Международный музыкальный конкурс имени чайковского 1958 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Московская филармония на период конкурса анонсировала десять симфонических концертов, посвященных творчеству П. И. Чайковского. В них участвовали Государственный симфонический оркестр СССР, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, оркестр Московской филармонии, Духовой оркестр Министерства обороны СССР, дирижеры Николай Аносов, Константин Иванов, Натан Рахлин, Борис Хайкин, пианисты Владимир Ашкенази, Евгений Малинин, Святослав Рихтер, виолончелисты Мстислав Ростропович, Даниил Шафран и другие. Музыка Чайковского звучала повсеместно: в Домах культуры и клубах Москвы, в музыкальных театрах, где шли постановки опер и балетов русского композитора.

Системного отбора иностранных участников не проводилось. Ван Клиберн узнал о московском конкурсе от Розины Левиной, своего педагога по Джульярдской школе. Левина, в свою очередь, получила информацию из конкурсного проспекта, высланного в Джульярд Оргкомитетом, — так считают одни.

По другой версии, Р. Левина узнала о конкурсе лично от Павла Серебрякова, ректора Ленинградской консерватории, с которым еще до ознакомления с конкурсным проспектом пересеклась на одном из фестивалей в Латинской Америке. Деньги на поездку в Москву по ходатайству Р. Левиной были выделены Клиберну частным фондом Марты Бёрд Рокфеллер. Другой американский участник и тоже ученик Р. Левиной – Даниэль Поллак приехал в Москву из Вены, где совершенствовался, благодаря полученной по окончании Джульярда стипендии Фулбрайта.


Первый Международный конкурс им. П. И. Чайковского в 1958 году

«Программы составляют произведения Петра Ильича Чайковского, очень любившего скрипку и превосходно знавшего этот инструмент.

Как известно, в обязательную программу Конкурса входят “Меланхолическая серенада”, “Мелодия” и “Скерцо” (для первого отборочного прослушивания), “Размышление” и “Вальс- скерцо” (для второго отборочного прослушивания) и Концерт Ре-мажор (для финального прослушивания).

Зариус Шихмурзаева, СССР:

Валерий Климов, СССР:

Список зарубежных участников в этой рубрике открывал скрипач Ли Кэ Хан, Китай:

«Уроженец города Бапрджермансин (Индонезия), Ли Кэ-Хан опытный музыкант, (…) который никогда не останавливается на достигнутом (…). Начал учиться игре на скрипке в семь лет. Первым учителем был его отец, вторым — русский скрипач Иван Федоров.

Милена Моллова, Болгария:

Исо Хидео, Япония:

Уже в дни конкурса высказывания участников сменили объемные реплики и интервью с членами жюри. Первым из них был русско-американский скрипач Ефрем Цимбалист, сказавший о русской исполнительской школе:

В Москве Цимбалист надеялся


Состязание скрипачей

25-балльной системой оценок оптимально воспользовалось скрипичное жюри. В него входили Д. Ойстрах (председатель), Г. Баринова, Э. Капп, Л. Коган, К. Мострас, А. Хачатурян, Д. Цыганов (СССР), Г. Бацевич (Польша), Д. де Вито (Италия), Г. Люкке (ГДР), Ма Си-Цун (КНР), Ф. Ньюман (Великобритания), А. Плоцек (Чехословакия), С. Попов (Болгария), А. Пошон (Швейцария), Т. Ханникайнен (Финляндия), Е. Цимбалист (США), Э. Журдан-Моранж (Франция).

1. Георгий Бадев (Болгария)
2. Нина Бейлина (СССР)
3. Ян Бин-сун (КНР)
4. Валентин Жук (СССР)
5. Эмил Степанов Камилларов (Болгария)
6. Мари Берил Кимбер (Австралия)
7. Пяк Ко Сан (Корейская Демократическая Республика)
8. Гануэл Варужан Козигян (Румыния)
9. Лин Кэ-хан (КНР)
10. Вильфред Леман (Великобритания)
11. Виктор Либерман (СССР)
12. Марк Лубоцкий (СССР)
13. Виктор Пикайзен (СССР)
14. Штефан Руха (Румыния)
15. Жан Тер-Мергерян (СССР)
16. Джойс Флисслер (США)
17. Зариус Шихмурзаева (СССР)
18. Валерий Климов (СССР)


Валерий Климов. П.И. Чайковский. Вальс - скерцо.

1. Валентин Жук (СССР)
2. Джойс Флисслер (США)
3. Виктор Пикайзен (СССР)
4. Эмил Степанов Камилларов (Болгария)
5. Марк Лубоцкий (СССР)
6. Зариус Шихмурзава (СССР)
7. Штефан Руха (Румыния)
8. Жан Тер-Мергерян (СССР)
9. Валерий Климов (СССР)
10. Нина Бейлина (СССР)
11. Виктор Либерман (СССР)
12. Мари Берил Кимбер ( Великобритания)

Советская сборная прошла в финал после второго тура без единой потери. Британка М. Кимбер и американка Д. Фрисслер достойно удерживали позиции фактически всего иностранного блока конкурсантов.

«днем почетная гостья и сопровождавшие ее лица совершили прогулку в автомашинах по Москве. А перед началом концерта Королева возложила венок к памятнику Чайковского перед зданием Московской консерватории. От имени советской музыкальной общественности Королеву приветствовал директор консерватории профессор А. В. Свешников.

Собственно, солидная международная репутация с этого момента была московскому конкурсу гарантирована. Выбор жюри ее поддержал: 1-я премия была присуждена Валерию Климову, 2-я — Виктору Пикайзену, 3-я — Штефану Рухе.

Обладательница 7-й премии Джойс Фрисслер (США) была вынуждена отказаться от участия в лауреатском турне по семейным обстоятельствам: ее муж, оркестровый музыкант, отправлялся на гастроли, и скрипачка должна была вернуться домой к малолетнему ребенку. Ее московское лауреатство в американской прессе осталось незамеченным…



Ван Клиберн. П.И. Чайковский. Первый концерт для ф-но с оркестром.


Состязание пианистов

Жеребъёвка пианистов состоялась 30 марта, когда в Москве собрался основной состав фортепианного жюри. Первые его участники-иностранцы появились неделей раньше.

1. Э. Гилельс (СССР), председатель
2. А.Блисс (Великобритания)
3. П. Владигеров (Болгария)
4. Де Гонто-Бирон (Франция)
5. К. Гуарниери (Бразилия)
6. Д. Джорджеску (Румыния)
7. Д. Кабалевский (СССР)
8. Ф. Кинэ (Бельгия)
9. М. Лонг (Франция)
10. Б. Лятошинский (СССР)
11. Ф. Максиан (Чехослования)
12. Г. Нейгауз (СССР)
13. Л. Оборин (СССР)
14. С. Рихтер (СССР)
15. П. Серебряков (СССР)
16. Ж. Секейра-Коста (Португалия)
17. Л. Хернади (Венгрия)
18. К. Цекки (Италия)
19. Г. Штомпка (Польша)



Ван Клиберн. С. Рахманинов. Третий концерт для ф-но с оркестром.

Более-менее серьезно выступил шестой участник состязаний — Антон Диков, второкурсник Софийской консерватории, солист Софийской филармонии и лауреат Шестой премии конкурса Ф. Листа (1956). Пятнадцатым на сцену вышел никому неизвестный американец Ван Клиберн. Шестнадцатым – Эдуард Миансаров.

Из французских пианисток наиболее благоприятное впечатление на жюри произвела Надя Гедда-Нова, которой Кабалевский поставил 22 балла, Гилельс и Оборин – 21, Рихтер – 19. Оценки Анни Пети были ниже на порядок, Анни Маршан и Эвелин Марше – на два порядка, а Сильви Декрэ – на три порядка (её средний балл чуть выше 10).

1. Лев Власенко (СССР)
2. Ван Клиберн (США)
3. Инна Малинина (СССР)
4. Даниэль Поллак (США)
5. Наум Штаркман (СССР)
6. Антон Диков (Болгария)
7. Юлиан Гутман (СССР)
8. Надя Гедда-Нова (Франция)
9. Милена Моллова (Болгария)
10. Лю Ши-Кунь (КНР)
11. Эдуард Миансаров (СССР)
12. Наталья Юзбашева (СССР)
13. Жером Ловенталь (США)
14. Роже Бутри (Франция)
15. Варелла Сид (Португалия)
16. Александр Ихарев (СССР)
17. Анни Пети (Франция)
18. Томоаки Мацуура (Япония)
19. Эвелин Кроше (Франция)
20. Алексей Скавронский (СССР)


Прослушивания второго тура завершились 9 апреля. Включившийся в состязание Лев Власенко, обладатель Гран-При конкурса Ф. Листа (1956), поразил жюри исполнением си-минорной сонаты Листа и стал фактическим лидером состязания.

В третий тур прошли Клиберн, Власенко, Лю Ши-Кунь, Штаркман, Мацуура, Поллак, Моллова, Гедда-Нова.

Лев Власенко так вспоминал об этом:

«В то время мы в СССР были в стилистическом отношении очень строги, и эта строгость приводила к пуризму. И тут появился Клайберн; он играл свободно, с широкой фразой, в манере bel canto, характерной для старой русской школы. Это произвело большое впечатление.

Решение по второй премии переголосовывали трижды. За Лю Ши-Куня голосовали один раз. За Власенко – два. Вторую премию присудили обоим.

Третью премию единодушно дали Н. Штаркману (СССР).

Четвертую — Э. Миансарову (СССР), пятую – М. Молловой (Болгария), причем обе после двукратного голосования. Шестую получила Надя Гедда-Нова (Франция). Насчет седьмой и восьмой возник спор.

Победители 1 Международнного конкурса им. П. И. Чайковского в Клину.

Новая реальность

14 апреля 1958 в Большом зале консерватории состоялось торжественное вручение наград и концерт победителей конкурса пианистов и скрипачей имени Чайковского. Медали, памятные значки и дипломы вручал Дмитрий Шостакович, сразу же после конкурса уехавший в Горький.

15 2015 апреля победителей Конкурса принял в Кремле Хрущев. Мероприятие носило закрытый характер.

В лице В. Клиберна страна обрела нового лирического героя. Письма советских людей на его имя приходили на адреса Московской консерватории, Госконцерта, Филармонии и даже Союза композиторов вплоть до середины мая 1958 г.

В начале мая музыкальную Москву потрясло небывалое: первым из американских дирижеров в СССР приехал Леопольд Стоковский. Он дал два концерта с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио – в Большом зале консерватории и в Зале Чайковского.

В последних числах мая любители музыки получили уникальную возможность услышать легендарный Филадельфийский филармонический оркестр с Юджином Орманди (в рамках европейского турне этот коллектив давал концерты в Киеве, Москве и Ленинграде). Оба события вписались в московскую весну-1958 послесловием к конкурсной ситуации.

Для многих истоки конкурсной истории успели превратиться в миф. Однако история конкурса имени Чайковского продолжается. Важна не ностальгия, а обновляемое и обновленное понимание того, чем был первый конкурс Чайковского. Это были бурные страсти в Большом зале консерватории, споры за профессиональными и домашними обсуждениями, восторг от внезапных симпатий к неизвестному исполнителю, а в конечном итоге – освобождение от обыденности, которое наполняло души людей доверием к искусству.

Победители I конкурса имени Чайковского Валерий Климов и Ван Клиберн, 1958 год

Победители I конкурса имени Чайковского Валерий Климов и Ван Клиберн, 1958 год

18 марта 1958 года в Москве открылся первый Международный конкурс имени П. И. Чайковского. Событие это готовилось долго и ответственно, но вряд ли тогда можно было предполагать, какое значение этот конкурс будет иметь и какой статус приобретет.

Прообразом Конкурса стало творческое соревнование, состоявшееся в России в 1890 году по инициативе Антона Рубинштейна, благодаря усилиям которого был организован конкурс композиторов и пианистов.

Одним из победителей конкурса стал легендарный Ферруччо Бузони.

К 30-м годам XX века идея международного музыкального конкурса порождает Брюссельский конкурс имени Эжена Изаи, варшавские конкурсы имени Шопена и Венявского, ряд других престижных соревнований.

Конкурс Чайковского был учрежден в 1956 году, а открылся Первый конкурс 18 марта 1958 года и проводился лишь по двум специальностям: фортепиано и скрипкаю Начиная со второго конкурса, в программу вошло соревнование виолончелистов, а с третьего (1966) – и вокалистов.

Оргкомитет конкурса в течение почти двадцати лет возглавлял композитор и великолепный пианист Дмитрий Шостакович. В первом музыкальном соревновании приняли участие 67 исполнителей из 21 страны. Лауреатами первых премий стали американский пианист Вэн Клайберн (Harvey Lavan “Van” Cliburn) и советский скрипач Валерий Климов.

Имя молодого американского пианиста Вэна Клайберна (в России его привыкли называть Ван Клиберн) мгновенно облетело весь земной шар и стало олицетворением высочайшего класса музыкально-исполнительского искусства, а имя Климова долгое время служило именем нарицательным для выпускников российских музыкальных школ.

В дальнейшем конкурс было решено проводить с периодичностью раз в 4 года, Эта регулярность была нарушена только в 2006 году из-за необходимости реставрации Большого зала Московской консерватории.

Конкурс дал мощный старт многим исполнителям: Денису Мацуеву, Михаилу Плетневу, Гидону Кремеру, Владимиру Спивакову, юному Даниилу Трифонову и многим другим.

Очередной XVI-й конкурс им. Чайковского должен состоятся в июне 2019 года, – причем, к его участникам добавятся еще и исполнители на медных и деревянных духовых инструментах. А тот самый первый конкурс остался музыкальной легендой.

International Tchaikovsky Competition

Международный конкурс имени Чайковского / International Tchaikovsky Competition

Международный конкурс имени Чайковского проводится раз в четыре года. Первый состоялся в 1958 году и включал две дисциплины — фортепиано и скрипка. Начиная со второго конкурса, в 1962 году, была добавлена виолончель, в третьем конкурсе в 1966 в программу соревнования включили сольное пение.

Международный конкурс имени П.И.Чайковского уже на протяжении полувека является одним из наиболее масштабных и значимых в мире, во многом определяющим вектор развития музыкального исполнительского искусства. За этот период конкурс завоевал высокий международный авторитет, и рассматривается молодыми музыкантами как высочайшая оценка их исполнительского мастерства. В России конкурс имеет статус национального достояния отечественной музыкальной культуры, и каждый раз его проведение становится одним из главных событий в стране.

Главная цель музыкального состязания — выявление новых талантов. На протяжении 50 лет конкурс открывал миру имена лучших музыкантов советской и российской исполнительской школы, давал старт яркой карьере многих зарубежных исполнителей. Художественные традиции, заложенные музыкантами старшего поколения, среди которых Д. Шостакович, Д. Ойстрах, Э. Гилельс, М. Ростропович, Г. Нейгауз, Т. Хренников, Г. Свиридов, дали возможность многим представителям творческой молодежи из разных стран получить правильное направление в дальнейшем совершенствовании своего мастерства, стать звездами мирового музыкального искусства.

Среди них — пианисты Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Григорий Соколов, Михаил Плетнев, Барри Дуглас, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев; скрипачи Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Владимир Спиваков; виолончелисты Давид Герингас, Наталия Шаховская, Наталия Гутман, Натаниэль Розен, Антонио Менезес, Марио Брунелло, Денис Шаповалов; певцы Елена Образцова, Дебора Войт, Евгений Нестеренко, Владимир Атлантов, Паата Бурчуладзе и другие.

Состав жюри в разное время украшали имена Й. Сигети, Е. Цимбалиста, H. Буланже, Г. Нейгауза, Л. Оборина, Я. Флиера, С. Рихтера, Ю. Листа, М. Марешаля, П. Фурнье, Г. Кассадо, Г. Пятигорского, Д. Лондона, К. Цекки, Д. Шафрана, М. Ростроповича, И. Архиповой, Э. Журдан-Моранж и многих других выдающихся музыкантов из разных стран.

Конкурс, казалось, ничем особенным не отличался от подобных ему, проводящихся в других странах и давно завоевавших известность и авторитет. Лишь место его проведения и то, что конкурсу было дано имя великого русского композитора, подчеркивало его своеобразие.

К середине 1950-х годов в Советском Союзе уже имелся значительный опыт проведения серьезных музыкальных состязаний, так как еще с 1933 года в стране устраивались всесоюзные конкурсы молодых исполнителей. Соревнования эти были очень ответственными, а мастерство их участников — высоким, о чем красноречиво говорят имена победителей: Д. Ойстрах, Э. Гилельс, Я. Флиер, С. Рихтер и другие. За 40 лет советской власти музыкальная культура в нашей стране достигла высокого уровня, поэтому учреждение международного конкурса имени П.И. Чайковского стало явлением закономерным.

Во главе подготовки к большому празднику отечественного и мирового музыкального искусства встал Д.Д. Шостакович. Несмотря на интенсивность собственной творческой работы и разнообразную общественную деятельность, композитор принимал самое непосредственное и активное участие во всех этапах организации конкурса. Вместе с ним в работе организационного комитета участвовали и другие выдающиеся композиторы и общественные деятели.

Вскоре после того как проспекты были разосланы в разные страны, в оргкомитет конкурса посыпались заявки. Прежде всего на конкурс обратили внимание музыканты, любящие русскую и советскую музыку. Загорелись и те, кто хотел побывать в Москве и увидеть ее собственными глазами, тем более что многих привлекли в программе два пункта:

Москва гостеприимно приглашала к себе молодежь всех стран, и она радостно откликнулась на это приглашение. В столицу Советского Союза съехались пианисты и скрипачи из 22 стран (61 исполнитель). Кроме талантливой молодежи, для которой конкурс имени П.И. Чайковского был первым международным испытанием, Европу, Азию, Америку и Австралию представляли и те, кто был уже лауреатом двух или трех престижных международных премий, что определило исключительно высокий художественный уровень соревнований.

Страсти накалялись от тура к туру и среди участников, и среди публики, которая горячо и восторженно выражала свои симпатии. Большинство музыкантов показали такой высокий уровень подготовки, что к участию в третьем (заключительном) туре жюри допустило 12 человек, вместо намечавшихся ранее восьми.

Вторая премия была вручена молодому скрипачу В. Пикайзену, который начал выступать еще с 13 лет. Третья награда досталась румынскому скрипачу Ш. Рухе — музыканту огромного артистического обаяния и чуткому художнику с подлинным исполнительским нервом и темпераментом. Помимо премий, большая группа скрипачей была награждена почетными дипломами первой и второй степени и почетными грамотами.

Среди пианистов уже в первом туре привлек внимание мало кому тогда известный 23-летний американский пианист Ван Клиберн. Впрочем, и на его родине, быть может, только один из 100000 американцев слышал о нем, пока он не получил премию в Москве. К третьему туру из 20 претендентов осталось лишь девять. В финале выступление Вана Клиберна выделилось редкой гармонией артистических и музыкальных качеств пианиста. И Большой зал консерватории разразился такой овацией, что взволнованный американец был рад уже и просто приему, который оказала ему московская публика.

Ван Клиберн получил первую премию (в размере 25000 рублей) и золотую медаль Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Исключительно одаренный пианист всегда прославлял светлое начало жизни, душевную чистоту и благородство человека — играл ли он сонату В.А. Моцарта, фантазию Ф. Шопена, вариации П.И. Чайковского или даже полную тревоги и ярости Шестую сонату С. Прокофьева.

Две вторые премии (по 20000 рублей) и серебряные медали вручили советскому пианисту Л. Власенко и китайскому музыканту Лю Шикуню.

Таким образом, конкурс имени П.И. Чайковского вылился в явление такого огромного международного масштаба, которое, несомненно, требовало продолжения. И вскоре Советское правительство приняло решение о проведении конкурса в Москве регулярно — один раз в четыре года.

Ван_Клиберн

В 1958 году в Москве состоялся Первый международный конкурс музыкантов-исполнителей им. П.И.Чайковского. Это было эпохальное событие в культурной жизни Советского Союза. После многих лет изоляции от всего мира, советские люди получили возможность познакомиться с исполнительским искусством разных стран – послушать и оценить исполнителей-музыкантов со всего мира.

На Первом международном конкурсе музыкантов-исполнителей им. П.И.Чайковского первую премию и золотую медаль получил пианист из США — знаменитый Вэн Клайберн. Это событие стало знаменательным в жизни страны, оно имело также политический резонанс. Вэн Клайберн стал кумиром в Советском Союзе – во всех городах его триумфально встречали как героя. В те годы отношения Советского Союза с США были натянуты до предела. Однако это были годы хрущевской “оттепели” и в культурной жизни между разными странами создавались мосты сотрудничества и взаимопонимания.

Конкурс превратился в замечательное явление международного масштаба, которое обязательно должно было иметь продолжение. Советское правительство приняло решение о регулярном проведении конкурса им. П. И. Чайковского в Москве — один раз в четыре года.

В разные годы в числе организаторов и членов жюри конкурса были выдающиеся мастера из разных стран, легенды исполнительского искусства, такие как Д. Ойстрах, Л. Коган, М. Ростропович, Э. Гилельс, С. Рихтер, Г. Нейгауз, Д. Шафран, Г. Пятигорский, Г. Кассадо, H. Буланже, Й. Сигети, Е. Цимбалист, П. Фурнье и многие другие.

медаль конкурса П.И. Чайковского

Этот конкурс можно назвать ключевым событием в музыкальной жизни Советского Союза. Это был праздник для всех любителей музыки, редкая возможность услышать интерпретации представителей западной исполнительской школы, приобщиться к мировым тенденциям развития музыкального искусства.

В Советском Союзе очень много внимания уделялось культуре и искусству. Эти сферы были в центре внимания государства, и учреждение конкурса имени П.И. Чайковского стало подтверждением заботы государства о формировании высоких стандартов в культурной жизни советского общества. Советские любители музыки ждали этот конкурс с нетерпением – это был настоящий праздник музыки.

Многие лауреаты этого конкурса впоследствии стали исполнителями с мировой славой. Конкурс имени П.И. Чайковского стал для них возможностью заявить о себе и о своем таланте.

Художественные традиции, которые были заложены выдающимися деятелями отечественной музыкальной культуры, и по сей день дают правильные эстетические ориентиры представителям творческой молодежи всего мира.

Уже больше полувека существует этот замечательный конкурс. И сейчас конкурс проходит с большим успехом – в Москву съезжаются лучшие исполнители со всего мира. Этот конкурс является одним из авторитетнейших мировых смотров музыкантов-исполнителей. Каждое проведение конкурса становится крупным художественным событием в мировой культуре.

Конкурс имени П.И.Чайковского – это всемирный форум музыкантов разных стран и поколений, на котором происходит обмен опытом между разными направлениями и школами музыкального исполнительства. Это замечательная школа мастерства для нового поколения музыкантов-исполнителей.

Конкурс музыкантов-исполнителей имени П.И. Чайковского является символом преемственности и продолжения культурных традиций нашей страны.

Читайте также: