Амфитрион вместе с А. был изгнан из Микен и поселился в Фивах. Там он, выполняя поручения фиванского царя, совершил много подвигов, сражаясь с племенами телебоев; в отсутствие мужа, привлеченный красотой А., Зевс явился к ней в облике ее мужа. Пока длилась их брачная ночь, солнце трое суток не поднималось над землей. Вскоре у А. одновременно родились сыновья — Ификл от мужа и Геракл от Зевса. В сражении с племенами миниев погиб Амфитрион, а А., оставшись вдовой, правила в Тиринфе. После смерти Геракла А. преследовал Эврисфей, и она бежала к афинянам, которые отразили нападение Эврисфея и взяли его в плен. А. настояла на предании Эврисфея смерти. Перенесенная после смерти на острова блаженных, А. вступила там в брак с Радаманфом. Культ А. существовал в Фивах, Аттике и других местах Греции.

Сын Амфиарая и Эрифилы, предводитель похода эпигонов. Вынужденный принять участие в походе семерых против Фив из-за предательства подкупленной Полиником Эрифилы, Амфиарай, погибая, завещал А. возглавить войско эпигонов не раньше, чем тот отомстит за него матери. Поэтому А., достигнув зрелости, убил Эрифилу, но затем впал в безумие, от которого был исцелен богами. Более поздние источники чаще относят убийство Эрифилы ко времени возвращения А. из похода эпигонов и особое внимание уделяют его скитаниям в поисках очищения от пролитой крови матери и избавления от безумия.

По одной из версий, А. очистил царь Фегей, на дочери которого Алфесибее (или Арсиное) А. женился. Но вскоре им снова овладело безумие, и после долгих странствий он оказался на острове, образовавшемся в устье Ахелоя благодаря речным наносам, и там успокоился, ибо все произошло согласно предсказанию, что он обретет спокойствие лишь на той земле, которая не существовала еще в момент совершения убийства матери. Здесь он женился на Каллирое, дочери речного бога Ахелоя. Со временем Каллироя стала требовать от мужа ожерелье Гармонии, которое он раньше подарил Алфесибее. А. отправился в Псофиду и стал просить ожерелье под предлогом, что собирается его посвятить дельфийскому оракулу. Однако обман А. раскрылся и он был убит либо самим Фегеем, либо его сыновьями.

Два брата, От и Эфиальт, сыновья Ифимедии и Посейдона (или внуки Посейдона — дети его сына Алоея). Славились непомерной силой и гигантским ростом, достигнув к девяти годам ширины девяти локтей (около четырех метров) и высоты девяти саженей (около семнадцати метров). Угрожали богам взгромоздить гору Осса на Олимп, а на Оссу — гору Пелион и достичь так неба; хотели силой взять в жены Артемиду и Геру; заковали в цепи Ареса, продержав его тринадцать месяцев в медном сосуде, откуда его освободил Гермес. Были убиты стрелами Аполлона или сами пронзили друг друга копьями, пытаясь попасть в промчавшуюся между ними лань, в которую превратилась Артемида.

АЛФЕЯ, Алтея

Дочь плевронского царя Фестия, жена царя Калидона Ойнея, мать Мелеагра. Когда мальчику исполнилось семь лет, мойры предсказали А., что ее сын умрет, как только догорит пылавшее в этот момент в очаге полено. А. выхватила полено из огня, погасила его и спрятала. Во время калидонской охоты Мелеагр убил ее брата Плексиппа (по другой версии, это произошло во время войны между жителями города Плеврона куретами и калидонцами). Мстя за гибель брата, А. бросила в огонь спрятанное полено и, когда оно догорело, Мелеагр умер. Позднее, охваченная раскаянием, А. покончила с собой.

Племя женщин-воительниц, происходящих от Ареса и Гармонии. Обитают на реке Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия) или в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море). В определенное время года А. вступают в браки с чужеземцами (или соседними племенами) ради продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя себе девочек. Вооружены А. луком, боевым топором, легким щитом, сами изготовляют шлемы и одежду. Их имя якобы происходит от названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения оружием. А. поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Против А. сражался Беллерофонт. Геракл осадил город амазонок Фемискиру и добыл пояс их царицы Ипполиты. Тесей взял в жены Антиопу (мать Ипполиты), после чего А. осадили Афины. А. Пенфесилея помогала троянцам в войне и была убита Ахиллом. А. приписывали основание города Эфеса и постройку там знаменитого храма в честь Артемиды.


АМАЛФЕЯ, Амалтея

Нимфа, по другой версии, коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса на Крите, в пещере горы Ида, где его спрятала мать Рея, спасая от Кроноса.

Слуги Реи — куреты и корибанты — бряцанием оружия и щитов заглушали плач ребенка, забавляя его по просьбе А. своими плясками. Случайно сломанный рог козы Зевс сделал рогом изобилия, а ее вознес на небо (звезда Капелла в созвездии Возничего).


Великан, сын Посейдона, царь племени бебриков в Вифинии (Малая Азия). А. нападал на иноземцев, посещавших Вифинию, и убивал их ударами кулака. Когда в его страну приплыли аргонавты, А. предложил любому из них сразиться с ним в кулачном бою. Вызов принял Полидевк — один из Диоскуров, и, несмотря на страшную силу А., убил его. Согласно варианту мифа, Полидевк пощадил А. и, одержав победу, взял с него обещание впредь не нарушать законов гостеприимства и не обижать иноземцев.


Сын Оиклея (аргосского) и Гипермнестры, участник похода семерых против Фив, прорицатель, родич Адраста, сначала изгнавший его из Аргоса, но затем примирившийся с ним. Злопамятный Адраст выдал за А. свою сестру Эрифилу, зная ее коварный нрав. Она и стала причиной смерти мужа. А. как прорицатель предвидел гибельный конец похода семерых против Фив и отказался в нем участвовать. Однако Эрифила, подкупленная даром Полиника — ожерельем Гармонии (вариант: подкупленная самим Адрастом), уговорила мужа идти в поход. Взяв с сыновей клятву отомстить за него матери, если он сам не вернется, А. отправился. После разгрома войск семерых вождей под стенами Фив А. обратился в бегство, но благодаря заступничеству Зевса не был убит, а поглощен вместе с колесницей разверзшейся землей, чтобы затем по воле Зевса стать бессмертным. Сын А. Алкмеон, мстя за отца, убил свою мать Эрифилу.

А. — прорицатель. Он истолковал зловещие знамения Зевса как предсказывающие близкую гибель войска, идущего на Фивы, и участвовал в основании искупительных игр в память немейского царевича Офельта, гибель которого А. также истолковал как дурное предзнаменование. А. изображается мужественным героем и мудрым прорицателем, которого губят корыстные и честолюбивые родичи.

Как прорицателю и толкователю снов ему покровительствуют Зевс и Аполлон, причем, по одному из вариантов мифа, А. — сын Аполлона. Отсюда — бессмертие А., его оракул, святилище и статуя в Оропе (в Аттике), где он даже почитается богом.

Здесь раз в четыре года справлялся праздник, посвященный А. и включавший в себя состязания: пятиборье, конный спорт и музыкальное искусство.

Вблизи храма А. — источник, излечивающий от болезней и являющийся воплощением самого А. Оракул А. связан в основном с предсказаниями и откровениями через сновидения, имя А.

Гермес — Бог торговли, плутовства, посланник богов, проводник душ умерших.

Гермес

Бог торговли, плутовства, посланник богов, проводник душ умерших.

Гестия — Богиня семейного очага и жертвенного огня.

Гестия

Богиня семейного очага и жертвенного огня.

Гефест — Бог огня и кузнечного ремесла, искусный кузнец.

Гефест

Бог огня и кузнечного ремесла, искусный кузнец.

Гея — Богиня земли.

Гиацинт — сын царя Спарты, друг бога Аполлона.

Гиацинт

Сын царя Спарты, друг бога Аполлона.

Гименей — Божество брака.

Гименей

Гиперборея — легендарная северная страна, местообитание народа гипербореев.

Гиперборея

Легендарная северная страна, местообитание народа гипербореев.

Гипнос — Бог сна.

Гипнос

Горгоны — змееголовые чудовища, богини морской пучины.

Горгоны

Змееголовые чудовища, богини морской пучины.

Данаиды — дочери ливийского царя Даная, в первую брачную ночь убившие своих мужей.

Данаиды

Дочери ливийского царя Даная, в первую брачную ночь убившие своих мужей.

Дедал и Икар — гениальный художник, скульптор и зодчий.

Дедал и Икар

Гениальный художник, скульптор и зодчий.

Деметра — Богиня плодородия и земледелия.

Деметра

Богиня плодородия и земледелия.

Дионис — Бог беззаботного веселья, виноградарства и виноделия.

Дионис

Бог беззаботного веселья, виноградарства и виноделия.

Словарь греческой мифологии

Живыми и полными человеческих страстей предстают перед нами герои греческих мифов. Они общаются с простыми смертными, вступают с ними в любовные союзы, мстят недругам и помогают избранникам.

Древние греки видели мифологических персонажей существами, в которых все свойственное людям проявляется многократно усиленным. Их путь насыщен великими подвигами, грандиозными победами и тяжелыми страданиями. Они простодушны, благородны и одновременно жестоки по отношению к врагам.

На самом деле все эти яркие образы — отражение реальных человеческих характеров тех времен, когда люди непосредственно воспринимали все жизненные перипетии, будь то разочарования или радости.

Книга адресована всем интересующимся греческой религией и мифологией, а для школьников, изучающих Древнюю Грецию, она станет незаменимым помощником, ведь в одном месте собрана краткая, но емкая информация о всех известных греческих богах, героях, титанах и чудовищах…

Ирина Пигулевская - Словарь греческой мифологии

Ирина Пигулевская - Словарь греческой мифологии краткое содержание

Живыми и полными человеческих страстей предстают перед нами герои греческих мифов. Они общаются с простыми смертными, вступают с ними в любовные союзы, мстят недругам и помогают избранникам.

Древние греки видели мифологических персонажей существами, в которых все свойственное людям проявляется многократно усиленным. Их путь насыщен великими подвигами, грандиозными победами и тяжелыми страданиями. Они простодушны, благородны и одновременно жестоки по отношению к врагам.

На самом деле все эти яркие образы — отражение реальных человеческих характеров тех времен, когда люди непосредственно воспринимали все жизненные перипетии, будь то разочарования или радости.

Книга адресована всем интересующимся греческой религией и мифологией, а для школьников, изучающих Древнюю Грецию, она станет незаменимым помощником, ведь в одном месте собрана краткая, но емкая информация о всех известных греческих богах, героях, титанах и чудовищах…

Словарь греческой мифологии - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Словарь греческой мифологии - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Ирина Пигулевская

Словарь греческой мифологии

При изучении греческой мифологии используются сочинения историков: Геродота (V в. до н. э.), Полибия вв. до н. э.), Диодора Сицилийского, Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия (I в. до н. э.), географа Страбона (I в. н. э.), а также сохранившиеся во фрагментах сочинения логографов и генеалогов Гекатея, Акусилая, Асклепиада и других. Среди этих авторов выделяются Ферекид и Гелланик, у которых представлена целая космогония.

Из антикваристов-археологов выделяется Павсаний (II в. н. э.), который путешествовал по Греции и свои описания памятников старины снабжал разнообразными мифологическими сюжетами. Сведения по греческой мифологии содержатся также у Варрона (II–I вв. до н. э.)

Мифографы — собиратели и излагатели мифов — появились в Греции не позднее V в. до н. э. К ним относятся софист Гиппий, а также ряд ранних историков и философов: Геродор Гераклейский, Анаксимен Лампсакский, Асклепиад Трагильский, Гераклид Понтийский, Дикеарх Мессенский. Дионисий Самосский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

В золотой век греческой культуры (V в. до н. э.) драма, особенно трагедия, становится главным средством распространения мифологических представлений. В эту эпоху древние предания глубоко и серьезно перерабатываются, причем особо выделяются эпизоды, в которых отображаются жестокие конфликты в отношениях между членами одного семейства. Однако под влиянием греческой философии образованные круги общества проникаются все более скептическим отношением к традиционным представлениям о богах.

В результате завоеваний Александра Македонского (ум. 323 до н. э.) возникает новая, именуемая эллинистической, культура, сохранившая традиции обособленных городов-государств, но уже не замыкающаяся в пределах одного полиса. Распад полисной системы повлек за собою разрушение политических барьеров на пути распространения мифа. К тому же в результате распространения образования и учености все многообразие мифов, сложившихся в разных областях Греции, впервые было собрано воедино и систематизировано. Греческие историки широко использовали мифы.

Боги и герои греческих мифов были живыми и полнокровными существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступавшими с ними в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам. Древние греки видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде. Древние греки непосредственно воспринимали все жизненные перипетии, и поэтому герои их сказаний проявляют ту же непосредственность в разочарованиях и радостях. Они простодушны, благородны и одновременно жестоки к врагам. Это — отражение реальной жизни и реальных человеческих характеров древних времен. Жизнь богов и героев насыщена подвигами, победами и страданиями. Очень часто эти несчастные несут кару за некогда совершенные их предками злодеяния. И хотя все это заранее предопределено, они сами себя наказывают за содеянное ими, не ожидая кары богов.

Читайте также: