Миграция в бельгии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Если Вы находитесь на территории Бельгии, обратиться с ходатайством о получении статуса беженца нужно в Бюро по делам иностранцев (Office des Etrangers, OE). Кроме того, Вы можете обратиться с ходатайством о предоставлении убежища в транзитной зоне международного аэропорта, но в этом случае у Вас намного меньше шансов получить убежище. Пограничники не имеют права отказать Вам во въезде и должны выдать все анкеты и бланки ходатайств в Бюро по делам иностранцев. Но в этом случае Вы попадаете в один из закрытых центров для беженцев в международной зоне аэропорта, Ваши условия жизни будут похожи на тюремные, получить помощь адвоката или общественной организации будет очень сложно. Если Вы обратитесь в Бюро по делам иностранцев, Вы не окажетесь в тюрьме, даже не имея документов. Поэтому большинство беженцев проходят через контроль в аэропорту, а на следующий день обращаются в Бюро по делам иностранцев.

При обращении в Бюро, Вам нужно сообщить, что Вы являетесь беженцем. Вас пригласят в зал ожидания, дадут порядковый номер, и Вы будете проходить процедуру оформления (фотографирование, снятие отпечатков пальцев, проверку по Интерполу). Вам будет предоставлен переводчик (переводчик с русского есть всегда), сотрудник запишет Ваши анкетные данные, задаст Вам вопросы о способе Вашего приезда и преследованиях, которым Вы подвергались. Это самая важная часть первого этапа. Вы должны сразу указать веские причины отъезда; информация должна быть непротиворечивой. Иначе уже на этом этапе Вам могут отказать в доступе на территорию страны. В дальнейшем Вы не сможете изменить сообщенную информацию. Лучше всего сразу придти в Бюро с адвокатом.

При обращении с ходатайством о предоставлении убежища в Бюро по делам иностранцев желательно иметь как можно больше документов, подтверждающих Вашу личность и историю Вашей жизни (например, свидетельство о рождении, диплом, внутренний паспорт, справку о состоянии здоровья и т.д.). Подробное интервью с Вами может быть проведено в этот же день или отложено. Последнее время интервью чаще всего проводится через 3-4 месяца после подачи ходатайства.

Процедура оформления в Бюро по делам иностранцев иногда занимает целый рабочий день. В любом случае в конце дня Вам выдадут документ, удостоверяющий личность, направление в лагерь для беженцев или на получение социальной помощи. Билеты на поезд до нового места жительства Вы получите, если заявителей в этот день немного.

2. Процедура получения статуса беженца.

Процедура получения статуса беженца состоит из двух этапов. На первом этапе иммиграционные власти решают вопрос о доступе на территорию страны; решение принимается по результатам первого интервью. На втором этапе рассматривается возможность предоставления Вам статуса беженца.

2.1. Первый этап. На первом этапе проверяется, есть ли у Вас какие-либо основания для получения статуса беженца и не прибыли ли Вы из какой-либо "безопасной" страны (см. главу про Дублинскую конвенцию). Во время первого интервью, если необходимо, предоставляется бесплатный переводчик. Обычно на интервью вместе с переводом отводится полтора-два часа. Решение по результатам интервью будет объявлено Вам в тот же день или позднее.

По результатам интервью Вам выдадут один из следующих документов: 1) "Annex26" (фламандское название "Bijlage26") подтверждает Ваше право остаться в Бельгии и участвовать в процедуре получения статуса беженца дальше; 2) "Annex26B" означает отрицательное решение и предписывает Вам покинуть страну в течение пяти дней.

Обжалование отказа. Если на первом этапе решение Бюро по делам иностранцев отрицательное, Вы можете подать "срочную апелляцию" в Генеральную Комиссию для Беженцев и Лиц без Гражданства (Commissariat General aux Refugies et Apatrides, CGRA). Апелляция должна быть подана в течение трех рабочих дней после получения уведомления об отказе из Бюро. Для этого нужно заполнить стандартный бланк и анкету, которые можно получить в Бюро; за помощью в заполнении нужно обратиться к социальному работнику в лагере для беженцев или адвокату. Письмо с апелляцией нужно послать по почте или опустить в ящик по адресу CGRA. После этого нужно ждать письма с датой повторного интервью.

Подача апелляции приостанавливает принятие решения о депортации. Генеральная Комиссия проводит повторное интервью с заявителем. Заявитель может подать ходатайство о предоставлении бесплатного адвоката для присутствия на интервью. Генеральная Комиссия должна принять решение в течение 30 дней, но это правило часто нарушается. Большинство апелляций, поданных еще до 2001 года, до сих пор ожидают рассмотрения. По результатам повторного интервью, Вам или вернут документ "Annex26", что означает право участвовать в процедуре получения статуса беженца дальше, или дадут документ "Ter10", который является предписанием покинуть страну в трехдневный срок. По внешнему виду все эти документы похожи друг на друга и различаются обозначением в верхнем правом углу.

Если Генеральная Комиссия приняла отрицательное решение, оно тоже может быть обжаловано. Это нужно сделать в Государственном Совете (Conseil d'Etat) в течение 30 дней. Подача этой апелляции не влияет на принятие решения о депортации. Роль Государственного Совета ограничена проверкой законности решения Генеральной Комиссии, Государственный Совет не перепроверяет факты, изложенные в деле. Подача этой апелляции стоит достаточно дорого, но Вы можете пройти ее бесплатно, если у Вас нет источников дохода. В любом случае нужно воспользоваться услугами адвоката или социального работника (см. ниже).

В этом случае Ваша депортация может быть отложена только по решению суда. Суд определяет, может ли депортация привести к серьезному или непоправимому для Вас ущербу, и только если такая опасность существует, Вам разрешат остаться в стране до решения Государственного Совета. Обычно на рассмотрение этого вопроса Государственным Советом требуется более двух лет. Если Государственный Совет признает решение Генеральной Комиссии незаконным, то Ваше дело должно быть пересмотрено.

2.2. Второй этап. Если на первом этапе Вы получили разрешение остаться (причины отъезда из страны, в которой Вы подвергались преследованиям, были признаны уважительными, а биография правдоподобной), то начинается второй этап, когда рассматривается возможность предоставления Вам статуса беженца. Сначала Ваше дело рассматривает Генеральная Комиссия для Беженцев и Лиц без Гражданства (CGRA). Вы должны быть приглашены на повторное интервью, но в случае если это невозможно, например, по медицинским показаниям, решение принимается на основе письменного отчета, запрашиваемого в Бюро по делам иностранцев. Временных ограничений, в соответствии с которыми Генеральная Комиссия должна принять решение, не существует, но предполагается, что это занимает около двух месяцев. На практике для этого может потребоваться от двух месяцев до двух лет.

Повторное интервью напоминает первое, но оно намного подробнее. На этом интервью может присутствовать адвокат. У Вас будут пытаться выяснить то же самое, что и в первый раз: подробности биографии, причины преследований, доказательства и т.д. Даже если перед Вами совсем другие люди, помните, что они уже ознакомились с Вашим делом и текстом первого интервью, и если Вы начнете говорить что-то другое, Ваш вопрос может решиться в пользу депортации. Не последнюю роль может сыграть Ваша профессия и Ваше знание французского (фламандского) языка или стремление выучить его. Обычно информацию о результатах интервью присылают по почте, минимум через две недели, но обычно намного позже.

Обжалование отказа. Если Генеральная Комиссия приняла отрицательное решение, Вы можете подать апелляцию в Комиссию по апелляциям (Commission permanente de recours des refugies, CPRR) в течение 15 дней после получения уведомления об отказе. Подача апелляции приостанавливает принятие решения о депортации. Апелляция должна быть написана на французском или фламандском языке и хорошо обоснована, лучше ее составить при помощи адвоката. С мая 1993 года Управление Верховного Комиссариата ООН по Делам Беженцев (УВКБ ООН, UNHCR) больше не является членом Комиссии по апелляциям, но может высказать свое мнение, если Вы или одна из официальных организаций обратится туда с просьбой. В среднем на прохождение всех инстанций до Комиссии по апелляциям требуется, по крайней мере, год.

Если Вы получили отказ из Комиссии по апелляциям, Вы можете его обжаловать в Государственном Совете в течение 60 дней. Подача этой апелляции не приостанавливает принятие решения о депортации; депортация может быть отложена только по решению суда.

Государственный Совет только контролирует законность решения Комиссии по апелляциям и не перепроверяет факты, изложенные в деле. На каждом этапе обжалования Вы получаете ответ по почте, поэтому если Вы переехали, очень важно сообщить об этом в ту организацию, где находится Ваша апелляция. Все апелляции должны быть написаны правильно, аргументировано и на французском или фламандском языке. Те, кто живет в лагерях для беженцев, могут получить юридическую консультацию и помощь в переводе от социальных работников. Апелляцию можно написать самому, но очень важно проконсультироваться, поскольку решение часто полностью зависит от того, что написано в Вашей апелляции. Те, кто живет за пределами лагеря, прежде всего, могут обращаться за консультациями в центр CPAS по месту жительства. Кроме того, Вы можете пойти в общественные организации, список которых находится в конце главы.

Только после положительного ответа по результатам второго интервью Вы получаете статус беженца и вид на жительство в Бельгии. Через пять лет Вы имеете право подать ходатайство на получение гражданства.

Иммиграция в Бельгии представлена, согласно определению Организации Объединенных Наций , 1,809,000 человек в начале 2015 года, или 16,1% населения, из которых около 954,800 (8,5%) родились за пределами Европейского Союза . Количество иностранцев составило 1 255 286 (11,2%) в начале 2015 г. против 1 295 660 (11,5%) в начале 2016 г. В 2010 г. 25% населения до 2- го поколения составляли иностранцы (в том числе 10% иностранцы, 7,5% бельгийцы). иностранцев и 7,5% людей во 2- м поколении). В 2016 году, согласно BCSS, 16,5% населения родились за пределами Бельгии, а 13,7% - бельгийцы, рожденные иностранцами.

Резюме

История

Довоенная

Трудовая иммиграция в межвоенный период и кризис 1930-х гг.

Трудовая иммиграция в послевоенный период



Центр d'Accueil дю Персонал Africain (CAPA) в Тервурене , где конголезский рабочие, прибывшие в Брюссель для Expo 58 были размещены .

В настоящее время существует три основных страны происхождения, которые отметили миграционную историю послевоенной Бельгии: Марокко , Турция и Демократическая Республика Конго . Эти три миграционных потока объединяет то, что они зародились в начале 1960-х гг. Мигранты из этих трех стран постепенно поселились в Бельгии и породили группы населения, каждое со своими демографическими характеристиками. Марокканская иммиграция внесла свой вклад в долговременное формирование лица Бельгии в демографическом, экономическом, социальном и культурном плане. Два примера особенно важны: марокканцы в настоящее время являются крупнейшим иностранным сообществом в Бельгии; закон 19 июля 1974 г. признает исламское поклонение среди тех, кто должен получать государственное финансирование. Более того, существует соответствие дат между признанием ислама и прекращением иммиграции. Однако воссоединение семей по-прежнему разрешено, что позволит марокканским иммигрантам навсегда поселиться в стране и увеличить число верующих мусульманского вероисповедания . Отсюда заинтересованность в возврате к бельгийско-марокканской конвенции об оккупации марокканских рабочих в Бельгии, подписанной 17 февраля 1964 г. и осталась почти незамеченной в то время. Некоторые компании, такие как Caterpillar, узнали о существовании конвенции в 1974 году, в том же году, когда иммиграция была прекращена. Среднестатистический бельгийский гражданин даже не подозревает о его существовании. В некоторых специализированных книгах этому есть строчка.

Но, как это ни парадоксально, вопреки тому, что предполагали эти меры, мы наблюдаем рост числа иностранцев.

1980-е и 1990-е годы

Федеральное правительство в конечном итоге подпишет первые соглашения с Красным Крестом о приеме просителей убежища. Действительно, центры приема будут созданы в соответствии с законом Vande Lanotte от 1996 года. До обработки своего дела заявители-беженцы должны зарегистрироваться в одном из этих центров, которые считаются местами обязательной регистрации.

Тем не менее, есть еще много иммигрантов без документов, и на протяжении 1990-х годов бельгийское правительство возглавит кампанию по легализации этих мигрантов без документов; Национальное движение за легализацию мигрантов без документов зародилось 25 сентября 1998 г. .

Бельгия, или Королевство Бельгия – небольшая развитая страна Западной Европы, граничащая с Францией, Люксембургом и Нидерландами. Страна имеет сложное политическое устройство, разделена на 3 автономных региона: Фландрия, Валлония, Брюссельский столичный регион.

Брюссель, являясь столицей Бельгии, является наиболее густонаселенным, богатым регионом страны. Каждый регион имеет особенности экономического развития, структуры населения по религиозному, возрастному и этническому признаку.


Численность

Население Бельгии согласно статистике на 2020 составляет около 11,5 миллиона человек. Большая часть жителей проживает во Фламандском регионе, говорит на нидерландском языке. Численность населения Валлонского региона насчитывает ориентировочно 3,6 миллиона жителей. Непосредственно в Брюсселе и его окрестностях проживает 1,2 миллиона.


Динамика

По состоянию на 2020 Бельгия, по численности населения занимает 81 место среди всех стран мира. Население постепенно увеличивается, во многом благодаря натурализации мигрантов. Согласно статистике, около 49% мигрантов имеют европейское происхождение, а 51% – неевропейское.

После смягчения бельгийского закона о гражданстве, более 1,3 миллиона мигрантов получили гражданство и сегодня считаются полноценными гражданами страны с политическими и гражданскими правами.


Плотность

Брюссельский столичный регион имеет наибольшую плотность населения Бельгии – почти 7400 человек на 1 км2. Во Фландрии, плотность составляет менее 500 человек на км2, а в Валлонии около 200 человек на км2. Средняя плотность бельгийского населения составляет 383 человека на км2.


ВВП на душу населения

В бельгийской экономике отмечается устойчивый рост ВВП на душу населения за исключением 2020 года, из-за пандемии и необходимости сворачивать работу компаний сферы услуг. Сегодня этот показатель составляет 43,814$.

Наибольший ВВП на душу отмечается у Брюссельского столичного региона (72,000$) благодаря размещению крупных административных и коммерческих штаб-квартир. За ним следует Фламандский регион (41384$). Самым низким ВВП на душу отличается Валлония.

В Бельгии многие жители Фландрии, Валлонии регулярно посещают Брюссельский столичный регион, тем самым внося экономический вклад в столицу, хотя их доход декларируется на месте проживания. В отличие от многих других стран, Бельгия выделяется частотой поездок граждан внутри страны. Учитывая пригородные поездки, во Фламандском регионе ВВП на душу населения был бы выше на 7% (44288$), а в Валлонии на 14%, что отражает более реальный уровень экономического развития отдельных регионов.


Урбанизация

Бельгия – самая урбанизированная страна Европы, здесь расположен густонаселенный Брюссельский столичный регион с численностью более 1,1 миллиона жителей. Другими крупными городами являются:

  • Антверпен (508,000 жителей).
  • Гент (249,000 жителей).
  • Шарлеруа (204,000 жителей).
  • Льеж (196, 000 жителей).

За ними следует большое количество городов с небольшой численностью. Бельгийские города не избежали встречи с комплексом экономических, экологических, социальных проблем, характерных для многих европейских городов. Здесь также наблюдалась миграция людей в пригородные районы, высокая безработица, бедные районы. В 1999 году федеральные власти создали программу развития, которая должна была сделать города более пригодными для жизни, сочетая место для работы и отдыха, укрепить социальную сплоченность, поддержать экономическое развитие территорий. Это программа замечательно справилась сов соей задачей.

Пол и возраст

Бельгийское общество структурировано по возрастному критерию равномерно. Примерно 2,3 миллиона человек моложе 18 лет, а 2,2 миллиона жителей Бельгии возрастом 65 лет и старше. Большая часть общества Бельгии имеет возраст от 18 до 64 лет. Самую большую возрастную группу составляют люди возрастом 55-59 лет (почти 800 тысяч), самую маленькую – люди старше 100 лет (1,794 человека).


Гендерная структура бельгийского общества различается, в зависимости от возраста. Так, рождение мальчиков, в среднем больше в 1,04 раза, чем девочек. После 15 лет данное соотношение сохраняется. В возрасте от 15 до 64 лет количество мужчин и женщин постепенно уравнивается, однако сохраняется преобладание мужского гендера в 1,02 раза. В возрасте 65 лет и старше, половая структура кардинально меняется: количество мужчин резко сокращается: на 1 женщину приходится около 0,72 мужчин. Общая численность мужского и женского гендера примерно одинаковы: 5,660,064 мужчин, 5,832,577 женщин.

Этнический состав

Большинство населения Бельгии представлено фламандцами, составляющих более 50% всех жителей, фламандцы говорят на нидерландском языке. Второй по численности этнической группой являются франкоговорящие или немецкоговорящие валлоны. Однако некоторые ученые отмечают, что в истории современной Бельгии, выделение фламандцев или валлонов выделяет скорее отдельные сообщества, а не этнические группы, так как отдельные представители могут переходить между обществами, овладевая другим языком.

Самую большую группу иммигрантов или их потомков составляют итальянцы, их численность насчитывается свыше 450, 000 человек или около 4% от общей численности населения государства. Марроканцы представляют собой менее многочисленную этническую и, одновременно, самую большую мусульманскую группу, их численность составляет порядка 220,000 человек.

Остальная часть представлена франкоговорящими из Брюсселя, турками, румынами, курдами, испанцами, русскими голландцами, французами, португальцами, испанцами, греками, боснийцами, алжирцами, конголезцами, вьетнамцами, поляками, индийцами, арабами, гвинейцами. Ориентировочно 22% населения Бельгии (2.419.310 человек) имеет не бельгийское происхождение. Рассмотрим их в таблице.


Религии

Большинство бельгийцев являются католиками (58%), однако наблюдается нерегулярное посещение религиозных служб, представители других религий составляют около 14% населения, а 27% – агностики, атеисты или другие неверующие.

Наименьшая религиозность отмечается во Фламандском регионе и Арденнах, регулярное посещение церкви снизилось в промышленных районах Валлонии и в Брюсселе. Здесь около 30% людей нерелигиозное.


Второй по численности религиозной группой являются протестанты. В основном они проживают в городах провинции Эно, граничащей с Францией, и Брюсселе с его окрестностями. Множество иммигрантов-мусульман проживают на севере и западе Брюссельского столичного региона. Немногочисленное еврейское население, исповедующее иудаизм, сосредоточено в столице, Антверпене и прилегающих городах.

Продолжительность жизни

Ожидаемая продолжительность жизни бельгийцев составляет 81,7 лет, что на 4 года больше, чем в 2000. Тем не менее, Бельгия располагается довольно низко по этому показателю среди стран ЕС. Средняя продолжительность жизни у женщин составляет 84 года, а мужчин – 79,6 лет. Гендерный разрыв 4,4 года продолжает сохраняться, однако со временем его значение постепенно уменьшается. После застоя роста продолжительности жизни с 2016 по 2018 года, ожидаемая продолжительность жизни в 2019 году резко увеличилась на 0,3 года.

В продолжительности жизни наблюдаются большие региональные различия. Фландрия обладает наиболее высокой продолжительностью жизни 82,7 года, в Брюсселе этот показатель составляет 81,6 лет, а на территории Валлонии – 80,3 года. Наблюдаются различия и в зависимости от социально-экономического положения: наибольшая ожидаемая продолжительность жизни наблюдается у людей с более высоким уровнем образования и дохода, по сравнению с людьми, с низкими доходами и образованием.


Несмотря на бурное развитие городов, социальной помощи и экономики, в Бельгии сохраняются проблемы неравенства и неравномерности распределения доходов. Наиболее успешными с экономической и социальной точки зрения являются промышленно-развитые северные регионы: Брюссель, Фландрия. Здесь наибольшая продолжительность жизни, более высокий ВВП на душу населения.

Однако со временем наблюдается выравнивание социально-экономического положения с Валлонией – традиционно более бедного региона: сокращается разница в ВВП, продолжительность жизни впервые начала превышать 80 лет, снижается религиозность, за счет бурного развития промышленности и сферы услуг.


ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОРОДА В МИГРАЦИОННОМ ИЗМЕРЕНИИ: СЛУЧАЙ БЕЛЬГИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Бельгия является примером поиска компромисса между двумя подходами интеграции мигрантов – ассимиляцией и мультикультурализмом. Политика интеграции направлена одновременно и на инкорпорацию мигрантов в принимающее общество, и на сплочение общества на основе большего разнообразия [1, c. 58].

В Бельгии миграционная политика (регулирование въезда и проживания) находится в компетенции федеральных властей, а политика интеграции в значительной степени относится к ведению сообществ (их три – валлонское, фламандское, немецкое) [2]. Но в 1994 г. правительство Валлонского Сообщества практически полностью отказалось от своих полномочий в этой сфере в пользу правительства Валлонского Региона. Таким образом, на сегодняшний момент с фламандской стороны интеграцией мигрантов занимается Фламандское Сообщество, а с валлонской стороны – Валлонский регион. Поэтому в фламандских муниципалитетах больший упор делается на культурные аспекты (образование, языковая политика), а в валлонских – на социально-экономические.

В рамках закона о Шестой государственной реформе, вступившему в силу 1 июля 2014 г., большой набор полномочий, в том числе по вопросам миграции, был передан от федерального центра сообществам и регионам. Так, помимо прочего между общинами были разделены ресурсы действовавшего ранее на федеральном уровне специального фонда (The Federal Impulse Fund for Migrant Policy), субсидировавшего проекты по интеграции мигрантов [112]. Бельгия стремится усилить взаимодействие между различными уровнями власти в вопросах интеграции мигрантов. В 2014 г. для обмена информации и координации действий была создана межведомственная комиссия, состоящая из представителей федеральных, региональных и общинных государственных структур. Бельгийские власти также поддерживают существующие неофициальные координационные механизмы, которые позволяют заинтересованным сторонам встретиться и делиться мнениями по вопросам миграции (например, COORAM – Coordination Asylum Migration).

В Бельгии на политику интеграции мигрантов сильно влияет разделение страны на культурно-языковые сообщества. Самое большое различие – в подходе: в то время как миграционная политика фламандского сообщества похожа на мультикультурализм голландского образца, франкоязычное сообщество приняло подход, схожий с моделью ассимиляции, реализуемой во Франции [111]. Соответственно, это приводит к тому, что фламандские и валлонские города реализуют весьма различающиеся политики интеграции.

Начиная с 2000 г. в местном политическом процессе в Брюсселе произошли серьезные сдвиги. После выборов 2000 г. в городском парламенте значительно увеличилось число депутатов-небельгийцев по рождению. Чаще всего это выходцы из Марокко, их число уже приблизилось к числу депутатов-фламандцев, что угрожает нарушить сложившееся хрупкое равновесие. При этом представители других этнических меньшинств не проявляют заметной политической активности. Так, граждане из других стран ЕС не демонстрируют желания играть роль на местном политическом уровне [113].

Сегодня представители обеих комиссий стремятся оказывать большее влияние на иммигрантские ассоциации за счет предоставления им дополнительных финансовых ресурсов и включения в имеющуюся институциональную систему. Но сами мигранты не очень стремятся к тому, чтобы включаться в бельгийское общество на правах меньшинств. Тот факт, что в стране сосуществуют два культурно-языковых сообщества, приводит к тому, что у мигрантов появляется возможность выбирать между двумя моделями интеграции, которые предлагают им политические институты этих сообществ. Кроме того, в этой ситуации мигранты могут вовсе не делать никакого выбора, а подходить к этому вопросу, сообразуясь с ситуацией, как поступает сегодня большинство мигрантов в Бельгии. Опыт Брюсселя дает скорее положительный ответ на вопрос о совместимости ассимиляции и мультикультурализма в одной стране и даже в одном городе, однако эффективность мер, принимаемых на городском уровне, можно было бы увеличить, будь сама система ориентиров более целостной и непротиворечивой.

3. Doomernik, J. Modes of migration regulation and control in Europe [Текст]: special literature / J. Doomernik, M. Jandl. – Amsterdam: Amsterdam University Press, 2018. – 155 p.

Читайте также: