Миф о тангуне кратко

Обновлено: 02.07.2024

"Восприятие образа Тангуна в различные периоды истории Кореи"

Часть I. Представления о Тангуне в XIII — XVIII веках.

В XV веке, как никогда ранее, усиливается интерес к древней истории Кореи. В это время появляется много исторических сочинений, первые главы которых посвящены Тангуну как основателю первого корейского государства. Однако, в отличие от записей XIII века, в них сказано, что Тангун непосредственно приходит с небес, а не рождается от союза сына повелителя небес и медведицы. Кроме историков Тангун привлекал к себе внимание и поэтов.

В данной ситуации интерес к Тангуну был вызван необходимостью укрепления позиций новой династии; даже само новое название страны — Чосон — связано с мифом о Тангуне, в котором тот создает государство Кочосон - Древний Чосон.

В XVI веке интерес к Тангуну несколько снизился, но во время Имчжинской войны (1592 — 1598 гг.) фигура Тангуна опять оказалась в центре внимания. Свидетельством этому можно считать установление корейскими гончарами, отправленными на работы в Японию в деревне, в которую их привезли, статуи Тангуна и совершение обрядов жертвоприношения духу предка.

Ученые-сирхакисты в своих сочинениях попытались проанализировать миф о Тангуне. Они доказывали реальность фигуры Тангуна и писали о территориальном величии Древнего Чосона. Как полагают многие корейские историки, с них началось научное изучение Тангуна.

Таким образом, мы видим, что в период с XII по XVIIв. в самые сложные и кризисные моменты истории, например такие как внешние вторжения или внутренняя неустойчивость, нацию консолидировал не кто иной, как мифический образ Тангуна, который являлся символом единения, силы и спокойствия.

Когда-то давным-давно, более несколько тысяч лет назад, жил да был небесный принц Хван Ун. Все бы ничего, но страсть как тянуло принца к простым людям. Однажды принц попросил своего отца, небесного короля Хван Ина, позволить ему спуститься на землю и быть среди людей. Отец, видя как тоскливо его сыну, дал согласие, при этом взяв с Хван Уна обещание, что тот сделает простой люд счастливым.

Как появилась Корея

Легенда о Тангуне является самой популярной в Корее

Спустился принц на гору Тхэбексан со своими помощниками: духами ветра, туч и дождя. Расположился под священным деревом Синдансу и основал город Синси, где обучил людей ремеслу, земледелию и медицине.

В то же время на горе жили медведица и тигр, которые мечтали стать людьми. Однажды они пришли к Хван Уну и стали слезно просить его помочь им. Небесный принц пожалел из и обещал превратить их в людей, если они выполнят одно условие: сто дней медведице и тигру нельзя было видеть дневной свет. Из еды же им разрешалось съесть только пучок полыни и 20 зубчиков чеснока.

Через двадцать дней тигр не выдержал и сдался. Медведица же продолжала следовать условию и в итоге была превращена в прекрасную женщину по имени Унне.

Будучи женщиной, Унне поняла, что несчастлива, так как не имела ни мужа, ни детей. Тогда она каждый день начала приходить к священному дереву и просить духов послать ей мужа и детей. Унне так искренне умоляла духов, что сам Хван Ун пожалел ее и взял в жены. Вскоре у них родился сын, которого назвали Тангун. А уже именно он основал столицу Пхеньян в государстве, которое назвал Чосон. Правил Тангун страной полторы тысячи лет, а в возрасте 1908 лет решил уйти в горы и стал горным духом.

Марки, посвященные легенде о Тангуне

Марки, посвященные легенде, еще раз подтверждают ее важность для корейского народа


На этот раз мы с Вами поговорим об основополагающей вещи в корейском фольклоре, а именно о мифе о Тангуне (단군), легендарном и первом предании о строении государства на Корейском полуострове.



Пэктусан, где и происходит действие мифа

Теперь можно перейти к краткому описанию сюжета. Началось всё, разумеется, на небе, где жил Властелин неба Хванин (환인) и его сын Хванун (환웅), который страстно хотел жить на земле среди долин и рек и среди людей. Отец дозволил ему это при условии, что сопровождать его будут три тысячи последователей, и тогда Хванун спустился на священный Пэктусан и основал там Синси (신시, мифическое корейское государство, по легенде бывшее предком Древнего Чосона), что в переводе означает Город Бога. Вместе со своими министрами дождя, облаков и ветра (в этой части мифа можно заметить отголоски язычества и шаманизма) Хванун установил моральные нормы и законы для людей, обучил их многим ремеслам, в том числе медицине и возделыванию земли.

В то же время некие медведица и тигр пожелали превратиться в людей, и, услышав их молитвы, Хванун дал им по 20 долек чеснока и полыни, повелев питаться только этим в течение ста дней и жить в пещере, куда не проникнет солнечный луч.



Уннё, желающая превратиться в человека



Медведица и тигр просят Хвануна стать людьми

Тигр сдался спустя 20 дней такого времяпровождения, а медведица (Уннё) дотерпела до конца и в итоге была вознаграждена и превратилась в женщину. Но она была одинока и несчастлива. Никто из мужчин не брал её в жены, а она желала, чтобы у неё появился ребёнок. Тронутый её просьбами и молитвами, Хванун сделал ее своей женой, и вскоре у них родился ребёнок, имя которому Тангун. Унаследовав отцовский трон, он построил рядом с Пхеньяном столицу своего царства, Асадаль, и это государство было Древним Чосоном, первым государственным образованием на территории Корейского полуострова.



Тангун, легендарный основатель корейской государственности



Памятник Тангуну

Несмотря на то, что это сказание некоторыми признается как достоверный исторический факт, а некоторыми лишь как миф, его роль в культуре корейцев велика, и в самые тяжелые моменты истории корейский народ обращался к образу могущественного предка. Например, во времена монгольских завоеваний он играл важную роль в объединении нации, и даже нашёл своё продолжение в косиндо (고신도, ветвь корейского шаманизма, почитавшая Тангуна за бога). А на рубеже XX в. на фоне борьбы с японской колониальной агрессией возникло корейское национально-освободительное патриотическое движение тэчжонгё (대종교, преемник косиндо).

Интересен тот факт, что в 90-е годы КНДР заявила, что нашла мавзолей Тангуна у себя близ Пхеньяна, в местечке Кандон, а Республика Корея, конечно же, с этим не согласилась. Очевидно, что, несмотря на раскол нации, и те, и другие прочно держатся за славную и легендарную фигуру своего предка, сказание о котором передавалось сквозь столетия из уст в уста.

Гробница Тангуна расположена в уезде Кандон в городе Пхеньяне. Это гробница родоначальника корейской нации. Она реконструирована в октябре 83 года чучхе (1994), занимает 45 га. Территорию гробницы можно разделить на три части. В первой зоне стоит стела в честь реконструкции гробницы Тангуна и мемориальная доска в честь сооружения гробницы и столбы ворот.



Мавзолей Тангуна в КНДР


В общем и целом, для корейцев этот миф – бесценное национальное сокровище, и несмотря на некоторую полемику по поводу его достоверности, это несомненно значительнейший памятник духовной культуры жителей Корейского полуострова.


Корейский Клуб ИСАА МГУ

Тангу́н Ванго́м — легендарный основатель государства Кочосон (Древний Чосон), считающегося первым корейским государственным образованием. В корейской мифологии является внуком бога небес.

Содержание

Миф о Тангуне

Родословная Тангуна начинается с небесного царя Хванина (кор. 환인 ? , 桓因 ? ) (буддистами отождествлялся с Индрой). У Хванина был сын Хванун, которому было суждено жить на Земле среди долин и гор. Хванин спустил Хвануна с тремя тысячами последователей на гору Пэктусан, где Хванун основал божественный город Синси ( 신시, 神市 ). Затем он создал ведомства туч, дождя и ветра, придумал законы и начал обучение людей различным ремёслам, сельскому хозяйству и медицине.

В это время в пещере тигр и медведица молились Хвануну, прося дать им человеческий облик. Услышав их молитвы, Хванун дал им по 20 долек чеснока и стебельку полыни, наказал есть только эту еду и избегать солнечного света в течение 100 дней. Через 20 дней тигр нарушил обет и вышел из пещеры, медведица же осталась и превратилась в женщину.

Женщина-медведица (Уннё, 웅녀, 熊女 ) постоянно молилась Хвануну под священным деревом Синдансу ( 신단수, 神檀樹 ), прося дать ей мужа. Хванун, вняв её молитвам, взял её в жёны, после чего у неё родился сын, которого назвали Тангун Вангом.

Тангун основал город Пхеньян и сделал его столицей своего королевства. Королевство получило название Чосон. Затем он перенёс столицу в Асадаль на горе Пэгаксан. Спустя полторы тысячи лет столица была перенесан в Чандангён, а в возрасте 1908 лет Тангун окончательно сделал столицей Асадаль, после чего стал духом гор.

До 1961 года летосчисление в Южной Корее называлось Танги ( 단기, 檀紀 ) и велось с 2333 до н. э.

Интерпретация

В мифе о Тангуне прослеживаются как буддийские, так и шаманские элементы, присущие многим народам северо-восточной Азии. Медведь присутствует во многих мифах об основании различных культур в Маньчжурии и на Дальнем Востоке России.

Археологические находки

В 1990-х годах КНДР объявила о находке фрагментов Мавзолея Тангуна. Учёные круги западных стран скептически отнеслись к находке, поскольку правительство страны не разрешило независимые исследования и тесты.

Тангун в религии

Во время монгольских завоеваний легенда о Тангуне играла важную роль в консолидации нации. Косиндо ( 고신도, 古神道 ) — ветвь корейского шаманизма, почитавшего Тангуна за бога.

В конце XIX — начале XX веков на волне борьбы с японскими возникло движение Тэджонгё ( 대종교, 大宗敎 ), являвшегося преемником Косиндо. Японцы всячески подавляли его как одно из проявлений корейского национализма и идеологию подпольного патриотического движения. Тэджонгё и по сей день имеет последователей.

Читайте также: