Международное сотрудничество в 21 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Россия в системе международных отношений сегодня находится в неоднозначном положении. Основное внимание власти уделяют безопасности страны; восстановление взаимодействия с западом происходит медленно ввиду участия страны в военных конфликтах. Ключевыми соратниками государства являются страны Азии. У РФ налажены отношения с Индией, Китаем, Японией. Эти государства являются значимыми для политического, технологического развития на мировом уровне.

Россия в системе современных международных отношений потеряла определенные связи ввиду санкций, введенных западом. Это способствует нарушению экономического контакта с некоторыми регионами.

Россия в системе международных отношений – кратко о взаимодействии с западом и постсоветскими соседями

Место России в международных отношениях всегда определялось тремя критериями:

  • Государство на протяжении всей истории старается выступать в качестве доминанта в отношениях с соседями и другими странами;
  • Россия противопоставляет себя западу;
  • Власти зачастую руководствуются консервативными взглядами, что обусловлено особенностями внутренних условий прогрессирования.

Важная задача для Российской Федерации – сохранить свое влияние на страны бывшего СССР. Распад Советского Союза стал толчком для них к обретению независимости, что осложнило задачу РФ держать их под контролем. Каждая независимая республика имеет собственное видение дальнейшего регионального, глобального, национального развития. В ходе противостояния часто возникает международный конфликт, война. Это ослабляет государство, но Россия не может упустить природные ресурсы, которые в избытке находятся у соседей.

Богатые земли вызывают интерес у других государств. Они привлекают внимание Ирана, Турции, Китая и Соединенных Штатов Америки. Европа также заинтересована в природных богатствах постсоветского пространства. Запад и НАТО ведут активную скрытую политику по привлечению республик. Им удалось привлечь Грузию, которая полностью настроилась на европейскую систему; Украину, находящуюся в процессе становления западных идеалов. Вопрос сохранения своего влияния на территорию бывшего СССР Россия решает следующими способами:

  • Формулировка стратегии национально-государственного развития;
  • Экономическая привязка государств СНГ к фондовым рынкам РФ;
  • Обеспечение взаимодействия финансовых систем соседних держав и рынков Российской Федерации.

Место России в системе международных отношений – внешняя политика

Отношение между государствами и Россией регулируются множеством экономических и политических рычагов. Ключевыми аспектами внешней политики можно назвать:

  1. Отказ от использования военных вооруженных сил, чтобы достигнуть политических, экономических, внешних целей.
  2. Исключение отношения к другим странам как к потенциальным противникам.
  3. Защита жизненно важных интересов как приоритетное направление.
  4. Построение взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.

Особенный вклад в устойчивость и силу РФ вносят целостность, единство народа, соблюдение национальных интересов. Каждая граница находится под надежной защитой, что позволяет гражданам чувствовать себя в безопасности, гордиться Родиной. Почему Российская Федерация – важный игрок мирового уровня:


Глобализация - явление современного мира. Сотрудничество в разных сферах общественной жизни – необходимое условие сосуществования государств. Поэтому в мире действую и продолжают создаваться различные блоки, организации, как правительственные, так и общественные. Разные цели преследуют они – от защиты мира до стремления к политическому и мировому господству.

Цели: разоружение, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование конфликтов дипломатическими методами, улучшение качества жизни на планете.

Организация Объединённых Наций (сегодня это 193 государства)

Цель: подержание мира и безопасности, развитие сотрудничества между странами.

Одна из шести главных организаций ООН, находится в Гааге (Нидерланды). Разрешает споры между государствами.

Международное агентство по атомной энергетике

Всемирная организация здравоохранения.

Всемирная торговая организация

Организация Варшавского договора- военный союз социалистических стран.

Организация Договора Юго-Восточной Азии – проведение совместной борьбы против национально-освободительного движения.

Организация Центрального договора – выступали против просоветских и антизападных настроений в данном регионе.

Европейский союз, 1993

Экономический и политический союз 28 государств- общая политика в области международной торговли.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Занимается вопросами безопасности, входит 57 стран.

История: СБСЕ ( Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) – 1973,

Хельсинский заключительный акт- 1975

Парижская хартия – 1990

Цели- укрепление доверия в военной области, взаимное сокращение вооружённых сил в районе границы, укрепление стабильности и безопасности, борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Содружество независимых государств.

Цель : развитие отношений на основах взаимного признания и уважения.

Сотрудничество в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия.

Несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето. Россию представляет постоянный представитель России при ООН.

Международная общественная организация, объединяет представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. – всего 100 человек.

Россия входит в состав следующих международных организаций:

1. Азиатская парламентская ассамблея
2. Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум

3. Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества

4. Арктический совет

5. Всемирная ассоциация операторов атомных электростанций
6. Европейская ассоциация свободной торговли

7. Единое экономическое пространство

8. Зона европейского высшего образования

9. Международная авиационная федерация

10. Международный союз молодых фермеров

11. Международная организация уголовной полиции – Интерпол

12. Организация Договора о коллективной безопасности

13. Организация объединенных наций

14. Организация объединенных наций, Всемирная организация интеллектуальной собственности

15. Организация объединенных наций, Всемирный почтовый союз

16. Организация объединенных наций, Группа Всемирного банка

17. Организация объединенных наций, Международное агентство по атомной энергии

18. Организация объединенных наций, Международный валютный фонд

19. Организация объединенных наций, Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры

20. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

21. Организация Черноморского экономического сотрудничества

22. Совет Баренцева/Евроарктического региона

23. Совет государств Балтийского моря

24. Совет Европы

25. Содружество независимых государств

26. Шанхайская организация сотрудничества

Назовите несколько основных экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами на мировой арене в 21 веке (какие-то конфликты, войны

Внешняя политика и международные отношения России
Россия продолжила членство СССР в ООН (включая статус постоянного члена Совета Безопасности) и в других международных организациях, участие в международных договорах СССР, приняла на себя обслуживание внешнего долга бывшего СССР, к ней же перешли все советские зарубежные активы в полном объёме.

В международных отношениях Россия выступает в качестве государства-продолжателя СССР, однако данный статус оспаривается отдельными государствами и остаётся предметом дискуссии в научных кругах.

Внешняя политика России определяется Президентом страны и осуществляется Министерством иностранных дел. Россия проводит многовекторную внешнюю политику. Она поддерживает дипломатические отношения со 191 государством, имеет диппредставительства в 144 странах. У России нет дипотношений с Грузией (с 2008 года) , Бутаном и Соломоновыми Островами, а также Тувалу, с которым, однако, уже достигнута договоренность об их установлении

А те же что и в 19 веке, Кавказ - Россия, Венгрия - Украина, Россия - Япония, и т. д.
Заметим - некоторые конфликты и с более раннего периода!

Статья посвящена отдельным проблемам, возникающим в процессе международного сотрудничества в борьбе с терроризмом на современном этапе.

Ключевые слова

Текст научной работы

Международный терроризм представляет собой специфическую форму терроризма, зародившуюся в конце шестидесятых годов прошлого века [1, с. 56] и получившую особо бурное развитие на рубеже двадцатого и двадцать первого столетия. Главными целями международного терроризма выступают:

  • дезорганизация государственного управления;
  • нанесение политического и экономического ущерба;
  • нарушение общественных устоев.

Перечисленные факторы, по мнению террористов, обязаны вынудить правительство того или иного государства изменить свою политику [2, с. 39]. На сегодняшний день международный терроризм, как правило, является исламистским [3].

Международный терроризм поставил перед государствами задачу совместного противодействия данной угрозе. В меняющемся мире терроризм стал глобальным явлением, а акты его проявления поражают своей жестокостью и цинизмом. В таких условиях цивилизованные государства вынуждены выступать единым фронтом в борьбе с террористическими организациями, оказывать друг другу всевозможную поддержку на данном пути, развивать антитеррористическое законодательство.

Терроризм нацелен на попрание основных ценностей, закрепленных в международном праве: прав и свобод человека и гражданина, законности, защиты жизни и здоровья, мирное существование наций и народностей, взаимного уважения и мирного разрешения имеющихся разногласий.

По мнению специалистов, в двадцать первом столетии международный терроризм трансформировался в сложное многоуровневое сетевое социально-деструктивное явление, охватывающее в своем функциональном проявлении все разнообразие взаимодействующих террористических организаций, преступная деятельность которых основана на религиозно-этнической парадигме и ориентирована на изменение геополитической расстановки сил в современном мире [4, с. 343].

Осознание потребностей противодействия именно международному терроризму повлекло за собой то, что отдельные государства приступили к формированию законодательства об уголовной ответственности за него, не дожидаясь международных усилий по выработке общепризнанного определения этого явления. По мнению В.Г. Белоуса и Е.А. Гневашева, такой шаг вполне объясним, учитывая, что подготовка и согласование международных договоров, в особенности глобального уровня, занимают длительное время [5, с. 14].

На сегодняшний день международное сотрудничество в борьбе с терроризмом осуществляется на трех уровнях: универсальном, региональном и двустороннем.

Сотрудничество на универсальном уровне, как правило, осуществляется под эгидой Организации Объединенных Наций. Необходимо отметить, что на универсальном уровне последовательно и решительно разрабатываются общие принципы сотрудничества в борьбе с международным терроризмом. Принято шестнадцать основных конвенций и соглашений по борьбе с различными проявлениями терроризма. Как известно, Российская Федерация участвует в подавляющем большинстве из них.

Генеральная Ассамблея ООН настаивает на том, чтобы любые меры, принимаемые государствами – участниками упомянутых конвенций и соглашений в целях борьбы с терроризмом, соответствовали их обязательствам в рамках международного права. Роль международно-правового сотрудничества в борьбе с терроризмом следует рассматривать по двум главным задачам, стоящих перед ним: обеспечение мира и защита прав человека.

На региональном уровне межгосударственное взаимодействие осуществляется на базе таких организаций, как Лига Арабских Государств, Организация Американских Государств, Организация исламского сотрудничества, Организация Африканского Единства, Содружество Независимых Государств, Европейский союз, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и другие.

К примеру, системообразующим элементом деятельности ШОС в военной сфере является противодействие не только международному терроризму, но и кибер-терроризму, сепаратизму и политическому экстремизму. Для решения вопросов в данной сфере создана значительная правовая база сотрудничества стран-участниц. Показательным являются совместные военные учения государств-членов ШОС. В большинстве своем, благодаря усилиям Российской Федерации военное сотрудничество стоит на повестке дня и является одним из приоритетных в сферах деятельности ШОС [8, с. 595].

Россия эффективно участвует в рамках межгосударственного сотрудничества по противодействию терроризму. Она является активным сторонником бескомпромиссных мер по борьбе с данным явлением и заметным членом контртеррористической коалиции. Наша страна также последовательно отстаивает позицию по созданию всеобъемлющей системы противодействия новым угрозам терроризма на основе норм международного права.

Несмотря на большой объем имеющихся нормативно-правовых документов, терроризм не стоит на месте, появляются новые формы данного явления, которые обусловлены вновь возникшими факторами. На сегодняшний день существует угроза перерастания международного терроризма в новый вид – появление государств и квазигосударств, реализующих свою политику путем осуществления террористических актов, в том числе с использованием оружия массового поражения, что неизбежно приведет к конфликту мирового уровня.

  1. Кинзябулатова А.Г.
  2. Аглиуллин Д.Р.
  3. Кутуев З.З.
  4. Ямалов Р.Р.
  5. Дукаева А.М.

Список литературы

Цитировать

Международное сотрудничество имеет решающее значение для решения проблем 21 века

Международному сообществу срочно нужны новые инструменты, идеи и инициативы для противодействия общим угрозам и вызовам, с которыми сталкиваются 193 страны-члена Организации Объединенных Наций. 75-летие всемирной организации, которое прошло 24 октября, дает возможность наметить путь к партнерским отношениям, которые необходимы для решения проблем, с которыми столкнется человечество в ближайшие годы и десятилетия.

После пандемии Covid-19 - самого дорогостоящего кризиса с самыми далеко идущими последствиями со времен Второй мировой войны - необходимость институционального обновления очевидна.

Среди наиболее зловещих угроз и вызовов, помимо пандемии и ее потенциального повторения - быстро меняющийся климат, жестокие конфликты и крупномасштабная миграция в нестабильных государствах, а также изощренные кибератаки. Общим для всех этих вызовов является то, что ни одна страна не может решить их в одиночку. Международное сотрудничество имеет решающее значение, но оно подвергается опасности из-за возрождения национализма, который угрожает самой структуре международного порядка, построенной три четверти века назад.

Растущий национализм создает значительный риск того, что структура и институты системы ООН, важные, но нуждающиеся в ремонте и обновлении, могут вместо этого прийти в упадок, распасться и даже разрушиться. Такой исход был бы трагичным не только для этих институтов, но и для всего человечества.

Необходимо добиться, чтобы двенадцать обязательств, описанные в декларации, были еще амбициознее. Необходимо дополнить каждое из них тщательно разработанными предложениями и планами действий по укреплению институционального потенциала, совершенствованию политики и укреплению государственно-частного партнерства, все из которых получат дальнейшее развитие в последующем докладе генерального секретаря ООН.

В преддверии встречи лидеров в 2021 году должны состояться два саммита G20, аналогичные тем, которые проводились в Лондоне и Питтсбурге, чтобы наметить путь выхода из глобального финансового кризиса 2008 года, с уделением особого внимания скоординированным макроэкономическим и социальным вопросам, а также экологической политике, с целью стабильного восстановления после Covid-19. Эти обсуждения между лидерами крупнейших экономик должны быть синхронизированы, в свою очередь, с более широкой стратегией восстановления, которая требует одобрения всех 193 государств-членов ООН и поддержки со стороны международных финансовых институтов, Всемирной торговой организации и других глобальных и региональных органов.

Читайте также: