Органы внешних сношений кратко

Обновлено: 07.07.2024

Дипломатическая деятельность государств реализуется через систему органов внешних сношений. Различают внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.

К внутригосударственным органам внешних сношений относятся:

· Министерство иностранных дел;

· другие ведомства и службы, в функции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.

Президент РФ в соответствии с Конституцией России и федеральным законодательством определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ, в частности:

· осуществляет руководство внешней политикой РФ;

· ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

· подписывает ратификационные грамоты;

· принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

· назначает и отзывает дипломатических представителей в другие государства и международные организации;

· присваивает высшие дипломатические ранги.

Государственная дума принимает законы, в том числе о ратификации и денонсации международных договоров РФ, о вступлении РФ в межгосударственные союзы и организации и др.

Совет Федерации решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории, рассматривает законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ.

Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики нашего государства, принимает решения о проведении переговоров и заключении межправительственных и межведомственных договоров.

Министерство иностранных дел РФ в соответствии с Положением о МИД РФ 1995 г. осуществляет следующие функции:

· разрабатывает общую стратегию внешней политики РФ и представляет предложения Президенту РФ;

· обеспечивает дипломатические и консульские сношения РФ с иностранными государствами, международными организациями, представительство и защиту за рубежом интересов РФ, прав и интересов российских физических и юридических лиц, ведение переговоров от имени РФ, разработку проектов международных договоров РФ, наблюдение за выполнением договоров РФ и др.

Помимо названных, к органам внешних сношений РФ относятся:

Государственный таможенный комитет РФ;

Федеральная пограничная служба и др.

Зарубежными органами внешних сношений являются:

· дипломатические и консульские представительства;

· представительства государств при международных организациях;

· делегации на международных совещаниях и конференциях;


Существуют два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Существенных различий между ними нет, но большинство государств, в том числе и Россия, предпочитают обмениваться посольствами. Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол, миссию – чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах.

Дипломатические отношения устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами (примером является Совместное заявление об установлении дипломатических отношений между РФ и ЮАР 1995 г., где стороны согласились установить полномасштабные дипломатические отношения на уровне послов). Могут также открываться отделения дипломатических представительств в различных городах.

Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса:

1) чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств;

2) чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств;

3) поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел.

От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах – лицо, временно исполняющее функции главы представительства любого класса во время его отсутствия (отпуска, отзыва и т.д.). Класс, к которому принадлежит глава представительства в конкретном государстве, определяется соглашением между государствами об установлении дипломатических отношений.

Дипломатические представительства выполняют следующие функции:

· представляют свое государство в стране пребывания;

· защищают интересы аккредитующего государства и его граждан в стране пребывания;

· ведут переговоры с правительством страны пребывания;

· выясняют всеми законными средствами условия и события в стране пребывания;

· поощряют дружественные отношения между аккредитующим государством и страной пребывания.

Перед назначением главы представительства аккредитующее государство запрашивает у компетентных властей страны пребывания агреман (согласие) на назначение конкретного лица главой представительства в данном государстве. Отказ в агремане или отсутствие ответа на запрос препятствуют назначению лица главой представительства. Государство не обязано мотивировать свой отказ в агремане.

В Российской Федерации глав дипломатических представительств в иностранных государствах назначает Президент РФ, а верительные грамоты подписывает министр иностранных дел РФ.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Международное право определяет отношения между своими субъектами, которыми по утвержденным нормам являются государства, международные межправительственные организации и прочие акторы мировой политики. Международное взаимодействие между субъектами международного права совершается уполномоченными на то структурами либо официальными представителями, которые от лица страны вправе вести переговоры и достигать международных соглашений. В этих целях в границах другого государства размещаются необходимые органы внешних сношений определенного государства, которые представляют страну на официальном уровне. Их отличия прежде всего в сферах деятельности и служению определенным целям.

Право внешних сношений – симбиоз норм и принципов международного права, определяющих на согласованной общедемократической основе официальные связи и взаимоотношения между игроками международного права, которые определяются и поддерживаются их органами внешних сношений.

Часто внешние сношения государств представляются в широком и узком понятиях. В широком понятии международные сношения – это совокупность внешних связей всех фигур национальной принадлежности, которые функционируют в пределах государства, его органов и уполномоченных лиц, а также всех его физических и юридических лиц. Узкое понятие подразумевает международные сношения, как определенную долю всеобщей системы международных отношений и фигурирование каждого государства на международной арене. Они содержат только официальные отношения, поддерживаемые особыми государственными структурами с другими субъектами международного права мирными способами сообразно общепринятым канонам.

Система права внешних сношений

Система права внешних сношений будучи отраслью международного декларативного права включает следующие разделы:

  • дипломатическое право;
  • дипломатическое право международных организаций;
  • право специальных миссий;
  • консульское право.

Все эти разделы права внешних сношений имеют совместное поле правового регулирования – официальную деятельность государств в межгосударственных взаимодействиях с поддержкой определенных органов. В то же время правовой статус, преимущества и иммунитеты органов внешних сношений не одинаковы в этих четырех сферах.

Регулируют их деятельность разные, но зависящие друг от друга международные договоры – Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

Венская конвенцией о консульских сношениях 1963 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

Органы внешних сношений

Органами внешних сношений называются органы, которые стоят на страже интересов страны и ее граждан в официальных отношениях с иными государствами. Органы внешних сношений реализуют такое представительство почти во всех сферах, но преимущество на политической стороне, а также у сфер экономики и права.

Органы внутри государства, призванные осуществлять внешние сношения подразделяются по характеру полномочий и по способу их формирования на:

  • специализированные, организация которых в основном зависит от существования определенных международных договоров и соглашений, правда их организация происходит также путем формирования актов внутригосударственного права;
  • конституционные, то есть организованные каждым государством отдельно, их существование определено конституцией каждого государства, в которой указан объем их полномочий.

Согласно международному праву, в отсутствии официальных полномочий по своему официальному положению государство представляют президент, монарх император, словом, непосредственно, глава государства, а также глава правительства и министр иностранных дел.

Обязанности и полномочия

Обязанность главы государства – отвечать за повседневное общее политическое управление внешними сношениями и представительство страны на международной арене, что юридически отражено в конституционных нормах определенного государства.

Существуют полномочия исключительной компетенции в сфере внешних сношений у главы государства:

  • прием верительных грамот аккредитованных иностранных послов и посланников других государств;
  • официальное назначение на пост и лишение должности послов и посланников определенного государства в других странах.

Президент или иной глава государства имеет право лично и непосредственно проводить встречи, переписываться и вести переговоры с высшими должностными лицами других стран (дипломатические отношения высшего уровня), в то же время, как упоминалось выше, для всей этой деятельности главе государства не нужны специальные полномочия.

Парламент, как главный представительский орган государства должен проводить общее руководство внешней политикой. Обычно в полномочия различных парламентов входит:

  • решение вопросов войны, мирного сосуществования, изменений границ;
  • ратификация международных договоров;
  • обязанность регулировать затраты на внешнеполитическую деятельность.

Правительство, в то же время:

  • регулирует главные курсы внешней политики страны и вносит определенные предложения на рассмотрение главы государства и парламента;
  • организует реализацию и контроль за принятыми решениями внешнеполитической деятельности государства.

Прямое руководство внешнеполитической работой и дипломатической службой государства реализует правительство посредствам министерства иностранных дел. В то же время ведомство по иностранным делам выполняет повседневную срочную работу в области реализации внешних сношений страны.

Функции и деятельность

Основные функции, осуществляемые министерством иностранных дел:

  • прямое представительство, охрана прав и интересов конкретного государства в международном общении;
  • контроль отношений, прописанных договором либо соглашением дипломатических и консульских взаимодействий между конкретными государствами;
  • обеспечение по поручению собственного правительства связей и отношений, которые дает членство конкретного государства в международных организациях и сотрудничество в работе международных конференций;
  • проведение наблюдения и контроля над работой дипломатических, консульских и иных представительств конкретного государства за границей;
  • обработка информации, приходящей от представительств других государств.

Зарубежные органы внешних сношений страны подразделяются на постоянные и временные:

  • постоянные:
    • дипломатические миссии и посольства государств, аккредитованные в тех странах, с которыми налажены дипломатические отношения;
    • консульские учреждения;
    • длительные представительства постоянных наблюдателей при международных организациях и миссии;
    • представительства торговых отношений;
    • делегации на всевозможных международных конференциях;
    • специальные миссии;
    • объединения наблюдателей на международных форумах;
    • делегации, созданные для участия в деятельности сессий международных организаций и их органов и прочие.

    Субъектами органов внешних сношений, в том числе, могут являться:

    • военные командиры кораблей и частей, которые пребывают за границей и представляют государство флага, однако, в исключительных случаях наделены правом выступать от имени своего государства в области официальных отношений с руководством иностранного государства;
    • пограничные представители, такие как пограничные комиссары и пограничные уполномоченные, назначаемые для урегулирования пограничных инцидентов из числа офицеров пограничных войск, в работе следуют законодательству своего государства и утвержденным международным договорам, в которых сами участвуют и при этом осуществляют необходимую часть внешних сношений своей страны.

    Правовое положение этих представителей вооруженных сил страны по своему правовому положению больше всего схоже со специальными миссиями.

    Нередко для углубления и расширения международного взаимодействия в различных сферах международных отношений появляется необходимость участия во внешних сношениях других органов государства, тех, которые не имеют дипломатических функций по своей природе, однако, их работа напрямую зависит от исполнения поставленных государственных внешнеполитических задач.

    Право внешних сношений — это собой комплекс международно-правовых и внутригосударствен­ных норм, которые регулируют функционирование органов внешних сношений государств, деятельность международных организаций и спе­циальных миссий, а также определяют правовой статус лиц, участвующих в деятельности этих структур. Иначе, это отрасль международного права, система принципов и норм, определяющих правовой статус и функции органов внешних сношений государств.

    Подотрасли права внешних сношений:

    1. право внутригосударственных органов внешних сношений;
    2. дипломатическое право;
    3. право дипломатического протокола;
    4. консульское право.

    Каждая подотрасль права внешних сношений состоит из институтов. Например, право внутригосударственных органов внешних сношений включает в себя такие институты, как:

    • глава государства;
    • парламент;
    • правительство;
    • внешнеполитическое ведомство.

    Подотрасль дипломатического права состоит из институтов:

    • дипломатические представительства;
    • дипломатические миссии;
    • постоянные представительства государств при международных организациях и др.

    Основные источники права внешних сношений :

    1. международный договор;
    2. международный обычай.

    В настоящее время главными документами права внешних сношений являются:

    • Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.;
    • Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.;
    • Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и другие универсальные документы.

    Кроме универсальных источников права внешних сношений существуют и региональные соглашения (например, Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках, подписанная 20 странами Латинской Америки в 1928 г., которая действует и поныне).

    Принципы права внешних сношений:

    1. Принцип суверенного равенства (все государства имеют равные суверенные права и обязанности, являются равноправными членами международного сообщества. Государства обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению отношения с другими государствами в соответствии с международным правом. Они имеют право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками тех или иных договоров).
    2. Принцип невмешательства (государства не могут вмешиваться не только во внутренние, но и во внешние дела другого государства, входящие в его суверенную компетенцию.Государство не может применять или поощрять применение экономических, политических или иных мер с целью подчинения другого государства при осуществлении им своих суверенных прав).
    3. Принцип сотрудничества (международное право обязывает государства сотрудничать друг с другом во имя достижения целей ООН).

    Международное право и дипломатия

    Внешняя политика государства представляет собой его общий курс в международных делах. Внешняя политика определяет цели, задачи и направления, а также формы, способы и методы деятельности государства в сфере международных отношений.

    Главные внешнеполитические цели любого демократического государства состоят в том, чтобы обеспечивать его безопасность, создавать благоприятные внешнеполитические условия для экономического, социального и культурного развития страны, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина.

    Важнейшим средством осуществления внешней политики государства является дипломатия , под которой понимают официальную деятельность глав государств, правительств, внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств, специальных делегаций и миссий, дипломатических представительств за рубежом.

    Основные средства дипломатии:

    1. дипломатические переговоры;
    2. дипломатическая переписка;
    3. участие в работе международных организаций и конференций;
    4. подготовка и заключение международных договоров;
    5. деятельность постоянных представительств государства за рубежом;
    6. официальное издание международных документов.

    Дипломатическое право — подотрасль права внешних сношений,совокупность правовых принципов и норм, регулирующих правовой статус зарубежных государственных органов внешних сношений.

    Источниками дипломатического права являются:

    • Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.;
    • Конвенция о специальных миссиях 1969 г.;
    • Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.;
    • некоторые региональные соглашения и двусторонние договоры в указанной области сотрудничества.

    Система органов внешних сношений

    Система органов внешних сношений состоит из:
    1) постоянных органов:

    Органы внешних сношений – органы, осуществляющие функции по взаимодействию и сотрудничеству государств.

    Виды органов внешнего сношения

    I. Внешние

    • Дипломатические представительства – постоянный орган;
    • Консульские учреждения – постоянный орган;
    • Специальные миссии – временный орган.

    II. Внутренние

    • Глава государства;
    • Парламент;
    • Правительство;
    • Министерство иностранных дел.

    Дипломатические представительства: структура, функции, привилегии

    Дипломатическое представительство – государственное учреждение, действующее от имени аккредитующего государства в государстве пребывания для осуществления дипломатических сношений между ними

    Виды дипломатических представительств

    • Посольства (возглавляют чрезвычайный и полномочный посол);
    • Миссии (возглавляют чрезвычайный или полномочный посланник либо поверенный в делах).

    Функции дипломатического представительства

    • Представительская;
    • Информационная;
    • Поощрение дружественных отношений;
    • Ведение переговоров
    • Развитие взаимоотношений в области экономики, политики и т.д.;
    • Защита интересов государства и его граждан.

    Привилегии представительства

    • Государство пребывания должно либо оказать содействие аккредитующему государству в приобретении помещения;
    • Помещение представительства, его документы и архивы не прикосновенны;
    • Помещение представительства не облагается налогами;
    • Дипломатическая почта не подлежит вскрытию или задержанию.

    Консульские учреждения: состав, функции, иммунитеты

    Консульское учреждение – государственное учреждение, действующее от имени представляемого государства в государстве пребывания для осуществления консульских сношений между ними.

    Читайте также: