Порядок установления налогов и сборов в рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

Установление налогов и сборов — один из важнейших процессов законотворческой деятельности. Как происходит введение в действие новых фискальных платежей, кто наделен полномочиями их введения, что должны соблюсти законодатели — расскажем в нашей статье.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает обязанность уплаты налогов и сборов. Согласно положениям указанной статьи, фискальные платежи должны быть установлены в законодательном порядке.

Общие условия установления налогов и сборов

Основным законом, регулирующим налоговую систему РФ, является Налоговый кодекс. В статье 17 НК РФ прописан порядок установления налогов и сборов.

Для того чтобы налог был признан установленным, по нему должны быть определены:

Элемент Характеристика
Налогоплательщик Лицо, на которое возложена обязанность уплаты фискального платежа.
Объект налогообложения То, что подлежит обложению: доходы, имущество.
База налогообложения Количественное или денежное выражение объекта обложения.
Налоговый период Временной промежуток, по истечении которого налогоплательщик рассчитывает сумму платежа и перечисляет его в бюджет (квартал, год).
Ставка Тариф, установленный в относительном выражении (в процентах) или денежном эквиваленте, на основании которого рассчитывается сумма фискального сбора.
Порядок исчисления Применяемый порядок расчета суммы к уплате.
Порядок и сроки уплаты Законодательством может быть установлена единовременная уплата или, например, равными долями в течение периода. Также по различным фискальным платежам устанавливаются различные сроки уплаты.

Кроме того, по налоговому платежу могут устанавливаться льготы, вычеты и иные преференции.

Чтобы признать иные фискальные сборы законными, необходимо, чтобы устанавливающий их орган установил по ним:

  • плательщика;
  • необходимые для взыскания элементы обложения.

Например, по некоторым неналоговым перечислениям в бюджет может не устанавливаться база обложения. К таким платежам относится госпошлина за регистрацию юридического лица. Размер ее установлен в фиксированной сумме — 4000 руб. и не привязан к какой-либо базе.

Виды и уровни установленных бюджетных перечислений в РФ

Установление и введение налогов и сборов зависит от их уровня. В РФ существуют следующие виды фискальных платежей:

Вид налога Перечень относящихся к уровню налоговых перечислений
Федеральные НДС, акцизы, НДФЛ, на прибыль, НДПИ, водный, госпошлина, сбор за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов
Региональные На имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный
Местные Земельный, на имущество физических лиц, торговый сбор

Кто имеет полномочия введения в действие новых фискальных платежей

Правила уплаты перечислений в бюджет и их введение в действие осуществляются в определенном порядке.

Федеральные устанавливаются НК РФ. Они действуют на всей территории России. Правила их начисления устанавливаются Кодексом и не могут быть изменены региональными или местными властями.

Региональные устанавливаются не только НК РФ, но и законами субъектов Российской Федерации. Они действуют на территории региона, законодательная власть которого ввела его в действие. Несмотря на то, что основные правила налогообложения прописаны в НК РФ, региональным властям в определенных кодексом пределах делегируется право установления: ставок, сроков уплаты и порядка начисления.

Местные действуют только на территории муниципального образования, представительные органы которого ввели его в действие нормативным правовым актом. Местным органам власти НК РФ также может предоставляться право установления ставок, сроков уплаты и порядка начисления. Если право упорядочивания взимания налога не делегировано, то правила исчисления применяются в соответствии с НК РФ.

НК РФ Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.







Mozilla/5.0 (Windows NT 6.1; WOW64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/36.0.1985.67 Safari/537.36

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Комментарий к ст. 17 НК РФ

Комментируемая статья посвящена условиям установления налогов и сборов.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 мая 2007 года N 372-О-П, налоговая ставка, в том числе нулевая, по налогу на добавленную стоимость является обязательным элементом налогообложения (пункт 1 статьи 17 НК РФ) и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения. Например, налоговая ставка, в том числе нулевая, по налогу на добавленную стоимость является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения. Указанный вывод содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2015 г. N 302-КГ14-8990.

Сбор считается установленным лишь в том случае, когда определены плательщики и элементы обложения соответствующим сбором.

Указанное различие предопределяет и различный подход к установлению обязательных платежей в бюджет: налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, включая налоговую ставку; при установлении же сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. Следовательно, по смыслу НК РФ во взаимосвязи со статьями 57, 71 (пунктом "з"), 75 (частью 3) и 76 (частью 1) Конституции РФ вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель исходя из характера данного сбора.

Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 18.02.2004 N 04-05-15/2.

Исходя из Определения КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П, налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.

Налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения.

Следовательно, вопрос о введении или отмене льгот, равно как и определение (сужение или расширение) круга лиц, на которых распространяются налоговые льготы, относится к прерогативе законодателя.

Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 27.08.2010 N 03-05-04-01/42 и Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 30.12.2005 N Ф03-А37/05-2/4403.

Поэтому установление необязательного элемента налогообложения - налоговой льготы, в том числе в виде уменьшения суммы налога, не может отождествляться с необходимостью установления в нормативном правовом акте представительного органа местного самоуправления о налоге на имущество физических лиц налоговой ставки.

Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 10.02.2012 N 03-05-04-01/06.

Исходя из Определения ВС РФ от 17.05.2006 N 44-Г06-7 льготы могут предоставляться только отдельным категориям налогоплательщиков.

Следует помнить, что, в отличие от налоговой льготы, налоговая ставка является самостоятельным элементом налогообложения, который должен быть определен при установлении каждого налога.

На основании пункта 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

При этом НК РФ не предусмотрено право представительных органов муниципальных образований дифференцировать налоговые ставки по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, дифференциация налоговых ставок не может отождествляться с установлением налоговых льгот.

Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 06.10.2015 N 03-05-04-02/57016.

Законодательством о налогах и сборах предусматриваются особенности налогообложения, а также различные преимущества для отдельных категорий налогоплательщиков не только в виде налоговых льгот, но и относительно обязательных элементов налогообложения. При установлении обязательных элементов налогообложения и определении по ним различных преимуществ для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе при установлении пониженной налоговой ставки, обязательные элементы налогообложения не утрачивают своей специфической сущности и не подменяются законодательством о налогах и сборах необязательным элементом налогообложения - налоговой льготой (льготой по налогу).

Следовательно, в формально-юридическом смысле налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения.

Разъяснения об этом содержатся в письме Минфина России от 03.09.2015 N 03-05-05-01/50668.

Если не определен хотя бы один из элементов налогообложения, например налоговая база, то налог не признается законно установленным и обязанность по его уплате у налогоплательщика не возникает.

Взаимосвязанным с данным выводом является умозаключение, согласно которому налоговый орган, проверяя правильность исчисления и уплаты в бюджет налогов, в том числе НДС и налога на прибыль, обязан проверить все элементы налогообложения, составляющие эти налоги, не исключая налоговые вычеты и расходы (см. также Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.12.2011 N А75-11678/2010, ФАС Поволжского округа от 28.03.2011 N А55-9777/2010).

Читайте также: