Междисциплинарный подход к общению кратко

Обновлено: 05.07.2024

Междисциплинарный подход (Interdisciplinary approach). Подход к личности, подчеркивающий важность взаимодействия различных отраслей науки, то есть вклада, который могут сделать социологи, антропологи, этологи и другие ученые в понимание поведения человека.

Теории личности. — СПб.: Питер . Л. Хьелл, Д. Зиглер . 2003 .

Смотреть что такое "Междисциплинарный подход" в других словарях:

Междисциплинарная терапия (interdisciplinary treatment) — Междисциплинарный бригадный подход предполагает использование двух и более лиц, имеющих подготовку в различных профессиональных дисциплинах. Его целью является повышение качества лечения путем интеграции различных сведений, почерпнутых из разных… … Психологическая энциклопедия

Трансдисциплинарность — Трансдисциплинарность способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления вне рамок какой либо одной научной дисциплины. Содержание 1 Общие положения … Википедия

Междисциплинарность — Трансдисциплинарность (Трансконтинентальность) способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления не ограничиваясь рамками какой либо одной научной дисциплины. Содержание 1 Общие положения 2 Часто у … Википедия

ДРАКОН — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/28 сентября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью мож … Википедия

Университетская клиника Гамбург-Эппендорф — Тип медицинский центр Год основания 1884 год Расположение … Википедия

НИХОНДЗИН РОН — (япон. “теории о японцах), другое название НИХОН БУНКА РОН (япон. “теории японской культуры”) общее название для исследований о япон. культурном своеобразии, включающее две их разновидности: а) в широком смысле исследования о япон … Энциклопедия культурологии

Касавин, Илья Теодорович — Илья Теодорович Касавин Дата рождения: 7 ноября 1954(1954 11 07) (58 лет) Место рождения: Москва Страна … Википедия

Научные школы и направления менеджмента — Информация о наличии организационных структур в практике управления обнаружена на глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры. Однако, хотя само управление достаточно старо, идея управления как научной дисциплины, профессии … Википедия

Касавин, Илья Теодорович — (р. 07.11.1954) спец. по теории познания; д р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончил филос. ф т МГУ (1980) и асп. того же ф та (1983). С 1983 работал в ИФ РАН в секторе теории познания: мл. н.с, н.с, ст. н.с, вед. н. с. В наст. вр. гл. н. с.… … Большая биографическая энциклопедия

КАСАВИН Илья Теодорович — (р. 1954) специалист по теории познания, философии науки, современной нем. и амер. философии; доктор филос. наук (1989), главный научный сотрудник сектора теории познания Ин та философии РАН (2000), проф. Ун та Российской академии образования… … Философская энциклопедия

Междисциплинарный подход к общению

Общение является предметом изучения многих наук (рис. 2, рис. 3). Для удобства анализа Н.П. Ерастов выделяет в качестве самостоятельных логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательный и общепсихологический подходы к общению (Ерастов Н.П., 1979).


В логико-гносеологическом плане общение рассматривается как особый вид познавательно-практической деятельности людей, направленной на адекватное отражение действительности, осуществляемое в определенных условиях с определенными целями и с помощью определенных средств. Такой подход к общению позволяет конкретизировать его социальную сущность до уровня структурных компонентов и их связей друг с другом в предельно общем виде.
Процесс общения не может происходить без каких-либо средств. Анализ соответствия этих средств содержанию, обстановке, целям и партнерам общения во многом способствует пониманию его сущности и механизмов. Ясно, что и психологический анализ общения невозможен без тщательного изучения конкретных средств и способов передачи мыслей, чувств, намерений людей в реальных актах общения.
Основным средством общения служит язык. Поэтому изучение его содержания, форм, видов, возможностей и норм составляет важнейшую проблему теории общения как таковой. Эти аспекты общения являются предметом его изучения в функционально-лингвистическом подходе к общению.
Собственно психологический анализ общения начинается там, где используются психологические методы исследования, а наблюдаемые факты фиксируются терминами психологии как науки и рассматриваются в сопоставлении с уже известными психологическими закономерностями. Общение для психолога - это, прежде всего, закономерности протекания психической деятельности людей, общающихся друг с другом с определенными целями в определенных условиях его деятельности.
В практике научного анализа широкое распространение получили различные варианты сочетаний собственно психологического подхода к общению с подходами к нему со стороны других наук (социология, философия, физиология, медицина, педагогика и др.). Комплексно-сочетательные подходы образуют некий единый сплав, или комплекс, психологических и непсихологических сведений (социально-психологическая и психолингвистическая теория общения), другие остаются обычными сочетаниями (психофизиологическая и медико-психологическая теория общения).
Многие из комплексно-сочетательных подходов к общению разрабатываются в рамках традиционных прикладных отраслей психологии (социальная психология, педагогическая психология, психология труда, судебная психология, патопсихология, зоопсихология и др.). Некоторые из подходов носят относительно самостоятельный характер (психолингвистический, логико-психологический, психофизиологический анализ общения).
В каждом из этих подходов есть своя специфика, свои проблемы. Но в целом эти проблемы опираются на общепсихологический анализ общения как явления психической деятельности.



ТЕМА 14. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

· 14.1. Общая характеристика общения

· 14.2. Специфика педагогического общения

· 14.3. Социально-психологические аспекты педагогического общения

· 14.4. Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения

Общая характеристика общения

· 14.1.1. Определения понятия общения

· 14.1.2. Междисциплинарный подход к общению

Определения понятия общения

Междисциплинарный подход к общению

Общение является предметом изучения многих наук (рис. 2, рис. 3). Для удобства анализа Н.П. Ерастов выделяет в качестве самостоятельных логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательный и общепсихологический подходы к общению (Ерастов Н.П., 1979).


В логико-гносеологическом плане общение рассматривается как особый вид познавательно-практической деятельности людей, направленной на адекватное отражение действительности, осуществляемое в определенных условиях с определенными целями и с помощью определенных средств. Такой подход к общению позволяет конкретизировать его социальную сущность до уровня структурных компонентов и их связей друг с другом в предельно общем виде.
Процесс общения не может происходить без каких-либо средств. Анализ соответствия этих средств содержанию, обстановке, целям и партнерам общения во многом способствует пониманию его сущности и механизмов. Ясно, что и психологический анализ общения невозможен без тщательного изучения конкретных средств и способов передачи мыслей, чувств, намерений людей в реальных актах общения.
Основным средством общения служит язык. Поэтому изучение его содержания, форм, видов, возможностей и норм составляет важнейшую проблему теории общения как таковой. Эти аспекты общения являются предметом его изучения в функционально-лингвистическом подходе к общению.
Собственно психологический анализ общения начинается там, где используются психологические методы исследования, а наблюдаемые факты фиксируются терминами психологии как науки и рассматриваются в сопоставлении с уже известными психологическими закономерностями. Общение для психолога - это, прежде всего, закономерности протекания психической деятельности людей, общающихся друг с другом с определенными целями в определенных условиях его деятельности.
В практике научного анализа широкое распространение получили различные варианты сочетаний собственно психологического подхода к общению с подходами к нему со стороны других наук (социология, философия, физиология, медицина, педагогика и др.). Комплексно-сочетательные подходы образуют некий единый сплав, или комплекс, психологических и непсихологических сведений (социально-психологическая и психолингвистическая теория общения), другие остаются обычными сочетаниями (психофизиологическая и медико-психологическая теория общения).
Многие из комплексно-сочетательных подходов к общению разрабатываются в рамках традиционных прикладных отраслей психологии (социальная психология, педагогическая психология, психология труда, судебная психология, патопсихология, зоопсихология и др.). Некоторые из подходов носят относительно самостоятельный характер (психолингвистический, логико-психологический, психофизиологический анализ общения).
В каждом из этих подходов есть своя специфика, свои проблемы. Но в целом эти проблемы опираются на общепсихологический анализ общения как явления психической деятельности.


Общение является предметом изучения многих наук (рис. 2, рис. 3). Для удобства анализа Н.П. Ерастов выделяет в качестве самостоятельных логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательный и общепсихологический подходы к общению (Ерастов Н.П., 1979).

В логико-гносеологическом плане общение рассматривается как особый вид познавательно-практической деятельности людей, направленной на адекватное отражение действительности, осуществляемое в определенных условиях с определенными целями и с помощью определенных средств. Такой подход к общению позволяет конкретизировать его социальную сущность до уровня структурных компонентов и их связей друг с другом в предельно общем виде. Процесс общения не может происходить без каких-либо средств. Анализ соответствия этих средств содержанию, обстановке, целям и партнерам общения во многом способствует пониманию его сущности и механизмов. Ясно, что и психологический анализ общения невозможен без тщательного изучения конкретных средств и способов передачи мыслей, чувств, намерений людей в реальных актах общения. Основным средством общения служит язык. Поэтому изучение его содержания, форм, видов, возможностей и норм составляет важнейшую проблему теории общения как таковой. Эти аспекты общения являются предметом его изучения в функционально-лингвистическом подходе к общению. Собственно психологический анализ общения начинается там, где используются психологические методы исследования, а наблюдаемые факты фиксируются терминами психологии как науки и рассматриваются в сопоставлении с уже известными психологическими закономерностями. Общение для психолога - это, прежде всего, закономерности протекания психической деятельности людей, общающихся друг с другом с определенными целями в определенных условиях его деятельности. В практике научного анализа широкое распространение получили различные варианты сочетаний собственно психологического подхода к общению с подходами к нему со стороны других наук (социология, философия, физиология, медицина, педагогика и др.). Комплексно-сочетательные подходы образуют некий единый сплав, или комплекс, психологических и непсихологических сведений (социально-психологическая и психолингвистическая теория общения), другие остаются обычными сочетаниями (психофизиологическая и медико-психологическая теория общения). Многие из комплексно-сочетательных подходов к общению разрабатываются в рамках традиционных прикладных отраслей психологии (социальная психология, педагогическая психология, психология труда, судебная психология, патопсихология, зоопсихология и др.). Некоторые из подходов носят относительно самостоятельный характер (психолингвистический, логико-психологический, психофизиологический анализ общения). В каждом из этих подходов есть своя специфика, свои проблемы. Но в целом эти проблемы опираются на общепсихологический анализ общения как явления психической деятельности.

14.2.1. Особенности педагогического общения

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе (Педагогическая…, 1993-1996. Т.2). Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания (Леонтьев А.А., 1996) (http://www.avpu.ru/proect/sbornik2004/161.htm). В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения (рис. 4). Приведем некоторые из них. Например, А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива" (Леонтьев А.Н., 1979. С. 3). И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение "как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся". Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения. Можно выделить соответствующие уровни педагогического общения (рис. 5). Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом (рис. 6 ). В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов(Чалдини Р., 2001; см. аннотацию).

Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например:

контактную - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

побудительную - стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;

амотивную - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.

Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса. Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и учащегося. Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь учащихся - важнейшая ценность педагогического общения. В связи с этим ведущим принципом педагогического общения может быть принят императив И. Канта: всегда относиться к себе и учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности. Императив - безусловное требование. Именно это восхождение к индивидуальности в процессе общения и является выражением чести и достоинства субъектов общения. Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

В статье раскрываются способы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с эмоционально лабильными детьми в условиях группы. Особенности поведения, способы коммуникации и эмоционального реагирования детей с ОВЗ существенно усложняют, в некоторых случаях необходимую групповую работу и требуют от специалистов слаженной, согласованной и целенаправленной работы, с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

ВложениеРазмер
publikatsiya.docx 30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Междисциплинарный подход в работе педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении групповых занятий с детьми, имеющих особые потребности

Н.А. Перепечень педагог-психолог, И.В. Дорожкина учитель-логопед

Аннотация : в статье раскрываются способы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с эмоционально лабильными детьми в условиях группы. Особенности поведения, способы коммуникации и эмоционального реагирования детей с ОВЗ существенно усложняют, в некоторых случаях необходимую групповую работу и требуют от специалистов слаженной, согласованной и целенаправленной работы, с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Ключевые слова : междисциплинарный подход, группа, нарушение поведения, речевое развитие.

Как приятно иметь послушного, сдержанного, воспитанного ребенка и в какое порой, отчаяние впадают родители детей с ОВЗ, которые не знают, что еще сделать, чтобы изменить поведение своего чада к лучшему.

Дети категории ОВЗ, как правило, имеют сочетанную форму нарушений и практически всегда у них нарушена эмоционально - волевая и коммуникативная сферы. Основной причиной нарушения поведения является нарушение регуляторных механизмов психики, вследствие чего волевые компоненты и самоконтроль снижаются, страдают такие свойства личности как : внутренняя организация, сдержанность, самодисциплина, готовность воспринимать общественные установки .

В поведении это обычно выглядит так:

  • Агрессия, аутоагрессия;
  • Повторяющиеся действия (стереотипии);
  • Деструктивное поведение;
  • Вспышки гнева;
  • Отказ от деятельности.

Групповые занятия для таких детишек, подчас, становятся недосягаемыми вследствие поведенческих трудностей, но ведь умение общаться, уступать, делиться не появятся сами собой - нужен опыт группового общения и научение поведенческим моделям!

Здравоохранение пугает ростом числа детей рожденных с поражение ЦНС, а узкие специалисты, в свою очередь, понимают, что сложных в организации и поведении детей в классах (группах) будет значительно больше, а значит, надо учиться новым формам работы с ними, в том числе командным.

Организация междисциплинарного подхода

Междисциплинарный подход - это совместная системная работа двух и более специалистов различного профиля, преследующие единые цели.

Сущность данного подхода в преодолении границ между отдельными дисциплинами, увеличивающие их доступность, в расширение потенциальных возможностей, как ребенка, так и специалистов, в преследование единых целей, позволяющих оказывать целостную разно профильную помощь особому ребенку.

Для групповой работы, все члены рабочей группы должны хорошо знать нарушенные потребности и ресурсные возможности каждого ребенка в группе. Его сильные и слабые стороны. Совместно планировать темы занятия и ставить конкретные задачи для каждой групповой встречи. Распределять ответственность и совместно оценивать результаты.

Компенсация быстрой утомляемости, отказа от деятельности возможна при условии быстрой смены видов деятельности, двигательных поручений и музыкальных минуток. Если в одном групповом занятии предусмотрены психологический и логопедический блоки, то важным моментом является дублирование основных тематических постулатов в обоих блоках, но в разном преподношении!

Задачи и способы коррекции поведения

(визуальное расписание, иллюстрация правил поведения в виде пиктограмм, визуальные инструкции)

  1. обучение новому поведению (альтернативному поведению);

(формирование умения выражать просьбу, привлекать внимание, выражать отказ и стимулировать себя адекватным образом).

(одобрение, дополнительная мотивация)

4) постепенное уменьшение подкрепления дезадаптивного поведения ; ( порицание, удивление поведению, присущему на более ранних этапах)

5) обеспечение безопасности (по мере необходимости) - блокировка агрессивных действий ребенка и удержание его на безопасном расстоянии от других детей.

Учитывая индивидуальные способности и потребности ребенка, необходимо так организовать процесс общего занятия, чтобы в нем могли участвовать все дети, всем было интересно и полезно, а специалисты, работая как одна команда, достигали поставленных целей и выполняли задачи в области своей дисциплины. В связи с этим появляются все новые и новые формы взаимодействия всех участников коррекционно-педагогического процесса, в который включаются также специалисты из области медицины, реабилитации и родители.

В интегрированной группе можно импровизировать, тогда одна и та же игра может служить решением различных задач у разных детей. Это дает специалисту возможность для творчества, поиска разнообразных игр и заданий и расширяет потенциальную коррекционную зону.

На подгрупповых занятиях, прежде чем начать работу, для детей создается положительно заряженная атмосфера и условия для успешной мотивации к занятию. На первый план выходит психологическая составляющая общения: снятие зажимов, обстановка раскрепощенности, а это ключ к началу коммуникации! Изучая состояние мотивационной сферы, стараемся наблюдать за ребенком на всех этапах занятия, в разных видах деятельности. Такое динамическое наблюдений позволяет создать целостную картину и выявить сохранную мотивированную сферу деятельности для каждого ребенка. Так, в логопедическом блоке, работая с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, ставится цели: активизация речи, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению, а также формирование психофизических предпосылок речи и первоначальных навыков общения.

Методически организованное взаимодействие всех участников коррекционно - образовательного процесса, слаженная работа специалистов и активное участие родителей на всех этапах занятия, позволяет сопровождать детей с ОВЗ с наибольшей эффективностью. Наш небольшой опыт работы уже дает возможность сделать первые выводы о том, что такие формы взаимодействия повышают динамику развития, улучшают детско - родительские отношения в семье и корригируют нарушенные функции ребенка, максимально комфортно включая его в социальную и образовательную среду.

Interdisciplinary approach). Подход к личности, подчеркивающий важность взаимодействия различных отраслей науки, то есть вклада, который могут сделать социологи, антропологи, этологи и другие ученые в понимание поведения человека.

в изучении конфликтов) (от лат. disciplina – учение, наука) – форма организации исследований конфликта, предусматривающая сотрудничество между представителями разных дисциплин в решении комплекса проблем, относящихся к конфликту. В настоящее время конфликт изучают представители 16 наук. К основным принципам М. п. можно отнести целостное изучение конфликта, равноправие наук, изучающих конфликт, интеграцию, редукционизм. Принцип междисциплинарности является, наряду с принципами преемственности, эволюционизма, личностного подхода поиска скрытого содержания конфликтов, борьбы со Злом в его конфликте с Добром основополагающим в отечественной конфликтологии. Без использования М. п. конфликты глубоко изучить и эффективно регулировать невозможно.

Читайте также: