Международное сотрудничество это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Значительное внимание следует уделить тому факту, что международные отношения, как и другие общественные отношения есть ничто иное как деятельность их субъектов, затрагивающая интересы друг друга. Эта деятельность может осуществляться в различных сферах – экономической, политической, военной и т.д. Отсюда – различные формы международных отношений – международные экономические, политические, военные и т.д. отношения. Каждая из этих форм является предметом исследования определенных наук, в т.ч. экономической теории, политологии и др. С точки зрения механизма осуществления система международных отношений включает в себя две основные формы: отношения сотрудничества и отношения конфликта.

Международное сотрудничество – это процесс взаимодействия участников международных отношений, в котором исключается применение насилия (в т.ч. вооруженного в первую очередь) и доминируют совместные поиски реализации общих и национальных интересов.

Важно понять, что сотрудничество – это не отсутствие конфликтов, а возможность избавления от крайних (насильственных) способов решения вопросов.

Сущность, роль сотрудничества в системе международных отношений наглядно проявляется в его результатах. К числу основных результатов в настоящее время относятся следующие:

1) заключение договоров, соглашений по различным сферам международных отношений;

2) образование межгосударственных, межправительственных и неправительственных организаций;

3) формирование региональных интеграционных образований. .

Среди интеграционных образований в настоящее время выделяются две формы – политическая и экономическая.

Политическая интеграция представляет собой создание единого политического сообщества, состоящего из нескольких политических единиц (государств).

В развитии политической интеграции выделяются три возможных пути, на которых действует определенная форма политических интеграционных образований:

– сотрудничество в рамках союзов между государствами, которые сохраняют суверенитет и независимость;

– федерация, учреждающая единую наднациональную политическую власть;

– функциональная интеграция, дающая возможность совместных действий в рамках общих специализированных институтов.

Международные конфликты.

Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил; это крайняя форма обострения противоречий.

Международный конфликт – это крайняя форма проявления противоречий между участниками международных отношений, это столкновение между ними по поводу ценностей, статусов (положения), власти, обладания редкими ресурсами, а также по поводу перспектив их развития. Цели, которые преследует каждый из участников конфликтов заключается втом, чтобы устранить или ослабить соперника.

Важно усвоить, что конфликты возникают, существуют и развиваются с возникновением, существованием и развитием человеческого общества. Поэтому необходимо и важно выяснить причины международных конфликтов.

К числу основных причин вызывающих и обостряющих международные конфликты в настоящее время необходимо отнести следующие:

1. неравенство участников международных отношений (прежде всего государств) с точки зрения обладания территориальными, материально-природными, людскими, научно-техническими, производственными и другими потенциалами (ресурсами);

2. изменение баланса сил на мировой арене;

4. наличие и формирование новых этнических, религиозных, идеологических течений, организаций.

Эти и другие причины предопределяют классификацию международных конфликтов. С учетом различных критериев выделяются следующие типы конфликтов:

В зависимости от применяемых средств конфликты подразделяются на:

В зависимости от степени используемого насилия:

– конфликты, основанные на терроризме, захвате заложников.

В зависимости от масштабов конфликтов:

– локальные конфликты (внутри государства);

– региональные конфликты (в отдельных регионах);

– глобальные конфликты (мировые).

В зависимости от мотивов конфликта:

– нетерриториальные конфликты (идеологические, экономические, политические).

Из всех перечисленных категорий конфликтов наиболее опасны для человечества войны и другие насильственные конфликты. Поэтому чрезвычайно важно найти средства недопущения или разрешения международных конфликтов.

Важнейшим средством разрешения международных конфликтов являются переговоры между враждующими (конфликтующими) субъектами международных отношений, которым могут предшествовать консультации и работа посреднических миссий.

Роль и значение переговоров в системе международных отношений, в разрешении международных конфликтов в настоящее время возрастает в сравнении с другими. Это обуславливается тем, что:

2) переговоры стали постоянным и универсальным инструментом международных отношений;

3) переговоры являются основной формой взаимодействия государств, поскольку сопровождаются обязательным совместным принятием решений и поскольку активно воздействуют на дальнейшее уменьшение роли силовых, особенно военных способов решения вопросов;

4) увеличивается объем и количество международных переговоров. Их объектами становятся все новые области международных отношений (в т.ч. экология, социально-политические процессы, научно-техническое сотрудничество и т.д.);

5) возрастает роль международных организаций, в т.ч. неправительственных, общественных, а также специалистов, не имеющих дипломатического опыта, но располагающих значительной компетенцией в различных областях) сложных научно-технических, экономических, экологических и т.д.);

В результате использование различных средств, способов разрешения международных конфликтов, заключаются определенные международные соглашения. Эти соглашения классифицируются по следующим группам:

– соглашения, достигаемые в результате совпадения мнений всех участников переговоров (или конфликтов);

– соглашения, заключаемые в соответствии с законодательными или моральными принципами международных отношений;

– соглашения, которые одна сторона навязывает другой стороне;

– соглашения, которые констатируют, что конфликт потерял свою актуальность и разрешился сам собой.

В заключение изучения данной темы следует, прежде всего, усвоить, что:

1. Наиболее существенными характерными чертами системы международных отношений являются сотрудничество и конфликты. Между ними существует неразрывная связь и взаимосвязь. Это проявляется в том, что процессы международного сотрудничества включают конфликтные элементы. А конфликты предполагают и требуют определенного сотрудничества.

2. С развитием мирового сообщества, мировой цивилизации изменяются соотношения и характер связей между этими категориями международных отношений. Возрастает роль и значение отношений сотрудничества и системы переговоров, как средства разрешения конфликтов.


Международное сотрудничество - добровольная помощь дарителя одной страны (будь то Государство, местные власти или общественная организация) населению другой страны. Это население может получать помощь прямо от дарителя или же через посредничество его Государства, местных властей или местных общественных организаций.

Универсальная форма организации совместного или взаимосогласованного производства с участием иностранных партнеров двух или нескольких стран, основанная на распределении производства продукции, коммерческом сотрудничестве, взаимной гарантии рисков, общей защите инвестиций и промышленных секретов.


Международное сотрудничество покрывает очень разные сферы деятельности. В том числе:

  • улучшение здравоохранения
  • улучшение образования
  • улучшение условий окружающей среды
  • сокращение социально-экономического неравенства
  • антитеррористическая деятельность
  • развитие спорта

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Международное сотрудничество" в других словарях:

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ — сотрудничество по борьбе с преступными деяниями, общественная опасность которых требует объединения усилий государств в борьбе с ними: сотрудничество государств по борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера,… … Юридическая энциклопедия

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА — одно из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Международное сотрудничество осуществляется в основном в рамках деятельности Международной организации труда (МОТ) на основе общепризнанных принципов и норм… … Российская энциклопедия по охране труда

международное сотрудничество полиции — policijos tarptautinis bendradarbiavimas statusas Aprobuotas sritis policijos veiklos administravimas apibrėžtis Policijos įstaigų veikla, apimanti tarptautinių ryšių su kitų valstybių kompetentingomis institucijomis ar tarptautinėmis… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ — сотрудничество по борьбе с преступными деяниями, общественная опасность которых требует объединения усилий государств в борьбе с ними: сотрудничество государств по борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера,… … Энциклопедический словарь экономики и права

Международное сотрудничество в области образования — реализация (осуществление) прямых связей и совместной деятельности с иностранными и междунарордными учреждениями и организациями в области образования в соответствии с действующим законодательством и национальными интересами страны.… … Педагогический терминологический словарь

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства — взаимодействие судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями. Осуществляется в порядке, установленном гл. 53 55 УПК РФ, а… … Большой юридический словарь

1. Переговоры, предметом которых является распределение выгод государств от их взаимодействия (это одновременно и путь к сотрудничеству и показатель его существования)

2. Сознательное, достигнутое в результате обсуждения согласование политик (формальные договоры и соглашения о деятельности);

3. Неявное сотрудничество, осуществляющееся без прямых связей и/или формальных соглашений, не предполагающее заключения договоров (такое сотрудничество возникает из совпадающих ожиданий акторов);

4. Навязанное сотрудничество: более сильная сторона заставляет другую корректировать ее политику, но одновременно корректирует и свою собственную;

5. Создание специализированных институтов (например, институтов ООН), осуществляющих регламентации, экспертизы, субсидии.

Международное сотрудничество и интеграционные процессы.

Н.В. Гусакова, А.И. Забалуева, В.В. Румянцева
Экология: конспект лекций
Под редакцией А.Н. Королева. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. — 176с.

Природа Земли едина, ее законы всеобщи. Она не знает ни государственных, ни административных границ. Поэтому национальные усилия в природоохранной деятельности приносят результаты только тогда, когда согласуются с межнациональными мерами в этой области. Осознание объективной необходимости объединить усилия всего мирового сообщества для решения глобальных экологических задач приходило постепенно, по мере нарастания угрозы экологического кризиса в масштабах планеты.

Международно-правовые принципы. Одно из важнейших направлений международного сотрудничества – международно-правовая охрана окружающей среды, которая должна опираться на общепризнанные нормы международного права. Основные правовые принципы были выработаны совместными усилиями членов международного сообщества (государств, международных организаций и конференций). Они изложены во многих документах, основными из которых являются: решения Генеральной Ассамблеи ООН (1962, 1968, 1980), решения Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975), Всемирная хартия природы (1986), решения Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) и др.

В обобщенном и кратком виде эти принципы можно сформулировать следующим образом:

— приоритетность экологических прав человека;

— суверенитет государств на природные ресурсы своей территории;

— недопустимость экологического благополучия одной страны за счет нанесения экологического вреда другой;

— экологический контроль на всех уровнях;

— свободный международный обмен экологической информацией;

— взаимопомощь государств в чрезвычайных обстоятельствах;

— разрешение эколого-правовых споров мирными средствами.

В России законодательно закреплен примат международного права над внутренним правом в области охраны природной среды и использования ресурсов (ст. 93 Закона ООПС).

Принципы ясны, но в их реализации остаются проблемы. Еще не было случая, когда международное правило действовало бы автоматически с момента его принятия и утверждения. Практика показала, что для введения в действие каких-то международных договоров в России всегда предварительно принимались соответствующие постановления правительства.

Объекты международного сотрудничества. Основными объектами международного сотрудничества являются те, по поводу которых разные страны вступают в экологические отношения (рис. 18).


Рис.18. Основные объекты международного сотрудничества

Среди них выделяют две категории объектов: не входящие и входящие в юрисдикцию государств. Первая категория – это воздушный бассейн, космос, Мировой океан, Антарктика, мигрирующие виды животных. Эти объекты охраняются и используются в соответствии с нормами международного экологического права. Вторая – это объекты, входящие в юрисдикцию государств: международные реки, моря, озера; объекты мирового природного наследия, занесенные в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений.

Воздушный бассейн нуждается в глобальной охране. Первостепенное значение имеют договоры о запрещении испытаний и применения оружия массового уничтожения – ядерного, биологического, химического и др. Большую опасность представляют трансграничные загрязнения атмосферы (кислотные дожди, озоноразрушающие вещества и др.). На Венской встрече министров иностранных дел в 1986 г. было принято решение о сокращении выбросов СО2 и SO2 на 30 – 50 % в надежде остановить потепление климата и сократить число кислотных дождей.

Космос принадлежит всему мировому сообществу, которое выразило свое отношение к нему в двух документах: Декларации правовых принципов деятельности по использованию космического пространства (1963) и Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967). В них сформулировано следующее положение: космос – достояние всего человечества; недопустимы национальное присвоение его частей, загрязнение космического пространства и использование его в военных целях. Однако в настоящее время в околоземном пространстве уже находится около 3,5 млн т космического мусора. Если не принять меры, то через 20 – 30 лет космические полеты могут стать невозможными.

Мировой океан сосредоточивает 96 % воды земного шара; оказывает решающее влияние на климат планеты; это источник биологических, минеральных, энергетических ресурсов. Поэтому охране мирового океана посвящено около 25 правовых и нормативных международных документов, а также ряд решений, соглашений, резолюций и договоров. Среди них большое значение имеют запрещение загрязнения океана нефтью, химическими и радиоактивными веществами, другими вредными отходами.

На глобальном уровне действуют также Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов моря (1958) и Конвенция ООН по морскому праву (1982). Они провозглашают право государств на промысел животных с учетом международных норм.

На национальном уровне рыболовство регулируется вне пределов территориальных вод лишь в зонах юрисдикции прибрежных государств, которые установлены Женевской конвенцией 1958 г.

Антарктика – подлинный международный объект охраны природы. Принципы охраны и использования южного материка регулируются отдельным Договором об Антарктике (1959). Его основные положения – свобода научных исследований, запрет военных мероприятий, охрана живых ресурсов.

Разделяемые международные природные ресурсы – ресурсы, находящиеся в пользовании двух или более суверенных государств: например, Балтийское море, река Дунай, Великие озера и др. Основой регулирования охраны и использования таких объектов являются договоры, заключаемые заинтересованными странами. Для управления международным объектом создаются на паритетных началах постоянно действующие органы – комиссии, комитеты. Так, органом управления по Черному морю является Черноморская комиссия, по Балтийскому морю – Балтийский совет, Хельсинкская комиссия (Хелком) и др.

В ноябре 1972 г. конференцией ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия: заповедников, национальных парков, резерватов, памятников культуры. Эти объекты принимаются на международный учет. Международные организации оказывают материальную помощь государствам в их содержании и охране за счет средств специальных фондов.

Международные организации и конференции. Охраной окружающей природной среды занимаются многие международные организации. Ведущая роль принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированным органам. Одним из главных органов ООН является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуют национальные и региональные комиссии и комитеты.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана в декабре 1972 г. ЮНЕП имеет Совет управляющих, Совет по координации и Фонд окружающей среды. К первоочередным направлениям деятельности ЮНЕП относятся: 1) здоровье человека; 2) охрана земель и пресных вод; 3) защита мирового океана; 4) охрана животных и генетических ресурсов; 5) энергетические ресурсы; 6) образование; 7) торговля, экономика, технология. В рамках ЮНЕП работают и другие международные организации (рис. 19).


Рис 19. Основные международные организации по охране окружающей природной среды

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) создана в 1948 г.; штаб-квартира находится в Париже. Основные направления ее деятельности:

— учет и организация охраны объектов, отнесенных к всемирному наследию;

— оказание помощи развивающимся странам в подготовке специалистов-экологов.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) также учрежден в 1948 г. Эта неправительственная организация представляет около 100 стран. По инициативе МСОП ведется Красная книга. Основные задачи МСОП:

— сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира;

— сохранение редких и исчезающих видов;

— организация заповедников, резерватов, национальных парков.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) образована в 1946 г., занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой, консолидируется с ЮНЕП, МАГАТЭ и др.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) образовано в 1957 г. для обеспечения ядерной безопасности и охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения. Неподчинение государств требованиям МАГАТЭ может вызвать применение экономических санкций по решению Совета Безопасности ООН.

Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) создана в 1947 г. Ее основная задача – изучение и обобщение воздействий человека на климат планеты. Она работает, главным образом, в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

Международная морская организация (ИМО) создана в 1948 г., действует в области морского судоходства и охраны моря от загрязнения. При ее участии разработаны конвенции по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами.

Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН (ФАО) организована в 1945 г. Сфера ее деятельности – сельское хозяйство и мировые продовольственные ресурсы. ФАО подготовила почвенную карту мира, участвует во многих экологических программах, активно сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.

Помимо названных ведущих международных организаций, в мировом сообществе функционирует множество структур природоохранного профиля: например, Международный регистр потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ), Бюро ООН по оказанию помощи при стихийных бедствиях (ЮНДРО), Европейская экономическая комиссия – ЕЭК (занимается внедрением мало- и безотходных технологий) и многие другие.

Читайте также: