Межэтнические конфликты африки кратко

Обновлено: 08.07.2024

Вооруженные формирования
Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР).
Кавалерия на верблюдах — участники парада,
посвященного 25-летию фронта ПОЛИСАРИО

В Африке есть молодые независимые государства, которым удалось избежать острых межэтнических конфликтов. В качестве примеров такого рода обычно приводят Гвинею, Нигер. Что же касается наиболее радикального пути решения этой сложной проблемы, то не раз уже выдвигалось предложение перекроить доставшуюся в наследство от колониальной эпохи политическую карту Африки, создав на континенте по возможности моноэтнические (однонациональные) государства. Но практически это совершенно невозможно. Этнографы подсчитали, что в таком случае общее число государств на континенте должно было бы возрасти до 200—300! Поэтому еще в 1964 г. на I сессии глав государств и правительств Организации африканского единства было заявлено, что все государства — члены ОАЕ обязуются уважать границы, существовавшие при достижении ими национальной независимости, поскольку соблюдение этого принципа является непреложным условием мира на континенте.

Многочисленные проблемы современного мира — неравномер­ность распределения доходов, появление новых видов инфекцион­ных заболеваний и их стремительное распространение, загрязне­ние окружающей среды, трудности становления демократии, нару­шения прав человека — иногда достигают высокой степени концентрации и географической локализации. В бедственном по­ложении находится целый огромный континент — Африка.

В настоящее время в Африке представлены все виды угроз, с ко­торыми сталкивается человечество на рубеже XX-XXI вв.: межгосударственные и гражданские войны, межэтнические столкнове­ния, голод, производство и вывоз наркотиков, морское пиратство, эпидемии смертоносных болезней (особенно СПИД, его уровень в Африке самый высокий в мире), острые социально-демографические проблемы, неуправляемые потоки беженцев.

В результате на сегодняшний день около 50 % населения Африки живёт менее чем на 40 центов в день, что в два раза ниже международного стандар­та бедности. Из 20 самых бедных в мире стран 18 расположены в Африке. Наиболее сложная ситуация в таких странах, как Эфиопия, Ангола, Заир, Мозамбик, Либерия, Судан, Сомали. В конце XX в. ВВП африканских стран южнее Сахары с общим населением 600 млн человек был равен по объёму ВВП Бельгии с населением 10 млн человек. Если в Швеции в конце XX в. было 180 тыс. выпускников средней школы, то в Анголе с таким же количеством жителей — всего лишь 4700.

Лагерь беженцев тутси

Военные конфликты в Африке

Авторитарные правители африканских стран тратят большие средства на приобретение военной техники, полицейских приспособ­лений, благодаря которым они могут контролировать общество. В та­ких странах власти мало заинтересованы в развитии. Режимы этих стран часто напоминают авторитарные государства прошлых эпох. Единственное различие состоит в том, что они использовали весьма продвинутые технологии для сохранения своей властной монополии.

Межнациональные конфликты в Африке


Ключевые слова: этнос, этничность, конфессия, население, этническая сегментация, межэтнический конфликт, этнический федерализм, Эфиопия, Африка, сравнительный федерализм

Abstract: The subject of the study are social and cultural (ethnic) and confessional (religious) conflicts on the African continent. Particular attention is paid to the study of positive and negative experiences of conflict resolution in the countries with federalism as a form of government structure. The author examines the particular traits of Ethiopian and Nigerian federalism. In this context, the author analyzes various mechanisms for ethnic and religious conflict resolution on the African continent - federalization in particular, as a way for optimizing culturally different population groups.
Methodological basis of research is historical materialism and historicism principle. The method of historical reconstruction allowed to justify the conclusion that numerous ethnic and religious conflicts on the continent are caused by the aggravation of economic and social problems, as well as political inequality of various social layers and groups of the African population.
The conclusion is that implementing different models of "ethnic federalism" on the African continent did not result in the softening of confrontations between various social and cultural, linguistic and religious communities. On the contrary, the "ethnic" basis of federal subject formation only sharpened the contradictions between the various population groups: conflicts occur either on a horizontal (ethnos vs ethnos) or vertical (ethnos vs center) levels.

confession, population, ethnic segmentation, ethnic conflict, populationethnic federalism, Ethiopia, Africa, comparative federalism, ethnicity, ethnos

Проблема социально-экономической стратификации и этнической сегментации африканского общества в течение нескольких десятилетий является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы науки (история, этнография, политология, социология, философия и др.)

Одной из причин столь пристального внимания к данному вопросу является сложность политических процессов и отношений африканского общества.

В Африке 54 государства, включая девять непризнанных, но провозгласивших себя независимыми. К концу первого десятилетия XXI века население Африки составляло более 1 млрд. человек, в 2025 г. ожидается его увеличение ещё на 355 млн.

В настоящее время на континенте насчитывается несколько сот больших и малых этнических групп и племен, говорящих более чем на одной тысяче языков. И, как и в настоящее время, в прошлые года между ними мира не было, и межэтнические конфликты, а также межплеменные стычки за ресурсы (вода и пастбище), особенно между кочевниками, скотоводами и крестьянами-земледельцами, происходили часто. Сегодня на африканском континенте проживает около 107 этносов с численностью населения более 1 млн. человек. Наиболее крупными являются: арабоязычные народы в северной, северо-восточной и восточной Африке, хауса в Нигерии, Нигере, Бенине, Судане, Того, Гане, Буркине-Фасо, йоруба в Нигерии, Бенине, Того, фульбе в Гвинее, Камеруне, Нигерии, Сенегале, Центральноафриканской республике, Буркине-Фасо, Бенине, Мали, Нигере, Гамбии, Гвинее-Бисау, Гане, Чаде, Сьерра-Леоне, Мавритании, Судане, игбо в Нигерии, оромо в Эфиопии, Кении, амхара в Эфиопии [1] .

Среди африканских языков, носителями которых являются более 10 млн. человек, можно выделить: амхарский в Эфиопии, ибо и йоруба в Нигерии, малагасийский на Мадагаскаре, оромо в Эфиопии и Кении, суахили в Танзании, Кении и Демократической Республике Конго, суданский в Судане, фула в странах южной Сахары, фульбе в Гвинее, хауса в Нигерии, шона в Зимбабве [2] .

Что касается конфессионального состава населения Африки, здесь исповедуются основные мировые религии: христианство и ислам. Согласно официальным данным, христиане составляют 40% и мусульмане 45% населения. Необходимо отметить, что в Африке очень распространены местные верования и разнообразные представления, относящиеся к фетишизму, анимизму, тотемизму, культу предков и культу вождей. О количестве их последователей нет данных. То, что при официальных опросах (например, во время совершения исповеди или хаджа) многие причисляют себя к христианству или исламу, не означает, что они отреклись от местных традиционных верований.

Моноэтнических государств в Африке почти нет. (Условно только Мадагаскар [3, с. 15-24] , Лесото, Ботсвана считаются моноэтническими). Поэтому этническая стратификация (неравномерное распределение этносов по территории страны, неравные возможности доступа к экономическим ресурсам и социальным благам) является одной из наиболее актуальных проблем стран Африки.

На наш взгляд, колонизаторы не могли действовать иначе, кроме как произвольно устанавливать политические границы в целях раздела сфер влияния. Это было обусловлено, прежде всего, следующими обстоятельствами: во-первых, при подписании Берлинского соглашения 1885 г. европейцы не ставили перед собой задачу сохранения этнических границ в Африке; во-вторых, они действовали при практически полном отсутствии информации об этническом составе объекта их притязаний. В-третьих, колониалисты несколько уменьшили вражду между африканскими этносами, так как не допустили прирост межплеменных стычек в конфликты.

Процесс перехода от территориальных образований к государственности в Африке отличался от европейских, азиатских и американских тем, что он навязывался внешним миром, из метрополий, и не был естественным внутренним процессом, совершался в условиях диффузии самоидентичности населения континента. Государства создавались при отсутствии таких важных составляющих элементов, как общая история, общая культура, общий язык, естественные границы [5] .

Даже в таком государстве как Эфиопия, где веками шла этногенетическая миксация (взаимодействие нескольких несвязанных родством этносов, в результате которых возникает новый этнос), не сформировалась этнополитическая общность общегосударственного масштаба. Этносы, проживающие веками вместе, не сливались в один народ. Многочисленные этносы, такие как оромо, амхара, тыграй, не ассимилировались, а мелкие, как фалаша, аргоба, харари, нуэр и др., не растворились в составе крупного этноса.

Среди причин обострения межэтнических конфликтов выделяются: ограниченность доступа к ресурсам (в том числе властным), требования их перераспределения; тенденции к возрождению собственного языка, культуры, конфессии, как это произошло у оромо в Эфиопии; появление этноэлиты, которая требует самоопределения вплоть до отделения (например, туареги Мали); различие в темпах количественного роста или демографические ситуации; внешний фактор (территориальные притязания соседнего государства) [8, с. 100-108] .

К моменту получения независимости в 1960 г. многие африканские общественные и партийные лидеры, деятели культуры понимали, что этнические конфликты могут стать причиной кровавых разборок. При создании ОАЕ в 1963 г. в Хартию этой организации был включён принцип территориальной целостности стран членов ОАЕ, и поэтому она не могла стать инструментом для разрешения межэтнических межрелигиозных конфликтов.

В условиях экономического кризиса, перехода к другой формации в людях воспитывается фанатическая преданность своей группе, доходящая до полного отрицания прав других групп. Политики используют любые методы для сплочения населения, оправдываются любые действия, в том числе применение самых жестоких мер и методов по отношению к своим противникам. Негативные стереотипы и образ врага искусственно поддерживаются участниками конфликтов и закрепляются в сознании населения. Более того, негативное восприятие другого этноса или другой конфессиональной группы порой намеренно культивируется правящими кругами для того, чтобы стимулировать продолжение войны и отвлечь основную часть населения от социально-экономических трудностей.

Колониализм пытался блокировать выход на поверхность этнических интересов, вовлечение этноса в политику. Различные этносы, проживавшие на одной территории, устанавливали отношения по вертикали (этнос-колониалист), а не по горизонтали (этнос-этнос). Поэтому этническая иерархия имела место лишь по отношению к центральной власти (колонизатору). Но в 1960-е годы начались разногласия, которые привели к серьёзным конфликтам, и даже геноциду, как это было в Руанде в 1994 г. или в Судане вплоть до настоящего времени.

При создании того или иного штата власти ориентировались на этническое большинство населения. В тех штатах (преимущественно на юге и западе), где представлено много этносов, выделяются отдельные зоны для наиболее многочисленных народов: камбата, гураге, каффичо, волайта, дорзе и других. Формально каждый штат имеет свое законодательство, обучение в школах ведется на местных языках, в парламенте страны народы Эфиопии имеют своих представителей.

Начало создания национальных государств в Африке чревато тем, что может спровоцировать общеафриканский конфликт. Но для того, чтобы трансформировать ныне существующие политические системы стран Африки, необходимы достаточно сильные государства. Как известно, государственная власть в большинстве африканских стран очень слаба, для того, чтобы удерживать этнические общины под крышей единого государственного строя.

В 60–70-е годы XX столетия, когда на континенте преобладали авторитарные режимы, ориентированные на СССР или США любые возникавшие сепаратистские движения, подавлялись исключительно силой и принуждением. Но история показала, что силовыми подходами не всегда удается сохранить государственность. Установление военно-диктаторских режимов в Африке обостряло внутренние социальные, в том числе межэтнические, конфессиональные и этнополитические конфликты, которые часто выливались в полномасштабные войны. Наглядными примерами могут служить Эфиопия и Судан, не сумевшие силой удержать сепаратистов.

Некоторые ученые полагают, что наиболее реальный путь к сосуществованию народов является демократизация государственных институтов власти, которая в свою очередь открывает доступ к ней всем этническим группам [14] . В качестве примера называют федерализм в Эфиопии, о котором говорилось выше.

6 августа 2016 года протестное движение превратилось в масштабную силу, угрожающую свергнуть власть. В этот день сразу в 200 городах центрального региона штата Оромия, окружающего эфиопскую столицу Аддис-Абебу, жители вышли на улицы, чтобы выразить свой протест правительству. Несколькими днями позже амхарцы устроили аналогичные антиправительственные выступления в городах Гондаре и Бахир Даре, продемонстрировав солидарность с оромийцами. Представители обеих народностей, ранее конфликтовавшие друг с другом, адаптировали единые лозунги и единый протестный жест – скрещенные над головой запястья.

Для подавления августовских демонстраций эфиопским спецслужбам пришлось применить боевые патроны, что привело к многочисленным жертвам. Правозащитная организация Amnesty International тогда насчитала 97 убитых. После атаки на принадлежащие иностранцам предприятий, власти вынуждены были прибегнуть к введению общенационального режима чрезвычайного положения сроком на 6 месяцев [15] .

В выпущенном 15 октября 2016 г., правительственном распоряжении изложен список жестких ограничений, нарушение которых грозит тюремным сроком от трех до пяти лет [16] .

Сотрудникам сил безопасности даны полномочия останавливать и обыскивать подозрительных лиц, проводить обыски домов и офисов, а также телефонов и компьютеров без судебных ордеров.

Таким образом, опыт Эфиопии показывает, что этнический федерализм также не приведет к улучшению межэтнических отношений. Законодательное закрепление и передача властных полномочий местной элите, создание органов самоуправления, придание федеральному центру мультиэтнического характера, предоставление этническим группам возможности изучения в школах, использования в СМИ и делопроизводстве родных языков и т. д., оказались недостаточными шагами для решения проблем. Нерешенность социально-экономических проблем (страна по-прежнему является отсталой и нищей), проблема безработицы и др., ставят под сомнение будущее Эфиопии как федерации.

Шленская С.М. Некоторые особенности генезиса федерализма в Республике Мадагаскар // Федерализм в Африке: проблемы и перспективы. М., Институт Африки РАН, 2015. С.15-24.

Косухин Н.Д. Африка политизация этничности // Вестник РУДН. Серия политология. – М., 2006 №1(6) С. 100-108.

Исмагилова Р.Н. Эфиопия: федерализм и традиционные институты //Федерализм в Африке: Проблемы и перспективы. М. 2016. СС. 25-42.

Абрамова И.О. Африканская трансграничная миграция и проблемы международной безопасности // Ученые записки Института Африки РАН. 2015. № 2 (33). С. 127-136.

Филиппов В.Р. Этнополитические парадоксы и кризис российского федерализма // Федерализм и региональная политика в полиэтничных государствах. М., 2001. С. 23-38.

Филиппов В.Р. Ассимитричная конструкция этнического федерализма // Этнографическое обозрение. 2004. № 6. С. 74-86.

Денисова Т.С. Сенегамбия: уроки африканского конфедерализма // Федерализм в Африке: проблемы и перспективы. М., Институт Африки РАН, 2015. С. 43-75.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Все последнее столетие Африканский континент становился полем боя для межконфессиональных войн. Многие страны континента пережили настоящую религиозную резню. Некоторые переживают ее до сих пор. Последние четырнадцать лет Судан раздирается ожесточенным противоборством между властью и оппозицией. Кровопролитная гражданская война унесла уже 2 миллиона человеческих жизней, а 600 тысяч суданцев были вынуждены покинуть свою родину.

Политические противоречия здесь отступают на второй план и уступают место противоречиям религиозным. Суданские власти выражают интересы мусульманской части страны, составляющей 70% всего населения, тогда как оппозиция строго ориентирована на язычников (25%) и христиан (5%). Причем ситуация усложняется тем, что правящий режим борется еще и с неортодоксальными нубийскими мусульманами, а также с многочисленными исламскими сектами.

В Нигерии, самой крупной стране Африканского континента, идет непрекращающийся религиозный конфликт между христианами, мусульманами и язычниками.

Этнические и религиозные распри, постоянно раздирающие Нигерию, стали одной из самых больших опасностей для этой молодой страны. Борьба за власть в федерации между политическими деятелями Севера (мусульмане хауса, фульбе) и Юга (христиане йоруба, игбо) непрерывно осложняет политическое положение в стране.[2]

Жестокие столкновения часто парализуют Лагос - экономическую столицу и самый крупный город Нигерии. В этом десятимиллионном африканском мегаполисе кровопролитные столкновения на улицах между христианами и мусульманами считаются совершенно обыденным явлением. В Лагосе, бывшей столице Нигерии, экстремисты из "Конгресса народа Одуа", представляющего собой военизированную группировку народности йоруба, захватывают представителей народности хауса и вершат над ними самосуд.

В штате Кадуна после введение шариата христиане, составляющие примерно половину населения штата, устроили массовый марш протеста. В считанные часы город был охвачен погромами.

Большинство стран Азии и Африки долгое время находились в колониальной или полуколониальной зависимости и обрели суверенитет около пятидесяти лет назад. Зачастую новые государства создавались метрополиями без учёта исторически сложившихся общностей (в том числе и религиозных), а границы проводились в зависимости от политической и военной конъюнктуры. В результате общности, исповедовавшие одну и ту же религию, оказались разобщёнными. Такая ситуация сложилась, например, в Эфиопии, в состав которой входили народности и территории, отличающиеся в этническом и религиозном отношении и сохранявшие определённую долю самостоятельности. В 1993 г. В результате многолетней гражданской войны провинция Эритрея превратилась в самостоятельное государство, где основная религия - ислам, тогда как население Эфиопии исповедует христианство.

«Полное отсутствие расовой толерантности - явление, типичное для Ливии. В 2000 году, в местах компактного проживания чернокожих (в рабочих городках и лагерях при промышленных центрах) под расистскими лозунгами прошла серия массовых избиений и грабежей выходцев из Тропической Африки. По предварительным данным, прямыми жертвами нападений стали не менее 130 человек. Граждане Ганы попробовали ответить нападавшим, и в результате многие из них оказались за решеткой. Все они приехали в Ливию на заработки, совершенно не предполагая подобного исхода. Помимо выходцев из Нигерии и Ганы жертвами погромов стали также подданные Чада, Нигера и Судана.

Этнорасовые противоречия являются одной из причин затяжной гражданской войны в Судане, они способствовали длительному внутриполитическому противостоянию в Чаде, не раз взрывали политическую стабильность в Мавритании. В Гвинее межрасовая напряженность всегда обострялась синхронно с экономическими неурядицами: торговую жизнь страны контролируют по большей части выходцы из ливанской и сирийской общин, и именно на них традиционно обрушивается гнев наиболее бедных слоев населения.

В Нигерии со 120-миллионным населением проживает более 200 этнических групп, причем каждая народность имеет свой язык. Официальным же языком в стране остается английский. После гражданской войны 1967-1970 гг. национальная рознь осталась одной из опаснейших болезней Нигерии, как, впрочем, и всей Африки. Она взорвала изнутри многие государства континента. В Нигерии и сегодня происходят стычки на этнической почве между народностью йоруба из южной части страны, христианами, хаусами, мусульманами с севера. Учитывая экономическую и политическую отсталость государства (вся история Нигерии после получения политической независимости в I960 году - чередование военных переворотов и гражданского правления), последствия постоянно вспыхивающих конфликтов могут быть непредсказуемы. Так, всего за 3 дня (15-18 октября 2000 года) в экономической столице Нигерии Лагосе в ходе межэтнических столкновений погибли более ста человек. Около 20 тысяч жителей города покинули дома в поисках убежища.

К сожалению, конфликты на расовой почве между представителями "белой" (арабской) и "черной" Африки – также суровая реальность В том же 2000 году в Ливии вспыхнула волна погромов, приведшая к жертвам, исчисляющимся сотнями людей. Около 15 тыс. черных африканцев покинули свою страну, довольно благополучную по африканским меркам. Еще один факт - инициатива каирского правительства о создании в Сомали колониии египетских крестьян была встречена сомалийцами в штыки и сопровождалась антиегипетскими выступлениями, хотя такие поселения в немалой степени подняли бы сомалийскую экономику.

Молуккский конфликт

Конфликт в Шри-Ланке

Сегодня Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка занимает площадь 65,7 тысячи квадратных километров, имеет свыше 18 миллионов населения, в основном это сингалы (74 %) и тамилы (18 %). Среди верующих две трети - буддисты, около трети - индуисты, хотя есть и другие конфессии. Этнические противоречия появились на острове в первые десятилетия независимости, и с каждым годом они усиливались. Дело в том, что сингальский народ – выходец из Северной Индии и в основном исповедует буддизм; тамилы же пришли из Южной Индии, и религия, превалирующая среди них - индуизм. Нет данных о том, какие этнические группы первыми заселили остров.По конституции 1948 года было создано парламентское государство. Оно имело двухпалатный парламент, состоящий из сената и палаты представителей. Согласно конституции, сингальский язык провозглашался основным государственным языком. Это резко обострило отношения между сингальской и тамильской сторонами, и правительственная политика отнюдь не способствовала умиротворению тамилов. По выборам 1977 года сингальцы получили в парламенте 140 мест из 168, и тамильский язык стал официальным наравне с английским, тогда как сингальский остался государственным. Других значительных уступок со стороны правительства в отношении тамилов сделано не было. Более того, президент продлил еще на 6 лет срок действия парламента, который оставался без существенного представительства в нем тамилов.

4. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве.

Конфликты стали реальностью в связи с резким обострением межнаых отношений в бывшем СССР со второй половины 80-х годов. Националистические проявления в ряде республик насторожили центр, но никаких действенных мер по их локализации предпринято не было. Первые беспорядки на этнополитической почве произошли весной 1986 года в Якутии, а в декабре этого же года - в Алма-Ате. Затем последовали демонстрации крымских татар в городах Узбекистана (Ташкенте, Бекабаде, Янгиюле, Фергане, Намангане и др.), в Москве на Красной площади. Началась эскалация этнических конфликтов, приведших к кровопролитию (Сумгаит, Фергана, Ош). Зона конфликтных действий расширилась. В 1989 году возникло несколько очагов конфликтов в Средней Азии, Закавказье. Позднее их огонь охватил Приднестровье, Крым, Поволжье, Северный Кавказ.

Начиная с конца 1980х, было зафиксировано 6 региональных войн (т.е. вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелого оружия), около 20 кратковременных вооруженных столкновений, сопровождающихся жертвами среди мирного населения, и более 100 невооруженных конфликтов, имеющих признаки межгосударственной, межэтнической, межконфессиональной или межклановой конфронтации. Только в районах, непосредственно затронутых конфликтами, проживало не менее 10 млн. человек. Число погибших точно не установлено.(см. табл. 1)

Таблица 1. Приблизительная оценка числа погибших в конфликтах 1980-1996гг.(тыс. чел.)

Можно выделить три основных типа только вооруженных конфликтов, типичных для постсоветского пространства:

а) конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств реализовать

свое право на самоопределение;

б) конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства;

г) конфликты, имеющие форму гражданской войны.

Развитие ситуации в межнациональных отношениях бывшего СССР

предсказывалось в работах английских, американских ученых, Большинство прогнозов, как показало время, достаточно точно отражало перспективы развития советского общества, Прогнозировались различные возможные варианты развития в случае, если государство не будет разрушено. Специалисты, анализируя англо-американскую историографию по этой проблематике, отмечали, что развитие этнической ситуации прогнозировалось в виде четырех возможных вариантов событий: "ливанизация" (этническая война, аналогичная ливанской);"балканизация" (наподобие сербско-хорватского варианта): "оттоманизация" (распад подобно Османской империи); мирное развитие событий с возможным преобразованием Советского Союза в конфедерацию или организацию государств, подобную ЕЭС или Британскому содружеству.

По данным разведслужбы Министерства обороны США, в будущем прогнозируется возможность 12 вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР. По расчетам в этих конфликтах могут погибнуть в результате военных действий 523 тыс. чел., от болезней - 4, 24 млн. чел., пострадать от голода 88 млн. чел., число беженцев может достигнуть 21, 67 млн. чел. (4) Пока что этот прогноз подтверждается.

В общем, и те межнациональные столкновения, которые имеются на сегодняшний день, достаточно неутешительны. Различные исследователи приводят разные данные о потерях, и даже один и тот же конфликт можно трактовать по-разному. В данной работе приведена типология конфликтов на постосоветском пространстве, данная А. Амелиным (табл. 2)

Типология межнациональных столкновений на постсоветском пространстве.

Приведенная типология условна. Один тип конфликта может соединять в себе черты другого или переплетаться с другими. Дефиниция "этнополитика" предполагает этническую группу, имеющую определенные политические цели. В. А. Тишков пишет, что разное понимание феномена этничности позволяет по-разному интерпретировать этнические конфликты. В силу полиэтнического состава населения бывшего СССР и нынешних новых государств, любой внутренний конфликт приобретает этническую окраску. Поэтому грань между социальными, политическими и этническими конфликтами трудно определима. Например, национальные движения, выступавшие за независимость в Прибалтике, трактовались и в СССР, и за рубежом как один из видов этнических конфликтов; но здесь присутствовал больше фактор политический, т. е. стремление одной этнической группы обрести государственность. Этнический фактор присутствовал и в борьбе национальных движений за суверенитет, независимость автономий в России (Татарстан, Чечня).

Таким oбpaзoм, этнический фактор обычно выступает в качестве линии противостояния, когда существующее неравенство в определенных сферах: социальной, политической, культурной проходит по этническим границам.

В границах данной работы невозможно более подробно рассмотреть все перечисленные конфликты, поэтому oбзop ограничится ситуациями в России, на Украине и в Прибалтике.

Положение в России

По количеству тайных и явных столкновений Россия, разумеется, удерживает пальму печального первенства, и в первую очередь благодаря крайне многонациональному составу населения. Cегодня для неё типичны следующие конфликты:

- "статусные" конфликты российских республик с федеральным правительством, вызванные стремлением республик добиться большего объема прав или вообще стать независимыми государствами;

- территориальные конфликты между субъектами федерации;

- зоны острых кризисных (военных конфликтов или балансирования на их

грани) - Северная Осетия - Ингушетия;

- потенциально кризисные ситуации (Краснодарский край). Здесь основным фактором межнациональной конфликтогенности являются миграционные процессы, в результате которых обостряется обстановка;

- зоны сильного регионального сепаратизма (Татарстан, Башкортостан);

- зоны среднего регионального сепаратизма (Республика Коми);

- зоны вяло текущего сепаратизма (Сибирь, Дальний Восток, ряд республик Поволжья, Карелии и пр.).

Тем не менее, независимо от того, к какой группе отнесут исследователи ту или иную конфликтную ситуацию, она имеет вполне реальные и печальные последствия. В 2000 г. В. Путин заявил в послании президента РФ Федеральному собранию: "Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе людей, которые в этом разбираются, - уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой."

Межэтническая напряженность в ряде регионов будет сохраняться в силу того, что до сих пор не решены вопросы федеративного устройства, уравнивания прав субъектов федерации. Учитывая то, что Россия сформирована как по территориальному, так и по этнонациональному признаку, отказ от этнотерриториального принципа российского федерализма в пользу экстерриториальных культурно-национальных противоречий и может привести к конфликтам.

Наряду с этническим фактором, очень важным является фактор экономический. Примером тому может служить критическое положение, сложившееся в российской экономике. Здесь суть социальных конфликтов, с одной стороны, состоит в борьбе между теми слоями общества, чьи интересы выражают прогрессивные потребности развития производительных сил, и, с другой - различными консервативными, отчасти коррумпированными элементами. Основные завоевания перестройки - демократизация, гласность, расширение республик и регионов и другие - дали людям возможность открыто высказывать свои и не только свои мысли на митингах, демонстрациях, в средствах массовой коммуникации. Однако большинство людей психологически, морально не были подготовлены к своему новому социальному положению. И все это привело к конфликтам в сфере сознания. В итоге "свобода", будучи используемой людьми с низким уровней политической и общей культуры для создания несвободы иным социальным, этническим, религиозным, языковым группам, оказалась предпосылкой острейших конфликтов, сопровождающихся нередко террором, погромами, поджогами, изгнанием неугодных граждан "чужой" национальной принадлежности.

Русские в Прибалтике.

Читайте также: