Новгородская школа живописи 15 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Новгородская школа, довольно важная школа русской средневековой иконы и настенной живописи, которая процветала вокруг северо-западного города Новгорода с 12 по 16 век. Процветающий торговый город, Новгород был культурным центром России во время монгольской оккупации большей части остальной части страны в 13 и 14 веках. В этот период сохранилась византийская традиции, которые легли в основу русского искусства и в то же время способствовали развитию особого и жизненно важного местного стиля, который, содержал большинство элементов национального русского искусства, которое в конечном итоге сложилось в Москве в 16 веке.

Первый и важный этап новгородской школы продолжался в течение 12-го века и первой половины 13-го, периода, в течение которого византийская традиция распространилась от южного Киева, первой столицы и культурного центра России, к северным центрам Новгорода, Владимира и Суздали. В этот период фресковая живопись была доминирующей формой искусства. Во второй половине 12-го века иератическая, аристократическая художественная традиция Киева была оставлена ​​в пользу более неформального подхода, который сочетал византийскую строгость стиля с нежностью жеста и эпизодическиой живописностью. Этот дух был подкреплен в начале 13-го века изменением в сторону более светлых, ярких цветов и более плоских форм, смягчением типов лица и растущим определением формы посредством изящной, ритмичной линии. Прогрессивное значение линии над смоделированной формой в новгородской живописи привело к постепенному изменению византийского образа. Сильно смоделированные византийские фигуры характеризовались прямым и проницательным взглядом, который в свою очередь привлек взгляд зрителя. Но по мере того, как преобладание линий сглаживало фигуры и лица в новгородской живописи, прямой взгляд переходил в мечтательный, отвлеченный, интроспективный взгляд. Кроме того, линия приглашала созерцание своих абстрактных узоров; Новгородская живопись стала подчеркивать лиризм этих узоров, а не непосредственное присутствие фигур.

14-го век

В начале 14-го века новый художественный импульс был обеспечен введением Иконостаса, экран, стоящий перед святилищем, на котором иконы, ранее разбросанные по стенам церкви, можно было повесить в установленном порядке. Стилистические тенденции предшествующего периода художественной деятельности, где преобладает фресковая живопись, были затронуты визуальными проблемами, создаваемыми иконостасом, и объединились в окончательный новгородский стиль. Комплекс росписей на иконостасе требовал целостного общего впечатления. Этот общий эффект был достигнут благодаря использованию сильных, ритмичных линий и цветовых гармоний в каждой иконке. Новгородские художники использовали драгоценные сопоставления ярких, но тонко сбалансированных цветов, в которых преобладают желтый, изумрудно-зеленый и огненно-красный. Силуэт стал очень важным, как и линия, которая приобрела беспрецедентную грацию с удлинением фигуры, ставшей эталоном в русском искусстве. Ряд греческих художников, прибывших из Константинополя в конце 14-го века, привносили в новгородскую школу более разнообразный предмет и вводили более сложные архитектурные фоны. Самым влиятельным из этих византийских иммигрантов был художник-фресок, Феофан Грек. Феофан способствовал большему пониманию человеческой формы и более тонкому использованию цвета и дизайне для поздней новгородской живописи.

В конце 15-го века новгородская живопись стала несколько повторяющейся, и, хотя работы выдающегося качества продолжали производиться, им не хватало свежести более ранних картин. В 16 веке лидерство в русской живописи перешло к более космополитическому искусству Московской школы. И окончательный роспуск новгородской школы произошол с насильственным переводом новгородских художников в Москву после пожара в столице в 1547 году.

Господин Великий Новгород
В 12 веке Новгород освобождается от власти князя и становится феодальной республикой, возглавляемой верхами боярства и архиепископом.
Возводятся только небольшие крестовокупольные храмы с одной главой.
Внутреннее пространство упрощается.
Декоративное убранство минимальное: монолитный объем храма нарушают лишь лопатки, создающие строгий ритм; закомары украшены простым профилированным рельефом; верх барабана отмечен лаконичным аркатурным поясом.

Георгиевская церковь в Старой Ладоге . 1165. Западный фасад.


Георгиевская церковь в Старой Ладоге . 1165. Западный фасад.
Форма купола – шлемовидная.

Живопись

Ангел Златые Власы. 12 в. Новгородская школа. ГРМ.


Ангел Златые Власы. 12 в. Новгородская школа. ГРМ.
Высокая чистота и красота образа.
Сильны народные традиции.

Устюжское Благовещение.


Устюжское Благовещение.
12 – нач. 13 в. ГТГ.
В прекрасных лицах и фигурах отголоски киевско-византийских мозаик.

Пророк Аарон. Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199.


Пророк Аарон. Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199.
После ВОВ церковь была восстановлена из руин, но росписи погибли.
В образах святых с горящими глазами, грозно внушительных в своей неподвижности дышала некая первозданная мощь. Подлинно народная, даже крестьянская сила.

Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199.


Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199.

Выводы

Древнерусская архитектура периода феодальной раздробленности (12 – сер. 13 вв.) имела общие черты и местные особенности.
Общерусскими чертами архитектуры стали тенденции, зародившиеся в киевский период и получившие свое полное развитие в 12 – сер. 13 вв. – достижение выразительности через лаконичность и пропорциональную соразмерность простых архитектурных объемов.
Различия школ:
Владимиро-суздальская школа – вытянутые строгие пропорции и нарядность храмов, благодаря украшению декоративными деталями и каменным рельефом стен.
Новгородская школа – монолитный объем одноглавых небольших храмов, минимальное использование простого декора.

Живопись
Владимиро-суздальская и ярославская школы – византийская традиция обогащается народными чертами: подчеркнутая декоративность, укрупненность деталей, появляется человечность и простодушие образов.
Новгородская школа - образы святых становятся сильными и величественными, графичность и монументальность.

Новгородское искусство 13 – 14 веков

С конца 13 в. наблюдается некоторое оживление и новый расцвет новгородского зодчества.

Церковь Николы на Липне близ Новгорода. 1292.


Церковь Николы на Липне близ Новгорода. 1292.

Церковь Федора Стратилата на Ручье (на Ручью) в Новгороде. 1360.


Церковь Федора Стратилата на Ручье (на Ручью) в Новгороде. 1360.
В этом храме нашли свое завершение задачи, поставленные при строительстве церкви Николы на Липне:
Стремление к наибольшей монолитности и стройности общего архитектурного облика. Соразмерность главных объемов – самое основное в этом строении.
Для решения этих задач появляется новый тип покрытия.
Приближение здания церкви к общему характеру городской застройки. Трудно представить большее органическое единство архитектуры храма с исконной новгородской крепостью.

Церковь Спаса Преображения на Ильине-улице в Новгороде. 1374.


Церковь Спаса Преображения на Ильине-улице в Новгороде. 1374.
В 14 в. зодчие отказываются от строгой лаконичности и делают храмы подчеркнуто нарядными.
Покрытие эволюционирует в двускатное на фасадах.

Живопись Новгорода 13 в.

Искусство Псковского княжества Зодчество Пскова до 14 века целиком относилось к новгородской школе.
В 14 – 15 вв. псковичи значительно чаще строили оборонительные сооружения, чем культовые.

Церковь Николы на Усохе в Пскове. 15 в.

Псковское зодчество питалось достижениями крепостного строительства.

Церковь Николы на Усохе в Пскове. 15 в.
Новшеством в древнерусской архитектуре явилось то, что псковские зодчие сооружали на храмовых стенах звонницы, с которых велось наблюдение за продвижением врага.

Церковь Николы на Усохе в Пскове. 15 в.


Псков. Церковь Вознесения Господня.

Живопись Новгорода

Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине-улице. (1378).


Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине-улице. (1378).
Христос – Пантократор.

Феофан Грек. Троица. Фреска церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378.


Феофан Грек. Троица. Фреска церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378.



Макарий Египетский.
Лица святых написаны размашисто, свободно. Белые блики легко и уверенно брошены поверх темного красно-коричневого тона.

В новгородской иконе этого времени нет связей со стилистикой фресок.
В 15 в. новгородское творчество развивалось без участия чужеземных мастеров, оно целиком отмечено самой яркой новгородской самобытностью.

Икона Св.Георгий. Кон. 14 в. ГРМ.


Икона Св.Георгий. Кон. 14 в. ГРМ.

Икона битва суздальцев с новгородцами. 2 пол. 15 в. ГТГ.


Икона битва суздальцев с новгородцами. 2 пол. 15 в. ГТГ.

Живопись Пскова

Икона Сошествие во ад (Воскресение). 14 в. ГРМ.


Икона Сошествие во ад (Воскресение). 14 в. ГРМ.
Письмо без белил. Коричневые лики, тонко прописанные (краска словно втерта в доску).

Икона Собор Богоматери. Кон. 14 – нач. 15 в.


Икона Собор Богоматери. Кон. 14 – нач. 15 в. ГТГ. Дерево, темпера.
81 х 61
На сайте ГТГ очень хорошего качества.

Выводы

Искусство Новгорода времени татаро-монгольского ига
В архитектуре появляется:
- Новое понимание архитектурного силуэта – стремление к цельности.
- Новое понимание пространства - решение проблемы ансамбля храма и окружающих городских строений.

Живопись
Новгород 13 в. Приближение к русскому народному мироощущению, превалирование народных художественных традиций (декоративность).
Новгородская живопись 14 – 15 вв.:
Четкие иногда упрощенные формы. Контрастность, декоративность живописи: любовь к ярким локальным цветам. В иконах много красного, часто красный фон.

Псков
Псковское зодчество питалось достижениями крепостного строительства.
Новшеством в древнерусской архитектуре явилось то, что псковские зодчие сооружали на храмовых стенах звонницы, с которых велось наблюдение за продвижением врага.
Псковская живопись:
Письмо без белил. Коричневые лики, тонко прописанные (краска словно втерта в доску).

Основные тенденции в развитии живописи в XIII — XV веках

Новгородская школа. Феофан Грек

XIV в. — время расцвета живописи Новгорода, огромное влияние на который оказал Феофан Грек прибывший в $70$-е гг. $XIV$ в. на Русь из Византии. В $1378$ г. он закончил работу над росписью церкви Спаса на Ильине. По сохранившимся фрагментам этой росписи можно сказать что для этого мастера характерны широкие удары кисти, уверенные блики, преобладание желтых и красно-коричневых красок. Влияние Феофана, например, прослеживается во фресках церкви Федора Стратилата, созданных русскими мастерами в конце $70$-х — $80$-х годов.

В отличие от фрески, медленнее развивалась в $XIV$ — $XV$ вв. новгородская иконопись. Все дошедшие до нас памятники того времени характерезуются архаичным стилем, берущем начало в $XIII$ веке.

Готовые работы на аналогичную тему

Новая иконографическая форма появилась в Новгороде когда церковь повела борьбу с ересью, отвергающей христианский догмат Святой Троицы. Новый тип иконы в которой отражались исторические сюжеты, появляется в $XV$ веке.

Московская школа. Андрей Рублев

Подъем московской живописи $XIV$ — $XV$ вв. не знал себе равных по размаху и разветвленности. Приблизительно в $1390$ г. в Москву из Новгорода переехал Феофан Грек.

Однако к этому времени здесь сложилась самобытная художественная школа, которая позволила московским мастерам избежать простого копирования великого мастера, ставшего в конце $XIV$ века основной фигурой в культурной жизни Москвы.

Например, впервые Андрей Рублев был упомянут в $1405$ г., тогда он вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца работал над росписью Кремлевского Благовещенского собора. Кроме того имя Рублева упомянуто в $1408$г., когда иконописец вместе с Даниилом Черным создавал роспись Успенского собора во Владимире, из фресок которого до наших дней лучше всех сохранились сцены изображающие Страшный суд.

Большинство исследователей культуры считает, что стиль московского мастера повлиял на особенности не только московской живописной школы, но и русской художественной культуры в целом.

В $XIV$ —$XV$ вв. в сложнейших условиях национально-освободительной борьбы, и сильнейшего патриотического подъема осуществлялось объединение Северо-Восточной Руси. Москва становится, политическим и религиозным центром поднимающегося единого Российского государства, центром формирования великорусской народности. Подъем народного самосознания, идея единства, тенденция к преодолению центробежных тенденций в общественной мысли, литературе, искусстве — все это свидетельствовало о зарождении общерусской (великорусской) культуры.

В эпоху феодальной раздробленности Руси другим центром развития живописи становится Владимиро-Суздальское княжество.

Дмитрий Солунский Русская икона

Дмитрий Солунский Русская икона

О расцвете местной живописной школы в XII-XIII веках свидетельствуют:

Интересен образ Дмитрия Солунского. Он выглядит не как обычный святой, а в разрез с канонами церкви больше напоминает величавого князя, в руках которого сконцентрировалась незыблемая власть над судьбами людей. Наверное, сильный князь был особо нужен народу во времена разрухи и нестабильности.

Ранние иконы новгородской школы

Развитие древнерусской живописи на этом этапе было связано с переработкой и усовершенствованием киевских традиций. Церковь все строже относилась к изображению образов и соблюдению канонов, боролась с языческими тенденциями, диктовала свои правила. А мастера вопреки всему все-таки умудрялись привнести в живопись черты народной древнеславянской культуры.

Новгородская икона 12 века Спас Нерукотворный

Новгородская икона 12 века Спас Нерукотворный

Поэтому новгородская икона кажется несколько грубоватой, архаичной и даже примитивной. Зато ее характеризуют звонкие, яркие краски. Святые и архангелы рисуются коренастыми и приземистыми, а сама новгородская икона становится плоскостной, линейной в отличие от светотеней и переливов, которыми была богата живопись Киевской Руси. Вместе с тем иконы новгородской школы XIII-XV веков являются классикой древнерусской живописи. В них проявилась одаренность народа, его мировосприятие, понимание ним красоты.

Самые знаменитые сохранившиеся иконы новгородской школы XII в.- это:

Стены храма Успения Богородицы

Стены храма Успения Богородицы

Новгородским иконам, как и монументальной настенной живописи, свойственны жизнелюбие и радостная атмосфера. Росписи церкви Успения Богородицы на Волотовом поле – явление не менее выдающееся, чем иконы.

Творчество великих русских живописцев ХIV-ХV веков

Если имена ранних авторов настенных росписей и икон не были известны, то уже в ХIV-ХV веках на небосводе русской живописи зажигаются первые звезды. Это Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.

Феофан Грек

Феофан Грек приехал на Русь уже сложившимся мастером. Церковь Спаса Преображения на Ильиной улице – одна из тех, где сохранились фрески, выполненные славным мастером. Его талант воплотился не только в замечательной настенной живописи, но и в основании живописной школы. Ведь у него было очень много учеников и последователей, каждый из которых нес в люди свое творчество. Последним известным произведением Феофана был иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, который он расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца.

Андрей Рублев

Иконы Андрея Рублева – теперь национальное достояние россиян. Стоглавый собор в 1551 году провозгласил иконы Рублева образцом для подражания.

Дионисий

Зародившись в далеком ХI веке, русская живопись впитала в себя самые передовые традиции мирового искусства, гармонично объединив их с исконно русскими народными веяниями в живописи. Оба влияния оказались для развития живописи благоприятными. Она передавала людям глубокие христианские истины, делала религию понятнее и доступнее, а людей – добрее. А ведь именно этому и должна служить красота.

Читайте также: