Поселения кабардинцев и балкарцев кратко
Обновлено: 08.07.2024
В древнегреческих памятниках письменности автохтонами назывались первобытные жители страны, которые утверждались в стране с незапамятных времён, а не переселялись в неё из какой-либо другой страны,также первопоселенцы данной страны или её древнейшее население: туземцы.
6. Налчык – с балкарского языка переводится, как река выходящая внизу. Где корень "Нал" - низ; Корень - "Чыкъ" - выходить и одновременно "влага", "Роса" как обозначение реки выходящей из под земли. Так оно и есть. Налчыкъ - подземная река.
Земли Кабардино-Балкарской республики (КБР) были заселены еще со времен первобытно-общинного строя. Об этом свидетельствуют древние захоронения возле г. Нальчик; исследователи относят их ко II-I тысячелетиям до н. э.
Кабардинцы
После бесчинств Тамерлана в конце 14 века кабардинцы заняли равнины предгорья: эти земли славились плодородием.
Через три столетия Кабарда разделилась на Большую и Малую. В это же время, чтобы защитить свои земли от крымских татар, начался курс на сближение с Россией. В результате неудачных попыток захватить территорию ханским войском, обе империи (Турция и Россия) подписали договор, и Кабарда стала автономной.
Балкарцы
В истории Балкарии момент официального присоединения к России датируется 11 января 1827 г. В русское подданство балкарцы вошли на правах сохранения своей культуры и религии.
Кабардино-Балкарская АССР
После большевистского переворота было решено провести процесс автономизации. В результате создана Горская автономная Советская республика, в ее состав входили пять субъектов: Чечня, Балкария, Кабарда, Ингушетия и Осетия. Не прошло и полугода после образования автономии, как власти Кабарды вывели ее из Горской республики, объявив территорию автономной областью в составе РСФСР.
Совместная история Кабардино-Балкарии официально начинается с 1937 года, когда было объявлено о создании Кабардино-Балкарской АССР.
Черные страницы истории
Вновь вернуться на свои земли и восстановить свои права балкарцы смогли только в 1957 году.
Современный статус
Нынешняя КБР является субъектом РФ (с 1991 г.). Территория КБР – часть Северо-Кавказского федерального округа. В. М. Коков стал первым президентом Кабардино-Балкарии.
Как было сказано выше, Северный Кавказ является одним из регионов нашей планеты, где люди живут с древнейших времен, а именно с периода палеолита (древнекаменного века). Его богатая флора и фауна всегда привлекала людей. Особенности рельефа, природно-климатических условий и местоположение края на перепутье между Европой и Азией, на границе степей, служивших в течение тысячелетий торной дорогой кочевников, двигавшихся с востока на запад и с севера на юг, оказали решающее воздействие на формирование этнического состава края. Археологические материалы, найденные в различных районах края, свидетельствует о том, что, как и в других регионах планеты Земля, на ранних этапах истории Северного Кавказа, т. е. в эпоху палеолита, жилищем древнейшему человеку служили главным образом естественные пещеры и скальные навесы. Наряду с пещерами и скальными навесами были и примитивные, используемые человеком укрытия, типа шалаша и навеса, которых в горах было множество.
Временные стойбища, пещеры и легкие наземные шалаши и навесы были характерны для Северного Кавказа вплоть до последнего этапа палеолита (верхнего палеолита - 40-12 тыс. лет до н.э.).
крыты стоянки с наземными постройками прямоугольной формы, сооруженные из жердей и прутьев, обмазанных снаружи глиной (турлучная техника). При этом в Долинске стены были выстроены из двух рядов плетня, засыпанных внутри землей вперемешку с рубленой соломой, В каждом жилище имелись очажные ямы и ямы для хранения зерна. Жилища были расположены на некотором расстоянии одно от другого без какого-либо заметного порядка.
К периоду неолита относятся во многом еще представляющие загадку своеобразные; каменные погребальные домики-дольмены, встречающиеся в большом числе в различных районах Северного Кавказа. По своему назначению дольмены - это действительно специфические культовые погребальные сооружения, по в некоторых,своих чертах они отражают форму жилища оставившего их населения. Особенностями жилой архитектуры подсказаны, по-видимому, двухкамерная планировка некоторых дольменов и устройство входных отверстий, образован- ных.выступами боковых стен и нависающей сверху плитой перекрытия, напоминающей козырек, - все это как бы имитирует устройство цавесов-гадерей перед входом в жилшце, столь характерных для архитектуры юясных районов.
В условиях распада патриархально-родовых устоев и постоянных вторжений кочевых скифских, сарматских и иных племен возникла объективная необходимость создания укрепленных поселений, которые были обнесены
высокими земляными валами и рвами. Поверх валов на некоторых городищах имелись дополнительные укрепления, Которые состояли из двух рядов плетня, засыпанного внутри землей. Они предназначались для сдерживания конницы нападавших. В других случаях вокруг поселений'возводили более надежные стены из камня. Укрепленные городища и турлучные дома с основой из двух или одного ряда плетня либо из связок камыша были обнаружены во многих местах проживания адыгов. Многие из домов на городищах Таманского полуострова были покрыты Обожженной черепицей." Это-говорит о влиянии греческих Городов-колоний Боепорекого царства и существований оживленных торгово-экономических связей между греческими поселенцами и адыгскими племенами. По мнению авторитетных ученых, о греческом влиянии на последних говорит и тот факт, что адыги также использовали в скифо-еарМатский период в качестве кладочного материала сырцовый (саманный) кирпич.
Адыгская родо-илеМеННая знать ПОД влиянием греков строила свои дворцы и замки из тесаного и колотого камня. Были обнаружены дворцы площадью более 458 кв. м, где были полы; выложенные каменными плитами, и внутренние дворики с Колодцами; Даже в период средневековья у адыгских племен еще встречались каменные укрепления и замки, с помощью которых адыги отстаивали свою независимость.
Жилище из камня в раннем средневековье бытовало во многих регионах проживания адыгов. Один такой дом был раскопан Б. Е. Деген-Ковалевским на городище (къалэжь.- К. У.) VI-VIII вв. у современного селения Заюково Баксанского района КБР. Постройка имела площадь около 60 кв. м, стены его, сложенные насухо из булыжника, снаружи были обмазаны известью, смешанной с глиной, пол был выложен галькой и щебпем. Жилище состояло из двух или трех ЖИЛЫХ помещений, в большем из которых, у задней стены, Находился углубленный очаг, обложенный керамической плиткой. Другой очаг находился в меньшей комнате. Кроме этого, во дворе неподалеку от жилища обнаружена яма-почь в форме усеченного конуса, обращенного широким основанием вниз. Глубина ямы ~ 1,5 м. Б. Е. Деген-Ковалевекий сравнивает ее с закавказским тондыром. Ближайшее жилгаце от этого дома находилось на расстоянии 100 м, что свидетельствует о свободной, разбросанной планировке всего поселения1. Но следует отметить, что некоторые исследователи (Е. И. Крупнов и JI. И. Лавров) допускают существование каменных домов в местах проживания адыгов еще в эпоху бронзы.
Уровень зодчества не был одинаковым у народов Северного Кавказа, даже у самих адыгских племен. Более высокого уровня достигли те адыгские и другие местные племена, которые непосредственно соприкасались с греческими колониями; напротив, предки адыгов, даже их соплеменники, которые проживали в горной полосе, не достигли Такого уровня в строительном деле. Если еще в античную эпоху у многих племен — предков адыгов, которые проживали в равнинной и предгорной части Северного Кавказа, имелись постоянные постройки и жилища, то в эту же пору, в непосредственной близости от них, в степных районах обитали бесчисленные орды кочевников: скифов, сарматов (в т. ч. алан), булгар, хазар и множество других кочевых племен, у которых бытовали совершенно другие формы передвижного жилища. Это имело место до тех пор, пока они не перешли к оседлому образу жизни и многие из них не смешались с местными племенами. В частности, у скифов и сарматов- алан была распространена в качестве жилища передвижная кибитка на колесах.
В период средневековья у адыгов бытовали в качестве жилшца круглые хижины с плетеными цилиндрическими стенами, обмазанными глиной, с конусообразной, покрытой соломой крышей. Петр Симон Паллас (1741- 1811) в своей работе «Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг. & писал, что черкесы занимают место для поселения сле; дующим образом: когда поблизости нет воды, они проводят ее к себе из наиболее близкого ручья по каналу, устраивая маленькие плотины, которые строят с таким же искусством, как крымские татары. Они строят свои дома близко один к другому, одним или несколькими кругами или четырехугольниками, таким образом, что внутреннее пространство представляет собой общий скотный двор, имеющий лишь одни ворота, а дома, окружающие его, служат как бы для его охраны. Дом узденя (или князя), обычно стоящий особняком, заключает в себе ряд отдельных четырехугольных помещений. В отличие от многих народов, особенно кочевников, адыги большое внимание обращали вопросам личной гигиены. Они строили специальные туалеты. Паллас также писал, что они строили уборные, рассеянные в поле, вырытые в земле под глиняными хижинами круглой формы. Он далее пишет, что дома представляют собой удлиненные четырехугольники от 4 до 5 сажен длины и немного более полутора сажен ширины, плетеные из ветвей, густо обмазанных глиной. Крыши плоские, сделанные из легких стропил и покрытые камышом.
Археологическими раскопками, проведенными на территории Кпбарды и Черкесии, открыто более 120 ранне- средневековых городищ, окруженных в свое время мощными земляными валами и каменными стенами. Большая часть раннесредневоковых городищ была уничтожена в XIII-XIVbb. Они переживают даже короткий период расцвета, но в позднем средневековье жизнь замирает и в них, после того как вместе с падением Золотой Орды в Предкавказье исчезает централизованная власть и воцаряется хаос феодальной раздробленности и анархии *. Иными путями развивалось жилищное строительство в горах, в т. ч. в Хуламсгсом, Безенгийском, Черекском ущельях Балкарии. Здесь от внешних врагов начинают спасаться за стенами своего жилища, которое постепенно приобретает черты укрепления. И в этот период деревянное'зодчество постепенно вытесняется каменным. При этом каменные укрепления и башни строились таким образом вдоль по ущелью, чтобыс каждого замка можно было увидеть сигналы. Подобные башни встречались реже в Чегемском и БаксаНском ущельях и Карачае. История поселений и жилищ, Как и всей материальной культуры народа,— это его история. Значительное влияние на материальную культуру (в т. ч. поселения и жилища) оказывают социально-экономические условия жизни народа и географическая среда, где проживает тот или иной народ . В зависимости 6т этих условий и под воздействием внешнего фактора (нападение нрншлых племен) поселения и жилища адыгов и балкарцев на протяжении веков претерпевали изменения.
Крупные полигенные поселения имели место и в балкарских обществах. Об этом свидетельствует тот факт, что в середине XIX в. в некоторых балкарских селениях насчитывалось в среднем 50-80 дворов. Это подтверждают и народные предания, согласно которым основателями большинства балкарских селений выступают одновременно несколько фамилий. Так, например, основателями селения Эски Безенги (Старое Безенги) считаются четыре фамилии: Холамхановы (две семьи), Чочаевы, Бакаевы, Боттаевы (последние три ио одной семье); первопоселенцами в сел. Булунгу в Чегемском ущелье были фамилии Акаевых и Таппасхановых и т. д.1.
Большинство балкарских селений в ущельях расположено террасообразно. Это объясняется недостатком земли. В XIX - начале XX в. в более крупных балкарских населенных пунктах, как и в кабардинских, сохранялось деление на кварталы (тийре), каждый такой квартал имел даже свое кладбище. Одно из отличительных черт названий балкарских населенных пунктов то, что большинство из них, за исключением сел. Жабоево, Гла- шево, Темирхановское и Урусбиево, не носили названия своих владельцев, как это имело место в Кабарде. Это говорит о меньшей степени феодализации Балкарии в конце XIX в., нежели в Кабарде.
Древнейшими типами балкарских жилищ являлись постройки пещерного типа и ямы с невысоким обрамлением из камня, у которых были деревянно-земляные крыши. Они сохранились вплоть до 80-х гг. XX в. в Верхнем Хуламе, Булунгу и да- населенных пунктах.
Кабардинцы и балкарцы уделяли исключительно большое внимание внутреннему убранству своего жилища. Они их содержали в чистоте, каждая вещь в помещении имело свое место. Строш осуждалась старшая женщина семьи, у которой наблюдался беспорядок в доме. Девочек с раннего возраста приучади быть опрятными и чистоплотными везде. Многие иностранные и русские авторы с восхищением говорили о том, как кабардинцы и балкарцы содержали свои жилища и как соблюдали личную гигиену.
Одежда адыгов и балкарцев
На протяжении тысячелетий менялся образ жизни, человек шаг за шагом осваивал природу и лучше познавал самого себя, совершенствовал орудия труда, обустраивал свою жизнь. Словом, совершенствовался сам человек, его интеллект и одновременно совершенствовалось качество его жизни. Одежда как важнейший элемент материальной культуры всегда стояла в центре внимания самого человека, ибо она является весомым показателем уровня жизни. На протяжении всей истории человечества она постоянно менялась, что всегда зависело от природно-климатических условий жизни того или иного народа. Одеяние также должно соответствовать условиям его жизни, т. е. образу жизни. Одежда того или иного народа - это его образ жизни, образ мышления, даже, если угодно, его философия. Как не похожи один на другой народы, так же различается их национальная одежда. Но чтобы в одной географической среде у различных народов ~ почти единая форма национальной одежды. (!)
Много общего в материальной культуре, в т. ч. и в форме национальной одежды(кабардинцев и балкарцев. Они всегда уделяли большое внимание своему внешнему виду. Всегда старались выглядеть опрятно, быть чисто, красиво и удобно одетыми. Каждый народ создавал свою национальную форму одежды в зависимости от рода его трудовой деятельности. Поэтому у горцев Северного Кавказа одежда в основном однотипна. Если взять адыгов и балкарцев, мужская одежда у них в основном одинакова. Одним из важнейших компонентов мужской верхней одежды адыгов и балкарцев была бурка. Она защищала человека от холода, снега, ветра и дождя. Во многих случаях служила ночью одеялом/По настоящее время ее носят многие животноводы. Она очень удобна в походных условиях, в горах - легкая и теплая. Словом, незаменимая вещь в; пути, когда человек вне домашних условий. Были бурки для пеших и для всадников. Как правило* для пеших бурка была более короткой, чтобы не мешала ходьбе. Носили ее на левом плече, чтобы разрез приходился на правую сторону и цравая рука могла свободно двигаться. В случая сильного ветра и в пути на коне буркой накрывали обе руки. Бурка получила широкое распространение не только среди адыгов, балкарцев и остальных горцев Северного Кавказа, но и среди казачества. Бурку е удовольствием носили многие русские генералы и офицеры; многие европейцы, которые бывали на Северном Кавказе, отмечали, что без бурки невозможно представить себе горца-мужчину, Ее надевали в любое время. Летом она спасала от жары; Она укрывала не только всадника, но и лошадь. В случае необходимости ее свертывали в виде цилиндрического валика и привязывали к задней луке седла с помощью специальных ремешков.
Учитывая, что бурка получила широкое раепростра-
Позднее, когда газырницы прочно заняли свое место на груди черкески, их стали делать из той же ткани, что и черкеску. Число гнезд для газырей доходило до 12 шт. с каждой стороны груди. Праздничные черкески в XVHI ~ первой половине XIX в. адыги шили из покупного сукна разных цветов. А обычные черкески - из черного, бурого, серого домотканого сукна с более широкими рукавами[33]. Зажиточные слои населения предпочитали черкески белого цвета, а крестьяне — темного. Длина черкески в основном была ниже колен. Разумеется, по своему качеству черкески князей и дворян отличались от крестьянских. Еще проще был материал, из которого шили черкески соседние народы.
/Нательная одежда адыгов и балкарцев была практически одинаковой. Это были рубахи и кальсоны/! Рубаху шили из фабричного белого материала. Она имела туникообразный покрой и стоячий воротник. Кальсоны шили широкими и просторными, чтобы они были удобными для верховой езды или быстрой ходьбы.
Верхние штаны шили в основном из домотканого сукна или плотной ткани фабричного производства. Цвет их был темный. Балкарцы часто шили их из овечьей шкуры. Но уже в начале XX в. у зажиточных людей появляются брюки-галифе. В этот же период появляются первые пальто фабричного производства. А солдаты Первой мировой войны привезли первые шинели.
Г Очень распространенной верхней мужской одеждой адыгов и балкарцев являлась шуба из овечьей шкуры/ Шуба, как и черкеска, рубашка, бешмет, застегивалась на 6-6 тесемочных пуговиц и петель, а с XX в. - и с помощью металлических крючков и петель. Часто шубы шили с суконным верхом из домотканого или фабричного сукна. В качестве головного убора в летнее время адыги и балкарцы носили войлочную шляпу с широкими полями и разного цвета,/ Зимой и в осенне-весеннее время надевали шапку - папаху из овчины^В XIX - начале XX в. они имели различную форму. Наиболее распространенным цветом мужской шапки был черный, но были и белого, и серого цвета.
Кабардино-Балкария — многонациональная республика. Здесь живут кабардинцы, балкарцы, русские, украинцы, осетины, таты и мн. др. Коренными жителями являются кабардинцы и балкарцы. Эти народы разные по языку имеют мало общего и по происхождению. Кабардинцы относятся к абхазо-адыгской группе кавказской языковой семьи, а балкарцы принадлежат к тюркской группе алтайской семьи языков. Однако, соседствуя на протяжении многих веков, кабардинцы и балкарцы выработали много общего в обычаях, традициях, религии, материальной и культурной жизни. В то же время кабардинцы и балкарцы имели свои определенные этнические территории.
Составитель данного сборника поставил перед собой задачу выявить архивные документы, отражающие сведения о территориях и расселении кабардинцев и балкарцев. Информация по этим вопросам большей частью содержится в архивных материалах XVIII — первой половины XX вв. Поэтому рамки данного сборника ограничены этим периодом.
Сборник составлен на основании архивных документов, собранных автором в Центральных исторических архивах г. Москвы, Грузинской ССР и Кабардино-Балкарской ССР. Материалы достаточно конкретно отражают территорию и места расселения кабардинцев и балкарцев в XVIII — начала XX вв., изменения, которые произошли в них в результате русско-кавказской войны, Октябрьской революции и сталинских репрессий. К документам в качестве иллюстративного материала прилагаются карты, составленные официальными учреждениями в разные периоды истории Кабарды и Балкарии. [4]
Сборник может быть использован не только историками и этнографами, но и краеведами и всеми, кто интересуется историей своего родного края.
Автор выражает большую благодарность д. г. и, проф. Бураеву Р. А., кандидату исторических наук Г. М. Кашежевой и сотруднице Высокогорного геофизического института С. Ф. Бесланеевой за оказанную помощь в техническом оформлении отдельных документов.
В источниках сохранились многочисленные указания о территориях и границах Балкарии. В 1807-1808 гг. Г. Ю. Клапрот, исследовавший Кабарду, писал: «К востоку от Карачая в шиферные горах находится татарский округ Баксан, в верхней части обширной реки Баксан и у истоков горного ручья Кулькутджин, которые впадают в Соленое озеро, где зимой берут соль. Жители этого округа, а так же близкорасположенного, называются среди черкесов черига. Чегемцы и черига, по-черкесски чегем-кушха, состоит из 400 семей и населяют самые высокие снеговые и сланцевые горы на берегах Чегема и Шавдона до Баксана на западе ( Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974 ). [5]
Начало изменений северной границы Кабарды относится к середине XVI века, когда по просьбе кабардинских князей для охраны Кабарды в 1567—1588 гг. в устье реки Терека царской Россией был построен г. Терки. Это послужило поводом, чтобы Россия активно участвовала, под видом безопасности южных границ, в определении и решении вопросов, связанных с границами Кабарды и других народов Северного Кавказа.
Вторым этапом в этом направлении было сооружение по проекту Г. А. Потемкина в 1777-1778 гг. Азово-Моздокской укрепленной линии. Строительство линии осуществляли генералы И. В. Якоби и А. В. Суворов. Последний в спешном порядке, то есть за три месяца, построил более 30 укреплений. В составе Азово-Моздокской кордонной линии были построены крепости Екатериноградская, Павловская, Марьинская, Георгиевская, Андреевская, Александровская, Северная, Московская, Домокая. В этих крепостях поселились переведенные сюда с Волги и Хопра семейные казаки ( Куприянов Л. В. Города Северного Кавказа во второй половине XIX века. М., 1981. С. 24 ). [6]
Таким образом, в результате проведенных царской Россией в XVIII — первой четверти XIX гг. колониальных мероприятий северная граница Кабарды была передвинута далеко к югу.
В 1879 году, 22 февраля, Совет Кавказского наместника издал указ, согласно которому из нагорных [9] кабардинских пастбищ балкарским обществам было выделено более 43 тыс. дес. Из них с. Хасауту — 2697 дес., Гунделену —5412, Балкарскому обществу — 12 109, Безенгиевскому — 2751, Хуламскаму — 4000, Чегемскому — 8923 и Урусбиевскому обществу — 6208 дес. ( ЦГА КБССР, ф. 40, оп. 1, д. 500, т. II, л. 770 об. ).
В 1888 году балкарским таубиям Магомет-Гирею, Суншеву и Хаджи-Туган Султанову были временно переданы из кабардинских запасных земель в районе Белой речки и Хасаньи 2751 дес. ( ЦГА КБССР, ф. 40, оп. 1, д. 747, л. 4 ).
В 1913 г. в пользу безземельных крестьян Балкарии было отведено еще 42 588 дес., а после победы Октябрьской революции, в 1918 году Балкарии было передано 20 960 дес., Осетии 6341 дес., Ингушетии 2359 дес. и Карачаю 53 935 дес. С выходом в сентябре 1921 г. Кабарды из состава Горской республики соседние народы потребовали от Кабарды передачи им части из бывших земель кабардинских князей и дворян.
В результате перекройки карты народов Северного Кавказа в 1944 г., связанные со сталинскими репрессиями, с. Малгобек, а также часть бывшего Курпского района были переданы Северо-Осетинской АССР.
Важную, но малоизученную часть материальной культуры восточных адыгов позднего средневековья составляют населенные пункты и строения воздвигнутые для культовых целей. Строительство каменных крепостных сооружений, городов было развито в Черкесии неравномерно. Приморская Черкесия, более развитая в экономическом отношении, и ее геополитическое положение создавали необходимость возникновения и роста городов. По мере удаления от морского побережья Черкесии, города были редки и сведения о них скудные.
Большое внимание уделяется исследованию Нижне-Джулатского городища. Ш.Б. Ногмов[7] указывал, что термином Жулат кабардинцы называли башни и минареты, находящиеся в большом количестве на берегу Терека выше его соединения с Малкой. Название Жулат – происходило от языческого обряда, по которому участники становились друг против друга, брали стрелы и разламывали их с клятвенными обещаниями. Башни по Ш.Б. Ногмову построенные восточными адыгами носили сакральный характер и служили часто кроме оборонительных, для ритуальных целей. В XIII в. С установлением на данной территории власти Золотой Орды, они получили название Татартуп. Первый осмотр Нижне-Джулатского городища в Российской империи произвел в 1807 г. Г.-Ю. Клапрот. Данный памятник привлекал особое внимание как место крупнейшего сражения между чагатайским эмиром Тамерланом и золотоордынским ханом Тохтамышем. В 30-х гг. XX в. М.И. Ермоленко собрал на территории городища разнообразный материал, квадратные кирпичи с поливой, фрагменты поливной керамики, глиняные водопроводные трубы, бронзовые светильники и так далее[8]. В 1962-1963 гг. Г.И. Ионе[9]произвел первые стационарные раскопки города. Исследования продолжил в 1966-1967 гг. И.М. Чеченов[10]. Нижний Джулат возникший в раннем средневековье активно функционировал до конца XIV в., момента захвата и разгрома города эмиром Тамерланом. В городище выделяется цитадель, защищенная с напольной стороны мощными рвами и валами, а с надпойменной стороны — естественной крутизной склона. С юга к цитадели примыкает менее укрепленная часть (посад), а к востоку от них начинается территория обширного селища. Во время раскопок городища выявлены крупнейшая на Северном Кавказе соборная мечеть (436 кв. м.) сооруженная в начале XIV в. Нижний Джулат являлся достаточно большим и процветающим позднесредневековым городом. Обнаружены подземный склеп-мавзолей высеченный в материковом грунте, многочисленные зерновые ямы, остатки жилищ, мощная оборонительная стена из самана, следы металлургического производства и др. При раскопках обнаружен и обильный археологический материал, кости животных, керамика, монеты, изделия из металла, кости, камня и др. Расцветом Нижне-Джулатского городища считается золотоордынский период (XIV в). Город подвергся жестокому разрушению Тимуром в конце XIV в.
Надо отметить, что в русских летописях XVI в. на территории Кабарды упоминаются городки и крепости. Так, во время похода Темрюка Идарова и его русских союзников в лице Григория Плещеева против князя Пшеапшоко Кайтукина были разорены подвластные ему города и крепости — Мохань, Енгирь и Ковань[11].
Эвлия Челяби во вовремя своего путешествия по Кабарде (перв. пол. XVII в.) отметил у места впадения р. Большой Зеленчук в Кубань крепость Шад-керман. Крепость имела ров, а перед одним из ворот – висячий мост из досок. Ее окружность составляла 500 шагов. Цитадель крепости состояла из кирпича. В ней также имелись – баня, постоялый двор, соборная мечеть и квартальная мечеть. Крепость была построена кабардинским князем Мисостом.
Большое распространение на территории восточных адыгов имели культовые сооружения – храмы, церкви, часовни, склепы-кешене и. т.д.
Во второй половине XVI в. польский дипломат Мартин Броневский[13] землю восточных адыгов называл областью пятигорцев и доводил до Гирканского (Каспийского) моря. На данной территории он отмечал каменные постройки-храмы, где раньше служили христианские священники[14].
С установлением российской администрации территория Кабарды начинает привлекать внимание российских исследователей. В 1849 г. в 1 км северо-восточнее селен. Былым А.С. Фирковичем[15] были обнаружены и обследованы остатки башни. По его сведениям, западная сторона башни сохранилась, высота которой - 6, ширина – 10, и толщина около 1,5 аршина. На сохранившейся стене имелось небольшое окно. А.С. Фиркович[16] в 1849 г. зарегистрировал в 12 верстах к западу от Нальчика, на правой части реки Шалушка развалины часовни. Часовня представляла собой круглое в плане сооружение. Вокруг нее располагались несколько каменных плит с крестами.
В 1924 г. в районе Кашкатау А.А. Миллер[23] осмотрел развалины наземного склепа. Позже в 1946 г. данный памятник обследовал П.Г. Акритас. Он представлял собой прямоугольное в плане сооружение с двускатной крышей, построенное из обработанного камня на известковом растворе, стены отштукатурены. К юго-западу от нее А.А. Миллер в еще 1883 г. обследовал склеп, представлявший восьми угольное в плане сооружения с коническим покрытием. Построен из обработанных камней на известковом растворе. В данном районе М.И. Ермоленко к юго-западу от с. Бабугент описал развалины церкви. Она представляла каменную постройку, на которой имелись высеченные кресты и надписи, предположительно греческие. Е.И. Крупнов в 1947 г. обследовавший данный район сообщал о руинах небольшого святилища или древнехристианской церкви с двухскатной крышей[24].
Христианские культовые сооружения начинают приходить в упадок уже в XVI в. с началом проникновения ислама из Османской империи. В XVII в. под напором все возрастающей роли ислама происходит полное искоренение христианства, с чем связанно и окончательное запустение христианских храмов.
Приведенные данные позволяют говорить о преемственности планировки восточноадыгских поселений в течении длительного исторического периода. Подобная практика объясняется, прежде всего, неизменностью ландшафта жизнеобеспечения, социокультурных потребностей и этических принципов на протяжении тысячелетий.
[1] Джорджио Интериано. Рассказ генуэзца Джорджио Интериано о быте и нравах черкесов. Веселовский А.Н. Несколько географических и этнографических сведений о древней России, из рассказов итальянцев. ЗРГО по отделу этнографии. Т.2. – СПб., 1908. С. 736.
[2] Алексеева Е.П. Очерки по истории черкесов XIV-XV вв. // ТКЧНИИ. – Черкесск, 1959. Вып.3. С. 49.
[3] Челеби Эвлия. Книга путешествий. – М., 1979. С. 90–91.
[4] Там же.
[5] Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1994. С. 64.
[6] Смирнов Н.А. Кабарда и реакционное восстание шейха Мансура накануне русско-турецкой войны 1787-1789 гг. Приложение // Сборник статей по истории Кабарды. в. 1. Нальчик, 1959.
[7] Там же. С. 64. Мизиев И.М. Отчет археологической экспедиции КБНИИ в1965 г. С.6-7., архив КБНИИ. Инв. №1746.
[8] Там же.
[9] Ионе Г.И., Опрышко О.Л. Памятники рассказывают. Нальчик, 1963.
[10] Чеченов И.М. Древний город на Тереке. Газ. КБП, 1967 г. № 243. Его же: Некоторые итоги раскопки Нижнего Джулата в 1967 году // Вестник КБНИИ. Вып 1. Нальчик, 1968. Его же: Раскопки городища Нижний Джулат в 1966 году // УЗ КБНИИИ. Т. XXV. Нальчик, 1967.
[11] Кабардино-русские отношения в XVI–XVIII вв. Документы и материалы: В 2 томах. М., 1957. (КРО). Т.I. С.46.
[12] Нарышкин Н. Отчет гг. Нарышкиных, совершивших путешествие на Кавказ с археологической целью в 1867 г. // Русское археологическое общество (РАО). Т.VIII. СПб., 1871. С. 326-330.
[13] Мартин Броневский. Описание Татарии // АБКИЕА. С. 53-54
[14] Там же.
[15] Фиркович А. Археологические разведки на Кавказе. Русское археологическое общество (РАО). T. IX. Вып.2, СПб., 1857. С. 124-125.
[16] Там же
[17] Нарышкин Н. Отчет гг. Нарышкиных, совершивших путешествие на Кавказ с археологической целью в1867 г. С. 332-333.
[18] Деген-Ковалевский Б.Е. Работы на строительстве Баксанской ГЭС. Известия ГАИМКа. Вып. 110. (Археологические работы Академии на новостройках в 1932-1933 гг. Т.II). М-Л., 1935. С. 14.
[19] Тепцов В. По истокам Кубани и Терека // СМОМПК. Вып. XIV. Тифлис, 1892. С.59-212.
[20] Там же.
[21] Ермоленко М.И. Археология Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1927. С.4.
[22] ОАК за 1897 г. СПб, 1900. С. 42-44, 141.
[23] Миллер А.А. Краткий отчет о работах Северо-Кавказской экспедиции Государственной Академии истории материальной культуры (СГАИМК), в 1924 и 1925 гг. Т.1. 1926 г. С. 71-142.
[24] Крупнов Е.И. Отчет о работе археологической экспедиции 1947 г. в Кабардинской АССР УЗ КНИИ. Т. IV. Нальчик, 1948. С. 318.
[25] АБКИЕА. С. 76.
[26] Орквасов М.М. Материалы по архитектуре жилищ черкесов. Нальчик, 2011 г. С. 7.
[27] Там же. С. 7-8.
[28] Челеби Эвлия. Указ. соч. С. 86.
[29] Там же
[30] Там же.
[31] Там же.
[32] АБКИЕА. С. 118.
[33] Чеченов И.М. Археологические работы в городищах Кабардино-Балкарии в 1965 году // УЗ КБНИИ. Т. XX. Нальчик, 1967.
[34] Там же. С. 11.
Ж. В. Кагазежев, кандидат исторических наук
Архивы и общество
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
Читайте также: