Биоэтические проблемы искусственного прерывания беременности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Аборт – одна из самых распространенных проблем в современном мире. Данная проблема вызывает ожесточенное противостояние в обществе и включает в себя религиозные, этические, медицинские, социальные и правовые аспекты.

Все страны по отношению к абортам можно разделить на несколько групп: 1. Полное запрещение без исключений 2. Запрет абортов, кроме исключительных случаев 3. Аборт по медицинским показаниям и в других исключительных случаях 4. Аборт по медицинским и социально-экономическим показаниям 5. Свобода аборта.

Каждый аборт, или искусственное прерывание беременности, – это еще одно остановленное сердце. Это результат того, что на создание семьи смотрят безответственно. По статистике 60% беременностей заканчиваются абортами.

Каждый человек имеет право на жизнь. Нельзя распоряжаться чьей-либо жизнью, она неприкосновенна. Прерывание беременности не зависит от того на какой она стадии – это действие против человеческого существа.

В исламе аборт допустим в крайнем случае, если роды угрожают жизни матери. Несмотря на такие обстоятельства, решение принимают сами родители: оставлять беременность или нет. В таких критических ситуациях решающим фактором успешных родов является сильное желание иметь детей и полагание на Аллаха. Как указано в шариате, наиболее подходящим временем для прерывания беременности являются первые сорок дней. Или, в крайнем случае, разрешено прерывать до 120-го дня беременности. Среди некоторых мусульманских богословов есть разногласия, причиной которых стала дозволенность аборта на определенных сроках. В Коране и в хадисах описаны стадии развития ребенка в материнской утробе: а) указанный период времени до вдыхания души колеблется в пределах 40, 42, 45 и 120 дней; б) утверждение о назначении Всевышним пола будущего ребенка после сорока дней противоречит научным данным, так как бесспорно доказано, что пол ребенка и некоторые индивидуальные особенности формируются с первого дня беременности (в момент зачатия); с) по мнению ученых, специализирующихся в соответствующей области медицины, в конце третьей недели беременности начинает биться сердце; на 24-25 день появляются первые зачатки глаз, ушей, рук, ног; на 30-й день формируется глазная линза, а к 36-42 дню – ответвления пальцев рук и ног, а также подобие ушной раковины.

Все религии схожи по отношению к аборту. Они рассматривают намеренное прерывание беременности как тяжкий грех, приравнивают его к убийству. Ведь рождение ребенка является даром Божьим. Христиане верят, что в момент зачатия возникает душа человека. А сделать аборт – убийство ребенка в чреве матери. И ответственность за убийство не рожденного малыша несут и мать, и отец. Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Официальная позиция католической церкви отражена в папской энцикле в 1968 году. Катехизис Католической церкви: Человеческую жизнь должны уважать и защитить в абсолютной мере с момента зачатия. Если женщина сделает сознательный аборт, то это глубоко противоречит нравственному закону. Церковь примет каноническое наказание к этому совершенному преступлению против человеческого существования. Тот, кто сделает искусственное прерывание беременности, подлежит отлучению от церкви.

Что делать, если зачатие произошло в результате изнасилования? В этом случае необходимо медицинское вмешательство в срок до 3 дней с момента изнасилования, пока не произошла имплантация. А если имплантация произошла, то нужно оставить ребенка и принять с любовью. Следует помнить, что мысли о самоубийстве часто приходят к тем людям, которые пережили изнасилование. А аборт может только ухудшить состояние женщины.

Как относиться к аборту, если зачатие произошло в результате кровосмешения? Сделав аборт, они смертью наказывают только невинное дитя. К одному страшному преступлению добавляется еще более страшное. Церковь со своей стороны должна оказывать всяческую помощь жертвам насилия и помогать им сохранить ребенка.

Как относиться к аборту при угрозе жизни или здоровью матери? Между угрозой жизни и угрозой здоровью матери есть большая разница. Если зачатие угрожает жизни матери, это является основанием для аборта, а если ничего не предпринимать, часто умирают и мать, и ребенок. Например, внематочная беременность - неизбежная смерть обоих, если не произвести медицинское вмешательство. Угроза здоровью – одна из популярных причин сделать аборт на сегодняшний день. Однако сюда включаются социальные, финансовые, физиологические и психические факторы. Но это не является оправдывающим основанием для искусственного прерывания беременности. Нельзя забывать, что жизнь матери и жизнь младенца равны по ценности, и необходимо принимать все усилия, чтобы спасти обе жизни.

Как относиться к аборту, если плод неполноценен? Сегодня врачи могут ставить диагноз плоду вроде синдрома Дауна, Спина Бифида или другой опасной болезни, предрекающей ребенку неполноценное существование. Свободный выбор женщины заканчивается там, где начинается жизнь другого человечка. Это касается вредных привычек: курения, наркотиков, алкоголя, питания, режима до, во время и после беременности. Доктор Франк Эйд, известный психиатр, подтверждает, что нет таких психических болезней, которые бы оправдали прерывание беременности.

Решение о прерывании беременности, как правило, принимается из-за существующей конфликтной ситуации, которая провоцирует возникновение невроза. Многие авторы отметили, что женщина идет на аборт не сознательно и разумно. Если бы отцы их детей приняли бы на себя полную ответственность за ребенка и не оставили бы женщину в таком состоянии ни одна женщина в мире не согласилась бы на аборт.

Таким образом, ни в одной религии искусственное прерывание беременности не оправдано, за исключением случаев, когда речь идет о жизни беременной женщины. Более того, аборт считается убийством не родившегося человека.

Существуют различные виды выполнения операций по прерыванию беременности, при этом каждая операция предназначена для выполнения лишь на определенном сроке беременности и отличается своими особенностями и осложнениями.

Вокруг столь сложной и деликатной темы в биоэтической литературе сложились две противоположные точки зрения. Аборт — это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться. Это — просто одна из медицинских операций, и как в случае каждой хирургической операции все проблемы решаются врачом и пациентом. Если коротко выразить эту точку зрения, можно сказать так: “Аборт — это медицинская проблема”. Вторая точка зрения представляет собой противоположный полюс: аборт оскорбляет моральное чувство, поэтому здесь существует моральная, этическая проблема, и притом — сложнейшая. Ведь прежде, чем прийти к врачу, женщина решает моральную проблему: жизнь или смерть будущего человека, да и после того, как она обращается к врачу, этический смысл проблемы не только не исчезает, но еще более усложняется: в нее вовлекается третий человек — врач, и если он делает свое дело, то становится соучастником убийства].

· Естественные, называемые выкидышами;

· Криминальные, проводимые вне стен медицинского учреждения и дающие наибольшее число серьезных осложнений;

· Медицинские – искусственное прерывание беременности на разных сроках:

1. мини-аборты (вакуум-аспрация) – в сроки до трех недель задержки менструации;

2. инструментальные аборты – до 12 недель беременности;

3. на сроке 22-24 недели производят искусственные роды в соответствии с медицинскими или социальными показаниями;

· Фармакологический аборт на сроке до 42 дней аменореи с применением мифепристона, являющийся перспективным методом относительно безопасного прерывания беременности.

Существуют различные виды выполнения операций по прерыванию беременности, при этом каждая операция предназначена для выполнения лишь на определенном сроке беременности и отличается своими особенностями и осложнениями.

Мини-аборт – этот метод применяется до срока 4 недель беременности. В ходе такой операции в шейку матки последовательно вводятся металлические расширители, при этом каждый следующий инструмент больше предыдущего по диаметру. После этих манипуляций в матку вводится трубка от вакуумного аспиратора. Создавшееся отрицательное давление способствует отсасыванию внутреннего слоя матки (эндометрия) и организма плода. Если аборт выполняется при сроке более 4 недель, плод при этом разрывается на части.

Лучше всего проводить его при 4-5-недельной беременности. При мини-аборте от металлических расширителей отказываются, то есть не подвергают риску травмы мышечный аппарат шейки матки, тогда реже возникают осложнения, которые в дальнейшем нередко становятся причиной невынашивания, если женщина захочет родить.

Существует также так называемый классический аборт. К сожалению, для многих женщин этот метод является главным средством прерывания беременности. За год в мире 60 млн. представительниц прекрасного пола проходит через абортарий. Из трех беременностей лишь одна заканчивается родами, а две – абортами.

Любой аборт, проводимый как хирургическим, так и нехирургическим способом, неизбежно несет за собой риск осложнений и нежелательных последствий. Если аборта не избежать, лучше воспользоваться нехирургическими способами прерывания беременности, так как они сводят к минимуму вероятность возможных осложнений. При нехирургических методах прерывания беременности нет проникновения инструментов в матку, следовательно, нет ее механических травм, нет воспалительных осложнений и нет осложнений, связанных с применением наркоза [3].

Однако, даже при самых лучших условиях, когда аборт произведен в клинике опытным специалистом, не исключены негативные последствия для здоровья в результате осложнений.

Осложнения со стороны матки - в первую очередь это разрыв шейки матки, кровотечение, перфорация и разрыв стенки матки. Наиболее распространенные методики проведения прерывания беременности предполагают манипуляции внутри матки "вслепую", вследствие чего риск повреждения шейки или стенки матки весьма высок. В зависимости от размеров и локализации такого повреждения производят или его ушивание, или полное удаление матки (гистерэктомию). Кроме того, при многократных выскабливаниях стенка матки может истончаться настолько, что вынашивание беременности становится невозможным. В этом случае женщине рекомендуется стерилизация. Воспалительные процессы в матке нередко возникают в результате инфицирования травмированной шейки или стенки матки во время проведения искусственного прерывания беременности. Следует отметить, что такой воспалительный процесс отличается стойким продолжительным течением и лечение его крайне затруднено. Результатом этого может стать привычное невынашивание беременности и бесплодие.

Воспалительные процессы в малом тазу - параметрит (воспаление околоматочной клетчатки), аднексит (воспаление придатков матки), пельвиоперитонит и перитонит (воспаление тазовой брюшины и всей брюшины), - все эти заболевания могут развиваться в результате инфицирования в ходе операции по искусственному прерыванию беременности. Исходом этих заболеваний может стать бесплодие женщины, а в отдельных случаях даже ее гибель .

Осложнения после абортов могут развиться у женщины спустя некоторое время (через нескольких месяцев и даже несколько лет). У 18% женщин через два месяца после сделанного аборта разовьется хроническое воспаление придатков матки, у 11% - эрозия шейки матки, у 7% - эндоцервицит, у 4% - различные нарушения менструального цикла. Спустя два года после сделанного аборта эти показатели увеличиваются в несколько раз .

Одним из наиболее грозных осложнений абортов у нерожавших женщин является резкое увеличение риска развития рака груди. Как известно, этот вид рака занимает первое место среди причин смертности от онкологических заболеваний во всем мире. Исследования показывают, что у нерожавших женщин, сделавших аборт, вероятность развития рака груди увеличивается на 300%, а если такая женщина имела несколько абортов, и первый ребенок у нее родился не раньше 35 лет, то риск возрастает в 8 раз. Понять, почему так происходит, достаточно просто. Первая беременность начинает особым образом переформировывать и перестраивать клетки молочных желез, подготавливая их к доселе неиспользованной функции - выработке грудного молока и кормлению ребенка. Формирование клеток идет практически на протяжении всей беременности, и заканчивается уже к самым родам. Если же женщина делает аборт и прерывает беременность таким образом (то же самое относится, к сожалению, и к самопроизвольному прерыванию беременности), то клетки грудных желез остаются несформированными, их развитие не завершается. Такие клетки имеют значительно большую способность к раковому перерождению, нежели сформированные окончательно, равно как и еще не начавшие свое формирование. Риск возрастает тем больше, чем больше времени пройдет до момента следующей беременности и родов, которые позволят завершить перестроение клеток молочных желез.

Особое место среди всех осложнений абортов занимает постабортный синдром. Этот синдром включает в себя различные симптомы, как физиологические, так и психологические. Многие из этих симптомов женщина никак не связывает с прошедшим абортом. Наиболее распространенными признаками постабортного синдрома являются: бесплодие и проблемы с зачатием, преждевременные роды, выкидыши, внематочная беременность, сексуальные расстройства, депрессии, чувство вины, суицидальные наклонности, злоупотребление алкоголем и наркотиками, отчаяние, доминирующее желание еще одной беременности, анорексия (отсутствие аппетита и желания есть), ночные кошмары о детях и т.д.

К сожалению, в России нет статистики по частоте возникновения постабортного синдрома, но можно с уверенностью сказать, что наберется очень немного женщин, которые смогли избежать его проявлений в том или ином виде.

В заключении можно добавить, что искусственное прерывание беременности является серьезным испытанием для организма женщины репродуктивного возраста. С развитием медицины угроза здоровью и жизни во время беременности и родов существенно уменьшилась, но все больше женщин сталкиваются с риском, связанным с искусственным прерыванием беременности.

Для того, чтобы не испытывать моральных и физических мук, необходимо помнить, что существует огромное количество методов и средств для предупреждения нежелательной беременности.

Для верного понимания моральных аспектов этого вида медицинского вмешательства необходимо осознать два аспекта проблемы: во-первых, беременность – это нормальный физиологический процесс, происходящий в организме женщины, во-вторых, - это процесс формирования нового человека. Поэтому неверно, с этической точки зрения, как это иногда делается, считать аборт обычным средством планирования семьи наравне с контрацепцией.


Биоэтика представляет собой учение нравственных и эстетических сторон деятельности человека в таких важных науках, как медицина и биология.

Проблемой в биоэтике являются моральные и философские отношения к контрацепции, ЭКО, эвтаназии, трансплантации органов. По нашему мнению, наиболее главной являются взгляды к аборту.

Для начала необходимо разобраться с понятием аборт ( от лат. abortus – выкидыш)- искусственное прерывание беременности, которое заканчивается смертью зародыша.

Правовой и этический смысл:

Существует довольно много точек зрения о запрете или проведении данной процедуры.

С одной стороны, это личное, взвешенное решение самой женщины. Ведь, существует ряд причин, поэтому она не хочет или не может в данный момент выносить, родить и вырастить ребенка. С другой, стоит сказать, что врачи так же должны принимать участие в принятии решения. Возможно это информирование женщины о будущих последствиях.Проблема заключается в том, что искусственное прерывание - выбор свободного гражданина страны, это право женщины. При этом аборт - это прерывание жизни, которая уже зародилась и медленно развивается. Эмбрион на любой стадии развития является носителем человеческого достоинства; он приобретает моральный статус это, делает его субъектом фундаментальных прав.

Поговорим об аргументов против данной процедуры. Зародыш - человеческое существо, который имеет право на жизнь, согласно конституции РФ, статьей № 20. Следовательно, с моральной точки зрения он в нашей стране не допустим, следовательно, данную процедуру необходимо запретить. Но что делать в том случае, если плод приносит вред матери во время беременности и подвергает ее жизнь опасности? Что делать, если у зародыша выявлены серьезные отклонения в развитии, которые после рождения с высокой вероятностью приведут к смерти? Многие сторонники антиабортной позиции считают, что в данном случае ребенок не виноват и все равно имеет право родиться. Но они забывают о последствия этого рождения для здоровья и ментального состояния матери. Какого просыпаться день за днём с мыслью, что близится день смерти тебя или твоего ребёнка, к которому ты уже привязалась?

С религиозной точки зрения аборты трактуются по-разному. Приверженцы патриархального мнения считают, что избавление женщины от ребенка – убийство, т.к. плод обладает правом на жизнь. В Библии сказано, что избавляясь от ребенка, девушка нарушает планы Всевышнего о создании мира. Протестанты, придерживаются такой позиции: если ребенок является последствием насильственного контакта, то тогда аборт не считается убийством. В странах, где ислам является государственной религией, данная процедура запрещена, исключением являются медицинские показания, а в остальных случаях аборт - серьезный грех, карающийся смертью.

Данная проблема является актуальной в нынешнее время. Из всех выше перечисленных мнений и позиций, мы больше придерживаемся мнений о запрете добровольного аборта, т.к. это всё равно убийство, а также вероятность проблем с зачатием новой жизни возрастает в несколько раз. Эту процедуру необходимо проводить только по медицинским показаниям. Следует проводит просветительские беседы среди подростков и молодых людей, чтобы научить их ответственно относиться к выбору партнеров, не пренебрегать контрацепцией и сторониться случайных связей во избежание незапланированной беременности.

Аборт (лат. abortus – выкидыш) – всякое преждевременное прекращение беременности, естественное (самопроизвольное) или искусственное (намеренно вызванное). Аборт представляет не только медицинскую, юридическую, но также и этическую (религиозную) проблему.

В нашей стране моральные проблемы аборта находятся в центре внимания ведущих ученых.

Структура здравоохранения, предусматривающая существование специальных направлений, обеспечивающих производство абортов, разработку медицинских методик искусственного аборта, анестезиологическое обеспечение операции, подготовку специальных медицинских кадров. Современная технологическая комфортность искусственного прерывания беременности, его общедоступность, бесплатность – не только благоприятные условия производства, но и гарантия устойчивого воспроизводства практики аборта.

Одной из основных проблем является правовой и этический статус эмбриона. В каком возрасте нужно рассматривать эмбрион как личность, обладающую правами и защищаемую законодательством?

Особый природный статус эмбриона определяет и его особый моральный статус. Эмбрион еще не является нравственным субъектом, но все наши действия по отношению к нему подлежат моральным оценкам. С точки зрения морали, всякий аборт – в конечном счете зло и обязательно причиняет боль человеческой душе.

Очевидно, что наиболее остро проблема прерывания беременности воспринимается женщиной. Именно женщина оказывается вовлеченной в решение выбора жизни и смерти, именно от нее зависит жизнь человеческого существа. Может быть женщинам и предоставить право решать вопрос о прерывании беременности?

Ответственность за грех убийства нерождённого ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта.

Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести.

В России согласно ч. 3 ст. 70 Федерального закона РФ № 323-ФЗ лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача.

Автономия женщины в вопросе прерывания беременности тесно связана с решением вопроса о статусе плода.

Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются не рожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву.

Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать.

Читайте также: