Межнациональные отношения на постсоветском пространстве кратко

Обновлено: 08.07.2024

Общая проблематика конфликтов на постсоветском пространстве

Конфликт – это неотъемлемая часть социальной жизни, характеризующаяся противоборством субъектов, имеющих противоположные интересы, ценности, цели.

После распада Советского Союза в связи с резким обострением международных отношений на советском (начиная со второй половины 1980-х годов) и постсоветском (с 1991 года) пространстве начались множественные межнациональные конфликты. Некоторые из них были успешно локализованы, другие продолжаются и по сей день.

Начиная с конца 1980-х годов на территориях постсоветского пространства было зафиксировано в общей сложности:

  • 6 региональных войн;
  • 20 кратковременных вооруженных столкновений
  • свыше 100 невооруженных конфликтов.

В общей сложности в районах бывшего СССР, затронутых конфликтами, проживало свыше 10 млн человек. Сколько из них погибло в ходе конфликтов, точно не установлено до сих пор.

Наиболее остро на постсоветском пространстве стоит проблема с вооруженными конфликтами. Условно все они подразделяются на три типа:

  • конфликты, имеющие форму гражданской войны;
  • конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства;
  • конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств к реализации своих прав на самоопределение.

Все они периодически разгораются с новой силой.

Некоторые примеры конфликтов на постсоветском пространстве

Итак, после распада Советского Союза бывшие союзные республики столкнулись с обострением обстановки на постсоветском пространстве, приведшей к возникновению региональных кризисов и конфликтов. Наиболее известные из них в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их подробнее.

Рисунок 1. Основные конфликты на постсоветском пространстве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Приднестровский конфликт возник в 1989 году между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой из-за части левобережья Днестра, на которой практически в равных пропорциях проживали русские, украинцы и молдаване. После распада СССР он еще более обострился: началось вооруженное противостояние, приведшее к многочисленным жертвам. Благодаря вмешательству со стороны России вооруженные действия были прекращены. Сегодня безопасность в регионе обеспечивается совместными миротворческими силами России, Приднестровья, Молдавии и военными наблюдателями от Украины.

Этнополитический Грузино-югоосетинский конфликт начался еще в конце 1980-х годов. Разгорелся он в Грузии между центральным руководством страны с одной стороны, и Республикой Южная Осетия – с другой стороны. Отношения между ними обострились благодаря активизации в последние годы существования Союза национальных движений и стремлению малых народов к повышению собственного статуса. В результате ослабления государственной власти, последовавшего за распадом СССР, конфликт разгорелся еще больше. В общей сложности в ходе боевых действий погибло свыше тысячи человек, еще более 2,5 тысяч было ранено. Столкновения были прекращены лишь в июне 1992 года, после подписания Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта.

Вооруженный конфликт в Карабахе 1991-1994 гг. разгорелся между руководством Азербайджана и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, поддержанной Арменией. Объектом споров стал сам Нагорный Карабах и территории, к нему прилегающие. Азербайджан потерпел поражение, победа досталась армянской стороне.

В 1992-1993 годах между Грузией и Абхазией разразился вооруженный конфликт, в общей сложности унесший жизни более 5 тысяч человек. Соглашение о временном прекращении огня между сторонами было подписано в Сочи в июле 1993 года (Россия выступала гарантом). С лета 1994 года на территории Абхазии на постоянной основе присутствуют миротворческие силы СНГ.

Говоря о конфликтах на постсоветском пространстве, нельзя обойти стороной Первую и Вторую чеченские кампании, проводимые на территории Чечни и приграничных регионах Северного Кавказа с целью удержания Чечни в составе России. В первом случае речь официально шла о восстановлении конституционного порядка, а во втором – о проведении контртеррористических операций.

Начиная со второй половины 1990-х годов начала обостряться ситуация в Панкисском ущелье на грузинской территории, что к 2008 году привело к конфликту в Южной Осетии и вспышке общей напряженности в мире. В ночь с 7 на 8 августа Грузией была предпринята попытка навязывания силового решения конфликта Южной Осетии, которая на тот момент находилась в статусе непризнанной республики. Россия ввела в Южную Осетию свои войска. В конце августа Россией была признана независимость Абхазии и Южной Осетии, а в сентябре между государствами были установлены дипломатические отношения.

Одним из последних конфликтов, возникших на постсоветском пространстве, стал кризис на Украине 2014 года. По стране прокатился так называемый Евромайдан, приведший к насильственной смене власти в стране. Украина вступила в Евросоюз, а Крым был аннексирован Россией.

Урегулирование конфликтов на постсоветском пространстве

Вопрос урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве довольно остро стоит перед мировым сообществом в целом и Россией в частности. В интересах их предотвращения допускается принятие превентивного развертывания военного персонала стран – участников СНГ в районах возможного противостояния с целью недопущения эскалации напряженности, перерастания разногласий, споров и кризисов в вооруженные конфликты.

В целях урегулирования уже возникших вооруженных конфликтов допускается проведение операций по поддержанию мира. В частности, речь идет о проведении временных политических акций с использованием специально подготовленных военных, полицейских и гражданских кадров. Основная задача их проведения заключается в сохранении пира после достижения сторонами конфликта договоренностей о прекращении огня и обеспечении благоприятных условий для политического урегулирования споров посредством переговоров.

На этапах постконфликтного выстраивания мира используется привлечение воинских контингентов для содействия возвращению перемещенных лиц и беженцев, оказания гуманитарной помощи, восстановления инфраструктуры регионов конфликта, реинтеграции бывших участников вооруженных формирований в гражданскую жизнь и пр.

После распада СССР отделившиеся республики создали Содружество Независимых Государств, надеясь на взаимную поддержку, выручку и развитие тесных политических, экономических и культурных связей. Договорную основу СНГ составил Устав, принятый 22 января 1993 г., а международную юридическую основу формирования системы интеграционного сотрудничества бывших советских республик – Договор о создании Экономического союза СНГ, подписанный в Москве 24 сентября 1993 г. Но годы существования Содружества показали, что большинство надежд не оправдалось, так как после получения независимости все союзные республики должны были разделить собственность, создать свою политическую систему, ввести самостоятельные денежные единицы, а также установить таможенные границы. На фоне всего этого формировались территориальные, политические и этнические конфликты, разрыв хозяйственных связей, спады производства, неустойчивость национальных валют.

Конец 1980-х – начало 1990-х гг. ознаменовался сложными и противоречивыми по сути и своей значимости событиями. И самым грандиозным явилось исчезновение такого государства, как СССР. Вместо него появились 15 самостоятельных государств, среди которых и Российская Федерация. В России разрушилась прежняя политическая система, поменялись соотношения форм собственности, изменилась система социальных отношений. Конфликты стали реальностью в связи с резким обострением межнациональных отношений в бывшем СССР со второй половины 1980-х гг.

Националистические проявления в ряде республик насторожили центр, но никаких действенных мер по их предотвращению предпринято не было.

– грузино-абхазский конфликт – конфликт между Грузией и Абхазией;

– грузино-южноосетинский конфликт – конфликт между Грузией и Южной Осетией;

– осетино-ингушский конфликт – столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе;

– Гражданская война в Таджикистане – межклановая гражданская война в Таджикистане;

– Первая чеченская война – борьба российских федеральных сил с сепаратистами в Чечне;

– Конфликт в Приднестровье – борьба молдавских властей с сепаратистами в Приднестровье.

– трения между крымскими татарами и местным славянским населением в Крыму (уже не так остро);

– положение русского населения в Эстонии и Латвии;




Из Справки Главного Управления Внутренних Войск МВД СССР от 05 июня 1989 г:

События в Новом Узене (Казахстан) начались 16 июня 1989 г. Суть конфликта была в следующем: парень лезгин пригласил казахскую девушку на танец, а та ответила ему отказом. Возможно, не совсем вежливо, так, по крайней мере, решил кавказец и дал девушке пощечину. И тут же сам получил удар по лицу от стоявшего рядом парня-казаха. Уже через 10 минут драка стала массовой и сразу же приобрела межнациональный характер. Местная милиция отреагировала, приняла необходимые меры для прекращения драки, и инцидент, казалось, был исчерпан. Однако той же ночью по всему городу стали формироваться группировки по национальному признаку, затем произошли потасовки и между ними. Дальше остановить события местным органам правопорядка оказалось не под силу. Уже с утра 17 июня весь город был охвачен волнениями. Драки шли на всех улицах города. И очень скоро беспорядки перекинулись на близлежащие районы. В общей сложности за весь период стычек непосредственное участие в них приняло около 30 тысяч человек. Поддержало повстанцев большинство населения Мангышлака, входившего на тот период в Гурьевскую область (Мангышлакская область была упразднена в 1988 г.). В ночь с 20 на 21 июня, перед административным зданием поселка Жетибай собралось около 500 человек. Они двинулись к отделению милиции с требованием выселить всех кавказцев из поселка и закрыть кооперативные точки. Местная власть потребовала от людей прекратить хулиганство. И только к 5 часам утра удалось навести порядок. В тот же вечер более 600 кавказцев покинули Новый Узен. Беспорядки удалось остановить при помощи ОМОНа 22 июня 1989 г.

После распада СССР отделившиеся республики создали Содружество Независимых Государств, надеясь на взаимную поддержку, выручку и развитие тесных политических, экономических и культурных связей. Договорную основу СНГ составил Устав, принятый 22 января 1993 г., а международную юридическую основу формирования системы интеграционного сотрудничества бывших советских республик – Договор о создании Экономического союза СНГ, подписанный в Москве 24 сентября 1993 г. Но годы существования Содружества показали, что большинство надежд не оправдалось, так как после получения независимости все союзные республики должны были разделить собственность, создать свою политическую систему, ввести самостоятельные денежные единицы, а также установить таможенные границы. На фоне всего этого формировались территориальные, политические и этнические конфликты, разрыв хозяйственных связей, спады производства, неустойчивость национальных валют.

Конец 1980-х – начало 1990-х гг. ознаменовался сложными и противоречивыми по сути и своей значимости событиями. И самым грандиозным явилось исчезновение такого государства, как СССР. Вместо него появились 15 самостоятельных государств, среди которых и Российская Федерация. В России разрушилась прежняя политическая система, поменялись соотношения форм собственности, изменилась система социальных отношений. Конфликты стали реальностью в связи с резким обострением межнациональных отношений в бывшем СССР со второй половины 1980-х гг.

Националистические проявления в ряде республик насторожили центр, но никаких действенных мер по их предотвращению предпринято не было.

– грузино-абхазский конфликт – конфликт между Грузией и Абхазией;

– грузино-южноосетинский конфликт – конфликт между Грузией и Южной Осетией;

– осетино-ингушский конфликт – столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе;

– Гражданская война в Таджикистане – межклановая гражданская война в Таджикистане;

– Первая чеченская война – борьба российских федеральных сил с сепаратистами в Чечне;

– Конфликт в Приднестровье – борьба молдавских властей с сепаратистами в Приднестровье.

– трения между крымскими татарами и местным славянским населением в Крыму (уже не так остро);

– положение русского населения в Эстонии и Латвии;

Из Справки Главного Управления Внутренних Войск МВД СССР от 05 июня 1989 г:

События в Новом Узене (Казахстан) начались 16 июня 1989 г. Суть конфликта была в следующем: парень лезгин пригласил казахскую девушку на танец, а та ответила ему отказом. Возможно, не совсем вежливо, так, по крайней мере, решил кавказец и дал девушке пощечину. И тут же сам получил удар по лицу от стоявшего рядом парня-казаха. Уже через 10 минут драка стала массовой и сразу же приобрела межнациональный характер. Местная милиция отреагировала, приняла необходимые меры для прекращения драки, и инцидент, казалось, был исчерпан. Однако той же ночью по всему городу стали формироваться группировки по национальному признаку, затем произошли потасовки и между ними. Дальше остановить события местным органам правопорядка оказалось не под силу. Уже с утра 17 июня весь город был охвачен волнениями. Драки шли на всех улицах города. И очень скоро беспорядки перекинулись на близлежащие районы. В общей сложности за весь период стычек непосредственное участие в них приняло около 30 тысяч человек. Поддержало повстанцев большинство населения Мангышлака, входившего на тот период в Гурьевскую область (Мангышлакская область была упразднена в 1988 г.). В ночь с 20 на 21 июня, перед административным зданием поселка Жетибай собралось около 500 человек. Они двинулись к отделению милиции с требованием выселить всех кавказцев из поселка и закрыть кооперативные точки. Местная власть потребовала от людей прекратить хулиганство. И только к 5 часам утра удалось навести порядок. В тот же вечер более 600 кавказцев покинули Новый Узен. Беспорядки удалось остановить при помощи ОМОНа 22 июня 1989 г.

4. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве.

Конфликты стали реальностью в связи с резким обострением межнаых отношений в бывшем СССР со второй половины 80-х годов. Националистические проявления в ряде республик насторожили центр, но никаких действенных мер по их локализации предпринято не было. Первые беспорядки на этнополитической почве произошли весной 1986 года в Якутии, а в декабре этого же года - в Алма-Ате. Затем последовали демонстрации крымских татар в городах Узбекистана (Ташкенте, Бекабаде, Янгиюле, Фергане, Намангане и др.), в Москве на Красной площади. Началась эскалация этнических конфликтов, приведших к кровопролитию (Сумгаит, Фергана, Ош). Зона конфликтных действий расширилась. В 1989 году возникло несколько очагов конфликтов в Средней Азии, Закавказье. Позднее их огонь охватил Приднестровье, Крым, Поволжье, Северный Кавказ.

Начиная с конца 1980х, было зафиксировано 6 региональных войн (т.е. вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелого оружия), около 20 кратковременных вооруженных столкновений, сопровождающихся жертвами среди мирного населения, и более 100 невооруженных конфликтов, имеющих признаки межгосударственной, межэтнической, межконфессиональной или межклановой конфронтации. Только в районах, непосредственно затронутых конфликтами, проживало не менее 10 млн. человек. Число погибших точно не установлено.(см. табл. 1)

Таблица 1. Приблизительная оценка числа погибших в конфликтах 1980-1996гг.(тыс. чел.)

Можно выделить три основных типа только вооруженных конфликтов, типичных для постсоветского пространства:

а) конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств реализовать

свое право на самоопределение;

б) конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства;

г) конфликты, имеющие форму гражданской войны.

Развитие ситуации в межнациональных отношениях бывшего СССР

предсказывалось в работах английских, американских ученых, Большинство прогнозов, как показало время, достаточно точно отражало перспективы развития советского общества, Прогнозировались различные возможные варианты развития в случае, если государство не будет разрушено. Специалисты, анализируя англо-американскую историографию по этой проблематике, отмечали, что развитие этнической ситуации прогнозировалось в виде четырех возможных вариантов событий: "ливанизация" (этническая война, аналогичная ливанской);"балканизация" (наподобие сербско-хорватского варианта): "оттоманизация" (распад подобно Османской империи); мирное развитие событий с возможным преобразованием Советского Союза в конфедерацию или организацию государств, подобную ЕЭС или Британскому содружеству.

По данным разведслужбы Министерства обороны США, в будущем прогнозируется возможность 12 вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР. По расчетам в этих конфликтах могут погибнуть в результате военных действий 523 тыс. чел., от болезней - 4, 24 млн. чел., пострадать от голода 88 млн. чел., число беженцев может достигнуть 21, 67 млн. чел. (4) Пока что этот прогноз подтверждается.

В общем, и те межнациональные столкновения, которые имеются на сегодняшний день, достаточно неутешительны. Различные исследователи приводят разные данные о потерях, и даже один и тот же конфликт можно трактовать по-разному. В данной работе приведена типология конфликтов на постосоветском пространстве, данная А. Амелиным (табл. 2)

Типология межнациональных столкновений на постсоветском пространстве.

политический конфликт (борьба за суверенитет)

Ферганская долина (Узбекистан) гг. Кувасай, Комсомольск, Ташла,

Фергана, май-июнь 1989 г.

Приведенная типология условна. Один тип конфликта может соединять в себе черты другого или переплетаться с другими. Дефиниция "этнополитика" предполагает этническую группу, имеющую определенные политические цели. В. А. Тишков пишет, что разное понимание феномена этничности позволяет по-разному интерпретировать этнические конфликты. В силу полиэтнического состава населения бывшего СССР и нынешних новых государств, любой внутренний конфликт приобретает этническую окраску. Поэтому грань между социальными, политическими и этническими конфликтами трудно определима. Например, национальные движения, выступавшие за независимость в Прибалтике, трактовались и в СССР, и за рубежом как один из видов этнических конфликтов; но здесь присутствовал больше фактор политический, т. е. стремление одной этнической группы обрести государственность. Этнический фактор присутствовал и в борьбе национальных движений за суверенитет, независимость автономий в России (Татарстан, Чечня).

Таким oбpaзoм, этнический фактор обычно выступает в качестве линии противостояния, когда существующее неравенство в определенных сферах: социальной, политической, культурной проходит по этническим границам.

В границах данной работы невозможно более подробно рассмотреть все перечисленные конфликты, поэтому oбзop ограничится ситуациями в России, на Украине и в Прибалтике.

Раздел: Международные отношения
Количество знаков с пробелами: 68154
Количество таблиц: 4
Количество изображений: 0

Поскольку территория бывшего СССР является полиэтнической по составу населения (что характерно и для государств, возникших на этой территории), то фактически любой внутренний конфликт – социально-экономический или политический по своему содержанию – обретает этнический оттенок. Вместе с тем, здесь имеется достаточно оснований для межэтнических противоречий, как на личностном, так и на групповом уровнях. Поэтому этнический фактор генерирует многие из тех острых и кризисных ситуаций, которые возникают в сфере политики, межобщинных отношений, отношений между государственными и внутригосударственными образованиями.

Если иметь в виду межнациональные конфликты, происходящие на территории бывшего СССР, то можно свести этнополитические конфликты к нескольким основным типам.

Многие межэтнические конфликты являются следствием проблем, возникающих из изменения положения этнической группы в обществе. В бывших союзных республиках СССР (ныне – суверенных государствах) принцип распределения социальных ролей в общей иерархической структуре имел весьма своеобразную картину. За годы советской власти в союзных республиках (в том числе и в российских автономиях) сложились многочисленные и образованные этнические элиты титульных национальностей.

Такое положение создавало потенциальную почву для национальной кичливости и чванства у титульных национальностей и порождало чувство обделенности и обиды у нетитульных. После распада СССР процесс вытеснения иноязычных граждан из властных структур в странах СНГ и Балтии заметно усилился. Именно это является одной из доминирующих причин межнациональной напряженности и оттока русскоязычного населения из этих государств.

Этнотерриториальные конфликты часто были связаны с воссоединением разделенных в прошлом этносов. Примеры такого типа – конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, национальное движение лезгинов в Азербайджане и др. Сюда же относятся конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов. К ним относится спор между осетинами и ингушами из-за принадлежности Пригородного района, движение немцев России и СНГ за восстановление государственности в Поволжье.

Еще одним типом являются конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования. К таким конфликтам относятся грузино-абхазский, югоосетинский, приднестровский и др.

На постсоветском пространстве имеют место конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства. Такие конфликтные ситуации существуют между Киргизией и Узбекистаном, Россией и Украиной, государствами Балтии и России и т.д.

После распада СССР распространенным типом конфликтов стали конфликты, вызванные дискриминацией русского и русскоязычного населения в странах ближнего зарубежья.

В последние годы участились конфликты, возникающие в связи с массовым притоком в тот или иной регион беженцев и вынужденных переселенцев.

В возникновении и разрастании межэтнических конфликтов велика роль социально-психологических причин, господствующих в массовом сознании стереотипов, настроений, предрассудков. События последних лет в РФ и ближнем зарубежье показывают, что фактор поведенческой психологии, социально-психологические механизмы этнических конфликтов играют гораздо более важную роль, чем это представлялось в рамках традиционных интерпретаций.

Некоторые конфликты рассматриваются как следствие распада СССР, когда в отделившихся республиках в борьбу за отделение вступили бывшие автономии или желавшие ее получить: Абхазия, Южная Осетия – в Грузии, Гагаузия, Приднестровье – в Молдове, Карабах – в Азербайджане и др. В этих конфликтах право этносов на самоопределение иногда использовалось в целенаправленных действиях политиков как средство удержания власти или прихода к власти.

В этот день:

Студенты в национальных костюмах на демонстрации

Исполнилось четверть века с момента распада Союза Советских Социалистических Республик. СССР характеризовался большим разнообразием этнического состава населения составляющих его республик. Это разнообразие создавало напряжение между основными группами населения, но настоящие конфликты вспыхнули в республиках после обретения независимости.

Исполнилось четверть века с момента распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР). 25 лет назад, 8 декабря 1991 года было основано Содружество Независимых Государств, которое положило конец существованию союза пятнадцати республик. СССР характеризовался большим разнообразием этнического состава населения составляющих его республик. Это разнообразие создавало напряжение между основными группами населения, но настоящие конфликты вспыхнули в республиках после обретения независимости.

Нередко толчком к конфликту является российское влияние, потому что преемнице СССР выгодны любые осложнения, вызывающие к жизни призрак империализма.

Огонь в Нагорном Карабахе (Армения)

Проблемы в этом регионе начались в 1988 году, когда населенный преимущественно армянами анклав при поддержке Армении решил выйти из состава тогдашней Советской Социалистической Республики Азербайджан. В 1992 году начались боевые действия, и Баку потерял контроль над Карабахом и семью прилегающими районами.

В конце апреля нынешнего года конфликт, два десятилетия имевший латентные формы, резко обострился. После этого всплеска насилия Нагорный Карабах обвинил азербайджанскую армию в том, что она произвела более 240 выстрелов по территории республики, нарушив тем самым режим прекращения огня в этом районе.

Война в Абхазии и Южной Осетии (Грузия)

Южная Осетия и Абхазия, два сепаратистских региона Грузии, населены миноритарными этническими группами. В 2008 году грузинские вооруженные силы вошли в Южную Осетию, но Россия перехватила инициативу, что положило начало войне между этими двумя странами и сепаратистскими Абхазией и Южной Осетией.

Военное поражение Грузии привело к получению независимости Абхазией и Южной Осетией. Эта последняя не признана грузинским государством, но признана Россией, которая оказывает экономическую и военную помощь обоим регионам.

Ирредентизм в Приднестровье (Молдавия)

Когда в 1989 году начались переговоры о воссоединении Молдавии с Румынией, славяне, населяющие восточный берег Днестра объявили о создании независимой Приднестровской Молдавской Республики. Этот шаг послужил поводом для войны в Приднестровье в 1992 году, которая стоила жизни полутора тысячам человек и завершилась подписанием перемирия.

За провалом переговоров и отклонением всех предложений в 2016 году последовал референдум, на котором 97,1% населения проголосовал за немедленное отделение от Молдавии и присоединение к России, которая держит в Приднестровье полуторатысячный контингент. Предложение молдавского президента о замещении российских военных международными миротворческими силами не принимают всерьез в Тирасполе, столице сепаратистского региона.

В 2014 г. на фоне конфликта на Украине и аннексии Крыма, пресса снова заговорила о Приднестровье с тревогой из-за опасений, что там может повториться украинский сценарий. Недавно на президентских выборах в Молдавии победил про-российский кандидат, что может привести как к осложнению ситуации, так и к возобновлению переговоров с Путиным и Тирасполем.

Российско-чеченские войны

Одним из самых громких — и продолжительных — постсоветских конфликтов стали российско-чеченские войны. Напряженные отношения между чеченцами и россиянами уходят корнями в XVIII век. После нескольких лет независимости в Чечне, в начале 20-х годов ХХ века, установилась советская власть. Во время Второй мировой войны чеченцы попытались воспользоваться немецким вторжением, чтобы встать на борьбу с Советским Союзом. В ответ советский режим массово депортировал их в Центральную Азию.

С распадом СССР, как и в большинстве случаев, этнические чеченцы провозгласили собственную независимость, что привело годы спустя к Первой чеченской войне. В 1999 году вспыхнула вторая война, в результате которой Россия установила контроль над регионом.

С тех пор насилие не прекращается, и по-прежнему нет решения конфликта, который тесно связан с террористическими актами, совершаемыми чеченскими сепаратистами, задавленными Москвой.

Другие межэтнические конфликты на постсоветском пространстве

Кроме вышеперечисленных, существуют проблемы меньшинств в Центральной Азии. Конфликт в Ферганской долине, на границе Таджикистана, Киргизии и Узбекистана начался в 1989 году с эскалации насилия между узбеками и турками-месхетинцами, в котором последние терпели поражение, что заставило многих покинуть регион.

Параллельно развивался конфликт между таджиками и киргизами. Но центральноазиатский регион стал одним из немногих, который поставил точку в развитии проблем, рожденных в СССР. Между бывшими советскими республиками Центральной Азии существуют противоречия, но они возникли уже сейчас, а не тянутся из прошлого.

Одним из немногочисленных межэтнических столкновений, которые не привели к вооруженной борьбе, стала проблема русских в Прибалтике, которые по сей день страдают от притеснений и не признаются полноправными гражданами, являясь, де-факто, апатридами, если не просят российского гражданства.

Читайте также: