Методология проектирования это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Любые сложные начинания и производственные работы требуют соблюдения участниками проекта единого разработанного плана. Без документа, в котором бы содержалась вся подробная информация графического и текстового характера об этапах производства, слаженного взаимодействия не получится. Этот закон распространяется на все виды деятельности в большей или меньшей степени. В этой статье мы расскажем о процессе проектирования: что это такое, каков его объект и каковы основы разработки.

Из чего состоит проектная работа

В первую очередь весь пакет бумаг можно разделить на чертежи и документацию.

Любой объект в строительстве, макет разрабатываемого продукта, например, детали автомобиля или план по реконструкции жилого участка содержит схематические изображения. В ряде случаев они остаются на примитивном уровне – местоположение объектов, линии пересечения коммуникаций или расположение глаз в конструкции игрушечной куклы.

Но чаще используются многослойные планы, которые содержат ряд файлов для специализаций – в случае согласованной работы разных отделов или технически трудного выполнения изделий. Такая работа проводится на компьютере в специализированных программах – САПРах. Это позволяет оперативно обмениваться информацией, вносить коррективы по ходу производства и выполнять точные расчеты.

что является объектом проектирования

Документация представлена в проектах рядом актов, требований, норм и отчетов. Сюда же могут входить сметы по стоимости израсходованных материалов, рекомендации по работе конкретных специалистов, договоры и запротоколированные условия сделки – сроки изготовления и реализации объекта. Чтобы точно определить, что включает в себя проектирование, важно знать сферу, в которой оно происходит. В зависимости от нее будут добавлены или убраны из перечня чертежей и сопутствующих бумаг специализированные пункты.

Основу процесса проектирования любой информационной системы составляют: методология, технология, методы и инструментальные средства проектирования.

Методология.Методология предлагает принципы проектирования, определяет общие подходы (концептуальную модель) к оценке и выбору варианта системы, последовательность стадий и этапов проектирования и в конечном итоге позволяет выбрать метод проектирования.

Методология реализуется через конкретные технологии и поддерживающие их стандарты, методы, методики и инструментальные средства, которые обеспечивают выполнение процессов жизненного цикла информационных систем.

Методология создания информационных систем заключается в организации процесса построения информационной системы и обеспечении управления этим процессом для того, чтобы гарантировать выполнение требований как к самой системе, так и к характеристикам процесса разработки.

Основные задачи, решение которых должна обеспечивать методология создания корпоративных информационных систем (с помощью соответствующего набора инструментальных средств):

§ обеспечивать создание корпоративных ИС, отвечающих целям и задачам организации, а также предъявляемым требованиям по автоматизации деловых процессов заказчика;

§ гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджета проекта;

§ поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы с целью обеспечения ее соответствия изменяющимся условиям работы предприятия;

§ обеспечивать создание корпоративных информационных систем, отвечающих требованиям открытости, переносимости и масштабируемости;

§ обеспечивать преемственность разработки – возможность использования в создаваемой системе разработанных ранее и при меняемых на предприятии средств информационных технологий (программного обеспечения, баз данных, средств вычислительной техники, телекоммуникаций).

Внедрение методологии должно приводить к снижению сложности процесса создания ИС за счет полного и точного описания этого процесса, а также применения современных методов и технологий создания ИС на всем жизненном цикле ИС – от замысла до реализации.

Создание, сопровождение и развитие современных сложных информационных систем базируется на методологии построения таких систем как открытых. Открытые информационные системы создаются в процессе информатизации всех основных сфер современного общества: органов государственного управления, финансово-кредитной сферы, информационного обслуживания предпринимательской деятельности, производственной сферы, науки, образования. Развитие и использование открытых информационных систем неразрывно связаны с применением стандартов на основе методологии функциональной стандартизации информационных технологий.

Методология построения информационных систем содержит следующие компоненты:

§ набор моделей (типов моделей) для описания требований к ИС, проектных и программных решений. Каждая модель обычно содержит как определение конструкций (нотацию), так и правила их использования (синтаксис);

§ метод применения набора моделей для построения ИС. Метод обычно использует фиксированный набор моделей и определяет последовательность их построения для описания различных аспектов создаваемой системы;

§ процесс организации проектных работ, который включает различные технологии.

Понятие программной инженерии. Основные цели программной инженерии. Этапы становления и развития программной инженерии.

При планировании проектов зачастую по тем или иным причинам устанавливаются невыполнимые сроки, закладываются недостаточные ресурсы. Таким образом, возникают безнадежные проекты (death march projects). Признаки безнадежного проекта:

· план проекта сжат более чем наполовину по сравнению с нормальным расчетным планом;

· количество разработчиков уменьшено более чем наполовину по сравнению с действительно необходимым для проекта данного размера и масштаба;

· бюджет и связанные с ним ресурсы урезаны наполовину;

· требования к функциям, производительности и другим характеристикам вдвое превышают значения, которые они могли бы иметь в нормальных условиях.

Другой причиной неверного планирования является заблуждение относительно производительности проектировщиков. В большом проекте общая производительность группы разработчиков не равна сумме производительностей отдельных членов группы (посчитанной как если бы они работали в одиночку).

Путем выхода из кризиса ПО стало создание программной инженерии.

В основе программной инженерии лежит одна фундаментальная идея: проектирование ПО является формальным процессом, который можно изучать и совершенствовать.

Освоение и правильное применение методов и средств программной инженерии позволяет повысить качество, обеспечить управляемость процесса проектирования.

Основные цели программной инженерии:

§ системы должны создаваться в короткие сроки и соответствовать требованиям заказчика на момент внедрения;

§ качество ПО должно быть высоким;

§ разработка ПО должна быть осуществлена в рамках выделенного бюджета;

§ системы должны работать на оборудовании заказчика, а также взаимодействовать с имеющимся ПО;

§ системы должны быть легко сопровождаемыми и масштабируемыми.

Проект ПО – совокупность спецификаций ПО (включающих модели и проектную документацию), обеспечивающих создание ПО в конкретной программно-технической среде.

Проектирование ПО – это процесс создания спецификаций ПО на основе исходных требований к нему.

Классификация программных проектов по размеру группы разработчиков и длительности проекта:

§ небольшие проекты – проектная команда менее 10 человек, срок от 3 до 6 месяцев;

§ средние проекты – проектная команда от 20 до 30 человек, протяженность проекта 1-2 года;

§ крупномасштабные проекты – проектная команда от 100 до 300 человек, протяженность проекта 3-5 лет;

§ гигантские проекты – армия разработчиков от 1000 до 2000 человек и более (включая консультантов и соисполнителей), протяженность проекта от 7 до 10 лет.

Этапы становления и развития программной инженерии:

1 70-е и 80-е годы – систематизация и стандартизация процессов создания ПО (на основе структурного подхода);

2 90-е годы – начало перехода к сборочному, индустриальному способу создания ПО (на основе объектно-ориентированного подхода).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Три группы методов, описанных Сергеевой В.П., с помощью которых можно разрабатывать проекты и обучать проектированию.

Методы проектирования

В проектировании используются десятки методов. Приведем три группы методов, описанных Сергеевой В.П., с помощью которых можно разрабатывать проекты и обучать проектированию.

  • предложение идеи и описание ее структуры и механизма реализации;
  • фиксация идей:
  • анализ и оценка каждой идеи;
  • отбор наиболее интересных и нестандартных.

II. Вторая группа методов проектирования связана с пересмотром постановки задач.

Данный метод чаще всего используется в работе со школьниками для начального формирования проектировочных умений (например, в работе с младшими школьниками).

  • Почему данную проблему нужно решать?
  • Что нужно сделать, чтобы проблемная ситуация разрешилась?
  • Какие средства для этого необходимы?
  • Кто мог бы участвовать в проекте и т.п.

Проблема: рост числа детей и подростков с игровой зависимостью.

  1. Почему? В чем причина? Причина в стремлении к уходу от действительности.
  2. Почему? В чем причина? Школьные кружки и секции не обеспечивают интересный досуг.
  3. Почему? В чем причина? Недостаточно современных и интересных форм организации внеучебной и досуговой деятельности учащихся.
  4. Почему? В чем причина? Основными приоритетами учебно- воспитательного процесса является обученность и учебные достижения учащихся, не используют новые формы организации свободного времени учащихся.
  5. Что делать? Обеспечить поиск и применение инновационных форм организации досуговой деятельности школьников (организовать повышение квалификации, стимулировать применение инноваций в воспитательном процессе со школьниками и в работе с родителями и пр.).

III. Третья группа методов – это творческие методы проектирования.

Таким образом, можно видеть, что существует множество методов, с помощью которых можно создавать оригинальные и интересные проекты.

Оптимальный выбор методов проектирования определяется спецификой деятельности, заложенной в проекте, возрастом участников, длительностью проекта и т.д.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Piccy.info - Free Image Hosting

При написании статьи у меня возникли большие трудности с поиском информации. Информации просто не было. После долгого копания в страницах гугла обнаружилось, что терминология проектирования в русском языке несколько отличается. В русском языке проектирование это один из этапов разработки программного обеспечения, а дисциплина, изучающая проблематику создания и управления проектами, методологий проектирования и т.д. называется программной инженерией или технологией промышленного программирования(если совсем по русски). Если еще остались те кто этого не знал, то возможно мое замечание, вам, немного поможет.

С чего все начиналось

История развития управления проектами как таковыми восходит к Ноеву Ковчегу и коллективной охоте первобытных людей на мамонта. Более того некоторые элементы управления проектами можно усмотреть в поведении хищников, охотящихся стаями.

Появление новой дисциплины

Термин программная инженерия был в первые использован в 1968 году в качестве темы конференции, посвященной вопросам максимальной загрузки самых мощных (по тем временам) компьютеров.
Определение заложило основы новой научно-практической дисциплины: нужно было создать систему инженерных принципов, применимую к разработки ПО, обеспечить экономичность и надежность разработки, а также эффективную работоспособность конечного продукта на различных реальных машинах.

Итак программная инженерия — это инженерная дисциплина, которая связана со всеми аспектами производства ПО от начальных стадий создания спецификации до поддержки системы после сдачи в эксплуатацию.

Методологии в программной инженерии

  • традиционная(каскадная, водопадная) модель;
  • cпиральная модель;
  • итеративная и инкрементная модель(эволюционный подход).

Подробнее о методологиях

  • процесс должен подчиняться дисциплине, разумному планированию и управлению;
  • реализация продукта должна быть отложена до полного понимания целей этой реализации.

Итеративная модель предполагает разбиение жизненного цикла проекта на последовательность итераций, каждая из которых напоминает “мини-проект”, включая все фазы жизненного цикла в применении к созданию меньших фрагментов функциональности, по сравнению с проектом, в целом. Упоминания о данной методологии начали появляться задолго до статьи У. Ройса и появления самой программной инженерии. Истоки концепции итеративной разработки прослеживаются в относящихся к 30-м годам работах эксперта по проблемам качества продукции Уолтера Шеварта из Bell Labs. Важной вехой в истории является осуществленный в 50-е годы проект по разработке сверхзвукового реактивного самолета X-15. По мнению участников этих работ, применение данной методологии в значительной степени определило успех проекта.
Наиболее обсуждаемые сейчас гибкие методологии разработки (Agile методологии) относятся именно к итеративным моделям ЖЦ. При описании любой из гибких методологий упоминается принцип разделения на итерации. Однако, особенность данных методологий это упор на человеческий фактор, а не на документацию проекта, что никак не обозначается в описании итеративной и инкрементной методологии.

Гибкие методологии разработки начали появляться на фоне быстрорастущего усложнения технологий и всеобщей информатизации. Теперь заказчиком в большинстве случаев является лицо далекое от информационных технологий. Для такого заказчика главным является готовый продукт, а не фолианты документации. При экспоненциально растущем темпе развития информационных технологий сроки на разработку ПО сократились и стали жестче. Теперь нет времени на долгое планирование, написание документации и полновесное тестирование. Программный продукт может устареть еще до релиза. В противовес традиционным методологиям разработки итеративные методологии делят выполнение проекта на короткие итерации, ограниченные по времени. После каждой итерации заказчику продукта предоставляется результат. Предусмотрен откат на предыдущие итерации. Появление гибких методологий не привязано к конкретной дате, так как начиная с середины 90х годов начали появляться и внедряться практически параллельно. Это были методологии разработки такие как: Scrum (1995), экстремальное программирование (1996), Crystal Clear, Lean, Kanban и другие. Созданный в феврале 2001 года, Agile-манифест, провозгласил философию гибких методологий разработки и задал вектор развития данных методологий.

Современный этап развития методологий

Сейчас выбор методологии проектирования как никогда подвержен влиянию маркетинга. Все больше появляется консультантов по внедрению agile, коучеров, проводящих бесконечные тренинги, семинары, вэбинары, бесконечные встречи, конференции, круглые столы. Все эти мероприятия направлены на продажу внедрения в ИТ-компаниях за большие деньги приглашенными специалистами или повышения рейтинга компаний, которые уже внедрили гибкие методологии.
Гибкие методологии сейчас — это в большей степени свод знаний по организации работы людей с психологической точки зрения. Такие методологии помогают команде проявлять творческую составляющую, умение работать в команде, навыки коммуникации и прочее. Техническая сторона организации работ все больше уходит на второй план. Только ХР(Экстремальное программирование) имеет в своем арсенале такие инженерные практики как разработка через тестирование, метафоры и рефакторинг. Эти практики с успехом применяются в сочетании с другими методологиями. При некачественном внедрении Agile мы получаем то, что сейчас происходит на рынке IT продуктов. Рынок перенасыщен некачественными, нестабильными продуктами, не отвечающими требованиям не к функционалу, ни к интерфейсу. При этом, что скорость выпуска таких продуктов, благодаря пропагандируемому Agile принципу непрерывной интеграции, постоянно растет.

В заключении хочется добавить, что раскрываемая в статье тема является одной из составляющих моего дипломного проекта. Именно поэтому цель данной статьи мнение опытных и знающих людей в этом вопросе, поэтому комментарии любого толка(а особенно по теме) очень приветствуются.

Читайте также: