Танцы на льду кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как обещала, выставляю статью, где говорим об особенностях танцев на льду как фигурнакатательной дисциплины. Единственной, где нет прыжков. Вернее, если будет исполнен прыжок более, чем в один оборот, то спортсменам грозит серьезный штраф, как нельзя партнерам одновременно выполнять однооборотные прыжки.

Есть и еще ограничения. Если судьи видят явно выраженный разбег, то оценка за танец будет снижена, скорость должна поддерживаться танцевальными шагами. Длительная езда поодиночке тоже снижает оценку.

Сейчас на соревнованиях исполняются два танца:

Танцы, в отличие от других видов фигурного катания, оценивать с технической точки зрения сложно.

Ритм-танец каждый год разный , его музыкальную тему и набор ритмов задает ISU. Про этот год, его танцевальные темы я уже писала, можно посмотреть . Танцевальной паре в в ритм-танце необходимо показать тот вид танца, который определен для текущего года. В нем они показывают определенный набор элементов в паттерне (это один обязательный для всех фрагмент ритм-танца). В этом году - уличный танец + блюз.

Какие элементы должны показать фигуристы?

Твизлы - вращения в движении на одной ноге.

Они есть вперед внутрь и вперед наружу, а еще в положении в "присяди" или в пистолетике, которые разрешены. И впервые их исполнили Александра Степанова и Иван Букин.

Твизлы - не что иное, как параллельные вращения на одной ноге. Если в одиночном катании их не оценивают, но спортсмены выполняют их в дорожке шагов, то для танцев твизлы - один из самых высоко оцениваемых элементов. Причем специалисты часто усматривают в них ошибки, которые болельщики без специальных знаний увидеть не могут.

Однако за твизлы 4 уровня спортсмены могут получить даже 10 баллов.

Напомню, что, как в парном, одиночном, так и в танцах на льду все технические элементы (не хореографические. ) имеют 4 уровня сложности. В танцах на льду технические специалисты в судейской бригаде определяют уровень элемента и выставляют базовую стоимость элемента. Остальные судьи (их 9) выставляют GOE, то есть начисляют баллы, показывающие, с каким качеством был выполнен данный элемент (от минус 5 до плюс 5). Соответственно, пара получает (в зависимости от качества больше или меньше базовой стоимости данного элемента). Судей 9, убирают самую худшую и самую лучшую оценки, оставшиеся 7 суммируют, делят на 7 и округляют до сотых, Так получается конечная оценка по шкале GOE.

История развития фигурного катания в стиле спортивных танцев на льду берет начало в Англии. В конце XIX века поклонники бальных танцев перенесли свое искусство и изящество в спортивные танцы на льду, элементы, шаги: все это и по сей день можно увидеть на показательных выступлениях. Впервые танцевать под музыку стал Джексон Хейз, и он считается первооткрывателем этого вида спорта. С того времени и по настоящее время спортсмены в танцах на коньках завораживают и восхищают зрителя своей легкостью и красотой.

Спортивные танцы на льду

В отличие от фигурного катания, танцы на льду в спортивной дисциплине были исключены акробатические приемы. Сначала акцент парного катания был сделан на изящество составляющих танцевальной программы. В 1930 году виду спортивного катания добавили новых танцевальных элементов, повысив зрелищность программы. Вместе с ней, возросли и требования фигуристов к подготовке перед выходом на лед. Теперь они оба − и девушка, и кавалер − должны были пребывать в хорошей физической форме, никакой больше разницы в требованиях к полам. Без нее выполнение новых элементов было очень трудной задачей.

Впервые чемпионат Европы и Мира среди танцоров состоялся в 1952 году. В то время пьедесталы почета занимали в основном родоначальники спортивного состязания — британцы. Но по мере развития дисциплины в других странах, мир вскоре узнал имена советских, чехословацких и других школ. Танцы на льду, секции которых стали открываться почти в каждом городе, достигли пика своей популярности.

Судейский состав тех времен не имел разграничения на арбитров фигурного катания и рефери бальных танцев. В бригады, выставляющих оценки за качество выполняемых элементов танцорами, входили судьи, которые могли на следующий день анализировать правильность выполнения акробатических приемов фигурного катания. Поэтому судейство вызвало споры и разногласия специалистов, а спортсменам приходилось придумывать разные дополнения к своей танцевальной программе, чтобы выделиться на фоне конкурентов. Британский дуэт Кристофера Дина и Джейн Торвилл в 1984 году заменили классическое реберное скольжение сложными хореографическими движениями и танцы в фигурном катании приобрели свой новый облик.

К началу 90-х годов в пары активно разбавляют свой танец хореографией, что еще больше усложняет задачу объективного судейства. Международный союз конькобежцев делает попытку возвращения программам спортсменов структуры бальных танцев. Но после введения новых правил ИСА дисциплина заметно сдала в зрелищности, и интерес к ней стал угасать. Из-за этого их вскоре пришлось отменить.

Сейчас на арене танцев на льду блистают американские спортсмены. Свои навыки и умения на международных соревнованиях дуэты этой страны показывают благодаря их наставникам. Зуева Марина вместе с Игорем Шпильбандом тренируют пары из США на протяжении почти 20 лет. В конце ХХ века они переехали в штаты, и выращивают поколение за поколением сильных танцоров. Если говорить о российских дуэтах, то миру известна пара Максима Шабалина и Оксаны Домниной. Двукратные чемпионы Европы победили на мировом первенстве в 2009 году, а год спустя в канадском Ванкувере завоевали бронзовые медали.

Структура соревнования

С момента начала проведения соревнований между фигуристами, схема состязаний спортсменов оставалась неизменна до 2010 года.

Обязательный танец (1 часть соревнований) Оригинальный танец (2 часть соревнований)
После решения ИСА об объединении
Короткий танец
После первой части соревнований борьбу за призовые места продолжают 24 лучшие пары. Из них судьи выбирают победителей после показа произвольного танца.

Участникам региональных состязаний организаторы могут предложить другую структуру. На отборочном этапе первого дня будет обязательным выполнение оригинального танца после короткого, а в финальной части арбитры будут наблюдать за техникой произвольной программы танцоров.

Какая должна быть музыка

В танцах на льду разрешается использовать музыку с вокальным исполнением без определенных названий композиций. Но обязательным условием всех мелодий — танцевальность и ритмичность.

Для выполнения короткой программы дуэты выбирают ту музыку, которая будет подходить по стилю, установленному на сезон.

Шаги, дорожка С их помощью фигуристы переходят от одного элемента своей программы к другому. Они бывают техническими и хореографическими.
Вращение танцевальное Пара выполняет его вместе и синхронно на одной ноге.
Паттерн, серия Спортсмены изящно двигаются по льду.
Поддержки танцевальные Мужчина удерживает женщину в различных танцевальных позициях. Они бывают:
  • на месте;
  • по дуге;
  • с вращением в обе стороны;
  • комбинированная;
  • по прямой линии;
  • серпантин.

Дорожки шагов в произвольном танце делятся на две группы. В первой − шагают в танце от борта к борту, в диаметрально противоположные углы и параллельно друг другу, разбавляя движения вращениями. Во второй − танцуют по кругу в ширину катка или, используя ее полностью, выполняют дуговые перемещения.

Произвольный танец включает в себя все компоненты короткой программы. И здесь добавлены:

  1. Спираль — фигуристы продолжительно едут на одном коньке, вторую ногу поднимают. Езда должна осуществляться на ребре конька в красивой позе. Мужчинам сложнее выполнять этот элемент, в то время как он является обязательным в женском фигурном катании.
  2. Твизлы, синхронные.
  3. Дорожки — дуэт передвигается по льду и синхронно меняет направление движения, заходит в повороты, при этом не выбиваясь из задаваемого музыкального ритма.

Запрещенные элементы

В танцах на льду запрещены все элементы, связанные с акробатикой. Дуэт дисквалифицирует, если:

  1. Мужчина поднимет женщину над головой.
  2. Выполняется вращение партнерши вокруг оси.
  3. Будут долго кататься порознь.
  4. Синхронно прыгать.
  5. Садит в результате движения партнершу на плечо.

Что представляет собой короткий танец

Раньше в первый день пара представляла судейской коллегии обязательный танец на ледяном поприще. В нем необходимо строго следовать темпу выбранной музыки, без выполнения хореографических элементов. Мужчина и женщина выполняют стандартные движения, их танец больше похож на классический вальс и отличается от обычного скоростью передвижения. В нем в первую очередь судьями оценивается артистизм и созданная парой атмосфера.

Во второй части состязаний на следующий день дуэт показывает оригинальный танец. В нем фигуристы показывают все свои навыки и техническое мастерство. Они объединили комбинации трюков, петель, крюков и других спортивных составляющих передвижения на коньках в единую демонстрацию. Здесь арбитры оценивают качество выполняемых элементов, отодвигая анализ харизматичности танца на второй план.

В 2010 году произошло слияние обязательной и оригинальной программы в короткий танец. Произошло это из-за плохого освещения программ телевидением, потому что все пары выполняли одни и те же элементы. В то же время растут расходы на проведение чемпионатов, а СМИ — один из главных источников дохода международного союза конькобежцев.

Внимание! Они несколько лет работали над повышением зрелищности и роста доходов, и было принято решение объединить танцы, выработав новую, красивую программу. В ней спортсменам на сезон задается стиль танца, и даются около двух с половиной минут на выполнение характерных ему элементов.

Как проходят международные соревнования

К произвольному танцу допускаются участники соревнований, успешно преодолевшие первую часть чемпионата. Она по праву считается самой яркой составляющей состязаний дуэтов, потому что программа участников изобилует сложными сильными танцевальными элементами и красивой хореографией.

Как исполняется произвольный танец

Произвольный танец по строению похож на оригинальный, он объединяет хореографию и сложные приемы. Но, в отличие от второго, здесь участникам дают свободно выбрать тему и музыку, тем самым позволяя подчеркнуть индивидуальность каждой пары. Ритм тоже выбирается по желанию. На его исполнение взрослым спортсменам отводится 4 минуты, юниоры выступают 3 минуты.

Сливаясь в одно целое в танце на льду, дуэты нередко вызывают бурные аплодисменты и овации публики. Тонкий стиль и неуловимая, но сильная харизма этой дисциплины с каждым годом находит все новых и новых поклонников этого вида спорта. Коньки для спортивных танцев на льду также имеют свои исключительные особенности, с ними вы можете познакомиться в наших следующих статьях.

ISU

ISU

Танцы на льду - безусловно, самая субъективная дисциплина в фигурном катании. Здесь вместо прыжков, подкруток, тодесов и подобных элементов, по которым довольно прозрачно ставятся уровни и GOE, есть разные по названиям и одинаковые для зрителя дорожки шагов, а надбавки выставляются по принципу нравится-не нравится.


Наверное, это звучит странно, но танцы на льду - самая молодая дисциплина в фигурном катании (если не считать синхронное). Ведь в настоящее время наименее популярным и "продвинутым" видом являются спортивные пары, что заметно и по количеству участников на ГС, и по количеству этапов ЮГП для дисциплин. Но танцы на льду были включены в программу ЧМ и ЧЕ лишь в 1952 и 1954 годах, тогда как мужское, женское и парное катание соответственно в 1891, 1906 и 1908 на мировое и в 1891, 1930 и 1930 на европейское первенство.

История танцев на льду началась в 1864 году с прибытием американского фигуриста Джексона Хейнса в Европу. Тогда ещё не было крупных международных турниров, а в Штатах пресекалось любые нововведения, выходящие за рамки технической части. Хейнса же интересовала эстетическая часть программы - он новаторствовал в хореографии и музыкальности, в чем и нашел поддержку европейцев. Именно после того, как Хейнс показал другую сторону медали под названием "фигурное катание", спортсмены понемногу стали пробовать разбавлять технические элементы оригинальными хорео-находками, и программы "разбег-прыжок" стали медленно, но верно превращаться в искусство, т.е. в настоящие танцы, но на льду. Сегодня Джексон Хейнс "отец фигурного катания" и "король американского фигурного катания" (да-да, это не Нейтан Чен).


Уже в 1897 году, вскоре после проведения первого ЧМ у мужчин, ИСУ официально утверждает первые правила и дисциплины , в которых пока нет танцев, но уже есть пары, причем как смешанные, так и однополые. Но в этой дисциплине все было (и осталось) сосредоточено на акробатических элементах, и никаких паттернов и твизлов не было и в помине.

1930-е, третий десяток лет бурно прогрессируют три фигурных дисциплины, никто в фигурном катании не задумывается о введении новой дисциплины. Тем временем далеко отнюдь не стоят на месте бальные танцы, и британские артисты пробуют перенести свои танцы (именно танцы, не трюки) на лёд. Эксперимент становится сенсацией, у первооткрывателей из туманного Альбиона появляются сподвижники, дисциплина набирает популярность, постепенно включается в программу на национальных чемпионат, затем на малых международных турнирах, а в 1952 году уже включается в программу чемпионата мира. По прошествии пары десятков лет успешного существования на крупной международной арене и востребованности спортсменами дисциплина дебютирует на ОИ-1976.


В 1990-е годы ИСУ пытается вернуть фигуристов, увлекшихся новаторством, в каноны бальных танцев, но на изменения поступает множество жалоб и недовольств как со стороны национальных федераций, так и со стороны самих спортсменов и тренеров, и, в качестве компромисса, союз устанавливает набор обязательных элементов. До вышеупомянутых изменений места распределялись по сумме позиций после каждой из программ.

До 2010 года у "танцоров на льду" было три танца: обязательный - квалификационный отбор, оригинальный - второй этап, произвольный - заключительная часть.

1. В обязательном танце фигуристы выступали мало того под одну и ту же музыку (выбиралась на сезон, разная у взрослых и юниоров), так еще и под пошаговую инструкцию танца , объявленную ИСУ. Фантазия лишь в начале и конце постановок. Для сравнения обязательные танцы Оксаны Домниной/Максима Шабалина, Изабель Делобель/Оливье Шонфельдер и Албены Денковой/Максима Ставицкого сезона 2003-2004 "Midnight Blues".

2. Оригинальный танец, почти как современный ритмический, содержал обязательные элементы и тему танца (вальс, танго, латина и т.д.) на сезон. Строго "бальная" тема отдавала честь прародителям дисциплины.

3. В произвольном танце спортсмены ограничивались только во времени и наборе обязательных элементов (так же как в ПП других видов).

После очередного олимпийского цикла в 2010 году ИСУ наконец-таки принимает решение исключить обязательный танец из соревнований крупного масштаба, а оригинальный назвать ритмическим, разница между которыми лишь в том, что в первом регламентируется тема танца, а во втором - категория, из которой берется музыка.

Вот таким образом мы имеем современные танцы на льду - самую эстетичную и зрелищную, спорную и непонятную для 99% зрителей дисциплину фигурного катания.

Фото 1

Спортивные танцы на льду — дисциплина фигурного катания. Они включены в программу Олимпийских игр и внешне напоминают парное фигурное катание, но четко отличаются от него.

Прежде всего, спортивные танцы — совместное исполнение танцевальных шагов парой спортсменов на коньках, демонстрирующее и содержащее в себе яркие образы.

История

История спортивных танцев на льду началась на рубеже двадцатого века, когда Джексон Хейнс — американский фигурист и балетный танцор — начал танцевать под музыку на коньках. Конькобежцы подхватили новый вид фигурного катания.

Фото 2

Оно называлось парным, но в первой четверти двадцатого века в нём появились акробатические элементы. С тех пор к физической подготовке партнёра присматривались тщательнее, как и к фигуре дамы.

В 1930 году в Англии (Великобритании) появился новый, более щадящий вид танцев — спортивные. В конце концов, они стали обязательными, а в 1952 году дисциплину включили в программы чемпионатов мира и Европы.

Фигуристы Великобритании в течение десяти лет брали первые места на крупных международных состязаниях. В 1976 году новая дисциплина стала олимпийским спортом.

Виды танцев на льду, в чем между ними разница

Существует две программы в спортивных танцах на льду: короткая и произвольная.

Короткий

Фото 3

Музыка и предписанный ритм для короткого танца определяются ежегодно Техническим Комитетом по Танцам на Льду.

Пара выполняет движения и катается под ритмический счёт, используя рисунок танца, основанный на постоянном направлении (по часовой или против часовой стрелки).

Во время выступления можно и нужно использовать такие обязательные элементы, как:

  • танцевальные поддержки;
  • танцевальное вращение;
  • серия твизлов;
  • дорожка шагов;
  • серия паттерн.

Продолжительность короткой программы ограничивается тремя минутами. Отсчёт начинается и заканчивается, когда один из партнёров начинает движение или постепенно останавливается во время скольжения в конце программы.

Произвольный

В произвольной программе пара должна выразить характер и ритм музыки, создать оригинальную композицию, соответствующую партнерам. Чем выше мастерство пары, тем сложнее по ритму, темпу и художественному образу должно быть музыкальное произведение. Это самая яркая и привлекательная для зрителей часть соревнований.

Важно! Произвольная программа допускает использование любых шагов и поворотов, но нельзя включать в него элементы парного катания.

Есть несколько исключений, и к ним относятся:

Фото 4

  • спирали;
  • вращения;
  • дорожки шагов.

В коммюнике ISU каждый год прописывается перечень предписанных элементов, которые необходимо включить в программу произвольного танца:

  • танцевальные поддержки;
  • танцевальные вращения;
  • дорожки;
  • серии синхронных твизлов.

Продолжительность программы для юниоров составляет три с половиной минуты, длительность для сеньоров — четыре.

В этой статье Викиспорта расскажем о видах и элементах фигурного катания, а также о том, чем отличаются правила и подсчёт оценок в различных дисциплинах: одиночное катание у мужчин и женщин, парное катание и спортивные танцы.

  1. Как появилось фигурное катание
  2. Первая Олимпиада для фигурки была летней
  3. Одиночное катание (женское и мужское)
  4. Современные правила и регламент
    1. Правила фигурного катания кратко: одиночники
    2. Топ-5 фигуристов по балльному рейтингу ISU (сезон-2021/22)
      1. Женщины:
      2. Мужчины:
      1. Правила фигурного катания кратко: пары
      1. Современные правила и регламент танцев на льду
      2. Топ-5 пар по балльному рейтингу ISU (сезон-2021/22)
      1. Современные правила и регламент синхронного фигурного катания
      2. Самые известные представители


      Как вы понимаете, рассказать абсолютно всё о фигурном катании в рамках одной статьи невозможно. Но мы покажем, как эстетичный ледовый спорт стал олимпийской дисциплиной и как менялся за десятилетия.

      Как появилось фигурное катание

      Первые костяные коньки помогали перевозить по льду тяжести. Идея красиво стоять на льду, а уж тем более выполнять сложные фигуры, боровшихся за выживание предков не увлекала.

      Первая Олимпиада для фигурки была летней

      Фигурное катание как вид спорта сформировалось лишь к концу XIX века, когда получило статус самостоятельной дисциплины. А уже в 1908 году её включили в программу летних Олимпийских игр Да, пришлось кататься на крытых катках. Зимние игры появились лишь в 1924 году. .

      Это дало импульс развитию: постоянное усложнение элементов, допуск женщин к соревнованиям, включение музыки в программу и т.д. Обязательными стали прыжковые элементы, которые придумывали первопроходцы фигурки. Прыжки названы их именами: Алоиз Лутц, Вернер Риттбергер, Ульрих Сальхов.

      Главным изменением стало разделение фигурного катания на виды.

      Одиночное катание (женское и мужское)

      Одиночное фигурное катание — это дисциплина, в которой мужчины и женщины соревнуются по сумме баллов за две обязательные программы: короткую и произвольную. Судьи оценивают спирали, вращения, прыжки и хореографические элементы.

      Женское фигурное катание стало отдельной дисциплиной в начале XX века. До этого дамы могли участвовать лишь в парных соревнованиях с мужчинами. Систему сломала англичанка Мэдж Сайерс. В 1901 году Сайерс впервые приняла участие в соревнованиях наравне с мужчинами, а уже в 1906-м были организованы первые женские соревнования.

      От обязательных фигур отказались в конце XX века, тогда фигурное катание обрело свой современный вид.

      Знаменитый тренер Карло Фасси предсказал будущее. Он заявил, что ликвидация классических обязательных фигур и тестов на их знание приведёт к массовому доминированию юниорок, которые получат серьёзное преимущество в произвольных программах.

      Современные правила и регламент

      Женские и мужские соревнования проходят по одной схеме. Отличаются они нюансами исполнения некоторых элементов.

      Чтобы лучше понять, чем одна дисциплина отличается от другой, мы перечислим для вас наиболее важные пункты.

      Правила фигурного катания кратко: одиночники

      • Прокат фигуриста состоит из короткой и произвольной программ.
      • Победитель турнира определяется по сумме короткой и произвольной программ.
      • В первой части выступлений все заявленные участники выполняют короткую программу. До произвольной допускаются лишь 23 лучших фигуриста.
      • На крупных соревнованиях участников делят на две группы: утром выступают слабые фигуристы, а вечером сильные. Порядок выхода на лёд определяется жеребьевкой.
      • Обязательные элементы: шаги, спирали, вращения и прыжки.
      • Продолжительность произвольной программы у мужчин — 4 минуты 30 секунд, у женщин — 4 минуты 10 секунд.
      • Обязательные элементы произвольной программы: до восьми прыжков у мужчин и до семи прыжков у женщин, не больше трёх вращений, дорожка шагов, хореографическая комбинация, для женщин обязательна спираль.
      • Продолжительность короткой программы — не более 2 минут 50 секунд.
      • Обязательные элементы короткой программы: три прыжковых элемента, три вращения, одна дорожка шагов.
      • В короткой программе все прыжки разные. В произвольной одинарные прыжки можно повторять сколько угодно раз, двойные — дважды, тройные — два прыжка на выбор можно исполнить дважды.

      Евгения Медведева. Показательные выступления. Rostelecom Cup. Гран-при по фигурному катанию 2019/20

      Читайте также: