Международные отношения между двумя мировыми войнами кратко

Обновлено: 04.07.2024

Лига Наций.На Версальской конференции по инициативе пре­зидента США В. Вильсона была учреждена Лига Наций. Ее учре­дителями явились страны — участницы войны против Германии и вновь образовавшиеся государства (Польша, Чехословакия). Це­лью Лиги Нации было не допустить новой войны.

Основными органами Лиги Наций было собрание всех ее чле­нов и Совет с постоянным секретариатом. Совет состоял из 5 по­стоянных (Великобритания, Италия, США, Франция, Япония) и 4 временных членов. США не вступили в Лигу Наций, так как сенат не утвердил условий Версальского мирного договора.

Все спорные вопросы между странами должны были решаться Советом или третейским судом. По уставу Лиги Наций в случае начала войны по призыву страны, на которую совершено нападе­ние, созывался Совет для решения возникшего конфликта. Спо­рящие стороны не должны были воевать до истечения трехмесяч­ного срока после решения суда или доклада Совета.

Возникновение очага напряженности на Дальнем Востоке.Но­вый очаг напряженности стал формироваться на Дальнем Восто­ке. В сентябре 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию, а 27 мар­та вышла из Лиги Наций.

В 1937 г. началась японо-китайская война. Несмотря на обраще­ние Китая за помощью к Лиге Наций, та не решилась брать на себя разрешение конфликта и передала вопрос на рассмотрение специальной конференции девяти держав, подписавших Вашинг­тонский договор 1922 г. Конференция открылась в ноябре 1937 г. в Брюсселе. Она порекомендовала Японии пересмотреть свое отно­шение к Китаю. Однако санкции к агрессору не применялись.

Нарастание угрозы со стороны нацистской Германии и попытки противостоять ей.В 1933 г. представители Германии покинули конференцию по разоружению, а в октябре 1933 г. вышли из Лиги Наций. Опасаясь окончательного крушения версальско-вашинг-тонской системы, французская дипломатия пошла на сближение с СССР, начав переговоры о заключении политического пакта. Так возникла идея о Восточноевропейском пакте о взаимной по­мощи. Но Германия отказалась от участия в этом пакте, а после гибели сторонника этой линии премьер-министра Франции Л. Бар­ту французская дипломатия пошла на сближение с Германией.

В марте 1935 г. Германия объявила о введении в стране всеоб­щей воинской повинности и об отказе от обязательств не иметь военной авиации. В том же году Италия начала боевые действия в Эфиопии. События 1935 г. вновь вынудили Францию пойти на сбли­жение с Советским Союзом. В начале мая был подписан франко-советский договор о взаимопомощи. Аналогичный договор Совет­ским Союзом был подписан с Чехословакией.

25 ноября 1936 г. между Германией и Японией был заключен антикоминтерновский пакт, к которому затем примкнула Италия. Германия не скрывала от союзников намерения начать войну в Европе. Логическим завершением этого стало превращение пакта в военный союз. 22 июля 1939 г. был подписан договор между Гер­манией и Италией. Япония присоединилась к пакту лишь после захвата Германией стран Западной Европы (11 декабря 1940 г.).

В 1938 г. Англия и Франция продолжали проводить политику умиротворения агрессора, суть которой состояла в уступках при­тязаниям Германии, Италии и Японии. Эта политика неразрывно связана с именем Н.Чемберлена, премьер-министра Англии.

Германия усилила нажим на правительство Австрии. В самой Австрии начались столкновения между местными национал-со­циалистами и сторонниками независимой Австрии. 11 марта 1938 г. канцлеру Австрии был вручен ультиматум с требованием немед­ленного выполнения всех германских требований и подачи в от­ставку. Вечером германские войска вошли в Австрию. Новое авст­рийское правительство приняло закон, объявляющий Австрию частью Германии.

Мюнхенский сговор.Теперь судетские немцы Чехословакии потребовали автономии для своей области. Немецкие войска вы­двинулись к границе. В Чехословакии объявили о мобилизации. Силы сторон были приблизительно равны, вооружение чехословацкой армии не уступало, а превосходило вооружение германской. Од­нако руководство страны не решилось воевать.

1 октября германские войска беспрепятственно заняли Судет­скую область, а также ряд городов и районов, где совсем не было немецкого населения. Одновременно Венгрия получила южную часть Словакии и Карпатскую Украину. Польша присвоила Те-шинскую область.

В Словакии развивалось инспирированное Германией сепара­тистское движение, выступающее за отделение от Чехии. В ночь на 15 марта 1939 г. германские войска вступили на территорию Че­хословакии. Нотой от 17 марта 1939 г. германское правительство известило об установлении протектората над Моравией и Боге­мией. Захват Чехословакии подвинул германскую армию и воен­ную промышленность рейха на новый этап. Все военные заводы Чехословакии, вооружение ее армии поступило на службу рейху, это позволяло вермахту готовиться к новым захватам.

Культура в меняющемся мире

Наука и техника.Важнейшие научные исследования проводи­лись в тот период в области физики, химии, биологии, медици­ны и т.д. В начале XX в. была изучена структура атома (электрон, протон, позитрон, нейтрон и т.д.), открыты кванты, началась разработка квантовой механики. Тогда же появилась теория отно­сительности А.Эйнштейна, предлагавшая оригинальную версию понимания пространства, времени и движения. В 30-е гг. XX в. на­чались исследования возможности осуществления ядерной реакции. Химики искали способы создания новых искусственных ма­териалов, разработали способ получения синтетического каучука. Велись работы в области генетики. В медицине больших успехов достигла микробиология и фармакология. Огромное значение имело открытие англичанином А.Флемингом в 1929 г. первого антибиоти­ка — пенициллина.

Новые течения в художественной культуре.Еще в конце XIX в. в духовной жизни общества передовых стран мира начали распро­страняться ощущения кризиса, близких коренных перемен, в том числе в сфере культуры. Отражением этих настроений стало за­рождение течения, названного модернизмом (термин подчеркивал современность этого течении). Модернизм не имел единой идей­но-художественной программы, но всех его сторонников объ­единяло неприятие в той или иной степени реализма в искусстве, поиск новых художественных форм и средств.

Направлениями модернизма стали импрессионизм, постимпрес­сионизм, символизм. Наиболее популярными стали произведения французских художников-импрессионистов Э.Мане, Э.Дега, О.Ре­нуара, К. Моне и др. Представителями постимпрессионизма счита­ются В. Ван Гог, П. Сезан, П. Гоген. Оба эти течения отличает осо­бое отношение к цвету, стремление передать все его, иногда не видимые глазу оттенки.

Новое качество приобретали и произведения, создававшиеся в рамках реалистических традиций. Например, всемирную извест­ность получила монументальная живопись мексиканских худож­ников Д. Риверы, X. К. Ороско, А. Д. Сикейроса. Их огромные фрес­ки на стенах административных и общественных зданий расска­зывали об истории народов Латинской Америки, об их борьбе за национальное и социальное освобождение.

Особым направлением в культуре конца XIX—XX вв. стал стиль модерн. Его последователи считали, что прекрасное создает искус­ство, которое и должно привносить это прекрасное в жизнь. Важ­ным считалось соединение, синтез разных искусств (архитекту­ры, живописи, декоративно-прикладного искусства). Творец-уни­версал создавал свое произведение от начала до конца, напри­мер от проектирования и строительства здания до оформления его внутреннего интерьера. Особенно ярко стиль модерн проявил­ся в архитектуре и выразился в соединении элементов различных стилей.

Позже в 20 —30-е гг. XX в. распространились течения рацио­нальной, функциональной архитектуры. В России они получили название конструктивизма. Появлению этих течений способство­вали распространение новых строительных материалов (железо­бетон, прочное стекло), необходимость быстрой массовой заст­ройки'. В этих течениях главное значение имела простота, рацио­нальность здания. Дома имели правильную геометрическую фор­му, плоскую крышу. Архитекторы проектировали типовые зда­ния, целые жилые, административные, промышленные комп­лексы. Самым знаменитым мастером функционализма стал фран­цуз Ш. Ле Корбюзье.

Литература. В литературе начала XX в. продолжали во многом господствовать идеалы реализма. Многие писатели обращались к социальной тематике, критиковали капиталистическое общество (французы Р.Ролан и А. Франс, американец Т.Драйзер и др.).

Популярность получает жанр антиутопии. Многие авторы (Е. За­мятин, О.Хаксли, позже Д.Оруэлл) создают фантастические про­изведения, рисующие антигуманный мир, в котором человек пол­ностью подчинен государству.

В 20 — 30-е гг. XX в. крупнейшим центром кинопроизводства стал пригород Лос-Анджелеса Голливуд. Голливудское кино этого пе­риода характеризуется массовыми постановками мелодрам, мю­зиклов, детективов, гангстерских фильмов, фильмов ужасов с вампирами и чудовищами, комедий.

Тоталитаризм и культура.С приходом Гитлера к власти в Герма­нии часть деятелей культуры оказалась в эмиграции, другие стали сотрудничать с рейхом.

В Италии Муссолини провозгласил лозунг возрождения Римской империи. В стремлении подражать античной архитектуре создава­лись современные форумы — обширные проспекты и парадные площади для проведения шествий и манифестаций. Официальным направлением архитектуры стали неоклассицизм и символизм.

После того как в ходе целой серии международных конференций, посвященных проблемам послевоенного урегулирования в 1919–1922 гг., были заложены основы новой модели организации мирового сообщества, система международных отношений начала постепенно втягиваться в фазу стабилизации. Процесс этот шел отнюдь не просто и гладко. Предстояло еще решить как минимум две крупные проблемы: 1) выработать устойчивый модус взаимоотношений с Германией, который позволил бы, решив проблемы, связанные с выполнением условий Версальского мира, в то же время вернуть ее в мировое сообщество в качестве полноправного члена; 2) интегрировать в систему СССР, а в более широком смысле разработать нормы взаимоотношений с государством, живущим в ином измерении, чем остальные компоненты системы.

Помимо объективных моментов, изменения в политическом и психологическом климате были связаны с выходом на ведущие позиции целой когорты крупных политических деятелей нового поколения, не связанных напрямую с конфликтами уходящей эпохи, во многом по-другому смотревшими на будущее Версальско-Вашингтонской системы и место в ней своих стран. В этом достаточно длинном ряду следует отметить несколько фигур. Прежде всего это Г. Штреземан, с именем которого связано урегулирование спорных вопросов с соседями Германии, отладка механизма выплаты репараций, вступление в Лигу Наций. Штреземан в качестве важнейшего внешнеполитического императива, которым следовало руководствоваться Германии, выдвигал идею не реванша, а взаимовыгодного и равноправного сотрудничества. Новые люди пришли и на политические посты во Франции. Здесь необходимо отметить роль Э. Эррио, который был решительным сторонником налаживания франко-советских отношений, отказался от сверхжесткой линии в отношении Германии, выступал за развитие сотрудничества всех европейских стран. В Англии смена вех во внешней политике связана с именем тогдашнего лидера лейбористской партии Р. Макдональда, сторонника снижения военной конфронтации великих держав, ограничения военных расходов, активизации деятельности Лиги Наций по урегулированию локальных конфликтов.

Найдя развязку франко-германского конфликта, великие державы смогли уделить большее внимание более мелким локальным столкновениям: греко-турецкому, польско-литовскому, итало-югославскому, Мосульскому вопросу, положению дел в Китае и т. д. Они разрешались с разной степенью эффективности, но в любом случае им не давали разрастаться. Важной вехой в развитии Версальско-Вашингтонской системы стала Локарнская конференция, проходившая в октябре 1925 г., на которой был подготовлен и подписан Рейнский гарантийный пакт. Суть его сводилась к тому, что Франция, Бельгия и Германия взяли на себя обязательство сохранять в неприкосновенности установленные Версальским мирным договором западные границы Германии и не прибегать к войне, а решать все спорные вопросы путем арбитража. В качестве гарантов этого соглашения выступали Англия и Италия. Важно подчеркнуть, что речь шла о сохранении статус-кво только в отношении западных границ Германии. О ее восточных границах речи не было. После подписания Локарнских соглашений Германия была принята в Лигу Наций.

Идеи, заложенные в Рейнском гарантийном пакте, были в это время весьма популярны среди европейских дипломатов. Строились планы заключения сходных соглашений для Балкан и стран Балтийского региона. Однако из этого ничего не получилось, ибо конфликтный потенциал, существовавший в отношениях стран этих регионов, был слишком большим и снять его переговорным путем оказалось невозможным и. Это было симптомом того, что возможности для стабильного функционирования данной модели международных отношений даже в сравнительно спокойной обстановке были ограниченными.

В этом плане характерным был 1927 г., события которого наглядно демонстрировали противоречивость процесса стабилизации системы международных отношений. С одной стороны, в этом году в разных точках земного шара были отмечены резкие вспышки острых конфликтов. Так, дело дошло до разрыва англо-советских дипломатических отношений, стала быстро накаляться обстановка в районе КВЖД, мировую общественность взбудоражила публикация в прессе секретного меморандума Танаки (Япония, правда, немедленно объявила его фальшивкой), в котором намечались далеко идущие планы японской экспансии в Китае, на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана, наконец, вспыхнул очередной раунд польско-литовского конфликта из-за Вильно. По обилию конфликтов в такой короткий временной отрезок это напоминало первые послевоенные годы, когда в жестких столкновениях великих держав шло формирование новой модели международных отношений.

Однако это сходство было чисто внешним. Ситуация в 1927 г. была много сложнее и далеко не столь однозначной, как сразу после войны. В том же году состоялась международная экономическая конференция, где ее участники попытались упорядочить функционирование мировых хозяйственных связей. В Женеве продолжала работу подготовительная комиссия по созыву конференции по разоружению под эгидой Лиги Наций, наконец, в этом году начались переговоры о заключении пакта Бриана-Келлога об объявлении войны вне закона (подписан в 1928 г.). При всем том, что конечная эффективность всех этих шагов была далекой от планируемой, вряд ли правомерно сбрасывать их со счетов. Такие события могли произойти только в условиях стабильного функционирования системы международных отношений, когда стремление к сотрудничеству явно превышает конфликтный потенциал, всегда присутствующий в организме этой системы.

После подписания в августе 1928 г. представителями 15 стран пакта Бриана-Келлога пресса, особенно либеральная, пребывала в эйфорическом отношении. Еще бы – война отныне исключалась из арсенала внешнеполитических средств ведущих государств, а человечество вступило в эпоху длительного мира. Очень скоро действительность опрокинула все эти радужные ожидания. Осенью 1929 г. разразился грандиозный экономический кризис, который перечеркнул все расчеты на дальнейшее развитие стабилизационных процессов в сфере международных отношений. Попав в тяжелейшее положение, каждая из великих держав стала заботиться прежде всего о том, как самортизировать обрушившийся на нее удар. Вопросы, связанные с налаживанием двух и многостороннего сотрудничества, поиском взаимовыгодных компромиссов, отошли на второй план. Как это часто бывает в истории, в критические моменты в менталитете ведущих политиков возобладало убеждение в том, что в одиночку больше шансов спастись, чем действуя совместно. При этом абсолютно игнорировался тот факт, что мир становился все более взаимосвязанным и взаимозависимым, что все государства являлись составными компонентами единой системы международных отношений и их благополучие напрямую связано с общим состоянием этой системы. Непонимание этой простой истины, стремление выбраться из возникших неурядиц в одиночку, пусть даже в ущерб другим, дорого обошлось всему человечеству.

Ответ. Они базировались на идеях обеспечения свободы торговли и мореплавания, учёта интересов народов колониальных стран, коллективного решения спорных Вопросов. Таким образом В. Вильсон надеялся на установление универсального международного порядка, основанного на правовых принципах, который смог бы предотвратить войны подобные Первой мировой.

Вопрос 02. Охарактеризуйте Версальско-Вашингтонскую систему. Кого и почему она не устраивала? Кто получил наибольшие выгоды от послевоенного урегулирования?

Ответ. Версальско-Вашингтонская система включала меры по предотвращению глобальных войн в будущем, но в основном она отвечала интересам стран-победительниц, воплощала многие их чаяния, кроме совсем радикальных (например, Франция хотела ослабить Германию ещё больше, чем это было в действительности). Потому больше всего от неё и выиграли страны-победительницы, например Великобритания и Франция, а особенно США, которые не только получили преимущества в результате победы, но в отличии от двух предыдущих стран не понесли столь значительных людских и финансовых потерь, а наоборот укрепила свою экономику за счёт продажи оружия. Больше всего эта система не устраивала, естественно, Германию. И здесь проявился компромиссный вариант Версальско-Вашингтонской системы: Германия была достаточно унижена и ограблена, чтобы вполне естественным было стремление к реваншу в этой стране, но ослаблена не достаточно для того, чтобы сделать такой реванш в принципе не возможным.

Вопрос 03. Когда и с какой целью была создана Лига Наций?

Ответ. Она была создана в 1919 году для беспристрастного рассмотрения возникающих спорных Вопросов, принятия мер к пресечению агрессии.

Агрессия Японии, Италии и Германии в 1931-1939 гг.

Вопрос 05. Какое государство первым начало осуществлять территориальные захваты? Какие попытки агрессии потерпели неудачу? С чем это было связано? Объясните, почему обозначенные вами захваты Японии, Италии и Германии не положили начало Второй мировой войне.

Ответ. Первой начала агрессию Япония. И получила отпор также лишь она, поскольку СССР изначально отказался от политики умиротворения агрессора. Ко II мировой войне эпизоды 1930-х годов не привели лишь из-за отказа многих стран от своих союзнических обязательств (Франции по отношению к Чехословакии, Германии по отношению к Японии и т. Д.).

Вопрос 06. Охарактеризуйте политику государств Запада в ответ на агрессивные действия Германии, Японии, Италии. Почему они не привели к предотвращению войны?

Вопрос 07. Как вы считаете, почему был заключён советско-германский Пакт о ненападении? Был ли этот шаг неизбежным для СССР? Как он повлиял на международную обстановку предвоенных лет?

Время между окончанием Первой и началом Второй мировой войны является одним из самых драматических периодов в истории человечества. Итоги Первой мировой войны оказались таковыми, что она не только не притупила остроту противоречий, но и породила новые.

Развитие ведущих мировых держав пошло в межвоенный период по трём основным направлениям. Первое направление составили главные победители — США, Англия и Франция. Как показало дальнейшее развитие событий, это направление оказалось наиболее перспективным и исторически прогрессивным.

Во-первых, в межвоенный период, в значительной мере — под воздействием уроков Мирового экономического кризиса 1929 — 1933 гг., сформировалось магистральное направление социально-экономического развития, в становлении которого ключевую роль сыграл так называемый Новый курс президента США Ф. Рузвельта. Суть Нового курса и связанного с ним направления социально-экономического составляет социально ориентированная рыночная экономика, когда государство активно участвует в регулировании отношений между предпринимателями и рабочими путём перераспределения доходов в пользу последних.

Во-вторых, в межвоенный период показала свою эффективность и политическая система названных государств — парламентская демократия, основанная на многопартийной системе. Новым явлением в политической жизни Англии и Франции межвоенного времени стало превращение рабочих и социал-демократических партий во влиятельную силу, оказывавшую заметное воздействие на формирование политического курса.

Во второй группе мировых держав (Германия, Италия, Япония) сформировались так называемые тоталитарные режимы. Причиной их становления стали огромные трудности экономического развития, с которыми столкнулись эти страны в 1920-е — 1930-е годы, а также слабость демократических традиций.

Для тоталитарных режимов было характерно установление полного контроля не только над общественной, но и над личной жизнью граждан, подавление любых проявлений инакомыслия. Их относительная устойчивость объясняется тем, что тоталитарные режимы обеспечили резкое снижение уровня уголовной преступности и относительно высокий уровень доходов трудящихся за счёт установления жёсткого контроля за хозяйственной деятельностью частных предпринимателей. Важнейшим стержнем их идеологии являлся воинствующий шовинизм, который в германском фашизме приобрёл форму расизма.

Тоталитарные режимы провозгласили войну в качестве главного средства укрепления национального величия. Поэтому именно от них стала исходить угроза развязывания новой мировой войны. Первый очаг международной напряжённости возник в 1931 году на Дальнем Востоке, после того как Япония напала на Китай. Придя в 1933 году к власти в Германии, фашисты вышли из Лиги наций и, нарушая условия Версальской системы, приступили к перевооружению и многократному численному увеличению армии, не скрывая своих агрессивных намерений не только по отношению к ближайшим соседям, но и ко всему миру.

Третий вариант развития представлял образованный вокруг Советской России в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик. Политическое руководство СССР провозгласило курс на построение социализма, в порядке осуществления которого была создана своеобразная модель экономического и политического строя. Её подробный анализ целесообразно осуществить в рамках курса отечественной истории. СССР до середины 1930-х годов оставался за рамками сложившейся в межвоенный период системы международных отношений. Его взаимоотношения с другими странами регулировались двусторонними соглашениями. Основанием для непризнания СССР в качестве полноправного государства являлось прежде всего то обстоятельство, что в официальной идеологии видное место продолжала сохранять идея мировой пролетарской революции.

Однако в реальной международной политике правительство СССР проводило последовательную линию на поддержание мира. В сложившейся после прихода к власти в Германии фашистов ситуации СССР предпринял ряд шагов, направленных на предотвращение агрессии и создание в Европе системы коллективной безопасности. В 1934 году наша страна была принята в Лигу наций, а в 1935 году было заключено трёхстороннее соглашение между СССР, Францией и Чехословакией о взаимной помощи в случае нападения на одного из участников соглашения Германии.




Весной 1939 года немецко-фашистские войска, уже без всяких предварительных соглашений, перешли границу Чехословакии и оккупировали её территорию, причём президент Чехословакии Э. Бенеш отверг предложение СССР об оказании военной помощи, ссылаясь на текст договора 1935 года, предполагавший одновременные действия Чехословакии, Франции и Советского Союза. В апреле 1939 года Италия оккупировала территорию Албании.

В этой ситуации СССР выступил с предложением о создании в Европе системы коллективной безопасности. Летом 1939 г. в Москве проходили переговоры представителей Англии, Франции и СССР о мерах по её обеспечению, однако они оказались безрезультатными.

23 августа 1939 г. СССР заключил пакт о ненападении с фашистской Германией, к которому прилагался секретный протокол о разделе сфер влияния в Европе. Это была вынужденная мера советской дипломатии в условиях исключительно сложного сплетения международных противоречий и взаимного недоверия между великими державами.

Время между окончанием Первой и началом Второй мировой войны является одним из самых драматических периодов в истории человечества. Итоги Первой мировой войны оказались таковыми, что она не только не притупила остроту противоречий, но и породила новые.

Развитие ведущих мировых держав пошло в межвоенный период по трём основным направлениям. Первое направление составили главные победители — США, Англия и Франция. Как показало дальнейшее развитие событий, это направление оказалось наиболее перспективным и исторически прогрессивным.

Во-первых, в межвоенный период, в значительной мере — под воздействием уроков Мирового экономического кризиса 1929 — 1933 гг., сформировалось магистральное направление социально-экономического развития, в становлении которого ключевую роль сыграл так называемый Новый курс президента США Ф. Рузвельта. Суть Нового курса и связанного с ним направления социально-экономического составляет социально ориентированная рыночная экономика, когда государство активно участвует в регулировании отношений между предпринимателями и рабочими путём перераспределения доходов в пользу последних.

Во-вторых, в межвоенный период показала свою эффективность и политическая система названных государств — парламентская демократия, основанная на многопартийной системе. Новым явлением в политической жизни Англии и Франции межвоенного времени стало превращение рабочих и социал-демократических партий во влиятельную силу, оказывавшую заметное воздействие на формирование политического курса.

Во второй группе мировых держав (Германия, Италия, Япония) сформировались так называемые тоталитарные режимы. Причиной их становления стали огромные трудности экономического развития, с которыми столкнулись эти страны в 1920-е — 1930-е годы, а также слабость демократических традиций.

Для тоталитарных режимов было характерно установление полного контроля не только над общественной, но и над личной жизнью граждан, подавление любых проявлений инакомыслия. Их относительная устойчивость объясняется тем, что тоталитарные режимы обеспечили резкое снижение уровня уголовной преступности и относительно высокий уровень доходов трудящихся за счёт установления жёсткого контроля за хозяйственной деятельностью частных предпринимателей. Важнейшим стержнем их идеологии являлся воинствующий шовинизм, который в германском фашизме приобрёл форму расизма.

Тоталитарные режимы провозгласили войну в качестве главного средства укрепления национального величия. Поэтому именно от них стала исходить угроза развязывания новой мировой войны. Первый очаг международной напряжённости возник в 1931 году на Дальнем Востоке, после того как Япония напала на Китай. Придя в 1933 году к власти в Германии, фашисты вышли из Лиги наций и, нарушая условия Версальской системы, приступили к перевооружению и многократному численному увеличению армии, не скрывая своих агрессивных намерений не только по отношению к ближайшим соседям, но и ко всему миру.

Третий вариант развития представлял образованный вокруг Советской России в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик. Политическое руководство СССР провозгласило курс на построение социализма, в порядке осуществления которого была создана своеобразная модель экономического и политического строя. Её подробный анализ целесообразно осуществить в рамках курса отечественной истории. СССР до середины 1930-х годов оставался за рамками сложившейся в межвоенный период системы международных отношений. Его взаимоотношения с другими странами регулировались двусторонними соглашениями. Основанием для непризнания СССР в качестве полноправного государства являлось прежде всего то обстоятельство, что в официальной идеологии видное место продолжала сохранять идея мировой пролетарской революции.

Однако в реальной международной политике правительство СССР проводило последовательную линию на поддержание мира. В сложившейся после прихода к власти в Германии фашистов ситуации СССР предпринял ряд шагов, направленных на предотвращение агрессии и создание в Европе системы коллективной безопасности. В 1934 году наша страна была принята в Лигу наций, а в 1935 году было заключено трёхстороннее соглашение между СССР, Францией и Чехословакией о взаимной помощи в случае нападения на одного из участников соглашения Германии.

Весной 1939 года немецко-фашистские войска, уже без всяких предварительных соглашений, перешли границу Чехословакии и оккупировали её территорию, причём президент Чехословакии Э. Бенеш отверг предложение СССР об оказании военной помощи, ссылаясь на текст договора 1935 года, предполагавший одновременные действия Чехословакии, Франции и Советского Союза. В апреле 1939 года Италия оккупировала территорию Албании.

В этой ситуации СССР выступил с предложением о создании в Европе системы коллективной безопасности. Летом 1939 г. в Москве проходили переговоры представителей Англии, Франции и СССР о мерах по её обеспечению, однако они оказались безрезультатными.

23 августа 1939 г. СССР заключил пакт о ненападении с фашистской Германией, к которому прилагался секретный протокол о разделе сфер влияния в Европе. Это была вынужденная мера советской дипломатии в условиях исключительно сложного сплетения международных противоречий и взаимного недоверия между великими державами.

Читайте также: