Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В частности, Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает активное участие в мероприятиях, проводимых по линии Организации Объединенных Наций (ООН), Совета Европы, Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединения Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики (БРИКС), а также международных неправительственных организаций (Международная ассоциация прокуроров).

Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации в составе российских делегаций принимают участие в работе сессий и / или рабочих групп органов и профильных структур:

- ООН (Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, конференция государств - участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и Конвенции ООН против коррупции);

- Совета Европы (Европейский комитет по проблемам преступности и подчиненный ему Комитет экспертов по действию европейских конвенций о сотрудничестве по уголовным делам, Консультативный совет европейских прокуроров);

- БРИКС (антикоррупционная и антитеррористическая рабочие группы).

Успешно осуществляется международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации на многосторонней основе в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ (КСГП).

На базе Университета прокуратуры Российской Федерации (ранее - Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации) с 1995 года функционирует Научно-методический центр КСГП, которым обеспечена подготовка и направление в генеральные прокуратуры государств - участников СНГ методических пособий по борьбе с преступностью на территории СНГ.

Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств осуществляется как в рамках участия в мероприятиях международного характера, так и в формате двустороннего взаимодействия.

В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по вопросам выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам, а также по вопросам принятия и передаче Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера.

Основными международными договорами для Российской Федерации в указанной области являются:

- Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и протоколы, её дополняющие: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё от 15 ноября 2000 г., Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15 ноября 2000 г.;

- Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. и протоколы к ней: Дополнительный протокол от 15 октября 1975 г., Второй дополнительный протокол от 17 марта 1978 г. и Четвертый дополнительный протокол от 20 сентября 2012 г.;

- Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и Дополнительный протокол к ней от 17 марта 1978 г.;

- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. с изменениями, внесенными Протоколом от 28 марта 1997 г.;

- Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г.

Кроме того, российское законодательство предусматривает возможность международного сотрудничества в отсутствие международных договоров - на условиях взаимности.

Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет исключительные полномочия в сфере выдачи.

Не менее значительным является международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам. Важнейшим направлением этой работы сегодня является сотрудничество с зарубежными коллегами в вопросах розыска, ареста, конфискации и возврата из-за рубежа имущества, добытого преступным путем.

Генеральная прокуратура Российской Федерации - субъект международного сотрудничества не только в области уголовного судопроизводства (правовой помощи в широком смысле), но и правоохранительного (полицейского) содействия и является компетентным органом по международным договорам и межправительственным соглашениям о сотрудничестве в борьбе с преступностью.

Кроме того, главой 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Генеральная прокуратура Российской Федерации определена одним из компетентных органов по вопросам оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях.

В настоящее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключено 90 соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве с зарубежными партнерами из 72 государств.

Главное управление международно-
правового сотрудничества, май 2020 г.

Сущность и направления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства — это взаимодействие российских прокуроров, судей, следователей, органов дознания с должностными лицами и компетентными органами международных организаций и иностранных государств, основанное на международном договоре, согласованности, принципе обоюдовыгодного взаимодействия (ст. 4621 Уголовно-процессуального кодекса).

С развитием общества и ростом процессов интеграции РФ в мировое сообщество возрастает роль идей равенства, справедливости, законности и гуманизма в обще социальном, уголовно-правовом, уголовно-процессуальном аспектах. УПК РФ закрепляет новеллы процессуального законодательства — особые положения о международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства.

Основные виды международного сотрудничества:

  • вопросы оказания правовой помощи по уголовному производству;
  • передача осужденного лица соответствующим органам для отбывания наказания, исполнения приговора, уголовного преследования в стране, гражданином которой это лицо является;
  • транзитная перевозка выданных лиц;
  • передача судопроизводства по уголовным делам.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства — это деятельность должностных лиц и компетентных органов исполнительной и судебной власти, органов прокуратуры стран-участников соглашения, регламентированная международными и национальными нормативно-правовыми актами. Международное сотрудничество реализуется на любой стадии судопроизводства для обоснованного, законного, справедливого разрешения дела по существу.

Принципы международного сотрудничества

Для международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства характерны особые принципы, на которых оно строится и развивается. Общепризнанные принципы международного права — это основополагающие императивные нормы международного права, признаваемые международным сообществом.

Готовые работы на аналогичную тему

К принципам международного судопроизводства относятся общепризнанные принципы, закрепленные в УПК, Уставе ООН, Декларации о принципах международного права.

Сотрудничество государств должно основываться на принципах:

  • невмешательства во внутренние дела страны;
  • равного суверенного государства;
  • добросовестного выполнения принятых обязательств;
  • мирного разрешения споров.

В УПК (гл. 2) предусмотрена система принципов уголовного судопроизводства. Объединенные в эту систему принципы распространяют свое действие на всю процессуальную деятельность, этапы производства по уголовному делу, на процессуальные институты и т.д. Эти положения должны быть основополагающими для деятельности уполномоченных органов и должностных лиц в сфере уголовного судопроизводства в рамках международного сотрудничества.

Принципы уголовного судопроизводства:

УПК предусматривает принцип взаимности, имеющий прямое отношение к международному сотрудничеству в сфере уголовного производства. Принцип взаимности — один из основополагающих принципов международного сотрудничества в вопросах оказания правовой помощи. Правоведы считают, что в уголовно-процессуальном законодательстве необходимо закрепить за каждым принципом соответствующую статью и краткое пояснение (ч. 5 УПК). В УПК необходимо закрепить следующие принципы: законности, взаимности, уважения прав, свобод гражданина, обеспечения права на защиту, невыдачи своих граждан, судебного контроля.

Перечисленная система принципов должна обеспечить такую деятельность, которая соответствовала бы международным и правовым стандартам, обеспечивающим права и свободы человека.

Правовая помощь по уголовным делам в межгосударственных отношениях

Правовая помощь по делам в межгосударственных отношениях — это установившийся в межгосударственных отношениях комплекс организационно-правовых и нормативных средств, закрепленных международными договорами, внутренним законодательством государств, благодаря которым реализуется взаимодействие государств по выполнению судебных и других обязательств.

Государства, подписавшие соглашение о правовой помощи, касающейся уголовных дел, обязаны предавать по соответствующему запросу всю необходимую для следствия информацию, данные из судебных материалов в полном объеме. Полученные на территории другого государства доказательства пользуются такой же юридической силой, как полученные на территории РФ в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса (ст. 455). Такие доказательства должны быть заверены, проверены с точки зрения допустимости, относимости и достоверности. Если возникают вопросы в отношении допустимости полученного на территории иного государства доказательства, то необходимо проверить соблюдение норм национального законодательства этого государства, а также норм, которые регламентируют соответствующие правоотношения.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства — это часть сотрудничества между государствами в борьбе с преступностью. Такое сотрудничество ограничено рамками уголовного процесса, представленного взаимодействием прокуроров, органов суда, следователей, органов дознания с должностными лицами, компетентными органами международных организаций и иностранных государств для реализации уголовного судопроизводства, в основе которого лежит международный договор, национальное уголовно-процессуальное законодательство и принцип взаимности.

Преступная глобализация, а также увеличение транснациональных организованных сообществ преступного характера, взаимопроникновение преступности и отдельных правонарушителей на территории каких-либо государств мира нуждаются в определенной координации деятельности органов правоохранительной направленности различных стран, активизации и укреплении международного сотрудничества государств в борьбе с правонарушительной деятельностью.

Обычно отмечаются три главных направления международного сотрудничества в борьбе с правонарушителями:

  • координация деятельности по предупреждению преступлений и защите тех граждан, которые могут стать жертвой правонарушителей;
  • имплементация, а также разработка совместной деятельности международно-правовых норм об ответственности за определенные правонарушительные действия международной направленности и преступления международного характера;
  • взаимодействие органов правоохранительного порядка различных стран в сфере уголовного судопроизводства.

В 5 части Уголовного Правового Кодекса впервые в российском законодательстве отмечены нормы, контролирующие абсолютно разные аспекты сотрудничества международной направленности в сфере судопроизводства уголовного характера: оказание какой-либо правовой помощи; выдача гражданина для уголовного преследования или исполнения приговора; передача какого-либо лица, которое ранее было осуждено к лишению свободы, для процесса отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является (о этом говорится в 453-473 статье Уголовного Правового Кодекса).

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства является основанным на международном договоре РФ, а также соглашении международной направленности или принципе взаимного взаимодействия судебных органов России, прокуроров, следователей и органов дознания с необходимыми им компетентными органами и должностными лицами зарубежных государств, и, конечно, организациями международного порядка по вопросам оказания правовой помощи, выдачи лица для уголовного преследования или же исполнения назначенного приговора, и передачи лица, которое было осуждено к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Основная часть работы по большему количеству дел уголовного порядка осуществляется определенными средствами, а также силами правоохранительных органов национальной направленности на территории государства, где было совершено данное правонарушительное действие. Тем не менее, как показывает практика появляются такие случаи, когда гражданин, совершив правонарушение на территории одного государства, с целью избежать уголовной ответственности или же по каким-то другим обстоятельствам покидает данное государства, уезжая в другое государство, где лицо имеет возможность скрыться от правоохранительных органов.

Помимо этого, на территории иного государства вполне могут оказаться свидетели преступления; имущество, которое подлежит конфискации; определенные предметы, требующиеся для процесса осмотра; помещения, нуждающиеся в обыске, а также могут возникнуть другие ситуации, которые требуют координации усилий органов правоохранительной направленности нескольких стран в целях достижения конкретных задач судопроизводства.

Виды международного сотрудничества

Основные виды сотрудничества международной направленности в уголовной сфере судопроизводства:

  • оказание какой-либо помощи правового характера по преступным деяниям;
  • выдача лица для процесса уголовного преследования или исполнения приговора;
  • передача лица, которое было ранее осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является;
  • передача судопроизводства по делам уголовного порядка.

Последний вид международного сотрудничества стал достаточно актуальным для России после проведения ратификации в 2007 году 30 октября Европейской конвенции о передаче судопроизводства по делам уголовной направленности 1972 года Конвенция вступила в силу для России с 2008 года 27 сентября.

В широком смысле слова выдача лица для процесса преследования или же выполнение определенного приговора уголовной направленности, передача гражданина, который до этого был осужден к лишению свободы, и было назначено отбывание наказания в государстве, гражданином которого он является, а также передача судопроизводства по уголовным делам, которая показывается как конкретные разновидности правовой помощи по правонарушительным деяниям. Именно из-за этого в международном и внутригосударственном праве их принято разграничивать, а также контролировать при помощи определенных документов.

Для государств, которые выступают в роли участников Римского статута Международного судебного органа уголовной направленности 1998 года актуальной формой международного сотрудничества с таким правоохранительным органом является передача конкретному лицу, а именно самому Суду. Под данной формой понимается доставка лица государством в Суд в соответствии с определенным статусом.

Но при всем этом государства должны доставлять в условный Международный судебный орган граждан, вне зависимости от их гражданства, данное правило имеет отношение и к своим гражданам.

Сотрудничество международного характера государств в уголовной деятельности судопроизводства основывается на специальных принципах общего порядка международного сотрудничества, отмеченных в Уставе ООН, а также в Декларации о принципах международного права, которые имеют достаточное отношение к дружбе и сотрудничеству между государствами в соответствии с Уставом ООН, который был принят в 1970 году 24 октября Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-м заседании пленарной направленности Генеральной Ассамблеи ООН.

Опираясь на данные акты взаимоотношения государств друг с другом, их сотрудничество обязано заключаться на определенных принципах невмешательства в какие-либо внутренние дела, суверенного равенства государств, решения споров мирным путем и добросовестного исполнения принятых на себя обязательств.

Резолюцией 3074 (XXVIII), которая была проведена на 2187-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН в 1973 году 3 декабря, где в свое время были приняты определенные Принципы сотрудничества международной направленности в отношении обнаружения, ареста, выдачи, а также наказания тех лиц, которые являются виновными в военных преступлениях и преступлениях направленных против человечества.

Основу правового характера в международном сотрудничестве уголовной деятельности судопроизводства составляют: определенный международный договор РФ, конкретное международное соглашение между органами, которые обладают компетенцией и специальными принципами взаимности.

Помимо этого, достаточно больше значение играют положения национального (внутригосударственного) законодательства, которые занимаются контролем отношений в сфере оказания взаимной помощи правового порядка, а также в расследовании и рассмотрении дел уголовного порядка между самими государствами.

В зависимости от конкретного числа граждан договоры международного порядка Российской Федерации по вопросам взаимодействия в уголовной деятельности судопроизводства подразделяются на многосторонние, а также двусторонние соглашения. Многосторонние, в свое время, вполне имеют право квалифицироваться по уровню принятия соглашения на универсальные (которые обычно называют глобальными) и региональные договоры.

Международные договоры

К международным договорам универсального порядка Российской Федерации обычно имеют отношение конвенции ООН, где принимает активное участие наша страна, стоит отметить, что данные конвенции являются ратифицированными в установленном законом порядке.

В число договоров универсальной направленности, занимающихся контролем относительно вопросов оказания какой-либо правовой помощи, выдачи подозреваемых и передачи осужденных, входят: Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота средств наркотического характера, а также определенных психотропных веществ 1988 года, Конвенция против конкретной организованной транснациональной преступности 2000 года, Конвенция ООН против коррупции 2003 года, и, конечно некоторые иные соглашения международной направленности, которые содержат в своем составе специальные разделы, посвященные вопросам оказания правовой помощи в разбирательстве, уголовном преследовании и судебном расследовании в связи с правонарушительными действиями, охватываемыми данными Конвенциями.

Большую роль играют соответствующие типовые акты ООН, которые не имеют конкретного обязательного характера, но тем не менее вполне могут использоваться в роли определенных международных конвенций, а также каких-либо ориентиров в процессе осуществления законодательной политики национального характера. К числу значимых договоров типового порядка ООН относительно вопросов международного сотрудничества в правонарушительной деятельности судопроизводства относятся: Типовой договор о взаимной помощи в сфере уголовного правосудия и Факультативный протокол о взаимной помощи в сфере уголовного правосудия, затрагивающий при этом доходы от преступлений (1990 год), договор типового порядка о выдаче (1990 год), типовой договор о передаче уголовного судопроизводства (1990 год).

Региональные договоры международного порядка Российской Федерации о помощи правового характера по делам уголовной направленности включают в свой состав определенные соглашения, которые были подписаны в определенных рамках объединения государств отдельного региона, к которым имеют отношения Совет Европы (СЕ) он же Европейский Совет и Содружество Независимых Государств (СНГ). В данной связи наиболее значимыми для России являются конвенции СЕ (конвенция Европы, в которой идет речь о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года; Европейская конвенция о выдаче 1957 год, а также Конвенция свидетельствующая о передаче осужденных лиц 1983 год) и конвенции СНГ (Конвенция о правовых отношениях и помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 год).

Договоры, которые являются двусторонними в свое время подписываются между двумя государствами, стремящимися к урегулированию государственных проблем общего порядка. На данный момент Россия является участником нескольких десятков договоров двусторонней направленности относительно вопросов по какой-либо помощи в праве, а также по уголовным делам, выдачи и передачи осужденных. Частые ситуации, когда с одним и тем же государством происходит процесс заключения самостоятельных договоров, контролирующих отдельные аспекты международного сотрудничества уголовной деятельности судопроизводства.

Так, например, в 2006 году 31 октября в городе Москве произошел процесс подписания (а после ратифицирования), где три договора между Российской Федерацией и Республикой Ангола: Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о правовой помощи взаимного характера по преступным делам; Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о выдаче; Договор между Республикой Ангола и Российской Федерацией свидетельствующий о конкретной передаче для отбывания наказания граждан, которые были осуждены к лишению свободы.

В связи с большим количеством договоров международной направленности Российской Федерации, основной деятельностью которых стало регулирование вопросов международного сотрудничества в уголовной деятельности судопроизводства, достаточно значимое место имеет установление иерархии международных документов, во избежание какой-либо возможной коллизии между ними. Во время разрешения данной проблемы потребуется опираться на определенные нормы Конституции Российской Федерации, которые имеют высший уровень юридической силы на территории нашей страны, а также специальными положениями международного права и, конечно, законодательства Российской Федерации о международных договорах.

Процесс ратификации

После процесса ратификации международного договора, а также вступления его в силу он становится конкретной частью, которая входит в состав правовой системы Российской Федерации (статья 15 часть 4 Конституции Российской Федерации), из-за этого во время выбора нормы, которая впоследствии подлежит использованию в правоотношениях по вопросам оказания помощи правового характера (Уголовно Правовой Кодекс или какой-либо соответствующий международный договор).

Стоит отметить, что если договором международной направленности установлены другие правила, нежели те, которые предусматривались российским законом (например, УПК), то используются определенные правила международного договора.

Но все таки выше указанное не имеет в виду отказа от суверенитета государства в деятельности уголовного судебного разбирательства, которое проявляется в следующем. Во-первых, государства выступающие в роли суверенных субъектов отношений международного характера подписывают международные договоры, а также принимают на себя связанные с данными действиями обязательства на добровольной основе. Во-вторых, оказание такой помощи по делам уголовной направленности осуществляется на основе международных договоров, но по конкретным правилам, которые ранее уже были предусмотрены законодательством государства, которому собственно и адресован данный запрос.

Но самое главное, что во время процесса выполнения запроса о правовой помощи по просьбе учреждения, которое осуществляет данный запрос могут быть использованы также специальные процессуальные нормы его государства. В данной ситуации находит место экстратерриториальное (это означает выходящее за пределы территории государств) применение уголовно-процессуального права.

Соглашение как один из источников правового контролирования правоотношений в деятельности правовой помощи по делам уголовного порядка представляет собой определенный дополнительный вид международных документов, которые в свое время принимаются с конкретной целью развития положений договоров международного характера в конкретных границах полномочий компетентных органов, установленных договором.

Примером данного соглашения будет выступать специальное соглашение между Генеральными прокурорами государств, которые являются участниками Протокола в Конвенции о помощи правовой направленности и правовых отношениях по гражданским, а также уголовным и семейным делам от 1993 года 22 января свидетельствующих о неком порядке сношений компетентных учреждений во время исполнения процессуальных, и других деяний по делам уголовного характера, подписанное в городе Москве в 2000 году 29 июня.

С конкретной целью упорядочения системы международных источников контролирования какие-либо правоотношения в деятельности правовой помощи, где право международной направленности установлен определенный принцип, опираясь на который нормы многосторонних конвенций имеют свойственный им приоритет относительно каких-либо положений двусторонних договоров стран-участников. Именно из-за этого, например, конвенция Европейского происхождения о взаимной правовой помощи по делам уголовного характера имеет преимущество перед положениями любых двусторонних договоров, соглашений или же конвенций по отмеченным проблемам, которые возникли в отношениях между Российской Федерацией и зарубежными государствами, которые являются участниками этих конвенций.

В отсутствие определенных договоров международного характера, а также соглашений международное сотрудничество в деятельности уголовного судопроизводства может производиться на основе принципа взаимности.

Принцип взаимности

Принципом взаимности называется определенный принцип международного права, основываясь на котором государства предоставляют друг другу на своей территории абсолютно одинаковые права и при этом несут аналогичные обязанности.

Помощь правовой направленности по делам уголовного характера на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями зарубежного государства, которое направило запрос о правовой помощи, можно ожидать, что в подобном случае по данному запросу Российской Федерации будет оказана правовая помощь.

Такой же принцип используется во время разрешения определенных вопросов выдачи лица (о чем говорится в статье 462 части 2 Уголовного Правового Кодекса) или передачи лица, которое до этого уже было осуждено к лишению свободы, для того чтобы оно прошло процесс отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является (об этом утверждается в статье 469 Уголовного Правового Кодекса).

Соблюдение данных принципов правового сотрудничества международной направленности в деятельности уголовного судебного разбирательства в свое время дает наиболее высокую эффективность взаимодействия судебным органов , а также следственных органов договаривающихся стран с целью борьбы против преступных деяний.

Взаимодействие судов, прокуроров, следо–вателей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями регламентируется ст. 453-459 УПК.

Производство по большинству уголовных дел осу–ществляется силами и средствами национальных правоохранительных органов на территории государ–ства, где было совершено преступление.

Однако на практике возникают ситуации, когда лицо, совершив преступление на территории одного госу–дарства, с целью избежать уголовной ответственно–сти либо по иным причинам уезжает в другое государ–ство, где проживает открыто или скрывается от правоохранительных органов. Существующий в меж–дународном праве институт выдачи или экстрадиции обязывает государства, между которыми заключены соответствующие двусторонние или многосторонние договоры, по заявленному в установленном порядке требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответ–ственности или для приведения приговора в испол–нение.

УПК РФ предусмотрел в своей структуре отдельную часть – пятую, посвященную международному сотруд–ничеству в сфере уголовного судопроизводства. Та–кое сотрудничество реализуется в трех основных направлениях:

1)во взаимодействии судов, прокуроров, следовате–лей и органов дознания с соответствующими ком–петентными органами и должностными лицами ино–странных государств и международными организа–циями (глава 53 УПК);

2) в выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора (глава 54 УПК);

3) в передаче лица, осужденного к лишению свобо–ды, для отбывания наказания в государстве, граж–данином которого оно является (глава 55 УПК). Напомним, что многосторонние и двусторонние меж–государственные международные договоры Российской Федерации, включая договоры, заключенные СССР, правопреемницей по которым выступает Россия, со–гласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы и действуют непосредственно. Если ими установлены иные прави–ла, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 3 ст. 1 УПК).

После ратификации международного договора и вступления его в силу он становится составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

При необходимости производства на территории иностранного государства следственных или иных процессуальных действий суд, прокурор, следова–тель, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом ино–странного государства в соответствии с междуна–родным договором Российской Федерации, между–народным соглашением или на основе принципа взаимности.

Согласно ч. 3 ст. 453 УПК запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

1) Верховный Суд рФ (по вопросам его судебной дея–тельности);

2) Министерство юстиции РФ (по вопросам, связан–ным с судебной деятельностью всех судов, за ис–ключением Верховного Суда РФ);

3) Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в отношении следствен–ных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора);

4) Генеральную прокуратуру РФ (в остальных слу–чаях).

Содержание и форма запроса указаны в ст. 454 УПК РФ; запрос и прилагаемые к нему документы пе–реводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 453 УПК РФ). Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подпи–сывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать: наименование органа, от которого исходит запрос; наименование и место–нахождение органа, в который направляется запрос;

наименование уголовного дела и характер запроса; данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц – их на–именование и местонахождение; изложение подле–жащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; сведения о фактических обстоятель–ствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходи–мости также сведения о размере вреда, причиненно–го данным преступлением.

Доказательства, полученные на территории иност–ранного государства, пользуются такой же юридиче–ской силой, как если бы они были получены на терри–тории РФ (ст. 455 УПК).

Статьей 457 УПК устанавливаются правила испол–нения в Российской Федерации запроса о правовой помощи. При исполнении запроса применяются нор–мы УПК, однако могут быть применены процессуаль–ные нормы законодательства иностранного государ–ства, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам РФ.

На основании ст. 458 УПК в случае совершения преступления на территории РФ иностранным граж–данином, впоследствии оказавшимся за ее предела–ми, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и рассле–дуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направ–лении в компетентные органы иностранного государ–ства для осуществления уголовного преследования. Аналогичный запрос компетентного органа иностран–ного государства рассматривается также Генераль–ной прокуратурой РФ (ст. 458 УПК).

При возникновении необходимости запроса о вы–даче все необходимые материалы представляются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государ–ства (ч. 3 ст. 460 УПК).

Лицо, выданное иностранным государством, при–влечено в качестве обвиняемого, без согласия госу–дарства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче. Вместе с тем согласия иностранного госу–дарства не требуется, если: 1) выданное лицо в тече–ние 44 суток со дня окончания уголовного судопроиз–водства, отбытия наказания или освобождения от него покинуло территорию РФ; 2) выданное лицо покинуло территорию РФ, но затем добровольно возвратилось в РФ.

Решение о выдаче лица, находящегося на террито–рии РФ, принимается Генеральным прокурором рФ или его заместителем. Решение может быть обжаловано в областной суд в течение 10 суток с момента получе–ния уведомления (ст.463 УПК).

Выдача лица не допускается:

1) в отношении гражданина РФ;

2) в отношении лица, которому предоставлено убежи–ще в РФ;

3) в отношении лица, которому за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

4) если в соответствии с законодательством РФ истекли сроки давности или по иному законному основанию;

5) имеется вступившее в законную силу решение су–да РФ о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и меж–дународными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 464 УПК).

В выдаче лица может быть отказано, если: а) деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по УК преступлением; б) дея–ние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории РФ или против интересов РФ за пределами ее территории; в) за то же самое деяние в РФ уже осуществляется уголовное пресле–дование; г) уголовное преследование возбуждается в порядке частного обвинения (ч. 2 ст. 464 УПК).

Российская Федерация уведомляет иностранное госу–дарство о месте, дате и времени передачи выдаваемого лица. Если данное лицо не будет принято в течение 15 су–ток со дня, установленного для передачи, то оно может быть освобождено из-под стражи. Во всяком случае лицо подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи (ст. 467 УПК).

Читайте также: